Афганский излом краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Сюжет

Стеклов тяжело ранен, обитатели военной базы погружаются в самолёты. Комполка предлагает комдиву план атаки кишлака: одна группа разделяет пешаварцев и отряд Адиля, сохраняющего нейтралитет, другая уничтожает главарей. Комдив даёт добро. Ранним утром десантники снимают часовых на окраине кишлака и врываются в дом, занимаемый главарями. При этом погибает Адиль, который пришёл к пешаварцу. Его отряд идёт в атаку, десантники отстреливаются из-за дувала. Вертолётное звено разносит весь кишлак, мирные жители, дети погибают десятками. После обстрела Бандура идёт по кишлаку и натыкается на чудом выжившего сына Гулахана с автоматом в руках. Он проходит мимо мальчишки, хотя и догадывается, что парень выстрелит в него. Мальчишка стреляет ему в спину, Бандура умирает, в муках катаясь в пыли…

В ролях

  • Микеле Плачидо — майор Михаил Бандура (озвучивал Олег Янковский)
  • Татьяна Догилева — Катя, медсестра
  • Михаил Жигалов — подполковник Леонид, комполка
  • Алексей Серебряков — сержант Арсёнов
  • Филипп Янковский — старший лейтенант Никита Стеклов
  • Нина Русланова — Татьяна
  • Юрий Кузнецов — вертолётчик Щуп
  • Виктор Проскурин — Симаков, завклуба
  • Иван Краско — полковник Виктор Николаевич
  • Андрей Краско — штабник
  • Виктор Бычков — штабник
  • Михаил Трухин — солдат
  • Анастасия Мельникова — эпизод
  • Александр Розенбаум — камео, выступает в армейском клубе
  • Мусо Исоев — Адиль

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Леонид Богачук, Александр Червинский, Михаил Лещинский, Ада Петрова
  • Режиссёр: Владимир Бортко
  • Оператор: Валерий Федосов
  • Композитор: Владимир Дашкевич
  • Художник: Владимр Светозаров

Съёмки

Съёмки фильма проводились зимой 1990 года в Таджикистане. С 11 февраля съёмочная группа оказалась в центре массовых беспорядков в Душанбе, в результате которых был убит администратор картины Никита Матросов, а съёмочная группа на военном транспорте эвакуирована в Ташкент [1] . В связи с этим съёмки в срочном порядке были перенесены в Крым и Сирию [2] .

Критика

  • По мнению некоторых критиков, один из лучших фильмов об Афганской войне[3] .
  • Один из реальных участников войны в Афганистане, напротив, отмечает низкую достоверность фильма как с точки зрения многочисленных технических ошибок, так и в идейном содержании [4][5] .

Напишите отзыв о статье "Афганский излом"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Афганский излом

Содержание

Сюжет

События фильма происходят в период вывода советских войск из Афганистана.

Стеклов тяжело ранен, обитатели военной базы погружаются в самолёты. Комполка предлагает комдиву план атаки кишлака: одна группа разделяет пешаварцев и отряд Адиля, сохраняющего нейтралитет, другая уничтожает главарей. Комдив даёт добро. Ранним утром десантники снимают часовых на окраине кишлака и врываются в дом, занимаемый главарями. При этом погибает Адиль, который пришёл к пешаварцу. Его отряд идёт в атаку, десантники отстреливаются из-за дувала. Вертолётное звено разносит весь кишлак, мирные жители, дети погибают десятками. После обстрела Бандура идёт по кишлаку и натыкается на чудом выжившего сына Гулахана с автоматом в руках. Он проходит мимо мальчишки, хотя и догадывается, что парень выстрелит в него. Мальчишка стреляет ему в спину, Бандура умирает, в муках катаясь в пыли…

Тема в те годы была невероятно актуальной (впрочем, и сегодня о событиях 1979-1988 годов в Афганистане спорить не перестают).

Одним из создателей сценария был тележурналист Михаил Лещинский . Он знал о событиях в Афгане не понаслышке:

Лещинский был собкором советского телевидения в Афганистане и работал там во время войны.

Помогали ему со сценарием супруга сценарист Ада Петрова , драматург Михаил Червинский и журналист Леонид Богачук. Кстати,

Богачук тоже был знаком с изнанкой Афганской войны, он жил в Кабуле с 1982 по 1984, занимался изданием молодёжной газы, много работал с молодым афганцами и, конечно же, часто общался с советскими военными.

В результате усилий авторов появился сценарий правдивый, жёсткий, без лакировки и украшательства . Экранизировать его взялся режиссёр известный и авторитетный — Владимир Бортко.

Плачидо был немного старше, чем требовалось по сюжету, ему уже перевалило за 40, так что гримёрам пришлось слегка омолаживать артиста.

А поскольку Микеле совсем не знал русского, его позже переозвучил Олег Янковский.

Кроме того, в картине появились Нина Русланова , Михаил Жигалов, Виктор Проскурин, Юрий Кузнецов . Одну из первых больших ролей сыграл здесь Филипп Янковский . А ещё появились вместе отец и сын Краско: Иван Краско был тогда уже актёром с именем, а вот Андрей Краско пока перебивался эпизодами и второстепенными ролями.

Для участников киноэкспедиции эта поездка была не самой лёгкой: много эпизодов снимали в горах , где было очень холодно (а дело происходило в январе). О комфортных условиях речи вообще не шло: группа ютилась в местных домишках, чуть ли не насквозь продуваемых. Актёрам и дублёрам приходилось порой работать под снегом и стоя по пояс в ледяной воде, переходить по опасным узким тропинкам, уворачиваясь от падающих камней. В конце января киношникам пришлось пережить даже землетрясение в 5 баллов, но съёмки продолжились. Кстати, тут

Консультанты были строги и придирчивы, требовали достоверности, но это в итоге пошло на пользу ленте.

Отсняв сюжеты в горах, группа перебралась в Душанбе. В середине февраля в столице Таджикистана начались массовые беспорядки, в ходе которых погиб администратор Никита Матросов . КГБ настоятельно порекомендовало группе покинуть Таджикистан, да и сами кинематографисты поняли, что здесь небезопасно.

Группу и оборудование под контролем военных вывезли из гостиницы на двух танках и трёх грузовиках в аэропорт. Там всех погрузили на транспортный самолёт, который только что доставил в Душанбе танки,

и отправили в Ташкент. Так что в какой-то мере актёры на собственной шкуре познали, что такое война.

Тогда у очень многих была надежда, что афганская тема будет звучать громко, что о ней продолжат говорить, что события в Афганистане станут трагическим уроком для людей и в СССР, и в мире. Увы, эти надежды не оправдались.

Не могу не перепостить рецензию моего друга Алексея Козлачкова ака
alconost отличного офицера-десантника, "афганца" закалённого одним из самых суровых мест не только Афганистана, но, наверное, и нашей планеты, пустыней Регистан на фильм "Афганский излом". Это и рецензия и размышления о войне в Афганистане.
В общем, всем читать!
Не пожалеете.

"Афганский излом" как разрушительная магия
Я всегда избегал фильмов про Афган и вовсе не потому что мне как-то особенно тяжело "вспоминать прошлое" и как всякий "настоящий афганец" слеза моя обильно потечет об "оставшихся там ребятишках", рука потянется к стакану, а то и к шприцу. По расхожему мнению именно так надобно вспоминать Афган честному советскому ветерану, тельняшку еще можно рвануть на груди, слезы же надо размазывать вместе с соплями и задумчиво скорбеть "о ребятишках". Черт, никаких признаков "настоящести" у меня, кажется, нет.

102.05 КБ

А фильмы не смотрю потому что глупость глупая, как правило, и исключений почти нет. В принципе, я глупость посмотреть люблю - боевики разные, но про что-нибудь другое, не про войну, тем более не про афганскую.

По третьему. Ничего не обученного там не было. Это была мощная военная организация и система комплектования. Любой солдат попадал в Афган, минимум, после 6 месяцев учебки. Он уже все умел, как солдат, только не было опыта и практики. Ее он постепенно, подчеркиваю – постепенно, приобретал. Тут уж я мало нового открою, это знают все служившие… Организация Советской Армии такова, что в подразделении обычно лишь четверть молодых солдат. Остальные более или менее опытные. На боевые операции этот процент старались еще снижать, лишь очень выборочно, по одному-два используя молодых солдат. От простого к сложному – великий армейский принцип :)

По пятому вопросу… Спорить трудно. Иные и наживались, как всегда на всякой войне, в особенности в России. Мы вообще народ вороватый, нужен глаз да глаз. Тогда еще он худо-бедно был. А вот позже, с развалом Союза его вовсе не стало, и на Чечне, на крови наживался, кто только мог. В Афгане за всякие дела военные трибуналы выносили и смертные приговоры,за кражи, продажи – сажали и солдат, и офицеров.Были ли такие случаи в Чечне, чтобы кого-то осудили за попытку продажи оружия-боеприпасов духам?
В любом случае, сыну генерала ехать за наживой в боевое подразделение незачем. И дураку ясно (а не только выпускнику военного училища), что быстрей пулю схлопочешь, чем разбогатеешь. Все это как-то неубедительно. Да и потом какой-то неприятный штамп: сын генерала – значит сволочь. Очень много генералов и их сыновей в последнее время разрушили, как принято выражаться, этот стереотип – ген. Пуликовский, Шпак… Сыновья-офицеры просто погибли. Штамп остался лишь в фильме.

Читайте также: