Адаптация шестилеток в школе

Обновлено: 08.07.2024

Особенности адаптации шестилетних первоклассников к школьной жизни

Цель: повышение уровня осведомленности учителей 1-х классов об особенностях протекания адаптационных процессов 6-летних первоклассников.

  • Раскрыть содержание понятия "адаптация";
  • Рассмотреть психофизиологические особенности шестилетних первоклассников
  • Определить причины школьной дезадаптации;
  • Проследить взаимосвязь между особенностями протекания адаптационного периода и дальнейшим социальным определением ребенка в школьной жизни, успеваемостью в учебе, формировании активной жизненной позиции.

Целевая группа: учителя 1-х классов.

1. Введение
Быть школьником - означает для ребенка получение не только новый статус в этих отношениях, статуса принадлежности к миру взрослых, а также признание окружающими его взрослости. У первоклассника появляются как новые права, так и новые обязанности. Процесс адаптации тесно связан с тем, насколько ребенок способен соответствовать новым требованиям.
Прием в школу - серьезное испытание для шестилетних детей: новое окружение, нужно приспособиться к новым требованиям - внимательно слушать и уметь отвечать на вопросы учителя, сидеть за партой в незнакомой комнате и всячески бороться с такими естественными желаниями, как встать и побегать, поиграть, повеселиться во время урока, а еще поднять руку, если хочешь что-то спросить и т.д. Если всех этих требований ребенок придерживается и все у него идет хорошо, он радостный восторженный, верит в свои силы. Если же нет - интерес к учебе быстро исчезает, успехов нет, а следовательно, чему же тогда радоваться маленькому школьнику и его родителям?

Эффективность процесса адаптации во многом определяет успешность в учебе, сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Как же обеспечить благополучное вхождение детей в новую для них атмосферу деятельности? Как смягчить возможные стрессы школьного обучения, возникающих у шестилеток?

Чтобы понять мир глазами шестилетнего ребенка, чтобы помочь ей приспособиться к новым условиям, и предотвратить возникновение возможных трудностей в обучении, общении, поведении мы и собрались сегодня.

2. Упражнение "Адаптация"

Цель: выяснить суть понятий "адаптация к школьной жизни" и "дезадаптация" относительно шестилетних первоклассников.
Оборудование: схема 1.
Ход выполнения упражнения: выполняется упражнение по методике "Мозговой штурм" ответы участников фиксируются на доске заполняя схему 1:
Схема 1
Адаптация / Дезадаптация

Что является причиной необходимости адаптации? (Изменение среды)

Комментарий психолога:
Понятие "психическая адаптация" - это процесс взаимодействия личности со средой, при котором личность должна учитывать особенности среды и активно влиять на нее, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей.
Дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка в школу в форме нарушения в обучении и поведении, конфликтных отношений, психосоматических заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в развитии личности.

Первые четыре недели пребывания в школе - это период острой адаптации. Успешность адаптации к школе определяет успешность учебной деятельности, сохранения физического и психического здоровья учащихся.

  • Высокий - когда первоклассник положительно относится к школе, ее правилам и требованиям.
  • Средний - первоклассник положительно относится к школе, посещение уроков не вызывает отрицательных переживаний.
  • Низкий уровень - первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе. Часто жалуется на здоровье, самочувствие, у него преобладает подавленное настроение
  • Высокого уровня не обнаружено ни у одного
  • Средний уровень адаптации в 36,5% учащихся
  • Низкий уровень в 41,4% учащихся
  • Признаки дезадаптации наблюдаются в 22% учащихся

Схема 3
Особенности шестилеток

Те, что помогут успешно адаптироваться к школьной жизни
Те, что усложнят адаптацию к школьной жизни

Возрастные психофизиологические особенности шестилетних первоклассников
1. Продолжается рост и формирование костей и мышц
2. Нервная система недостаточно окрепла, уже уязвима
3. Легко переутомляется от систематического нервного и психического нагрузки
4. Быстро устает от однообразной работы, от выполнения серии монотонных движений
5. Есть потребность в игровой деятельности, которая является ля детей этого возраста знакомой
6. Учебная деятельность еще не является ведущей
7. Недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, которая опирается на социальные нормы, строгие требования. Режим, поэтому авторитарность является травмирующей
8. Ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, ранее недоступные.
9. Мотивация имеет игровой характер, и вместе с тем тесно связана со стремлением быть похожим на взрослых.
10. мотивами могут быть мотивы личных постижений, желание сохранить хорошие отношения в семье
11. Учебные мотивы еще не устойчивы, поддерживаются благодаря усилиям учителя
12. Уменьшается импульсивность эмоциональных проявлений, эмоции становятся более управляемыми и осознаваемыми
13. Есть трудности с произвольной регуляцией поведения
14. Самооценка недифференцированное, представляет собой обобщенное эмоциональное впечатление о себе как о "хорошей" или "плохого", успешного или не успешного ученика.
15. Поведение неустойчива, зависит от эмоционального состояния.
16. Ребенок еще не умеет отделять оценивания конкретного результата или поступка от оценки личности.
17. Умение адекватно оценивать себя и других еще не развито, детям бывает трудно оценить критерии оценки педагога.
18. Не способны в адекватной самооценки.
19. Преобладает наглядно-образное мышление, логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна.
20. Стремится изучать в наглядно-действенном и наглядно-действующем планах
21. Внимание неустойчиво, не способны долго сосредоточиваться на одном предмете, легко отвлекаются, переключаются.
22. Возникают первичные формы произвольного внимания, ребенок способен подчинять свое внимание требованиям учителя.
23. Специфика внимания такая, что ребенок способен продуктивно заниматься одним делом не более 10-15 минут.
24. Воображение не только репродуктивная но и творческая.
25. Память - невольная (запоминается главным образом то, что овладевается приемами произвольного запоминания)
26. Память не потеряла еще самопроизвольного характера, но уже овладевается приемами произвольного запоминания
27. начинают интенсивно развиваться все виды памяти, в частности словесная и словесно-логическая.
28. Проявляет интерес к морально-психологических норм и правил поведения взрослых.
29. Начинаются развиваться компоненты волевого действия, но их развитие еще недостаточен.
30. Ощущения и восприятия становятся более целенаправленно, более устойчивыми.
31. Способны предвидеть возможные ее, поступки и оценки со стороны окружающих.
32. Индивидуальные особенности школьника.

  • Пребывание в спокойном, уравновешенному состоянии;
  • На уроках сдержанны и внимательны;
  • На переменах оживленные и подвижные;
  • Проявляют интерес к новым людям, как взрослым, так и сверстникам;
  • С интересом осматривают интерьер школы, изучают расположение помещений;
  • Наблюдают за старшеклассниками;
  • Через неделю уже хорошо ориентируются в школе, демонстрируют свою ориентаций ну осведомленность родителям;
  • Хорошо понимают и с готовностью выполняют требования учителя, не ожидая поощрения;
  • Вместе с тем положительное оценивание ребенка, его действий, поступков, результатов обучения является стимулом для повышения ее активности;
  • Негативная оценка воспринимается адекватно;
  • Учебная деятельность, общение имеют инициативный характер;
  • Активные на уроках, сами отвечают и задают вопросы;
  • Заводят знакомства с учащимися других классов;
  • Проявляют различные виды активности (речевую, познавательную, двигательную и т.п.)
  • Успешно усваивают учебный материал.
  • Трудности в обучении до стойкой неуспеваемости;
  • Нарушения в отношениях с одноклассниками, родителями, учителями;
  • Нежелание ходить в школу;
  • Соматические проявления: головная боль, нарушение сна, боли в животе, нарушение аппетита, подавленное настроение, повышенная утомляемость;
  • Эмоциональные нарушения;
  • Снижение общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости и повышенные показатели эмоциональной возбудимости, тревожности, недостатка внимания на уроке, неспособности к длительному сосредоточению, замыкание в себе.
  • Завышенные ожидания относительно учебной успеваемости ребенка, любая неудача воспринимается неадекватно
  • Разговоры о недостатках школы или учителя вместо акцентирования на приятных моментах
  • Частые конфликты по поводу обучения ребенка, после чего все, что связано со школой, теряет привлекательность
  • Воспитание ребенка по типу "кумир семьи"
  • Равнодушное отношение родителей к учебе
  • Влияние на ребенка самого процесса обучения
  • Некорректное отношение учителя к ученику
  • Слияние методов обучения и индивидуальной чувствительности центральной нервной системы ребенка
  • Нарушение отношений с одноклассниками
  • Объективная критика недостатков ученика со стороны учителя.
  • несформированность мотивации ученика
  • невысокий интеллектуальный потенциал
  • задержка психического развития
  • гиперактивность
  • трудности в волевой регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
  • чувствительность в неблагоприятных воздействий окружающей среды
  • завышенная самооценка и уровень притязаний ребенка или родителей
  • повышенная чувствительность нервной системы
  • повышенный уровень тревожности
  • агрессивность, замкнутость
  • инертность нервных процессов
  • хронические заболевания, ослабление организма
  • отсутствие подготовки к школе.

7. Подведение итогов занятия
Психолог предлагает учансикам выразить свои впечатления от занятия, отметить, что нового и полезного они узнали.

Для педагога начальной школы несомненно полезны будут книги о спорте и здоровом образе жизни. Быть здоровым и активным - лучший пример для маленьких воспитанников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптация детей шестилетнего возраста к обучению в школе.

В настоящее время существует множество различных подходов для определения готовности ребёнка к обучению в школе, которые дают полное представление о его физическом, психическом, социальном и духовном развитии.

Психологическая готовность ребенка к школе фактически характеризует его способность усваивать учебный материал в условиях урока. Пониженная психологическая готовность к обучению выражается в том, что ребенок оказывается не в состоянии достаточно эффективно управлять на уроке своим поведением и познавательными процессами для успешного усвоения учебного материала и выполнения заданий.

В ходе диагностики эти проблемы обычно проявляются и в том, что ребенок не справляется с тестовыми заданиями. Содержание проблемы ребенка здесь связывается с типом соответствующего тестового задания: например, задание на выявление уровня развития мотивации и т. д. Используя тестовый материал при диагностике готовности, ребенка 6-летнего возраста к обучению в школе выявляется определенный уровень готовности, одновременно определяются главные направления коррекционной работы.

Пониженная психологическая готовность к обучению в школе является одной из основных причин психологической дезадаптации детей в школе. Таким детям для успешного обучения необходимы повышенное внимание учителя и дополнительная помощь. Чем меньше ребенок способен сам себя организовать и подстроиться под методику преподавания учителя, тем больше он нуждается в том, чтобы учитель ориентировался на его особенности в процессе объяснения учебного материала. Поэтому учителю, ориентируясь - на возможности учащихся, необходимо использовать соответствующие методы и приёмы, о необходимую помощь при организации учебной деятельности. Но часто ребёнок попадает в ситуацию психологической дезадаптации, поскольку методика преподавания не обеспечивает усвоение учебного материала и не способствует эффективному развитию его познавательных процессов.

Свидетельством адаптации служит продуктивность в учебной деятельности, хорошее внутреннее состояние ребёнка, его позитивное эмоциональное самочувствие, отсутствие внутренней напряженности.

Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются требованиям учителя и родителей. У некоторых детей процесс адаптации сильно, затягивается. Иногда на первом году обучения полноценной адаптации к школе так и не происходит, но это не всегда сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, и может проходить на фоне хорошей успеваемости.

Адаптация детей более благоприятно протекает в классе у учителя с личностно-ориентированным, а не учебно-дисциплинарным типом педагогического, взаимодействия. Личностно-ориентированный учитель создаёт в классе атмосферу благоприятную для совпадения потребностей детей с требованиями школы. У учителя учебное - дисциплинарного типа взаимодействие усвоения школьных требований носит, скорее, внешний характер и протекает за счёт подавления индивидуальности детей, следовательно, влечет за собой рост негативных проявлений, таких, как тревожность, недоверие к себе, депрессивность, враждебность и т.д.

Для того чтобы тип взаимодействия с первоклассниками был личностно-ориентированным, учителю необходимо в процессе определения готовности детей к школе изучить их индивидуальные особенности. Такой подход позволит учителю предотвратить трудности адаптационного периода ребенка затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками, высокий уровень тревожности и т.д.

Традиционно представления педагога об индивидуальных особенностях учеников сводятся к набору определённых черт, которые выявляются учителем интуитивно в результате постоянного взаимодействия с учащимися. Причём набор этих черт обуславливается, с одной стороны, реальными требованиями учебного процесса (учебные планы, программы обучения, требования администрации и т.д.), а с другой – индивидуальностью и педагогическим стажем учителя (профессиональная компетенция, опыт работы, стиль педагогического общения т.д.).

Проблема, связанная со знанием индивидуальных особенностей детей, встаёт перед учителем обычно в связи с неуспеваемостью ученика, его дисциплиной, или в случае возникновения конфликтов со сверстниками. Поэтому набор характеристик, используемый учителем стандартен и ограничен. Учитель относится к ребёнку, прежде всего, как к объекту педагогического воздействия и его интересуют те качества, которые соответствуют социальным требованиям. Поэтому педагог обращается к стандартным характеристикам: способный – неспособный, внимательный – рассеянный, послушный–непослушный, быстрый – медлительный и т.д.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отклонений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание “мы”, он и в новую социальную среду – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил социума лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством “мы”.

Другая причина школьной дезадаптации первоклассника в том, что трудности в учёбе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а возникновение дезадаптации часто обусловлено отношением к ребёнку и его учёбе в семье.

Все дети, пришедшие в школу, испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Под школьной дезадаптации в общем виде можно понимать несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям реальной ситуации школьного обучения.

Каковы же признаки школьной дезадаптации? Дети напряжены – возникает эффект неопределенности, у ребенка возникает чувство тревоги и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически. Новый режим ломает прежние стереотипы, у многих нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность.

Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к усталости. Напряжение быстро утомляет ребенка, а поскольку воля еще недостаточно развита, он не может целенаправленно осуществлять деятельность, проявляет беспокойство, часто плачет. Отсюда быстрая утомляемость. Необходимость подолгу сидеть лишает ребенка подвижности, что приводит к усилению физического утомления.

К концу второго месяца обычно происходит привыкание к школьной жизни. Но есть опасность: у ребенка может погаснуть первоначальная тяга к школе, к урокам, к учению вообще. Может наступить безразличие или нежелание продолжат ходить в школу. Если учитель спокойно и планомерно осуществляет режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Стабилизируется и его физическое самочувствие.

Основные факторы, приводящие к школьной дезадаптации:

●недостаточное развитие произвольных процессов;

●недостаточное развитие речи;

●эмоционально-личностные проблемы, в том числе коммуникативные.

Можно выделить несколько основных форм шк. дез-ции:

Первая форма: несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Следствие этого – падение успеваемости. Причиной несформированности учебной деятельности могут быть индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка, невнимательное отношение родителей к тому, как ребенок овладевает приемами учебной деятельности.

Вторая форма: обусловлена несформированностью или искажением мотивации учебной деятельности (доминируют внешкольные ориентации). Отсутствие учебной мотивации сходно с несформированностью навыков учебной деятельности – недисциплинированностью, отставанием в учебе, невнимательностью, безответственностью.

Третья форма: связана с неспособностью к произвольной регуляции. Причину этого чаще ищут в особенностях семейного воспитания: это либо вседозволенность, отсутствие ограничений и норм, либо полный контроль за действиями ребенка со стороны взрослого.

Четвертая форма: связана с неумением приспособиться к темпу школьной жизни. Это может наблюдаться и при переходе в среднюю школу. Чаще это может наблюдаться у соматически ослабленных детей. Причина может лежать и в особенностях семейного воспитания (тепличные условия жизни ребенка).

Темповая неприспособленность, длительное приготовление уроков, хронические опоздания в школу, переутомление к концу учебного дня, недели – все перечисленное относится к психогенной школьной дезадаптации.

Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы.

Одна из частных причин трудностей адаптации детей к школе состоит в смене стиля общения педагога с детьми.

Часто формы педагогического воздействия воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляет инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе (особенно у робких и застенчивых детей).

Учителям начальных классов очевидно, что проблема преемственности является одной из важных в современной дидактике.

1.Тебе нравится в школе? (да, нет, не очень)

2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

Наступает 1 сентября, и мы, взрослые, всегда волнуемся. Особенно усиливается это чувство, когда наш малыш идет в первый класс. Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Что привлекает ребёнка в школе? Почему с такой радостью он собирается в школу? И почему так быстро эта радость исчезает из жизни малыша? Как правило, больше всего привлекают внешние атрибуты школьной жизни - ранец, тетради, учебники, радует новый статус школьника или гимназиста, новые знакомства, новые друзья. Всё это, конечно, сильная мотивация, но ещё не сформировавшееся отношение к новому виду деятельности, к учёбе, как таковой, не желание трудиться ради получения знания, но в то же время это хорошее начало. Только вот представления ребенка о школе, об учебном процессе далеко не всегда совпадают с той реальностью, в которую он попадает. И что еще более сложно: желание стать хорошим учеником далеко не всегда совпадает с его возможностями, ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация к новым условиям во многом определяются состоянием здоровья, физической подготовки, интеллектуального развития и, во многом, психологической устойчивостью.

Ребенка, пришедшего в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Подготовлен ли он к этому? Есть ли у него уже практика общения со сверстниками и со взрослыми, которые не являются близкими людьми? Младшему школьнику нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой, научиться владеть собой: сдерживать сильные эмоции, слушать и воспринимать информацию, подчиняться общему порядку. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. На смену беззаботными играм приходят ежедневные обязательные учебные занятия, которые требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, компьютерными играми, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается по-прежнему большой.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих детей, и особенно шестилеток, социальная адаптация представляет существенную проблему, так как личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности еще не сформировалась. Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.

Прежде всего, это развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения. Не менее важно развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми – не членами семьи, быть общительным, интересным, успешным - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения с одноклассниками и педагогами. Важнейшее условие успешной адаптации к школе - формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки. Конечно, лучше всего - если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед школой, это несомненно способствует ускорению процесса адаптации. Ребенок в этом случае быстрее и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться.

Наиболее распространенная форма проявления школьного неблагополучия - тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в себе и в правильности собственного поведения. Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка является недостаточный уровень школьной зрелости, может быть связано во многом с состоянием его здоровья. Задача педагогического коллектива создать совместно с родителями такие условия, в которых описанные трудности не будут тормозить развитие учащегося, не скажутся на мотивации, а значит и на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться. Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе? Прежде всего, и родителям, и педагогам нужно принять мысль о том, что ребенок имеет право на свою точку зрения, научиться проявлять уважение к его душевному настрою, словам и образу мысли. Даже в тех случаях, когда всем кажется, что ребенок говорит глупости, надо выслушать его, а не поднимать на смех. Взрослым надо научиться позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми эти мечты ни казались. Сегодня он хочет стать ученым, завтра – летчиком. Ребенку нужна мечта, это помогает ему развиваться, чувствовать себя более уверенным в реальном мире. И еще совет: пусть и не всегда, но предоставляйте ребенку право осуществлять самостоятельный выбор, поддерживайте принятие самостоятельных решений. Конечно, он может ошибиться, но все мы учимся на своих ошибках. Ребенок должен быть уверен, что у него есть право на ошибку, а, кроме того, надежный тыл, постоянная поддержка. Это важно для того, чтобы его поступками двигал не страх, а убеждения, любовь и другие мотивы.

Родителям, как, впрочем, и учителям, важно научиться не сравнивать своего ребенка с другими, не ставить ему в пример кого бы то ни было. Каждый человек - индивидуальность, и ребенок должен понять это как можно раньше, чтобы в трудных ситуациях не терять самоуважение. Мы, взрослые, часто делаем ошибку, не позволяя ребенку развиваться в соответствии с его возможностями, индивидуальными особенностями. Нам трудно принять, что он вовсе не обязан соответствовать тому образу, который существует в нашем воображении. Часто ребенок сильно переживает, что не может быть таким, каким мы хотим его видеть. Это не идет ему на пользу, результаты его деятельности только ухудшаются.

Родители должны хорошо усвоить, что если мы хотим, чтобы наши дети не болели в первом классе, чтобы они чувствовали себя комфортно и не испытывали постоянный стресс, им нужно заранее помочь практически: позаботиться о развитии моторики мелких мышц, определенных коммуникативных умений, психологически подготовить, настроить, сформировать положительное отношение к школе. К сожалению, педагоги не возлагают особых надежд на подготовку детей к школе в семье, силами родителей. Но это не повод полностью отказываться от такого важного резерва. По сути, никогда ранее и не предпринималось попытки в обязательном порядке научить родителей, как готовить ребенка к школе, обеспечить мам и пап специальными пособиями, а затем и спросить с них, как они исполнили свою роль в таком важном деле. Учитель, который в следующем году будет работать с шестилетками, может встретиться с родителями, поговорить о проблемах, которые часто подстерегают детей в период адаптации к школе, посоветовать им какие-либо эффективные формы подготовки детей к занятиям. Сейчас, когда интерес и внимание к образованию в обществе заметно возрастают, это видится мне вполне реальным.

Грабчикова Е.С. Человек шагает в школу! Адаптация ребенка 6-летнего возраста к процессу обучения/ Е.С. Грабчикова// Настаўніцкая газета.- 2008.--№ .--

Читайте также: