А ляпидевский челюскинцы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В августе 1933 года новейший пароход "Челюскин" вышёл из Мурманска и направился во Владивосток через Северный - Ледовитый океан, в свой первый , и как оказалось, последний рейс. По началу экспедиция шла очень удачно и корабль не встречал серьёзных преград, но в Беринговом проливе, за считанные мили до выхода в Тихий океан, "Челюскин" был зажат льдинами и утонул всего за два часа. На льдах оказались 104 человека. Через два дня была сформирована группа из лётчиков, которым предстояло снять "челюскинцев" со льдов. Семеро из них стали первыми Героями Советского Союза. Как сложилась их судьба после совершённого подвига?

Анатолий Ляпидевский(1908 - 1983)

К 1934 году, Ляпидевский был уже опытным лётчиком, отслужившим несколько лет в армии и закончившим несколько училищ, но находившийся в запасе. На момент этих событий, он находился на дальнем Востоке и был срочно мобилизован.

Ляпидевский первым обнаружил ледовый лагерь, только после 29 вылета. Первым делом, он спас 10 женщин и двух детей. 20 апреля 1934 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза, первому в стране. После этого, Ляпидевского взяли обратно в армию и повысили. Великую Отечественную войну он встретил в качестве директора авиационного завода и только в мае 1942 года попал на фронт, став заместителем командующего 19-й воздушной армии. После войны, он работал в министерстве авиационной промышленности и возглавлял несколько заводов, дослужившись до генерал - майора.

Сигизмунд Леваневский(1902 - 1937)

В Красной Армии с 16 лет. Участник Октябрьской революции и Гражданской войны, один из первых лётчиков морской авиации. Леваневский был один из самых известных лётчиков страны, заслуживший славу сверхдальними перелётами: из Европы в Сибирь, а также спасал американского лётчика на Дальнем Востоке и доставлял того на Аляску.

В 1934 году он был привлечён к операции по спасению "челюскинцев" и отправился в США для закупки новых самолётов. По пути из Америки, его самолёт попал в аварию и Леваневский не совершал вылетов на льдину, однако доставил к пострадавшем хирурга, чем спас несколько жизней, и вторым получил звание Героя Советского Союза. В 1935 году, он задумал совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Сан-Франциско, но потерпел неудачу. 12 августа 1937 года, Леваневский вылетел из Москвы на экспериментальном ДБ - А, с целью добраться до Аляски, но над Якутией у него отказал двигатель, о чём успел сообщить пилот перед падением.

Василий Молоков(1895 - 1982)

Начинал службу в императорской армии, как моряк, но позже был переведён в авиацию. Во время Гражданской войны воевал на нескольких фронтах против различных сил, где заслужил первые награды.

После войны, Молоков много учился и перешёл в гражданскую авиацию, совершая перелёты в Сибири. В 1933 году, он летал над Северным - Ледовитым океаном, с целью поиска новых морских путей. Спустя год, лётчик принимает участие в спасательной операции и вывозит со льдины больше всего людей - 39 человек. так, Молоков стал третьим Героем Советского Союза. В дальнейшем он совершает несколько знаменательных перелётов над Дальним Востоком и открывает несколько новых морских путей. Во время Великой Отечественной войны занимался созданием новых аэропортов и налаживанием снабжения через Сибирь ленд - лиза, а с 1943 года командовал армией на фронтах. После войны вернулся в гражданскую авиацию и дослужился до генеральского звания.

Николай Каманин(1908 - 1982)

Сделал самую успешную карьеру среди той группы лётчиков. Именно Каманин, как самый талантливый и опытный был назначен командующим операцией.

Он спас 34 полярников и успешно организовывал вывоз остальных, за что получил звание Героя Советского Союза. Принимал участие в советско - финской войне и служил в Средней Азии. С июля 1942 года на фронтах Великой Отечественной, где командовал корпусами и разработал уникальную тактику для Ил-2. Успешно командовал во всех ключевых операциях 1942 - 1945 годов. После войны остался на высоких должностях в авиации, с 1958 года заместитель командующего ВВС. В 1960 году Каманин руководил программой по отбору и тренировке первых космонавтов. С этой задачей он успешно справился, создав отряд лётчиков - космонавтов во главе с Гагариным. В 1967 году получил звание генерал - полковник, а спустя четыре года ушёл в отставку.

Посоревноваться в регалиях с Каманиным мог ещё один участник спасательной операции, про которого вы узнаете во второй части, посвящённой первым Героям Советского Союза.

Челюскин

К 85-летию спасения челюскинцев. Первый Герой Советского Союза

К 85-летию спасения челюскинцев. Первый Герой Советского Союза

К 85-летию спасения челюскинцев. Первый Герой Советского Союза

В 1949 году А. В. Ляпидевский был назначен по приказу самого Сталина в сверхсекретный КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), где группой физиков-ядерщиков под руководством И. Е. Тамма и А. Д. Сахарова разрабатывались блоки автоматики для водородных бомб.
Вот так к 1954 году герой-летчик снова стал директором. И до 1961 года Ляпидевский работал в должности директора этого самого опытного завода КБ-25.
В 1961 году произошло событие, которое в очередной раз круто изменило судьбу Ляпидевского.
Во время испытаний самой мощной в мире 50-мегатонной водородной бомбы над Новой Землей, Ляпидевский, как и все участники правительственной комиссии, получил жесткую дозу облучения.

К 85-летию спасения челюскинцев. Первый Герой Советского Союза

К 85-летию спасения челюскинцев. Первый Герой Советского Союза

К 85-летию спасения челюскинцев. Первый Герой Советского Союза

Анатолий Ляпидевский

Анатолий Васильевич Ляпидевский. Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) - умер 29 апреля 1983 года в Москве. Прославленный советский лётчик, генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза (1934).

Анатолий Ляпидевский родился 10 (23 по новому стилю) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне это Краснодарский край).

Отец был священником, также как и другие предки Анатолия по отцовской линии (они жили в Тульской губернии).

По национальности русский.

Детство провёл в станице Старощербиновской и городе Ейске Кубанской области (ныне Краснодарского края). Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.

В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В 1928 году — Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем — лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков.

В 1933 году Анатолий Ляпидевский был отправлен в запас. Он ушел из армии в Гражданский Воздушный Флот и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую, в Чукотский отряд Управления полярной авиации Главсевморпути. Работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского Воздушного флота (ГВФ). Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта очень тяжелая, но освоив ее, Ляпидевский перевелся на Крайний Север.

Экипажу АНТ-4, в который помимо командира самолета Анатолия Ляпидевского входили второй летчик Е.М. Конкин, штурман Л.В. Петров и бортмеханик М.А. Руковской, предстояло не просто найти дрейфующую льдину, но и посадить на импровизированный аэродром тяжелый самолет, чего еще никому в мире не удавалось. Помимо всего прочего, летчики боролись с непогодой – сильнейшими морозами и ветрами.

Более того, для того чтобы завести двигатели необходимо было разогреть масло в них, а разогревали его открытым огнем и затем заливали в картеры двигателей. Да и грелась вода и масло очень долго. Причем, заводились двигатели далеко не одновременно, бывало частенько так: один уже завелся, а другой долго не мог запуститься, в итоге – не хватало банального светового дня для полета на поиски. И так каждый день, с каждым двигателем.

После первого полета на льдину Ляпидевский неоднократно вылетал из Уэлена к лагерю челюскинцев, но из-за погоды не мог к нему пробиться. 15.03.1934 г. он должен был доставить запас горючего в Ванкарем. Однако во время полета в одном из двигателей его машины сломался коленчатый вал. Ляпидевскому пришлось идти на вынужденную посадку. При этом самолет повредил шасси и выбыл из строя. Ляпидевский не вернулся на аэродром и в отсутствии связи пропал без вести.

А.В. Ляпидевский совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и 2 ребенка.

Анатолий Ляпидевский 2

С 1935 года вновь в рядах армии.

В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1939 года — заместитель начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, директор авиационного завода № 156 (г. Москва, с октября 1941 года — г. Омск).

В 1940 году тридцатидвухлетний А.В. Ляпидевский был назначен директором авиационного завода №156 (Москва).

C середины октября 1941 года авиазавод № 166 вышел в нормальный производственный режим, в сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый фронтовой бомбардировщик Ту-2.

В мае 1942 года А.В. Ляпидевский был переведен из Омска в Подмосковье на должность начальника отдела испытаний Научно-испытательного института ВВС. Но Ляпидевский хотел воевать, и в сентябре 1942 года он был назначен заместителем командующего ВВС 19-й армии по тылу.

В декабре 1942 года — сентябре 1943 года служил помощником начальника и начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт). Участвовал в обороне Заполярья. На его плечах лежала забота о сотнях вернувшихся из боя машин, а что такое ремонт техники в условиях полевых аэродромов Заполярья — это понять может только тот, кто там сам служил.

В 1946 году А.В.Ляпидевскому присвоили звание генерал-майора и назначили главным контролёром Министерства госконтроля СССР.

Анатолий Ляпидевский 3

В 1954-1961 годах А.В.Ляпидевский работал в должности директора опытного завода КБ-25. В 1961 году, когда во время испытаний самой мощной в мире 50-мегатонной водородной бомбы над Новой Землей все участники правительственной комиссии получили жесткую дозу облучения. По этой причине в том же 1961 году Ляпидевский по состоянию здоровья вышел в отставку.

Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский

Личная жизнь Анатолия Ляпидевского:

С 1935 года был женат на Ирине Ляпидевской. В 1937 году у них родился сын Роберт - его назвали в честь знаменитого полярного исследователя Роберта Пири. Позже у пары родилась дочь Александра.

Анатолий Ляпидевский с женой и сыном

Анатолий Ляпидевский с женой и сыном

Роберт Ляпидевский учился в Нахимовском училище, затем стал актером кукольного театра имени С.В. Образцова.

Не минула сия судьба и первого Героя Советского Союза, знаменитого полярного летчика Анатолия Ляпидевского.

28 полетов впустую

Хозяин дома — в ладном спортивном костюме, с густой шапкой седых волос, так похожий и одновременно не похожий на того молодого летчика, который глядит на нас с огромного портрета на стене. Вихрастый, в меховой одежде и унтах, улыбается он из того легендарного времени, словно приглашая хозяина кабинета, то есть себя самого, пережить заново те тревожные дни 1934 года.


Из воспоминаний А. В. Ляпидевского:


Относительное подобие аэродрома в этом регионе имелось только в поселке Уэлен, где и размещался единственный на северо-востоке радиоцентр. Радист экспедиции Эрнст Кренкель передавал в Уэлен работавшей там знаменитой радистке Людмиле Шрадер всю информацию со льдины и ее координаты, она передавала их экипажу Ляпидевского, после чего он вылетал на поиски.


Из воспоминаний А. В. Ляпидевского:

Они качали на руках и подбрасывали членов нашего экипажа.

Здесь же было принято решение первым рейсом забрать женщин и двух девочек. Полет туда и обратно в Уэлен занял у меня пять с половиной часов. А когда все закончилось и мы прочитали радиограммы, в которых говорилось, что нам, летчикам, правительство Страны Советов присваивает звание Героев Советского Союза, — это было непостижимо. Только потом, когда ехали через всю страну и весь народ ликовал, мы осознали все, что произошло за эти трудные месяцы в Арктике.

Этим шутливым званием по дружбе наградил Ляпидевского уже упоминавшийся знаменитый полярный радист и не менее известный шутник Эрнст Кренкель, с которым Анатолий Васильевич возвращался домой в одном купе того самого поезда, который с многочасовыми остановками вез спасенных челюскинцев и героев-летчиков из Владивостока в Москву.


Из воспоминаний А. В. Ляпидевского:

Более четырех десятилетий я не могу забыть те давние дорожные торты. Именно они все эти годы напоминают мне о тех трогательных знаках внимания, которые оказывали нам на всем пути от Владивостока до Москвы.

Мне этот факт на всю жизнь запомнился. И не тем, что мастера-кондитеры соревновались друг с другом. Они с душой делали свою работу, они старались сделать ее как можно лучше. И мы, конечно же, по достоинству оценили их мастерство.

Тихое признание Сталина


Заглядывая в листок, он продиктовал по телефону редакционной стенографистке: «Летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому двадцать шесть лет. Абзац. Он родился в 1908 году, в семье учителя. Двенадцати лет ушел на заработки в станицу Старощербенскую на Кубани, почти четыре года батрачил. Осенью 1924 года переехал в город Ейск, там вступил в комсомол. Больше года работал на маслобойном заводе.

Из воспоминаний А. В. Ляпидевского:

Несколько дней спустя после возвращения, участникам экспедиции и нам, семи летчикам, была устроена торжественная встреча с москвичами, а затем и с руководителями государства. Немногочисленный прием проходил в Георгиевском зале.


Позже пилот Ляпидевский успешно закончил высшее учебное заведение Военно-воздушных сил Советского Союза. А тогда, после высокопоставленного приема в Кремле, Анатолий Васильевич возвращался домой со своим не менее знаменитым другом Эрнстом Теодоровичем Кренкелем.

Из воспоминаний Э. Т. Кренкеля:

Хорошо помню, как через пять лет после нашего спасения, в 1939 году, мы получали с Ляпидевским Золотые Звезды Героя Советского Союза. Дело в том, что звание было учреждено 16 апреля 1934 года, а знак отличия — Золотая Звезда — появился в 1939 году. Судьба свела нас в один и тот же день в Кремле. На обороте каждой Золотой Звезды имеется очередной номер.

Любимый зять

Последнее воспоминание А. В. Ляпидевского:

Я уже трижды дед. В те самые дни, когда вывозил из лагеря женщин и двух девочек, сам ждал прибавления семьи. В тот год у меня родилась дочь Александра. Она закончила ВГИК по профессии кинорежиссер-документалист.

В 1937 году у меня родился сын. В память о покорителе Северного полюса Пири я назвал его Робертом. Он артист Московского кукольного театра. И еще один актер в нашей семье — мой зять Анатолий Кузнецов.

Читайте также: