Адаптация первоклассников в школе интернат

Обновлено: 05.07.2024

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, тем более, для детей с ОВЗ

Прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.

Учителю представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. С этой целью на практике было использовано 6 занятий с первоклассниками.

1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;

2) создание доброжелательной атмосферы в классе;

3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;

5) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;

6) создание предпосылок для групповой сплоченности;

7) знакомство педагога с особенностями детей данного класса;

Показатели благоприятной адаптации первоклассника:

- сохранение физического (не болеет), психологического (испытывает желание ходить в школу) и эмоционального (находится в благоприятном расположении духа) здоровья;

- установление первоначального положительного контакта с

одноклассниками и учителями;

- формирование адекватного поведения школьника;

- начало формирования предпосылок к учебной деятельности.

. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции. Все это объясняется нарушением познавательных процессов. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила общения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими.

Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников занимает 4-6 недель, а у ослабленных детей 8 недель (с 1 сентября по 30 октября) .

Трудности в обучении детей с ОВЗ связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков. Ограниченный словарный запас мешает точно выражать свои мысли; дети не умеют слушать других, постоянно их перебивают. Здесь необходимо формировать у детей навыки общения, эта работа ведется в ходе всего учебного процесса

Вообще, для любого ребенка первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка с ОВЗ очень трудна эта нагрузка. Двигательная активность, так или иначе, становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Для многих первоклассников с ОВЗ, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время, именно в 1-м классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети с ОВЗ наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни мы ежедневно учитываем особенности психического и физиологического состояния каждого ребенка, возникающего с началом обучения в школе.

Трудности в обучении детей с ОВЗ связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков. Ограниченный словарный запас мешает точно выражать свои мысли; дети не умеют слушать других, постоянно их перебивают. Здесь необходимо формировать у детей навыки общения, эта работа ведется в ходе всего учебного процесса

Детям непросто сориентироваться в пространстве школы, оно не знакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения детей ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками

. Выявлено три уровня социально-психологической адаптации к школе.

В описании каждого уровня адаптации будут выделены возрастно-психологические особенности 6-7-летних учеников.

1. Высокий уровень адаптации (56%) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко и полно овладевает программным материалом, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации (30%) имеет длительный период адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.(Гоженко, Мисинев, Москаленко, Часовников)

Таким образом, в силу возрастных особенностей первоклассники 6 летнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.

Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенок с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты. На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей.

С при ходом в школу у 1-классников полностью сменился уклад жизни, требуется сосредоточение на урок. Известно, что для ребёнка этого возраста потребность в движении ещё остаётся большой. Ему трудно сидеть на уроке, двигательная активность скованна. Первые 2 месяца для первоклассников являются самыми трудными. В 1 класс пришли 6 мальчиков и 2 девочки.

В организации благоприятной адаптационной среды, направленной на создание здоровьесберегающих и комфортных условий для начала обучения и воспитания первоклассника участвует не только учитель первого класса, но и весь педагогический коллектив образовательного учреждения.: воспитатели,сурдопедагоги, педагоги дополнительного образования.

На меня возложена большая ответственность . Сейчас я - объект общения. Фигура учителя для первоклассников затмевает собой даже родителей. Поэтому от того, в какой манере учитель общается со школьниками младших классов, многое зависит в их успешной адаптации к школе.

При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

Бакулин Руслан( Аксай) До школы посещал д/с,. диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2-3 степени, общее недоразвитие речи1 уровня на фоне с выраженным снижением ориентировочно-познавательной деятельности на резидуально-органическом фоне,. ММД, дизартрия, нарушение зрения. Мальчик ночует в интернате Практически сразу адаптировался. Сложности с пониманием обращенной речи, Со стороны выглядит довольно говорящим ребенком, но при общении не может ответить на простой вопрос. ( сколько треугольников? Красный. Покажи цифру два! Ручка) Очень общительный и претендует на лидера ( в играх)

Мисинев Илья. Живет в Ростове. Бинаурально протезирован 10.2019., что дало положительную динамику. Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени,на фоне органического поражения ЦНС с задержкой формирования ориентировочно-познавательной деятельности, ОНР 1-2уровня,дизартрия. Малый обЪем активного словаря. Собственная речь представлена фразами,нечеткостью произношения,недоговаривает окончания. Миотонический синдром, гиперкинестический с-м и атактический с-м. Слабо развита общая моторика, затруднения в написании, но пишет сам ( письмо в виде волнистых линий). Эмоционально не стабилен. Может плакать( когда хочет домой и не хочет идти на рисование и танцы Трудно переключаться на других учителей).Просит помощи, когда ходит в туалет.

. Москаленко Богдан. ( с.Ремонтное)Посещал д/с. Диагноз: Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени, смешанная задержка психического и речевого развития вследствие органического поражения ЦНС. Медленно выполняет задания, преобладает игровая деятельность(очень сильно) Графомоторные нарушения. Письмо рука в руке. Не читает и забывает буквы. Может отвечать только на знакомом материале, который забывает на следующий день.Звукопроизношение сильно нарушено. Нужен постоянный контроль и помощь ежеминутно.После выполненного нужна похвала обязательно( за любой выполненный момент) Просит помощи, когда ходит в туалет.

Часовников Кирилл. (Батайск) Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость3- 4 степени , органическое поражение ЦНС,ЗПРР, дислалия. . Малый обЪем активного словаря, речь представлена фразами,нечеткостью произношения,недоговаривает окончания . Трудности в произнесении звуков из-за строения речевого аппарата. На занятиях несобран и рассеян. Не может ничего найти в портфеле( У меня нет, мама не купила, нет денег) Занимается без особого желания. Не соблюдает строку( соскальзывает вниз) и пишет левой рукой.Эмоционально не всегда устойчив. Может отказаться делать работу или из-за замечания обидеться и выйти из класса.( протест, но не далеко)

Левина Арина До школы посещала детский сад. Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3- 4 степени, дизартрия. Самая подготовленная девочка. Умеет читать слоги, писать буквы печатные. Легко осваивает письмо прописными буквами.Леворукая. Словарь накапливает хорошо, Обобщающие понятия знает. Наблюдается плаксивость и эмоциональная нестабильность( хочет домой, не нравиться ничего, к другому учителю или воспитателю на данную минуту, может плакать очень долго)

Медунова Анна . Проживает в Ростове. До поступления в школу посещала детский сад. Слухопротезированна бинаурально 02.2018 г. Диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени на фоне органического поражения ЦНС с задержкой формирования ориентировочно-познавательной деятельности с дефицитом внимания, общее недоразвитие речи1-2 уровня, расстройство экспрессивной речи.Обращенную речь понимает, говорит фразой на бытовом уровне Не читает, знает несколько букв и путает их. Хорошо может ответить отработанный материал, незнакомый произносит невнятно, т.к.нарушено звукопроизношение Не все обобщенные понятия знает. Речь агграматична, с перестановкой букв.Испытывает затруднения в письме, Не видит строчку и не различает большую и маленькую строчную букву. Хотя последние дни письмо начало выравниваться.Эмоционально не стабильна .Боится , если делаешь замечания, поэтому я стараюсь быть с ней максимально спокойной.

Жученя Валерий.До поступления в школу посещал д/с.( Волгодонск) Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени . Задержка психоречевого развития. Имплантирован 08.2016 г. ,смешанные специфические расстройства, органическое поражение ЦНС с выраженной задержкой ориентировочно-познавательной деятельности,дизартрия,дислалия, эмоционально поведенческие расстройста, УО под вопросом. Врожденная оперированная катаракта, бруксизм. Синдром гиперактивности. Поведенческие особенности привели к тому, что Валерий находится в данный момент на дистанционном обучении( дома тоже ведет себя по-разному). В ноябре их кладут в больницу для прохождения лечения и предложена была аватерапия Мама говорит, что ему помогает терапия, но еще будут их обследовать Вопрос об обучении будет решаться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни.

Дети, поступающие в 1 класс коррекционного образовательного учреждения имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.

В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду возбудимость детей.

Первый год обучения в коррекционном образовательном учреждении – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в школу меняется многое:

- место ребенка в системе общественных отношений;

- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;

- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);

- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;

- возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.

Адаптация к обучению в коррекционной школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям. Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Информация по итогам адаптации обучающихся 1-а класса к школе.

Цель: создание условий для адаптации обучающихся 1 класса.

Сроки: 03.09.– 20.11.2018 г.

Методы: проведение уроков, внеурочная деятельность, наблюдение, собеседование.

03.09.2018 года в 1-а класс пришли 8 учеников, к концу 1 четверти поступили еще 4 ученика: Павленко Н., Пикин К., Пикин О., Степаненко И., а 06.11.2018 г. зачислен в школу Зуев Е. На 20.11.2018 года по списку 13 человек.

В 1-а класс пришли дети с различными диагнозами.

Из 13 человек: 8 учеников - с легкой умственной отсталостью:

Картушин В., Мильшин В., Олейникова А., Павленко Н., Степаненко И., Шульгина В., Пикин К., Пикин О.,

ученика – дети с РАС (вариант 8.3): Ипполитов А., Мирзоян Л.;

1 ученик - с нарушением опорно-двигательного аппарата (по типу ДЦП) с возможностью самостоятельного передвижения: Васильченко В.,

у 2-х – недоразвитие речи по алалическому типу: Ужастов М., Зуев Е. Ужастов Максим имеет аффективно-возбудимый вариант средней степени недоразвития.

Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:

Б) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.

В) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.

Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.

Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:

1. Показатель интеллектуального развития.

2. Показатель эмоционального развития.

3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.

4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.

Исходя из особенностей развития у ребенка каждого из показателей, выделяют три уровня адаптации:

1. Высокий (хороший) уровень адаптации : первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение. (Олейникова А., Степаненко И., Шульгина В.)

2. Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками. ( Мильшин В., Павленко Н., Картушин В., Мирзоян Л., Пикин К., Пикин О.)

3. Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет. (Васильченко В., Ипполитов А., Ужастов М., Зуев Е.)

Именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому педагогам и родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.

Ученики 1-а класса любят коллективные игры, рисовать, лепить, динамические паузы, занятия ритмикой, музыкой, обучающиеся высокого и среднего уровня проявляют интерес к урокам математики, русского языка, чтения и другим предметам. Отношения между детьми бывают неспокойные. Для учащихся 1 класса введена внеурочная деятельность. В школе с детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия с логопедом и психологом, что помогает ученикам лучше адаптироваться к новым условиям.

Классный руководитель (учитель) систематически проводит индивидуальные беседы с родителями, обсуждают вопросы по поводу возникающих трудностей ребёнка, характера его взаимоотношений, степени подготовленности ребёнка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка родственников: чем больше взрослых оказывает посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям.

К концу 2-ой четверти предполагается, что почти все учащиеся 1-го класса завершат период адаптации и станут учениками. За период обучения дети привыкают к школьному режиму.

Период адаптации в 1-а классе продолжается до конца 2-ой четверти. Ведется работа по расширению и подбору дополнительных методов и приемов помощи учащимся, у которых возникли трудности в период адаптации к школе, особенно уделяется особое внимание тем, кто пришел в класс позже всех.

Планируется посещение семей с целью знакомства с жилищно-социальными условиями, что поможет улучшить общение и работу с учениками и их родителями.

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Поступление в школу-интернат вносит большие перемены в жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Любой взрослый человек может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе. В настоящее время подобные затруднения испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества.

Обычно адаптационный период в школе-интернате составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе-интернату протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе-интернату на первом году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота. У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников воспитатели наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20% .

Чтобы определить, как можно помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в школе-интернате, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

К 6-7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

С поступлением в школу-интернат в жизни ребенка-инвалида происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность. На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже актуализируются и становятся произвольными. Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. В этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.

Поступая в школу, первоклассник автоматически занимает новое место в системе отношений: появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Можно сказать, что новая социальная ситуация ужесточает условия жизни первоклассника и выступает для него как стрессогенная [1]. Более того, в деятельности школ-интернатов есть своя специфика, продиктованная, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях.

Таблица 1 – Уровни готовности первоклассников к обучению в школе

Особенности адаптации первоклассников в условиях школы – интерната были изучены при анкетировании учителей. Использовалась шкала оценки адаптации, общий показатель которой указывал на течение адаптации: +50 баллов и более - благоприятное течение адаптации; от +49 до +10 баллов – функциональное напряжение; от +9 до –9 баллов – перенапряжение и снижение адаптационных возможностей; менее –10 баллов – резкое снижение адаптационных возможностей со срывом вегетативной регуляции [2]. Проанализировав анкеты учителей, выявили, как протекает адаптация первоклассников.

У 25 чел.(73%) течение адаптации благоприятное (среднее значение баллов 55, 6). Благоприятное течение адаптации наблюдается у обучающихся с хорошим уровнем готовности к школьному обучению. У этих детей отмечаются добросовестное выполнение всех требований учителя; постоянно выраженная учебная активность; хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние; свободные, доброжелательные контакты в коллективе, адекватное поведение, отсутствие тревожности, хорошее общее самочувствие. 9 чел. (27%) испытывают трудности адаптации.

Среднее значение баллов составляет 29 баллов. Функциональное напряжение адаптационных возможностей, перенапряжение и снижение адаптационных возможностей отмечается у обучающихся, слабо подготовленных к школьному обучению. У них наблюдаются умеренная депрессия, когда ребенок задумчив, вял, рассеян, вовлекается в учёбу с трудом, кратковременная учебная активность, требования учителя выполняют формально и неохотно, трудности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, возможны немотивированные проявления агрессии в отношении сверстников. См. табл.2.


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ИЗ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первый класс – это новый и очень важный период в жизни ребенка, начало младшего школьного возраста, в котором прослеживается смена ведущей активности, в частности, игровая активность заменяется на образовательную деятельность. Важный момент в жизни становится эмоциональным потрясением для человека, а для ребёнка часто переходит в стрессовую ситуацию [18].

В последнее время явление дезадаптации у детей и подростков стало предметом многих исследований в сфере медицины, психофизиологии и психологии. С помощью исследований удалось выявить признаки дезадаптации без выраженных невротических нарушений в 22,5% учащихся школы. Известно, что особенно уязвимыми в отношении развития состояния дезадаптации школьников являются критические периоды изменения условий воспитания и обучения [14].

Как отмечают современные исследователи, школьная дезадаптация приводит к увеличению напряжения, агрессии к окружающим, нарушений дисциплины [1], сложностям обучения, нарушениям интеллектуальных возможностей [3] и т.д. В решении таких проблем заинтересованы педагоги, психологи, родители, т.к. начальный этап адаптации ребенка в школе влияет на его дальнейшее обучение, отношение к миру, развитость во всех сферах деятельности, что подтверждает значимость и актуальность исследования с социальной точки зрения и необходимость общества решать эти проблемы [3].

В нашем исследовании школьная адаптация рассматривается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности (Д. Ю. Соловьева). Д. Ю. Соловьева (2012) предлагает структуру школьной адаптации, включающую следующие сферы: организационную; учебно-мотивационную; социальную и психологическую. Под психологическим компонентом школьной адаптации понимается устойчивое позитивное отношение к школьным предметам, педагогам, обучению в целом, стабильность настроения, желание посещать школу, а также психологическое самочувствие в школе [16].

Цель нашего исследования – сравнить характеристики психологической составляющей школьной адаптации первоклассников общеобразовательной школы и санаторной-школы-интернат.

Как показали результаты нашего исследования по психологической составляющей школьной адаптации получены разносторонние данные.

Анализ результатов показателя эмоционально-энергетического баланса (таблица 1) выявил, что оптимальная работоспособность преобладает в равном проценте (72,7%) у детей санаторной и у общеобразовательной. Переутомление (5,5%) и перевозбуждение (3,6%) больше выражено у первоклассников санаторной школы.

Таблица 1 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем развития эмоционально-энергетического баланса организма

Читайте также: