Абсолютный слух краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Абсолю́тный слух — способность достаточно точно помнить высоту звука, позволяющая носителю определять и называть любые услышанные ноты без предварительного прослушивания заранее известных звуков [1] . Эта способность может формироваться в раннем детстве, а во взрослом возрасте её приобретение крайне затруднительно. Абсолютный слух полезен для музыкальной деятельности, но, вопреки бытующему мнению, не приносит своему обладателю радикальных преимуществ. Его развитие не входит в обязательную программу подготовки музыканта, в отличие от более важного относительного слуха [2] .

Абсолютный слух, Семен Ласкин - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

О книге

Краткое содержание

В книгу Семена Ласки вошли две повести: "Абсолютный слух" и "На линии доктор Кулябкин". "Абсолютный слух" - это повесть о школе. В центре ее - столкновение двух педагогов. Один из них ищет быстрых, результативных путей воспитания, не проявляя особой разборчивости в средствах. Другой стремится бережно воздействовать на личность ребенка. Автор показывает, что суть истинного педагога - доброта действенная, смелая, способная на самую решительную и принципиальную борьбу со злом. "На линии доктор Кулябкин" - повесть о враче "скорой помощи". Действие повести протекает за одно суточное дежурство, но при этом рассказана вся жизнь героя, человека скромного и самоотверженного, обладающего талантом доброты и душевной отзывчивости.


Абсолю́тный слух — способность достаточно точно помнить высоту звука, позволяющая носителю определять и называть любые услышанные ноты без предварительного прослушивания заранее известных звуков. По статистике, в Европе абсолютным слухом обладает лишь один человек примерно из десяти тысяч. Эта способность может формироваться в раннем детстве, а во взрослом возрасте её приобретение крайне затруднительно. Абсолютный слух полезен для музыкальной деятельности, но, вопреки бытующему мнению, не приносит своему обладателю радикальных преимуществ. Его развитие не входит в обязательную программу подготовки музыканта, в отличие от более важного относительного слуха.

Проявления абсолютного слуха

Регламентированной процедуры диагностики абсолютного слуха не существует.

Для определения нот обладателю абсолютного слуха хватает нескольких десятых долей секунды, сила звука не принципиальна. Без абсолютного слуха такое определение невозможно.

Косвенно, о наличии абсолютного слуха свидетельствует способность долго удерживать в памяти высоту звуков. Например, человеку дважды, через некоторую паузу, дают прослушать мелодию или аккорд, которые во второй раз могут быть смещены по высоте (транспонированы), и задаётся вопрос об одинаковости прозвучавшего — при абсолютном слухе идентичность будет констатирована только при отсутствии смещения. Такой подход положен в основу ряда тестов для лиц, не знающих нот.

Исследования абсолютного слуха

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы, а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Количественные критерии абсолютного слуха

По сути, абсолютный слух представляет собой способность человека помнить абсолютную шкалу высот звуков и достаточно точно определять высоту любого услышанного звука путём его мысленного сравнения с этой шкалой, не прибегая при этом к прослушиванию других звуков заведомо известной высоты.

Способность помнить звучание нот может зависеть от тембра. Физически, под тембром понимаются распределения интенсивности по обертонам: кроме частоты , любая нота дает обертоны с частотами , и далее; эти распределения различны для разных музыкальных инструментов. Уширение линий акустического спектра для разных инструментов также неодинаково. Возможна ситуация, когда человек определяет звуки, создаваемые какой-то группой инструментов (среди них обычно фортепиано), но не способен этого сделать для других источников звука. Затруднения часто имеют место для голосов, монохордов и непривычных тембров.

Чтобы говорить о наличии у человека абсолютного слуха, количественный критерий должен быть выполнен хотя бы применительно к одному инструменту и хотя бы в некотором диапазоне шириной как минимум в октаву (сдвигу на октаву математически отвечает , то есть изменение частоты в 2 раза).

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха. Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим. Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха. Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух. Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

Исторические аспекты

Умение распознавать высоту музыкальных звуков вызывало интерес ещё в древние времена. Однако рассуждать об абсолютном слухе как о конкретной способности имеет смысл только если существуют некие эталоны частот, с которыми сравниваются прослушиваемые звуки. Такие эталоны стали появляться в XVII веке.

В XVII-XIX столетиях была распространена более низкая, нежели сегодня, настройка (камертоны 392, 415, 430 Гц и др.), а характер звучания интервалов на клавишном инструменте, кроме октавы, мог отличаться от современного. В принципе, применительно к тем эпохам, носителем абсолютного слуха логично считать человека, обладавшего памятью на высоту отдельных нот в рамках принятого тогда и там, где он жил, музыкального строя. Подобной способностью обладал, например, В. А. Моцарт.

Важен ли абсолютный слух для музыканта?

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Сравнение абсолютного и относительного слуха позволяет определить их ценность для музыкантов: с помощью любого из них можно определить звуковое отношение и идентифицировать звук, просто при этом используются разные стратегии. Там, где абсолютник воспринимает отдельные ноты и сразу извлекает нужное из долговременной памяти, неабсолютник воспринимает общую интонацию, занося новую информацию в рабочую память (Hantz, Crummer, Wayman, Walton, Frisina, 1992).

В 1995 году Эдвин Ханц с группой психологов (Hantz, Kreilick, Braveman, Swartz, 1995) изучали влияние абсолютного слуха на способность помнить высоту заданных нот. В задании требовалось прослушать серию случайных звуков и, узнав заданный, нажать кнопку. Для более точного установления времени реакции у испытуемых использовалась электроэнцефалограмма. Вопреки ожиданиям, музыканты-неабсолютники и музыканты-абсолютники действовали одинаково хорошо, отличаясь в каких-то минимальных параметрах.

Сам по себе абсолютный слух не предполагает наличие шикарных музыкальных способностей: кроме стопроцентного узнавания двери дома по ее скрипу, других удовольствий не сулит 🙂 Несмотря на то, что абсолютный слух облегчает музыкальное обучение, многие профессиональные музыканты жалуются, что он лишает их гибкости и мешает как при работе, так и при простом прослушивании музыки для удовольствия. Так стоит ли завидовать, зная, что такие великие композиторы, как Чайковский, Вагнер и Скрябин, обходились без абсолютного слуха?

Абсолютники часто пытаются использовать свое уникальную способность там, где это не нужно. Например, дети на уроках сольфеджио могут лениться и не развивать свой относительный слух, пользуясь для записи диктантов абсолютным. Б. М. Теплов писал, что абсолютный слух может задерживать развитие других составляющих музыкального слуха, поскольку он делает их ненужными, замещая собой. Относительный слух исключительно важен при транспозиции (транспонировании) музыки в другую тональность, гармонизации в строе отличном от равномерно темперированного. Он намного гибче абсолютного слуха и позволяет музыкантам легко подстраиваться под своих коллег в ансамбле и оркестре, аккомпанировании и игре на различно настроенных инструментах.

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями. Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

Распространённость абсолютного слуха

Процент людей, обладающих абсолютным слухом, очень различен в разных странах. В Европе, в том числе в России, Америке и на большой части остальных континентов среди граждан, не имеющих чего-либо необычного (для соответствующей страны) в происхождении или здоровье, такой человек, в среднем, один на десять тысяч. По своему повседневному поведению эти люди ничем не выделяются; среди них могут быть и музыканты, и представители далёких от музыки профессий.

В Юго-Восточной Азии и некоторых государствах центральной Африки обладатели абсолютного слуха составляют значительную долю населения. В этих странах говорят на тональных языках, когда каждый слог произносится с определённым тоном и высота звука используется для смыслоразличения в рамках слов/морфем. Примеры таких языков — китайский, вьетнамский, многие нигеро-конголезские. Целые народы, с рождения говорящие на тональных языках, могут обладать абсолютным слухом.

Среди профессиональных музыкантов процент носителей абсолютного слуха всюду выше, чем в среднем по населению. В Европе и США это примерно 10-15 %, в странах с тональными языками (например, в консерваториях Китая) — порядка 60-70 %. Наиболее выдающиеся европейские композиторы и исполнители чаще всего имели абсолютный слух, в их числе В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, К. Сен-Санс, С. Т. Рихтер, М. Л. Ростропович. Однако и среди музыкантов этого уровня такой слух был не у всех: не обладали им, например, П. И. Чайковский, Р. Шуман.

Особой категорией лиц, характеризующейся высокой распространённостью абсолютного слуха, являются слепые от рождения, психогенетически больные с синдромом Вильямса, а также люди с проявлениями аутизма.

Физиология абсолютного слуха

Визуализация мозга посредством МРТ у людей с абсолютным слухом показала, что у них отмечается выраженная асимметрия между объёмами правой и левой височных областей. Кроме того, когда человек с абсолютным слухом называет слышимые ноты и интервалы, на МРТ наблюдается очаговая активация в определённых ассоциативных областях лобной коры, которые у лиц с относительным слухом активируются лишь при назывании интервалов.

Лишиться абсолютного слуха во взрослой жизни нельзя, он даже несколько обостряется за счёт постоянной тренировки. Вместе с тем, известны случаи утраты абсолютного слуха после ЧМТ, интоксикаций с поражением головного мозга и инсультов.

Определённый аналог абсолютного слуха был обнаружен у ряда животных. Доказано, что, например, волки, мыши, частично птицы, киты используют частоту звука для ориентации в тех или иных условиях.

Условия для развития абсолютного слуха

Важнейшим условием для формирования абсолютного слуха, помимо природной предрасположенности и/или тональной языковой среды в первые годы жизни, является раннее начало музыкальных занятий. Принципиально даже не систематическое обучение, а контакт с инструментом с фиксированным строем (как правило, фортепиано) и наличие взрослого человека, способного показать ребёнку ноты и их наименования. Процент лиц с абсолютным слухом резко снижается с ростом возраста начала таких занятий. Наличие абсолютного слуха у крупнейших музыкантов связано, в частности, с тем, что многие из них имели родителей-музыкантов и начали занятия в раннем детстве (3-4 года).

Социальные, расовые, половые, национальные и т. п. различия могут оказывать только косвенное влияние. Так, в более обеспеченной семье родители с большей вероятностью создадут ребёнку условия для музыкальных занятий. Девочек учат музыке чаще, чем мальчиков — но среди мужчин больше аутистов. Китаец по национальности, скорее всего, вырастает в окружении китайской речи, хотя если он вырастет в некитайской языковой среде, то будет иметь меньшие шансы на абсолютный слух, чем европеец, младенчество которого прошло в Юго-Восточной Азии.

Плюсы и минусы обладания абсолютным слухом

Абсолютный слух — полезное качество для разных видов музыкальной деятельности. Особенно это касается исполнителей на струнных инструментах, таких как скрипка или виолончель, при игре на которых слух помогает ориентироваться в высоте нот без опоры на сопровождающее фортепиано. Наличие абсолютного слуха иногда специально акцентируется как свидетельство целесообразности обучения ребёнка на скрипке. В любом случае абсолютный слух облегчает освоение модуляций, выполнение многих видов музыкальных упражнений, особенно написание музыкальных диктантов (которое превращается в стенографирование). Однако более важным является относительный, то есть интервальный, слух: умение распознать не сами ноты A и B, а характер звучания интервала. Это умение отрабатывается на всех уровнях — от ДМШ до консерватории, причём обладатели абсолютного слуха справляются с соответствующими заданиями легче: если не узнаётся звучание интервала, то человек с абсолютным слухом определяет входящие в него ноты и вычисляет, что за интервал звучит.

Заблуждения насчёт абсолютного слуха

Бытующим заблуждением является представление, что обладание абсолютным слухом — гарантия музыкальной гениальности. Иногда родители, обнаружив это качество у ребёнка, заставляют его заниматься музыкой, даже если нет ни особых склонностей, ни желания. Другая сторона этого же заблуждения — мнение, что без абсолютного слуха в музыке ничего серьёзного добиться нельзя (что опровергается хотя бы примерами П. И. Чайковского или Р. Вагнера).

Многие думают, что абсолютный слух необходим для настройки фортепиано. На самом же деле необходимости в нём нет, причём его наличие может даже осложнять работу настройщика, так как она связана с компромиссами: бывает, что инструмент нужно настраивать не в строгом соответствии с камертоном, а в самом верхнем и нижнем регистрах обычно вводятся отклонения от частот, вычисляемых для равномерной темперации.

Случается, что абсолютным слухом по ошибке называют некоторые другие способности различения звуков: способность определять разницу в высоте звуков при их прямом сравнении (относительный слух); способность слышать и различать очень тихие звуки (менее 10 дБ); способность слышать звук очень высокой частоты — ультразвук. Ни одна из указанных способностей не связана напрямую с понятием абсолютного слуха.

Литература

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 35405
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

абсолютный слух

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

абсолютный музыкальный слух

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того – именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

абсолютный музыкальный слух относится

Развитие абсолютного слуха: за и против

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

развитие абсолютного слуха

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух – это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора – это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

как развить абсолютный слух

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе – два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

человек с абсолютным слухом

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку – это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле – это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

Читайте также: