Адаптация вновь прибывших детей в школу интернат 8 вида

Обновлено: 05.07.2024

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Поступление в школу-интернат вносит большие перемены в жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Любой взрослый человек может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе. В настоящее время подобные затруднения испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества.

Обычно адаптационный период в школе-интернате составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе-интернату протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе-интернату на первом году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота. У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников воспитатели наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20% .

Чтобы определить, как можно помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в школе-интернате, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

К 6-7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

С поступлением в школу-интернат в жизни ребенка-инвалида происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность. На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже актуализируются и становятся произвольными. Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. В этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.

Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из других школ – интернатов, из семей с ТЖС. Среди них есть дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей.

Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий. Им трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети не всегда хорошо относятся к новичкам. Поэтому адаптация часто оказывается весьма болезненной для ребёнка. Большинство воспитанников интернатных учреждений не обладают навыками адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные и острые адаптационные трудности : не удовлетворяются основные психологические потребности человека в безопасности, любви, заботе, ласке и т. д. У них усугубляются чувства страха, тревоги, злости, обиды. Поэтому проблема формирования навыков адаптации является актуальной для интернатных учреждений.

Наша цель заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы - интерната : создание сплоченного детского коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

Как проходила адаптация у наших вновь поступивших детей.

1. Составление списков вновь поступивших детей.

2. Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка)

3. Заполнение и ведение дневников наблюдений, индивидуальных карт ребенка.

4. Знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в группу. Особое внимание следует уделять первой встрече с ребёнком. Даже маленькие дети волнуются перед такой встречей.

В окружении ребёнка появляется много новых людей, иногда он даже не в состоянии их запомнить, что объясняется обилием впечатлений. В таком случае значим тактильный контакт с ребёнком (погладить по голове, подержать за руку, приласкать и т. п.)

Приучать ребёнка к новому порядку необходимо тактично, не следует перегружать ребёнка различными правилами или инструкциями.

Со всеми детьми группы проводились беседы: "Давайте познакомимся", которая способствовала лучше узнать друг друга, воспитанию дружелюбия, доброты; "Культура общения"- установление контактов, сохранение естественности в общении, создание атмосферы доверия; час общения "Кто я такой", совместные игры "Сделай как я", "Ласковое имя", направленные на развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.

6. Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: "трудный ребенок", которые склонны к побегам, к воровству, курению.

8. Наблюдения за деятельностью детей, рисунки на разные темы способствовали выявлению творческих способностей детей, их интересов и склонностей.

К концу 1 четверти выявлено, что адаптация проходит успешно и прибывшие дети имеют средний уровень адаптации :

1 Принимают и выполняют нормы коллективной жизни.

2. Положительные отношений с взрослыми и сверстниками.

Дети не конфликтуют, играют вместе.

3. Адекватно относятся к педагогическим воздействиям.

4. Принимают активное участие в жизни коллектива.

Большинство вновь поступивших воспитанников почти адаптировались к новым условиям, у них сложились хорошие взаимоотношения с педагогами, одноклассниками, чувствуют себя в группе как дома, принимают активное участие в классных и общешкольных мероприятиях, с большим удовольствием занимаются в кружках, спортивных секциях. Стараются соблюдать правила поведения установленные в школе, адекватно принимают педагогическую помощь.

Формирование детского коллектива как направление работы воспитателя в школе-интернате государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным программам с.

Сценарий празднования 9 Мая в школе-интернате

Сценарий празднования 9 Мая в школе-интернате Подготовила: воспитатель Огурцова И. В. Звучит вальс 1941 года. Выпускники выходят на сцену, танцуют вальс. Мальчики закруживают девочек,.

Спортивный час в специальной коррекционной школе-интернате План-конспект коррекционно-развивающего воспитательного часа на тему: Спортивный час в специальной (коррекционной) школе – интернате.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОКОУ "Школа - интернат №2" г. Курска

"Адаптация вновь прибывших детей в школе - интернате"

воспитатель Шумская Ольга Ивановна

Адаптация вновь прибывших детей в школе -интернате.

Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов, из семей с ТЖС. Среди них есть дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей.

В этом году в разновозрастную группу №6 прибыло 6 детей: 4 ребенка в 1 класс и 2 ребенка во 2 класс. Все дети из семей с ТЖС.

Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий. Им трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети не всегда хорошо относятся к новичкам. Поэтому адаптация часто оказывается весьма болезненной для ребёнка. Большинство воспитанников интернатных учреждений не обладают навыками адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные и острые адаптационные трудности: не удовлетворяются основные психологические потребности человека в безопасности, любви, заботе, ласке и т.д. У них усугубляются чувства страха, тревоги, злости, обиды. Поэтому проблема формирования навыков адаптации является актуальной для интернатных учреждений.

Наша цель заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы - интерната: создание сплоченного детского коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

Как проходила адаптация у наших вновь поступивших детей.

1. Составление списков вновь поступивших детей.

2. Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка)

3. Заполнение и ведение дневников наблюдений, индивидуальных карт ребенка.

4. Знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в группу. Особое внимание следует уделять первой встрече с ребёнком. Даже маленькие дети волнуются перед такой встречей.

В окружении ребёнка появляется много новых людей, иногда он даже не в состоянии их запомнить, что объясняется обилием впечатлений. Такие дети, как Аноко В. очень общительный, эмоциональный, сразу стал искать себе друзей, а Бойкова Н. была замкнута немного, скучала по родителям, иногда плакала. В таком случае значим тактильный контакт с ребёнком (погладить по голове, подержать за руку, приласкать и т. п.)

Приучать ребёнка к новому порядку необходимо тактично, не следует перегружать ребёнка различными правилами или инструкциями.

Провела беседу с детьми 3кл., 4 кл. о том, как они должны встретить новых детей , как должны вести себя, чтобы новеньким было спокойно и комфортно в группе, о заботливом отношении к ним. Со всеми детьми группы проводились беседы: "Давайте познакомимся", которая способствовала лучше узнать друг друга, воспитанию дружелюбия, доброты; "Культура общения"- установление контактов, сохранение естественности в общении, создание атмосферы доверия; час общения "Кто я такой", совместные игры "Сделай как я", "Ласковое имя", направленные на развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.

5. Индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками об их обязанностях, правах , о режиме дня (Воспитательские часы: "Правила поведения в школе", "Ты - ученик", "Каждой вещи - свое место", "Наши обязанности в группе", "Правила , которые помогут тебе при общении")

6. Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: "трудный ребенок" - Легощин В. , который был склонен к побегам , к воровству; Аноко В. - у мальчика была отмечена тревожность из-за жестокого избиения его матерью. С этими детьми работали психологи и мед. работники.

7. Ознакомление детей с имеющимися кружками и спортивными секциями, запись детей на них, вовлечение детей в дела группы и школы, активное участие в общешкольных мероприятиях. Все поступившие дети охотно занимаются на кружках "Рукоделие", "Вязание", "Авиамоделирование", "Театральная студия", Фольклор, "Топотушки", спортивная секция "Дзюдо", "Пауэрлифтинг"

8. Наблюдения за деятельностью детей, рисунки на разные темы способствовали выявлению творческих способностей детей, их интересов и склонностей.

К концу 1 четверти мы выявили, что адаптация проходит успешно и прибывшие дети имеют средний уровень адаптации:

1 Принимают и выполняют нормы коллективной жизни.

2. Положительные отношений с взрослыми и сверстниками.

Дети не конфликтуют, играют вместе.

3. Адекватно относятся к педагогическим воздействиям.

4. Принимают активное участие в жизни коллектива.

Большинство вновь поступивших воспиатнников почти адаптировались к новым условиям, у них сложились хорошие взаимоотношения с педагогами, одноклассниками, чувствуют себя в группе как дома, принимают активное участие в классных и общешкольных мероприятиях, с большим удовольствием занимаются в кружках, спортивных секциях. Стараются соблюдать правила поведения установленные в школе, адекватно принимают педагогическую помощь.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью поведения. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку. Психологическая напряженность зачастую усугубляется напряжением физическим: изменяется режим дня, нужно быть внимательным на всех школьных уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку школьной жизни. Повышенные нагрузки могут нарушать сон и аппетит, ослаблять естественный иммунитет.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Дети, поступающие в 1 класс школы-интерната VIII вида имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за слабости интеллектуальной регуляции эмоций, их малой дифференцированности, полярности, несоответствия внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднений в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкого уровня развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия.

Говоря о расстройствах воли учащихся с нарушениями интеллекта, специалисты связывают их с нарушениями 2-х волевых функций: активизирующей (абулия, гипобулия) и тормозящей (гипербулия). При этом умственно отсталым школьникам свойственно нарушение структуры волевого действия, а также недостаточная интеллектуальная регуляция воли. К числу наиболее значимых условий развития личности умственно отсталого ребенка относятся общение со сверстниками, воспитание в коллективе. В классе специальной школы, так же, как и в коллективе нормально развивающихся учащихся, структура межличностных взаимоотношений представлена деловыми и личными отношениями. Однако, если в норме деловые и личные отношения часто не совпадают, у умственно отсталых они совпадают практически всегда. Так же, как и в общеобразовательной школе, в коллективе умственно отсталых учащихся выделяют статусные группы: звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные. Однако избирательность во взаимоотношениях учащихся с интеллектуальной недостаточностью более или менее устойчиво начинает проявляться к 5-му классу. До этого их взаимоотношения носят диффузный характер, границы статусных групп размыты.

Отличаются своеобразием мотивы позитивного и негативного отношений умственно отсталых учащихся друг к другу и к окружающим людям вообще. У умственно отсталых детей в дошкольном возрасте наблюдается крайне низкий уровень сформированности готовности к школьному обучению, недоразвитие познавательных интересов. Кроме того, нельзя не учитывать, что эта категория детей чаще всего воспитывается в неблагоприятных социальных условиях, которые определенным образом также опосредуют их психическое развитие. Основная масса детей поступает в коррекционную школу, не будучи охваченной системой дошкольного воспитания, тем более специального (коррекционного). Родители испытывают разочарование и состояние фрустрации, так как не могут принять ситуацию, что их ребёнок вынужден обучаться в специальной коррекционной школе VIII вида, что приводит к отсутствию положительного эмоционального отношения к школе

Поэтому время адаптации умственно отсталых первоклассников к обучению в школе увеличивается до 2-3 месяцев.

Рассматривая субъективные признаки дезадаптации и особенности развития умственно отсталого школьника мы видим: низкий уровень мотивации к обучению, негативное отношение к школе, несформированность элементов и навыков учебной деятельности, неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности, большой контингент детей из неблагополучных семей, неспособность приспособиться к темпу школьной жизни, педагогическая некомпетентность родителей, отсутствие положительного отношения к школе, что приводит к школьной дезадаптации или к тяжёлой адаптации. Среди важных условий формирования у таких школьников интереса к обучению специалисты называют опору на жизненный опыт ребенка, занимательные по форме задания и создание ситуаций успеха. Для успешного овладения умственно отсталыми детьми учебной деятельностью необходим индивидуальный подход, который осуществляется в коррекционно-образовательных учреждениях. Этот подход заключается в направленности обучения на коррекцию дефектов психики, присущих школьникам с интеллектуальной недостаточностью.

Цель программы: обеспечение психологической адаптации первоклассников к школьному обучению в условиях реализации ФГОС для умственно отсталых школьников и профилактика школьной дезадаптации, возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.

1. Выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

2.Формировать у первоклассников адекватное представление о школьной жизни и развивать у детей позицию школьника и помочь детям принять правила и нормы поведения в школе;

3. Обучать детей навыкам сотрудничества и расширять социальный опыт и социальные контакты обучающихся;

4. Обучать детей переносу полученных навыков в учебную деятельность:

5. Формировать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

6. Формировать у учащихся нравственные представления и понятия,

адекватные способы поведения в обществе;

Программа предназначена для психокорекционной работы с детьми 1 класса в условиях(специальной) коррекционной школы-интерната.

Критерии эффективности программы.

Эффективность работы определяется при сравнении результатов входящей и заключительной диагностики, показывающем позитивные изменения в Карте школьной адаптации и результатов анкетирования “В школе”.

Так же эффективность может определяться по результатам наблюдения за ребенком в процессе работы в программе. Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе отзывов классного руководителя 1 класса, свидетельствующих об уменьшении частоты проявлений поведенческих реакций, связанных с нарушением адаптационного процесса. Дополнительно эффективность работы может быть подтверждена отзывами от родителей о позитивных изменениях в поведении ребенка и отношении его к школе.

Общие рекомендации по проведению занятий:

Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.

Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

Программа рассчитана на работу в группе из 6-12 человек. Общее количество занятий, включая диагностику, 14.

Продолжительность занятия: 30-45 минут

Оптимальная периодичность встреч - 1 раз в неделю.

Принципы проведения занятий.

- преемственность (возможность переноса полученных занятий в дальнейшую учебную деятельность);

Аннотация: В представленном материале кратко освещаются вопросы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям проживания и обучения в учреждении интернатного типа. Акцент делается на описании алгоритма работы специалистов Сосновской школы-интерната с вновь прибывшим ребенком, который включает в себя 4 этапа:диагностический, организационно-прогностический, деятельностный и контрольно-корректировочный.

Поступление в школу-интернат и привыкание к новым условиям жизни вне семьи – сложный период для любого ребенка, особенно, когда мы говорим о детях, оставшихся без попечения родителей.

В большинстве случаев в сиротские учреждения попадают социально и педагогически запущенные дети с искаженными представлениями о нормах морали и нравственности и богатым опытом ассоциального поведения. Исходя из этого, основной задачей специалистов школы-интерната является создание условий для успешной адаптации детей к учреждению, преодоления негативных последствий их воспитания в социально-неблагополучной среде, полноценного обучения и развития.

За 55 лет своего существования Сосновская школа-интернат накопила богатый опыт работы с детьми-сиротами. В 2017 году мы решили обобщить имеющиеся у нас наработки и создать программу, позволяющую выстроить четкий алгоритм работы педагогического коллектива с вновь прибывшим ребенком и ведения соответствующей сопроводительной документации.

Цель программы : создать благоприятные социально-психолого–педагогические условия для успешной адаптации вновь прибывших детей в условиях общеобразовательной школы-интерната.

1. Диагностическая – знакомство с ребенком, сбор, анализ и систематизация имеющейся информации о нем: знакомство с личным делом и изучение его индивидуальных особенностей детей, выявление проблем в обучении, поведении или личностном развитии ребенка, связанных с несоответствием уровня его развития нормативным показателям возраста; наблюдение за ребенком в различных ситуациях школьной и повседневной жизни.

2. Прогностическая – определение общих направления работы с ребенком и его ближайшим социальным окружением; р азработка индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника, а также индивидуальных маршрутов его сопровождения разными специалистами школы-интерната в случае необходимости.

3. Развивающая – создание социально-психологических условий для полноценного воспитания, обучения и развития ребенка: сохранение и укрепление его здоровья, содействие его личностному, интеллектуальному и социальному развитию.

4. Консультативная – оказание помощи в сложных ситуациях, связанных с обучением, общением с родственниками, одноклассниками, учителями и т.п.

5. Социально-диспетчерская – организация взаимодействия с заинтересованными органами и службами для обеспечения оптимальных форм жизнеустройства вновь прибывшего ребенка и защиты его законных прав и интересов.

6. Контрольно-корректировочная – отслеживание особенностей процесса адаптации вновь прибывших ребенка, корректировка маршрутов его сопровождения разными специалистами в соответствии с актуальными задачами его обучения и развития.

Механизм реализации программы

В программе принимают участие все специалисты, работающие в школе-интернате.

Программа реализуется в несколько этапов (см. Рис. 1).


1 этап – Диагностический (в течение 2-3 недель)

Работа с вновь прибывшим ребенком начинается со сбора, анализа и систематизации информации о нем. В ходе этой работы изучаются четыре группы параметров, которые существенно влияют на эффективность обучения и развития детей: социальная ситуация развития, особенности поведения, познавательной и мотивационно-личностной сфер.

Этот этап предполагает:

- изучение данных личного дела ребенка и его медицинской карты;

- знакомство и установление контакта с ребенком при поступлении в учреждение;

- социально–психологическую и педагогическую диагностику уровня актуального развития вновь прибывшего ребенка.

Диагностический этап позволяет:

- выявить или спрогнозировать определенные проблемы в обучении, поведении или личностном развитии ребенка, связанные с несоответствием уровня его развития нормативным показателям возраста, и определить общие направления работы с ним.

На этом этапе с ребенком работают заместители директора по учебной и воспитательной работе, воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог.

Результатом 1 этапа является оформление карты развития вновь прибывшего ребенка, в которой собирается информация от всех специалистов (см. Приложения 1-8).

2 этап – Организационно-прогностический (в течение месяца)

На этом этапе на основе анализа данных, собранных о ребенке, происходит распределение обязанностей по его сопровождению между специалистами школы-интерната. Координационную функцию на организационном этапе выполняет заместитель директора по воспитательной работе.

Результатом этапа являются индивидуальные маршруты воспитательной и социально-психологической работы с ребенком (см. Приложение 8 )

1 и 2 этап занимают около месяца.

3 этап – Деятельностный (в течение 6-12 месяцев)

На этом этапе осуществляется собственно работа по психолого-педагогическому сопровождению и поддержке вновь прибывшего ребенка. Эта работа предполагает реализацию трех основных направлений: развивающего, профилактического и коррекционного.

Результатом работы в этом направлении является успешное решение ребенком возрастных задач обучения, развития и социализации.

Целью профилактической работы является предупреждение развития негативных вариантов физического и психологического здоровья ребенка: профилактика социальной дезадаптации и асоциального поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.

Результатом этой работы являются: адаптация детей к учреждению, новой социальной среде, усвоение определенных социальных норм и требований (в соответствии с возрастными нормами развития), формирование установок на здоровый образ жизни и т.п.

Целью коррекционной работы является решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия ребенка. Работа эта ведется лишь с теми детьми, у которых в ходе диагностики были выявлены значительные расхождения межу уровнем нормативного и актуального развития. Коррекционную работу осуществляет круг узких специалистов, который определяется характером имеющихся у ребенка трудностей.

Коррекционная работа предполагает развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, преодоление негативных личностных особенностей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Результатом работы является преодоление социальной или педагогической запущенности ребенка и приближение показателей его интеллектуального и личностного развития к нормативным для конкретного возраста.

Результатами реализации деятельностного этапа программы должны стать:

1) успешное решение возрастных задач обучения, развития и социализации детьми с нормативным уровнем развития;

3) адаптация ребенка к новым условиям проживания и обучения.

Третий этап может длиться от полугода до года. Он предполагает использование всех ресурсов воспитательной системы и социально-психологической служб школы-интерната для решения задач актуального развития вновь прибывшего ребенка.

4 этап – Контрольно-корректировочный

Этот этап предполагает анализ особенностей адаптации вновь прибывшего ребенка и эффективности проводимой с ним работы различными специалистами школы-интерната.

Оценка уровня адаптации ребенка осуществляется по истечении 6 месяцев его пребывания в школе-интернате. Если диагностика показывает положительные результаты, работа по адаптации ребенка заканчивается. В противном случае, планы работы с ребенком корректируются, и работа продолжается в течение следующего полугодия. После этого проводится повторная диагностика.

Результат этапа - оформление специалистами итоговой документации (отчет о работе, проделанной за полугодие, год, рекомендации по дальнейшей работе с ребенком).

РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – адаптация вновь прибывшего ребенка к школе-интернату.

При этом при оценке эффективности проведенной с ребенком работы выделяются 3 уровня адаптации:

1. Высокий уровень:

- осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

- баланс индивидуальными и социальными потребностями;

- гармония отношений с взрослыми и сверстниками;

- адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

- активное участие в жизни детского коллектива;

- удовлетворенность своим статусом и отношениями.

2. Средний уровень:

- к онформизм в отношении норм коллективной жизни;

- преобладает либо индивидуальные, либо социальные потребности;

- неустойчивые отношения с окружающими;

- п ротиворечивое отношение к педагогическим воздействиям;

- избирательное отношение к выполнению коллективных норм и правил поведения.

- внешний локус контроля поведения;

- периодическое участие в жизни детского коллектива;

- неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.

3. Низкий уровень:

- н еприятие и невыполнение норм коллективной жизни;

- дисбаланс индивидуального и социального;

- конфликтные отношения с окружающими;

- неадекватное отношение к педагогическим воздействиям;

- пассивное участие в жизни детского коллектива;

- неудовлетворенность своим статусом и отношениями.

Для организации работы с вновь прибывшими детьми в школе-интернате используются документы, представленные в Приложениях 1-9, а также:

- Положение о школьной психологической службе;

- Положение о логопедической службе;

- Положение о социально-педагогической службе;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе/ М.Р. Битянова. – М: Совершенство, 1997. – 298 с.

2. Прихожан А.М. Психология сиротства : / А.М. Прихожан, Н. Толстых. - 2 - е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

3. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба: работа с учащимися/О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2009. - 230 с.

Читайте также: