Адаптация детей к детскому саду проблемы и эффективные пути их решения

Обновлено: 05.07.2024

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что основная работа воспитателя по облегчению адаптации каждого ребенка к детскому саду должна базироваться на комплексном подходе:

— работа с родителями с целью закрепления ними базовых навыков самообслуживания у детей;

— создание максимально комфортных условий для детей в группе;

— постепенное и плавное увеличение продолжительности времени пребывания ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей;

— учет особенностей детей при проведении адаптационных игр;

— ежедневный контроль состояния здоровья и настроения каждого ребенка.

Для эффективного решения проблемы я поставила перед собой следующие задачи:

При взаимодействии с детьми:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

При взаимодействии с родителями:

  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Результатом работы по адаптации должно стать:

  • благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
  • создание комфортной обстановки для детей и в группе.
  • преобразование предметно-развивающей среды
  • становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).

Посещения детского сада с двух – двух с половиной лет с одной стороны и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания ребёнка к условиям детского сада особенно актуальной.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики), или негативных (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Учёными выделено три степени тяжести адаптационного периода:

1. Лёгкая адаптация – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение десяти – пятнадцати дней, прибавляет в весе, активно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

2. Адаптация средней тяжести – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью пять – семь дней, есть признаки психического стресса.

3. Тяжёлая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

В процессе формирования ребёнок проходит две стадии: биологическую и социальную в различных формах социального развития и воспитания. В возрасте от года до трёх лет один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребёнком социального опыта, развитие его физических функций, психических свойств и процессов.

Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым – воспитателем – во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми. С появлением воспитателя ребёнок получает опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения.

Из этой темы выделила следующие задачи:

1. Выделение основных критериев адаптации ребёнка в условиях яслей.

2. Организация предметно – развивающей среды.

3. Специфика организации деятельности детей в период адаптации.

4. Сотрудничество с родителями в адаптационный период.

При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям детского сада в течение двадцати – тридцати дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребёнок к жизни в организованном детском коллективе. К основным критериям адаптации относятся:

- уровень нервно-психического развития;

- заболеваемость и течение болезни;

- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (две – три недели), не отмечается задержки нервно – психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений. Увеличение длины и массы тела соответствуют возрастным показателям.

Если поведенческие реакции ребёнка нормализуются лишь к шестидесятому дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, в течение трёх шести месяцев, то можно этот период отнести к тяжёлой адаптации.

В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни, происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима укладывания, кормления и так далее, а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребёнка, и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Например: укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей произвести знакомое действие, как малыш начинает зевать, закрывать глаза, то есть реагировать на первый же раздражитель. Стереотипы помогают действовать не задумываясь, не тратя лишней энергии.

Хочется отметить, что возникновение стереотипов не всегда оправдано. Часто при поступлении ребёнка в детский сад выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложиться мама, или мама укачивает малыша на руках.

Если ребёнок лишён общения со сверстниками и круг его общения – своя семья: мама, папа, старший брат. Придя в детский сад, ребёнок вообще не замечает вокруг него детей, видит только взрослых. У такого ребёнка навык общения со сверстниками отсутствует.

Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения), в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим, формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют. Однако одни родители сажают при этом ребёнка к себе на колени, другие – за обеденный стол, третьи – за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться со взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребёнок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям. Подготовительный этап к адаптационному периоду нужно начинать дома за один – два месяца до прихода ребёнка в детский сад. В это время необходимо сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни. В первую очередь нужно привести в соответствие распорядок дня с режимом дня детского сада, то есть в одни и те же часы кормить, укладывать спать, гулять и так далее. Тогда с приходом ребёнка в детский сад он не будет испытывать неудобства. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки. Дома нужно приучать ребёнка самостоятельно есть, самостоятельно засыпать, а также приучать есть разнообразные овощные блюда, супы и так далее.

Ребёнок, умеющий самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту переживаний. Самостоятельность ребёнка создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

При играх с другими детьми полезно научить ребёнка делиться игрушками, ждать своей очереди, например: покачаться на качели или покататься на машине.

Советую, чтобы родители рассказывали ребёнку о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его будут учить рисовать, петь, слушать музыку. Ни в коем случае не запугивать ребёнка: не будешь слушаться – отведу в детский сад.

Ребёнка нужно заранее (хотя бы за неделю) предупредить о том, что он пойдёт в детский сад, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие. Тогда адаптация к детскому саду у ребёнка пройдёт легче.

И всё же, не смотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду – трудное для ребёнка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому. Во-вторых, детский сад для него дополнительная нагрузка: приходиться рано вставать, выполнять требования воспитателя, не всё так получается как у других детей.

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно, когда он плачет. Это естественно… Однако, расставание не следует затягивать, так как ребёнок видит, что мама волнуется и начинает ещё больше плакать. Советую маме приободрить малыша, пообещать, что скоро придёт и уйти. Чаще всего ребёнок откликается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее, находиться весь день в детском саду ребёнку трудно, по этому в первые дни советую забирать ребёнка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду. Например: первый день – два часа; второй - четыре часа и так далее в зависимости от того как ребёнок чувствует себя на новом месте.

Родителям говорю, что ребёнок устаёт от новых для него условий и поэтому дома нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации ребёнка рекомендую родителям не ходить в гости с ребёнком и не принимать их у себя дома. Игры предпочтительно тихие, не возбуждающие.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него требуется другое поведение. Всё это может вызвать стресс в виде различных негативных реакций, плача и так далее. Можно ли избежать этого?

Конечно, забота и любовь родителей делают малыша более защищённым. Но ведь в жизни ему придётся преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность.

Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо:

- с одной стороны, сочетание определённых стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой – насыщенность жизни ребёнка в эмоциональной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности;

- учёт индивидуально психологических особенностей;

- учёт факторов риска, усложняющих адаптацию;

- организация общения детей в совместной деятельности;

- формирование самоконтроля, развития самостоятельности и инициативности.

Для успешного социального развития ребёнка, требуется ещё и создание развивающей среды, соответствующей условиям микро социума, а также в установлении контактов с другими детьми и взрослыми.

Я стараюсь устранить всё, что может сделать среду враждебной детям (не достаточность игрового материала, не доступность, не соответствующие уровню развития игрушки) и предусматриваю предупреждение возможных конфликтов с детьми связанных с обращением с игрушками. В группе имеются игрушки: дидактические, сюжетно – образные, театральные, спортивные, игрушки – забавы. Все они доступны детям. Игровой зоне отвели светлое место. Организацию предметно-развивающей среды определили как зоновую.

Игровая зона (мебель, пособия, предметы заместители).

Театральная зона (пальчиковый театр, кукольный театр).

При поступлении новичка в ясли, я придерживаюсь установки: теперь все проблемы ребёнка – мои проблемы и не перекладываю вину на родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе. А начинается решение проблемы адаптационного периода с организации приёма вновь поступающих детей.

Приём вновь поступающих, проводиться по графику в период с июня по сентябрь. Начинается с беседы с заведующей. Разговор сводиться к тому, чтобы родители увидели, что ребёнку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения, что родители – всегда желанные гости, к их мнениям и пожеланиям охотно прислушиваются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребёнке и вместе искать индивидуальный подход к нему.

Другая задача разговора – убедить родителей в том, как важно дать ребёнку возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке. Следующий этап работы – знакомство родителей с воспитателями группы. Во время знакомства я беседую с родителями об особенностях поведения, о привычках ребёнка, о состоянии здоровья, о том, чем больше всего любит заниматься ребёнок, как ласково называют его дома, как ребёнок кушает дома, как приучен засыпать, есть ли у него любимая игрушка, и если есть, разрешаю приносить её с собой. Знакомлю малыша и его родителей с группой, показываю, где он будет есть, спать, с какими игрушками играть. Родителям рассказываю о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, о навыках, которые необходимо формировать у детей.

С приходом ребёнка в детский сад стараюсь установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Заведующая принимает в группу одного-двух детей в неделю, чтобы мы могли уделить каждому ребёнку максимум внимания.

Учитываю индивидуальные привычки ребёнка, в том числе и вредные и ни в коем случае не перевоспитываю его. Еда и сон относятся к наиболее критическим моментам. Промахи в их организации могут вызвать невроз, стресс. Помню, что с поступлением ребёнка в ясли все проблемы ребёнка становятся лично моими профессиональными проблемами. Максимально учитываю вкусы, привычки и желания детей, оказываю помощь во всех сложных для него ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами. Стараюсь сделать каждый режимный момент интересным, используя игровые приёмы, художественное слово: песенки, потешки, прибаутки.

В адаптационный период беседую с родителями о том, как ребёнок ведёт себя дома по приходу из детского сада, как ест, спит. С каким настроением просыпается, как реагирует на то, когда говорят ему, что сейчас пойдём в детский сад. Также информирую родителей о том, как провёл ребёнок день в детском саду, чем мы занимались, в какие игры играли.

Ниже представлен график адаптации детей, посещающих группу в которой я работаю в 2010 - 2012 учебных годах, в процентном соотношении от общей численности детей.

2.1 Разработка проекта по адаптации детей к детскому саду в группе №1.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что основная работа воспитателя по облегчению адаптации каждого ребенка к детскому саду должна базироваться на комплексном подходе:

- работа с родителями с целью закрепления ними базовых навыков самообслуживания у детей;

- создание максимально комфортных условий для детей в группе;

- постепенное и плавное увеличение продолжительности времени пребывания ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей;

- учет особенностей детей при проведении адаптационных игр;

- ежедневный контроль состояния здоровья и настроения каждого ребенка.

Для эффективного решения проблемы я поставила перед собой следующие задачи:

При взаимодействии с детьми:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения.

При взаимодействии с родителями:

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Результатом работы по адаптации должно стать :

• благоприятное прохождение периода адаптации у детей.

• создание комфортной обстановки для детей и в группе.

• преобразование предметно-развивающей среды.

• становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

2.2 Анализ прохождении адаптационного периода в группе №1

I. Подготовительный этап (май – июнь).

На подготовительном этапе, перед набором группы я ставила перед собой следующие задачи:

• подбор и изучение методической литературы по характеристике особенностей детей младшего дошкольного возраста, отбор художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

• пополнение и оформление предметно-развивающей среды группы младшего возраста;

• составление плана работы и подбор методик работы с детьми.

Мной была тщательно изучена литература известных педагогов на тему адаптации детей к ДОУ и составлен конспект основных моментов, которые помогут в моей дальнейшей работе.

Также была создана предметно-развивающая среда в группе, обновлена художественная литература и база развивающих и дидактических игр.

Был составлен план работы на ближайшие две недели, а также перспективный план на год.

II. Основной этап (июнь – сентябрь).

Задачами основного этапа стали:

- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;

- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;

- создание доверительных отношений с каждым ребенком;

- адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками; знакомство с каждым помещением группы);

- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;

- дидактические игры с детьми на знакомство с каждым ребенком и персоналом сада;

- исследование навыков самообслуживания детей;

- развитие умений играть на территории участка.

К концу первого месяца группа состояла из 14 детей, причем те дети, которые первыми были приняты, полностью прошли адаптацию и уже достаточно уверенно чувствовали себя в группе.

С детьми я проводила целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, разучивание стихов о лете.

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. Это в значительной мере помогло облегчить процесс адаптации, снизить стрессовое состояние детей.

Постоянно проводились наблюдения в природе и целевые прогулки по территории д/с. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время.

К концу летнего сезона было выявлено:

75 % детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателем.

19% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушку принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на коленях.

5% - адаптация еще не завершилась.

1% - дети с тяжелой степенью адаптации.

В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.

Проведенное анкетирование (Приложение №1, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.

Из анкеты узнала, как ласково называют ребенка дома родители, как ребенок засыпает дома, навыки самообслуживания, его любимые игрушки, каковы любимые занятия дома, что хотели получить от пребывания ребенка в детском саду и т д.

Многим родителям помогли мои личные консультации, а также родительский уголок в группе, где постоянно обновлялась информация

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации

III. Заключительный этап

Подведены итоги адаптации детей группы к детскому саду, даны советы по дальнейшей совместной работе родителей, детей и воспитателей.

Список использованных источников.

1 Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.

2 Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медецина 2007. - 304с.

3 Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС,1999.

4 Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5 Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

6. Волков Б. С., Волкова,Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М. : Педобщество, 2003, 240с.

7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду. -2001.

8 Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М. : Просвешение,1985.- 112 с.

9. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М. : Владос, 2007, - 176с.

10 Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М. : Книголюб, 2000. – 72с.

11 Смирнова Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М. : Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.

12 Столяренко Л. Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.

13 Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой. – М., 1992.

14 Тонкова-Ямпольская Р. В. “Основы медицинских знаний”- М. : Просвещение, 1986. – 320с. ил.

Анкета для родителей

1. Ф. И. О. ребенка ___

2. Кто из родителей заполняет анкету, Ф. И. О.?

3. Возраст ребенка, о котором Вы расскажете? ___

4. Какой ребенок по счету в семье? Есть ли младшие братья (сестры?

5. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?

- от потовых желез (мокрый тип)

6. Как ест и что? ___

7. Что не воспринимает?

- дома не даем___

8. Как засыпает ребенок?

9. Во что лучше играет? ___

10. Кто играет с ребенком? ___

11. Чем играет?___

12. Сам ли одевается и раздевается? ___

13. Есть ли вредные привычки? ___

14. Как дома ласково называете ребенка? ___

15. Как вы охарактеризуете своего ребенка?

16. Из каких источников Вы получаете педагогические знания:

- смотрите передачи по телевидению, находите в интернете;

- посещаете лекции для родителей;

- читаете педагогическую литературу;

- из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других;

- воспитываете без знаний;

- советуетесь с воспитателем?

17. Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет); если нет, то почему:

- знания слишком общие;

- не касаются конкретно моего ребенка;

- даются в сложной форме;

18. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании :

- не поддерживают другие члены семьи;

- испытываете недостаток педагогических знаний;

- ребенок растет нервным;

- ребенок неусидчив, невнимателен;

19. Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?___

20. Какие черты огорчают?___ ___

21. Какие методы Вы используете для воспитания ребенка :

22. Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье :

- ввести консультационные пункты для родителей;

- освободить женщину от работы;

- увеличить тираж педагогических журналов;

- проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ.

23. Хотели бы Вы, чтобы в нашем д/ с:

- улучшилось материальное положение, база

- изменилось отношение к детям

- повысилось качество учебно-воспитательной работы

- проводилась интересная работа с родителями

- возникло уважение между родителями

24. Чем могу помочь группе:

- шью, вяжу, рисую и т. д.

Советы родителям в адаптационный период

Наши советы помогут исключить стрессовые ситуации в период адаптации ребёнка к детскому саду.

o Очень важно, чтобы малыш пошёл в ясли абсолютно здоровым

сделать необходимые профилактические прививки за 1 месяц до поступления ребёнка в детский коллектив

o Дома создать ребёнку условия, максимально приближенные к условиям детского сада

малыш должен привыкнуть спать, есть, бодрствовать именно в те часы, которые приняты в соответствующей возрастной группе детского учреждения

o Большое внимание уделите своевременному формированию навыков самообслуживания

малыш должен уметь в определённом возрасте пить из чашки, есть ложкой, пользоваться горшком, одеваться и раздеваться

o Дома приучите ребёнка к определённой температуре воздуха в помещении

дома должно быть не выше 22 С, чтоб малыш не испытывал в детском саду состояние теплового дискомфорта; не кутайте, правильно одевайте его

o Первое время ребёнка лучше приводить в ясли всего на несколько часов

постепенно увеличивая время нахождения ребёнка в группе, поможет малышу легче привыкнуть к коллективу

o Создайте щадящий режим дома

больше занимайтесь с малышом, гуляйте, играйте в тихие игры, рассматривайте картинки, раньше укладывайте спать

o К возможным капризам ребёнка в это время будьте более снисходительными

o В домашних условиях постарайтесь компенсировать возможное недоедание и недосыпание в детском саду

o В период привыкания ребёнка к яслям не следует ходить с ним в гости и другие общественные места

это создаёт дополнительную нагрузку на нервную систему малыша

o Утром, приведя ребёнка в ясли, поставьте в известность персонал группы об изменениях в поведении и состоянии малыша

это поможет выработать совместную тактику поведения и обращения с ребёнком

Утренняя гимнастика на воздухе для детей старшего дошкольного возраста. Проблемы, пути их решения В настоящее время особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия,.

Современные проблемы литературного развития дошкольника и возможные пути их решения Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение веками служило средством становления.

Успех зависит от скорости адаптации к новым условиям.

Крылатая фраза американского писателя на сегодняшний день является актуальной, так как современному человеку приходится быстро адаптироваться к новым условиям и изменениям во всех сферах жизнедеятельности.

Вот уже на протяжении нескольких лет система дошкольного образования продолжает активно развиваться в новых условиях, решая целый ряд проблем: кадровое и финансовое обеспечение, решение вопросов инклюзивного образования, оснащение современной предметно-пространственной развивающей среды и многие другие важные вопросы. Выделить самую важную проблему дошкольного образования очень сложно.

Каждое образовательное учреждение сталкивается с определенными проблемами и трудностями, по-своему находит пути их преодоления: кто-то успешно, а кто-то не совсем. Но, на мой взгляд, у всех дошкольных учреждений имеется самая главная общая проблема – это адаптация вновь прибывших малышей к условиям детского сада.

t1624529631aa.jpg

Проблема адаптации детей к условиям детского сада возникла еще с самого начала существования дошкольных образовательных организаций. К большому сожалению, данный вопрос продолжает оставаться актуальным и на сегодняшний день. От успешности адаптационного процесса зависит вся дальнейшая жизнедеятельность и развитие малышей. Успешная адаптация ребенка к новым условиям позволяет личности быстро приобрести новый социальный статус и активно дальше познавать мир, гармонично развиваться.

Анализируя данный актуальный вопрос, следует вывод: при адаптации детей к условиям ДОУ необходима обязательная серьезная предварительная подготовка.

Пути решения проблемы адаптации состоят в следующем:

1. Повышение возрастного порога начала посещения ребенком ДОУ (3 - 4 года). С психологической точки зрения до 3 - 4 лет ребёнком должна "заниматься" мама (в идеале).

2. Повышение психолого-педагогических компетенций молодых родителей (родители являются законными представителями ребенка и ответственны за его развитие, и воспитание, особенно на начальном этапе).

3. Установка контакта с родителями до поступления в ДОУ (за 1 год) и мониторинг нервно-психического развития детей (для своевременной коррекционно-развивающей деятельности и устранения проблем в развитии, воспитании).

4. Ознакомление родителей с целевыми ориентирами дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте). Приложение № 1.

5. Тесное сотрудничество и согласованность действий родителей и ДОУ.

2. Интернет ресурс:

Цитаты про адаптацию детей к детскому саду.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Читайте также: