40 дней муса дага краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

40-дневная самооборона жителей армянских сел, расположенных у подножия горы Муса-даг в области Хатай Османской Империи, не подчинившихся приказу властей о депортации во время геноцида армян. Жители, взявшись за оружие, поднялись на гору и оборонялись в течении 40 дней от превосходящих по силе, регулярных частей турецкой армии.

Лидер сопротивления армян турецким войскам Мовсес Тер-Галустян, явился прототипом главного греоя Габриэля Багратяна в этом романе.

Извините но мне нужен сюжет, то как развивались события в произведении, вымышленные герои которых не было на самом деле. А не это

NN Высший разум (115229) Так, Вы просили краткое содержание. А чтобы узнать как развивались события в произведении, есть только один верный способ -> читать книгу!

Но Франц Верфель обратился в своей книге не столько к жертвам, сколько к героям, не к пассивному подчинению жестокости, а к сопротивлению, к примеру активного противостояния палачам.

Эта книга была написана в 1933 году. Она была одним из первых выстрелов, одним из первых предупреждений и самой Германии и всему человечеству о появлении реального фашизма во всей его омерзительной, кровавой сущности.

Полвека книга Франца Верфеля боролась с палачами человечества и продолжает свою историческую благодарную миссию по сей день. Она была переведена почти на все европейские языки, она воспитывала умение человека в трудный час своей судьбы жертвовать собой ради своих братьев.

Она учила этому высшему подвигу, и в разгроме фашизма, этого самого отвратительного и страшного зла двадцатого века, есть ее еще, быть может, не оцененная по достоинству заслуга.

Герой его книги Габриэл Багратян, армянин по происхождению, сын богатых родителей, получивший блестящее гуманитарное образование в Европе, офицер турецкой армии, имеющий награды за храбрость, полученные на Балканском театре военных действий, вместе с француженкой-женой и сыном возвращается из Парижа как наследник в имение своего умершего брата в Турцию, к подножию горы Муса, в страну своего детства, в мир своих сородичей-армян.

У него есть все. Деньги. Семья, прекрасный дом, своя земля и устойчивое положение в обществе.

Но весь этот мир мнимого благополучия, шатаясь, рушится под натиском непредвиденного события.

Один из руководителей тогдашнего турецкого правительства, Энвер-паша, обманом отнимает у армян оружие и, объявив их вне закона, обрушивает на них ненависть фанатиков, и огнем и мечом в этом разгуле национализма начинается планомерное и хорошо разработанное поголовное истребление армян.

И с блестящего офицера турецкой армии Габриэла Багратяна, отмеченного турецкой наградой за храбрость, слетает лоск европейского космополитизма, и он становится сыном своего народа. И сами события ставят его во главе сопротивления. Он знает военное дело. Он собирает армянское население окрестных деревень и ведет из долины на гору Муса.

Он находит единомышленников и оружие и организует оборону по строгим правилам фортификации. Ему некогда было думать, как он превратился в спартанского царя Леонида, а его сородичи стали похожи на греков в битве при Фермопилах.


24 апреля — день памяти жертв армянского геноцида. Географически так близко к нам. Исторически — тоже недалеко. А по сути — вечно.

Представить сложно, пережить — не дай Бог. Но понять и осознать, приблизиться и сопережить, сострадать — это необходимо каждому, чтобы оставаться человеком. Чтобы не допустить вновь.


Муса-Даг — это гора, всего лишь гора… И это символ надежды, сопротивления, отчаяния, молитвы, промысла Божия и спасения. Читая эту книгу, я как будто перенеслась в детство, когда книги не читаются, а переживаются, когда чувствуешь запахи, видишь все происходящее, затаив дыхание слушаешь разговоры, которые не предназначены для твоих ушей, зажмуриваешься, когда кто-то замахивается, и чувствуешь, как спекаются губы от невыносимой жажды, а сердце — от невыносимой боли.

Все так просто в начале: молодой армянин Габриэл, женатый на француженке, живет на родине и не подозревает, какое страшное испытание уготовано его народу, его семье и ему самому. Однако все меняется, когда приходят вести о том, что грядущий геноцид — не выдумка и не ночной кошмар, а реальная угроза. Все переворачивается, и Габриэл берет на себя миссию — спасти односельчан, противостоять страшному врагу. То ли калики перехожие позвали, как Илью-Муромца, душу отважного мужчины, то ли он уже приблизился к своему кресту и осталось взять его и нести — и пронзительней и пронзительней с этой минуты становится повествование.

От самих названий глав — Великий сход, Похороны колоколов — веет великими и горькими событиями, стремительность которых нарастает. Приход турок, поиски оружия, угрозы и разграбления — кажется, что слышен звон и хруст бьющейся посуды, смесь языков, а над всем этим — церковь, в которой ждет своего часа местный священник, готовый пострадать за Христа.

Муса-дагцы уходят на гору, чтобы выдержать оборону и дождаться спасения от собратьев-христиан. План отчаянно смелый, практически безумный, но именно это мнимое безумие призвано обличить безумие мира — не только мира преследующих, но и неосознанное безумие мира уходящих, так и не вверивших до конца жизнь Богу. Каждый шаг освящен новым испытанием — неожиданной грозой, потерей припасов, страхом смерти. И, как часто это бывает, чем страшнее становится жизнь, тем ярче высвечиваются характеры и тех, кто взял на себя руководство, и тех, кто лишь идет за ними.

Поразителен в книге образ духовного руководителя протеста, вардапета Тер-Айказуна. Вера его не ослабевает и не оставляет его, каким бы страшным маловерием и безверием ни захлестывало его окружение. Именно с вардапетом связан страшный и торжественный момент спасения осажденных на горе, не чающих спасения измученных людей, — когда дезертиры привязывают священника к деревянному алтарю, в котором, кажется, ему уготовано сгореть, вспыхивает огонь… И этот же огонь, зажженный предателями, становится тем огнем, который привлек внимание французских кораблей. Огонь, которому было предназначено стать последним убийцей несчастных, становится их спасителем.

Габриэлу уготовано испить чашу страдания до дна — узнать боль от потери ребенка и погибнуть самому. Погибнуть на родной земле, за которую он и готов был умереть. Великий подвиг, но кто по своей воле захочет его повторить? Кто по своей воле захочет пройти эти круги ада?


В общей сложности жителей в деревнях поблизости от Муса-дага было около пяти тысяч, из них примерно 600 боеспособных мужчин. У них было около 120 винтовок, более 300 кремневых ружей, а на горе были устроены баррикады и отрыты окопы.

Сначала, после истечения срока ультиматума турки атаковали окопавшихся армянских крестьян силами 200 солдат. Но атаки были отбиты, а турки отступили, оставив армянским орлам одну пушку. Дальше на году бросили уже 3000 солдат и ополченцев. Но армяне организовали атаку лагеря и штурм сорвался. После этого турки решили взять упорных крестьян измором, а в результате в лагере начали заканчиваться продукты. Поэтому начали искать варианты спасения.

Сначала послали гонца в Алеппо к американскому консулу – он не добрался. Потом сильный пловец смог добраться до Александретты в расчете, что там найдутся корабли Антанты.
В результате 12 сентября, после 53 дней осады горы армян смогли эвакуировать на военных кораблях союзников. И это был единственный случай, когда Антанта приняла участие в спасение армян в ходе их геноцида.

В итоге в 1918 году эта территория попала под протекторат Франции, а эвакуированные жители вернулись в свои дома. Потом Франция и Турция договорились о возврате местности туркам и армяне переселились сначала в Ливан, а потом в Армению. Так и закончилась эта история о героической обороне.

Читайте также: