Акция безопасная школьная среда
Обновлено: 07.07.2024
Модернизация современной системы российского образования, напрямую связанная с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения [14], закономерно ставит вопрос о факторах и условиях, необходимых для успешной реализации этой цели. Неоспоримым является то, что усвоение материала, а также развитие личности происходит в условиях психологического комфорта и безопасности. В связи с этим встает вопрос о способах создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.
Цель программы : создание психологически безопасной образовательной среды.
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей учащихся в вопросах создания благоприятного психологического климата в коллективе
- развитие у педагогов умения конструктивно взаимодействовать друг с другом, с учащимися и их родителями
- формирование ценности здоровья и способов преодоления стресса
- формирование у учащихся способности конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностическое направление.
Диагностика (индивидуальная и групповая) – выявление особенностей психического развития ребёнка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
3. Консультативное направление.
Консультирование (индивидуальное и групповое):
- оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
- информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) направлена на формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Про безопасную среду приходится слышать часто. Но что при этом имеется в виду? Охрана и рамки? Или речь идет и о психологической безопасности?
Физическая безопасность детей
Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.
Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)
Как свести подобные ситуации к минимуму?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:
- при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
- где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?
В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:
- различные закутки в школе;
- гардероб;
- место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками.
Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие "опасные" места.
- В небольших "аппендиксах" коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
- Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
- Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.
Главное — все это должно создавать пространство, которое легко просматривается и не располагает к хулиганству.
Психологическая безопасность
В школьной жизни ребенка много сложностей. Какие-то из них мы всего лишь лет тридцать как перестали игнорировать, о каких-то не любим говорить и сейчас.
Но нельзя молчать о том, что может создать опасность для ребенка, пусть даже просто психологическую.
В первую очередь речь идет о травле, которую сейчас часто называют буллингом. Но от названия суть не меняется. Классов, где есть ребенок-изгой, немало. И это не проблема одного лишь классного руководителя, который "не справляется", "не может объяснить детям" и т.д. Так думают люди, которые не столкнулись с буллингом по-настоящему.
Хотя травле в школе посвящено множество психологических исследований, механизм этого явления как следует не изучен. Кто виноват, что ребенка травит класс? Класс? Ребенок?
- Бывает, что беднягу переводят в другую школу — и проблема исчезает, к ребенку нормальное отношение.
- А бывает, что и в новой школе того же ученика принимаются травить.
- Бывает, что травля в классе, оставшемся без жертвы, не возобновляется.
- А иной раз ребята находят себе другую жертву.
- При этом кто-то из педагогов может знать о проблеме и игнорировать ее, может не иметь о ней понятия, а может быть вольным или невольным инициатором буллинга.
Это происходит, когда у учителя есть любимчик или нелюбимчик, и вот этого явно выделенного из общей массы ребенка начинают травить.
Мы не будем сейчас останавливаться на разборе разных причин буллинга. Поговорим только о средствах, позволяющих учителю выявить изгоя и обеспечить ему психологическую безопасность.
Проводя уроки, мы часто используем метод работы в малых группах. Состав этих групп лучше почаще менять. Это поможет быстро заметить, с кем из ребят одноклассники не хотят попасть в одну группу.
Второй плюс — возможность волевым методом включать изгоя в группы. Возможно, делать это стоит не сразу. Сначала лучше дать ему особое поручение, с которым он наверняка справится. Это надо сделать несколько раз, не забывая хвалить ребенка. Потом ему стоит дать аналогичное поручение, но в составе группы, в которую включить наиболее лояльных и совестливых ребят. Затем уже добавлять в состав группы более активных "травителей", следя за тем, чтобы они не инициировали травлю.
Хорошо проводить специальные мероприятия:
-
,
- "круги сообщества",
- "пожелайки" и тому подобные мероприятия, которые способствуют установлению более душевных отношений между ребятами.
Ошибки педагога
Благоприятный психологический климат в классе — главное условие психологической безопасности ребенка в школе.
Но не единственное. Если предотвратить буллинг педагог обычно не в силах (как правило он действует, уже будучи поставлен перед фактом), то есть и такие составляющие благоприятной атмосферы, которые зависят именно от него.
О том, что именно педагог может стать невольным инициатором буллинга, мы уже упоминали выше (случаи, когда учитель умышленно организует травлю неугодного ребенка, мы рассматривать не будем: это недопустимое поведение для педагога).
Иногда мы не замечаем, что наши слова, обращенные к ученику, несут в себе травмирующий его психику элемент. Кто-то, оказываясь раз за разом объектом мягкой и необидной объективно иронии учителя, радуется, что "не влетело по-настоящему" и старается не дразнить судьбу в дальнейшем. А кто-то с больным самолюбием воображает, что его обидел учитель, а ребята смеялись: конечно, его все презирают, не любят.
Наши нейтральные, в общем-то фразы в разы чаще несут в себе критику, нежели положительную оценку. Результатом становятся серьезные проблемы:
- неврозы;
- нежелание учиться;
- "выученная беспомощность".
Ребенок уверен в том, что он ничего сам ее может. Конечно, это травмирует его психологически и не способствует повышению успеваемости.
Чтобы избежать такого психологического давления, педагог может провести простой эксперимент, подсчитав с помощью пометок на листочке, сколько раз он похвалил учеников, а сколько — поругал. Очевидно, что хвалить надо чаще.
Стоит освоить метод восстановительных фраз и постоянно говорить их ребятам. Их можно распечатать и положить на столе на видном месте, чтобы не забывать их использовать. Восстановительные фразы вселяют в ребенка оптимизм и надежду, мотивируют его на свершения.
Как улучшить психологический климат в коллективе
Существует множество технологий, позволяющих сделать психологическую атмосферу в классе более комфортной и безопасной для каждого участника образовательного процесса. Расскажем о нескольких из них.
Восстановительные приемы
К восстановительным приемам относятся ряд практик, направленных на восстановление хорошего отношения ребенка к себе и окружающим. Это
- восстановительные фразы;
- восстановительные вопросы;
- медиация;
- "круг сообщества" и др.
Например, медиация — это техника, помогающая разрешить конфликт. Причем она направлена на осознание участниками конфликта позиции другой стороны, развитие эмоционального интеллекта, признание виновной стороной своей неправоты и компенсацию потерь пострадавшей стороны на материальном и эмоциональном уровне. Виновник конфликта в результате встречи при посредничестве медиатора приходит к пониманию, что он причинил ущерб и страдания другой стороне, и самостоятельно решает, как он может загладить вину.
Тимбилдинг
Это объединяющая совместная деятельность. Причем такая, которая дает конкретный результат. Например, это может быть:
- стенгазета, интернет-газета, сайт класса;
- панно, картина, художественное оформление классной мебели;
- проектная или исследовательская работа;
- сценарий мероприятия или мероприятие в целом, спектакль;
- альбом, самодельная книга, фотоотчет и многое другое.
Небольшая группа (малокомплектный класс) может работать в полном составе; большой класс лучше разделить на группы и поручить каждой либо законченную часть работы, либо создание аналогичного продукта.
Создание правил класса
Прекрасный результат обычно дает работа над созданием правил поведения. Ребята с удовольствием формулируют такой кодекс, а потом его, вроде, уже неловко нарушать: сами же придумали.
Правила обязательно должны быть реалистичными и конкретными, их не должно быть много. В обсуждении должны участвовать все учащиеся. Готовые правила надо красиво оформить и вывесить в классе.
Безопасность ребенка в школе — это минимум того, чего ждут и вправе требовать от нас родители. Возможно, статья будет полезна педагогам, которые стремятся создать безопасную среду в классе для своих учеников.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Цель акции: обеспечение безопасности детей, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и совершенствование профилактических мер безопасности.
Участники: дети дошкольного и школьного возраста, учащаяся молодёжь, представители заинтересованных государственных органов, представители педагогической, родительской, творческой общественности, неправительственные организации СМИ и др.
В рамках Республиканской акции проводятся мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности в школьной среде, формирование правового сознания учащихся и привитие навыков ответственного поведения и здорового образа жизни, на создание безопасной школьной среды:
- Проведение проверок состояния организаций образования по формированию безопасной школьной среды;
- Организация безопасного подвоза обучающихся сельской местности к школе и обратно, учитывая ситуацию с пандемией;
- Организация мероприятий по психологической безопасности образовательной среды;
- Организация и проведение мероприятий с участием детей и родителей.
В ходе акции также планируется проведение онлайн-флешмобов по призыву участников дорожного движения к внимательности на дорогах, онлайн-конкурсов для детей, направленных на повышение интереса к изучению основных правил безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, формирование знаний и навыков безопасного поведения на дороге, умений оказать первую помощь пострадавшим в ДТП, занятий и классных часов для детей, родительских онлайн-собраний, тренингов и семинаров по защите детей от буллинга и кибербуллинга для классных руководителей, педагогов-психологов общеобразовательных школ и т.д.
За год | 762527 |
За месяц | 26086 |
За неделю | 5845 |
Вчера | 1171 |
Сутки | 29 |
Цель: Формирование у обучающихся 1А кл. навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма
Актуальность: Сегодня обеспечение безопасности жизни ребенка становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что проект способствует формированию у обучающихся первого 1А класса навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и в повседневной жизни: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Оценить 189 0
Социально-профилактический проект
Цель: Формирование у обучающихся 1А кл. навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма
Актуальность: Сегодня обеспечение безопасности жизни ребенка становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что проект способствует формированию у обучающихся первого 1А класса навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и в повседневной жизни: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
1)Создание условий для ознакомления учащихся с причинами возникновения ЧС разного происхождения;
2)Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнение правил безопасного поведения в ЧС;
3)Активизация работы по пропаганде правил безопасного образа жизни среди учащихся;
4)Практическая отработка навыков безопасного поведения обучающихся
Методы: Проведение анкетирования, внедрение комплекса внеурочных мероприятий
Проектный продукт : Буклет
На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях - одна из самых гуманных и самых важных задач. Нельзя забывать, что только за прошедшие 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них — ребёнок. Во время чрезвычайных ситуаций дети особенно подвержены травматизму, болезням, опасности потерять родственников и остаться одинокими, беспомощными в большой массе людей и потому нуждаются в особом внимании и заботе. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения и воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей несомненна.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению учёных, решение трёх задач:
1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
2. Разработка превентивных или предупредительных мер;
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.
Для детей она зарифмована в стихах:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
Признаками, определяющими опасность, являются:
- угроза для жизни;
- возможность нанесения ущерба здоровью;
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека
Проблема: С каждым годом проблема детского травматизма становится все острее. Ребенок, оказавшись на улице, автоматически попадает в зону опасности. Одна из главных проблем — формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в чрезвычайных ситуациях и угрожающих жизни условиях
Цель работы в рамках реализации проекта по профилактике ПДД: Формирование безопасного поведения у школьников через ознакомление с правилами дорожного движения, способствующими снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа учащихся школы в изучение ПДД.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
-Применять современные формы и методы обучения и воспитания направленные на защиту здоровья и сохранение жизни;
-Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Цель работы в рамках реализации проекта по противопожарной безопасности:
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях
-обучение правилам пожарной безопасности;
- привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случаи возникновения пожара;
- формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Тип проекта:Социально-профилактический проект
Этапы реализации проекта
2. Диагностика исходного уровня сформированности знаний безопасного поведения в ЧС.
3. По итогам диагностики разработка плана реализации проекта.
Практический (II этап) – январь-февраль 2019 г.
Работа по реализации плана действий: разработка комплекса мероприятий в рамках данного проекта, промежуточная диагностика.
Аналитический (III этап) – февраль 2019 год.
Мониторинг, цель которого – установить, способствует ли реализация проекта достижению поставленных перед ним целей. Оформление результатов проекта, его презентация, оценка результата.
МЕРОПРИЯТИЕ
Анкетирование участников проекта
Диагностика исходного уровня сформированности знаний безопасного поведения у учащихся 1А кл. в ЧС
Изучение и обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД и пожарной безопасности
Разработка комплекса мероприятий по социальной профилактике ЧС:
- профилактика безопасного поведения на дороге
- правил пожарной безопасности
Разработка сценариев для серии классных часов по профилактике безопасного поведения учащихся 1А класса
- профилактика безопасного поведения на дороге
- правил пожарной безопасности
Серия классных часов по профилактике безопасного поведения учащихся 1А класса
- профилактика безопасного поведения на дороге
- правил пожарной безопасности
Работа по реализации проекта
Формирование у учащихся осознанного и ответственного отношения к выполнению правил личной безопасности
Проведение разъяснительной работы с обучающимися
(проведение серий бесед по правилам личной безопасности):
Создание и распространение буклетов по обеспечению безопасности детей по данной тематике
В результате работы над проектом у детей сформировались познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. По результатам анкетирования 100% учащихся кл. владеют элементарными знаниями по ПДД и пожарной безопасности. Активная и творческая работа учащихся в инициативной группе, способствовала созданию условий для расширения и углубления знаний, правил личной безопасности (профилактика безопасного поведения на дороге, правил пожарной безопасности).
Читайте также: