Акман токман краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

С Акманом и Токманом связана очень давняя история времен татарских ханов. Эту историю передавало из уст в уста не одно поколение наших предков.

В старину хозяевами этих мест были башкиры. Богатство здешних земель и вод не описать словами. Леса и горы изобиловали диким зверем, водились медведи, волки, лисы, куницы, выдры, соболя, норки. Реки и озера были полны рыбой. В лесу – борти. Народ занимался охотой, пчеловодством, скотоводством. Кочевали башкиры со своими стадами и табунами с одного кочевья на другое. Каждый род, аймак, тюбе имел свое место на весенних, летних, зимних и осенних стойбищах.

Но вот однажды, в дни такого благоденствия, нагрянула с востока, со стороны Алтайских гор, страшная черная рать. Было это летом. Все люди, вся скотина были на яйляу, в лесу, в горах, в долинах рек. Через башкирскую землю шла только часть вражеской рати. Основные же силы проходили южнее, кажется, по прияицким землям. Вскоре монгольский хан послал к башкирам своих нукеров-воинов и вынудил народ покориться. Земля и воды были распределены между родами. Каждому роду предназначалась своя тамга, оран (клич), дерево, пти-ца. Наш катайский род получил тамгу – багау, клич – салават, дерево – сосну. После получения эемель и тамги башкиры должны были платить хану ясак.

Сначала это показалось не особенно обременительным. Пушнина поставлялась хану вовремя. Но однажды от хана пришел новый указ. Молодые мужчины и парни со своим конем, снаряжением призывались в ханское войско. Стали угонять косяками коней, скот. Невмоготу стало башкирам, и они стали подниматься против хана. Среди них был храбрый егет Сураман. Он собрал довольно большое войско и уничтожил ханских нукеров, собиравших ясак. Некоторым удалось сбежать. Хан послал против Сурамана войско, но тот еще долго продолжал воевать. Вместе с ним сражалась и его жена. Со временем люди стали приноравливаться к сложившимся обстоятельствам. Укрывшись в лесах и в горах, повстанцы стали подстерегать ханских сборщиков ясака, неожиданно нападали на них. Завязывалась схватка. Скот заранее угонялся в глубь лесов и гор. Так проходило лето. В бездорожные зимы, когда леса и горы покрывались снегом, ханские отряды не могли пробраться в глухие места. Зимой было спокойнее. С наступлением лета снова начинались бои.

Акман и Токман продолжили борьбу, которой не было видно конца. Однажды, взяв с собой сотню самых надежных воинов, они ушли на зимовку в глубь Уральских гор. Но среди них оказался предатель. Как-то ночью он сбежал и указал ханским приспешникам место зимовки Акмана и Токмана, получив за это вознаграждение. Хан послал туда войско. Батыров прижали к горам. С трудом, путая следы, им удалось скрыться и выйти в Зауралье. Но там их поджидали враги. Рто было ранней весной, когда снег то таял, то замерзал. Начались сильные бураны. У беглецов кончилась еда, негде было им укрыться и передохнуть: голая степь, невыносимый буран. Акман, Токман и их боевые спутники, голодные и измученные, замерзли, Лишь некоторым удалось добраться до ближайшей деревни. Но там тоже находились ханские войска. До последнего дрались егеты и погибли до последнего. Среди них были две храбрые девушки. Их тоже схватили и жестоко замучили чужеземные захватчики.

Давным-давно, в седые времена,Джигит Акман и брат его ТокманВ степь белую ушли за табуном.Но тут поднялся мартовский буран,


Давным-давно, в седые времена,
Джигит Акман и брат его Токман
В степь белую ушли за табуном.
Но тут поднялся мартовский буран,

Как волк голодный, зарычал, завыл,
Что младший брат вдруг вскрикнул от испуга,
И степь в мгновенье ока снег накрыл,
Похоронив домой, в тепло, дорогу.

Ведь знали, что в природе каждый год
В весеннем марте зимние метели,
Заносят снегом и невинный скот,
И птиц, что в степи с радостью летели.

В природе нет ни зла, ни доброты,
Она живет по собственным канонам:
И мартовский буран Акман-Токман,
В круговороте вечном стал законом.

Так каждый год весенняя пурга
Проносится по жизненному кругу,
Стучится вЕтрами и в окна, и в сердца:
«Не выезжайте в дальнюю дорогу!

Фото Андрея Старостина (архив).

А ведь день начинался удачно. Отправившись в путь, я видел над заснеженными горами мартовское лазоревое небо. На душе было празднично. Весеннее солнышко, оно такое — все затопит, зальет своим ласковым светом, и жить хочется с новой силой.

Перемены заметил не сразу. Совсем незаметно небо стало серым, тусклым, и откуда ни возьмись, потянула поперек дороги поземка.

А на перевале через Зильмердак мело уже так, что при порывах ветра машина вздрагивала, и казалось, что еще чуть, и унесет ее куда-то в белую мглу, вслед за ветром. Поездка в Белоречье из увеселительной прогулки постепенно превращалась в настоящее приключение…

«Мне отец рассказывал, а ему его дед про Акман Токман. Так двух братьев звали, — Ильдар, хозяин дома, невысокий, смуглый, лет 40 деревенский мужик разминает в руках сигарету, присаживается возле печки. Открывает дверку топки, прикуривает и затягивается. — Два брата было, одного Акман, а другого Токман звали. Здесь, рядом, в Кузгун-Ахмерово жили. Примерно в это время пошли на охоту на Краку, и буран налетел. Вот как сегодня. Так и пропали. Вот теперь это время и называют у нас Акман Токман. Считается, пока Акман Токман не пройдет, весны настоящей не будет.

Ильдара я знал довольно давно, и мы собирались с ним сходить на Краку — один из главных хребтов белорецкой округи, что горбом вздыбился подобно огромному мохнатому медведю Аю над деревней Серменево. И как-то понадеялись, не посмотрели прогноз, доверились мартовскому ласковому солнцу. Вернее, я доверился. Наверное, так и другие думали, что раз пришла весна, то зиме конец. А оно вон как получается, обманчиво мартовское тепло!

Буран продолжался два дня. Гудел, бесновался, раскачивал стены дома, пытался зацепиться за крышу, пробраться внутрь. А потом выдохся, затих, а к ночи и вовсе уполз в далекие глухие распадки. Какое-то время со стороны гор налетали порывы ветра, набрасывали на утонувшую в пухляке деревню снеговые заряды. Но стали проступать на небе, подобные волчьим глазам зеленые крупные звезды. А утром над белым безмолвием выкатил шар солнца…

Лыжня потянулась через огороды, по льду Белой, к мохнатым соснякам Краки и стала карабкаться вверх по склону. Ни звука, ни шороха. Сказочный огромный лес молча взирал на двух маленьких человечков, продиравшихся через бездну снегов к вершине. Нет, ничего не изменилось здесь с той поры, когда эти огромные сосны махали лапами ветвей под напором бурана и провожали в белую заметь двух упрямых охотников. Где-то здесь, по лесам Краки с той поры бродят неприкаянные души Акмана и Токмана…

— Постой, ты же всего про двух братьев говорил. Откуда же еще взялись? Или они тоже все здесь замерзли?

— Почему замерзли? Не замерзли, окаменели. 40 братьев — это даже не люди. Это 40 отрогов, 40 хребтов, что отходят от главного. Если на Краку посмотреть сверху, то он похож на рыбу, на рыбий скелет. Каждая косточка — один хребет, один брат…

Вокруг в разгаре мартовская теплынь. За горизонт уходит и теряется за перегибом земного пространства массив гигантского рыбьего скелета. Я вдруг понимаю, что Акману и Токману здесь не так уж и тоскливо, ведь кроме них тут еще целых 40 братьев!

Однако уже по приезду домой я неожиданно выяснил, что первоначальная история Акмана и Токмана уходила уж совсем в седую древность. Оказывается, это было еще в те времена, когда башкиры воевали с Ордой. По легенде был такой егет Сураман, предводитель повстанцев. Было у него два сына, Акман и Токман. Однажды, ранней весной, ордынцы, благодаря предателю вышли к месту, где стояли на зимовке Акман и Токман. Многие в сражении погибли. Но братья с небольшим отрядом сумели выйти из заваленных снегом гор в Зауралье. Там остаток отряда и сгинул среди неожиданно налетевших буранов. С тех пор мартовские бураны в белорецкой округе называют по имени братьев. И что характерно, Акман Токман стало явлением, тяготеющим исключительно к бельским берегам. Возникнув из древней, то ли были, то ли небыли, упало семя рассказа на благодатную почву, и народное творчество начало работать дальше. На свет появилось множество похожих историй про охотников, замерзших в горах, про отряд красноармейцев, белогвардейцев.

А тут подтянулось и русское горнозаводское население и переработало старинную башкирскую легенду на свой лад. И вот уже в Авзяне и Каге рассказывали сказку про двух братьев-сирот Акманку и Токманку, что пошли в лес за дровами, да в буране и потерялись.

Похожие истории рассказывают и в соседнем Казахстане. Только эти бураны называют Бишкунак — пять гостей. Дескать, шли как-то из гостей пять человек в свое поселение по степи. Налетел буран, заблудились и замерзли.

Интересную историю рассказывал известный уфимский драматург Флорид Буляков про Америк буран. В 1921-м голодном году в один из аулов пришли представители АРА — американской организации, которая помогала голодающим в Советской России. Американцы уговорили переживших голодную зиму людей перебраться в США, где им было приготовлено жилье. Только нужно было добраться до Уфы своим ходом. Погожим весенним утром люди вышли на дорогу, и неожиданно налетел буран. Не спасся никто. Так теперь весенние метели там так и называют — Америк буран.

Историй, в общем, много, но во всех есть общие детали: весна, неожиданный буран, и люди замерзают. Легенды легендами, но ведь должно быть какое-то научное объяснение, и в один прекрасный момент дорога привела меня в Гидрометцентр, где его начальник Анна Константиновна Козаева мне и объяснила, что никакой особой загадки нет. Март в наших краях — время перехода погоды от зимы к весне. Выше контраст температуры в разное время суток, что приводит к движению воздушных масс. Неожиданно возникающие бураны и метели-понизовки именно из-за них и возникают.

Сижу, слушаю и снова вспоминаю легенду про братьев, Акмана и Токмана, сгинувших среди весеннего бурана. Не было никакого злого рока, а был закономерный процесс. С тех пор появились мощные компьютеры, метеорологические службы и спутники. Но бураны мартовские никуда не делись.

Не верь мартовскому солнцу, но и не расстраивайся. Пройдут бураны Акмана и Токмана, а там настоящая весна.

Акман Токман

Не верь мартовскому солнцу, да и не расстраивайся! Пока Акман Токман не пройдет, все равно весны настоящей не будет – говорит мне хозяин дома, раскатывая у печки-голландки полную охапку дров. В избе запахло снегом, набросило холод. А за окнами гудит и мечется беспросветная пурга.
А ведь день начинался удачливо. Отправившись в путь, я видел над заснеженными горами мартовское лазоревое небо. На душе было празднично. Весеннее солнышко оно такое – все затопит, зальет своим ласковым светом, и жить хочется с новой силой.

Перемены заметил не сразу. Совсем незаметно небо стало серым, тусклым, и откуда ни возьмись на перевалах потянула поперек дороги поземка.
А на перевале за Тещиным языком мело уже так, что при порывах ветра автомобиль вздрагивал, и казалось, что чуть и его унесет куда-то далеко вниз, вслед за ветром. Поездка в Белорецк из увеселительной прогулки постепенно превращалась в целое приключение…

Мне отец рассказывал, а ему его дед про Акман Токман. Так двух братьев звали – Ильдар, хозяин дома, невысокий, смуглый, лет сорока деревенский мужик разминает в руках сигарету, присаживается возле печки. Открывает дверку топки, прикуривает и затягивается — два брата было, одного Акман, а другого Токман звали. Здесь, рядом, в Ахмерово жили. Примерно в это время пошли на охоту на Маярдаки, и буран налетел. Вот как сегодня. Так и пропали. Вот теперь это время и называют у нас Акман Токман. Пока Акман Токман не пройдет, весны настоящей не будет.
Ильдара я знал довольно давно, и мы собирались с ним сходить на Маярдак, один из хребтов Белорецкой округи, куда он хорошо знал дорогу. И как-то понадеялись, не посмотрели прогноз, доверились мартовскому ласковому солнцу. Вернее, я доверился. Наверное, так и другие думали, что раз пришла весна, то зиме конец. А оно вон как получается, обманчиво мартовское солнце!
Буран продолжался два дня и когда стал постепенно утихать, а отправился домой. Нечего было и думать, чтобы идти в заваленный снегом-пухляком лес.
Все, связанное с историей, легендами и сказками мне было интересно с детства. Акман Токман тоже засел где-то в сознании среди набора наших местных брендов. Со временем же выяснилось, что это природное явление одно из самых популярных в нашем башкирском фольклоре.
Акман Токман один, а рассказов много.

Явление одно, а легенд много.

Первоначальная история Акмана и Токмана уходила уж совсем в седую древность.
Дело было еще в те времена, когда башкиры воевали с Ордой. По легенде был такой егет Сураман, предводитель повстанцев против войска Орды. Было у него два сына. Однажды, ранней весной, ордынцы, благодаря предателю вышли к месту, где стояли на зимовке Акман и Токман. Многие в сражении погибли. Но братья с небольшим отрядом сумели выйти из заваленных снегом гор в Зауралье. Там остаток отряда и сгинул среди неожиданно налетевших буранов. С тех пор мартовские бураны в Белорецкой округе называют по имени братьев.
Но что интересно, народное творчество начало работать дальше и на свет появилось множество похожих историй про охотников, замерзших в горах, про отряд красноармейцев, белогвардейцев…
Подтянулось русское горнозаводское население и переработало старинную башкирскую легенду на свой лад. И вот уже в Авзяне и Каге рассказывали сказку про двух братьев-сирот Акманку и Токманку, что пошли в лес за дровами, да в буране и потерялись.
Похожие истории рассказывают в соседнем Казахстане. Только эти бураны называют Бишкунак – пять гостей. Дескать, шли как-то из гостей пять человек в свое поселение по степи. Налетел буран, заблудились и замерзли.
Интересную историю рассказывал известный уфимский драматург Флорид Буляков, про Америк буран. В 21-м голодном году в один из аулов пришли представители АРА – американской организации, которая помогала голодающим в Советской России. Американцы уговорили, переживших голодную зиму людей, перебраться в США, где им было приготовлено жилье. Только нужно было добраться до Уфы своим ходом. Погожим весенним утром люди вышли на дорогу, и неожиданно налетел буран. Не спасся никто. Так теперь весенние метели там и называют, Америк буран.

Историй, в общем, много, но во всех есть общие детали: весна, неожиданный буран и люди замерзают. Легенды легендами, но ведь должно быть какое-то научное объяснение и в один прекрасный момент дорога привела меня в Гидрометцентр.

То, чего не скрывают метеорологи.

В Гидрометцентре всех журналистов отправляют к Анне Константиновне Козаевой, как к специалисту и человеку, привыкшему объяснять журналистам, что да как. Поскольку я ничем особенным не выделялся, то и меня направили к ней.
— Анна Константиновна, расскажите, пожалуйста, в чем такая закономерность, почему в марте тепло-тепло, солнышко и вдруг ррраз и буран? Весна же! Откуда берутся эти мартовские метели?
— Весна это только на календаре. А, например, для нас, для тех, кто занимается мониторингом погоды, настоящая весна наступает в первых числах апреля, когда среднесуточная температура переходит через ноль. А март, март на территории Республики еще зимний месяц. Но при этом в марте начинается перестройка погодных процессов. Зимний стабильный сезон сменяется межсезоньем. Солнце выше, контраст в температуре воздуха значительный. Отсюда движение воздушных масс и метели. Причем в марте характерны низовые метели. Сверху вроде снег не падает, а по земле так метет, что никакой видимости. Особенно это явление часто в начале весны в восточных и южных районов Башкортостана.
— И это повторяется каждую весну?
— Март на март не приходится, но в целом так и есть. Перестройка погоды, нестабильность воздушных масс.
Сижу, слушаю и снова вспоминаю легенду про братьев, Акмана и Токмана. Ведь судя по всему, именно их и погубили в зауральских степях весенние бураны. Не было никакого чуда, а был закономерный процесс. С тех пор появились мощные компьютеры, метеорологические службы и спутники. Но бураны мартовские никуда не делись. Не верь мартовскому солнцу, но и не расстраивайся. Пройдут бураны Акмана и Токмана, а там настоящая весна.

Запись опубликована в рубрике Южный Урал с метками Акман Токман, легенда, погода. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Читайте также: