Агенты и механизмы социализации в школьной жизнедеятельности

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Даржанова М.Х. г.Астана

Заместитель директора по УВР

Школа – гимназия №10

Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации обучающихся;

Определение путей и способов овладения педагогами технологий проектирования и создания воспитательной системы социализации обучающихся;

Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.

Развивать навыки коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.

Включение всех участников образовательно-воспитательного процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентностной личности,способной к самореализации

Формы работы: регламентированная дискуссия, работа в микрогруппах.

Объявление темы педсовета.

Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем. Нам, педагогам, необходимо понимать детей – но, не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.

Сегодня главным социальным институтом для ребенка является ШКОЛА.

Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.

Что мы понимаем под социализацией?

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Среди основных механизмов школьной социализации выделяют два основных направления:

социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).

социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Социализация (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает ЗУН, необходимые для жизни среди людей. Существуют следующие стадии социализации:

1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.

2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа.

Цель воспитания и социализации личности учащегося школы - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.

По каким бы программам ни работала школа, какой бы проект ни ставился во главу угла образовательной системы государства, целью работы каждого образовательного учреждения и каждого учителя является формирование некой модели выпускника. Этот выпускник должен быть востребован государством, должен занять достойную нишу в социуме и успешно себя реализовать. Но мы не должны забывать, что образование в обществе несет на себе двоякую функцию. С одной стороны, оно должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в этом обществе, с другой – должно обеспечить такое развитие человека, которое будет способствовать развитию самого общества. Каким же должен быть современный выпускник, чтобы соответствовать требованиям современного мира? Давайте вместе попробуем смоделировать такого ученика.

Сегодня особо значимыми качествами становятся:

· умение делать выбор и брать за него ответственность

· умение преодолевать ситуацию неуспеха

Целью взрослого сообщества является обеспечение растущего человека теми средствами, которые дадут ему возможность раскрыть свой потенциал, освоить эффективные способы взаимодействия с социумом, найти достойное место в жизни. Но учить самостоятельности, инициативности и другим жизненноважным качествам поздно в 10-11-х классах. Школа должна на каждом этапе жизни ребенка готовить его к успешной социализации.

Так в школу приходят дети, часть которых в дошкольных учреждениях уже прошла один из первых этапов жизни в коллективе. Но другая часть первоклассников не была охвачена никаким дошкольным образованием. Педагоги нашей школы работают над проблемами общения, развития детей с разным уровнем подготовленности к школе, формируя качества успешной в будущем личности.

Д.Б.Элькониным было выделено, что для каждого возрастного периода характерна своя социальная ситуация развития, свой ведущий тип деятельности. Поэтому при затруднениях в воспитании и обучении детей разного возраста необходимо без замешательства обращаться к психологу и социологу, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации.

Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка.

Кроме этого важным является создание таких программ дополнительного образования, форм внеурочной деятельности, которые развивали бы ребенка, воспитывали его и одновременно давали ребенку возможность реализоваться и самоутвердиться.

Какие средства учебной деятельности помогают приблизиться нам к идеальной модели современного выпускника? Это, несомненно, проектная деятельность на уроках, где ученик учится работать в коллективе четко и слаженно, творчески подходить к поставленным задачам, учиться грамотно работать с информацией и т.д. Особое внимание нужно уделять и давно нам известным видам работ в группах, использовать на своих уроках элементы самоуправления, когда ученики выполняют социальную роль учителя и проводят уроки сами, выставляя отметки своим одноклассникам. Мы должны помнить о том, что социализация обучающихся – одна из главных задач школы на каждом этапе жизни ребенка. Успешная социализация в школе:

- участие в различных программах

сотрудничество с учреждениями социума

Работа с родительской общественностью

Дети чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценивать себя, определять свое отношение к различным явлениям. Именно нравственный аспект человеческих отношений в первую очередь привлекает школьников. У них возникает внутренняя позиция, новое отношение к себе и другим. Благодаря осознанию своего места в системе социальных отношений, у ребенка формируются социально обусловленные ценностные приоритеты.

Изучить уровень социализированности учащихся, можно используя диагностику по методике М. И. Рожкова. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающий стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование.

Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом:

традиционный (через семью и ближайшее окружение);

институциональный (через различные институты общества);

стилизованный (через субкультуры);

межличностный (через значимых лиц);

рефлексивный (через переживание и осознание).

Таким образом, социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Подводя итог нашего педсовета можно сделать следующие выводы:

В деятельность школьного самоуправления необходимо активно внедрять новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что будет способствовать социальному и профессиональному самоопределению выпускников;

Мы хотим, чтобы выпускники активно включались в общественную жизнь, чтоб им легко было общаться, чтобы они умели отстаивать свою точку зрения, защищать свои интересы, т.е. успешно социально адаптироваться в обществе.

Решение педагогического совета:

1. Рекомендовать классным руководителям, педагогам активнее применять метод социальных практик и проектов в работе с классным коллективом, с детьми разного школьного возраста.

2. На заседании методического объединения классных руководителей изучить теоретические и технологические аспекты использования системного подхода в социализации обучающихся.

3. Разработать методики педагогической диагностики для работы классных руководителей по социализации школьников.

4. Психологу изучить уровень социализированности школьников на начальном этапе.

5. Создать оргкомитет по организации школьного конкурса проектов систем воспитательной деятельности классных руководителей по социализации обучающихся.

Агент – человек, который действует в чьих-либо интересах, предста­витель учреждения, организации, выполняющий деловые поручения.

Педагоги – особые агенты социализации, поскольку изначально не выбираются ребенком, они уполномочены государством нейтрализовать влияния стихийной и частично уп­равляемой социализации, используя их для решения задач воспитания. Школьный учитель выступает одновременно в роли участника и посредника взаимодействия двух и более культур: он, принад­лежа миру взрослых, находится в интенсивном диалоге с представителями мира детства.

Статус педагогов в школе двойствен: с одной стороны, они государственные служащие, призванные осуществлять государ­ственную политику в школе (именно в этом качестве они и воспринимаются всеми участниками воспитательного процесса), а с другой – граждане своей страны, личности, члены педагогического коллектива, живущие своими интересами, заинтересован­ные в реализации своих личностных потребностей.

Педагог – субъект, носитель не только институционального, но и живого опыта, без которого невозможно полноценное воспитание. Он оценивает личность воспитуемого через призму структуры социального опыта, а социальный опыт – через призму возможностей освоения его личностью.

Педагог задает определенный характер этому процессу познания, присвоения и изменения (производства) ребенком социального опыта, что предполагает создание следующих ситуаций того или иного типа:

ü ситуации естественного характера, в основе которых возрастные проблемы социализации личности, реальный процесс со­циального общения, характеризующийся многочисленностью в большинстве случайных факторов;

– общественные: ребенок – человек, общество охраняет его права на самостоятельность, поддерживает нужные условия для со­циализации, компенсируя их полноценным воспитанием;

– родительские: ребенок – индивидуальность, даже если он не может развиваться без поддержки;

– учительские: ребенок – социальное и индивидуальное существо; воспитание становится главным средством социализации, если педагогический процесс опирается на самостоятельность и активность ребенка, согласуясь с проектом его жизни теперь и в будущем.

В школьной жизнедеятельности представлены также все механиз­мы социализации, выделенные А.В.Мудриком:

ü психологические и социально-психологические механизмы социа­лизации, такие как:




– импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздей­ствующих на него важных объектов;

– экзистенциальный нажим – овладение языком и неосозна­ваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми людьми;

– подражание – следование какому-либо образцу, примеру;

– идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемо­го отождествления себя с другим человеком, группой, образцом;

– рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рас­сматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.п.

ü социально-педагогические механизмы социализации, включаю­щие в себя:

– традиционный механизм социализации (стихийный), пред­ставляющий собой усвоение человеческих норм, эталонов пове­дения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.);

– институциональный механизм социализации, функциони­рующий в процессе взаимодействия человека с институтами об­щества и различными организациями, как специально созданны­ми для его социализации, так и реализующими социализирую­щие функции попутно, параллельно со своими основными функ­циями;

– стилизованный механизм социализации, действующий в рам­ках определенной субкультуры;

– межличностный механизм социализации, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Школьная социализация связана с длительностью и обязатель­ностью пребывания ребенка в школе, что превращает этот этап социализации в нормативный (обязательный).

Составляющими процесса социализации, соглас­но концепции А.В. Мудрика, являются:

1) стихийная социализация, происходящая во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества. Со­держание, характер и результаты стихийной социализации опре­деляются социально-экономическими и социокультурными реа­лиями и могут быть различными;

2) относительно направляемая социализация. Государство, ре­шая свои задачи, никак не связанные с социализацией, тем не менее своими экономическими мерами, законами и др. объектив­но влияет на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных или социально-профес­сиональных групп населения;

3) более или менее сознательное самоизменение человека;

4) относительно социально контролируемая социализация (воспитание) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека.

Стихийная социализация в школе становится возможной бла­годаря открытости данного учреждения, что проявляется в посто­янном обмене информацией с окружающей средой. Большая часть этой информации, исходящей от социальных институтов, обще­ственных структур, в определенной степени регистрируется и ин­терпретируется школой, но не может быть ею уничтожена или кардинально изменена.

4. Воспитательная система школы: сущность, структура и содержание.

Воспитательная система школы – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целевой блок, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т.д.

Сама школа как воспитательное учреждение, ее профиль, материальная база, состав педагогов и детей определяют структуру воспитательной системы школы, особенность составляющих ее компонентов, своеобразие и связь между ними.

Компонент – какая-либо часть системы, вступающая в опреде­ленные отношения с другими ее частями. Компонент может высту­пать в системе как элемент (минимальная единица системы, ко­торую в ее рамках можно считать неделимой) и как подсистема (часть системы, которая сама состоит из нескольких взаимосвя­занных и взаимодействующих элементов). С помощью структурно­го анализа можно выделить следующие основные компо­ненты в структуре воспитательной системы.

1. Подсистема целей и идей (является главным определяющим процесса формирования воспитательной системы).

3. Подсистема деятельности, общения и отношений. Основное значение этого компонента заключается в том, что он является системообразующим фактором, благодаря которому создается и поддерживается внутреннее единство и устойчивость системы. Однако не все виды деятельности, культивируемые в школе, сле­дует относить к системообразующим. Непременные условия опре­деления системообра-зующего вида деятельности следующие:

а) он должен выражать доминирующую коллективную потреб­ность и быть престижным в глазах если не всех, то большинства школьников;

б) он должен не формально, а естественно и реально соответ- ствовать главной цели и задачам системы;

в) педагогический коллектив обязан владеть методикой вы­сокопрофессионального использования этого вида в целях воспи­тания;

г) необходимость формирования системообразующих связей с другими видами деятельности;

д) наличие предпосылок для формирования того или иного вида деятельности в качестве системообразующего (например: трудовая деятельность требует наличия определенной материаль­но-технической базы; познавательная – должного интеллектуаль­ного уровня учащихся и высокого профессионального мастерства всех педагогов школы и т.д.);

е) влияние интересов и потребностей учащихся, ожиданий ро­дителей (индивидуальный и социальный заказы), особенностей педагогического коллектива, типа учебного заведе­ния, традиций школы и окружающего социума, финансово-ма­териальных возможностей школы.

4. Финансово-материальная база воспитательной системы мо­жет превышать, уступать или соответствовать материально-финан­совым возможностям школы. Если для воспитания детей исполь­зуются не все эти возможности школы, то база воспитательной системы меньше школьной. Если в воспитательном процессе исполь­зуются возможности ближайшего окружения – учреждений вне­школьных и культуры, базового предприятия или спонсора, то база воспитательной системы шире школьной.

В процессе становления воспитательной системы школы воз­никают дополнительные возможности для решения актуальных проблем материально-технического оснащения школьной жизне­деятельности. Например, выстраивание партнерских отношений с другими социальными институтами, организациями, учрежде­ниями позволяет объединять ресурсы для решения конкретных воспитательных задач.

5. Среда, освоенная школьным коллективом. Не вся окружающая школу социальная и природная среда является компонентом воспитательной системы, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом и стала для него жизненным пространством.

Связи воспитательной системы школы со средой многогранны. Это взаимное представление детей об облике и проблемах среды и среды о школе как учреждении воспитывающем, а не только обучающем. Это взаимопроникновение, когда дети участвуют в решении важных для окружающего их социума задач, а родители, общественность – в решении воспитательных проблем в рамках школы. Это может быть и интеграция – когда школа и окружающая среда превращаются в единое воспитатель­ное пространство. В педагогике Я. Корчаком были выделены и описаны четыре типа воспитывающей среды. В интерпретации В. Ясвина они характеризуются следующим образом.

Различные типы сред как данность могут использоваться в вос­питательных целях, наполняться воспитательными смыслами, со­бытиями, предполагающими и организующими субъектную по­зицию ребенка.

Таким образом, содержательное наполнение миссии школы как социальной организации и воспитательной системы определяется позицией сообщества и задается полюсами:

Общественное предназначение ↔ Индивидуальная самоценность

Реализация общественного заказа ↔ Реализация запросов личности

Обучение как ведущая функция ↔ Воспитание и развитие как ведущие функции

Трансляция традиционного опыта как совокупности безусловных истин и ценностей ↔ Сотворение индивидуального опыта вне стереотипов, сотворение ценностей

Невмешательство школы в текущие процессы ↔ Ведущая роль школы в преобразовании общества.

Таким образом, школа является частью целостного воспитательного пространства, где ее усилия объединяются с усилиями иных воспитательных организаций, что позволяет: детям – самоопределяться в разнообразных сферах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами; педагогам – создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте; родителям – участвовать в разработке (как заказчикам) стратегии и тактики воспитательной деятельности учреждений; организаторам – принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных интересов и условий. В этом случае педагоги, родители и другие участники социально-педагогического процесса – соц. педагоги, психологи – являются субъектами социально-педагогической деятельности в учреждении образования.

Школа контактирует с многочисленными государственными и негосударственными организациями, основной задачей которых является социальное воспитание. В числе этих учреждений клубы, детские и юношеские общественные объединения, учреждения дополнительного образования, специализированные учреждения для детей с различного рода проблемами и др. Их направленность – реабилитационная, профилактическая, коррекционная, социально-педагогическая помощь и поддержка и т.п.

Как правило, сегодня в таких учреждениях, также как и в школах, создаются социально-педагогические и психологические службы, основное назначение которых – социальное воспитание учащихся, социализация и инкультурация личности каждого школьника, помощь учащимся в жизненном самоопределении и дальнейшей самореализации, а также содействие родителям в осуществлении социального воспитания детей, как в условиях семьи, так и в условиях окружающей социокультурной среды.

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.

личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации..

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Механизмы социализации. Можно предложить следующие социально-педагогические механизмы социализации:

Традиционный (стихийный). Представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, социальных стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (А.В. Мудрик).

Институциональный. Действует в процессе взаимодействия человека с образовательными учреждениями, общественными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации

Информационный (печать, телевидение, кино, радио, Интернет). Влияет на социализацию человека путем трансляции информации и демонстрации определенных образцов поведения героев кино, книг и т. д. как непосредственно (образовательно-воспитательные программы, кинофильмы), так и опосредованно (все многообразие средств массовой коммуникации (СМК)).

18.Типология социальных конфликтов и причины их возникновения.В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу) , по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель" , следующими тремя группами причин, обусловленными:· трудовым процессом;· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтовхарактерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:




§ разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

§ неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);

§ разлад между ожиданиями и поступками людей;

§ недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

§ недостаток и некачественность информации;

§ несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Вопрос 19

Действия человека включены в социальные взаимосвязи и системы (семья, улица, коллектив, работа и т. и.) с обшей нормативной регуляцией. Поэтому девиантным является поведение, нарушающее стабильность процессов социального взаимодействия. Равновесие (стабильность) социального взаимодействия предполагает интеграцию действий многих, которая нарушается девиантным поведением одного или нескольких людей. В ситуации девиантного поведения человек, как правило, ориентируется на ситуацию, включающую в себя (1) других людей и (2) общие нормы и ожидания. Девиантное поведение вызывается как недовольством другим, так и нормами взаимоотношений.

Вопрос 20

Поведение людей, которое не соответствует существующим в обществе правилам и нормам, называется девиантным или отклоняющимся поведением.

Существует многообразные формы такого поведения. Некоторые из них положительно оцениваются обществом—художественное или научное творчество. Но в социологии традиционно уделяется повышенное внимание исследованиям негативных форм девиантного поведения: преступность, проституция, алкоголизм, наркомания. Существуют различные подходы к объяснениям причин девиантного поведения.

В социологии одним из первых к исследованиям отклоняющегося поведения обратился Эмиль Дюркгейм, который предложил свою классификацию типов самоубийства. Кроме того, он ввел такое понятие, как аномия. Оно означало такое состояние общества линии гранулирования . при котором отсутствовалие какие-либо общепризнанные нормы. Понятно, что в чистом виде состояние аномии почти никогда не наблюдалось, но в условиях быстрых изменений в общественной жизни могла возникнуть тенденция к развитию аномии, и по мнению Дюркгейма именно в условиях аномии получали распространение различные виды девиантного поведения.

Еще одну известную социологическую концепцию девиантного поведения предложил в середине 19 века американский социолог Роберт Мертон. Он рассмотрел несколько типов поведения с точки зрения соответствия или несоответствия целей поведения и средств их достижения к существующим в данном обществе нормам. Первый тип, который выделил Мертон, конформизм —такое поведение, когда и цели и средства достижения целей одобряются обществом. Такое поведение не является девиантным.

Следующий тип—инновация. Здесь принятые в обществе цели достигаются путем использования каких-либо нелегальных, незаконных средств. К этой категории относятся различные экономические преступления.

Третий тип—ритуализм. В ритуализме средства вполне допустимые, но при этом забывают о цели какой-либо деятельности.

Вопрос 21

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в подобных действиях, уменьшает эффективность способов социального контроля.

К основным факторам социального контроля можно отнести следующие.

2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия.

3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.

4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения).

Вопрос 22

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей..

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

• устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

• относительно высокой степенью единства и сплоченности;

• четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

• возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Вопрос 23

Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.

При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы.

Отличительные признаки малой группы:

Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов.

Наличие постоянной цели совместной деятельности.

Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы.

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Классификация малых социальных групп

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей.

Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутри групповая иерархия.

Референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.

Вопрос 24

Социа́льная о́бщность (англ. community — общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.

Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.

Понятие социальной структуры общества является сложным и в социологии не существует его единого определения. Определение понятия социальной структуры во многом зависит от того, к какой теоретической школе принадлежит исследователь, давший это определение.

Карл Маркс по другому видел понятие социальной структуры общества. Он выделял два главных элемента социальной структуры общества – это базис (инфраструктура) и надстройка.

Определений социальной структуры общества много и не всегда они схожи друг с другом. Единственное, что известно достоверно, это то, что социальная структура существует в любом обществе. В этом смысле под социальной структурой общества понимается вся существующая в обществе совокупность социальных классов, общностей, групп, социальных институтов - это все элементы социальной структуры общества. Основным элементом социальной структуры общества является класс.

Социализацию можно определить и как процесс накопления подростками социального опыта и социальных установок, соответствующих их социальным школьным ролям. Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но наиболее интенсивно он осуществляется в подростковом возрасте. Поэтому главную роль на этих этапах играет не столько семья, сколько школа, как институт социализации. В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы поведения, нормы морали, культурные ценности. Но этот процесс нельзя считать однонаправленным, а именно, нельзя сказать, что ребенок усваивает и прямо подвергается всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям со стороны взрослых. Общение ребенка и учителей – это не только процесс передачи первому суммы знаний, навыков и умений, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния. Ребенок активно и критически перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, вплетая его в свой собственный.

Процесс социализации предполагает постепенное включение ребенка в систему общественных школьных отношений и самостоятельное установление новых социальных отношений. На процесс социализации подростков в школе оказывают воздействие, как направленные социальные факторы, так и влияния, которые бывает сложно предусмотреть и предотвратить. Из всего вышесказанного можно вывести такие особенности процесса социализации, школьников как его отсутствие стихийности, неорганизованности; он также включает собственную активность личности подростка.

Таким образом, ученик усваивает ценности, которые высоко оцениваются в его школе и обществе. Процесс социализации имеет две стороны: содержательную и функциональную. Содержательная сторона характеризуется тем, какие личностные приобретения и образования формируются в процессе социализации. Функциональная сторона - как, под влиянием каких механизмов происходит это формирование.

В процессе имитации образцами для подражания в первую очередь становятся учителя, объясняется это тем, что именно они предлагают для ученика первые модели и способы школьного поведения. Часть социального опыта дети получают, просто копируя то поведение, которое они наблюдают в школе, классе учителей, учеников и других взрослых. Имитация может проявляться в подражании жестам, голосу и другим особенностям педагогов. Идентификация заключается в том, что ученик учится ставить себя на место другого человека, понимать его чувства и переживания. Процесс идентификации тесно связан с эмпатией (умением сопереживать). Но все же это разные процессы. Эмпатия также предполагает умение поставить себя на место другого человека и почувствовать то же, что и он, но при этом человек не занимает ту же позицию, что и другой, а продолжает строить свое поведение самостоятельно. Идентификация предполагает, что человек занимает позицию другого и строит свое поведение как другой человек (чью позицию он занял). Оба этих механизма социализации способствуют тому, что школьник вырабатывает поведение, которое ему демонстрируют в школе. В качестве еще одного механизма социализации мы выделяем процесс обучения школьника, который протекает во время общения. Процесс социализации подразумевает овладение человеком социальным опытом, который он и перенимает, получая навыки в совместной деятельности в школьном, классном коллективе.

По мнению Кона И.С., педагоги оказывают влияние на поведение ребенка в процессе его воспитания с помощью трех основных механизмов:

1) подкрепление - поощрение за хорошее поведение и наказание за плохое;

2) идентификация - ребенок подражает педагогу; влияние через личный пример;

3) понимание - знание мира ребенка и отклики на его проблемы [25].

Снайдер выделяет четыре формы понимания:

1. понимание словесного содержания;

2. помощь подростку в понимании чувств;

3. понимание ситуации существования подростка;

4. воспроизведение ситуации с чувствами и намерениями [43].

Этот автор утверждает, что взрослый должен в общении с подростком демонстрировать через эти формы свое понимание его внутреннего мира для того, чтобы он развивался нормально; чтобы его личность не деформировалась. Демонстрировать понимание необходимо начинать с раннего школьного возраста, тогда, когда ученик еще не умеет объяснить свои чувства, состояние полно.

Как уже отмечалось, процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но он имеет свое деление на стадии: до трудовая стадия:

а) ранняя социализация от рождения до поступления в школу;

б) стадия обучения в широком смысле (от школы до Вуза);

в) трудовая стадия социализации - весь период трудовой деятельности; послетрудовая стадия - после окончания трудовой деятельности, пожилой возраст.

Особую важность в процессе социализации индивида имеет дотрудовая стадия. На этой стадии закладываются основные базисные ценности, формируется самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности. Более подробно дотрудовую стадию можно разделить на следующие этапы:

1) первичная социализация;

2) переходная социализация подростка;

3) устойчивая или концептуальная социализация юности [6].

Таким образом, содержание функциональной стороны процесса социализации различается в зависимости от возрастного этапа, на котором находится ученик.

процесс е воспитани я человек а н а различны х возрастны х этапах .

К психологически м и социально-психологически м механизма м

Импринтинг (запечатление ) - фиксировани е человеко м н а рецеп -

торно м и подсознательно м уровня х особенносте й воздействующи х

н а нег о жизненн о важны х объектов . Импринтин г происходи т пре -

имущественн о в младенческо м возрасте . Однак о и н а боле е поздни х

возрастны х этапа х возможн о запечатлени е каких-либ о образов ,

Экзистенциальный нажим - овладени е языко м и неосознавае -

мо е усвоени е нор м социальног о поведения , обязательны х в про -

Подражание - следовани е какому-либ о примеру , образцу . В дан -

но м случа е - оди н и з путе й произвольног о и чащ е всег о непроиз -

Идентификация (отождествление ) - процес с неосознаваемог о

отождествлени я человеко м себ я с други м человеком , группой , об -

Рефлексия - внутренни й диалог , в которо м челове к рассматри -

вает , оценивает , принимае т ил и отвергае т т е ил и ины е ценности ,

свойственны е различны м института м общества , семье , обществ у

сверстников , значимы м лица м и т . д . Рефлекси я може т представ -

лят ь собо й внутренни й диало г нескольки х видов : межд у различ -

ным и Я человека , с реальным и ил и вымышленным и лицам и и др .

С помощь ю рефлекси и челове к може т формироватьс я и изменять -

с я в результат е осознани я и переживани я и м то й реальности , в

которо й о н живет , своег о места в это й реальност и и себ я самого .

К социально-педагогически м механизма м социализаци и можн о

Традиционный механизм социализации (стихийной ) представляе т

собо й усвоени е человеко м норм , эталоно в поведения , взглядов ,

стереотипов , которы е характерн ы дл я ег о семь и и ближайшег о

окружени я (соседского , приятельског о и др.) . Эт о усвоени е проис -

ходит , ка к правило , н а неосознанно м уровн е с помощь ю запечат -

ления , некритическог о восприяти я господствующи х стереотипов .

Эффективност ь традиционног о механизм а весьм а рельефн о прояв -

ег о знани е противоречи т традиция м ближайшег о окружения . В та -

ко м случа е оказываетс я пра в французски й мыслител ь XV I в . Ми -

шел ь Монтень , которы й писал : «. М ы може м скольк о угодн о твер -

дит ь свое , а обыча й и общеприняты е житейски е правил а таща т на с

проявляетс я в том , чт о т е ил и ины е элемент ы социальног о опыта ,

усвоенные , например , в детстве , н о впоследстви и невостребованны е

ил и блокированны е в сил у изменившихс я услови й жизн и (напри -

ни и человек а пр и очередно м изменени и жизненны х услови й ил и н а

Институциональный механизм социализации, ка к следуе т уж е и з

самог о названия , функционируе т в процесс е взаимодействи я чело -

век а с институтам и обществ а и различным и организациями , ка к

специальн о созданным и дл я ег о социализации , та к и реализую -

щим и социализирующи е функци и попутно , параллельн о с о своим и

основным и функциям и (производственные , общественные , клуб -

ны е и други е структуры , а такж е средств а массово й коммуникации) .

В процесс е взаимодействи я человек а с различным и институтам и и

организациям и происходи т нарастающе е накоплени е и м соответ -

ствующи х знани й и опыт а социальн о одобряемог о поведения , а

такж е опыт а имитаци и социальн о одобряемог о поведени я и кон -

фликтног о ил и бесконфликтног о избегани я выполнени я социаль -

Над о имет ь в виду , чт о средств а массово й коммуникаци и ка к

социальны й институ т (печать , радио , кино , телевидение ) влияю т н а

социализаци ю человек а н е тольк о с помощь ю трансляци и опреде -

ленно й информации , н о и чере з представлени е определенны х об -

разцо в поведени я герое в книг , кинофильмов , телепередач . Эффек -

тивност ь этог о влияни я определяетс я тем , что , ка к тонк о подмети л

ещ е в XVII I в . реформато р западноевропейског о балет а француз -

ски й балетмейсте р Жа н Жор ж Новер , «поскольк у страсти , испы -

тываемы е героями , отличаютс я больше й сило й и определенностью ,

Люд и в соответстви и с возрастным и и индивидуальным и особен -

ностям и склонн ы идентифицироват ь себ я с тем и ил и иным и героя -

ми , воспринима я пр и это м свойственны е и м образц ы поведения ,

Стилизованный механизм социализации действуе т в рамка х оп -

ределенно й субкультуры. По д субкультуро й в обще м вид е пони -

маетс я комплекс морально-психологических черт и поведенческих

проявлений, типичных для людей определенного возраста или опреде-

ленного профессионального или культурного слоя, который в целом

создает определенный стиль жизни и мышления той или иной воз-

растной, профессиональной или социальной группы. Н о субкультур а

влияе т н а социализаци ю человек а постольк у и в то й мере , по -

скольк у и в како й мер е являющиес я е е носителям и групп ы люде й

(сверстники , коллег и и пр. ) референтн ы (значимы ) дл я него .

Межличностный механизм социализации функционируе т в про -

цесс е взаимодействи я человек а с субъективн о значимым и дл я нег о

лицами . В ег о основ е лежи т психологически й механиз м межлич -

ностног о перенос а благодар я эмпатии , идентификаци и и т . д . Зна -

чимым и лицам и могу т быт ь родител и ( в любо м возрасте) , любо й


уважаемы й взрослый , друг-сверстни к своег о ил и противоположно -

г о пол а и др . Естественно , чт о значимы е лиц а могу т быт ь членам и

те х ил и ины х организаци й и групп , с которым и челове к взаимо -

действует , а есл и эт о сверстники , т о он и могу т быт ь и носителям и

возрастно й субкультуры . Н о нередк и случаи , когд а общени е с о

значимым и лицам и в группа х и организация х може т оказыват ь н а

человек а влияние , н е идентично е тому , како е оказывае т н а нег о

сам а групп а ил и организация . Поэтом у целесообразн о выделят ь

межличностны й механиз м социализаци и ка к специфический .

Социализаци я человека , а особенн о детей , подростков , юношей ,

происходи т с помощь ю все х названны х выш е механизмов . Однак о

у различны х половозрастны х и социально-культурны х групп , у

конкретны х люде й соотношени е рол и механизмо в социализаци и

различно , и поро й эт о различи е весьм а существенно . Так , в услови -

я х села , малог о города , поселка , а такж е в малообразованны х семь -

я х в больши х города х существенну ю рол ь може т играт ь традици -

онны й механизм . В условия х крупног о город а особ о явн о действу -

ю т институциональны й и стилизованны й механизмы . Дл я люде й

явн о интровертированног о тип а (т . е . обращенны х внутр ь себя , по -

вышенн о тревожных , самокритичных ) важнейши м може т стат ь

рефлексивны й механизм . Т е ил и ины е механизм ы играю т различ -

ну ю рол ь в те х ил и ины х аспекта х социализации . Так , есл и реч ь

иде т о сфер е досуга , о следовани и моде , т о ведущи м част о являет -

Читайте также: