Акмеологический подход в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Концепция развития школы на основе акмеологического подхода Демченко Елена Владимировна, МБОУ СОШ 40 г. Чита, 2011 год." — Транскрипт:

1 Концепция развития школы на основе акмеологического подхода Демченко Елена Владимировна, МБОУ СОШ 40 г. Чита, 2011 год

2 Акмеология образования - исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. - опирается на психологию развития человека в учебной и профессиональной деятельности. Акмеология Акмеология – наука о вершинах, о высших достижениях в жизнедеятельности и развитии человека.

4 - в изучении растущего человека как целостного феномена в системе его реальных связей и отношений с действительностью; - в ориентации каждого ученика на достижение жизненной вершины, на стремление к совершенствованию своих качеств личности, к успеху, к развитию культуры достоинства и качества жизни в процессе саморазвития и самосознания на основе приоритета духовно- нравственных ценностей; - в организации созидательной деятельности, интересной и продуктивной, раскрывающей способности каждого ученика и обеспечивающей ему ситуации успеха, общественное признание, чувства самодостаточности и полноценности, коммуникативные умения сотрудничества в творческих группах, в социальной практике. Акмеологический подход состоит:

5 успешно решать задачу обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии, сохранения и укрепления здоровья обучающихся; перевести школу из режима функционирования в режим развития. Акмеологический подход Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет:

6 МИССИЯ ШКОЛЫ: целостное развитие личности учащегося и педагога в условиях их совместной творческой созидательной деятельности по овладению богатством культурно- исторического наследия России и человечества в целом.

7 научные положения о сущности, строении и функционировании образовательного учреждения (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Н.Л. Селиванова, В.Н. Степанов); научные труды представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); идеи о влиянии среды на развитие личности ребенка – средовый подход (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семенов, С. Френе); В основе Концепции школы, функционирующей в акмеологическом режиме, лежат:

9 Акме – как ориентация на жизненный успех, достижение вершины в развитии ученика и учителя на каждой ступени обучения (дошкольное, начальное, основное, среднее). Акмеологический анализ – анализ процесса и результатов деятельности через призму возможных вершин достижений. Акмеологическая позиция учителя – как профессиональная ориентация на успех в собственной педагогической деятельности, деятельности всего коллектива школы по обучению и воспитанию ученика, установка на саморазвитие и самореализацию. Ключевые понятия Концепции:

12 Воспитание – как процесс целостного саморазвития человека в социокультурной среде, во взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации, в которых отражена биопсихосоциальная природа человека. Воспитательная система – как упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию учащихся. Профессионализм – высшее достижение в развитии человека как субъекта своей учебной и профессиональной деятельности (для ученика – готовность к следующей ступени обучения и воспитания; для учителя – реализация профессиональных качеств на оптимальном уровне). продолжение

13 Саморазвитие – как потребность человека в новых достижениях, стремлении к успеху, совершенству. Субъект – это индивидуум, обладающий осознанной активной позицией в познании и преобразовании себя и окружающей действительности. Человек как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности. продолжение

14 - высокое качество образовательной системы (целостность, интегральность, системность, саморазвитие, оптимальность, самоорганизация, устойчивость), - более высокое качество развития человека (целостность, индивидуальность, саморазвитие, самореализация, креативность, зрелость, устойчивость, успешность, здоровье). Для школы, функционирующей в акмеологическом режиме, характерно:

15 Целостность содержания. Акмеологические технологии. Акмеологическое сопровождение АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ВЫПУСКНИКА

16 Акмеологическая среда - индивидуальные личностные качества ребенка; - внутренние мотивы ребенка; - современный социальный заказ на образовательные услуги учитывает: создает условия для: - самоопределения учащихся (творческого, профессионального и т.д.); - развития индивидуальных личностных качеств ребенка; - творческого самовыражения; - психолого-педагогического сопровождения ребенка; - дополнения домашнего воспитания. предоставляет возможность: - для развития и саморазвития индивидуальных личностных качеств ребенка; - для эффективного использования потенциала свободного времени; - ребенку свободного выбора для развития своих способностей; - компенсировать недостаток образовательных услуг; - субъективизации родителей в учебно-воспитательный процесс.

17 ДНЛ ГПЛ СЗЛ ЗЛ ИРЛ А П Л ИРЛ ИРЛ – интеллектуально развитая личность; ДНЛ ДНЛ – духовно-нравственная личность; ЗЛ ЗЛ – зрелая личность; СЗЛ – социально здоровая личность; ГПЛ ГПЛ – гражданская позиция личности; АПЛ АПЛ – акмеологическая позиция личности. Модель выпускника

19 профессиональная компетентность (система знаний и умений) Профессиональная зрелость как готовность педагога к инновационной профессионально-педагогической деятельности педагогическое мастерство педагогическое мастерство (способность к творчеству) педагогическая направленность профессиональной деятельности педагогическая направленность профессиональной деятельности (устойчивая мотивация деятельности)

21 готовность к духовному саморазвитию Духовная зрелость как высокий уровень духовного развития человека, его силы духа и нравственности целенаправленная работа по развитию духовно-нравственного потенциала каждого ученика как высокий уровень духовного развития человека, его силы духа и нравственности

22 Акмеологическая позиция педагога как гуманистическая ориентация педагога на обеспечение успеха и здоровья каждого школьника на высокие результаты и достижения своего педагогического труда на развитие творческой созидательной деятельности

23 основные критерии эффективности образовательной системы, развивающейся на основе акмеологического подхода: - зрелость растущего человека на всех ступенях школьного обучения; - удовлетворенность учащимися, педагогами и родителями жизнедеятельностью школы и результатами учебно - воспитательного процесса.

Лецких Людмила Арнольдовна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №21, г.Кунгур

При организации акмеологического пространства урока активно использовала разнообразные приемы.

Предлагая их учителям для работы на уроке, я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся.[8]

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации ФГОС система образования ставит главной задачей развитие личности ученика. Чтобы соответствовать современным требованиям к развитию личности, ученику необходимо стать субъектом своего образования, активно стремящимся достичь вершин в своей деятельности, быть успешным, готовым и способным к творчеству. Как вырастить успешного ученика? Только подведя его к ситуации успеха. Использование акмеологического подхода в образовательном процессе помогает решить данную задачу.

На уроке и во внеурочное время я стараюсь создавать условия, направленные на формирование личностных качеств, помогающих ученику быть успешным в учебе и жизни. Учащиеся с 1-го класса знакомятся с качествами личности, которые помогают в учебе. Данные качества они фиксируют на лучиках солнышка. Солнышко со Смайликом - это образ ученика, а лучики – его личностные качества: активность, решительность, уверенность в себе, стремление к достижению целей, доброжелательность, умение работать в паре, в группе. Обучаясь, дети открывают для себя каждое новое качество личности, приобретают опыт их самооценки.

Чтобы добиться успешности учащихся, учителю надо быть постоянно в деятельности, создавать благоприятные условия для воспитания и обучения детей (технические, информационные, научно-методические), осваивать новые методы и приемы и применять их в работе со своими учениками.

Для достижения поставленной цели учащимся предлагается выполнить практическую работу в группах. Данная форма организации деятельности позволяет всех детей вовлечь в процесс познания, посмотреть на проблему с разных сторон и разными глазами, формирует такие качества личности: ставить высокие цели, организованность, настойчивость, ответственность, уверенность в своих силах, позитивное отношение к одноклассникам.

Учащиеся делятся на малые группы, распределяют роли в группе. Каждая группа выбирает растение, знакомится по карточке (карточка № 1- фиалка, карточка № 2 - герань, карточка № 3 - хлорофитум, карточка № 4 - циртантус) с алгоритмом его размножения, выполняет практическую работу по алгоритму.

Например, карточка №1

Размножение листовыми черенками (листьями)

2. Сделай углубление палочкой.

3. Возьми целый лист с черенком.

4. Черенок помести во влажную почву, основание пластинки не должно касаться почвы.

5. Закрепи черенок.

6. Накрой стеклянным стаканом.

7. Поставь в светлое, теплое место.

При выполнении практической работы важно увлечь детей, показать им значимость их деятельности, поддержать интерес к овладению новым способом действия. Актуальность проблемы стимулирует работу учащихся, формирует личное отношение к практической работе. После выполнения практической работы учащиеся обмениваются информацией (фиалка размножается листьями, герань – черенками, хлорофитум – усами, циртантус – луковицей).

На этапе обмена информацией создаются условия для свободного обмена мнениями и представления всей полученной информации каждой группой учащихся. Работая в группах, учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои личностные качества, помогающие быть успешными в обучении: умение добывать знания, учиться с удовольствием, коммуникативные умения: выслушивать мнение другого, оценивать различные точки зрения, вырабатывать совместное решение.

На этапе закрепления обобщаются знания о способах размножения растений. Учащиеся моделируют схему размножения растений корневищем, клубнем, луковицами, усами, листом, стеблевыми черенками, семенами. Затем они отвечают на вопросы: Какой способ размножения самый распространенный? Почему некоторые растения неудобно размножать семенами? Может ли одно и то же растение размножаться разными способами? Учащиеся учатся доказывать и аргументировать свое мнение.

1 уровень. Дополни способы размножения растений: семенами, корневищем, _________________.

2 уровень. Укажи, какие растения размножаются усами - _________, клубнями - __________, листьями - ___________, черенками - ___________.

3 уровень. Соедини стрелками растения и способы размножения.

Домашнее задание, предлагаемое детям, требует размышления, развивает такое качество личности как способность использовать полученные знания в жизни. Предлагается выполнить задание по желанию.

1. Узнать о способах размножения растений, которые не изучали на уроке.

2. Выполнить проект - размножить любое комнатное растение.

1ступенька – узнал(а) новое, но не уверен(а) в своих силах;

2 ступенька – узнал(а) новое, но не всегда могу применить свои знания;

3 ступенька – узнал(а) новое, умею применить свои знания.

Самостоятельно найденный на уроке ответ – маленькая победа ученика в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Ребенок утверждается как личность.

В данной статье речь идет об основных акмеологических принципах педагогической деятельности. Авторы дают определение акмеологии и акмеологических принципов, а также характеристику каждого из таких принципов применительно к педагогической деятельности. Кроме того, авторы данного исследования, помимо прочего, также кратко рассматривают основные этапы развития акмеологии как отрасли педагогической науки, акцентируя особое внимание на том, что ее развитие пришлось на тот период времени, когда стало ясно, что в качестве одного из направлений педагогической науки необходимо уделять особое внимание не только повышению качества предоставляемого практикующими педагогами образования, но также и качеству подготовки самих педагогических кадров. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что в настоящий период времени акмеологическим принципам педагогической деятельности должно уделяться повышенное внимание, поскольку именно данный подход находится в полном соответствии с современными требованиями к образовательному процессу Российской Федерации. Кроме того, необходимо отметить, что исследование авторов может лечь в основу более глубоких и детализированных разработок в данном направлении педагогической науки.


4. Тюрин К.Г., Степнова Л.А. Акмеологические способности как средство реализации самопреобразующей деятельности // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 19–26.

6. Натаров В.И. Рационализация состояния сознания как развитие акмеологической адаптации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. № 4. С. 58–62.

7. Исмаилов Г.М. Самообразование и творческое развитие личности в процессе подготовки будущих учителе технологии // Развитие педагогического образования в России: материалы II Всероссийской науно-методической конференции с международным участием / отв. ред. Е.В. Гребенникова. Томск: ТГПУ, 2019. С. 273–279.

Современное российское общество переживает сегодня сложный период реформирования всех значимых систем. Ориентация на динамичное развитие общества предполагает усиленное внимание к проблемам образования, в частности к подготовке и повышению квалификации специалистов в области обучения и воспитания.

Подготовка педагогических кадров на современном этапе предполагает формирование у будущих педагогов акмеологических качеств и навыков высокого уровня. Высокий образовательный уровень должен обеспечиваться всеми уровнями современной системы образования. При этом педагогу принадлежит специфическая роль в связи с тем, что он выступает в качестве одного из ведущих участников процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. От компетентности и профессионализма педагогов непосредственно зависят такие факторы, как качество образовательного процесса и административный потенциал учреждения образования.

Материалы и методы исследования

В качестве основных методов исследования заявленной темы послужили такие, как аналитический (анализ теоретической и методической литературы по теме исследования), а также метод обобщений.

Результаты исследования и их обсуждение

Специфика педагогической деятельности заключается в том, что ведущим механизмом воздействия педагога на подрастающее поколение выступает он сам, его личностные характеристики. Подобная особенность работы преподавателей актуализирует задачу повышения профессиональных качеств и личностного роста педагога. В связи с этим на современном этапе требуется пересмотр подходов к вузовской подготовке будущих педагогов, которые были разработаны ранее и функционировали до недавнего времени. Теперь перед вузами стоит задача подготовки педагогов, которые обладают способностями к выработке стратегически верного направления в образовательной деятельности, достижению заданных целей, эффективной рефлексии, творческому подходу.

В настоящее время стремление к интеграции становится одной из ведущих тенденций мирового развития. Данное направление становится актуальным не только на мировом уровне, но и затрагивает каждую личность в отдельности на уровне социальных институтов и внутреннего личностного развития.

В связи с этим современная система вузовского обучения в значительной мере ориентирована на подготовку кадров, которые обладают набором характеристик, необходимых для достижения высоких результатов в предстоящей профессиональной деятельности. Это должны быть кадры, которые способны к эффективной социализации, творческому подходу, рефлексии и профессиональной конкурентоспособности.

На современном этапе акмеология как научная дисциплина ориентирована на исследование многоаспектной проблемы личностной самореализации с гуманистической и прогрессивной точки зрения. Кроме того, акмеология рассматривает проблемы саморазвития, творчества и личностной профессионализации. В ряде сфер акмеология как научная дисциплина сближается с психологией, педагогикой и другими науками, за счет чего она формируется как интеграционная отрасль знания.

Для акмеологии как относительно молодой науки особенно значимыми вопросами являются проблемы успешности, профессионального роста, саморазвития и самоактуализации человека. Наиболее полно акмеология как наука о самореализации человека начала раскрываться в 1990-е гг.

Современные исследования в области акмеологии базируются на обширном комплексе теоретических работ таких отечественных ученых, как В.Н. Максимова, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Г. Зазыкин.

Акмеологический подход к технологиям воспитания и обучения, содержательному компоненту образования, управлению высшей школой выходит в настоящее время на первый план. Подобный подход становится фактором повышения качества образовательной системы и усовершенствования технологий воспитания и обучения в вузе. Познавательные мотивы приобретают значение систематизирующих факторов, а процесс обучения переходит на уровень внутренней потребности личности. Ведущей формой деятельности личности становится переосмысление действительности на творческой основе.

Акмеологические методики и приемы позволяют использовать эффективные формы достижения профессионального и личностного успеха. В настоящее время становится очевидной значимость акмеологического подхода в административном и учебно-воспитательном процессе вузовского образования. Подобное обстоятельство непосредственно взаимосвязано с социальным заказом, который выдвигается обществом к выпускникам высших учебных заведений. Ожидается, что по окончании вуза общество получит креативных, коммуникабельных, самостоятельно мыслящих личностей, которые обладают способностями построения индивидуальной модели развития и навыками эффективной профессиональной деятельности.

Актуальность акмеологии на современном этапе связана с повышенным интересом к образованию и педагогике. В последние годы расширяется и углубляется процесс изыскания наиболее эффективных механизмов и способов, оказывающих воздействие на качество образования, прежде всего в рамках высшей школы. На современном этапе генерируются обновленные педагогические технологии, так как к настоящему времени осознана недостаточная актуальность традиционной образовательной системы. Старая система не отвечает обновленным экономическим и общественным условиям и требует оптимизации.

Категориальный и методологический аппарат акмеологической науки в настоящее время развивается, совершенствуются технологические и методические приемы и инструменты. Все это открывает широкие возможности в деле повышения качества образования, прежде всего вузовского.

Акмеология представляет собой отрасль научного знания, которая сформировалась на стыке гуманитарного, обществоведческого и естественнонаучного знания. Многоаспектность данной научной дисциплины связана, прежде всего, с тем, что она исследует способы, закономерности и инструменты достижения вершин в различных сферах деятельности взрослого человека, а также саморазвитие, творчество и личностную профессионализацию.

На современном этапе акмеология как научная дисциплина подразделяется на несколько направлений. К таким направлениям правомерно отнести: спортивную, военную, педагогическую, управленческую акмеологию.

Для современной отечественной системы вузовского образования качество образования приобретает особенное значение, формируя обновленную парадигму развития высшей школы в нашей стране. Качество образования – это комплекс его свойств, определяющий адаптацию образования к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.

Современные акмеологические технологии и методики ориентированы на повышение профессионализма, развитие личностного потенциала человека, самореализацию, усовершенствование адаптационных способностей и развитие рефлексии. Так как акмеология выступает в качестве научного знания, имеющего интегрированный характер, акмеологические технологии и методики разрабатываются на стыке гуманитарных и естественных наук.

На современном этапе акмеологические технологии имеют следующую структуру:

– цель и задачи технологии;

– условия технологического процесса;

– анализ конкретной ситуации;

– характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;

– этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;

– способы прогнозирования результатов;

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время акмеологические технологии отличаются значительным разнообразием, причем основными из них можно назвать следующие:

– игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования);

– технологии развивающего обучения;

– технология личностно-ориентированного обучения;

– метод проектов [6].

Формирование педагогического профессионализма в настоящее время предполагает повышенную степень развития проектировочных умений и навыков. Педагог должен обладать развитыми способностями к моделированию, прогнозированию, мониторингу и диагностике педагогического процесса.

Значимость проектировочных навыков для педагога-акмеолога в настоящее время обусловлена необходимостью определения профессиональных задач, достижение которых связано с повышением мастерства и профессиональным ростом.

Современная акмеология в своем развитии сформулировала ряд основополагающих принципов, в качестве основных из которых можно назвать следующие:

– принципы личностного развития в направлении к достижению профессионализма. В данную группу принципов могут быть включены принципы: активности, рефлексивности, оптимальности, формирования позитивной Я-концепции личности, субъекта и субъектности, моделирования;

– принципы изучения и анализа продуктивной педагогической деятельности и ее субъекта. В данную группу принципов могут быть включены принципы: комплексности, взаимодействия, развития, системности, детерминизма [7].

Строгое соответствие данным принципам позволяет надеяться на формирование и развитие у учащихся высшей школы навыков, умений и качеств, способствующих в дальнейшем эффективной профессиональной деятельности и достижению высоких личностных результатов.

В качестве одного из ведущих компонентов проектировочной культуры педагога с точки зрения современной акмеологии выступает целеполагание. Выдвижение значимых жизненных целей потенциально несет в себе для человека творческий элемент. Но не все люди могут реализовать подобные тенденции. Выделяются три основные категории людей. Для первой группы характерно пассивное ожидание, они не склонны к процессу активного целеполагания. В противоположность данной категории, существуют личности, выдвигающие значимые цели самостоятельно, на основе собственных ценностей и установок. Промежуточная категория людей характеризуется наличием черт обеих рассмотренных выше групп.

Таким образом, становится очевидным, что одним из ведущих компонентов профессиональной культуры учителя становится на современном этапе способность к творчеству.

Рефлексивные и аналитические способности выступают в качестве не менее значимых компонентов профессиональной культуры современного педагога. В рамках этого умения речь идет, прежде всего, о способности педагога к обобщению и систематизации собственного педагогического опыта, профессиональной рефлексии, выделению наиболее значимых и перспективных направлений личностного роста. Уровень развития у педагога рефлексивных и аналитических способностей оказывает непосредственное воздействие на результативность педагогического труда и эффективность методической работы. Таким образом, в конечном итоге данные характеристики педагога становятся важным фактором повышения качества образования.

Образование, соответствующее современным стандартам качества, предусматривает комплекс таких свойств и черт объекта, которые определяют собой его адаптивные возможности в отношении осуществления социальных целей. Данные цели в настоящее время связаны, прежде всего, с процессами становления и личностного развития человека в качестве носителя таких свойств, как воспитанность, общая культура, обученность, выраженность физических, психических и социальных аспектов личности.

Достижение уровня качественного образования в настоящее время должно выступать как интегративная цель всех уровней и структурных частей системы образования. Ключевым звеном современной образовательной системы правомерно считать педагога в качестве одного из ведущих участников процесса воспитания, обучения подрастающего поколения и носителя административного потенциала учреждения образования.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что акмеология на современном этапе выступает в качестве научного знания, имеющего интегрированный характер, формирующегося на стыке таких научных дисциплин, как психология, педагогика и теория управления. Сочетание в методологии и категориально-понятийном аппарате современной акмеологии основ гуманитарных и естественных наук способствует существенному изменению акцентов в области профессиональной подготовки специалистов педагогического профиля. При акмеологическом подходе делается акцент на формирование креативных, коммуникабельных, самостоятельно мыслящих личностей, которые обладают способностями построения индивидуальной модели развития и навыками эффективной профессиональной деятельности.

Развитие акмеологических аспектов в общей структуре вузовской педагогической подготовки открывает широкие возможности по поиску выпускниками вузов индивидуальных путей продвижения к профессионализму. Помимо этого включение акмеологических аспектов в систему педагогического обучения в вузах способствует росту в педагогическом труде креативности и творчества, расширяет представления студентов о педагогическом мастерстве.

Ставшие к настоящему времени компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе, акмеологические принципы открывают широкие возможности по формированию новой модели взаимодействия и конечного результата деятельности обучающегося и педагога.

В данной статье речь идет об основных акмеологических принципах педагогической деятельности. Авторы дают определение акмеологии и акмеологических принципов, а также характеристику каждого из таких принципов применительно к педагогической деятельности. Кроме того, авторы данного исследования, помимо прочего, также кратко рассматривают основные этапы развития акмеологии как отрасли педагогической науки, акцентируя особое внимание на том, что ее развитие пришлось на тот период времени, когда стало ясно, что в качестве одного из направлений педагогической науки необходимо уделять особое внимание не только повышению качества предоставляемого практикующими педагогами образования, но также и качеству подготовки самих педагогических кадров. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что в настоящий период времени акмеологическим принципам педагогической деятельности должно уделяться повышенное внимание, поскольку именно данный подход находится в полном соответствии с современными требованиями к образовательному процессу Российской Федерации. Кроме того, необходимо отметить, что исследование авторов может лечь в основу более глубоких и детализированных разработок в данном направлении педагогической науки.


4. Тюрин К.Г., Степнова Л.А. Акмеологические способности как средство реализации самопреобразующей деятельности // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 19–26.

6. Натаров В.И. Рационализация состояния сознания как развитие акмеологической адаптации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. № 4. С. 58–62.

7. Исмаилов Г.М. Самообразование и творческое развитие личности в процессе подготовки будущих учителе технологии // Развитие педагогического образования в России: материалы II Всероссийской науно-методической конференции с международным участием / отв. ред. Е.В. Гребенникова. Томск: ТГПУ, 2019. С. 273–279.

Современное российское общество переживает сегодня сложный период реформирования всех значимых систем. Ориентация на динамичное развитие общества предполагает усиленное внимание к проблемам образования, в частности к подготовке и повышению квалификации специалистов в области обучения и воспитания.

Подготовка педагогических кадров на современном этапе предполагает формирование у будущих педагогов акмеологических качеств и навыков высокого уровня. Высокий образовательный уровень должен обеспечиваться всеми уровнями современной системы образования. При этом педагогу принадлежит специфическая роль в связи с тем, что он выступает в качестве одного из ведущих участников процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. От компетентности и профессионализма педагогов непосредственно зависят такие факторы, как качество образовательного процесса и административный потенциал учреждения образования.

Материалы и методы исследования

В качестве основных методов исследования заявленной темы послужили такие, как аналитический (анализ теоретической и методической литературы по теме исследования), а также метод обобщений.

Результаты исследования и их обсуждение

Специфика педагогической деятельности заключается в том, что ведущим механизмом воздействия педагога на подрастающее поколение выступает он сам, его личностные характеристики. Подобная особенность работы преподавателей актуализирует задачу повышения профессиональных качеств и личностного роста педагога. В связи с этим на современном этапе требуется пересмотр подходов к вузовской подготовке будущих педагогов, которые были разработаны ранее и функционировали до недавнего времени. Теперь перед вузами стоит задача подготовки педагогов, которые обладают способностями к выработке стратегически верного направления в образовательной деятельности, достижению заданных целей, эффективной рефлексии, творческому подходу.

В настоящее время стремление к интеграции становится одной из ведущих тенденций мирового развития. Данное направление становится актуальным не только на мировом уровне, но и затрагивает каждую личность в отдельности на уровне социальных институтов и внутреннего личностного развития.

В связи с этим современная система вузовского обучения в значительной мере ориентирована на подготовку кадров, которые обладают набором характеристик, необходимых для достижения высоких результатов в предстоящей профессиональной деятельности. Это должны быть кадры, которые способны к эффективной социализации, творческому подходу, рефлексии и профессиональной конкурентоспособности.

На современном этапе акмеология как научная дисциплина ориентирована на исследование многоаспектной проблемы личностной самореализации с гуманистической и прогрессивной точки зрения. Кроме того, акмеология рассматривает проблемы саморазвития, творчества и личностной профессионализации. В ряде сфер акмеология как научная дисциплина сближается с психологией, педагогикой и другими науками, за счет чего она формируется как интеграционная отрасль знания.

Для акмеологии как относительно молодой науки особенно значимыми вопросами являются проблемы успешности, профессионального роста, саморазвития и самоактуализации человека. Наиболее полно акмеология как наука о самореализации человека начала раскрываться в 1990-е гг.

Современные исследования в области акмеологии базируются на обширном комплексе теоретических работ таких отечественных ученых, как В.Н. Максимова, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Г. Зазыкин.

Акмеологический подход к технологиям воспитания и обучения, содержательному компоненту образования, управлению высшей школой выходит в настоящее время на первый план. Подобный подход становится фактором повышения качества образовательной системы и усовершенствования технологий воспитания и обучения в вузе. Познавательные мотивы приобретают значение систематизирующих факторов, а процесс обучения переходит на уровень внутренней потребности личности. Ведущей формой деятельности личности становится переосмысление действительности на творческой основе.

Акмеологические методики и приемы позволяют использовать эффективные формы достижения профессионального и личностного успеха. В настоящее время становится очевидной значимость акмеологического подхода в административном и учебно-воспитательном процессе вузовского образования. Подобное обстоятельство непосредственно взаимосвязано с социальным заказом, который выдвигается обществом к выпускникам высших учебных заведений. Ожидается, что по окончании вуза общество получит креативных, коммуникабельных, самостоятельно мыслящих личностей, которые обладают способностями построения индивидуальной модели развития и навыками эффективной профессиональной деятельности.

Актуальность акмеологии на современном этапе связана с повышенным интересом к образованию и педагогике. В последние годы расширяется и углубляется процесс изыскания наиболее эффективных механизмов и способов, оказывающих воздействие на качество образования, прежде всего в рамках высшей школы. На современном этапе генерируются обновленные педагогические технологии, так как к настоящему времени осознана недостаточная актуальность традиционной образовательной системы. Старая система не отвечает обновленным экономическим и общественным условиям и требует оптимизации.

Категориальный и методологический аппарат акмеологической науки в настоящее время развивается, совершенствуются технологические и методические приемы и инструменты. Все это открывает широкие возможности в деле повышения качества образования, прежде всего вузовского.

Акмеология представляет собой отрасль научного знания, которая сформировалась на стыке гуманитарного, обществоведческого и естественнонаучного знания. Многоаспектность данной научной дисциплины связана, прежде всего, с тем, что она исследует способы, закономерности и инструменты достижения вершин в различных сферах деятельности взрослого человека, а также саморазвитие, творчество и личностную профессионализацию.

На современном этапе акмеология как научная дисциплина подразделяется на несколько направлений. К таким направлениям правомерно отнести: спортивную, военную, педагогическую, управленческую акмеологию.

Для современной отечественной системы вузовского образования качество образования приобретает особенное значение, формируя обновленную парадигму развития высшей школы в нашей стране. Качество образования – это комплекс его свойств, определяющий адаптацию образования к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.

Современные акмеологические технологии и методики ориентированы на повышение профессионализма, развитие личностного потенциала человека, самореализацию, усовершенствование адаптационных способностей и развитие рефлексии. Так как акмеология выступает в качестве научного знания, имеющего интегрированный характер, акмеологические технологии и методики разрабатываются на стыке гуманитарных и естественных наук.

На современном этапе акмеологические технологии имеют следующую структуру:

– цель и задачи технологии;

– условия технологического процесса;

– анализ конкретной ситуации;

– характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;

– этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;

– способы прогнозирования результатов;

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время акмеологические технологии отличаются значительным разнообразием, причем основными из них можно назвать следующие:

– игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования);

– технологии развивающего обучения;

– технология личностно-ориентированного обучения;

– метод проектов [6].

Формирование педагогического профессионализма в настоящее время предполагает повышенную степень развития проектировочных умений и навыков. Педагог должен обладать развитыми способностями к моделированию, прогнозированию, мониторингу и диагностике педагогического процесса.

Значимость проектировочных навыков для педагога-акмеолога в настоящее время обусловлена необходимостью определения профессиональных задач, достижение которых связано с повышением мастерства и профессиональным ростом.

Современная акмеология в своем развитии сформулировала ряд основополагающих принципов, в качестве основных из которых можно назвать следующие:

– принципы личностного развития в направлении к достижению профессионализма. В данную группу принципов могут быть включены принципы: активности, рефлексивности, оптимальности, формирования позитивной Я-концепции личности, субъекта и субъектности, моделирования;

– принципы изучения и анализа продуктивной педагогической деятельности и ее субъекта. В данную группу принципов могут быть включены принципы: комплексности, взаимодействия, развития, системности, детерминизма [7].

Строгое соответствие данным принципам позволяет надеяться на формирование и развитие у учащихся высшей школы навыков, умений и качеств, способствующих в дальнейшем эффективной профессиональной деятельности и достижению высоких личностных результатов.

В качестве одного из ведущих компонентов проектировочной культуры педагога с точки зрения современной акмеологии выступает целеполагание. Выдвижение значимых жизненных целей потенциально несет в себе для человека творческий элемент. Но не все люди могут реализовать подобные тенденции. Выделяются три основные категории людей. Для первой группы характерно пассивное ожидание, они не склонны к процессу активного целеполагания. В противоположность данной категории, существуют личности, выдвигающие значимые цели самостоятельно, на основе собственных ценностей и установок. Промежуточная категория людей характеризуется наличием черт обеих рассмотренных выше групп.

Таким образом, становится очевидным, что одним из ведущих компонентов профессиональной культуры учителя становится на современном этапе способность к творчеству.

Рефлексивные и аналитические способности выступают в качестве не менее значимых компонентов профессиональной культуры современного педагога. В рамках этого умения речь идет, прежде всего, о способности педагога к обобщению и систематизации собственного педагогического опыта, профессиональной рефлексии, выделению наиболее значимых и перспективных направлений личностного роста. Уровень развития у педагога рефлексивных и аналитических способностей оказывает непосредственное воздействие на результативность педагогического труда и эффективность методической работы. Таким образом, в конечном итоге данные характеристики педагога становятся важным фактором повышения качества образования.

Образование, соответствующее современным стандартам качества, предусматривает комплекс таких свойств и черт объекта, которые определяют собой его адаптивные возможности в отношении осуществления социальных целей. Данные цели в настоящее время связаны, прежде всего, с процессами становления и личностного развития человека в качестве носителя таких свойств, как воспитанность, общая культура, обученность, выраженность физических, психических и социальных аспектов личности.

Достижение уровня качественного образования в настоящее время должно выступать как интегративная цель всех уровней и структурных частей системы образования. Ключевым звеном современной образовательной системы правомерно считать педагога в качестве одного из ведущих участников процесса воспитания, обучения подрастающего поколения и носителя административного потенциала учреждения образования.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что акмеология на современном этапе выступает в качестве научного знания, имеющего интегрированный характер, формирующегося на стыке таких научных дисциплин, как психология, педагогика и теория управления. Сочетание в методологии и категориально-понятийном аппарате современной акмеологии основ гуманитарных и естественных наук способствует существенному изменению акцентов в области профессиональной подготовки специалистов педагогического профиля. При акмеологическом подходе делается акцент на формирование креативных, коммуникабельных, самостоятельно мыслящих личностей, которые обладают способностями построения индивидуальной модели развития и навыками эффективной профессиональной деятельности.

Развитие акмеологических аспектов в общей структуре вузовской педагогической подготовки открывает широкие возможности по поиску выпускниками вузов индивидуальных путей продвижения к профессионализму. Помимо этого включение акмеологических аспектов в систему педагогического обучения в вузах способствует росту в педагогическом труде креативности и творчества, расширяет представления студентов о педагогическом мастерстве.

Ставшие к настоящему времени компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе, акмеологические принципы открывают широкие возможности по формированию новой модели взаимодействия и конечного результата деятельности обучающегося и педагога.

Читайте также: