Актуальность экспериментирования в доу в соответствии с фгос

Обновлено: 06.07.2024

Детское экспериментирование как способ познавательного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО.

Воспитатель

Шевчук Светлана Валентиновна

МБДОУ №165

Детское экспериментирование как способ познавательного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО.

Мир, в котором мы живем, - сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира, открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Хорошо, когда ребенок чувствует себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, начинает вычленять простейшие закономерности и устанавливать первые взаимосвязи.

Если любознательность ребёнка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях, ощущениях и собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире ( по М.И. Лисиной ). С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Рассмотрим ее основные элементы с точки зрения А.Н. Леонтьева:

  • побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели);
  • предмет деятельности;
  • соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

Однако необходимо понимать, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношения – вторичны. У детей все наоборот: отношения первичны, а информация – вторична.

На протяжении всего дошкольного детства ребенок осваивает четыре основных сферы, которые его окружают: природа, предметы, созданные руками человека, явления общественной жизни, явления собственной жизни и деятельность

Для того, чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, существуют различные способы познания. К ним относятся:

  • действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо);
  • слово, т.е.объяснения, рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими, культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них. Таким образом, наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желания вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

В условиях реализации ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли многие изменения, коснулось это и детского экспериментирования. Сегодня это направление в работе дошкольного педагога приобретает особое значение, поскольку отвечает одной из важнейших задач Стандарта - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Детское экспериментирование способствует полноценному проживанию и амплификации (обогащению) дошкольного детства, позволяет индивидуализировать педагогический процесс, погружает ребенка в атмосферу творчества, самостоятельности и инициативы. Эта деятельность имеет специфическую форму, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка. А ведь это ключевые моменты в работе с дошкольниками, с точки зрения ФГОС ДО.

Рассмотрим метод экспериментирования через призму образовательных областей ФГОС ДО. В процессе совместной деятельности дети развивают навыки общения и взаимодействия с окружающими – ведь для удачного эксперимента нужно всем договориться о предстоящей работе, распределить обязанности и т.д. Появляется условия для формирования позитивной установки к различным видам труда и совместного творчества (область социально – личностного развития). В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и пополняет объем интеллектуальных приемов (область познавательного развития). Необходимость рассказать окружающим о своем новом опыте, об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует у ребенка развитие речи (область речевого развития). Опыты и эксперименты предполагают реализацию самостоятельной творческой деятельности детей - изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д. (область художественно – эстетического развития). Дети совершенствуют такие физически качества, как координацию и согласованность движений, развивают крупную и мелкую моторику, проявляют саморегуляцию в двигательной сфере (область физического развития). Таким образом, детское экспериментирование может включаться и интегрироваться со всеми образовательными областями (по ФГОС ДО), помогая решить педагогические задачи, поставленные воспитателем.

Эта деятельность очень любима детьми, ребята оживленно откликаются на предложение воспитателя заняться этим делом, что способствует их эмоциональному благополучию, создаются условия для развивающего образования, расширяется зона ближайшего и актуального развития, что рекомендует педагогам Стандарт.

Для этого я создаю необходимые условия для экспериментальной деятельности в группе. Создана картотека опытов, наблюдений, экспериментов, где дети фиксируют этапы работы, зарисовывают результаты. В группе оформлен экологический центр, который систематически пополняется материалами, стимулирующими детскую активность и творчество. В центре в отрытом доступе для детей имеются микроскопы, лупы, магниты, водяная мельница, вата, бинт, трубочки, воронки, пенопласт, поролон, цветные стекла, песок, глина, вода, цемент, кирпич, гипс, природный материал.

Направления педагогической деятельности носят разносторонний характер, что определяет и Стандарт:

  • работа с детьми (самостоятельная и совместная деятельность, образовательная деятельность, событийность);
  • работа с родителями (консультации, рекомендации, собрания, фотовыставки, адресная педагогическая помощь):
  • создание предметно - развивающей среды.

Особое значение детское экспериментирование приобретает при установлении взаимосвязей полученных знаний и умений с закреплением в повседневной жизни: дети умываются – различают температурные свойства воды, понимают необходимость гигиенических процедур для своего здоровья; ребята гуляют на улице – знакомятся с характерными особенностями времен года, явлений живой и неживой природы, учатся определять и устанавливать взаимосвязи этих явлений и роли человека в этом процессе, у детей развивается наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, рассуждать и доказывать.

Благодаря накоплению личного опыта с помощью наглядных, словесных и практико-ориентированных методов работы, действия ребенка становятся целенаправленными и обдуманными. Например, дети довольно легко ориентируются в закономерностях явлений живой и неживой природы в определенное время года, а использование опытов и экспериментов, наблюдений и сравнений позволяют детям еще глубже познать причины тех или иных явлений. Использование экспериментов, наблюдений и сравнений позволяют детям глубже познать причины: выпадения зимой снега, а не дождя, отсутствие многих представителей флоры и фауны, ношение людьми теплой одежды и т.д.

Детская деятельность в центре экспериментирования не ограничена временем, дети могут использовать имеющийся в уголке материал в своих целях и интересах. Проводится работа по расширению представлений детей о социальной действительности, месте ребенка среди людей: права ребенка, отношения между людьми, развитие коммуникативно-речевых способностей, социальной значимости личности ребенка, широко рекомендуемых ФГОС ДО.

Одним из важнейших принципов ФГОС ДО – сотрудничество с семьей. И здесь детское экспериментирование оказывает неоценимую пользу - родители помощники и идейные вдохновители в этом направлении. Пополняют экологический центр разными материалами, придумывают и реализуют новые опыты, проекты, изготавливают совместные поделки, делают макеты своих дворов и т.д. Для того, чтобы заинтересовать родителей, проводятся консультации, даются рекомендации об организации познавательной деятельности, детского экспериментирования, его роли в развитии ребенка, проводились совместные занятия, события и праздники.

  • познавательное и речевое развитие – расширение представлений детей об окружающем мире, о временах года, о животном и растительном мире, воспитание бережного отношение к природе, развитие креативности мышления, речи;
  • социально – коммуникативное развитие - воспитание у детей желания участвовать в совместной трудовой деятельности;
  • художественно – эстетическое развитие - формирование у детей интереса к деятельности эстетического цикла, развитие художественного вкуса и целостного восприятия мира разными видами и средствами искусства.

Таким образом, подводя своеобразный итог в рассмотрении детского экспериментирования как способа познавательного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО, можно предположить о эффективности этого направления педагогической деятельности на современном этапе развития дошкольного образования. И я думаю, что этот далеко не новый способ познавательного развития ребенка отвечает современным требованиям Стандарта.

Однако необходимо сказать о трудностях и проблемах педагогов в этом направлении:

Материал освещает тему эксперементальнй деятельности в дошкольных образовательных организациях.

ВложениеРазмер
eksperimentalnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx 20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания. При этом в соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений содержания образовательных областей является:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Воспитанники учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Реализация идеи и экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:

  • Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
  • Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
  • Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
  • Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;
  • Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
  • Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций учебного процесса:

  • Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
  • В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
  • Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • Деятельность должна быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
  • Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса познания, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая материал.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к пересмотру как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Таким образом экспериментальная деятельность дошкольников является составляющей частью реализации требований ФГОС ДО, способствующая формированию всесторонне развитой личности способной успешно социализироваться в будущей жизни.

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении направлен на раскрытие личности ребенка, формирование тех необходимых качеств, которые помогут ему в дальнейшем для достижения поставленных целей.

Современная система образования переходит от способа передачи детям знаний информационным путем к поиско-исследовательской деятельности, когда ребенок сам находит ответы на интересующие его вопросы.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.)

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребенок мог раскрыть и совершенствовать свои способности и свойства объектов окружающей действительности.

Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым выпускник сегодня должен обладать такими качествами как любознательность, активность. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится размышлять, искать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности, развивается любознательность, мышление.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет возможные решения, исходя из данных

- делает выводы к новым данным;
- делает обобщения.

При организации опытно-экспериментальной деятельности педагог должен соблюдать следующие этапы работы:

- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

- Уточнение плана исследования.

- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Начиная с младшей группы, мы составляем картотеку опытно-исследовательской деятельности, согласно лексическим темам, изучаемым в данной возрастной группе. Это позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с правилами безопасности. Дети, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за приделы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности и создают новый продукт; постройку, альбом с результатами эксперимента, игры.

Так экспериментальная деятельность влияет на остальные виды деятельности дошкольника.

После окончания исследования, дети самостоятельно делают зарисовки о проделанной работе.

Приемы экспериментирования и исследовательской деятельности мы используем во время проведения прогулок, чтения художественной литературы, конструктивной деятельности, что позволяет создавать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов.

Например, при ознакомлении дошкольников с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, используются следующие приемы:

- наблюдение на прогулке за движением облаков;

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

слайд 1
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

слайд 4
Цели экспериментирования - это:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

слайд 5
Задачи:
• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:
• Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
• Формировать умение делать открытия и выводы;
• Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
• Развивать экспериментальную деятельность;
• Развивать речь детей;
• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
• Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
• Воспитывать аккуратность в работе.
Слайд 6
Методы, применяемые в экспериментировании, представлены на слайде.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

слайд 9
Мы используем три уровня реализации исследовательской деятельности:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения , само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно.
2. Педагог ставит проблему , но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.
3.Постановка проблемы , поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Каждый эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму
1.Возникновение проблемы (постановка проблемы ). 2.Выдвижение гипотез ( предложений ). 3.Опыт (практическая деятельность по проверке предположений ). 4.Выводы ( установление связей ).

Слайд 10.
Обучение экспериментированию организованно поэтапно , сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога ,затем они воспроизводят опыты самостоятельно , под наблюдением педагога .
Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных знаний. Дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности сочетается с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Слайд 11.

Презентация на тему: Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ

Читайте также: