Акция дерево настроения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность темы. Неделя психологии - это интересная, творческая форма работы взаимодействия ДОУ с семьей. И это очень актуально в рамках работы педагога – психолога по требованиям ФГОС ДО.

В проекте задействованы все сотрудники, родители (законные представители) и дети. Это очень важно, так как для полноценного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. Педагог-психолог в данном проекте выступает как организатор для творческого совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.

Неделя психологии - это не просто набор мероприятий, охватывающих детей, родителей и педагогов, это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая:

  • повысить интерес участников образовательного процесса к психологической службе в ДОУ;
  • показать реальные формы работы, возможности психологической службы ДОУ;
  • гармонизировать детско-родительские отношения.

Проблема. В настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.

Продолжительность проекта: краткосрочный (месяц).

Участники проекта: сотрудники детского сада, дети всех возрастных групп, родители (законные представители).

Цель проекта: создание положительной психологической атмосферы в детском саду, гармонизация детско-родительских отношений, сплочение коллектива, снятие психоэмоционального напряжения у педагогов.

Задачи:

  • повысить интерес педагогов и родителей (законных представителей) к психологической службе в детском саду;
  • повысить психологическую компетентность педагогов и родителей (законных представителей) ДОУ;
  • активизировать творческий потенциал участников образовательного процесса, формировать чувство успешности;
  • формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.
  • наполнить уголок уединения и психологической разгрузки новыми атрибутами.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта обеспечит в детском саду целостность педагогического процесса, повысит психолого-педагогическую компетентность всех участников образовательного процесса, дети и взрослые получат заряд положительных эмоций.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

Определение темы, проблемы проекта, вызвать интерес всех участников образовательного процесса к теме проекта, проведение подготовительной работы.

Предварительная работа:

2 этап – основной.

План реализации проекта недели психологии

День недели

Мероприятие

Участники

Ответственные

ПОНЕДЕЛЬНИК

Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели,

Дети, родители, сотрудники детского сада

Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели

(в течение всей недели)

Беседы на тему: «Мои

ВТОРНИК

Сотрудники детского сада

Игры с кубиком настроения

СРЕДА

Сотрудники детского сада

Средние, старшие, подготовительные группы

ЧЕТВЕРГ

средняя № 1 – 1 мл.гр.

средняя № 2 -2 мл.гр.

ПЯТНИЦА

Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели,

Дети, родители, сотрудники детского сада

Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели

Подведение итогов оформления психологического уголка разгрузки в группах

Заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог

3 этап – Заключительный.

Дальнейшие перспективы

  • Сделать неделю психологии в ДОУ традиционной, и проводить 1 раз в год.
  • Чаще проводить психологические акции совместно с родителями (законными представителями).
  • Продолжать занятия с элементами тренинга с педагогами и учебно-вспомогательным персоналом.
  • Распространить полученный опыт среди педагогического сообщества.

Об авторе

Кузовкова Татьяна Валерьевна

Имею высшее образование. В 2009 году окончила Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара по специальности "Писихолог. Преподаватель психологии".С этого же 2009 года работаю педагогом-психолог в МБДОУ детский сад "Сказка" р.п.Вознесенское Нижегородская область. Стаж работы 10 лет. Повышение квалификации: 2015 год - "Психологическое сопровождение введения ФГОс ДО", объем 108 часов на базе ГОУ ДПО "НИРО" г.Н.Новгород, 2019 год - "Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи", объем 108 часов на базе ГОУ ДПО "НИРО" г.Н.Новгород.


Как часто мы не обращаем внимания на наше настроение, на настроение наших детей. Приводя детей в детский сад, торопимся, бежим на работу и не всегда обращаем внимание с каким настроением ребенок пришел в группу, а с каким его забираем.
Настроение – это душевное состояние. Настроение ребенка можно понять по его мимике, так как он еще не научился скрывать свои чувства и переживания. А можно оценить и по действиям, поступкам, по игрушкам которые выбирает. Но можно и разглядеть настроение в цветовой гамме: карандаши, которыми рисует ребенок, цвет игрушки и т.д.

Именно поэтому у нас в группе появилось данное пособие. Которое позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад и следить за изменением настроения в течении дня. Оно помогает как воспитателям, так и родителям контролировать и положительно влиять на детей. Да и учить детей самих совершенствовать умение определять своё настроение.

Место размещения уголка настроения не случайное. Ребенок разделся, проходит в группу и отражает свое настроение в виде цветной медали, сразу у входа в групповую комнату. А родитель имеет возможность увидеть и оценить, что в душе малыша. В помощь родителям цветные лепестки рассказывают характеристику цвета, а цветок настроения, помогающий узнать настроение ребёнка. Провожая ребят, домой, родитель сможет проконтролировать смену настроения, посмотрев на чудо-дерево. Диагностика настроения воспитателем и родителями позволяют создавать комфортное настроения каждому ребенку и определять характер.

Цветопись настроения: Красный – восторг, Оранжевый или жёлтый – радость, Зеленый – спокойствие, Синий – грустное настроение, Черный – унылое настроение, Белый – состояние страха.


Данное дерево выполнено из куска ДВП и отрезка доски. Понадобилась краска белая, коричневая и монтажная пена. Листья подойдут любые. Использовали: крупную мозаику, с петелькой из тонкой проволочки для подвешивания на крючок и уложенные в корзину. Цветные медали развешиваем на крупные шубные крючки. Ну и конечно индивидуальные фотографии детей. Так этот перечень материалов стал уголком настроения.

Но на этом обустройство дерева не окончилось. Оно стало многофункциональным. Наше дерево стало отражать дни рождения детей. У именинника появляется медаль, а весёлая картинка в виде обезьянки напоминает о том, что у нас в группе день рождения.


А еще поздравления с праздниками обрели свои эмблемы. Так с 23 февраля, мальчики получили медали, а девочек к 8 марта ждут свои.




  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

_____________ Панина З.И.

План проведения

Недели психологии в МАДОУ «Цент развития ребенка –

Идея Недели: сформировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии, повысить интерес детей к психологии.

Понедельник

старших и подготовительных к школе групп

Родители средних групп

Родители младших групп

Родители групп раннего и младшего возраста

Родители и педагоги ДОУ

Родители подготовительных к школе групп

Дети старших групп

Родители всех возрастных групп

Дети старших групп

Родители старших групп

Дети подготовительных к школе групп

Родители младшей группы

Родители всех возрастных групп

Помощники воспитателей ДОУ

Подведение итогов Недели психологии

Участники Недели психологии

Содержание работы

hello_html_1569688b.jpg

hello_html_299b2c98.jpg

hello_html_m41aeff22.jpg

hello_html_mf6dcaaf.jpg

hello_html_m3311f281.jpg

hello_html_6b4f36f8.jpg

Родители и педагоги, приходящие утром в детский сад получили заряд бодрости и хорошего настроения, акции была восприняты с радостью.

hello_html_m3a015bad.jpg

В результате, ответами детей был оформлены плакаты, которые украшали раздевалку групп и заставляли родителями поразмышлять над некоторыми вопросами по вышеуказанной теме.

hello_html_7aba2313.jpg

hello_html_251bc93b.jpg

hello_html_m4e8bc337.jpg

hello_html_m74576da5.jpg

hello_html_6db4b3ee.jpg

hello_html_d5ebf03.jpg

hello_html_m6a49a902.jpg
hello_html_m2838f248.jpg

Конспект занятия с родителями “Любить или воспитывать?”

расширение представлений родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;

повышение родительской компетентности и осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

профилактика нарушений детско-родительских взаимоотношений

формирование культурных традиций в общении взрослых и детей;

Ход встречи

Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и детский сад, так как семья и детский сад – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Детский сад ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Детский сад может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

родителям предлагается под руководством психолога вырезать снежинки и сравнить их - одинаковых нет. Так же и наши дети все разные, даже в семье, и к каждому нужен индивидуальный подход.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь . Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа . Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования. Собственно ребёнок и делает мужа и жену семьёй. Ребёнок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за всё, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи.

Нередко мы, родители употребляем фразы, выражающие нетерпение, агрессию. Вследствие этого могут возникнуть негативные эмоциональные проявления и у ребенка.

Сомневаетесь? Не уверены?

(Используются фразы родителей, выражающие агрессию, нетерпимость к ребенку).

В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).

Вопрос: Что развязать следующим?

(по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)

Рефлексия: Что вы чувствовали.

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Заключение. Установка.

Информация о возможностях проявления родительской любви (Памятка)

Неоспоримо, что если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, все остальное покоится на фальшивом и зыбком фундаменте (страхе, подчинении и т.п.). Для полноценных детско-родительских взаимоотношений важна, прежде всего, безусловная любовь , любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях. Безусловная любовь – это как свет в тоннеле, который не дает сбиться с пути и заблудится в поиске решения возникающих трудностей и разногласий. Этот свет помогает удерживать ориентир для нас – счастливое и успешное будущее наших детей. Безусловная любовь – это возможность удовлетворять эмоциональные потребности наших детей.

Способность любить и потребность быть любимым есть у каждого человека и очень важно не дать угаснуть этой способности, а напротив позволить ей вырасти и развиваться. У каждого из нас есть эмоциональный резервуар, который пополняется эмоциями и чувствами, получаемыми от наших близких. Этот резервуар пополняется по мере того, как мы получаем подтверждение любви и заботы. Этот резервуар обеспечивает нам эмоциональный комфорт, стабильность, чувство защищенности и уверенности. Взрослый человек наполняет этот резервуар через общение со своими родителями, супругом и детьми. Но не только мы, но и наши близкие обладают эмоциональным резервуаром. Наша искренняя забота, внимание, любовь к нашим близким наполняют их эмоциональный резервуар и сохраняют их психологический комфорт.

Первое впечатление о мире ребенок получает через эмоции. Именно это является платформой для будущего развития. Далее ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Если мы любим ребенка условно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно, то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным.

Какие же способы выражения родительской любви наиболее необходимы моему ребенку?

Контакт глаз.

В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?

Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную.

Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.

Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности своему супругу и детям. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей.

Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.

Физический контакт.

Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?

Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы.

Физический контакт – это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка (на самом деле мы не можем позволить себе длительный контакт глаз, прикосновения по отношению ко всем людям, но если мы это делаем, то это есть подтверждение наших особых чувств, нашей любви и привязанности).

В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?

Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.

Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанность к родителям, его воспоминания отчетливо нарисует ему картинку родительской ласки и любви, пережитую им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.

Для девочек физический контакт особенно важен к 11 годам. В этот период происходит подготовка к юности. Через физический контакт с отцом девочка формирует образ своей сексуальной идентичности со своим полом, иначе говоря, формирует уверенность в себе, с точки зрения сексуальной привлекательности. Для девочки важно чувствовать себя “в порядке”, быть девушкой “что надо”, “первый сорт”. Если она чувствует себя такой, то ее юность пройдет относительно безболезненно, ей не нужно будет искать способ для одобрения у представителей противоположного пола. Чем худшего она мнения о себе, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников и тем меньше она способна сохранять ценности своих родителей.

Пристальное внимание.

Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.

Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.

Типичная трудность современных родителей – недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к моему ребенку.

Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.

Вместо того, чтобы управлять ребенком и пытаться направлять его во всем, будьте ему примером, которому захочется следовать. Видя, что Вы способны управлять Вашей жизнью и строить ее в соответствии с Вашими желаниями, он будет делать тоже самое.

Отпустите поводья, пусть они будут больше похожи на объятия, которые в нужный момент могут крепко стиснуться в воспитательных целях. Любовь – это не одобрение. Это полное принятие человека с осознанием его недостатков и привычек.

Обмен впечатлениями.

Участникам предлагается свободно высказываться по поводу возникших впечатлений итого опыта, который они приобрели в процессе общения.

Для подготовки к данной психологической мастерской была использована следующая литература:


Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.

Цель практической работы с детьми — это психическое здоровье ребенка, а личное развитие — условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями.

Признаки психического здоровья:

- способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;

- чувство уверенности и доверия;

- формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;

- достаточный диапазон чувств.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:

- к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;

- обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.

В рамках данной акции в каждой из групп проводились мероприятия, направленные на улучшение настроения, как воспитанников детского сада, так и родителей и педагогов.

Читайте также: