Адаптация 10 класса в школе диагностика

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность: При переходе учащихся из среднего звена в старшее испытывают проблемы в эмоционально-волевой сфере, изменяется уровень школьной мотивации, самооценки, наблюдается часто снижение уровня комфортности, т.к. меняется классный коллектив, меняются учителя- предметники, что в свою очередь влияет на усвоение учебных знаний, приобретение умений и навыков. У педагогов начинающих работать в 10-х так же присутствует адаптационный период, им необходима информация о психологических особенностях детей.

Задачи: 1.Провести диагностирование особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся.

2.Провести диагностику психологических условий школьной образовательной среды. Исследование уровня их психофизиологического комфорта , оценка выраженности в образовательной среде учебного заведения следующих психологических факторов:

1.интенсивность образовательной среды;

3удовлетворенность образовательной средой;

5содействие в формировании познавательной мотивации;

6удовлетворенность качеством образовательных услуг.

Объект исследования : учащиеся 10А клас с .

Количественный состав : 29

Полученные результаты:

Результаты диагностики психологических условий школьной образовательной среды .

Оценка десятиклассников психологических факторов образовательной среде учебного заведения.(заполняем таблицу по факторам –анкета анонимная)

Уровни выраженности (количество человек\%)

Содействие формированию познавательной мотивации

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

По общим параметрам показывающих отношение учащихся к условиям образовательной среды нашей школы выявлено: высоко оценили исследуемые психологические факторы – количество человек \% , низкий уровень оценки – так же, остальные учащиеся 10-го класса имеют средний уровень психо-физиологического комфорта.(можно для наглядности использовать диаграммы)

1. Рассмотрим результаты по отдельным психологическим факторам:

1.1.ИНТЕНСИВНОСТЬ. Она проявляется в объеме, сложности заданий, предъявляемых учащимся на уроках, дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий: (сколько человек\%) отмечают высокую интенсивность в ОУ , остальные оценили интенсивность образовательного процесса на среднем уровне, низкая степень интенсивности у 9человек\%), т.е. остальные учащиеся хорошо справляются с учебным материалом.

1.2.ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ. Проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношениях, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.; недовольство в эмоциональном плане показали---ч\%---- , высокий уровень оценки у ---ч\%-----.

1.3.УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ. Данный фактор проявляется в степени удовлетворенности учебным заведениям, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса только чел\% поставили высокую оценку, неудовлетворенность учебным заведением -------- , остальные отмечают средний уровень, этот показатель значительно ниже прошлого года (низкий уровень оценки был какой, можно отметить) т.е. большинство учащихся считают, что наша школа достаточно проявляет себя в сфере образования, имеет большой потенциал.

1.4.ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ. Рассматривается степень проявления демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающиеся личных интересов участников образовательного процесса: сколько ----- оценили высоко демократичность , низкий уровень показали -------, эта оценка ниже --выше, чем в прошлом году(низкий уровень отсутствовал).

1.5.СОДЕЙСТВИЕ в формировании познавательной мотивации. Оно проявляется в степени содействия педагогического коллектива у детей познавательной мотивации обучения, познавательных процессов познавательной активности. Высокий уровень у -----, низкий уровень остальные оценили на среднем уровне. Следует отметить , что эти показатели лучше ----ниже прошлого года.

1.6.УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. Оценка уровня преподавания в школе различных предметов, дисциплин в степени удовлетворенности учащихся в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы. сколько оценили высоко, сколько показывают низкий уровень проявления данного фактора, а остальные поставили средний балл, большинство учащиеся считают, что качество предлагаемых образовательных услуг нашей школой находится на достаточном----высоком уровне.

2 .По результатам социометрии лидирующие позиции занимают сколько человек, здесь следует отметить, дети-лидеры из разных бывших 9-х классов. Коэффициент сплоченности класса=-----, что соответствует среднему уровню. Непринятые ---человек.

3. По диагностике уровня самооценки присутствует адекватная самооценка--------ч\%, у остальных завышенная и к завышению.

1.Учитель доступно объясняет учебный материал.

2. Учитывает мои индивидуальные особенности.

3.Достаточно уделяет мне внимания на занятиях.

4.Профессионально готовит к зачетам, контрольным работам, экзаменам.

5.К учителю можно обратиться за советом по личным проблемам.

По результатам анкетирования практически все педагоги, работающие в 10-ом классе получили по всем предложенным вопросам по баллам из 5 от 3 до 5, эти показатели незначительно отличаются или нет, по сравнению с прошлым годом . ( оценка на хорошем уровне- средний балл 4.4-4.9)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х, 5-Х, 10-Х КЛАССОВ.

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_diagnosticheskoy_raboty_v_period_adaptacii_uchashchihsya_1.docx 313.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х, 5-Х, 10-Х КЛАССОВ

Ответствен-ный за проведение

Вид, форма отчетности

Младший школьный возраст

Диагностика школьной мотивации и адаптации

Определение уровня социально-психологической адаптации, мотивации учения

- Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе (для учителей и родителей) О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова;

- Психолого-педагогическая оценка готовности Семаго.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

Младший подростковый возраст

Определение уровня социально-психологической адаптации и мотивации

- Тест тревожности Т.Филлипса;

- Методика изучения учебной мотивации М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина .

Определение уровня социально-психологической адаптации и мотивации

- Изучение мотивации обучения старших подростков М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина ;

Диагностические методики в период адаптации учащихся 1-Х, 5-Х, 10-Х КЛАССОВ

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
  1. не очень
  2. нравится
  3. не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  1. чаще хочется остаться дома
  2. бывает по-разному
  3. иду с радостью
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  1. не знаю
  2. остался бы дома
  3. пошел бы в школу
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  1. не нравится
  2. бывает по-разному
  3. нравится
  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  1. хотел бы
  2. не хотел бы
  3. не знаю
  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  1. не знаю
  2. не хотел бы
  3. хотел бы
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  1. часто
  2. редко
  3. не рассказываю
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  1. точно не знаю
  2. хотел бы
  3. не хотел бы
  1. У тебя в классе много друзей?
  1. мало
  2. много
  3. нет друзей
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  1. нравятся
  2. не очень
  3. не нравятся

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

Первый уровень . 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень . 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень . 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень . 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень . Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют родители)

Инструкция: Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент

5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.

4. Небольшие помарки, единичные ошибки.

3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.

5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.

3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.

1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

5. Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.

4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

3. Иногда бывают проявления сниженного настроения.

2. Случаются проявления отрицательных эмоций:

а) тревожность, огорчение, иногда страх;

б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

1. а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.

б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.

5. Высокий уровень адаптированности.

4. Уровень адаптированности выше среднего.

3. Средний уровень адаптированности.

2. Уровень адаптированности ниже среднего.

1. Низкий уровень адаптированности.

19-30 баллов – зона адаптации;

13-18 баллов – зона неполной адаптации;

0-12 баллов – зона дезадаптации.

Психолого-педагогическая оценка готовности

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке:

- произвольной регуляции собственной деятельности.

К первой, наиболее содержательной и цельной, можно отнести диагностические программы, имеющие четкие, концептуально оформленные диагностические методы. К ним, в первую очередь, относятся программа И.В. Дубровиной (1995), основной составляющей которой является программа Н.И. Гуткиной (1996)), программа под редакцией Д.Б. Эльконина и его сотрудников (1988), психодиагностический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой (1996), тест П. Кеэса (Лидерс, Колесников, 1992), комплекс Е. Екжановой (1998), который хоть и ориентирован на детей первого класса, но может быть правомерно использован и в подготовительных группах детского сада, и некоторые другие. Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ, можно отметить, в первую очередь, диагностическую программу Г. Витцлака (Лидерс, 1992) и тест Керна-Йирасека (Й. Шванцара и др. 1978).

Но, на наш взгляд, ценностью диагностической программы является, в первую очередь, компактность и разумная быстрота проведения обследования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЫ
СКРИНИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

Безусловно, углубленная индивидуальная психолого-педагогическая оценка может определить уровень готовности в целом и сформированность в соответствии с возрастными нормативами отдельных сфер и психических процессов, но это требует совершенно иных технологий обследования и временных затрат.

В свою очередь, для некоторой части детей, не отвечающих требованиям готовности, необходимо углубленное психологическое обследование и последующее комплексное сопровождение в образовательной среде.

Из этого вытекает необходимость создания по крайней мере двухуровневой системы оценки. Первую (скрининговую часть) и составляет данная программа.

Предлагаемая программа дает лишь образец стимульного материала. Без изменения системы анализа выполнения можно при каждом следующем обследовании варьировать все составляющие задания. Так, в задании № 1 можно изменять характер узоров. Необходимо лишь придерживаться единой стратегии: узоры должны давать возможность оценить те показатели, которые содержатся в задачах данного задания (см. описание проведения исследования). Точно так же в задании № 2 можно менять число, форму предъявляемых фигур. В задании № 3 возможно изменение анализируемых слов (это надо делать вместе с логопедом образовательного учреждения, поскольку речь идет о звукобуквенном анализе), количества слогов (в пределах программы дошкольного образования), наличия или отсутствия пустых квадратиков. В задании № 4 допустимо изменение знаков шифровки, расположения знаков в фигурах (то есть какую фигуру оставлять пустой) и т.п. Это не может повлиять на оценку возможностей переключения ребенка, его темповых характеристик и работоспособности.

Таким образом, программа рассчитана на многократное предъявление. Дополнительное исследование показало, что она адекватна при проведении обследования по крайней мере раз в полгода.

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.

Следует отметить, что выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы, принципиальной позицией авторов ( Н.Я. Семаго, М.М. Семаго , 2001).

Задания №№ 2 и 3, технология их проведения, а также технология оценки и анализа были разработаны методистом-дефектологом Одинцовского центра диагностики и консультирования О.Г. Хачиян.

Эти задания создавались исходя из требований стандартной программы дошкольного образования и отражают необходимые умения и навыки счетных операций и звукобуквенного анализа, которые должны быть сформированы у детей этого возрастного диапазона.
Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности (задание № 1), а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке (задание № 5). Косвенно (в первую очередь, в заданиях №№ 1, 2, 5) учитывается и уровень сформированности пространственных представлений, которые также являются неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка.

Проверка возможностей предлагаемого комплекса заданий проходила весной 2002 года на детях, посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также проходящих собеседование при поступлении в общеобразовательные и специализированные школы г. Москвы и Московской области (Одинцовский р-н).

В сентябре 2002 года на базе тех же школ г. Москвы и Одинцовского района было проведено повторное исследование с целью определения валидности и уточнения количественных показателей уровневой оценки и корректировочных коэффициентов.

Балльные оценки и диапазон их разброса для различных уровней готовности были получены в предварительном исследовании на детях ДОУ г. Москвы и подготовительных группах при общеобразовательных школах г. Москвы в 2002 году (исследование проводилось на 99 детях в возрасте от 5 лет 2 мес. до 7 лет 2 мес.).

Скорректированные в результате предварительного исследования задания комплекса были предъявлены при собеседовании детям, посещающим ДОУ, и детям, поступающим в общеобразовательные школы г. Одинцово и Одинцовского р-на Московской области в возрасте от 5 лет 8 мес. до 7 лет 3 месяцев (359 человек).

Повторная оценка (в сентябре 2002 года) была проведена на 227 детях из числа обследованных весной того же года, что позволило скорректировать диапазоны уровней готовности и корректировочные коэффициенты поведенческих особенностей.

Исследование и первичный анализ результатов обследования (основного и повторного) детей Одинцовского района проводились зам. директора Одинцовского центра диагностики и консультирования, педагогом-психологом М.В. Борзовой.

Следует отметить, что для исследования потребовалось проведение предварительных методических совещаний с заместителями директоров и методистами ДОУ и обучение педагогов-воспитателей и психологов ДОУ навыкам скринингового обследования.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФРОНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

✍🏻

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ
10 КЛАСС

МОТИВАЦИЯ:
Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы. (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)

ТРЕВОЖНОСТЬ:
Тест тревожности (Г.В. Резапкина)
Шкала тревожности (Дж. Тейлор)
Шкала тревожности (Р. Кондаш)

КЛИМАТ В КЛАССЕ:
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто)

САМООЦЕНКА:
Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева)
Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн)

По каждому направлению достаточно одной методики.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Наблюдение
Беседы с педагогами
Беседы с детьми
Беседы с родителями

Выявление дезадаптированных учащихся и дальнейшая работа с ними являются важной частью работы школьного психолога. В этой статье мы рассмотрим одну из методик, которая может помочь педагогу-психологу старшего звена изучать и решать проблемы школьной адаптации у обучающихся средней и старшей школы. Немного об особенностях разных возрастов вы можете прочитать тут.

Чтобы понимать, о чем идет речь, давайте вспомним определение термина школьная адаптация. В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Выявить дазадаптированных обучающихся можно с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в модификации А.Д. Андреевой.

Содержание

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.

Цель методики: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 10- 16 лет (средние и старшие классы)

Количество вопросов: 40

Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность, гнев

Время заполнения: 10–15 мин.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Стимульный материал методики диагностики адаптации

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Инструкция

ПримерПочти никогдаИногдаЧастоПочти всегда
Мне весело1234

Вопросы методики

Почти
никогда
ИногдаЧастоПочти
всегда
1.Я спокоен1234
2.Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути1234
3.Я разъярен1234
4.Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе1234
5.Я напряжен1234
6.Я испытываю любопытство1234
7.Мне хочется стукнуть кулаком по столу1234
8.Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки1234
9.Я раскован1234
10.Мне интересно1234
11.Я рассержен1234
12.Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе1234
13.Меня волнуют возможные неудачи1234
14.Мне кажется, что урок никогда не кончится1234
15.Мне хочется на кого-нибудь накричать1234
16.Я стараюсь все делать правильно1234
17.Я чувствую себя неудачником1234
18.Я чувствую себя исследователем1234
19.Мне хочется что-нибудь сломать1234
20.Я чувствую, что не справлюсь с заданиями1234
21.Я взвинчен1234
22.Я энергичен1234
23.Я взбешен1234
24.Я горжусь своими школьными успехами1234
25.Я чувствую себя совершенно свободно1234
26.Я чувствую, что у меня хорошо работает голова1234
27.Я раздражен1234
28.Я решаю самые трудные задачи1234
29.Мне не хватает уверенности в себе1234
30.Мне скучно1234
31.Мне хочется что-нибудь сломать1234
32.Я стараюсь не получить двойку1234
33.Я уравновешен1234
34.Мне нравится думать, решать1234
35.Я чувствую себя обманутым1234
36.Я стремлюсь показать свои способности и ум1234
37.Я боюсь1234
38.Я чувствую уныние и тоску1234
39.Меня многое приводит в ярость1234
40.Я хочу быть среди лучших1234

Ключ

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке

ШкалаПункты, номер
Познавательная
активность
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
Мотивация
достижения
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
Тревожность1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
Гнев3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, значит вес для подсчета: 1 2 3 4 (Т.е. цифра, выбранная ребенком, является баллом)

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, вес для подсчета: 4 3 2 1 (Т.е. выбранная ребенком цифра 1 означает 4 балла, цифра 2 – 3 балла и т.д.)

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле (уровень мотивации):

ПА + МД + (–Т) + (–Г), где

ПА — балл по шкале познавательной активности;
МД — балл по шкале мотивации достижения;
Т — балл по шкале тревожности;
Г — балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

УровеньСуммарный балл
I45 — 60
II29 — 44
III13 — 28
IV(–2) — (+12)
V(–3) — (–60)

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Интерпретация результатов диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены ниже.

Шкала / Познавательная
активность
Шкала / ТревожностьШкала / ГневИнтерпретация
ВысокийНизкий,
средний
НизкийПродуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
СреднийНизкий,
средний
НизкийПозитивное отношение к учению
НизкийНизкий,
средний
Низкий, среднийПереживание
“школьной скуки”
СреднийНизкий,
средний
Низкий, среднийДиффузное эмоциональное отношение
СреднийНизкий,
средний
ВысокийДиффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
НизкийНизкий,
средний
ВысокийНегативное эмоциональное отношение
НизкийНизкийВысокийРезко отрицательное отношение к школе и учению
ВысокийВысокийВысокийЧрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
ВысокийВысокийСреднийПовышенная эмоциональность
на уроке
Средний,
низкий
ВысокийСредний, низкийШкольная тревожность
ВысокийСредний,
низкий
ВысокийПозитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий,
средний
ВысокийНизкий, среднийПозитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения 1
1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.

Бесплатно скачать текст методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению и бланк

Читайте также: