6 лет краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Центральные персонажи – князья династии Рюриковичей, а также церковные иерархи.

После великого потопа и смерти Ноя перед его сыновьями встал вопрос, как разделить земли, чтобы никого не обидеть. В результате раздела Хам стал владельцем земель на юге. Симу отошел восток. Иафету достались земли северные и запад. Братья условились между собой никогда не вступать в долю друг друга, живя каждый в своей части. Человечество на тот момент было единым. Их численность увеличивалась. Тогда было решено построить столп до неба, и возле него возвести Вавилон. Сорок лет его строили, но так и не достроили. Бог спустился на землю оценить строительство и остался недоволен. Он разрушил столп, смешал и разделил людей на 72 народа, раскидав их по матушке земле.

От одного из них получились славяне, поселившись на землях потомков Иафета. Многие из них осели на Дунае и Днепре. Каждый из народов назывался по имени того места, где оседал. Поляне жили на полянах. Это был стыдливый, тихий и кроткий народ, сохранивший обычаи отцов. Древляне, живущие в лесной чаще были подобны диким зверям. Для них не было ничего святого. Делали что хотели. Убивали своих, ели нечистое, семей не заводили, но при желании могли умыкнуть чужую девицу. Точно так же себя вели половцы.

Святой Андрей отправляется вверх по течению Днепра. По дороге видит сказочно красивое место. Он сказал ученикам, что здесь будет возведен великий город. Позже здесь появится город Киев, названный в честь Кия, одного из полян. После его смерти власть перешла хазарам, требующим платить подать. Тогда поляне дают с каждого дома по мечу. Старейшины удивлены. Они предрекают полянам, что в скором времени дань будут собирать они.

После смерти Рюрика княжество перешло к Олегу, его родственнику. Он выселяет из Киева Аскольда и Гира, а сам занимает их место. Киев становится столицей земли русской. Олег возводит новые города, взимает дань с племен, завоевывает земли. Покорив Царьград получает прозвище Вещий. Укус ядовитой змеи лишает его жизни. Власть переходит Игорю. Народ не признает нового правителя. Тогда он идет на древлян и налагает на них еще большую дань. Поход на Царьград окончился полным провалом. Укрепив флот, Игорь идет на Византию, уверенный в победе. Византийский царь предлагает Игорю дань. Князь соглашается, но ему показалось этого недостаточно. Он возвращается к древлянам, чтобы собрать с них еще, вызвав гнев и ненависть к себе. Игоря убивают.

После его смерти, Ольга возвращается в Киев, чтобы отомстить убийцам мужа. Молодая вдова завидная партия для повторного замужества. Древляне, убившие Игоря из-за его жадности и алчности, засылают к ней сватов. Ольга была хитра и коварна. Она устроила ловушку для них. После этого, собрав войско, двинулась на древлян с единственной целью разнести их в пух и прах.

Начало княжения Святослава, сына Игорева

Ольга отправляется в Царьград. Византийский царь пленен умом и мудростью женщины. Он задаривает ее подарками и делает ей предложение. Свадьба не состоялась из-за того, что Ольга призналась в том, что она язычница. Царь с патриархом крестят ее. Константин становится ее крестным, а по христианским законам жениться на крестной дочери противозаконно. Ольга возвращается в Киев. Там она и доживала до конца дней своих в заботах о сыне Святославе и внуках.

Святослав вырос и возмужал, став отличным воином. Много городов взял, но его целью был Переяславец, где он планировал жить. Болгары не приняли его. Разгневанный, он угрожает грекам, что завоюет Царьград, так же как и Переяславец. Византийский царь, узнав про планы Святослава посылает к нему греков с дарами от которых он отказывается, взяв только оружие.

Период правления князя составил 28 лет. Смерть он принял от рук печенежского князя Куря. Из черепа Святослава сделали чашу, используя ее как сосуд для питья вина. Власть переходит его сыну Владимиру, похотливому развратнику и язычнику. Долгое время он не мог определиться какую веру принять, остановившись в итоге на христианстве. Повлиял на ход его решения брак с христианкой, сестре византийских царей.

Об убиении Бориса

Следующим на престол после смерти Владимира взошел его старший сын Святополк. Не все были рады такой смене власти. Народ желал видеть другого правителя на престоле, Бориса, младшего сына Владимира. Святополк ненавидел Бориса и мечтал его погубить. Подговорил он своих поданных на преступление. Проткнули Бориса копьями, подкравшись в шатер, когда он лежал на кровати своей.

Одной смерти Святополку показалось мало. Следующей жертвой должен стать другой его брат, Глеб. Обманом заманил он его к себе, сославшись на болезнь отца. Услышав о том, что отец захворал и дни его сочтены, Глеб не раздумывал ни минуты. Он седлает коня и мчится со своею дружиной, боясь опоздать и не успеть попрощаться. Посланные Святополка захватили корабль Глеба, а его самого зарезали, как ягненка. Глеба похоронили рядом с Борисом. Возрадовался убийца злодеяниям своим. Загордился собой. Решив на этом не останавливаться, Святополк задумал уничтожить всех братьев, чтобы в одиночку владеть русскою землей.

Ярослав, узнав о злостных деяниях брата - разгневался. Печальные вести сыпались на него одна за другой. Смерть братьев, отца, воинов из дружины и всему виной один человек, его брат. Ярослав собирает войско и идет на Святополка. Услышав, что брат идет на него войной, Святополк собирает бесчисленное количество воинов и выходит с ними на берег Днепра, противоположный тому на котором был Ярослав.

Начало княжения Ярослава в Киеве

Три месяца стояли братья напротив друг друга по разные стороны Днепра, не решаясь вступить в бой. Пока Святополк пил с дружиной, Ярослав переправился на берег. Сошлись они в схватке кровавой. Затрещал под ними лед. Победа была явно на стороне Ярослава. Святополк, понимая, что бой проигран, бежит в Польшу. Не давала ему покоя победа Ярослава. Объединившись с Болеславом и поляками он вновь идет на брата. Благодаря уму Болеслава на этот раз победа на их стороне. Ярослав бежит в Новгород. Собрав войско, Ярослав наносит ответный удар. Святополк бежит к печенегам. В скором времени у Ярослава рождается сын, нареченный Владимиром.

Наслаждаться спокойной семейной жизнью не давал брат Мстислав. Прийти к мирному соглашению удалось при помощи договора. Только когда они разделили по Днепру земли, Мстислав успокоился.

У Ярослава рождается третий сын, Святослав. Четвертого сына назвали Всеволод. После смерти Мстислава, Ярослав полностью берет власть в свои руки. Во времена его правления вера христианская стала плодиться и расширяться. Всюду появлялись монастыри и церкви. Благодаря ему стало развиваться книжное чтение. Перед смертью состоялся между ним и его сыновьями серьезный разговор. Князь просил детей жить мирно, во всем слушаясь друг друга. Разделив между ними города, приказал никогда не переступать границ владений других братьев и изгонять их. Похоронили его в Киеве, доставив гроб в церковь святой Софии.

Начало княжения Изяслава в Киеве

Исполняя волю покойного отца, заняли братья свои престолы по разным городам. Старшему сыну Ярослава, Изяславу достался Киев. Неспокойные были времена. Всюду войны кровавые, битвы великие. Половцы наступали, не останавливаясь ни перед чем. После первого поражения с ними, Изяслав и Всеволод бежали в Киев. Святослав нашел спасение в Чернигове. Киевляне прибежали к князю с просьбой дать им оружие и коней и еще раз сразиться с неприятелем. Не послушал их князь, отказал, вызвав гнев народа. Взбунтовалась толпа, вынудив Изяслава бежать из города. Нельзя оставлять такие поступки безнаказанными. Князь, собрав войско возвращается в Киев, где жестоко наказывает зачинщиков бунта за своеволие, восстановив свою репутацию и вернув власть.

Во время жестокой сечи близ Чернигова погибает Борис, сын Вячеслава и Изяслав, сын Ярослава. Плакал о князе весь город, любим он был народом. Не отвечал он злом на зло, прощая людям их ошибки. Был добрым человеком. Ненавидел ложь, признавал лишь правду.

Начало княжения Всеволода в Киеве

После смерти Изяслава престол занял его сын Всеволод, став князем всея Руси. Своему сыну Владимиру он отдал Чернигов. Ярополку достался Владимир и Туров. Больших трудов стоило ему отбивать атаки, претендующих на трон племянников, желающих заполучить ту или иную волость. Много сил и нервов было потрачено на то, чтобы удержать власть любой ценой. Кровные междоусобицы значительно подорвали здоровье Всеволода. Князь старался продолжить дело князя Ярослава, занимаясь продвижением христианства в массы. Православные церкви строились, создавались монастыри. В последние минуты жизни с ним рядом были его сыновья Владимир и Ростислав. Погребение состоялось в храме св. Софии в г. Киеве. В памяти людей он оставил исключительно хорошие воспоминания. Он был боголюбивым человеком. Любил правду. Жалел сирых и убогих, воздерживался от пьянства и похоти.

Владимир встречается со Святополком, претендующим на престол отца. Уладить вопрос путем мирных переговоров не получилось. Планы были нарушены наступлением половцев, держащих путь на Русь. В неравной схватке с врагом братья терпят поражение. Их народ оказывается во вражеском плену. Лишь спустя несколько лет братьям удалось одержать победу над половцами. Они пошли в брод через рубеж прямо во вражеский стан. Поскакав на конях на врага, обратили они их в бегство, рубя на ходу головы ненавистных половцев. Были перебиты все иноплеменники во главе с их князем Тугорканом.

Поучение

Владимир Мономах решил составить грамоту. Некое послание для потомков. Если кому-то не понравится сие чтение, просьба не глумиться над стариком. Смысл его заключался в том, чтобы творить добрые дела, не соревноваться с хитрыми и лукавыми, не завидовать творящим беззаконие. Лишь кроткие по характеру люди унаследуют землю и насладятся миром. Господь накажет тех, кто замышляет плохое и накажет их, зная, что настанет день и все вернется грешному. Надо всегда помогать тому, кто нуждается в помощи. Давать милостыню просящим и не ждать ничего взамен. Душа человека должна быть чистой и непорочной. Тело худым, беседа кроткой. Строго следовать слову Господне. Ни лениться, не суетиться. Не забывать благодарить бога за каждый прожитый день. Молиться перед сном. Только так можно победить дьявола. Не убивать ни праведного, ни виновного. Не клясться, ни креститься без нужды. Старых чтить, как отца. Молодых, как братьев своих. Не забывать больных. Навещать их как можно чаще. Провожать покойника, ибо все смертны. Каждому, проходящему мимо, говорить доброе слово напутствия. Любить жену, но не давать ей власти над собою. Превыше всего иметь страх Божий. Если все послание не удастся запомнить, то надо стараться как можно чаще просто перечитывать его. Хорошее не забывать, чего не умеешь, учиться.

Продолжение по Ипатьевской летописи

Пришла в голову Владимира мысль позвать Святополка с собой на борьбу с язычниками. Дружина Святополка отговаривала его от похода. Однако он решил, что такие серьезные дела необходимо решать сообща. Братья решили встретиться и обговорить этот вопрос в шатре, каждый со своей дружиною. Долго они не могли определиться, кто первый начнет разговор. В итоге слово первое молвил младший из братьев, Владимир. Беседа была долгой, но результативной. Поход на половцев состоится.

Битва была жесткой. Многочисленное войско половецких и русских воинов сошлись в смертельной схватке. Много потерь было среди своих и чужих. Падали люди с обеих сторон. Струсили половцы перед натиском русских. Ударились в бега. Господь бог был в этот день на стороне русских князей. Не без его помощи удалось одержать победу, сокрушив врага. Возвратились князья домой с великой славою. Молва об их победе разнеслась по всем городам и весям.

Людям явилось очередное знамение. Ничего хорошего оно не предвещало. Увидели в нем предвестника смерти Святополка. Вскоре после этого разболелся князь. Болезнь оказалась сильнее. В апреле месяце Святополк скончался. Похоронили его в церкви святого Михаила, которую он сам когда-то построил. Народ и дружина князя искренне оплакивали его. После смерти мужа, княгиня раздала все богатство по монастырям, попам, сирым да убогим. Люди удивлялись и поверить не могли в такую щедрость. На десятый день киевляне посовещались и послали гонцов к Владимиру Мономаху с просьбой прийти в Киев и занять престол. После этого Владимир долго плакал. Он никак не мог прийти в себя после смерти брата. В Киев решил не ходить. Киевляне оказались весьма настойчивы. Они пришли к Владимиру во второй раз и предупредили, что если он откажется от престола, то много зла произойдет. Их доводы возымели должное действие. Князь дал утвердительный ответ.

Начало княженья Владимира, сына Всеволодова

Встречали Владимира в Киеве со всеми подобающими почестями. Занял он стол отца своего и деда. Все люди были рады этому событию. Половцы, прослышав о кончине Святополка, двинулись к Выру. Владимир, собрав сыновей и племянников, двинулся туда же. К нему присоединился Олег. Половцы в страхе бежали.

Своих сыновей Владимир рассадил по разным городам. Одного в Переяславле, другого в Смоленске. Святослава после смерти похоронили в Переяславле, где он правил последнее время. Русские князья, братья по крови, Владимир, Давыд и Олег собрались для обсуждения серьезного вопроса. Решили они перенести мощи Бориса и Глеба в церковь каменную, возведенную ими в знак памяти им. Сначала освятили церковь, а уже потом перенесли туда тела. Много народу собралось в тот день. После отпевания был накрыт огромный стол. Три дня ели нищие и странники, случайно оказавшиеся в этих местах.

И снова знамение показало, что быть беде. Умирает Олег Святославович. Владимир строит мост через Днепр.


Место и время действия

Летопись описывает события с библейских времён до XII века, происходившие на территории Киевской Руси.

Главные герои

  • Главными героями произведения являются князья династии Рюриковичей.

Краткое содержание

Одним из народов оказались славяне, занявшие земли потомков Иафета. Многие из них осели на берегах Днепра: поляне жили в полях, древляне обитали в лесу.

После смерти братьев поляне оказались во власти хазар, которые потребовали платить им дань. Поляне передали им с каждого дома по мечу. Увидев столь необычную дань, старейшины хазар предсказали, что поляне в будущем будут сами собирать дань с других народов.

Византийский царь, оценив военную мощь князя Игоря, предложил ему богатую дань. Посоветовавшись с боярами, князь согласился. Алчные дружинники Игоря надоумили его взять еще дань с древлян, но те взбунтовались и убили князя.

После смерти Игоря осиротела его жена Ольга и маленький сын Святослав. Древляне хотели выдать ее в жены своему князя. Однако женщина не только не допустила этого, но и отомстила убийцам мужа, уничтожив их.

Начало княжения Святослава, сына Игорева

Повзрослев, Святослав собрал большое войско и начал вести войны. Он прославился как сильный, выносливый и неприхотливый воин, который неизменно одерживал победы.

После 28 лет правления Святослав был убит печенежским князем Курей, который сделал из его черепа чашу и пил из нее вино.

Владимир распорядился уничтожить всех идолов, а на их местах воздвигнуть церкви. Он приказал всем своим подданным явиться к реке, чтобы провести обряд крещения – так Русь стала православной.

Об убиении Бориса

Узнав о бесчинствах брата, Ярослав собрал всю свою новгородскую дружину, войско варягов и отправился в Киев, чтобы отомстить Святополку за смерть братьев.

Начало княжения Ярослава в Киеве

Начало княжения Изяслава в Киеве

В 1068 году прибыло огромное войско половцев. Изяслав с братьями вышли ему навстречу, однако были вынуждены в страхе бежать. Киевляне решили еще раз дать отпор половцам, но Изяслав их не послушал. Его подданные подняли бунт, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с войском, то жестоко наказал зачинщиков бунта и полностью восстановил свою власть.

Изяслав, сын Ярослава, был убит в 1078 году.

Начало княжения Всеволода в Киеве

Сын Всеволода, Владимир, решил встретиться со Святополком, который также претендовал на Киевский престол, и уладить все споры миром. Однако их претензии на власть были остановлены огромным войском половцев, которые двинулись на Русь. В той битве потерпели князья великое поражение, и простые люди оказались пленниками половцев. Лишь спустя несколько лет Святополку и Всеволоду удалось наказать половцев и спасти из плена свой народ.

Поучение

Продолжение по Ипатьевской летописи

Начало княженья Владимира, сына Всеволода

Заключение

Данное произведение, имеющее большое значение для русской литературы, было призвано передать потомкам традиции и обычаи того времени, увековечить идею могущества русского государства.

После потопа и смерти Ноя три его сына делят между собой Землю и договариваются не преступать во владения друг друга. Бросают жребий. Иафету достаются северные и западные страны. Но человечество на Земле еще едино и на поле около Вавилона больше 40 лет строит столп до небес. Однако Бог недоволен, он сильным ветром рушит недоконченный столп и рассеивает людей по Земле, разделяя их на 72 народа. От одного из них и происходят славяне, которые живут во владениях уже потомков Иафета. Потом славяне приходят на Дунай, а оттуда расходятся по землям. Славяне мирно оседают по Днепру и получают названия: одни — полян, потому что живут в поле, другие — деревлян, потому что сидят в лесах. Поляне сравнительно с другими племенами кротки и тихи, они стыдливы перед своими снохами, сестрами, матерями и свекровями, а, например, деревляне живут скотски: убивают друг друга, едят всякую нечистоту, не знают брака, но, набросившись, умыкают девиц.

О путешествии апостола Андрея

О Кие

В земле полян обитают три брата, каждый со своим семейством сидит на своем приднепровском холме. Первого брата зовут Кий, второго — Щек, третьего — Хорив. Братья создают город, называют его Киев по имени старшего брата и живут в нем. А около города стоит лес, в котором поляне ловят зверей. Кий едет в Царьград, где византийскии царь оказывает ему великую честь. Из Царьграда Кий приходит к Дунаю, ему нравится одно место, где он строит маленький городок по прозванью Киевец. Но осесть там ему не дают местные жители. Кий возвращается в свой законный Киев, где достойно завершает свою жизнь. Щек и Хорив тоже тут умирают.

О хазарах

О судьбе Аскольда и Дира. 862−882 гг.

Аскольд и Дир идут войной на Византию, двести их кораблей осаждают Царьград. Стоит тихая погода, и море спокойно. Византийский царь с патриархом молятся об избавлении от безбожной руси и с пением обмакивают в море ризу святой Богородицы. И вдруг поднимаются буря, ветер, встают огромные волны. Русские корабли сметает, приносит к берегу и разбивает. Мало кому из руси удается спастись и вернуться домой.

О деятельности Олега. 882−912 гг.

О смерти Игоря. 913−945 гг.

После смерти Олега наконец начинает княжить неудачливый Игорь, который хотя уже и стал взрослым, но ходил в подчинении у Олега.

Как только умирает Олег, деревляне затворяются от Игоря. Игорь идет на деревлян и налагает на них дань больше Олеговой.

О мести Ольги. 945−946 гг.

О крещении Ольги. 955−969 гг.

Ольга любит своего сына Святослава, молится за него и за людей все ночи и дни, кормит сына, пока он не вырастает и возмужает, затем сидит со своими внуками в Киеве. Потом разбаливается и через три дня умирает, завещав не творить по ней тризны. У нее есть священник, который ее и хоронит.

О войнах Святослава. 964−972 гг.

О крещении Руси. 980−988 гг.

Владимир был сыном Святослава и всего лишь Ольгиной ключницы. Однако после гибели его более знатных братьев Владимир начинает княжить в Киеве один. На холме около княжеского дворца он ставит языческие идолы: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. Им приносят жертвы, приводя своих сыновей и дочерей. Сам Владимир охвачен похотью: помимо четырех жен у него триста наложниц в Вышгороде, триста — в Белгороде, двести — в сельце Берестове. Он ненасытен в блуде: приводит к себе и замужних женщин, растлевает девиц.

Владимир велит по городам строить церкви на тех местах, где раньше стояли идолы, и на крещение приводить людей по всем городам и селам, начинает собирать детей у своей знати и отдавать в ученье книгам. Матери же таких детей плачут о них, словно о мертвых.

О борьбе с печенегами. 992−997 гг.

О расправах с волхвами. 1071 г.

Об ослеплении теребовльского князя Василька Ростиславича. 1097 г.

О победе над половцами. 1103 г.

Пересказал А. С. Демин. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма, увеличивается рост и вес ребенка, изменяются пропорции тела. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка.

В шестилетнем возрасте продолжают развивать:

- внимание – шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость еще не велика (10-15 мин.) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка;

- память – преобладает непроизвольная память, способны к произвольному запоминанию, легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

- мышление – характерно для детей наглядно-образное и действенно-образное мышление, доступна логическая форма мышления;

- зрительно-пространственное восприятие – способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости, способны различать простые геометрические фигуры, способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Продолжается дальнейшее интеллектуальное развитие – дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов;

- проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;

- имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Продолжается развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь.

В этом возрасте дети способны: правильно произносить все звуки родного языка; простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать сказку или составить рассказ по картинкам; свободно общаются с взрослыми и сверстниками, умеют выразить свою мысль.

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л. С. Выготскому, ведет за собой развитие. Но оно не должно отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, забегание вперед без учета возможностей ребенка приводит к натаскиванию, и не имеет развивающего эффекта. С. Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л. С. Выготского, предлагал говорить о единстве развития и обучения.

Характеристика на воспитанника Характеристика На ___Сергея___, 18.07.2009г. р., проживающего по адресу:. Мальчик воспитывается в неполной семье. Серёжа.

Характеристика детей с различными видами поведения Характеристика детей с разными видами поведения В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития.

Характеристика диагностической программы для детей с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире Цель диагностической программы – выявление уровня сформированности представлений об окружающем мире детей среднего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план на декабрь 2015 года. Общая сетка (средняя группа) Развёрнутое планирование на декабрь месяц Неделя, число Наименование мероприятия Цель Содержание, формы работы 1 неделя с 1декабря по 4.

Педагогическая характеристика Педагогическая характеристика на ___ Дата рождения: Домашний адрес: ___ поступил в детский сад в сентябре.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются.

Возрастная характеристика музыкальных особенностей детей шестого-седьмого года жизни ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ. Шестой и седьмой год жизни. На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно.

особенности развития детей 6 лет

Шесть лет – это старший дошкольный возраст. Основное внимание педагогов и родителей в этот период направлено на подготовку ребенка к школе. Поэтому важно знать, какими знаниями и умениями в норме развития должен обладать будущий школьник.

Содержание статьи:

Интеллектуальное развитие

умственное развитие детей 6 лет

К шести годам у ребенка уже имеется определенный жизненный опыт, который он использует для решения самых разных задач. В этом возрасте малыш должен уметь следующее:

  • использовать в разговоре полученную из книг, мультфильмов, общения со сверстниками и взрослыми информацию;
  • решать головоломки, ребусы;
  • понимать причинно-следственные связи событий;
  • делать выводы и умозаключения на основе полученной информации;
  • уметь различать главные и второстепенные свойства предметов;
  • запоминать и пересказывать сказки, рассказы, мультфильмы;
  • вести длинный монолог;
  • совместно со сверстниками придумывать новые правила знакомой игры.

Шестилетки продолжают активно изучать мир, с удовольствием поглощают новую информацию и задают взрослым множество вопросов.

Развитие речи

развитие речи в 6 лет

В этом возрасте дети много говорят. Они без труда ведут содержательные беседы со сверстниками и взрослыми. Благодаря развитию памяти они могут запоминать все больше новой информации. Словарный запас шестилетки составляет 3–3,5 тыс. слов.

Ребенок в 6 лет должен уметь:

  • грамотно строить предложения, согласовывая между собой части речи;
  • выговаривать все буквы и звуки, не иметь трудностей с произношением;
  • делать простой звуковой анализ слов;
  • подбирать синонимы и антонимы к слову;
  • передавать эмоции с помощью тембра голоса, темпа речи, интонации;
  • давать развернутые ответы на вопросы;
  • обобщать предметы в группы;
  • рассказывать скороговорки;
  • понимать и пересказывать шутки, анекдоты, каламбуры, соответствующие его возрасту.

Диалоги дети старшего дошкольного возраста умеют вести лучше, чем монологи. При пересказе рассказов, фильмов, историй из жизни обращают внимание на основные детали, отбрасывая второстепенные.

Психологическое развитие

Психологическое развитие ребенка в 6 лет

В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами. У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.

Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его.

Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.

Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.

В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.

Сенсорные особенности

сенсорное развитие детей 6 лет

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей идут параллельно. Малыши изучают окружающий мир с помощью органов чувств. Они все рассматривают, трогают, прислушиваются к звукам.

Шестилетки имеют довольно четкие представления о форме, размерах предметов, положении их в пространстве. Дети должны уметь:

  • различать не только цвета, но и множество оттенков;
  • разбивать сложную форму на отдельные части;
  • знать основные свойства предметов, некоторых жидкостей;
  • описывать предмет с помощью прилагательных, указывающих на его свойства (твердый, колючий);
  • понимать, как можно использовать то или иное вещество в зависимости от его свойств (наливать, намазывать, насыпать);
  • описывать простые химические реакции (вода заливает огонь, лед тает в тепле).

Для развития сенсорного восприятия полезно играть с водой, песком, глиной, изучать свойства различных веществ, проводить несложные опыты.

Математические умения

значение математики в 6 лет

Еще до школы многие дети осваивают базовые математические навыки. Шестилетки должны знать следующее:

Это минимальные математические навыки, которыми должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. Но как правило, многие шестилетки умеют считать до ста, писать цифры, решать занимательные задачки.

Физическое развитие

какие физические упражнения должен уметь делать ребенок 6 лет

Ребенок в 6 лет отлично владеет своим телом. У него активно развивается мускулатура, движения уверенные и скоординированные. В шесть лет малыши должны уметь:

  • быстро бегать, высоко прыгать, выполнять сложные движения (кувыркаться, ходить по узкой доске, попадать мячом в цель);
  • уметь чередовать быстрый, средний и медленный бег;
  • оббегать препятствия, не задевая их;
  • лазить по шведской стенке без помощи взрослых, висеть на турнике;
  • ползать на коленях, на животе, задом наперед;
  • делать приседания с прямой спиной;
  • бросать предметы одной рукой;
  • быстро подниматься по лестнице через одну ступеньку.

В этом возрасте ребенка можно научить кататься на двухколесном велосипеде, самокате, плавать. Обязательно нужно делать ежедневную зарядку и играть в активные игры на свежем воздухе.

Мелкая моторика

развитие мелкой моторики в 6 лет

Шесть лет – это возраст активного развития мелких мышц руки, необходимых для учебы в школе. Поэтому ребенок шести лет должен уметь следующее:

  • правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер;
  • ровными линиями соединять точки;
  • рисовать в тетради по клеточкам;
  • рисовать прямые и изогнутые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
  • аккуратно вырезать фигуры из бумаги;
  • лепить из глины и пластилина мелкие детали и соединять их в единую композицию;
  • штриховать, рисовать линии разной толщины;
  • рисовать фигуры, не поворачивая лист бумаги в разные стороны;
  • вдевать нитку в иголку.

В старшем дошкольном возрасте развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. В школе ребенку придется много писать, поэтому важно подготовить мышцы руки к будущей нагрузке.

Память

развитие памяти у ребенка в 6 лет

Память и внимание у старших дошкольников гораздо более развиты, чем у малышей. В шесть лет дети способны концентрироваться на выполняемом деле до получаса. Непроизвольная память пока что преобладает, но и произвольная развивается все лучше.

В 6 лет дети с легкостью запоминают длинные стихи и песни, пересказывают объемные сказки и рассказы. Чем больше эмоционального отклика вызывает информация, тем легче она запоминается. В этом возрасте детям еще сложно запоминать вещи, которые не вызывают у них интереса.

Развитие мышления

Развитие мышления у детей шести лет

Особенностью шестилеток является преобладание образного мышления. Они могут придумывать что-то новое, рисовать рисунки с необычными сюжетами, делать оригинальные поделки, строить сложные композиции из конструктора.

В шестилетнем возрасте ребенок должен уметь:

  • делать выводы и умозаключения;
  • сравнивать предметы по различным параметрам, группировать их, исключать из группы лишнее;
  • находить сходства и различия, ориентируясь на основные признаки предметов;
  • подбирать обобщающее слово для названия группы предметов или явлений;
  • составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • придумывать альтернативную концовку для рассказа, фильма;
  • использовать теоретические знания на практике.

При подготовке к школе нужно обязательно развивать память, внимание и мышление.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Эмоциональное и социальное развитие детей в возрасте 6 лет

На седьмом году жизни малыш уже умеет управлять своими эмоциями, становится менее импульсивным. Он уже осознает себя личностью и начинает активно создавать социальные связи с окружающими людьми.

У ребенка проявляется интерес к новым видам деятельности. Он выбирает все более сложные и интересные игры. Малыш знает основные правила общения с другими детьми и взрослыми, четко понимает границы дозволенного в общении.

Шестилетки уже умеют оценивать результаты своей деятельности, радуются, когда получается хорошо и расстраиваются при неудаче. У них развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Что должен знать ребенок перед школой?

Что должен знать ребенок перед школой

Дошкольники уже хорошо ориентируются в окружающем мире и много знают о нем. Вот небольшая памятка для родителей, о том, что должен знать ребенок перед школой:

  • свои ФИО, а также ФИО родителей;
  • домашний адрес, город и страну;
  • названия времен года, времен суток и их основные признаки;
  • названия всех месяцев и дней недели по порядку;
  • названия животных, окружающих предметов, видов транспорта, растений и т. д.

Нелишними будут умения читать, считать и писать печатными буквами. Чем больше малыш умеет, тем легче он сможет учиться.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Отличия в развитии мальчиков и девочек 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети уже четко понимают свою половую принадлежность и отличают мужское поведение от женского. Девочки пытаются подражать матери, мальчики – отцу.

Игры мальчиков и девочек отличаются. Первые предпочитают активное времяпрепровождение – бег, лазанье по деревьям и т. д., а вторые – спокойные игры с игрушками.

При подготовке к школе девочкам обычно лучше даются навыки письма и чтения. Мальчики лучше разбираются в математике, у них более развито логическое мышление.

Девчонки более эмоциональны. Мальчишки стараются сдерживать свои чувства и не показывать их окружающим.

Выводы

Шесть лет – это возраст подготовки к школе. В этот период у детей усиленно развиваются когнитивные процессы, мелкая моторика рук. Эмоции шестилеток становятся более глубокими, развивается самоконтроль. В шестилетнем возрасте ребенок осознает себя как личность.

Читайте также: