Аксаков история моего знакомства с гоголем краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Дом, где семья Аксаковых принимала театральную и литературную Москву , расположен в Большом Афанасьевском переулке.

Это небольшой двухэтажный, без всяких архитектурных излишеств, с рядом ничем не отделанных окон. Гостей Аксаковы принимали обычно по субботам. В этом доме не раз бывали Михаил Погодин, знаменитый актер Михаил Щепкин и композитор Верстовский.

В начале июня в 1832 году этот дом впервые посетил Николай Васильевич Гоголь. Вот как вспоминает об этом Михаил Погодин. Рано утром хозяин и его гости расположились за карточным столом. Стремительно вошедший в комнату Погодин обратился к хозяину дома и гостям: "Вот Вам Николай Васильевич Гоголь! За его спиной стоял смущенный молодой человек. В то время Гоголь выглядел вот так. Модный хохолок на голове, гладко постриженный височки, выбритые усы и подбородок. В одежде Гоголя была видна претензия на щегольство. Пестрый светлый жилет с цепочкой. Присутствующие в комнате растерялись , так, как молодой Гоголь своим обликом напоминал большого плута. Хозяева дома и их гости от такой неожиданности растерялись и не находили слов. Настоящая дружба между Гоголем и Аксаковым началась через 10 лет.

Воспоминания Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859) занимают видное место в мемуарной литературе о Гоголе. В них содержится немало важного материала для биографии великого писателя. Гоголь познакомился с С. Т. Аксаковым в июле 1832 г. через М. П. Погодина. Знакомство вскоре переросло в дружбу, продолжавшуюся два десятилетия. Однако отношения между Гоголем и Аксаковым были неровными и очень сложными. Годы дружбы то и дело прерывались периодами взаимного отчуждения и неприязни. И эти резкие колебания в отношениях с Гоголем дают себя чувствовать в воспоминаниях Аксакова, имеющих не только биографический, но в значительной степени и автобиографический характер.

Славянофилы прилагали немало усилий, чтобы привлечь Гоголя на свою сторону. И хотя сам С. Т. Аксаков действовал в этом направлении не столь прямолинейно и грубо, как Погодин, но суть дела оставалась та же. Восторгаясь Гоголем, Аксаковы были бесконечно далеки от понимания истинного значения его гениальных произведений (см. вступ. статью к наст. изд.*).

53 (Стр. 89) Константин – старший сын С. Т. Аксакова, известный впоследствии реакционный деятель славянофильского лагеря.

54 (Стр. 89) Речь идет, вероятно, о портрете Гоголя работы А. Г. Венецианова (1834). Это единственный, вполне достоверный портрет Гоголя в петербургский период.

57 (Стр. 91) Описанные выше эпизоды относятся ко времени первого посещения Гоголем Москвы (конец июня – 7 июля 1832 г.) – проездом из Петербурга в Васильевку. Второй раз он остановил, ся в Москве на обратном пути (18–23 октября 1832 г.). Встреча с Загоскиным, о которой рассказывается ниже, происходила именно в эту пору.

58 (Стр. 92) Ольга Семеновна и Вера – жена и старшая дочь С. Т. Аксакова.

62 (Стр. 93) Здесь, в доме С. Т. Аксакова, состоялась первая встреча Белинского с Гоголем. Познакомились ли они лично в это время – неизвестно. Хотя трудно предположить, чтобы Белинский пренебрег возможностью познакомиться с молодым писателем, творчество которого он успел уже высоко оценить.

65 (Стр. 96) Об этом спектакле см. в воспоминаниях Л. И. Арнольди и Н. В. Берга (наст. изд., стр. 495 и 507).

68 (Стр. 98) Машенька – М. Г. Карташевская, племянница С. Т. Аксакова и близкая приятельница его старшей дочери.

69 (Стр. 100) Миша – младший сын С. Т. Аксакова.

72 (Стр. 106) Марихен – дочь С. Т. Аксакова.

79 (Стр. 114) Гоголь выехал с С. Т. Аксаковым из Петербурга 17 декабря 1839 г.

81 (Стр. 118) Подробное описание этого чтения см. в воспоминаниях И. И. Панаева (наст. изд., стр. 214).

92 (Стр. 128) Гоголь имеет в виду смерть родственника С. Т. Аксакова – Г. И. Карташевского. Гоголь познакомился с ним в ноябре 1839 года в Петербурге (см. об этом в воспоминаниях С. Т. Аксакова, стр. 104).

94 (Стр. 130) Т. е. до сведения К. С. Аксакова.

96 (Стр. 132) Речь идет о смерти младшего сына С. Т. Аксакова – Михаила.

102 (Стр. 149) Гриша – второй после Константина сын С. Т. Аксакова.

104 (Стр. 158) Этот отзыв чиновника Ф. И. Васькова характерен для того круга лиц, которые чувствовали себя как дома в семействе Аксаковых. Показателен и невозмутимо бесстрастный тон, с каким автор мемуаров воспроизводит весь этот реакционный вздор о величайшем произведении Гоголя.

106 (Стр. 164) П. В. Нащокин (1800–1854) – один из московских друзей Пушкина. Будучи в молодости очень богатым человеком, он промотал все свое состояние и последние полтора десятилетия своей жизни сильно бедствовал. Гоголь пытался принять участие в его судьбе. Письмо, о котором Гоголь наводит справки у Аксакова, было им послано Нащокину 20 июля 1842 г. из Гастейна. В этом письме Гоголь сообщал о своих переговорах с откупщиком-миллионером Д. Е. Бенардаки относительно того, чтобы Нащокин стал воспитателем его сына.

113 (Стр. 178) Выше С. Т. Аксаков относит предположительно это письмо к январю 1843 г. Здесь же упоминается 1842 г. В. Шенрок придерживается этой последней версии (Н. Гоголь, Письма, т. II, стр. 210). Точная дата письма неизвестна.

114 (Стр. 179) Ныне эти строки Аксакова, конечно, могут быть восприняты лишь иронически. В действительности, лучшие произведения Гоголя беспощадно обличали феодально-крепостнический режим Николая I.

122 (Стр. 198) Что касается Белинского, то Гоголь относился к нему вовсе не так, разумеется, как Аксаков, Шевырев и Погодин (см. примеч. 138*).

Это письмо было отправлено Погодину через С. Т. Аксакова. Резкость тона и беспощадная откровенность письма настолько смутили Аксакова, что он, посоветовавшись с Шевыревым, решил не передавать его адресату.


Свои воспоминания о Гоголе, написанные в 1854 г., С.Т.Аксаков не успел закончить и издать. Впервые полностью воспоминания были опубликованы только в советское время."История" состоит из двух частей. Первая часть ("История моего знакомства с Гоголем. 1832 - 1843 гг.") печатается по рукописи С.Т.Аксакова. Количество документов, составляющих вторую часть ("Записки и письма. 1843 - 1852 гг.") , значительно увеличено по сравнению с предыдущими изданиями. Все приводимые в книге документы сверены с подлинниками. Тексты печатаются в современной орфографии.Array

Музы Музы, мусы (M o u s a i, "мыслящие"), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокре.

Свиридов — последний из русских композиторов, который относился.

, таинственный город из глубины веков. В наши дни существует немало люде.

"А за окном то дождь, то снег". Наступит завтра на вчерашние следы, Луна опять заглянет в т.

-Музыка

-Метки

-Рубрики

  • Писатели и книги (871)
  • 19 век (100)
  • Бунин (63)
  • Чехов (33)
  • Достоевский (31)
  • Лев Толстой (24)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (14)
  • Лесков (13)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (5)
  • Поэты и поэзия (666)
  • Поэты XIX века (152)
  • Лермонтов (33)
  • Заболоцкий (29)
  • Рубцов (26)
  • Анненский (19)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (651)
  • Цветаева (151)
  • Блок (83)
  • Ахматова (60)
  • Гумилёв (51)
  • Мандельштам (42)
  • Есенин (26)
  • Бальмонт (22)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (3)
  • композиторы и дирижёры (462)
  • Бетховен (50)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (24)
  • Моцарт (18)
  • Шуберт (14)
  • Шуман (14)
  • Бах (11)
  • Дебюсси (10)
  • Сибелиус (7)
  • Лист (3)
  • живопись (440)
  • Голландия (38)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (397)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (19)
  • Коровин (16)
  • Левитан (15)
  • Крамской (9)
  • Кустодиев (9)
  • Иван Шишкин (8)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Васнецовы (7)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (382)
  • Ростропович (14)
  • Художники и картины (344)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (310)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (284)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (19)
  • Флоренский (12)
  • Видео и фильмы (276)
  • Тарковские (65)
  • Артисты (256)
  • Русские композиторы (228)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (19)
  • Чайковский (17)
  • Свиридов (16)
  • Мусоргский (15)
  • Глинка (12)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (226)
  • Вне разделов (222)
  • Иван Толстой (30)
  • Есть женщины . (219)
  • Ольга Берггольц (15)
  • опера (198)
  • История России (194)
  • Цветы и поздравления (191)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (189)
  • Наши . (188)
  • Шукшин (24)
  • Шаламов (19)
  • Платонов (16)
  • космонавты (13)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • На здоровье (180)
  • Наша Земля (178)
  • Научно-популярное (177)
  • танцовщики (153)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (151)
  • Замечательные люди (132)
  • Cкульптура (131)
  • Микеланджело (22)
  • 1812, 1945 (130)
  • Герои 1812 (16)
  • Пушкин (130)
  • Города и памятники (130)
  • Великие балерины (128)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (123)
  • Природа. Животные (105)
  • Песни и мелодии (104)
  • Авангард (103)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Театр и актёры (103)
  • Русские не в России (103)
  • Борис Зайцев (10)
  • Обучающие материалы (103)
  • Еда (94)
  • Фотографии (91)
  • Аудиокниги (83)
  • Наша родина (82)
  • Наука (82)
  • Кто мы (81)
  • Славянская культура (76)
  • Пастернак (76)
  • О Японии (71)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (61)
  • Балетмейстеры (54)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (5)
  • Материаловедение (52)
  • Бродский (46)
  • Архитектура (44)
  • Гауди (11)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (36)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (31)
  • Шестидесятники (18)
  • Аксёнов (8)
  • Мудрые . (14)
  • справочники (13)
  • Возрождение (9)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)
  • Рюриковичи (8)

-Поиск по дневнику

-Статистика


"История моего знакомства с Гоголем", еще вполне не оконченная мною, писана была не для печати, или по крайней мере для печати по прошествии многих десятков лет, когда уже никого из выведенных в ней лиц давно не будет на свете, когда цензура сделается свободною или вовсе упразднится, когда русское общество привыкнет к этой свободе и отложит ту щекотливость, ту подозрительную раздражительность, которая теперь более всякой цензуры мешает говорить откровенно даже о давнопрошедшем. Я печатно предлагал всем друзьям и людям, коротко знавшим Гоголя, написать вполне искренние рассказы своего знакомства с ним и таким образом оставить будущим биографам достоверные материалы для составления полной и правдивой биографии великого писателя. Это была бы, по моему мнению, истинная услуга истории русской литературы и потомству. Не знаю, принято ли кем-нибудь мое предложение, но я почти исполнил свое намерение. Очевидно, возникают вопросы: как можно печатать сочинение, писанное не для печати? Какая причина заставила меня изменить цели, с которою писана книга? Первый вопрос разрешается легко: из "Истории моего знакомства с Гоголем" исключено все, чего еще нельзя напечатать в настоящее время. Причины же, почему я так поступил, состоят в следующем: четыре года прошли, как мы лишились Гоголя; кроме биографии и напечатанных в журналах многих статей, о нем продолжают писать и печатать; ошибочные мнения о Гоголе, как о человеке, вкрадываются в сочинения всех пишущих о нем, потому что из них — даже сам биограф его — лично Гоголя не знали или не находились с ним в близких сношениях. Я думаю, что мой искренний, никаким посторонним чувством не подкрашенный рассказ может бросить истинный свет не на великого писателя (для которого, говорят, это не важно), а на человека. Мне кажется, что дружба моя к Гоголю и долг его памяти требуют от меня такого поступка. Записки мои потеряют не только большую половину своей занимательности, но и большую половину очевидности, то есть способности изъяснить предмет, о важности которого распространяться не нужно.

Читайте также: