42 дня силен эдгар краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Было бы странно видеть ребенка, который думает о себе: я – русский. Или: я – еврей. Я – цыган. В любом случае, в детстве эта условная информация ни капли не добавляет к миру, в котором мы растем.

Это взрослые игры. Особенно непропорциональные мирной и счастливой жизни, если у них, взрослых, вдруг появляется идея о превосходстве одной национальности и об эволюционной тупиковости другой. И начинается…

Когда это началось в Париже, Саше было 12, а его брату Жакобу – 6. Они даже не подозревали, что, если им под дверь подбрасывают мусор или когда кто-то взламывает их почтовый ящик и вымазывает в грязи их письма, это имеет отношение к тому, какой национальности была их бабушка. Да и не поверили бы, ведь это звучит так глупо!

Однако у родителей другой взгляд на эти вещи, и они предпочитают уехать из крошечной квартирки на бульваре Вольтера: самим найти работу на юге Франции, который не был оккупирован, а детей спрятать у дяди Жана в… приюте для умалишенных.

За следующие 42 дня жизнь Саши круто поменяется. Да и как ей остаться прежней, если в замке по соседству с ним проживают такие выдающиеся личности, как Нефертити, Шерхан и сразу два Наполеона? Поначалу это смущает и даже пугает мальчика. Но со временем он учится ценить всех, кто его окружает, познает настоящую дружбу, расследует загадочное преступление, совершает непростительную ошибку и делает неожиданное открытие о самом себе.

Честная, отчаянная книга о том, как много в людях человеческого и о том, как оно прекрасно.

Цитата:

— Послушай, Саша… Мне жаль, что ты уезжаешь…
— И ты говоришь мне это только сейчас! Ты же со мной уже две недели не разговариваешь!
— Понимаешь… у меня не было времени!
— Да? Ты же буквально вчера обсуждала меня со своей подругой. Она говорила, что у меня вши, чесотка… А ты ей сказала, что тебе меня жалко!
— Саша, прости, я тут ни при чем! Я не могу больше дружить с тобой, и я не хочу, чтобы другие думали, что мы дружим!
— Но почему? — спросил Саша растерянно.
— Мои родители считают, что…
— Валентина! Вот ты где! — воскликнула надменная дама, возникшая вдруг рядом с ними. — Что ты тут делаешь с этим паршивым мальчишкой?

Саше предстоит провести все лето в городе: у семьи нет денег, чтобы поехать на море. Но есть в его жизни неприятности и посерьезнее. Окружающий мир неожиданно стал враждебным: соседи смотрят косо и подбрасывают под дверь квартиры мусор, одноклассники дразнятся и обзываются, и даже подруга Валентина начала его сторониться… Родители ничего не объясняют, но готовятся к спешному отъезду. Каникулы начинаются для Саши и его брата Жакоба на месяц раньше, и мальчики вместе со своим дядей отправляются в замок, полный тайн, где живут Нефертити, Шерхан и целых два Наполеона. А на чердаке, куда строго-настрого запрещено подниматься, скрывается таинственный незнакомец в железной маске!

Действие романа Силен Эдгар происходит в 1942 году в оккупированной Франции. Саша и его близкие оказываются в опасности, о которой до поры до времени он даже не подозревает. За сорок два летних дня, которые навсегда останутся в его памяти, мальчик обретает друзей, становится по-настоящему взрослым и берет на себя ответственность за судьбу тех, кого любит. И понимает: даже пансион для умалишенных может стать настоящим островком здравомыслия в океане безумия.

1942 год, Франция, оккупированная нацистами. От Саши долго скрывали правду. Он не понимал – ну что такое случилось? Вроде бы была нормальная жизнь, и вдруг он изгой, его как будто все вдруг возненавидели. Но за что? Неясно. Саша обижается, злится. Он так и не успевает выяснить, в чем дело – родители отправляют его с младшим братом к дяде. Саша предвкушает пансион у моря, но оказывается, что дядя заведует приютом для умалишенных. Есть, от чего упасть духом, однако все оказывается не так плохо – приют находится в самом настоящем замке, а его обитатели – Нефертити, два Наполеона, Виктор Гюго, Людовик XIV и Шерхан, а еще чайник – да-да – Эрл Грей – милейшие люди (а также кошки и вещи). А еще там есть Мод с самыми вкусными в мире десертами и ее дети – близнецы Элеанора и Леандр.

Саше нелегко приходится в новой обстановке – он продолжает нервничать, что вполне понятно. Сначала неожиданные дразнилки в школе, теперь родители отправили их куда подальше – что происходит? Но ему удается найти новых друзей, да и занять себя. Похоже, замок таит какую-то тайну. На чердаке кто-то прячется. Кто? Почему его скрывают? Что за странные дела творит по ночам дядя Жан? Вскоре тайны раскрываются, а потом всем приходится бежать…

Отдельно хочется сказать о Наполеонах и компании. Как уморительно описаны их разговоры – не передать. При этом автору каким-то чудом удалось никого ничем не оскорбить – жители приюта описаны с, как мне показалось, исключительной любовью. Читать о них было сплошным удовольствием.

Некоторая сказочность описываемых событий компенсируется жесткой реальностью: бегство, укрытия, концлагеря, вопросы жизни и смерти, гитлеровские установки, ставящие детей – да и не только – в тупик. С чего это вдруг евреи и цыгане – плохие? Как такое вообще могло прийти в голову?

Хотя повествование развивается вполне закономерно, сложно уловить момент, когда история уходит непередаваемо далеко от чердачных тайн, цветущих садов и вкусных пирожных. Этот контраст между началом и концом книги заставляет о многом задуматься. Замок кажется символом детского неведения, и одновременно – потерянным раем, после которого начинается настоящее взросление. В удивительно незаметное присутствие войны сложно поверить – но легко представить.

Книгу читать непременно. Отличная подростковая литература, живая, напряженная, ненавязчиво рассказывающая о важных вещах.

Вторая мировая. Евреи. Не нужно описаний, чтобы уже от этих трех слов тело покрылось мурашками и прошибло холодным потом. Но даже о такой трагедии нужно писать с умом и уж тем более не использовать как явно притягивающие внимание декорации. Наверное, эту книгу Силен Эдгар спасает только то, что она явно предназначена для чтения детьми и подростками (по крайней мере именно в этом возрасте я однозначно была бы ее целевой аудиторией), потому что разве что данный аспект может позволить "простить" истории ее несуразные недостатки:

Во-первых, весьма странно смотрится идея отправки детей в сумасшедший дом, точнее спокойное отношение к этому и такое же времяпрепровождение братьев в подобных условиях. Естественно, даже такой вариант - лучший выход для мальчишек-евреев по сравнению с тем, что ожидало бы их на родине, где свирепствовали фашисты, но сумасшедшие (а именно так и не иначе можно назвать пансионеров дяди, считающих себя Наполеоном, Гюго, чайником и тигром) - это не просто чудаки, какими их пыталась нарисовать автор. И для детворы сожительство с такими людьми явно не является хорошим или хотя бы не приводящим к последствиям - конечно, сами они с ума не сойдут, но психологические проблемы, например, невроз, заработают легко, поскольку сами еще не знают четко граней нормы и "хорошо", лишь учатся этому, а рядом постоянно находятся примеры "перевернутого" мышления.

Во-вторых, не менее, если не более, удивительно умалчивание родителей, выражающееся в том, что их дети не только не понимают, что им грозит в 42-ом году, а даже не подозревают, что они евреи. Оправдываясь, мать и отец, а точнее автор их устами, пытается доказать, что детям рано еще знать о творящихся ужасах, но разве не опаснее беспечно не посвящать сыновей в происходящее, в силу чего те постоянно рискуют и находятся в опасности. На мой взгляд, это невероятно безответственно!

В-третьих, главный герой старший из братьев Саша показан автором с наиболее нересурсной стороны - он так наивен, что уже кажется просто глупым, когда узнав об опасности, хоть и не до конца понимая ее четкую структуру, будто специально усердно подвергает риску жизнью своих родных, близких и тех, кто скрывает их от фашистов. В какой-то момент просто хватаешься за голову, насколько безалаберен пацан в 12 лет - отдельного "умиления" стоит его попытка спасти всех ценой собственной жизни, когда разве что надежда на везение является основанием для веры в успех.

Если бы "42 дня" были написаны для взрослой читательской аудитории, думаю, эта книга не сумела бы перейти рубеж даже двойки - настолько нелепо происходящее на фоне Второй мировой (одни эти слова заставляют шевелиться на голове волосы) и до такой степени "везучие" все варианты исходов в любой ситуации, где в реальности все завершилось бы иначе. Ну а детворе читать будет интересно - они и не заметят за нагнетающими напряжение и сопереживание, даже страх за героев, сказочных моментов. Главное, объяснить им, что не стоит рисковать как Саша, рассказать им в противовес родителям братьев об ужасе нацизма, чтобы они понимали реальность и последствия такой опасности, а также пояснить, что люди, конечно, не становятся плохими, если являются маргиналами (утрированно обобщу), но способны не со зла что-то и совершить, так что нужно всегда иметь это ввиду.

Теме взросления посвящено тысячи книг. Но особенно трогают за душу те, которые рассказывают о том, как дети перестают быть детьми из-за войны. Книга Силен Эдгар именно об этом.

Действие романа происходит в 1942 г. во Франции, оккупированной нацистами. Мальчик по имени Саша начинает замечать, что мир вокруг него становится враждебным: соседи смотрят косо, одноклассники дразнятся, а некоторые друзья начали сторониться… Родители ничего не говорят, но готовятся к отъезду.

Вскоре Саша и его брат Жакоба вместе с дядей отправляются в странный дом, где живут Нефертити и два Наполеона, а на чердаке обитает незнакомец в железной маске. За 42 дня мальчик становится взрослым, обретает новых друзей и учится брать на себя ответственность за других. По истечению этого времени он осознает, что даже пансион для умалишенных может стать убежищем здравомыслия в океане военного безумия.

Похожие статьи:



Привет, мир!

Свежее видео

Анимоксы

Последние статьи

Интервью

Свежие рецензии

Советуем прочитать


Подпишитесь на еженедельную рассылку от Букли и получайте на почту самую важную и интересную информацию.


Оглавление

  • Глава 1. Валентина
  • Глава 2. Блинный сюрприз
  • Глава 3. Поспешный отъезд
  • Глава 4. Большие чемоданы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 42 дня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Посвящается: Бланш — пусть это будет первой исторической повестью, которую ты прочитаешь, Манон и Романе, зеницам моих очей, Синди, Агнес, Майлиг и, конечно же, Софи, вы все — мой компас, Труфу, ты мой север, юг, восток и запад, Барбаре, моей стрелке. Моим читателям — цели моего пути. Ксавье и Эдмону: мне вас очень не хватает.

© 42 Jours. Silène Edgar

Éditions Bragelonne — Paris 2017

Published by arrangement with Lester Literary Agency

— Слушай, давай быстрее! — крикнул Саша. Его начинала выводить из себя медлительность Жакоба. Младший брат задумчиво волочился за Сашей, играя с бумажным корабликом, плывущим в канаве. — Имей в виду! Если ты промочишь ноги, ругать за это будут меня! — заявил Саша, когда Жакоб оказался наконец рядом с ним. Ну что за наказание присматривать за младшим братом!

Вот уже несколько дней Париж пребывал в самом радостном расположении духа. Казалось, город живет в предвкушении скорого отъезда жителей к морю и в горы. Стояли трудные времена, но с возвращением солнца и тепла к людям возвращалось и ощущение праздника. Скоро часть жителей уедет, и большой город снова задышит полной грудью. Парижане выберутся на песчаные пляжи и склоны гор, зеленеющие вдали от серых городских тротуаров.

В плену города останутся лишь те несчастные, у кого не хватает средств на отпуск. Такие, как Саша и его семья. В этот раз они опять никуда не поедут. Саше придется провести еще одно лето, скучая в парке Бют Шомон. Чем больше он об этом думал, тем сильнее у него портилось настроение. У родителей нет ни одного лишнего сантима: денег едва хватает на аренду крохотной квартиры на бульваре Вольтера. О каком море можно говорить? Даже мечтать о таком путешествии не имеет смысла!

Хотя в прошлом году мальчикам все-таки удалось краем глаза увидеть море. На сэкономленные деньги всей семьей они отправились на поезде в Кабур [1] , всего лишь на один день. Дорога заняла целую вечность. И едва они успели зайти в воду, как уже пора было выходить. Нужно признать: даже если бы у родителей были деньги, им, скорее всего, не удалось бы найти время для большого путешествия. Мама и папа — мастера-позолотчики, и в мастерской, где они работают, всегда очень много заказов. Два-три года назад, когда Жакоб еще не ходил в школу, мама оставалась с ним дома. Но с прошлого года ей пришлось вернуться на работу. Семье очень нужны были деньги: всё дорожало, и даже сейчас им едва хватало на еду, хотя и мама, и папа получали жалование.

Мастерская родителей находится в десятом округе [2] . Саша и Жакоб приходят туда каждый день после школы. Мама считает, что они еще слишком малы, чтобы оставаться дома одним. Она, конечно, имеет в виду Жакоба. Потому что Саша отлично со всем справляется сам. Ему двенадцать, и он уже не ребенок!

В мастерской Саша и Жакоб должны были соблюдать два важных правила. Во-первых, делать домашние задания. Они садились за стол в уголке комнаты и старались никому не мешать. Во-вторых, не шуметь! Один возглас — и мастер может сделать неверное движение. Сквозняк — и лист золота улетит. В мастерской всегда царили тишина и покой. Если дети справлялись с заданиями до закрытия мастерской, Саша должен был развлекать Жакоба, чтобы тот не капризничал и не бегал по комнате. Кроме того, мальчикам запрещалось прикасаться к чему бы то ни было — а это крайне сложно в пыльной мастерской, заставленной старинной мебелью, резными рамами и другими ценными вещами.

И все-таки это было странно: родители каждый день возились с золотом и при этом были так бедны! Они только и делали, что приклеивали листы драгоценного металла на стулья, шкафы и статуэтки. Золото оставалось у них на ладонях и застревало в волосах. А однажды папа, чтобы рассмешить сыновей, позолотил себе усы! В прошлом месяце Саша решил произвести впечатление на одноклассников и принес в школу немного золотой пыли. Он хотел обменять ее на еду у Николя, толстого щекастого парня, сына булочника. Николя каждый день приносил на полдник блестящие масленые круассаны и съедал их, прохаживаясь по двору перед истекающими слюной одноклассниками. Саша терпеть не мог Николя, который вечно высмеивал его видавшие виды башмаки и потертую одежду.

Прежде чем приступить к делу, сын позолотчика тщательно обдумал, как заполучить круассан. Вначале Саша тайком показал золото нескольким мальчикам, прося их ничего не говорить Николя. Саша прекрасно знал, что хотя бы один из них обязательно проболтается. Так и случилось. И толстый щекастый парень вскоре подошел к Саше с грозным видом.

— А ну покажи золото! — потребовал Николя.

— Может, и покажу. А что ты мне за это дашь?

— Хочешь денег на новые башмаки?

— Нет, круассана будет достаточно!

И всё должно было пройти как по маслу, но, как назло, как раз в этот момент Сашу схватил за ухо учитель и принялся его отчитывать. Как выяснилось, коммерческие сделки в школе были строжайше запрещены. Отца Саши вызвали к директору, а потом Саше ух как досталось! Он посмел украсть золото из мастерской, чтобы обменять его на круассан! Это был худший день в его жизни. Каждый раз, вспоминая о нем, Саша непроизвольно потирал место ниже спины. Но самым невыносимым во всей этой истории был папин взгляд. Взгляд, полный глубокого разочарования.

Было уже шесть часов вечера — время заканчивать работу. Родители и дети отправились домой. Они шли пешком по улице Шарон, направляясь к своему скромному жилищу. Папа выглядел веселым. Он нес на плечах Жакоба, чего не случалось уже давно — с тех пор, как малыш вырос на десять сантиметров и поправился на пять килограммов. Саша смотрел на брата с завистью: в свои двенадцать он мог только мечтать о том, чтобы отец посадил его на плечи. Мама прижала Сашу к себе, но он только что-то недовольно пробормотал ей в ответ.

Читайте также: