Акция безопасная школьная среда

Обновлено: 07.07.2024

Модернизация современной системы российского образования, напрямую связанная с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения [14], закономерно ставит вопрос о факторах и условиях, необходимых для успешной реализации этой цели. Неоспоримым является то, что усвоение материала, а также развитие личности происходит в условиях психологического комфорта и безопасности. В связи с этим встает вопрос о способах создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.

Цель программы : создание психологически безопасной образовательной среды.

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей учащихся в вопросах создания благоприятного психологического климата в коллективе
  • развитие у педагогов умения конструктивно взаимодействовать друг с другом, с учащимися и их родителями
  • формирование ценности здоровья и способов преодоления стресса
  • формирование у учащихся способности конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми

1. Профилактическое направление.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностическое направление.

Диагностика (индивидуальная и групповая) – выявление особенностей психического развития ребёнка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

3. Консультативное направление.

Консультирование (индивидуальное и групповое):

  • оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
  • информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) направлена на формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционное направление.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6. Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.



Про безопасную среду приходится слышать часто. Но что при этом имеется в виду? Охрана и рамки? Или речь идет и о психологической безопасности?

Физическая безопасность детей

Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.

Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)

Как свести подобные ситуации к минимуму?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:

  • при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
  • где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?

В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:

  • различные закутки в школе;
  • гардероб;
  • место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками.

Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие "опасные" места.

  • В небольших "аппендиксах" коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
  • Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
  • Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.

Главное — все это должно создавать пространство, которое легко просматривается и не располагает к хулиганству.

Психологическая безопасность

В школьной жизни ребенка много сложностей. Какие-то из них мы всего лишь лет тридцать как перестали игнорировать, о каких-то не любим говорить и сейчас.

Но нельзя молчать о том, что может создать опасность для ребенка, пусть даже просто психологическую.

В первую очередь речь идет о травле, которую сейчас часто называют буллингом. Но от названия суть не меняется. Классов, где есть ребенок-изгой, немало. И это не проблема одного лишь классного руководителя, который "не справляется", "не может объяснить детям" и т.д. Так думают люди, которые не столкнулись с буллингом по-настоящему.

Хотя травле в школе посвящено множество психологических исследований, механизм этого явления как следует не изучен. Кто виноват, что ребенка травит класс? Класс? Ребенок?

  • Бывает, что беднягу переводят в другую школу — и проблема исчезает, к ребенку нормальное отношение.
  • А бывает, что и в новой школе того же ученика принимаются травить.
  • Бывает, что травля в классе, оставшемся без жертвы, не возобновляется.
  • А иной раз ребята находят себе другую жертву.
  • При этом кто-то из педагогов может знать о проблеме и игнорировать ее, может не иметь о ней понятия, а может быть вольным или невольным инициатором буллинга.

Это происходит, когда у учителя есть любимчик или нелюбимчик, и вот этого явно выделенного из общей массы ребенка начинают травить.

Мы не будем сейчас останавливаться на разборе разных причин буллинга. Поговорим только о средствах, позволяющих учителю выявить изгоя и обеспечить ему психологическую безопасность.

Проводя уроки, мы часто используем метод работы в малых группах. Состав этих групп лучше почаще менять. Это поможет быстро заметить, с кем из ребят одноклассники не хотят попасть в одну группу.

Второй плюс — возможность волевым методом включать изгоя в группы. Возможно, делать это стоит не сразу. Сначала лучше дать ему особое поручение, с которым он наверняка справится. Это надо сделать несколько раз, не забывая хвалить ребенка. Потом ему стоит дать аналогичное поручение, но в составе группы, в которую включить наиболее лояльных и совестливых ребят. Затем уже добавлять в состав группы более активных "травителей", следя за тем, чтобы они не инициировали травлю.

Хорошо проводить специальные мероприятия:

    ,
  • "круги сообщества",
  • "пожелайки" и тому подобные мероприятия, которые способствуют установлению более душевных отношений между ребятами.

Ошибки педагога

Благоприятный психологический климат в классе — главное условие психологической безопасности ребенка в школе.

Но не единственное. Если предотвратить буллинг педагог обычно не в силах (как правило он действует, уже будучи поставлен перед фактом), то есть и такие составляющие благоприятной атмосферы, которые зависят именно от него.

О том, что именно педагог может стать невольным инициатором буллинга, мы уже упоминали выше (случаи, когда учитель умышленно организует травлю неугодного ребенка, мы рассматривать не будем: это недопустимое поведение для педагога).

Иногда мы не замечаем, что наши слова, обращенные к ученику, несут в себе травмирующий его психику элемент. Кто-то, оказываясь раз за разом объектом мягкой и необидной объективно иронии учителя, радуется, что "не влетело по-настоящему" и старается не дразнить судьбу в дальнейшем. А кто-то с больным самолюбием воображает, что его обидел учитель, а ребята смеялись: конечно, его все презирают, не любят.

Наши нейтральные, в общем-то фразы в разы чаще несут в себе критику, нежели положительную оценку. Результатом становятся серьезные проблемы:

  • неврозы;
  • нежелание учиться;
  • "выученная беспомощность".

Ребенок уверен в том, что он ничего сам ее может. Конечно, это травмирует его психологически и не способствует повышению успеваемости.

Чтобы избежать такого психологического давления, педагог может провести простой эксперимент, подсчитав с помощью пометок на листочке, сколько раз он похвалил учеников, а сколько — поругал. Очевидно, что хвалить надо чаще.

Стоит освоить метод восстановительных фраз и постоянно говорить их ребятам. Их можно распечатать и положить на столе на видном месте, чтобы не забывать их использовать. Восстановительные фразы вселяют в ребенка оптимизм и надежду, мотивируют его на свершения.

Как улучшить психологический климат в коллективе

Существует множество технологий, позволяющих сделать психологическую атмосферу в классе более комфортной и безопасной для каждого участника образовательного процесса. Расскажем о нескольких из них.

Восстановительные приемы

К восстановительным приемам относятся ряд практик, направленных на восстановление хорошего отношения ребенка к себе и окружающим. Это

  • восстановительные фразы;
  • восстановительные вопросы;
  • медиация;
  • "круг сообщества" и др.

Например, медиация — это техника, помогающая разрешить конфликт. Причем она направлена на осознание участниками конфликта позиции другой стороны, развитие эмоционального интеллекта, признание виновной стороной своей неправоты и компенсацию потерь пострадавшей стороны на материальном и эмоциональном уровне. Виновник конфликта в результате встречи при посредничестве медиатора приходит к пониманию, что он причинил ущерб и страдания другой стороне, и самостоятельно решает, как он может загладить вину.

Тимбилдинг

Это объединяющая совместная деятельность. Причем такая, которая дает конкретный результат. Например, это может быть:

  • стенгазета, интернет-газета, сайт класса;
  • панно, картина, художественное оформление классной мебели;
  • проектная или исследовательская работа;
  • сценарий мероприятия или мероприятие в целом, спектакль;
  • альбом, самодельная книга, фотоотчет и многое другое.

Небольшая группа (малокомплектный класс) может работать в полном составе; большой класс лучше разделить на группы и поручить каждой либо законченную часть работы, либо создание аналогичного продукта.

Создание правил класса

Прекрасный результат обычно дает работа над созданием правил поведения. Ребята с удовольствием формулируют такой кодекс, а потом его, вроде, уже неловко нарушать: сами же придумали.

Правила обязательно должны быть реалистичными и конкретными, их не должно быть много. В обсуждении должны участвовать все учащиеся. Готовые правила надо красиво оформить и вывесить в классе.

Безопасность ребенка в школе — это минимум того, чего ждут и вправе требовать от нас родители. Возможно, статья будет полезна педагогам, которые стремятся создать безопасную среду в классе для своих учеников.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Цель акции: обеспечение безопасности детей, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и совершенствование профилактических мер безопасности.

Участники: дети дошкольного и школьного возраста, учащаяся молодёжь, представители заинтересованных государственных органов, представители педагогической, родительской, творческой общественности, неправительственные организации СМИ и др.

В рамках Республиканской акции проводятся мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности в школьной среде, формирование правового сознания учащихся и привитие навыков ответственного поведения и здорового образа жизни, на создание безопасной школьной среды:

- Проведение проверок состояния организаций образования по формированию безопасной школьной среды;

- Организация безопасного подвоза обучающихся сельской местности к школе и обратно, учитывая ситуацию с пандемией;

- Организация мероприятий по психологической безопасности образовательной среды;

- Организация и проведение мероприятий с участием детей и родителей.

В ходе акции также планируется проведение онлайн-флешмобов по призыву участников дорожного движения к внимательности на дорогах, онлайн-конкурсов для детей, направленных на повышение интереса к изучению основных правил безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, формирование знаний и навыков безопасного поведения на дороге, умений оказать первую помощь пострадавшим в ДТП, занятий и классных часов для детей, родительских онлайн-собраний, тренингов и семинаров по защите детей от буллинга и кибербуллинга для классных руководителей, педагогов-психологов общеобразовательных школ и т.д.

За год762527
За месяц26086
За неделю5845
Вчера1171
Сутки29

Цель: Формирование у обучающихся 1А кл. навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма
Актуальность: Сегодня обеспечение безопасности жизни ребенка становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что проект способствует формированию у обучающихся первого 1А класса навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и в повседневной жизни: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Оценить 189 0

Социально-профилактический проект

Цель: Формирование у обучающихся 1А кл. навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма

Актуальность: Сегодня обеспечение безопасности жизни ребенка становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.

Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что проект способствует формированию у обучающихся первого 1А класса навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и в повседневной жизни: пожарная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма.

1)Создание условий для ознакомления учащихся с причинами возникновения ЧС разного происхождения;

2)Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнение правил безопасного поведения в ЧС;

3)Активизация работы по пропаганде правил безопасного образа жизни среди учащихся;

4)Практическая отработка навыков безопасного поведения обучающихся

Методы: Проведение анкетирования, внедрение комплекса внеурочных мероприятий

Проектный продукт : Буклет

На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях - одна из самых гуманных и самых важных задач. Нельзя забывать, что только за прошедшие 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них — ребёнок. Во время чрезвычайных ситуаций дети особенно подвержены травматизму, болезням, опасности потерять родственников и остаться одинокими, беспомощными в большой массе людей и потому нуждаются в особом внимании и заботе. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения и воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей несомненна.

Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению учёных, решение трёх задач:

1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;

2. Разработка превентивных или предупредительных мер;

3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.

Для детей она зарифмована в стихах:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.

Признаками, определяющими опасность, являются:

- угроза для жизни;

- возможность нанесения ущерба здоровью;

- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека

Проблема: С каждым годом проблема детского травматизма становится все острее. Ребенок, оказавшись на улице, автоматически попадает в зону опасности. Одна из главных проблем — формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в чрезвычайных ситуациях и угрожающих жизни условиях

Цель работы в рамках реализации проекта по профилактике ПДД: Формирование безопасного поведения у школьников через ознакомление с правилами дорожного движения, способствующими снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа учащихся школы в изучение ПДД.

- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

- Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;

- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;

-Применять современные формы и методы обучения и воспитания направленные на защиту здоровья и сохранение жизни;

-Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Цель работы в рамках реализации проекта по противопожарной безопасности:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях

-обучение правилам пожарной безопасности;

- привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случаи возникновения пожара;

- формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Тип проекта:Социально-профилактический проект

Этапы реализации проекта

2. Диагностика исходного уровня сформированности знаний безопасного поведения в ЧС.

3. По итогам диагностики разработка плана реализации проекта.

Практический (II этап) – январь-февраль 2019 г.
Работа по реализации плана действий: разработка комплекса мероприятий в рамках данного проекта, промежуточная диагностика.

Аналитический (III этап) – февраль 2019 год.

Мониторинг, цель которого – установить, способствует ли реализация проекта достижению поставленных перед ним целей. Оформление результатов проекта, его презентация, оценка результата.

МЕРОПРИЯТИЕ

Анкетирование участников проекта

Диагностика исходного уровня сформированности знаний безопасного поведения у учащихся 1А кл. в ЧС

Изучение и обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД и пожарной безопасности

Разработка комплекса мероприятий по социальной профилактике ЧС:

- профилактика безопасного поведения на дороге

- правил пожарной безопасности

Разработка сценариев для серии классных часов по профилактике безопасного поведения учащихся 1А класса

- профилактика безопасного поведения на дороге

- правил пожарной безопасности

Серия классных часов по профилактике безопасного поведения учащихся 1А класса

- профилактика безопасного поведения на дороге

- правил пожарной безопасности

Работа по реализации проекта

Формирование у учащихся осознанного и ответственного отношения к выполнению правил личной безопасности

Проведение разъяснительной работы с обучающимися

(проведение серий бесед по правилам личной безопасности):

Создание и распространение буклетов по обеспечению безопасности детей по данной тематике

В результате работы над проектом у детей сформировались познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. По результатам анкетирования 100% учащихся кл. владеют элементарными знаниями по ПДД и пожарной безопасности. Активная и творческая работа учащихся в инициативной группе, способствовала созданию условий для расширения и углубления знаний, правил личной безопасности (профилактика безопасного поведения на дороге, правил пожарной безопасности).

Читайте также: