А пыпин литературовед основоположник культурно исторической школы в российском литературоведении

Обновлено: 02.07.2024

Во второй половине XIX века формируется культурно-историческая школа. Родоначальником ее был Ипполит Тэн (1828 — 1893), французский историк и искусствовед. Основные положения своей теории он изложил во введении к " Истории английской литературы" (1863) и в " Философии искусства" (1869). Основное его требование к исследователю- литературоведу — объективность и точность выводов. Тэн -противник субъективистской концепции в литературоведении.. Главная цель ученого-эстетика, по его мнению, заключается в том, чтобы понять природу искусства, творчество писателя, а не творить суд над ним. Тэн считает искусство одной из форм познания действительности.

Сильной стороной теории Тэна было то, что он поставил литературу в зависимость от общества.

В России культурно- историческая школа представлена трудами А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова, С. А. Венгерова, А. А. Шахова и др. Ее сторонники выступали с критикой революционно-демократического литературоведения.

3. Сравнительно-историческая школа. Научная деятельность а.Н.Веселовского.

В России во второй половине 19века культурно-истерическая школа нашла особенно благоприятную почву и стала превалирующей в эту половину столетия. Самым плодовитых и значимых в русской науке стал Александр Николаевич Пыпин.

Он был наиболее последовательным и характерным представителем рус науки целого полувека.

Оставил колоссальное научное наследие:1200 печатных работ по ирл древней и новой, методология литвед, славянским литературам, палеографии, этнографии, русской истории и истории общественной мысли. Наиболее интересные: ИРЛ в 4т (1900-02гг), Общественное движение в России при А1 (1871г), Характеристики лит мнений от 20 до 50хгг (1973г), Белинский, его жизнь и переписка (1876г): прослеживается развитие русского национального самосознания и как оно отразилось в РЛ напротяжении многих десятилетий. Ряд работ посвящён смежной тематикой: ИР, общей соц истории, религиозных и нам движения и тд. Основной пафос трудов - мысль о том, что литература и действительность связаны между собой, поэтому произведения служат понимать как памятник определённой эпохи культурно-истор развития, в кот отражается время.

Его интересовал исторический смысл литературных явлений. Призывал ближе изучать фактическое содержание литературы, её источники, её отношение к жизни общества. Оно основывается на идее детерминизма и закономерной связи явлений, то есть всякое преобразование в обществ, умственной и литературной сфере носит в себе элементы предыдущего развития и само определяет будущее. Пыпина интересует историческая обусловленность лит процесса жизнью общества.

Публицистичность становится одной из черт культурно-исторической школы.

Заслуга: расширяет сферу историко-литературных изысканий, открывает в литвед целые области новых исследований: древнерусскую апокрифическую литературы, старинные русские сказки и повести, историю славянских литератур, потаенную литературу.

Устойчивый интерес к этнографии.

О значении идей Радищева и Новикова, О масонстве, О декабристе, О скептицизма Чаадаева, О славянофильстве и западничестве. Отражение многие политические процессы, цензурные стеснения, реакционное мракобесие, предубеждение власти против науки.

В трудах Пыпина: история умственной жизни русского общества в течение многих веков.

Настаивал на необходимости изучать, наряду с первостепенными писателями, писателей второго и третьего ряда.

Все труды учёного основываются на солидной источниковедческой базе - "посмертные произведения": заметки, записки, денники, мемуары и переписки.

Деятельность Тихонравова.

Был учеником Шевырева и Буслаева. Преподавал на кафедре Русской словесности в МГУ. Дважды избирался ректором. Вся деятельность свелась к выявлению роста культурного самоопределения народа, то есть выявлению "развития жизни и связанных с ней сменой понятий и идеалов". Стремился выявить в литературе идеалы общественной жизни.

Специализировался на всей литературе (не на опред писателе, периоде или жанре). Ирл интересовала его по связи её с Русской действительностью. Внимание учёного привлекали писатели: Кантемир, Новиков, Державин, Гоголь, в творчестве которых национальное самобытное начало проявилось в большей степени. Также обращается к редким источникам: Редкие Русские книги, "Подлые книги народного чтения", масонство, мещанская литература, театр 19века. Они давали богатый материал для изучения истории общественного движения.

С точки зрения методологии представляет интерес статья Тихонравова "Задачи истории литературы и методы её изучения" (рецензия на сочинение Галахова). Его мысль: изучение условий создания произведения, эпохи, породившей его, обеспечивают научную объективность и беспристрастность.

Т тяготел к сравнительно-историческому методу, основа которого передалась от Буслаева. Он применил одним из первых в своих исследованиях сравнительный метод для истории новой РЛ, вводя параллельные экскурсы из истории западно-европейской литературы: Русское масонство и просветительство. Придавал особое значение проблеме заимствования. Настаивал, что русская литература начинается не с истории П1, а по середине 17века. Проникновение западной культуры видит уже начиная с 15 века. В 17 веке видит оживленную лит борьбу, появление светских жанров, а в 18веке продолжается движение освоение самобытности. Делает вывод о цельности лит развития 15-19вв. Важная мысль: непрерывность и преемственность исторического развития литературы

В его трудах культурно-историческая школа развила ценные качества: всестороннее критическое изучение памятников литературы по их источникам. Ставил задачу: издание памятников литературы.

Им был открыт и издан целый ряд произведений "Летописи русской литературы и древности" с 1859г (всего 8 выпусков). В них было собрано много исследований самого Т, привлечённых лиц, редких документов по истории древней и новой РЛ. В них впервые были напечатаны первостепенные памятники ДРЛ: Житие протопопа Аввакума, Повесть о Савве Грудцине, Повесть о Шемякином суде, Слово о злых жёнах. Осуществил переиздание Слова о полку Игореве: внёс много поправок и исправлений, потому что опирался на компьютер Екатерины.

Главной заботой и задачей этой школы: подключить факты истории литературы к культурно-историческому понимаю истории России.

Выводы по школе:

•Изучение всех писателей, вместо отдельных писателей или произведений.

•Изучение всех славянских произведений

•Исторический анализ вместо, а не в дополнение эстетическому

•Изучение литературы в эволюции, развитии

•Изучение литературы с уяснением умственного, нравственного и культурного состояния общества

•Конечная цель исследования: определение вклада в развитие на уровне сознания, внесённого тем или иным лит явлением

fil.mish (Филологический мишка)

fil.mish (Филологический мишка)

Сильной стороной теории Тэна было то, что он поставил литературу в зависимость от общества. Его взглядам присущ историзм. Считая, что искусство обуславливается психикой людей, которая, в свою очередь, определяется их общественным положением. Тэн мыслил материалистически. Но будучи учеником просветителей ХУШ века, конечную причину исторического развития он искал в идеях, в общественной психологии, оказывающих в кругу неразрешимых противоречий.

Воспитательные функции художественного творчества в значительной степени обесцениваются. Они превращаются в такое явление культуры, как путешествия, во время которых открываются даже достопримечательности ватикана, или исторические исследования во время отдыха.

fil.mish (Филологический мишка)

fil.mish (Филологический мишка)

КОнспект конспекта.
Тен положил в основу философию позитивизма. позитивист, стремящийся перенести в исследование литературных явлений метод естественных наук. Сильной стороной теории Тэна было то, что он поставил литературу в зависимость от общества. Его взглядам присущ историзм. Считая, что искусство обуславливается психикой людей, которая, в свою очередь, определяется их общественным положением.
Пыпин - литература как часть истории. Исторический смысл явлений. Мало цитат из литературных произведений. Полемизировал с Белинским, упрекая его в то, что литература становится служанкой эстетики.

Культурно-историческая школа (КИШ) сформировалась в литературоведении и искусствознании в середине ХIХ в.

Культурно-исторический метод — способ изучения литературы, разработанный во второй половине XIX века французским философом, историком и литературоведом И.-А. Тэном[1].

Уже в этом определении просматривается сходство и различие подходов Тэна и Сент-Бёва. Не отрицая связи личности писателя с создаваемым творением, Тэн интересуется по преимуществу более общими историческими и национальными закономерностями. Убежденный сторонник позитивизма[2](философская основа КИШ), один из основоположников натуралистической теории, Тэн ищет систему, которая в искусстве, как и в науке, позволила бы опереться на прочные основы.

Трагическая судьба Марло в чем-то перекликается с трагическим миром, возникающим в его пьесах. На исходе XVI века было ясно, что этот великий век вовсе не являлся идиллическим.

В главе об историческом своеобразии литературы немецкого Возрождения речь идет о том, что и в эпоху Реформации даже политически умеренные бюргерские авторы были втянуты в бурный поток событий: это было время больших масштабов, больших дерзаний, больших надежд. Всеобщее внимание было приковано к судьбам отчизны. Рушились вековые устои средневековья. Поэтому комнатно-интимная поэзия не отвечала требованиям времени. Литература искала для себя обширного поприща. Писатели охотно выходили на площадь и обозревали многолюдную толпу людей. Они любили на страницах своих творений устраивать шумные сатирические карнавалы, участниками которых являлись представители всех сословий. Они звали на суд правды все существующее.

23.3.(4.4).1833, Саратов — 26.11(9.12).1904, Петербург

Также подписывался: А.; —А—; А. А.; А. Б.; А. В.; А. Н.; А. Н. П.; А. П.; А. Р.; В.; В. Н.; В—н, А.; Д.; Д. О.; Н.; П.; П—н, А.; П——нъ А.; Р.; Т.; Ц.; P. (латинск.).


историк литературы и общественной мысли, этнограф, археограф, критик и публицист

член-корреспондент Императорской Академии Наук (1891), академик Императорской Академии Наук (1898), вице-президент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (24.07.1904 — 01.09.1904)

Учениками Пыпина признавали себя Алексей Н. Веселовский, В. И. Семевский, С. А. Венгеров, П. Е. Щеголев, П. Н. Сакулин, Н. К. Пиксанов и др.

Читайте также: