Зона арктических пустынь 4 класс окружающий мир рабочая тетрадь сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Северные регионы нашей страны расположены в непосредственной близости к Северному полюсу планеты. Мы знаем, что в районе полюсов солнечные лучи надают на землю наклонно и из-за этого очень слабо нагревают земную поверхность.

Также как и Северный полюс, природная зона арктических пустынь получает очень мало тепла от солнечных лучей, а значит здесь очень холодные, длинные зимы, да и летом температура поднимается незначительно.

Зона арктических пустынь полностью находится за Северным полярным кругом. Это значит, что зимой здесь наступает полярная ночь, а летом — полярный день. В полярную ночь солнце не восходит над горизонтом ни днём, ни ночью. Круглые сутки здесь сияют звёзды и светит луна. И лишь иногда небо расцвечивает разноцветное полярное сияние.

Во время полярного дня солнце наоборот светит над зоной арктических пустынь и днём, и ночью. Оно поднимается над горизонтом совсем невысоко и солнечные лучи практически не дают тепла. Летом в этом регионе температура воздуха лишь на несколько градусов выше нуля.

О полярном круге, полярной, ночи, полярном дне и о белых ночах можно посмотреть видео на канале geozebra:

А оценить красоту северного сияния можно посмотрев видео с канала Oleg Terebenin:

• Найди на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне? Научись показывать её на карте: соответствующие участки суши следует плавно обводить указкой. Попроси соседа по парте проверить тебя.

Зона арктических пустынь обозначена на карте голубым цветом (Внимание: не фиолетовым!).

К этой зоне относятся острова и архипелаги, расположенные в Северном Ледовитом океане:

  • Новая земля
  • Земля Франца Иосифа
  • Северная Земля
  • Новосибирские острова
  • остров Врангеля

Для того, чтобы показать зону арктических пустынь России на карте, надо обвести указкой:

  • сначала всю область Северного Ледовитого океана, которая находится в пределах границ России;
  • затем каждый их закрашенных голубым цветом островов и произнести название показываемых островов.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Царство снега и льда

1. С помощью рисунках на с. 54—55 определите, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как они приспособлены к условиям жизни.

На рисунках на странице 54 — 55 учебника изображены следующие обитатели ледяных пустынь:

  1. Чайка, а точнее полярная чайка, птица — белая или светло-серое оперение для маскировки в снегах и льдах; гнездится на прибрежных камнях и сказах для выращивания потомства; питается рыбой и мелкими рачками.
  2. Белый медведь — густая длинная шерсть, защищающая от холода; широкие лапы для удобства плавания; белый цвет меха для маскировки в снегу и льдах; кормятся рыбой и тюленями.
  3. Кайра, птица — белое оперение большей части туловища для маскировки в снегах и льдах; гнездится на прибрежных камнях и сказах для выращивания потомства; питается рыбой и мелкими рачками.
  4. Тюлень — толстый слой подкожного жира для защиты от холода; удлинённое обтекаемое тело и ласты вместо ног для плавания в океане; кормятся рыбой.
  5. Лишайники — способность расти среди камней и скал; способность выдерживать низкие температуры; растут семьями, чтобы дольше сохранять тепло.
  6. Полярный мак — способность расти среди камней и скал; способность выдерживать низкие температуры; быстрое цветение и разбрасывание семян, чтобы успеть за короткое лето.
  7. Гагарка, птица — белое оперение большей части туловища для маскировки в снегах и льдах; гнездится на прибрежных камнях и сказах для выращивания потомства; питается рыбой и мелкими рачками.
  8. Сайка, рыба семейства тресковых — предпочитает жить в верхних океанских водах подо льдом, так как там находится много пресной водлы из подтаявших ледников; прекрасно переносит низкие температуры.
  9. Рачки — прекрасно переносят низкие температуры; быстро размножаются.
  10. Водоросли — прекрасно переносят низкие температуры; быстро размножаются.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

2. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в зоне арктических пустынь. Изготовьте модель цепи питания, характерной для арктической пустыни.

Модель цепи питания, характерная для арктической пустыни № 1:

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Модель цепи питания, характерная для арктической пустыни № 2:

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Жизнь в ледяной пустыне

Клыки необходимы моржам для выживания.

Во-первых, мощные клыки являются прекрасным оружием и помогают моржам защищаться от белых медведей.

Во-вторых, клыки для моржей — это отличное приспособление для взбирание на льды и скалы, так как поднять из воды такую тушу совсем не легко.

В-третьих, при помощи клыков моржи добывают на дне море морских моллюсков, чтобы употребить в пищу этот деликатес.

Проверь себя

1. Покажи на карте зону арктических пустынь.

Зона арктических пустынь показана на карте голубым цветом. Для того, чтобы показать эту зону, надо обвести указкой по её контуру (синяя линия), а затем обвести вокруг каждого из входящих в эту зону островов, называя его.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

2. Дай краткую характеристику зоны арктических пустынь по плану, приведённому на с. 47.

Краткая характеристика зоны арктических пустынь по плану изучения природной зоны

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

2. Узнай растение и животных арктических пустынь по фотографиям. Ответь устно.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

  1. Внешний вид моржей
  2. Поведение моржей
  3. Питание моржей
  4. Хозяйственное значение моржей
  5. Охрана моржей

Моржи — исчезающие гиганты Арктики

Моржи — это огромные морские животные, обитающие только на территории Арктики. По виду моржи напоминают тюленей, но, в отличие от тюленей, они лучше приспособлены к передвижению по суше, имеют более гибкое и подвижное тело и огромные клыки-бивни, длинной до 1 метра.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Вес моржей-самцов нередко достигает 2 тысяч килограмм, а длина тела — 3 — 4,5 метров. Самочки отличаются заметно меньшими габаритами, но также хорошо приспособлены к жизни в суровых Арктических условиях. Толщина кожи этого животного может достигать 10 см (на шее), а толщина жирового слоя составляет 15 см.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Селятся моржи чаще всего на побережье на больших каменистых пляжах-лежбищах. Живут семьями по 10 — 20 особей. На одном лежбище может обосноваться до 3000 животных — целое общежитие таких семей. Во время отдыха на суше моржи обязательно выставляют часовых, которые при малейшей опасности предупреждают сородичей громким ревом и все лежбище многотонных животных мгновенно бросается в воду.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Питаются моржи моллюсками и донными беспозвоночными, иногда едят рыбу. Они прекрасно чувствуют себя в воде, могут задерживать дыхание до 10 минут и даже спать качаясь на волнах. Впрочем далеко отплывать от берега моржи не любят, предпочитая мелководье и прибрежные территории.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Для коренных северных народов — чукчей и эскимосов — лов моржей всегда был традиционным промыслом. Масо они употребляли в пищу, клыки и кости использовали в качестве инструментов, жир — для обогрева и освещения жилища, а шкуру для строительства юрт и обшивки лодок. Но в XVIII—XIX веках браконьеры начали бесконтрольно убивать моржей ради их бивней. Это чуть не привело к полному исчезновению морских гигантов.

Зона арктических пустынь - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Сейчас моржи занесены в Красную книгу как редкие и сокращающиеся в численности животные. Коммерческая охота на моржей запрещена во всех странах. Вылов моржей разрешен только коренным народам и только в ограниченных количествах. К сожалению численность оставшихся моржей в настоящее время неизвестна. Ученые предполагают, что на сокращение популяции может влиять и изменение климата, приводящее к таянию льдов. Поэтому говорить о том, что опасность исчезновения моржей миновала, не приходится.

1) Найди на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне?

Арктические пустыни на карте природных зон показаны светло-голубым цветом. Это весьма небольшая природная зона, которая находится на островах Северного ледовитого океана — Новосибирских островах, Новой Земле, острове Врангеля и других более мелких островах.

Это Крайний Север нашей страны, области очень холодного, сурового климата.

2) С помощью рисунка на с. 78—79 определите, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как они приспособлены к условиям жизни.

В этой природной зоны обитают немногочисленные живые организмы, сумевшие приспособиться к суровым арктическим условиям.

Это перелётные птицы — гагары, кайры, чайки. Они прилетают на острова летом, когда там относительно тепло, гнездуются на скалах, и ловят рыбу в океане. Эти птицы отлично плавают и не боятся холодной воды.

Млекопитающие представлены белыми медведями и тюленями. Белый медведь укрыт от морозов толстой шкурой, густой шерстью, подкожным жиром. Он ловит тюленей и рыбу.

Тюлени живут в воде и от холода их спасает толстая жировая прослойка. Тюлени питаются рыбой.

В воде можно встретить рыбу, сайру, которая питается мелкими рачками. Она отлично себя чувствует в воде, температура которой всегда остаётся выше нуля, даже под слоем льда.

Здесь растут водоросли, которыми питаются рачки.

А на островах можно встретить лишайники и редкие цветковые растения, например полярный мак.

3) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в зоне арктических пустынь. Изготовьте модель цепи питания, характерной для арктической пустыни.

Почти все экологические связи в зоне арктических пустынь связаны с морем и его обитателями.

Мелкие рачки в водах океана питаются растущими там водорослями. Рачками питается рыба. Рыбой питаются тюлени и птицы. Тюленей едят белые медведи.

Пример схемы питания арктической пустыни для класса:

Водоросли — Рачки — Рыба (Сайра) – Тюлень — Белый медведь.

Модель цепи питания Арктической пустыни

4) Выскажи предположение, какую роль клыки играют в жизни моржа.

Клыки моржа могут быть орудием защиты от белых медведей, основных природных врагов этого животного.

Так же с помощью клыков моржи выбираются на скользкие льдины и добывают пищу со дна океана, например моллюсков.

Проверь себя

1. Покажи на карте зону арктических пустынь.

Покажем зону арктических пустынь. Для этого обратимся к самому верхнему краю карты и найдем области, отмеченные светло-голубым цветом. Они расположены на островах Северного Ледовитого океана.

2. Дай краткую характеристику зоны арктических пустынь по плану, приведённому на с. 71.

Краткая характеристика зоны арктических пустынь по плану для 4 класса

  • Название зоны: зона Арктических пустынь.
  • Особенности природы: суровый климат, полярная ночь, короткое лето, низкие температуры, царство снега и льда. Жизнь животных зависит от моря. В море растут водоросли, которыми питаются ракообразные. Рачками питаются рыбы, а рыбой питаются потребители третьего уровня — птицы, медведи, тюлени.
  • Использование зоны человеком: слабо используется. Местные жители ловят рыбу, охотятся на тюленей. Здесь расположены научные станции. В перспективе возможна добыча нефтепродуктов с шельфа Северного Ледовитого океана.
  • Экологические проблемы и охрана природы: зона очень уязвима из-за малого количества животных и растений в ней обитающих, отсутствия слоя почвы.
  • Главной экологической проблемой зоны сейчас является вылов рыбы и уничтожение медведей и тюленей.
  • В зоне арктических пустынь устроено несколько заповедников, в том числе заповедник “Остров Врангеля”, где гнездятся тысячи птиц, и где белые медведи выводят своих детёнышей.

Задания для домашней работы

1) Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

Готовые рисунки “Как я себе представляю Арктику”

Как я себе представляю Арктику

Белый медведь — уникальное млекопитающее, которое обитает исключительно в природной зоне Арктических пустынь и прекрасно себя там чувствует.

Это самый крупный представитель семейства медвежьих, и вообще самый крупный хищник нашей планеты. Его рост может достигать трёх метров, а вес до одной тонны.

Большую часть жизни белые медведи проводят во льдах Северного Ледовитого океана, крайне редко выходя на материк. Основной пищей белых медведей является рыба, тюлени и моржи, которых медведь добывает возле полыней. Поэтому медведю просто нечего делать на суше, где нет привычного ему корма.

Только самки белого медведя выходят на берега полярных островов, чтобы рожать детёнышей и воспитывать их. Огромное количество белых медведей используют для выращивания молодняка остров Врангеля, из-за чего этот остров даже прозвали детским садом для белых медведей.

Белый медведь никогда не впадает в спячку, круглый год он бродит по льдам и ищет добычу.

В природе у белого медведя нет врагов, но на белого медведя охотится человек. Белый медведь — объект традиционного промысла северных народов.

В последнее время ещё одной угрозой существования белого медведя стало глобальное потепление Арктики. Площадь льдов сокращается, между отдельными ледовыми полями возникают широкие полыньи, которые не может переплыть белый медведь.

Белый медведь внесён в Международную Красную книгу и Красную книгу России, как уязвимый вид, нуждающийся в охране. В настоящее время популяция белых медведей в России насчитывает около 5-6 тысяч особей.

На следующем уроке

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона тундры по сравнению с зоной арктических пустынь. Что ещё ты знаешь о тундре? Если тебе приходилось бывать в тундре, приготовься рассказать об этом на уроке.

Зона тундры расположена южнее зоны арктических пустынь, а значит получает больше солнечного тепла. Там растут кустарники, карликовые деревья. Там много болот, а летом огромное количество комаров. По тундре кочуют стада северных оленей.

Местные жители занимаются в основном оленеводством, охотой и рыболовством.

Необходимо закрасить территорию, отмеченную на карте голубым цветом.

2. Мудрая Черепаха приглашает тебя на мини-экзамен: знаешь ли ты живой мир арктических пустынь? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки.


3. Составь схему цепи питания, характерной для арктической пустыни. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне арктических пустынь.

4. Подумайте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне арктических пустынь, выражены этими знаками. Запишите.

  1. загрязнение водоемов
  2. незаконный вылов рыбы
  3. браконьерство


6. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику


2. Мудрая Черепаха приглашает тебя на мини экзамен: знаешь ли ты живой мир арктических пустынь? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. После самопроверки наклей картинки.


3. Составь схему цепи питания, характерной для арктической пустыни. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне арктических пустынь.

4. Подумайте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне арктических пустынь, выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.


Загрязнения воды мусором. Свалки опасных отходов на островах.

Браконьерство (незаконный вылов рыбы).

Истребление медведей и моржей, занесенных в Красную книгу.


6. Здесь ты можешь выполнить рисунок по заданию учебника (с. 58).
Как я представляю себе Арктику.

Читайте также: