Адаптация к детскому саду в германии

Обновлено: 05.07.2024

Мы отдали сына в ясли, когда ему исполнилось 11 месяцев.

Изначально план был такой: мой официальный декрет длится 12 месяцев, после чего я выхожу на работу. Когда сыну было пара месяцев, мы переехали в другой город и со старой работы пришлось уволиться. А к октябрю мне уже совершенно не хотелось искать новую работу. Хотелось выдохнуть, уделить себе время и решить, что делать дальше. В каждой грамотной книге о воспитании детей твердят: если вы хотите быть хорошей мамой для своего ребенка, сходите на прогулку в одиночестве, выпейте кофе в тишине, занимайтесь хобби и саморазвитием. Вот и я решила: ясли позволят мне прийти в себя и вооплотить в жизнь разные проекты, а работа, как говорится, не волк, тем более с моей профессией.

Как получить место в немецких яслях?

Получить ясли в Германии, а тем более в Баварии — тот еще квест. Несмотря на то, что ясли платные (порядка 500-700€ в месяц в зависимости от яслей), очередь в Kitafinder (онлайн-регистрация во все ясли Германии) занимается сразу после теста на беременность, а многие все равно ждут и получают место только через полтора-два года. В связи с дефицитом мест и дороговизной так называемых Tagesmutter (это нянечка, которая обычно присматривает за маленькой группой малышей у себя дома), за отказ в месте в яслях/саду тут доплачивают 150€ в месяц.

Нам очень повезло: так как я на момент заполнения заявления была официально трудоустроена, то есть, оба родителя работают, нас пригласили сразу в двое яслей, так что не им, а нам в итоге пришлось выбирать. Мы выбрали самые клевые ясли, которые мне сразу запали в душу: вид из окна там с холма на поля и лес, огромная игровая площадка, далеко от центра города. Советую при выборе яслей хорошенько присмотреться к воспитателям, к начальству, к месту сна и месту игр для детей. Нужно обязательно задавать вопросы, чтобы ваша семья запомнилась, ведь обычно конкурс очень высок. Набор обычно с осени. Изначально я хотела отдать ребенка на полдня, ради смены обстановки, но нам предложили 7 часов, и меньше взять не разрешили — или так, или отдаем место другим. В итоге мы согласились и не пожалели.

Адаптационный период

Здесь очень грамотный подход. Детвору не отдают сразу на много часов в чужие руки. Сначала проходит период адаптации, который длится примерно 6 недель.

Кстати, перед приемом в сад воспитатели подробно записывают все хитрости, которые могут успокоить, отвлечь и усыпить. Так что к каждому индивидуальный подход. Сын сначала спал по 45 минут / по часу, а сейчас спит без проблем по 1.5-2 часа.

Немецкие ясли изнутри

Как выглядят ясли? Это здание с 4 группами по 12 человек, в каждой группе по 3 воспитателя, то есть, по 1 взрослого на 4 малышей.

Согласно статистике детский сад в Германии посещают 30 % годовалых и 40 % двухлетних малышей. Но мест в дошкольных учреждениях страны для этой возрастной группы катастрофически не хватает. В детский сад, куда сначала ходили мои дети были две ясельные и две старшие группы. В ясельную ходят детки от 1 до 3, в старшую — от 3 до 6 лет.

В ясельной группе 10 малышей и 2 воспитательницы, в старшей — 20 детей и 2 воспитательницы + периодически в группах появляются практиканты и школьники старших классов, которые хотят посмотреть на профессию воспитателя изнутри.

детский сад в германии

Это нормальная детсадовская практика в Германии, когда одну группу посещают детки разных возрастов: еще вчерашние карапузы с удовольствием наблюдают как играют дошкольники, а последние (сама не раз наблюдала) помогают трехлеткам застегивать куртки и надевать шапки.

Бывают, конечно же, и обижают друг друга — но такое ведь случается и в кругу ровесников.

Сколько стоит детский сад в Германии?

Поборы за посещение детсада сильно варьируются, и зависят от многих факторов: от места проживания, от того — сколько детей живёт в семье, от того — на какое время остается малыш в саду — на 5, 7 или 10 часов в сутки, а в некоторых регионах и городах — доходы родителей также перостепенным образом влияют на то, какую оплату за детское учреждение придется платить.

В некоторых регионах детские сады абсолютно бесплатные. Например, в Райнланд-Пфальце — начиная с 2009 года не надо платить за посещение сада, не считая оплаты за обед.

Во многих регионах действует правило: чем больше детей в семье, тем меньше оплата за детсад, даже если второй малыш только появился на свет и пойдет в сад нескоро — начиная со дня рождения второго, третьего и последующих детей установленную плату изменяют в пользу родетельского кармана. Например: мы платили за ясельную группу первого ребенка — 170 евро в месяц (это старые цены: 2012-2013 год), а после рождения второго ребенка стали платить 145. Для тех у кого три ребенка оплата составляла на тот момент 106 евро. В-общем, если в сад ходит больше одного ребенка — то разница ощущается.

Поборы за посещение старшей группы нашего детсада были на тот момент значительно ниже: для семей с одним ребенком — 100 евро, с двумя — 70, с тремя — лишь 36 евро. Это оплата за шестичасовой день (с 8.00 до 14.00). Хотя наш сад открыт до 17:00, но за каждый последующий час нужно доплачивать отдельно, и также: если мест на эти дополнительные часы становится меньше, то приходится доказывать — что они вашей семье нужны, необходимо принести доказательства, что оба родителя работают в это время.

Оплата за детский сад повышалась каждый год. Цены в ясельную группу еще 3 года назад перевалили за 200 евро.

Безработным семьям, живущим на социальном пособии, делается скидка в размере 25%.

За обед нужно платить отдельно и стоит он 3 евро в день, также необходимо оплатить 2 евро в месяц за напитки.

В Германии также имеются частные детсады, оплата за которые выше, чем оплата обычных — в разы. Существуют еще элитные детские учреждения, поборы в которых достигают несколько тысяч евро в месяц.

Детский сад в Германии: привыкание

В некоторых детсадах и яслях это время растягивается на несколько недель. Но только не в том, который посещает мой сын. В нашем саду на привыкание выделяют ровно 5 дней и разработана даже целая система.

В первый день мать (отец, бабушка или другой член семьи) с ребенком приходят в детсад и оба остаются там лишь на 30 минут: приглядываются и изучают новое пространство и новых людей.

Во второй день — новичок со своим родителем проводят в группе один час. Третий и четвертый день посещение длится столько же, но мама должна в эти дни выйти из группы, оставив свое чадо в первый раз — на 15 минут, во второй раз — на 30 минут.

В пятый день из проведенных двух часов — малыш остается в группе опять-таки без мамы целый час. А начиная с шестого дня для ребенка начинается обычное посещение: с восьми утра до двух часов дня.

За каждым новеньким ребенком закреплена одна воспитательница. То есть одна из двух занимается всеми остальными детьми, а другая — всячески старается заинтересовать своего нового подопечного: показывает ему игрушки, книги, строит домики и т.д.

В тот день, когда я впервые должна была покинуть группу, мне заранее сообщили, что я должна попрощаться с моим сыном и сообщить, что я скоро вернусь.

Я сидела на скамейке у двери в группу, и за эти 15 минут одна из воспитательниц выходила ко мне, чтобы проинформировать, как всё протекает, а также хвалила меня, что я держусь молодцом и не волнуюсь.

Мой сынок очень хорошо расставался со мной в первую неделю, а начиная со второй — плакал и истерил. Здесь воспитатели уже посоветовали быть построже и не тянуть с расставанием: забирали у меня кричащего сына((

Ясельная группа в детском саду Германии

Приводить ребенка можно с 8 до 9 утра. В 8.30 у них начинается завтрак: каждый приносит его с собой. Новеньким деткам, а также совсем маленьким (в нашей группе был лишь один годовалый малыш) воспитательницы помогают за столом, уговаривают поесть, если те не хотят.

После завтрака — смена памперсов. Почти все детки в ясельной группе — в подгузниках. Их меняют минимум 2 раза за 5 часов, или по мере необходимости — если ребенок сходил по большому. Как только в группе появляется запашок, воспитательницы проверяют каждого карапуза, принюхиваясь к попке — также как делают многие мамы)) Так что не знаю как в других садах, а в нашем детишки не таскают под собой тяжелый вонючий подгузник.

Кстати, персонал нашего детского учреждения заинтересован в том, чтобы детки как можно скорее научились жить без подгузников и очень помогают в том, чтобы приучить ребенка к туалету. Им не сложно несколько раз сменить мокрую одежду, сполоснуть малыша под душем (он тоже имеется в здании сада) — если возникнет необходимость, и много раз высаживать детей в туалет.

Многие жалуются на то, что в немецких садах не занимаются с детьми. Но это не про наш сад. Уже в ясельной группе мой сынок приносил домой периодически разные поделки и рисунки.

Обычно: дети свободно играют с любимыми игрушками, а одна из воспитательниц выбирает двух малышей и что-то мастерит вместе с ними. А потом отмечает в своем журнале, с кем из детишек она позанималась, и на следующий день — мастерит уже с другими малышами. Свободное рисование и свободная лепка пластилином тоже бывают.

Дети из ясельной группы проводят в саду 5-6 часов: с 8 (или с 9) утра и до двух дня. В 11:30 у них начинается обед, после которого малыши чистят зубы и в 12:30 они уже должны быть в кроватках. К двум часам подтягиваются мамы и воспитательницы выводят или выносят сонных деток и вручают счастливым родителям.

Распорядок дня в старшей группе

Помещение каждой детсадовской группы разделено на несколько зон:

  • кукольная зона — в которой расположена игрушечная кухня со всевозможной бытовой техникой и посудкой, кукольная кроватка, гладильная доска, кукольные коляски и даже игрушечный пеленальный столик.
  • строительный уголок — здесь дети играют с кубиками лего, строят железную дорогу.
  • уголок для чтения, в котором располагается книжный шкаф и диванчик.
  • также почти в каждой из групп есть лесенка, ведущая на второй ярус — эта зона видна воспитателям, находящимся внизу. Из игрушек здесь находятся в основном машинки, но девочки тоже с удовольствием проводят время в этой части, также как и мальчишки частенько гостят в кукольной зоне.
  • маленькая комната отдыха, в которой имеются матрасы и подушки. В ясельных группах имеются спальные комнаты с двухэтажными кроватками.
  • допольнительная комната, в которой проводят утреннее приветствие. В нее же уединяются воспитательница с несколькими подопечными, чтобы выучить песенку или танец, например и в то же время не отвлекать от игр других деток. Ну и часто я вижу, что мальчики и девочки просто бесятся в этой комнате — в ней минимум мебели и много свободного пространства.
  • основная центральная часть — в ней стоят столы, стулья, аквариум с рыбками. В ясельных группах столы не занимают основную территорию, бОльшая часть комнаты остается свободной.

В 10:30 радостная толпа детворы выбегает на улицу и проводит там один час, до обеда. После обеда детям читают вслух: кто-то устраивается у окна на диване с одной из воспитательниц, другая группа — в специальной комнате отдыха. Обязательного дневного сна в старшей группе нет, но ребенку разрешается уснуть под чтение, его не будут будить и тревожить.

В 13:00 ребята снова выходят погулять, а в 14:00 большинство родителей уже забирают своих детей. Затем две старшие группы объединяют в одну, так как в общей сложности остается не более 7 детей, и в хорошую погоду они проводят дополнительные 1 или два часа на улице, в плохую — в здании детсада за свободными играми. Детский сад закрывается в 16:00.

Про еду

Завтрак дети приносят с собой из дома, обычно это бутерброды. Запрещают приносить что-либо сладкое. Если ребенок завтракает дома, то мама может дать ему с собой какой-нибудь фрукт или овощ.

Обед можно тоже принести с собой, а можно заказать в саду за отдельную плату (смотри выше). Принесенное с собой никто разогревать не будет, поэтому обычно малыши также как и на завтрак едят сухомятку.

А заказанная еда приготовлена совсем не специально для деток, а в соседнем доме для престарелых людей. Супы в перечне блюд практически отсутствуют. Вот так оно выглядит, наше недельное меню:


Переведу на русский язык. Понедельник: спагетти с соусом болоньез, зеленый салат, на десерт — персик. Вторник: вареное мясо в соусе с хреном, жареный картофель, вареная свекла, на десерт — компот из клубники с ревенем. Среда: овощное рагу с сыром, рис, на десерт — пудинг. Четверг: котлеты, картофельное пюре, зеленый горошек, на десерт — крем с кусочками шоколада. Пятница: яйца в горчичном соусе, вареный картофель, зеленый салат, на десерт — йогуртно-абрикосовый крем.

Для диабетиков и детей с другими заболеваниями готовят отдельно. Можно заказать лишь на два или три дня в неделю, в остальные дни давать обед ребенку с собой. Меню меняют еженедельно, лишь одно из блюд может повториться каждую вторую неделю. Часто готовят сосиски в разном исполнении.

Прогулки

Малыши из ясельной группы гуляют, когда нет сильного дождя или снегопада. А дети из старшей группы — в любую погоду. В списке обязательных вещей, необходимых для детсада есть резиновые сапоги и дождевик с непромокаемыми штанами. Во дворе сада имеются две песочницы, горки, качели, карусель и деревянные устройства для лазанья. Малышам в хорошую погоду выносят машинки и трехколесные велосипеды.



Деток из параллельной ясельной группе возили в специальной маленькой деревянной тележке, куда помещаются пять малышей, остальных — что постарше — держали воспитательниц за руки.

Куда ходят детки?

Их водят везде: и на большие детские площадки, и в парки, и в книжные и игрушечные магазины, и на осмотр местных достопримечательностей, в музеи, и на продуктовый рынок — за покупками для дня готоввки, а также — в полицейский участок и на пожарную станцию — чтобы показать детям как там работают.

Что еще?

  • Ежегодно в детский сад в Германии наведывается детский стоматолог, который осматривает каждого ребенка и оставляет личное бумажное послание для родителей.
  • Также ежегодно приходит и фотограф.
  • Еженедельно дети из старшей группы ходят в спортивный зал.
  • Два раза в год проводятся родительские вечера, на которых рассказывают о жизни сада в общих чертах: о новых методах, достижениях и планах. На этих вечерах не обсуждают каждого ребенка при других родителях — как это было принято в наших школах. Для этого ежегодно (при необходимости чаще) каждому родителю назначается день и час, когда он может пообщаться наедине с воспитательницей и обсудить все достоинства и недостатки своего ребенка. Какие-то мелкие просьбы, недовольства и пожелания воспитатели готовы выслушать в любой момент.
  • Этот пункт поразил (в хорошем плане) меня больше всего! Каждый ребенок имеет в детском саду свою файловую папку, куда воспитатели регулярно вклеивают фотографии детей и пишут короткие истории о них: куда ходили, что мастерили, как справили день рождения, какие игры любит малыш и т.д. Сюда же вкладывают рисунки и аппликации ребенка. То есть ведут дневник для КАЖДОГО ребенка! Эту папку можно брать полистать на выходные, а когда ребенок закончит ходить в детский сад — ее вручат родителям. Это ведь драгоценнейший подарок для любой мамы, а терпению воспитателей и тому, что они не жалеют времени на данную работу можно поаплодировать.

Но многим приезжим мамам детский сад в Германии очень не нравится. А почему — читайте здесь!

Детский сад в Германии

Воспитательную систему, которая развивает ребенка в его первые 6–7 лет жизни принято называть дошкольной. Важность такой системы сейчас признаётся практически всеми странами мира, хотя не везде она существует, как система и единое целое. Дошкольное образование в Германии систематически начало развиваться с 1840 года.

Краткая история дошкольного образования

педагог Фридрих Фрёбель

Впоследствии сама воспитательная система педагога подверглась справедливой критике, основа которой заключалась в том, что методика игр слишком ограничивала развитие малышей, лишала их возможности полновесного общения с окружающим миром. Но сама идея садов прижилась и со временем стала основой дошкольного воспитания и обучения во всём мире.

Разновидности детских садов в Германии

Открытые детские сады существуют почти повсюду, есть разные их формы и виды. Для Германии характерны следующие типы:

  • Spielgruppe, группы для игры, где дети пребывают в течение первой половины дня;
  • ясли для тех, чей возраст от 3 месяцев до года, есть варианты отдать ребёнка в такие ясли и до достижения им 3-х месячного возраста;

Ясли в Германии

Ясли в Германии

Но ведущими учреждениями дошкольного воспитания являются детские сады, где есть и ясельная группа. По типу финансирования они разделяются:

  • частные, где все затраты полностью возлагаются на родителей;
  • государственные, а точнее земельные, где руководство той или иной провинции берёт на свой бюджет содержание садиков, и они становятся бесплатными;
  • смешанные учреждения, в которых финансирование осуществляется на паритетных началах между государством и родителями.

Но одна из особенностей дошкольного образования этой страны заключается в том, что полностью бесплатных заведений нет. Всё равно родителям придётся озаботиться кормлением ребёнка в течение дня, так как ни одна разновидность садов не предполагает делать это бесплатно.

В немецких дошкольных учреждениях нет должностей поваров и кухонных работников, да и вообще, как таковых, нет кухонь при детских садах.

Как построена система воспитания в немецких детских садах

Особенность дошкольного образования в Германии заключается ещё и в том, что каждое отдельное учреждение вольно выбирать само, по какой воспитательной системе они будут работать.

Такая вольность в русских детских садах вряд ли возможна, все они работают в рамках согласованной системы, отклонения возможны, если только в качестве эксперимента. В Германии существуют следующие системы в детских садах разного уровня:

  • совместное воспитание детей с отклонениями в развитии и нормальных, так называемые интегральные группы;
  • режио-эмилио схема (название дано по одноименному городу в Южной Италии), где сад воспринимается как небольшой город, в котором у каждого имеется собственная задача для осуществления, а эти задачи-задания выдаются каждое утро и проверяются их выполнения вечером;
  • детский сад на ферме – эта методика позволяет воспитать ребёнка ближе к природе, он помогает в уходе за домашними животными и в выращивании овощей;
  • сады на природе или в лесу, своеобразные детские лагеря, где ребёнок приучается к бережному отношению к лесу и учится разным элементарным навыкам работы с древесиной;
  • по правилам детей – в таком типе заведений дети под руководством воспитателя сами устанавливают правила и начинают жить по ним, это приучает к самостоятельности и творчеству;
  • система Монтессори, приучающая ребёнка действовать и жить самостоятельно.

Занятие по системе Монтессори

Занятие по системе Монтессори в детском саду Германии

Все эти системы применяются в дошкольных учреждениях Германии, а в настоящее время в Москве и других городах России.

Распорядок дня

В ясельных группах детей приводят в 8.00 утра. Затем распорядок дня в яслях строится таким образом:

  • завтрак, который родители приносят вместе с детьми;
  • затем смена памперсов, которые меняются каждые пять часов или по мере необходимости;
  • развивающие игры;
  • лепка, рисование.

Воспитатель детского сада в Германии, в особенности в яслях, следит, прежде всего, за детьми, чтобы с ними не произошло неприятностей, вовремя были сменены памперсы и малыши были сыты. Младенцы в 12.30 обедают, чистят зубы и ложатся спать. К двум часам дня родители должны забрать детей из яслей.

Тихий час в детском саду Германии

Спят дети как и во многих странах на матрасах. Перед сном им читают сказку и учат самостоятельно чистить зубы.

В старших группах распорядок выглядит несколько иначе. Детей приводят в детский сад, который открыт уже с 7.00, затем завтрак, после чего садятся в круг и начинают приветствовать друг друга, а также отвечать на вопросы воспитательницы.

В помещении детского сада есть несколько специальных игровых зон:

  • кукольная комната, где уютно устроились разные игрушки;
  • место для чтения, где расположен шкафчик с книгами;
  • строительный уголок, где находятся разные познавательные игры: конструкторы, кубики;
  • зона отдыха.

В таких садах нет кухни и столовой, дети питаются тем, что приносят из дома, в лучшем случае можно разогреть. Детский сад работает до 16.00, после чего детей должны забирать родители, обычно к этому времени они располагаются в свободной зоне, где стоят стулья, столы, диваны.

Прогулка

И в яслях и в детских садах для детей обязательна прогулка. В яслях малышей выводят на воздух в 10.00, прогулка продолжается около 1,5 часа. Малыши в свободной зоне под присмотром воспитателей проводят время на свежем воздухе в течение отведённого времени.

Прогулка в детском саду в Германии

Малыши в свободной зоне под присмотром воспитателей проводят время на свежем воздухе в течение отведённого времени.

В старшей группе дети выходят на прогулку в 13.00 часов. И гуляют уже до прихода родителей в 16.00 часов. Если погода ненастная, то дети пребывают в свободной зоне.

Питание

Еда в детском саду в Германии

Как уже было сказано, нет при немецких детских садах специальных кухонь, где можно приготовить пищу. И в яслях и в детсадах еду в основном приносят с собой. При этом есть вариант за деньги заказать еду в доме престарелых.

В любом случае, ребёнок в течение дня будет питаться всухомятку.

Подбор детского сада для малыша

Несмотря на то, что Германия развитая страна демографическая проблема стоит здесь очень остро, а детских садов не хватает. Родители становятся в очередь на место в саду ещё за шесть месяцев до рождения ребёнка, но при этом надо учитывать некоторые особенности для семей, которые собираются отдать своих детей в дошкольное учреждение:

  • надо продумать, в какой сад будет ходить ребёнок ещё задолго, как минимум за 1,5 года, до его рождения, т. е. подобрать сад, который наиболее близок к месту проживания;
  • лучше всего зарегистрироваться в очередь на садик заранее.

Проблема нехватки мест и регистрации в положенное время касается и частных детских садов. Местом в детсадах может быть обеспечен любой, кто заранее обеспокоится о регистрации данных своего ребёнка.

Адаптация к детскому саду в Германии

Не секрет, что многие дети с трудом привыкают к тому, что им приходится быть на протяжении длительного времени в отрыве от привычной обстановки и родителей. Особенно тяжело в первые недели.

На этот счёт в некоторых детских садах Германии разработана особая методика, смысл которой состоит в том, что после того, как ребёнок отдан на руки воспитательнице, мать уходит не сразу, а какое-то время ещё находится саду. В первые пять дней время пребывания матери уменьшается с 30 мин до 15 мин, на шестой день родитель, передав ребёнка, сразу же уходит на свою работу.

После того, как ребёнок попадает в сад, то в первые дни он находится под особой опекой одной из воспитательниц, которая рассказывает ему о правилах детского сада, показывает игры, т. е. занимается с ним персонально.

Стоимость детского сада

В Германии нет какой-то единой тарифной сетки оплаты за дошкольные учреждения. В каждой земле свои правила, которые зависят от следующих факторов:

  • тип учреждения (частное, смешанное или государственное);
  • количество детей в семье;
  • размер общего дохода в семье;
  • на какое время ребёнок остаётся в детском саду.

В среднем оплата в обычных садах составляет не менее 100 евро на одного ребёнка, в частных детских садах она может достигнуть и 2 000 евро. Ведь уровень жизни в Германии – один из самых высоких в мире.

Проблемы современного дошкольного образования в Германии

Одна из основных проблем – это нехватка дошкольных учреждений. Родителям приходится становиться в очередь ещё задолго до рождения ребёнка. При этом приходится довольствоваться тем местом, которое будет выделено, даже если оно очень удалено от места жительства.

Вторая проблема заключается в том, что все типы дошкольных учреждений страны больше ориентированы на то, чтобы обеспечить контроль за детьми в период отсутствия родителей. Других задач не ставится.


Я хочу рассказать о том смутном времени, которое наступает для каждого иммигранта. И это не первый год адаптации, как принято считать. В первый год как раз есть чем заняться: оформить кучу бумаг, найти квартиру, обставить её, пристроить детей в сад и школу, найти языковые курсы, педиатра, парикмахера, спортзал, русский магазин, гречку и сметану.

Примерно всем этим я и занималась первые два года. Когда всё более-менее устаканилось, я оглянулась по сторонам и увидела, что муж успешно работает (по его контракту мы и переехали в Германию), дети весь день в саду и школе.

В России в школе я, правда, не работала ни дня. Ни мой диплом, ни весь мой журналистский опыт в Германии помочь не могли. Титаническими усилиями я подняла немецкий с нуля до уровня В2, но о том, чтобы писать журналистские материалы на немецком, не было и речи. Я не знаю, сколько столетий ещё мне надо учить этот язык до моей первой статьи на нём. А что-то решать с работой нужно было срочно. Денег хватало, но я чувствовала, что медленно, но вполне ощутимо ко мне подбирается та самая иммигрантская депрессия.

Я решила стать воспитателем. В первую очередь немецкие детские сады меня совершенно очаровали своей непохожестью на наши, русские. Во-вторых, мне всегда нравилось возиться с детьми. А в-третьих, нехватка воспитателей в Берлине страшная.

8 тысяч евро за учёбу и поделки из трубочек для сока


Два месяца я ходила в Центр занятости как на работу, рассказывая раз за разом свою историю и заполняя анкету за анкетой. В итоге я, наверное, так им всем надоела, что мне выдали направление на двухлетний Ausbildung. Это среднее профессиональное образование, что-то вроде нашего техникума.

Не могу дождаться, когда выйду на работу к детям

И вот я уже отработала два месяца практики из трёх. Могу сказать, что мои розовые очки и очарование профессией всё ещё при мне. Более того, теперь я не могу дождаться, когда получу через 1,5 года свой диплом, чтобы выйти на работу к детям.

Сад для практики студенты выбирают сами. В нём нужно проводить четыре дня в неделю 7,5 часа в день

Кто-то специально искал билингвальный сад (немецко-испанский, немецко-английский), чтобы хотя бы часть времени на работе говорить на родном языке. Для кого-то была принципиально важна концепция: монтессори-сад, католический, сад с уклоном в движение и спорт. Я выбрала тот, который ближе всего к моему дому.


Это маленький католический сад — в нём всего 50 детей. В моей группе 16 детей и два воспитателя (мужчина и женщина) и я. Первая неделя официально отведена под наблюдение. Практикант должен осматриваться, наблюдать за детьми и работой воспитателей, делать заметки и в основном сидеть на стульчике, не предпринимая активных действий.

Я искренне пыталась, но уже в первый день практики после тихого часа ко мне выстроились девочки на заплетание кос, на второй день меня отправили с детьми одну на площадку гулять (на 20 минут, но всё-таки!). На третий день я уже бодро загружала посуду в посудомойку после обеда и чувствовала себя так, как будто работаю 100 лет.


Чем отличается немецкий детский сад

1. Порядок в группах и зонирование

В моей группе очень чёткое зонирование. Есть уголок для игр в дочки-матери: там стоит стиральная машина, кухня, стол, стулья, диванчик, куклы с колясками, ящик с одеждой и игрушечная посуда и еда. Уголок для строительства с кубиками и лего. И уголок для чтения и релакса — софа и ящики с книгами. Судя по рассказам других практикантов с моего курса, эти три зоны (стройка, кукольный дом, диванчик с книжками) встречаются почти во всех садах.


Все игрушки педантично рассортированы. Причём не просто ящик с лего и ящик с машинками, а ящик с легковыми машинками и ящик с грузовиками! На каждом ящике наклеена фотография содержимого. Дети легко в этом ориентируются, и в группе всегда порядок.


2. Воспитатель обязан делать перерыв

По немецкому закону человек, проработавший больше шести часов в день, имеет право на паузу. Скорее он даже обязан сделать перерыв. Я работаю семь часов в день плюс 30-минутная пауза: в течение дня я должна на полчаса покинуть группу — сходить на улицу, попить кофе на кухне. Однажды шёл ужасный дождь, дети спали на тихом часу, я уже размечталась о том, как тихонько часок позанимаюсь немецким за столом. Но коллеги буквально выгнали меня из группы со словами: да, на улице кошмар, но сходи хотя бы на кухню выпить кофе. Там есть открытая пачка вкусного печенья.

3. Нет никакого разграничения обязанностей

Воспитатели гуляют с детьми на площадке, делают с ними поделки, загружают посуду в посудомойку, пылесосят в конце дня. Повариха не только жарит котлеты на обед, но и может зайти в группу последить за детьми, если, например, один воспитатель болеет, а второй отчалил на перерыв. Пауза, как мы помним, — это святое.

Заведующая садом может помогать одевать малышей на прогулку или разносить обед по группам. С одной стороны, в саду разграниченные обязанности среди персонала, с другой — все практически взаимозаменяемы.


4. Маленькие группы

На 16 детей в группе два воспитателя, а в яслях — на 10 детей. Если один уходит в отпуск или на больничный, второй считается героем, прошедшим тяжёлое испытание: пробыть неделю в группе одному с десятью детьми! Вы только представьте себе! Его все жалеют и поддерживают как могут. Например, коллеги из соседней группы могут забрать пару детей к себе на весь день, чтобы одинокому воспитателю было не так тяжело.

Через месяц я возвращаюсь обратно в школу на лекции, но летом меня ждёт ещё одна трёхмесячная практика. На этот раз на продлёнке в школе. Думаю, у меня будет ещё много открытий.

Читайте также: