10 факторов о школе

Обновлено: 05.07.2024

14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.

1. Информационная грамотность

2. Применение талантов

В России хорошо поставлена работа с одаренными детьми — например, качество математического образования выше, чем в США. Однако эффективность применения знаний, производительность труда, качество жизни в США выше, чем в России. Это означает, что таланты и способности — лишь часть уравнения, и нужно уметь их использовать во благо обществу. Изменить существующие институции в государстве так, чтобы талант человека работал во благо его самого и во благо общества, гораздо проще, чем научиться выращивать таланты.

3. Лучше меньше, да глубже

4. Равный доступ к образованию

Во всех странах благополучие семьи является предиктором успеха ребенка в школе. Однако велик разрыв в качестве образования между странами — например, в Доминиканской республике дети из богатых семей, скорее всего, получат образование более низкого качества, нежели их сверстники из бедных семей в развитых странах Европы. Бедность страны для ребенка не должна быть судьбой, которую невозможно преодолеть, — возможность получения высоких результатов должна быть во всем мире. Для повсеместного решения этой проблемы к 2035 году потребуются усилия.

5. Обмен опытом между учителями

6. Отказ от системного контроля

7. Индивидуализация образования

Врач не может выписывать всем пациентам одно и то же лекарство. Так и учитель должен персонифицировать преподавание, ориентируясь на потребности конкретного ребенка. Для этого нужно иначе проектировать курсы, не требовать учителей стандартизации и соблюдения единых подходов. В обучении должен в большей степени использоваться проектный подход, в меньшей — дисциплинарный.

8. Высокая продуктивность учебы

Казалось бы, чем больше времени тратится на изучение предмета, тем выше будет результат. Однако исследования показывают обратное: чем больше времени отводится на обучение школьников в той или иной стране, тем зачастую хуже их результаты в PISA. Больше всего времени в школах дети проводят в Объединенных Арабских Эмиратах, однако результаты выше в европейских странах, где учебного времени меньше, а продуктивность его использования — выше.

9. Новая оценка качества

10. Заимствование лучшего

Проводя реформы в образовании, не стоит ориентироваться на опыт той или иной страны — ведь что-то из этого годится для национальной системы, а что-то, напротив, противопоказано. Оптимальная модель заимствования лучшего создана в Сингапуре, где ничего не изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям. Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав одну из самых передовых систем образования в мире.


О том, какой должна быть идеальная школа, говорят и пишут много. Новый список — от нашего блогера Александры Яновской. Она не только рассказала о современных трендах в образовании, но и описала форматы обучения, которые можно использовать уже сейчас, чтобы сделать школу чуть лучше.

Хотим мы этого или нет, образование уже никогда не будет прежним. Теперь цель обучения не дать ребёнку как можно больше знаний, а сделать его гармоничной личностью, научить приспосабливаться к жизни вне класса. Что для этого должен знать и уметь современный ученик?

Я хочу поделиться современными трендами в образовании 2021 года, которые помогут все эти навыки в ребёнке воспитать. А вы проверите, соответствует ли им ваша школа.

  1. Ученик сам выбирает, какие предметы изучать углубленно.
  2. Ориентация на получение профессиональных навыков в старшей школе. Старшая школа готова давать профессию и стать аналогом колледжа.
  3. Много привязанных к жизни предметов (ПДД, домоведение, сексуальное образование и пр.).
  4. Нет госстандартов в обучающих программах. Школа создает их сама.
  5. Преподаватель становится наставником, другом, а не просто учителем по определенному предмету.
  6. Много внимания уделяется ментальному здоровью ребенка.
  7. Гарантируется результат. Например, поступление в вуз.
  8. Обучение происходит через сообщества. Работа с учениками не замыкается в пределах одной территории. В процессе обучения предусмотрены возможности для исследования всех доступных локаций города: музеев, библиотек, парков и пр.
  9. Рутинные задачи автоматизированы (например, проверка домашних заданий) с помощью электронных технологий.
  10. Адаптация части контента обучающей программы под мобильные устройства.

Методики обучения

В современном образовании смещается фокус с предметной (чему мы учим) и методологической составляющей программы (как мы учим) в сторону развития дополнительных навыков и компетенций, выходящих за рамки предметных областей.

Важны не метод, не технология и не набор предметов, а то будущее, в которое ведет образование. Образовательные учреждения по всему миру уделяют все больше внимания не только финальной точке в обучении, но и скорости и эффективности достижения планируемого результата. И немаловажным становиться мотивация ребёнка и его удовлетворенность учебой.

Каким вы видите своего ребенка после окончания школы? Каким он сам видит себя? Как выбранная вами школа помогает ему в осознании и материализации этого образа?

Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA, выступил в Высшей школе экономики и рассказал о ключевых факторах, которые будут определять успешность развития национальных систем образования на ближайшие два десятилетия.


Информационная грамотность

Применение талантов

Изменить существующие институции в государстве так, чтобы талант человека работал во благо его самого и во благо общества, гораздо проще, чем научиться выращивать таланты.

Лучше меньше, да глубже

Равный доступ к образованию

Бедность страны для ребенка не должна быть судьбой, которую невозможно преодолеть, — возможность получения высоких результатов должна быть во всем мире.

Обмен опытом между учителями

Отказ от системного контроля

Индивидуализация образования

Учитель должен персонифицировать преподавание, ориентируясь на потребности конкретного ребенка. Для этого нужно иначе проектировать курсы, не требовать учителей стандартизации и соблюдения единых подходов. В обучении должен в большей степени использоваться проектный подход, в меньшей — дисциплинарный.

Высокая продуктивность учебы

Казалось бы, чем больше времени тратится на изучение предмета, тем выше будет результат. Однако исследования показывают обратное: чем больше времени отводится на обучение школьников в той или иной стране, тем зачастую хуже их результаты в PISA

Новая оценка качества

Заимствование лучшего

Проводя реформы в образовании, не стоит ориентироваться на опыт той или иной страны — ведь что-то из этого годится для национальной системы, а что-то, напротив, противопоказано. Оптимальная модель заимствования лучшего создана в Сингапуре, где ничего не изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям. Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав одну из самых передовых систем образования в мире.


Детские критерии

Один возраст должен соответствовать одному уровню

Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной. Мы уже подробно говорили о том, что делать, если он опережает большинство детей или, наоборот, отстает от них, и крайне желательно оценить это еще до того момента, как вы отправитесь выбирать ранец к первому сентября.

Важен гендерный состав класса

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Значимый для детей фактор — этнический состав одноклассников

Обратите внимание на организацию школьного пространства

Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.

Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор.

Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь

Один из важнейших детских критериев — насколько школа будет утомительной

Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков? Продленка тоже существенный фактор утомления. Для большинства детей она подходит, но при условии, что там не четыре класса в одном кабинете, из-за чего в принципе нет возможности двигаться и переодеваться. В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре… Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Профили: за и против

Еще один важный детский критерий — есть ли в школе с самого начала профили. В большинстве профильных школ ученики фактически получают однобокое образование. Исключением являются школы, где можно выбирать углубленную программу по любому предмету. Обычно профилем берут два-четыре предмета, и они изучаются серьезно, а остальные и учителями, и учениками считаются побочными, не важными. Биологи и математики считают, что литература и история им не нужна, а география и подавно, в результате у них формируется суженный кругозор, и к тому же они теряют возможность передумать в десятом классе.

Профилирование в первом классе сразу дает запланированную перегрузку, потому что оно возможно только за счет увеличения часов. Школа не имеет права сокращать обычную программу. Чтобы дать детям больший объем по какому-либо предмету, она назначает по нему дополнительные часы.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Отдавая ребенка в первом классе в тот или иной профиль, вы принимаете решение за него. Я работаю с семьями на длинной дистанции, сопровождаю ребенка 15–20 лет, работаю с родителями, а потом с ним, когда он приходит с какими-то своими запросами. Я вижу, что решения, принятые за ребенка, не то чтобы бесповоротны, но они потом аукаются, потому что мы делаем выборы исходя из наших взрослых соображений. Может быть, у ребенка есть способности к математике, но он мечтает заниматься бабочками. А его, не спросив, запихнули в матпрофиль, у него там успехи, и ему оттуда не вырваться.

Если есть способности, в профиль идти можно, но чем позже, тем лучше. И выдающиеся способности лучше всего развивать нешкольным, дополнительным образованием, чтобы у ребенка была ровная разносторонняя база. Особенно нежелательна ситуация, когда у ребенка в первом классе нагрузка эквивалентна семи урокам. Даже если он суперодаренный, его психике все равно нужно окрепнуть. Да, он будет во втором классе решать задачи для четвертого — и что? Он от этого не будет ни более счастливым в социальном плане, ни более гармонично развитым. Ему просто будет скучно на уроках и в школе в принципе. Это довольно специфический путь. Он возможен, если ребенок сам так развивается и сам не против идти с опережением, но девяносто процентов вундеркиндов — это не самородки, а дети, чьи родители активно стимулировали их развитие.

Дополнительное образование

Такой тип интенсивного развития, как это ни парадоксально, не ставит своей задачей фокусироваться на потребностях, запросах, способностях, задатках, личностных характеристиках. Тут идея в том, что родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны. И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания. Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного?

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства: у ребенка могут быть все показатели успешности, но это будет успешность не его образца. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту. В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.

Родительские критерии

Как мы уже говорили, в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.

Расходы

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Своя среда

Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.

Степень участия в школьной жизни

В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.

Участие родителей в учебе

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него. Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным. Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.

Известный семейный психолог, мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова и журналист, мама троих детей Ксения Кнорре Дмитриева написали эту книгу в помощь родителям будущих первоклассников.

Читайте также: