Акция внешний вид в школе

Обновлено: 07.07.2024

История школьной формы насчитывает не одно десятилетие. Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году, в этом же году в Российской империи был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.

Периодически школьную форму то отменяли, то вводили вновь, как обязательный атрибут учащегося. Облик школьной формы также менялся с течением времени…

Примерные образцы моделей и варианты одежды, соответствующие единому деловому стилю, были утверждены:

Советом и администрацией школы

Школьным ученическим самоуправлением.

В 2016 – 2017 году был оформлен просветительский стенд для родителей и учащихся с рекомендованными и нерекомендованными вариантами в одежде школьника.

В связи с вступлением с 1 сентября 2013г. нового Федерального Закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации", который предусматривает, что установление требований к одежде учащихся относится к компетенции образовательной организации, в нашей школе введена школьная форма.

Виды школьной одежды

• ПАРАДНАЯ - школьная форма, низ которой черного цвета в сочетании с белой рубашкой для мальчиков и белой блузкой или водолазкой для девочек, жилетка серого цвета, галстук или бабочка.

• ПОВСЕДНЕВНАЯ - школьная форма, низ которой черного цвета в сочетании с однотонной рубашкой или водолазкой для мальчиков и однотонной блузкой или водолазкой неярких цветов
для девочек.

• СПОРТИВНАЯ – спортивный костюм для занятий физической культурой и хореографией.

ЗАПРЕЩЕНО .
• спортивный костюм (кроме уроков физической культуры);
• майки/футболки с яркими, вызывающими рисунками;
• прозрачные блузки; декольтированные топы и блузки;
• слишком короткие майки, открывающие часть живота/спины;
• мини-юбки (длина юбки выше 10см от колена);
• макси-юбки (длина юбки ниже щиколотки);
• спортивная обувь для экстремальных видов спорта и развлечений;
• сапоги (как сменная обувь);
• обувь на толстой платформе и высоких каблуках (длина каблука не больше 5см);
• вечерняя обувь и излишне открытая обувь (шлепанцы, тапочки);
• массивные серьги, броши, кулоны, кольца, другие украшения и бижутерию;
• яркий маникюр.

Цель проведения: проверка соответствие внешнего вида учащихся требованиям Устава ГБОУ Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната № 3 г. Армавира

Крашенные на уроках: конфликты по поводу внешнего вида

Фото: crazys.info

Кого не пустит школа

Новый учебный год всегда связан с новыми ожиданиями. Однако, к сожалению, учебный год это также всегда заботы и много дел (например, как подготовить ребенка к школе). Прежде всего эти заботы связаны с выбором, покупкой и ношением школьной формы, чтобы внешний вид ребенка соответствовал требованиям учебного заведения.

Наверняка, все помнят скандальную историю со школьницами в хиджабах в Ставропольском крае.

Конфликты по поводу внешнего вида школьников до сих пор продолжаются между администрациями школ, учениками и их родителями и, по-видимому, не прекратятся в будущем. В условиях отсутствия необходимой степени регулирования достижение компромисса в ряде случаев видится как способ ущемления какой-либо из сторон конфликта. В споры активно вовлекаются прокуратура и суды.

Требования к одежде учащихся

  • к общему виду;
  • цвету;
  • фасону;
  • видам одежды учащихся;
  • знакам отличия;
  • правилам ношения школьной одежды.

Требования к одежде обучающихся устанавливает локальный акт школы. Но он должен соответствовать нормативному правовому акту об утверждении типовых требований, утвержденному соответствующим региональным органом государственной власти.

Локальный акт школы, устанавливающий требования к внешнему виду школьников, должен быть принят с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

Модельный акт

В регионы был направлен Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде школьников по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. На основе этого документа в регионах принимались соответствующие нормативные правовые актые

В модельном акте - определенный набор требований к одежде школьников. В частности:

  • одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (пункты 56 акта);
  • одежда обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении;
  • обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение (пункт 8).

Последний пункт - рекомендация для школьников. Однако в локальных актах образовательных организаций обычно его закрепляют в виде прямого запрета.

Требования к внешнему виду

В то же время конфликты и споры в настоящее время возникают во многом из-за внешнего вида школьников, не связанного с одеждой. Вышеуказанный модельный акт содержит единственное требование, касающееся внешнего вида, в пункте 7. Звучит оно так:

На этом основании органы прокуратуры в массовом порядке опротестовывают школьные локальные акты, содержащие требования к внешнему виду, а именно к прическам, маникюру, украшениям и сумкам.

Школа в одном из районов на территории Удмуртии в 2015 году не согласилась с требованием районного прокурора об отмене норм Положения о школьной форме и внешнем виде. Согласно этому документу, в общеобразовательном учреждении были установлены требования к стрижкам и прическам, маникюру, украшениям, размерам сумок. Это требование школа попыталась оспорить в суде.

Позиция прокурора основывалась на том, что такого рода нормы локального акта нарушают установленное статьей 43 Конституции РФ конституционное право граждан на общедоступность и бесплатность общего образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Суд первой инстанции встал на сторону образовательной организации. Суд посчитал, что требования прокурора не обоснованы, так как установленные локальным актом школы требования направлены на успешную социализацию школьников в коллективах и в будущем обществе в целом. Учебное заведение по согласованию с органами и заинтересованными лицами вправе разрабатывать и вводить стандарты внешнего вида, определяющие требования к обуви, одежде, прическам, аксессуарам, украшениям, косметике и т.д.

Суд также указал, что каждый ученик должен строго соблюдать правила личной и общественной гигиены, а внешний вид каждого ученика должен способствовать соблюдению норм поведения, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают сдержанность, традиционность, аккуратность.

Таким образом была подтверждена правильность позиции прокурора. В других случаях школы, как правило, идут на выполнение аналогичных по содержанию требований прокуратуры.

О чем надо подумать

Из этого следует, что ситуация требует принципиальных решений на уровне общества.

Эта проблема не может быть решена чисто юридическими средствами. Требования к внешнему виду крайне слабо поддаются формализации.

Во многом именно поэтому органы управления образованием на уровне субъектов Российской Федерации, в условиях отсутствия требований в федеральном законодательстве, стараются обходить эти вопросы в своем правотворчестве.

При закреплении этих понятий в законодательстве в качестве требований мгновенно появится необходимость в обеспечении единства в практике применения, возникнут многочисленные споры, которые в конечном итоге, скорее всего, потребуют каких-либо судебных решений. Пройдет очень долгое время, пока сформируется более или менее единообразная судебная практика.

При этом федеральному правотворчеству в этой сфере должно предшествовать широкое общественное обсуждение вопроса, нахождение общественного компромисса.

В сложившейся ситуации, очевидно, требуется разъяснение со стороны профильного федерального органа.

  • С одной стороны, оно защитило бы школы от претензий правоохранителей.
  • С другой стороны, это разъяснение исключило бы дикие случаи в школах.

Имеется в виду история, когда ребенка не пустили на занятия в школу из-за длинных волос. Или случаи в школах, находящихся в районах, приравненных к Крайнему Северу.

В некоторых, например, принимались локальные акты, запрещающие школьникам приходить на занятия в джемперах, свитерах и пуловерах (в том числе в самое холодное время года с ноября по февраль).

В качестве одного из вариантов решения вопроса можно предложить передачу полномочий на принятие решений об установлении (или не установлении) требований к внешнему виду обучающихся на уровень школы.

То есть наделить школы правом самостоятельно устанавливать требования к внешнему виду (при наличии такого рода необходимости).

Цель: выявить наиболее примерный класс, повысить мотивацию детей к хорошему поведению и вежливости по отношению к окружающим, выполнению правил Устава школы, формировать ответственность и дисциплинированность.

1.Улучшить поведение детей на уроках;
2. Повысить уровень воспитанности детей;
3. Формировать уважительное отношение к учителям и всем участникам учебно-воспитательного процесса

4.Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, пропаганда выполнения правил Устава школы

5.Повысить дисциплинированность, снизить количество опозданий в школу

6.Формировать ответственное отношение к выполнению поручений, заданий.

Сроки проведения и участники акции

Время и место проведения акции: 3 неделя сентября в ГБОУ СОШ№12

Участники акции - обучающиеся 5-10 классов

1. Накануне 3 недели сентября, перед началом акции, т.е. в пятницу, старосты 5-10 классов подходят к социальному педагогу и получают инструкции и бланки для участия, знакомятся с правилами проведения акции;

2. Старосты классов отвечают за бланки акции, их нельзя терять. В случае утери бланка, восстановлению они не подлежат. В этом случае все ранее полученные баллы класса теряются и результаты аннулируются.

3. Бланк акции рассчитан на неделю. Каждый день прописан и расписаны критерии, за что и сколько баллов может набрать класс каждый день. Задача старосты класса (или её заместителя, в случае отсутствия) заполнить расписание предметов в бланке на неделю, в течение недели, не забывать подходить после каждого урока к педагогам для выставления баллов в бланк. Также подавать бланк для оценки классному руководителю, дежурному учителю и социальному педагогу.

5. Поведение на переменах. Оценивается от 1 до 5 баллов. Дежурный учитель (по школе, этажу) наблюдает за поведением. Он может сам выставить баллы в бланк или сообщить устно о поведении учащихся класса классному руководителю. Тогда бланк заполняет классный руководитель. Ученик обязан дать бланк на подпись по просьбе учителя.

6. Опоздания учащихся класса. Каждый день на входе, в начале первого урока дежурит класс с учителем и дежурный администратор. Опоздавшие фиксируются в журнале дежурного администратора, подают ему дневник для замечания. В течение недели, дежурные администраторы подают данные об опоздавших по каждому дню социальному педагогу. Класс, из которого наличествуют опоздавшие, будет терять по 2 балла (-2) за каждого опоздавшего ученика в день.

Внимание. Если вы не подошли для выставления баллов, например, в понедельник, то во вторник баллы за понедельник выставляться не будут. Т.е. вы получите баллы уже только за вторник, а за понедельник их потеряете. Не забывайте подходить ежедневно для подведения итогов дня!

Если вы не сдали бланк акции в пятницу (в день окончания акции), все предыдущие результаты класса за неделю аннулируются. В понедельник, бланки приниматься не будут.

Внешний вид школьника: где заканчивается законность требований школы?

В настоящей статье мы рассмотрим, какие же требования школ к внешнему виду учащихся являются законными, а какие нарушают права ребенка и как следует реагировать на нарушение школой прав ученика.

Одежда в школу

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  • соответствие погоде и температурному режиму в помещении;
  • соответствие общепринятым нормам делового стиля;
  • светский характер.

Кроме того, на территории школ все ученики и сотрудники должны находиться без головных уборов, о чем имеется заключение Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23: головные уборы в пределах школы признаны источником опасных заболеваний, в частности – педикулеза.

Школьная форма

Религиозная одежда в школе

  • единые требования к одежде учеников вытекают из светского характера нашего государства;
  • головные уборы в помещении (в том числе хиджаб, косынка) являются причиной различных заболеваний;
  • ​ запрет на ношение хиджаба или косынки не нарушает права на получение образования.

Какую одежду следует считать запрещенной к ношению в школе?

  • головные уборы, включая хиджабы и косынки;
  • религиозная одежда;
  • одежда, содержащая надписи явно экстремистского характера, призывы к употреблению наркотиков или психотропных веществ, оскорбления чести и достоинства других людей;
  • одежда, содержащая элементы, которые могут травмировать ребенка или его окружение;
  • одежда, ​ не соответствующая полу ребенка.

Внешний вид ребенка

Возможных же нарушений действующих законов можно выделить только два. Это:

Таким образом, любые замечания по поводу распущенных или окрашенных волос, накрашенных ногтей, макияжа, усов или бород со стороны администраций школ являются незаконными по определению.

Можно ли не пускать ребенка в школу за ненадлежащую одежду или внешний вид?

На этот счет законодатель ответил однозначно – запрещено. За нарушение требований к одежде или внешнему виду школьник может быть подвергнут дисциплинарному наказанию: это выговор, беседа с директором, вызов родителей и т.д. Если одежда или внешний вид ученика содержит признаки преступления или административного правонарушения – сотрудники школы обязаны вызвать представителей правоохранительных органов (полицию, следственный комитет).​ ​ Но школа не имеет права не допускать ученика к занятиям по какой-либо причине, тем более — из-за неформального внешнего вида.

Как урегулировать конфликтную ситуацию?

Конечно, начинать решение проблемы нужно путем переговоров. И, в первую очередь, ссылаться нужно на типичные жизненные ситуации, например:

По каждой ситуации можно найти адекватные доводы.​ Если же школа продолжает нагло игнорировать мнение учеников и родителей, то можно пойти двумя путями:

1. Создать специальную комиссию по урегулированию споров, куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (статья 45 закона об образовании). Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.

2. Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.

Читайте также: