Ахматова мужество краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Так вот, начатый еще в 41-м сборник “Ветер войны” пополнился тогда стихотворением, ставшим, без всякого преувеличения культовым. Можно с полной уверенностью сказать, что после его издания, русский солдат нес свое тяжелое бремя ни только за любимых людей, родной дом, но еще и “великое русское слово”, высоко превознесенное Ахматовой в “Мужестве”.

“Такой судьбы не было еще ни у одного поколения” — писала когда-то Анна Ахматова в своих мемуарах. Очевидно, что гений поэтессы не мог опуститься до меланхоличных размышлений о паритете своего поколения над подрастающим. Она имела на это весьма веские причины, в первую очередь, в лице собственного опыта. Люди, знающие историю, понимают, что современники Ахматовой пережили вовсе не то, что отражено в современных учебниках. Они переживали не войну, или революцию. Каждый из них, без всякого преувеличения, переживал личный апокалипсис, при котором только что возведенные воздушные замки рушились в перманентно деформирующемся мире, где мечты переправляются в сталь, а идеи перемалывают людей на полях сражений. Были ли том мире, где вся добродетель и красота закованы в бетон животной необходимости выжить и отомстить, истинные продолжатели идей духовности, бескорыстия и честности?

Жанр, направление, размер

Безусловно, стихотворение, написанное в духе акмеизма, не может блистать сложными символами, сакральными мотивами, однако сама сила произносимых Ахматовой слов, их актуальность и обоснованность видятся читателю некими моральными догмами с колоссальной рациональной мотивировкой в виде войны.

Композиция

  1. Первая часть выступает в качестве риторического обращения Ахматовой к своим современникам. Ахматова ни к чему не побуждает: и без того ясно, что должен делать русский человек, когда в его дом ломится враг. Важно то, как и с какими мотивировками гражданин должен подходить к защите Родины. “Мы знаем, что ныне лежит на весах”, пишет поэтесса, но что каждый ее современник представлял свою дом, своих родных, свое счастье, в борьбе за которое “мужество нас не покинет”
  2. Побудив читателя вспомнить о личных ценностях, вторую часть стихотворения Ахматова посвящает главному сокровищу каждого русского человека — его родному языку. Здесь поэтесса уже риторически обращается к символическому образу русской речи: “Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово”.
  3. В дистихе Ахматова дает от лица соотечественников обещание сохранить русскую речь: “Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим и от плена спасем”. Громогласное “Навеки”, завершающее стихотворение подчеркивает, что борьба за свое отчество и язык — не только долг каждого поколения перед собой, но и преемственная традиция ответственного, самоотверженного, бережного отношения к приобретенному с незапамятных времен сокровищу — русской речи.
  1. Мужество. Освещая тему мужества, Ахматова приводит пример образцовой самоотверженности, которому должен следовать русский человек в борьбе за свободное и честное русское счастье.
  2. Патриотизм. Тема патриотизма не могла обойти стороной творчество Ахматовой военного периода. Поэтесса уверена в том, что русский человек — не тот трус, которого испугает факт того, что даже стихотворец не отрицает возможности ужасной смерти под “мертвыми пулями”. Она понимает, что дух патриотизма в русском человеке неисчерпаем, как бы тяжело ни было нести его бремя как внутри страны, так и сражаясь с внешним врагом.
  3. Русская культура. Одной из главных ценностей, за которые стоит идти в окопы, автор считает русскую речь — великий носитель национальной культуры.

Проблемы

  1. Проблема долга. Несмотря на уверенность в высоком участие ответственности русского человека за предоставленное ему Родиной счастье. Однако, не отрицая тяжести несения этой ответственности, описывая ужасы войны, которые непременно посетят каждого, Ахматова ставит вопрос ребром: “А настолько ли ты русский, чтобы терпеть такое горе?”.
  2. Проблема приоритета ценностей. Ахматова не пишет возвышенных од о том русскому, к чему лежит ее душа, всему тому сакральному, что определяет русскую духовность. Она, понимая, что большинство людей защищают не огромную территорию от Прибалтики до Камчатки, а собственный укромный уголок, где теплится его счастье. Поэтому поэтесса приводит несколько честных и правильных и честных мотивировок мужества, в которое она обращает читателя.

Основная идея

Средства выразительности

  1. “мы знаем, что ныне лежит на весах” — метафора. Ахматова решает начать излияние своих чувств с античного символа справедливости — весов. Что лежит на их чашах — дело субъективное, неизменно одно: одна из сторон непременно склонится и приведет человека либо к чести, либо к бесчестию.
  2. “час мужества пробил на наших часах” — аллитерация, метафора. Повторяющиеся звуки глухие звуки, в особенности “ч” и “ш” напоминают внимательному читателю звук часового механизма и бегающей по циферблату стрелки. Говоря о наших часах, Ахматова подразумевает нечто критическое и подсознательное, живущее в каждом человеке, направляющее его на правильный моральный путь: на этот раз набатом пробил час мужества, за который гражданину, исполненному чувством долга, необходимо растратить себя во благо Родины.
  3. “мужество нас не покинет” — метафора. Ахматова обобщает чувство, присущее в общем понимании только мужчинам до масштаба общества. Все одинаково болеют за судьбу родину, все одинаково дорожать своим счастьем, в сердце каждого зреет ярая ненависть к общему врагу, лишившему каждого личного счастья.
  4. “мертвые пули” — эпитет. Этим эпитетом Ахматов показывает бессмысленную природу пуль, пронзающих ее соотечественников, пули, несущие в себе убийство рад убийства, избранного врагом за идеологию, рассматриваемого нами как верх бесчеловечности.
  5. “великое русское слово” — риторическое обращение, перифраза. Обращаясь в меланхолическом порыве к “русскому слову”, Ахматова задела самый чувствительный нерв русской народности — вопрос его языковой идентичности, сплотивший его однажды, заложивший в него ничем неизмеримую гордость и тягу к справедливой жизни, в отстаивании которой и состоит долг русского человека.
  6. “свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем” — градация. Ахматова представляет нам перевернутую градацию: хорошо бы для начала спасти свой нравственный ориентир из плена, прежде чем передать его внукам, на плечи которых ляжет задача сохранить его “свободным и чистым”. Но, стихосложение — дело тонкое, как вы уже заметили. Главное, что задача выполнена — до читателя в красках донесены альтруистические интенции Ахматовского поколения на сохранение родного языка.

Автор: Иван Лейтман

Автор: Самый Зелёный · Published 14.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 19.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 23.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>


Краткий анализ

Тема стихотворения – мужество людей в сражении за свою свободу и культуру.

Композиция Стихотворение делится на несколько смысловых частей: обращение к читателям, воинам; уверенность, что русский народ сумеет победить в борьбе; строки, похожие на клятву: русская речь будет сохранена. Текст состоит из двух строф по четыре строки и одного дистиха.

Жанр – стихотворение-манифест, призыв..

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ и парная СС.

История создания

Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и в то же время ставит точку в сказанном. В нём поэтесса обещает русской речи, слову (в широком смысле – всей русской культуре), что его спасут и передадут потомкам. Последнее слово “навеки” звучит как “аминь” в молитве. Это слово в стихотворении ни с чем не рифмуется, стоит особняком, как бы ставя точку после всего сказанного.

Композиция

Анализ произведения будет неполным без разбора композиции. Стихотворение условно делится на несколько смысловых частей: строфа, посвящённая мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе, и клятва выполнить это. Текст состоит из двух строф по четыре строки и одного дистиха (двустишья).

Жанр произведения – стихотворение-манифест, призыв: в нём ощущается тревога автора за судьбу народа и печаль, вызванная кровавыми событиями. Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ и парную СС. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

История создания

Вместе с тем, Анна Андреевна видела, что новой власти удалось объединить народ перед лицом фашистских захватчиков. Она искренне верила: её соотечественники сильны духом и достаточно патриотичны, чтобы встать грудью на защиту родной страны. Поэтесса полагала, что людям требуется моральная поддержка. Поэтому она создаёт данное произведение.

Жанр, направление, размер

Поэтический размер – четырёхстопный амфибрахий. Поэтесса использует два вида рифмовки: перекрёстную и парную. В стихотворении имеются женские и мужские рифмы.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение можно разделить на три части – это две основные части и дистих, который завершает стих на мажорной ноте:

Образы и символы

Темы и настроение

Ахматова поднимает три лаконичных, как и само произведение, темы:

Произведение, с настроенческой точки зрения, звучит торжественно, гордо и размеренно. И это не случайно: такое звучание отождествляет стихотворные строки с клятвой победить, отстоять родную землю, родной язык и национальные традиции.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: необходимо суметь сохранить чистое и свободное русское слово, защитить родную речь от иноземного влияния фашистских захватчиков. Анна Андреевна не сомневается в мужественности русского народа, видит его непоколебимую веру в скорую победу. Такая уверенность автора ощущается в каждой поэтической строке и передаётся читателям.

Средства выразительности

В своём произведении Ахматова использует весьма скудную палитру средств художественной выразительности. Она делает это осознанно, стремясь придать поэтическому повествованию заметную строгость и торжественность. В стихотворении имеются следующие тропы:

Краткий анализ

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: строки посвященные мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Рифма, ритм и строки

История создания

Акмеистика Ахматовой

В литературе Ахматова известна как поэт-акмеист. Это литературное направление в модерне, участники которого уверены, что творчество – особый вид искусства, где мастером выступает поэт, используя для работы слово. В отличие от мистиков и символистов, акмеисты считали, что поэзии можно научиться, если постоянно тренироваться.

Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и, в то же время, ставит точку в сказанном. В нем поэтесса обещает слову, что его спасут навеки и передадут потомкам.

Проблемы

  1. Проблема долга
    . Несмотря на уверенность в высоком участие ответственности русского человека за предоставленное ему Родиной счастье. Однако, не отрицая тяжести несения этой ответственности, описывая ужасы войны, которые непременно посетят каждого, Ахматова ставит вопрос ребром: “А настолько ли ты русский, чтобы терпеть такое горе?”.
  2. Проблема приоритета ценностей
    . Ахматова не пишет возвышенных од о том русскому, к чему лежит ее душа, всему тому сакральному, что определяет русскую духовность. Она, понимая, что большинство людей защищают не огромную территорию от Прибалтики до Камчатки, а собственный укромный уголок, где теплится его счастье. Поэтому поэтесса приводит несколько честных и правильных и честных мотивировок мужества, в которое она обращает читателя.

Средства выразительности

Основная идея

С болью эвакуации

В 1941 году поэтесса пишет:

Человечество еще не знало войны такого великого смысла.

Композиция и жанр

Композиционно стихотворение делится на три строфы. В первой поэтесса призывает читателей к тому, чтобы оставаться сильными в тяжелом для всего народа положении, не опускать руки и не отчаиваться. Пробил час мужества и отваги, наступило время, чтобы показать, каким может быть русский человек перед лицом опасности. Эти слова многого стоят, особенно если учесть момент, что нападение на Советский Союз было внезапным.


Во второй строфе Ахматова акцентирует внимание на русском языке, на том, как важно уберечь его от врага. Но здесь еще и констатация факта:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова.

Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений.

Вот так в одной строфе в тексте стихотворения переплетаются желание Ахматовой уберечь язык и отвага русского народа. Эти вещи взаимодополняют друг друга, ведь только у настоящего человека хватит сил в условиях войны заботиться не только о своей жизни, но и о культурном наследии, носителем которого он является.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

  1. Лирический герой затрагивает конкретную тему в общественной жизни страны — начало войны.
  2. Большую роль в стихотворении играет патриотический пафос, описание дальнейшей судьбы Родины в зависимости от поведения народа.
  3. Призыв к исполнению гражданского долга.
  4. В стихах виден не столько художественный размах, сколько общий смысл, вкладываемый Ахматовой, рассуждение о событиях, которые отразятся на человеке.
  5. Лирический герой выражает общий настрой русского народа на пороге главного трагического события XX века — Великой Отечественной войны.

Нельзя не отметить, как в этом случае творчество Ахматовой перекликается с творениями Марины Цветаевой, предпочитавшей называть себя именно поэтом. Цветаева посвящала свои строки революции и Гражданской войне. В ее стихотворениях также виден высокий патриотический пафос.

Вывод

И хранить мы его должны не только для себя, ныне живущих, но и для будущих поколений. И не только в память о жертвах Великой Отечественной, но и обо всех поколениях наших предков. Ведь язык создавался не одно и не два столетия.

Народ жив, пока жива его культура, пока есть люди, для которых она родная. Давайте ценить это сокровище — нашу культуру!

Что такое настоящий патриотизм

Сегодня многие с сарказмом смотрят на патриотизм, часто путая его с раболепием к власти. Патриотические порывы нередко являются синонимом аплодисментов властной верхушке, бытовой же патриотизм чаще обращён к наполнению холодильника и собственному возвышению путём унижения другого. В годы Великой Отечественной войны тоже хватало такого, но основой были искренние порывы, когда патриотам становились за землю русскую, а не за царя-батюшку или тех, кто пришёл ему на смену. Безусловно, одним из настоящих патриотов земли русской была Анна Ахматова.

Сердцу хочется кричать

Это не просто стих, а настоящая клятва. Обещание всех и каждого бороться до последнего. Всего три строфы, но этого оказалось более чем достаточно, чтобы выразить все то, от чего сердцу хотелось кричать. Незримая поддержка, едва блеснувшая надежда и уверенность в мужестве соотечественников. Наши современники будут видеть в этом стихотворении сильную рифму и отличный слог. Но те, кто жил во времена Второй мировой, смотрят на произведение Ахматовой как на пушечный залп, прозвучавший в сторону врага, ведь словом можно вдохновить на подвиги. Благодаря им мы сегодня и живем спокойно.

Ахматова как поэт-акмеист

Тема и идея стихотворения

Основная тема стихотворения — это Великая Отечественная война. Ахматова реализует эту тему по-своему. Главное, что требуется людям, так считает Ахматова, — мужество. Анализ стиха показывает, как всего в нескольких строках поэтесса смогла выразить мысль о том, что враги претендуют на разрушение русской культуры, на порабощение русских людей. Она делает это, называя самую важную для русского человека вещь — русский язык, самобытный и неповторимый.

Размер, рифма, риторика и строфика

В стихотворении используется лексический повтор, автор акентирует внимание на некоторых смыслах: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе). Также поэтесса использовала снинтаксический параллелизм во второй строфе, которы усиливает эффект от высказанной мысли о том, что русский народ будет биться отчаянно, до последней капли крови, не жалея себя, проявляя мужество. Ахматова (анализ доказал это) не изменяет канонам акмеизма, но говорит о злободневной проблеме.

Главная мысль стихотворения "Мужество"
Любой народ жив, пока жив его язык, родная речь.

Чему учит стихотворение "Мужество"

Стихотворение учит не бояться смерти, учит мужеству и патриотизму. Учит любить и беречь родной язык. Учит думать о будущем.

Отзыв на стихотворение "Мужество"

Мне очень нравится это сильное стихотворение. Поэтессе удалось в нескольких строчках выразить всю глубину обуревавших её чувств и всю степень своей любви к Родине, её речи. Поэтесса взывает к мужеству людей, и сложно не откликнуться на этот призыв, хотя грозные годы уже миновали.

Анализ стихотворения "Мужество"

Стихотворение состоит из двух полных четверостиший и одного обрезанного, неполного. Оно посвящено трудным дням первого года войны, когда советские войска вынужденно отступали.

В первом четверостишии Ахматова взывает к мужеству народа, говоря, что пробил его час и слишком многое брошено на весы истории. Слишком много - это судьба целого народа, страны.

Во втором четверостишии поэтесса говорит о том, что родная речь является сокровищем даже более ценным, чем человеческая жизнь или дом.

В заключительном трехстишии автор обещает сохранить родную речь для потомков. Она завершает стих рубящим словом "Навеки", обрывая стоку неожиданно, как струну. Это символизирует решимость осуществить обещанное.

Это прекрасное, полное патриотических чувств, любви к Родине, стихотворение. Его основное настроение: твёрдая решимость, мужество.

Рифмовка: перекрёстная АВАВ, в третьей строфе АА.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Мужество"
Эпитеты: пулями мёртвыми, великое русское слово, свободным и чистым тебя.
Метафоры: лежит на весах, час мужества, тебя пронесём.
Олицетворения: тебя, русская речь.

Читайте также: