Актуальность изо в школе

Обновлено: 09.07.2024

Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, дополнительное образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, отвечающих требованиям последнего времени.

ВложениеРазмер
statya.docx 30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования

Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, дополнительное образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, отвечающих требованиям последнего времени .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Педагогические возможности современной системы дополнительного образования

Система дополнительного образования на современном этапе.


Диагностика и развитие мотивационной сферы личности детей в условиях системы дополнительного образования.

Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее. Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М., 2010.-С.254-257.


Воспитание культурного человека в системе дополнительного образования

Статья об организации художественно-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста на занятиях в системе дополнительного образования.


Музыкальное воспитание детей в условиях обновления дополнительного образования

Музыкальное образование детей имеет огромное значение.Музыка помогает и дает возможность гармонического развития в условиях современной реальности.


Дошкольное и начальное воспитание в условиях современной системы инновационного образования
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Посредством детского рисунка, раскрывается внутренний мир ребенка. Детский рисунок всегда привлекает педагогов и психологов. По нему можно определить психологическое состояние, умственное развитие и наличие знаний у ребенка.

Цель: Создание единого образовательного пространства средствами ИЗО в современном мире: ребенок – родители – педагог.

Создание единого образовательного пространства средствами ИЗО в современном мире: ребенок – родители – педагог.

Задачи: - - Привлечение родителей к совместной работе по развитию чувства прекрасного через изобразительное искусство - повышение педагогического опыта

- Привлечение родителей к совместной работе по развитию чувства прекрасного через изобразительное искусство

- повышение педагогического опыта

Механизмы реализации проекта: Подготовительный: Педсовет, разработка программы Данный проект реализуется через: - разработку программ урочной и внеурочной деятельности ( педагог – родители); - изучение литературы(дети – педагог – родители); - использование традиционных и нетрадиционных форм занятий( дети – педагог); - использование ИКТ на занятиях по изобразительному искусству( педагог); - посещение музеев, выставок, знакомство с архитектурными памятниками( дети – педагог – родители).

Механизмы реализации проекта:

Подготовительный:

Педсовет, разработка программы

  • Данный проект реализуется через:
  • - разработку программ урочной и внеурочной деятельности ( педагог – родители);
  • - изучение литературы(дети – педагог – родители);
  • - использование традиционных и нетрадиционных форм занятий( дети – педагог);
  • - использование ИКТ на занятиях по изобразительному искусству( педагог);
  • - посещение музеев, выставок, знакомство с архитектурными памятниками( дети – педагог – родители).

Основной Создание системы взаимодействия в социуме по решению проблемы актуальности преподавания изобразительного искусства в школе. Разработка плана совместной деятельности : работа с родителями (проведение экскурсий, оформление выставок творческих работ, посещение музеев и т.д.); план мероприятий( круглые столы, дискуссии, встречи с интересными людьми и т. д.); перспективный план

Заключительный:

  • Дать учащимся широкое эстетическое образование – от элементарных эстетических понятий до постижения шедевров мирового искусства, знакомство с различными эпохами, стилями, жизнью и творчеством выдающихся деятелей искусства, что и определяет выбор будущей профессии;
  • помогают сохранить национальную культуру , её народные корни – основу национального единства страны;
  • развивают моторику рук, умение передавать свои чувства при помощи графических и живописных навыков, творческих способностей

 Инструментарий: анкетирование учащихся, родителей и учителей выставка детских работ; творческий отчёт учителя родительское собрание; педсовет.

Инструментарий:

анкетирование учащихся, родителей и учителей

выставка детских работ;

творческий отчёт учителя

Предполагаемые результаты:

Для педагогов:

  • Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
  • Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

Для родителей

Понимание важности и возможностей этого предмета в предметной области изобразительного искусства для их детей

Так как вопрос необходимости в преподавании изо в школе многих здесь задел, я приняла решение продублировать на канале статью кандидата педагогических наук, доцента педагогического факультета Московского государственного областного гуманитарного института, создателя линии УМК по изобразительному искусству Елены Александровны Ермолинской.

Подобное отношение к предмету вполне объяснимо, если учесть живучесть стереотипа о том, что на уроке изобразительного искусства учат рисовать конкретные предметы, держать кисть, уверенно работать карандашом, пользоваться цветными мелками, фломастерами и иногда лепить из пластилина. Тогда понятно, почему к этому предмету такое разное отношение.

Дело в том, что сведение задач урока изобразительного искусства только к задачам, перечисленным выше, действительно способствует такому неоднозначному отношению к предмету. И все потому, что образовательная концепция, которая господствовала почти столетие, в отношении уроков искусства исходит из профессиональных задач изобразительного развития ученика.

Каждый уважающий себя взрослый знает, что человек – существо двуполушарное. Но мало кто задумывался, почему природа, обладая огромным количеством возможностей, наградила человека именно двумя полушариями. В противовес простому обывателю, ученые озаботились этой проблемой. Действительно, почему? Ведь в природе не бывает ничего случайного, ненужного, лишнего. Если не вникать в нейронауку и науку мозга, можно сказать, что оба полушария, работая вместе, тем не менее, работают по-разному. Левое полушарие – логическое, отвечает за структурированность информации. Правое – эмоциональное, творческое. Именно оно получает информацию о мире. Мы обращаем внимание, запоминаем, стремимся к тому, что нам интересно. И это утверждение легко проверить. Если пойти по ленте времени назад и вспомнить что-то из прошлого, то воспоминания наши будут эмоционально окрашены. Мы вспомним то, что нас удивило, восхитило, сильно огорчило, порадовало, т. е. те моменты жизни, когда мы испытывали сильные эмоции.

На уроке изобразительного искусства происходит активизация правого полушария, которое на других дисциплинах потихоньку дремало, ведь и логические науки, и авторитарные методы преподавания не способствуют этому.

На уроке искусства основная нагрузка ложится именно на правое полушарие, разгружая левое, что создает видимость отдыха или даже развлечения, ведь искусство эмоционально по своей природе.

Однако это не означает, что мыслительная деятельность на уроке затухает. Наоборот! Слаженно и продуктивно начинают работать ОБА полушария.

Шаг 1. Прежде всего надо вспомнить, кто такая Мальвина (или представить как она выглядит, какие события с ней происходили, что в ней особенного), т. е. создается ее зрительный образ.

Шаг 2. Для того чтобы это представить, надо вспомнить сюжет книги.

Шаг 3. Если Мальвина особенная, то и домик должен быть особенным. И идут поиски этого особенного: вспоминается, какие дома бывают, какие видел в жизни, на картинках и иллюстрациях, в кино и мультфильмах. И не только дома, но и элементы, конструкции домов – форма и декор окон, форма крыши, двери, наличие балкончиков, колонн и т. д.

Шаг 4. На основе анализа имеющейся информации выбираются те элементы, которые более всего подходят для создания образа дома. Почему образа? Ребенок в мыслях воображает, представляет, какой он – дом для Мальвины, и из отобранных деталей он собирает дом.

Шаг 5. Дальше решаются собственно задачи изобразительной грамоты, а их предостаточно:

  • как будет расположен лист (если дом со шпилем, лист лучше брать вертикально, если с террасой – горизонтально);
  • какого размера он будет и как будет расположен по отношению к линии горизонта, ведь рисовать надо открытое пространство;
  • какими художественными материалами его лучше рисовать (при условии, если учитель предоставит ребенку возможность выбора), какие цвета надо использовать, чтобы передать особенность дома, чтобы сразу было видно, что дом именно для этого сказочного героя, ведь дом очень похож на своего хозяина;
  • рисование просто дома – не задача урока; нужен сюжет, т. е. необходимо решить пространство вокруг дома – каким будет лес, поляна, на которой дом стоит, будет ли клумба, дорожки, другие элементы ландшафтного дизайна;
  • нужно решать, будет ли на рисунке сама Мальвина и её друзья и как они выглядят.

Шаг 6. И только после этого начинается процесс переведения замысла в рисунок.

Подумайте, какую сложную работу провело сознание для того, чтобы нарисовать дом! И эта работа будет посложнее решения задачи по математике, успешность которой зависит от правила или формулы, или написания диктанта, в основе которого лежат правила или определения. В изобразительном искусстве при творческом подходе к работе у ребенка нет жестко сформулированных правил, отступать от которых нельзя. При правильном проведении урока – нет и образца, который надо скопировать. Есть общие понятия о колорите, композиции, линии горизонта, формате, как элементе композиции, загораживании, композиционном центре. Эти понятия отличаются от правил и законов тем, что ученик сам решает, как и каким образом они будут соблюдены: где расположить линию горизонта, какой конструкции будет дом, какие цвета на рисунке будут главными, какой цвет будет иметь каждый элемент, каждая деталь, где на листе будет располагаться дом, деревья, клумбы, будет ли дым из трубы или Мальвина будет встречать гостей перед домом. То есть ребенок свободен в выборе цвета, композиции, свободен в передаче СОБСТВЕННОГО замысла.

А если задача связана с конкретным событием из истории? Сколько проблем придется решать!

Заметим, что свобода творческого проявления ребенка на уроке изобразительного искусства позволяет рисунок КАЖДОГО ребенка считать правильным.

В творчестве нет единого правильного решения, нет и ошибок. В своей работе ученик выразил свое видение (представление) этого дома и каким, по его мнению, дом может быть. Также свобода творческого проявления на уроке позволяет ребенку быть самим собой и не бояться что-то сделать неправильно, ошибиться. Он СВОБОДЕН в своем решении. Таким образом у ребенка формируются навыки ответственности, умение взять решение на себя, отвечать за свое решение и обосновывать его (почему такого цвета крыша, почему такие по форме окна и т. п.), а также применять опыт и знания, полученные как в школе, так и при общении вне её стен.


Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития художественного, творческого, образного мышления учащихся школ, восприятия изо не только как школьного предмета, но и феномена общечеловеческой культуры.

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа

The article is devoted to problems of teaching fine arts in secondary school. Therefore, one of the main objectives of teaching art is the task of the orderly, systematic development of artistic, creative, imaginative thinking among school students in the perception of every not only as a school subject, but also of the phenomenon of human culture.

Keywords: fine arts, creative thinking, artistic creativity, culture, secondary school

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее места в системе образования. По нашему мнению, ИЗО в школе — это не только основная художественная дисциплина, но и один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, недостатки в освоении которого ведут к серьезному ущербу миропониманию, как материальному, так и духовной культуре. Поэтому воспитание художественного мышления должно выходить за временные рамки курса изо как школьного предмета и продолжаться во все времена пребывания учащегося в школе.

Творчество по природе эстетично, оно предполагает активизацию человеческих чувств, без чего не совершается активно и поисковая работа интеллекта. Если эмоции вяло участвуют в познании, то ученик не относит к себе полученную информацию, остается к ней равнодушным.

Эйнштейн признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве и имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое.

Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.

Художественные знания помогают людям с древнейших времен в решении многих практических задач. Осознанное овладение художественным творчеством, как и теоретическим, так и практическим, развивает у детей творческих способностей, мировоззрение, смекалку и логику мышления как никакой другой.

Методика преподавания ИЗО в школе всегда была объектом повышенного внимания учителей, ученых методистов всех стран и народов. Это обусловлено многими причинами.

Как обучать ИЗО учащихся, чтобы добиться осознанного и глубокого усвоения художественного образования, и эстетического воспитания, предусмотренного программой общеобразовательных школ, лицеев, гимназий?

Этой проблеме посвящено много серьезных исследований — кандидатских и докторских диссертаций, монография книг. Эта тема многогранно и неисчерпаема. В рамках одной статьи, даже достаточно емкой, форме невозможно осветить эту проблему всесторонне.

Следующим аспектом обучения является проблема учебника по ИЗО. Частая смена учебников, особенно их необдуманная критика в 1990-х гг. привела к понижению авторитета школьного учебника — главного источника знаний учащихся.

Естественно, разноуровневые программы должны быть подкреплены различными учебниками по ИЗО. В разных учебниках имеются свои педагогические достоинства, свои системы задач, специфические методы доказательств, методические находки. Ныне учитель волен выбирать тот учебник, который представляется ему наиболее целесообразным. Сейчас имеется много учебников по изо для общеобразовательной школы.

Выскажем несколько пожеланий по поводу методического построения учебника ИЗО для общеобразовательных школ.

Итак, одной из основных фигур школьного образования является учитель. Учитель должен быть творческой личностью, четко понимать цели преподавания ИЗО в школе, обладать знаниями, адекватными этим целям. В связи с этим необходима значительная модернизация художественных программ, изучаемых будущим учителем в пединституте и на художественных училищах и в общеобразовательных школах. Современные педвузовские и школьные программы по ИЗО, включающие в себя углубленное изучение таких ее разделов, как содержание ИЗО которые входит четыре вида занятий (рисование с натуры, тематические рисование, декоративное рисование и беседы об искусстве), позволяют в полной мере сформулировать у будущего учителя то багаж знаний, конкретных приемов и методов, которые необходимы в его практической деятельности.

Итак, к чему же сводятся наши суждения о проблеме обучения ИЗО? Ныне как никогда школе нужна взвешенная, хорошо продуманная современная система художественного образования. Мы не сомневаемся, что такие разные экспериментальные и типовые программы уже созданы в масштабе РФ и РД. Основываясь на опыте многих учителей — практиков и методистов, и мы считаем, что при создании этой системы целесообразно учесть еще один аспект.

Анализ результатов использования информационных технологий при изучении ИЗО позволяет говорить о том, что учащиеся более осознанно относятся к учебному процессу, повышается их интеллектуальный и творческий логический уровень; подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным; стимулируется активность учащихся; ярче проявляется индивидуализация учебного процесса; появляется возможность систематизировать контроль учебного процесса на всех этапах урока; появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени. При этом вырабатываются такие основные общеучебные навыки, как умение воспринимать и воспроизводить полученные знания; планирование и постановка целей; повторение и подготовка к проверочным и контрольным работам; ведение записей; самопознание и формирование мотива достижения цели; самооценка собственной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, учебный процесс, школа, эстетическое воспитание, будущий учитель, общеобразовательная школа, общечеловеческая культура, творческая личность, художественное образование, художественное творчество.

Читайте также: