Адаптация школьная это в коррекционной педагогике

Обновлено: 05.07.2024

Специальная педагогика-это отросль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонения от нормального психологического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Задачи специальной педагогики:

1. Выявление общих и спецефических закономерностей психологического развития ребенка с ОВЗ сравнение с нормально развивающимся.

2.изучение особенностей развития ридельных видов познавательной деятельности детей с ОВЗ;

3. Изучение закономерностей развития личности человека с ОВЗ;

4.разработка диагностических теории и способ коррекции различных типов гарушения;

5. Изучение проблем интеграции и интегрированного обучения;6.психологоческое обоснование путей и методов педагогического воздействия на психологические развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

Отросли специальной педагогики:

а) олигрофренопсихология- узучает умственноотсталых детей.

Б)тифлопсихология- изучает круг лиц с нарушением зрения.

В) сурдопсихология- психология диц с нарушением слуха.

Г) логопсихология – психология лиц с нарушениями речи.

Д) патопсихолгия-психология распада психической деятельности.

Основы понятия специальной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация, интеграция, инклюзия.

Корекция - система психолого педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабления недостатка психо- физического развития и поведения у детей.

Компенсация - сложный, многоуровневый процесс, включающий восстановления или замещения утраченных ( нарушений функций) за счет работы с охранных анализов.

Реабилитация - применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки человека до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Адаптация - формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

Интеграция-(с лат. Соединение, востановление). Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательное учреждение. Где они получают возможнность совместного обучения нормально развивающимися сверстниками. Главным условием интеграции в России является проведение в соответствие потребностей детей с психологическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе не предспасобленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образвания.

Минус: Плохо говорящий ребенок, не всегда понимае мысл слова, что может стать причиной насмешек; сложности усвоения социальных норм и их не знания; по мере осознания себя не похожести с другими детьми дети замыкаются в себе или если есть еще такие же дети с анологичными проблемами объединяются в группу; неслышащий ребенок привыкший к повышенному вниманию к себе дома, в массовой школе где он один из мнгих, чувствуют дискомфорт и стресс; дети с тяжелой потерей слух редко находят дружей среди слышаших, часто развивается чувство неполноценности;незнания особеннстей детей с ОВЗ вызывает у педагогов нежелание с ними работать.

Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Еще десять лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался об организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями в условиях массовых детских садов и обычных общеобразовательных школ.

В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками в физическом и психическом развитии.

В общегосударственном законе“Об образовании”,“Программе развития образования на 1999–2003 гг.”, Программе“Дети-инвалиды” и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данного образовательного направления.

Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной жизни претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в интернатных и коррекционных образовательных учреждениях происходит сегодня в нескольких направлениях, влияя тем самым на цели, структуру и содержание образования.

На протяжении последних лет для системы коррекционного образования стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений и образовательных программ, в вариантах учебных планов и учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки педагогических кадров. Краткому анализу психолого-педагогических аспектов этой проблемы и посвящена данная работа.

Глава I. Общетеоретические аспекты коррекции.

Воспитание и обучение аномальных детей – сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.

Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основных педагогических терминов и категорий.

Коррекция (лат. Corrеctio – исправление) в дефектологии – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.

Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием “коррекционно-воспитательная работа”. [4]

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям.

Компенсация (лат. Compensatio – возмещение, уравновешивание) –замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.

У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личности.

Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций. [1]

Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas – восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении – включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Это главная задача в теории и практике дефектологии.

Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью.

Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются особенностями аномального развития детей.

Социальная адаптация (от лат. Аdapto – приспособляю) – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.

В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт специальных учебных заведений показывает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

Воспитание аномальных детей.

Воспитание аномальных детей – одно из основных понятий дефектологии.

Оно имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности.

Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами педагогики – подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.

Воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе.

Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.

Обучение и развитие аномальных детей.

Обучение и развитие аномальных детей – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания.

Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных детей). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта.[2]

Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

Методы обучения в коррекционной школе.

В коррекционной школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Здесь используются методы и приемы обучения, принятые в массовой школе, а также некоторые методы и приемы из других областей дефектологии, например, логопедии; наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы.

Недостатки развития познавательной деятельности учащихся с нарушением психофизического развития, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно– практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения в старших классах используются, в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.

Воспитанники, имеющие недостатки в развитии, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в массовой школе) включения в процесс обучения в младших классах методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы находят свое применение и в старших классах, они часто используются для закрепления пройденного.[3]

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности детей с нарушениями психофизического развития. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, а следовательно важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.

Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике применяемых приемов. Большое значение имеет сочетание разных методов. В коррекционной школе это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса.[5]

Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.

Глава II. Система специального (коррекционного) образования.

Новейшая история развития коррекционного образования

В 90-е гг. под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства: стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов; началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на“полноценных” и“неполноценных”, признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Государство провозглашает антидискриминационную политику по отношению к инвалидам. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития, оно стало характеризоваться как кризисное. Критике подвергались и подвергаются: – социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как “дефективного”, аномального; – охват системой специального образования лишь части нуждающихся:“выпадение” из нее детей с глубокими нарушениями в развитии; отсутствие специализированной психолого-педагогической помощи детям со слабо выраженными нарушениями; – жесткость и безвариативность форм получения специального образования; – примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начинают возникать инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, копирующих современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.

Приказ Министерства образования РФ о введении компенсирующих классов был издан в сентябре 1992 г. Введение компенсирующего обучения было обусловлено тем, что у довольно значительной части детей (по разным данным 20–30%) уже при поступлении в школу выявляются некоторые парциальные отставания в развитии психических познавательных процессов, что не позволяет им осваивать школьную программу, а следовательно, ведет к стойкой школьной дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации. [6]

Существовавшие до этого классы выравнивания были ориентированы сравнительно на небольшой контингент учащихся, задержка психического развития которых имела, как правило, органическую природу. Для остальных детей “группы риска” появилась необходимость открыть классы компенсации, где обучение носит коррекционно-развивающий характер и включает дополнительную психолого-педагогическую поддержку.

Двумя годами позже была выдвинута концепция коррекционно-развивающего обучения, которая, по сути дела, сняла противоречие между классами выравнивания и компенсирующими классами. Было предложено детей с выявленными психосоматическими проблемами помещать в классы коррекционно-развивающего обучения (классы КРО) и затем в процессе первого года обучения, выполняющего, кроме того, и диагностические функции, определять более точно характер и природу отклонений, а вследствие этого, и форму дальнейшего обучения.

Процесс определения готовности ребенка к обучению в школе и выбора оптимальных педагогических условий должен осуществляться комплексно специалистами смежных областей знаний: общей педагогики, дефектологии, возрастной педагогической психологии, физиологии, клиники психоневрологических заболеваний, социологии и др. Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития.

Задачи диагностики, таким образом, преобразуются в диагностико-консультативные. Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (кинезитерапию, логопедию, лечебно-физкультурную коррекцию, зрительно-пространственную координацию, психокоррекцию и т.п.).

При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный период, учебно-познавательная – в школьном возрасте, познавательно-трудовая – в подростковом).

Учитывая изложенное выше, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Основной задачей коррекционной школы является коррекционное воздействие на учащихся, обеспечивающее достижение такого уровня социального статуса, учебной деятельности и уровня активности, который соответствует их возможностям и позволяет им полноценно адаптироваться в обществе.

ВложениеРазмер
sotsialnaya_adaptatsiya_uchashchihsya_spetsialnoy_korrektsionnoy_shkoly.docx 18.47 КБ

Предварительный просмотр:

школа – интернат VIII вида №7

Социальная адаптация учащихся специальной

(коррекционной) школы 8 вида.

Основной задачей коррекционной школы является коррекционное воздействие на учащихся, обеспечивающее достижение такого уровня социального статуса, учебной деятельности и уровня активности, который соответствует их возможностям и позволяет им полноценно адаптироваться в обществе.

Педагогическое, коррекционное, воспитательное воздействие на учащихся направлены на создание системы методов и средств социальной адаптации с учетом всей сложности нарушений развития у детей. В связи с нарушением адаптации дети испытывают затруднения, мешающие им проявить себя, и нуждаются в помощи, так как без нее они не способны интегрироваться в социальной среде и занять свое место в обществе.

Задача коррекционной педагогики – коррекция поведения, ликвидация связанной с нарушением в развитии социальной и педагогической запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться. Задачей коррекционной педагогики является стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности ребенка.

При работе с детьми с умственной недостаточностью следует учитывать этиологию нарушения развития, степень его выраженности, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, степень социальной и педагогической дезадаптации, а также возраст ученика. Кроме того, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий своеобразие развития, состояние как психического, так и соматического здоровья и особенности характера.

Социально-адаптирующим фактором является весь процесс обучения учащихся. На первых порах, при поступлении ребенка в первый класс, основным является не процесс обучения, а именно процесс формирования социальных контактов с окружающими людьми. По данным МПК за последние три года 28% учащихся, поступающих в 1 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида (школа-интернат №7) до этого не посещали детский коллектив. Таким образом, для трети учеников первый класс является первым опытом социального контакта.

Первоочередной задачей становится введение таких учащихся в коллектив, формирование коммуникативных умений. Ребенок учится общаться с другими детьми, с учителями; слушать учителя, слушать ответы других детей, уметь учитывать интересы окружающих. Как пример можно привести ученика школы-интерната №7 Бориса И. Мы имели возможность наблюдать ребенка до поступления в школу. Мальчик совершенно не умел общаться с детьми. Боря, находясь во дворе, бегал от одной группы детей к другой, кричал, толкал детей, ломал и разбрасывал игрушки, мешал детям играть. Дети не принимали Борю в игру, так как мальчик не соблюдал правил игры, не мог соотносить свои интересы с интересами группы. У ребенка совершенно отсутствовал навык социального поведения. Уже через год обучения в специальной коррекционной школе 8 вида перед нами был совершенно другой ребенок. Борис стал спокойным, выдержанным мальчиком. Он прекрасно усвоил отношения в коллективе, свою социальную роль. Это ответственный, обязательный и доброжелательный ребенок.

Задачи по введению ребенка в коллектив решаются на этапе пропедевтики. Задания, которые даются учащимся, достаточно просты, опираются на личный опыт детей. Используется яркая, доступная наглядность, что позволяет привлечь внимание ребенка, активизировать учебную активность, сформировать положительную установку на учебу. Педагог начинает учить детей коллективной работе, взаимодействию друг с другом и с классом.

В пропедевтическом периоде урок длится 30 минут. В течение остальных 15 минут учитель организует детей, способствуя их совместной деятельности. Это могут быть спокойные парные или групповые игры.

Еще большее количество детей приходит в специальную коррекционную школу уже поучившись в массовой школе. За последние три года 14% детей пришли в первый класс из первого класса КРО, 20% из первого класса массовой школы. Естественно, что в остальных классах все 100% детей приходят, имея опыт обучения. И всегда этот опыт негативный. Дети приходят со сформировавшимся негативным отношением к школе, к учебе, к сверстникам, к учителям. Очень часто дети имеют негативное отношение и к себе. В этом случае у ребенка формируется защитная реакция по отношению к окружающему. Это либо уход в себя, отказ от участия в работе, в жизни коллектива, отказ от контактов с одноклассниками и учителями. Так называемая социальная самоизоляция. Примером может служить Витя Н. Ребенок пришел в первый класс специальной (коррекционной) школы 8 вида в конце января из первого класса массовой школы. Мальчик молчал на уроках, на перемене стоял в уголке и смотрел на игры детей. Другой ребенок, Виталик В. пришел во второй класс специальной коррекционной школы после обучения в первом классе массовой школы. При поступлении мать мальчика сказала, что за год обучения он не произнес в школе ни одного слова. Чтобы не возвращаться к данной теме стоит отметить, что оба мальчика оказались очень разговорчивыми и вполне жизнерадостными детьми. Попав в адекватную их возможностям среду, они постепенно вошли в коллектив, очень хорошо адаптировались в нем.

Другим вариантом защитной реакции является агрессия. Ребенок пытается заместить свою несостоятельность в учебе физической силой, привлечь к себе внимание отрицательными поступками. Таким же образом может выражаться и аутоагрессия. Ребенок старается казаться хуже, чем он есть, так как понимает, что в учебе он хуже сверстников.

У большинства детей, направленных на МПК и, впоследствии зачисленных в специальную коррекционную школу 8 вида, в характеристиках есть указания на нарушение поведения. У большинства детей в процессе обучения эти нарушения постепенно стираются, дети понимают, что они не хуже других, что отношение к ним такое же, как к остальным детям. Нарушения поведения остаются в тех случаях, когда они вызваны психическими нарушениями, либо, когда ребенок поздно пришел в специальную (коррекционную) школу, когда отрицательная модель поведения уже закрепилась в его сознании.

Если ребенок пришел в специальную (коррекционную) школу после обучения в обычной школе, нужно говорить о реабилитации учащихся как в плане формирования положительного отношения к учебе, так и в социальном плане. Не потому, что ребенка плохо учили или плохо относились к нему, а потому, что он находился в среде не являющейся адекватной для его состояния. Чем раньше начинается процесс реабилитации, тем лучше. Чем меньше у ребенка негативный опыт общения с социумом, тем сохраннее его психика, выше учебная мотивация, положительная реакция на окружающих.

Огромную роль в реабилитации учащихся играет личность педагога. Ребенку необходима поддержка, на первых порах при возникновении малейших трудностей, так как он крайне неуверен в себе. Ребенок должен видеть в учителе сотрудника, человека, который работает вместе с ним и готов помочь и поддержать. Учитель должен помочь ребенку вернуть веру в свои силы.

Весь учебный процесс является для ребенка социализирующим опытом. На любом уроке ребенок не только учится взаимодействовать в коллективе, но и усваивает социальные роли, присущие людям в обществе. Каждый предмет дает ребенку определенные социальные знания, необходимые в дальнейшей жизни. Кроме того, на каждом уроке огромное внимание уделяется развитию речи учащихся.

Речь является главным условием вхождения человека в общество. Без наличия речи человек не может общаться, с помощью речи он планирует свою деятельность, осмысливает новые знания. У детей с умственной недостаточностью нарушение речи носит системный характер. В последнее время в школу поступают дети со все более тяжелыми нарушениями речи. Вследствие этого все большее значение для достижения социальной полноценности приобретает развитие речи учащихся, все более значимой становится работа логопеда. На всех уроках учитель работает над расширением словаря учащихся, учит строить фразу, отрабатывает грамматический строй речи. Но особое значение имеют уроки развития речи. Задачей этого предмета является общеречевая подготовка учащихся с нарушением интеллекта. Для развития ребенка с умственной недостаточностью его общение со взрослым, систематическая работа по развитию речи имеет еще большее значение, чем для нормально развивающегося ребенка. На уроках развития речи, выполняя разнообразные практические задания, ученики осознают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и так далее. Дети преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные правила речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами и оборотами, речевыми конструкциями, которые помогут выразить не только мысли, но и чувства.

На уроках русского языка продолжается развитие речи учащихся. Ребенок получает опыт грамматически правильного построения речи. Получает образцы речевых конструкций, которые можно использовать в дальнейшем.

На уроках математики большую роль в социальном развитии ребенка играет решение задач. В первом и во втором классе дети еще не настолько хорошо читают, чтобы иметь возможность читать задачи по учебнику. Это дает возможность учителю, опираясь на текст учебника, придумывать задачи, адаптированные для конкретного класса. Это могут быть задачи, рассказывающие о делах класса, совместных играх, увлечениях детей, событиях в стране и в городе. В третьем и четвертом классах дети уже могут читать задачи. Текст задач дает возможность поговорить с детьми о разных профессиях. Если мы считаем школьную мебель, мы говорим о профессии школьного завхоза, о людях, которые делают мебель. Если мы считаем высаженные цветы и деревья – о профессии озеленителя и так далее. Любую задачу дети решают лучше, если ее действие приблизить к ним. Попросить их представить себя действующими лицами задачи.

По окончании начальной школы большая часть детей с умственной недостаточностью могут общаться со взрослыми и сверстниками на разные темы, доступные их пониманию. Дети могут строить простые предложения, их словарный запас значительно расширяется по сравнению с началом обучения.

Практически у всех детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе 8 вида, наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере. Большую роль в коррекции данного недостатка играют уроки чтения. Тексты учебников по чтению для начальной школы подобраны так, что позволяют развивать как эмоциональное восприятие (это стихи и рассказы о природе, о животных), так и нравственные качества. На уроках чтения большая работа ведется над пониманием смысла прочитанного, усвоением эмоциональных и нравственных уроков, которые дает текст.

Таким образом, весь учебный процесс в специальной (коррекционной) школе 8 вида, и в организационном, и в содержательном плане, является коррекционным, реабилитирующим. Позволяет ребенку достичь такого социального статуса, который дает ему возможность осуществлять социальные контакты в обществе, формирует коммуникабельность, дает ребенку шанс достижения максимально возможной при его дефекте социальной полноценности. Основным, определяющим фактором в данном процессе является личность учителя.

Последние годы нашей современности характеризуются резким падением показаний социальной защиты детей, следствием чего становится рост доли детей с ослабленным здоровьем, которые уже в процессе начального школьного обучения демонстрируют признаки нарушений в развитии психических или психофизиологических функций. Такие дети могут не иметь классических проявлений аномалий, но будут испытывать затруднения в процессе обучения и освоения новых социальных ролей, в результате чего уже с ранних лет получат опыт проживания чувства потери веры в собственные силы.

Специалисты педагогической сферы испытывают тревогу за детей данной группы, осознавая, что роль педагога и учреждений образования в охране физического, психического здоровья ребенка должна быть усилена за счет развития коррекционной педагогики на этапе начального образования.

Что же такое коррекционная педагогика в начальном образовании? Это ответвление педагогической науки, призванное привить ребенку с особенностями базовые навыки адаптации и жизни в социуме с учетом имеющихся у него возможностей. Это чрезвычайно деликатная сфера обучения, требующая от коррекционного педагога высочайших нравственно-моральных качеств и профессионализма, и на данный момент действительно талантливых специалистов в этой области крайне мало.

Объектная область коррекционной педагогики в начальном образовании

Современная среда характеризуется избыточным негативным влиянием различного рода источников, в частности СМИ, что проявляется ростом деструктивных проявлений: детской жестокости, вандализма, подростковой преступности. Этот факт определил формирование объектной области коррекционной педагогики: исследование ситуаций или состояний, несущих риск для полноценного развития детей, проблем адаптации и нарушения, выраженных в нарушениях взаимодействия с природно-социальным окружением, в явлении школьной и социально-психологической дезадаптации.

Состояния риска, обусловливающие проявления адаптационных нарушений

Феномен школьной дезадаптации возник в результате влияния факторов, создающих состояние риска – ситуаций, в которых очевидно нарушены приемлемые формы взаимоотношений, взаимодействия растущего ребенка и окружающей среды.

Ситуации, приводящие к травмам, можно условно разделить на следующие группы:

Показания низкого уровня адаптационных возможностей школьника на начальных этапах обучения

Феномен школьной дезадаптации, требующий применение инструментария коррекционной педагогики, обусловлен влиянием ряда факторов, например:

  • нарушения здоровья, психосоматического развития;
  • отсутствие или недостаточность психологической и/или социальной готовности к школьному обучению;
  • недостаточность сформированности психофизиологических предпосылок к реализации школьного обучения.

Типы адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте

Инструментарий коррекционной педагогики подлежит применению при появлении любых симптомов дезадаптации школьника начальных классов, представленных на следующих уровнях:

Читайте также: