10 способов в школе

Обновлено: 07.07.2024

Я много работаю с детьми: провожу занятия по творчеству, игровые занятия, занимаюсь со своими детьми, веду уроки онлайн. Дети часто отвлекаются, не хотят делать домашние задания, им кажется это скучным. Вот несколько идей, как привлечь внимание учеников, даже если им не очень интересно.

1. Постоянно задавать вопросы.

Этим мы вовлекаем детей в процесс, делаем тему загадочной, заставляем задуматься. (Как ты думаешь, в каком году это было? А что произошло дальше? Как думаете, из чего это сделано? А сколько времени занимает сделать/ доехать /изобрести…? А в какой стране впервые…? и. т. д. Если у вас целый класс, важно, обращаться не ко всем сразу, а поимённо, лучше к самым спящим ученикам.

2. Постоянно хвалить за малейший прогресс конкретных отстающих и ставить высокие планки сильным.

Часто наши учителя в школе ориентируются только на сильных, со слабыми работать сложнее, заинтересовать их непросто, надо разбираться вникать, придумывать подход, а времени мало. Именно этого многие родители ждут от настоящего профессионала - умения заинтересовать и ободрить разных по уровню детей.

3. Добавлять в уроки элементы творчества и использовать воображение.

На моих уроках по живописи я даю задание детям придумать город, в котором им хотелось бы жить или небывалое животное, жар-птицу, нарисовать свои переживания в виде рыбы или зверя.

Мои дети обожают поговорить со мною на тему как будут проходить уроки, когда изобретут машину времени или во всех классах будут проекторы, воспроизводящие другие миры и прошлое как реальное.

В некоторых школах учителя просят разработать игру по исторической теме или делают это с учениками.

4. Добавлять в уроки задания на скорость.

5. Использовать игровые приложения.

6. Ставить короткие видео или песни, которые органично вплетаются в урок.

Для современных детей, это все равно, что говорить с ними на одном языке. Любой материал запоминается лучше, если был игровой ролик на эту тему. Все лето я вела занятия для детей в приложении Zoom. Там особенно просто и органично было показывать демонстрационные видео ролики. Но я непременно буду использовать это и офлайн.

8. Подержать, потрогать – наглядный материал.

На уроки рисования я постоянно приношу необычные вещи: венецианские маски, живые цветы, ракушки, камни.

На уроках по декоративному творчеству я использую много материалов, разных по тактильным ощущениям: шерсть, мох, гофрированную бумагу, природные материалы…

Для уроков литературы, истории сейчас продаётся множество пособий, где можно вырезать, например, карту пиратскую или игру по книге.

Конец учебной недели — самое непростое время в школе. Ученикам хочется, чтобы поскорее начались выходные, и учителям приходится прилагать максимум усилий, чтобы последние уроки в пятницу не прошли даром. Учитель географии из Америки Том Дэвидсон предложил десять идей, как разнообразить урок, если ученики вот-вот заснут прямо за партой (или сбегут с последних уроков).

1. Рабочие тетради для самостоятельной работы

Если вы переложите большую часть работы на учеников, у них будут развиваться навыки независимого обучения. Вы же сможете уделить больше внимания тем, кому необходима дополнительная поддержка в учёбе.

Детей нужно расшевелить — тогда они сами увидят, что чем больше ответственности они на себя берут, тем выше их личный прогресс.

2. Шестигранник с интересными вопросами

В конце 80-х годов на американском телевидении была популярна викторина, в которой участники должны были двигаться по шестигранному игровому полю. Если они отвечали правильно, то могли выбрать, в шестиугольник с каким вопросом они хотят перейти дальше.

Что, если организовать занятие в классе по такому же принципу? Ученики смогут так же отрабатывать теоретический или практический материал, но ориентироваться при этом будут на собственные интересы.

Каждому уровню сложности вопросов можно присвоить свой цвет, а школьники будут отвечать на них, чтобы раскрасить свой шестигранник знаний. Вот здесь можно скачать шаблон — тогда механизм игры станет понятнее.

Она полезна во время подготовки к решающим экзаменам, а нам поможет пробудить учеников, которые периодически впадают на занятиях в летаргический сон. Если на уроке вы хотите повторить материал, поступите следующим образом: в течение 15 минут ученик должен самостоятельно повторять материал, затем пять минут проверять повторенное у себя или другого ученика, а затем ещё столько же отдыхать.

Перед тем, как использовать эту технику, не забудьте напомнить ученикам правила эффективного повторения!

4. Ученики в роли учителей

Ученики могут заменить учителя на уроке со своими сверстниками — в умелых руках это приём даст хороший результат. Множество исследований доказали, что человеку легче выучить, а потом вспомнить материал, объясняя его другому.

Этот метод можно применять как в малых группах, так и на занятиях в больших классах — в таком случае попробовать себя в роли учителя смогут больше учеников. Заранее предупредите всех о своём намерении предоставить им время на учительском месте на несколько минут, чтобы они могли подготовить свой урок и хорошо его провести.

5. Упражнения на принятие решений

Нередко кажется, что ученики схватывают материал на лету, но когда дело доходит до того, чтобы применить эти знания на практике, они испытывают затруднения. В таком случае попробуйте создать упражнение, в котором нужно показать не только свои знания, но и понимание материала.

Например, на уроке географии мои ученики самостоятельно придумывали план международного реагирования на чрезвычайные ситуации и распределения ресурсов между разными регионами нашей планеты. Главное — чётко поставить границы и описать правила, которыми они должны руководствоваться, чтобы создать реальный план. Так ученики будут использовать знания и творческое мышление для поиска конкретных жизненных ситуаций.

6. Короткие презентации

Признайтесь, устные выступления заслуживают больше времени, чем мы им уделяем. Почему бы не использовать желание поболтать на уроках, которое возникает к концу рабочей недели, в учебных целях?

Ученики могут подготовить презентацию на узкую тему, рассказать о том, что они сейчас изучают, провести небольшое исследование на уроке и сразу же представить его результаты.

Чётко оговорите время, которое уделяете практике до того, как дети начнут работать.

7. Тренировка для будущего оратора

Важно постоянно учиться говорить на публике, чтобы не сталкиваться с трудностями при подготовке к дебатам или презентациям. Практикуйте короткие выступления на каждом уроке.

Это поможет развить множество навыков. Навыки публичного говорения, уверенность, грамотность, хорошее знание предмета — четыре вещи, которые нужно тренировать регулярно. Также важно объяснить ученикам, что лексика, которую они используют для презентации, зависит от их аудитории и обстановки, в которой идёт презентация, формальной или неформальной.

8. Новостная методика

Наряду с навыками публичного выступления, не забывайте о не менее важном пункте — осведомлённости о текущих событиях. Да, мы не очень любим прислушиваться к плохим новостям, они же практически всегда плохие.

Интересная методика поможет заинтересовать детей в событиях, которые, как им кажется, к ним не имеют отношения. Ученики разбираются на группы — новостные бригады — и готовят обзор какой-либо истории.

Уделите время навыкам представления информации и важности проверки фактов и не разрешайте слишком часто обращаться к интернету!

9. Квест на конкретную тему

Это хороший запасной вариант, чем занять учеников в конце учебной недели вне зависимости от предмета. Квест может быть как простым, так и сложным — вы решаете это сами.

Разбейте студентов на пары, дайте им контекст и список вещей, который они должны найти — пусть они работают, полностью полагаясь только на себя. В такой форме проще усваивать теоретический материал, а практическое задание позволит задействовать всё внимание учеников.

Всё, что от вас требуется — спрятать в классе 20-30 вещей и придумать задания, связанные с вашим предметом.

10. Рекламная кампания

Позвольте ученикам самим придумать настоящую рекламную кампанию, нарисовать рекламный плакат или написать текст, а потом убедить в правоте своей идеи аудиторию.

Здесь двоякая цель. Во-первых, ученики научатся предвидеть контраргументы, которые может встретить их точка зрения. Во-вторых, свою идею они научатся основывать не только на конкретном, глубоком знании какой-либо отрасли, но и представлять её в таком виде, в котором она будет понятна той или иной аудитории.

Так вы добьётесь того, что ученики начнут задумываться, как использовать свои знания на практике, а не просто на автомате заучивать теорию.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Учителя хотят, чтобы дети вприпрыжку бежали на занятия, а многие ученики — чтобы школа испарилась. Порой, лишь бы прогулять контрольную, школьники готовы даже пойти на преступление. Педсовет провел расследование и составил рейтинг самых оригинальных способов не ходить на уроки.

Но иногда на такие игры с законом идут и дети, не желающие ходить на скучные уроки. Так, 20 октября прошлого года два бийских школьника сообщили во ВКонтакте о якобы готовящейся в школе массовой расправе. Полиция быстро вычислила хулиганов: с родителями учеников провели беседу о необходимости контролировать поведение детей в интернете.

9-е место. Сорвать урок

В интернете можно найти множество лайфхаков, как сорвать урок:

Правда, планируя такую выходку, надо понимать, что разговора с завучем и директором, а также вызова родителей в школу, скорее всего, не избежать.

Отдохнуть от школы желают не только двоечники, но и те, у кого нет проблем с учебой. Прекрасный выход — участие в спортивных и интеллектуальных соревнованиях. И уроки прогулял, и репутацию отличника не подмочил.

7-е место. Фокус с исчезновением

Некоторые ученики выходят из квартиры, но в школе не появляются. В то время как родители уверены, что их чадо прилежно учится, оно вовсю наслаждается жизнью. Другим удается войти в учебное заведение, но не присутствовать на уроке.

Это, пожалуй, самый нахальный метод. Ученик пишет от имени руководства школы, что сегодня все могут отдыхать. Утром он размещает объявление на видном месте у входа в здание. В итоге на занятия не приходят десятки детей, что расширяет круг подозреваемых. Вычислить виновника крайне сложно.

5-место. Имитация проблем со связью

Этот метод популярен среди тех, кто обучается дистанционно. Для него требуются актерские способности. Во время урока ученики замирают, чтобы создать видимость, будто компьютер завис. Для имитации проблем со связью они говорят еле слышно и проглатывают слова. А когда учителя просят подсказать, как увеличить громкость, дети называет комбинацию клавиш для выхода из конференции.

4-место. Метод Греты Тунберг

Юная шведская экоактивистка, которая придумала по пятницам выходить на одиночный пикет вместо того, чтобы идти в школу, — героиня нашего времени или гениальная прогульщица? Вместо строгого выговора в кабинете директора за пропуск уроков она получила путешествие на яхте и всемирную славу. В 2019 году, следуя примеру Греты, школьники Нью-Йорка, участвовавшие в экоакции, избежали обвинений в массовом прогуле.

3-е место. Сам себе режиссёр

Метод годится для дистанционного формата обучения с применением программы Zoom. Ученики заранее записывают видео, в котором играют роль прилежных учеников, внимательно слушающих педагога. Во время онлайн-конференции они включают ролик, а сами смотрят фильмы или играют в любимые игры. Точно так же киношные грабители банков используют поддельное видео для того, чтобы обмануть охрану.

2-е место. Режим ЧП

Имитировать чрезвычайное происшествие можно, уже находясь в школе:

1-место. Подделка документов

Дети, у которых есть компьютер и принтер, находят бланки медицинских справок в интернете и заполняют их сами. Нужная печать легко создается в фоторедакторе.

Такой способ, безусловно, работает. Только начинающим аферистам следует знать, что подделка документов незаконна — за такое правонарушение ст. 327 УК РФ предусмотрено наказание в виде денежного штрафа, ареста, лишения свободы или принудительных работ.

Есть и другие креативные способы не ходить в школу. Но не лучше ли задействовать свои творческие способности для того, чтобы обучение превратилось в увлекательное путешествие в мир знаний?



Как завладеть вниманием ученика в век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идет урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приемов создания заинтересованности на уроке.

Способ 1. Увлекательная история

Во время занятия расскажите ученикам историю. Она легко запоминается, так как имеет определенную структуру. В истории есть главный герой, у которого имеются цель, и антигерой, который мешает эту цель выполнить. Преодолевая сложности, герой меняется и растет над собой. Можно главным героем сделать ровесника учеников, тогда сюжет будет им ближе, они смогут почувствовать сопричастность герою и понять, что тоже способны решить задачу. Также у истории есть логическая последовательность действий, которая облегчает запоминание.

Способ 2. Визуальные средства

Вербальная и визуальная информация обрабатывается мозгом по-разному и если использовать их одновременно, то это поможет ученику сохранять интерес к теме как можно дольше.

К визуальным средствам относятся:

  • иллюстрации;
  • карты;
  • диаграммы;
  • схемы;
  • модели;
  • презентации;
  • видео.

Например,в качестве иллюстрации можно использовать демонстрацию последовательности или этапов развития. Полезно наглядно показывать изменения с течением времени. Инфографика поможет представить большие числа или анализ данных. Даже просто красивая картинка, подходящая к теме занятия, может привлечь внимание учеников.

Способ 3 . Ограничения во времени или ресурсах

Ограничения создают у ученика ощущение срочности. Это заставляет концентрировать внимание на выполнение задания. Например, предложите ученикам выполнить двадцатиминутное задание за 15-18 минут. Главное, чтобы ограничения были посильны ребенку.

Способ 4. Дилеммы

Предложите ученикам задачу, которая имеет непростой выбор. Хорошая дилемма всегда привлекает внимание. Дайте ребятам выбор между:

  • хорошим и очень хорошим вариантами;
  • двумя плохими вариантами;
  • вариантами, которые содержать плюсы и минусы, но сами по себе разные.

Способ 5. Интересные вопросы

Необходимо подобрать такие вопросы, которые потребуют от ученика применить полученные знания или интерпретировать их. Вопрос на знание материала к интересным не относятся. Можно построить все занятие на интриге, задав вначале интересный вопрос. Дальше совместно с учениками найти ответ на него. Например,люди уже давно строят каменные дома. Камни для строительства добывали в каменоломнях. Это было очень трудно.И северные народы придумали себе помощника — воду.Как с помощью воды можно облегчить труд добывания камней в каменоломнях?

Способ 6. Сотрудничество

Поделите учеников на группы и предложите выполнить задание. Например, сделать презентацию на заданную тему и подготовить выступление. Работа в группе требует умения договариваться, оказывать поддержку, выполнять обещания. Все это побуждает слушателя участвовать в процессе и быть внимательным.

Способ 7. Юмор

Юмор помогает сфокусировать внимание и быстрее запомнить материал. Единственно, это достаточно субъективная вещь и использовать шутки надо осторожно. Если вы знаете свою аудиторию и уверены что шутка действительно смешная, тогда ее можно рассказать, чтобы взбодрить слушателя. Можно коллекционировать интересные, юмористические истории и анекдоты по своему предмету, чтобы время от времени вставлять их в свое занятие.

Способ 8. Игра

Для привлечения внимания используйте на занятиях практические методы, вовлекайте учеников в процесс. Чем больше задействованы визуальные, тактильные и слуховые стимулы, тем лучше запоминается материал. Единственное, такие методы как соревнование и награды, могут не только заинтересовать детей, но и отвлечь их внимание от реальной цели обучения.

Способ 9. Ориентация на настоящий момент

Предложите решить ученикам реально значимую для них проблему. Покажите, как они смогут применить полученные знания в своей жизни. Подумайте, как текущие события связаны с уроком. Возможно, использовать популярные сейчас тренды, новые веяния, телевизионные программы и фильмы, чтобы усилить интерес и вовлеченность учеников.

Способ 10. Эмоциональный отклик

При изложении фактов попробуйте добавить к ним эмоциональную окраску. Рассказать на фоне каких событий произошел данный факт и к чему это привело. На основе этой информации ученики составят свое впечатление и смогут легче запомнить материал.

Способ 11. Диссонанс

Предложите ученику что-то, что не совпадает с его привычной картиной мира. Например, в зоопарке появился розовый слон. Но ученик знает, что в природе таких слонов не существует. В этот момент возникает когнитивный диссонанс и человек начинает активно искать объяснение ситуации.

Способ 12. Рассказ о последствиях

В ситуациях, когда ученику приходится делать выбор, основной акцент ставьте на реальных последствиях выбора, а не просто оценивайте правильно или не правильно решена задача.

Все эти приемы знакомы каждому учителю. Чтобы сделать занятие увлекательным достаточно регулярно пользоваться ими и комбинировать. Способность заинтересовать требует от учителя планирования и подготовки.

Об авторе: Борисова Ольга Вячеславовна, учитель информатики, ГБОУ СОШ №456, Санкт-Петербург, Колпино

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: