Жизнь и быт монголов сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Монголия - одно из старейших государственных образований в мире. Традиции и обычаи монгольского народа. Природный ландшафт - крупнейший рукотворный памятник монгольской цивилизации. Традиционные пища, одежда и украшения. Шаманские представления монголов.

Рубрика Краеведение и этнография
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.05.2017
Размер файла 24,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Российско-армянский (славянский) университет

Институт экономики и бизнеса

Кафедра управления, бизнеса и туризма

по дисциплине: Этнография народов мира

тема: Народы Монголии, их обычаи и традиции

Цаповян Мгер Макичевич

д. и. н., проф. Петросян Э.Х.

Содержание

    Введение
  • Глава 1. Традиции и обычаи монголов
  • Глава 2. Шаманизм в Монголии
  • Глава 3. "Монгольский" вопрос
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Монголия - одно из старейших государственных образований в мире, Монголия достигла пика могущества в XIII столетии, когда Чингисхан и его потомки покорили Китай и оказывали влияние на все страны до границ Польши и Венгрии. Однако через несколько столетий страна превратилась в провинцию Китая под названием Внешняя Монголия. В 1924 году Монголия провозгласила независимость.

По площади Монголия занимает семнадцатое место в мире, но живет на этих просторах всего около 2,5 миллионов человек. Монгольскую республику часто называют Высокой Азией. Это действительно страна гор и высоких равнин. Здесь проходит самая южная в Северном полушарии граница распространения вечной мерзлоты и самая северная граница пустынь. Выхода к морю у Монголии нет. Климат страны резко континентальный.

Монголы, монголоязычные народы, группа народов, говорящих на монгольских языках алтайской семьи: халха, ойраты и др. в Республике Монголия, дунсян, монгоры и собственно монголы в КНР, моголы в Афганистане, буряты и калмыки в России. Численность монголов в Республике Монголия - свыше 2 млн, в КНР - 5,24 млн человек.

Говорят, на монгольских языках, которые делятся на группы и диалекты. Письменность с 1945 г. на основе кириллицы. С 1990 г. в Республике Монголия предпринимаются попытки возродить старомонгольскую письменность.

Глава 1. Традиции и обычаи монголов

Монголия все же не устает поражать древностью своих традиций и непосредственностью обычаев. Среди монголов, например, был очень развит культ гор. Каждая гора или долина имела своего покровителя. Путник всегда старался умилостивить их. А иначе жди беды: тебя в пути может поджидать все, что угодно: оползни, лавины, снежные вихри. Даже небогатому путешественнику всегда найдется, что отдать горным покровителям: лоскут одежды, черепок от посуды, мелкие монеты, камень или просто горсть земли. Монголы отличаются поразительной наблюдательностью. Среди сотен овец хозяин всегда найдет свою. Так же безошибочно монгол найдет дорогу среди песков и будет следовать за караваном, ушедшим давным-давно.

Важнейшая достопримечательность Монголии - ее природный ландшафт - крупнейший рукотворный памятник монгольской цивилизации, органически вплетенный в природную среду и сросшийся с ней. Древние законы монголов запрещали загрязнять реки и озера, вскапывать землю, ломать ветви деревьев, охотиться в неположенных местах и в неположенное время. На основе этих законов сложилась уникальная технология ведения животноводства и переработки его продукции, традиционная архитектура жилищ (юрта), система питания, искусств и игры, ценностей и верований.

Традиционная пища монголов - мясо (в основном баранина, реже говядина или конина), которое едят слабо проваренным. Запасая мясо, его вялят на солнце, коптят, делают мясную муку; едят суп с лапшой и овощами. Разнообразны молочные продукты - мягкие сыры, сухой творог. Любимый напиток монголов - чай с молоком, иногда с солью, поджаренной мукой. Также пьют кумыс из кобыльего, в гобийских районах - из верблюжьего молока, молочную водку (архи). Едят также дичь и рыбу, используют в пище лук, чеснок и грибы.

Основное занятие: скотоводство (овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот, козы). Развиты охота, собирательство, ремёсла (изготовление сёдел, упряжи, украшений, утвари), растёт роль земледелия.

Традиционные поселения: временные - круглые в плане или вытянутые с востока на запад; постоянные - прямоугольной планировки, делятся на кварталы; юрты и хозяйственные постройки, окруженные забором (хашаны), тесно примыкают друг к другу, выходят на улицы глухими стенами. Жилище - разборная переносная юрта; деревянный остов покрыт войлочными кошмами; выход, как правило, обращен на юг, северная часть юрты - для гостей, восточная - женская, западная - мужская.

Одежда состоит из халата: летом матерчатого, зимой мехового, с застёжками на правом боку, длинного пояса и штанов.

Широко распространены украшения у женщин - серебряные браслеты, кольца, коралловые или бирюзовые бусы и др., у мужчин - поясной набор (нож, огниво и др.).

Головной убор: летом - шляпа, зимой - меховая шапка.

Обувь - кожаные сапоги с загнутым носом, украшенные цветными аппликациями.

Курят мужчины и женщины. Семья малая, моногамная. Дети, в том числе добрачные, до недавнего времени желанны в семье. В хозяйстве и быту широко распространены различные формы взаимопомощи.

Ранней формой религии был шаманизм, в 13-14 веках из Тибета пришёл буддизм. Построены многочисленные монастыри, служба ведётся на тибетском языке. Развит культ гор, на перевалах местом поклонения являются кучи камней (обо).

Среди праздников особо выделяется надом - народные игрища (конские скачки, стрельба из лука, борьба). Богаты и разнообразны песенное и танцевальное искусства, жанры устного народного творчества.

Глава 2. Шаманизм в Монголии

Монголия - древнейшая населённая территория и, несмотря на отсутствие постоянного населения в настоящее время во многих районах, осваивается людьми достаточно долго. На просторах "Великой евразийской степи", никогда не бывшей в полной изоляции, встречались самые разнообразные религиозные учения и школы, одни государства исчезали, появлялись другие, сменяли друг друга народы, идеи и власть. Наиболее древняя религия монголов - шаманизм.

По шаманским представлениям на небе обитали могущественные Тэнгрии - высшие божества. Божество-Создатель - Вечно Синее Небо - "духовное начало". Это реальность, у которой нет начала и нет конца. Вечно Синее Небо считалось мужским началом, дарующем жизнь и охраняющим человеческий род. Тэнгрии, высшие божества, олицетворяют различные природные явления. По древним представлениям монголов, на небе обитает 55 западных, добрых тэнгриев и 44 восточных, злых.

Шаманисты не имели специально построенных храмов. По шаманским традициям, обожествляя природу, люди стремились поддерживать баланс в природе и своими действиями не навредить ей. Природа была единым Божественным Храмом, к которому относились бережно.

Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах - "контактной зоне" между мирами, сооружали примитивные алтари из дерева, камней и глины для жертвоприношений и молитв, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов. Подношение хозяевам местности широко практикуется в Тибете, Монголии и Бурятии.

Раз в год, обычно летом, проводится обряд "обоо тахилга". На этот обряд съезжается все местное население, принося с собой угощение духу - хозяину местности. По обычаю, который особенно соблюдает местное население, нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа-эжина - хозяина этого места, иначе не будет удачи. В XVII-XVIII вв. многие шаманские святыни в Монголии и Бурятии были ламаизированы и на них стали проводиться буддийские обряды. В соответствии с буддийской космологией изменился и внешний вид обо.

Общей характерной чертой, объединяющей все эти места, является природная красота, которая выделяет эти природные объекты из окружающего ландшафта. Считается, что в этих местах наиболее продуктивна медитация для получения просветления, энергии и бодрости.

Важное место в системе традиционных верований монголов занял культ Чингисхана. Чингисхан был объявлен великим предком рода монгольских ханов. В Монголии стоит 40-метровый конный памятник Чингисхану и это крупнейшая конная статуя в мире.

Мифологический Чингисхан вписался в традицию почитания у монголов духов предков. Первоначально это был культ для избранных - членов императорской семьи и их близких, любые попытки посторонних проникнуть в святилище карались смертью.

Внутри культа Чингисхана существовал культ его с?лдэ - его военного духа (гения), воплощённого в знамени. Согласно представлениям монголов, с?лдэ великого человека становилось гением-хранителем его рода, племени, народа.

После официального принятия монголами буддизма в XVI в. начался процесс постепенного включения упомянутых культов в культовую систему буддизма. Но содержание ритуала поклонения Чингисхану, по сути, осталось добуддийским.

Ритуал включал в себя принесение в жертву баранов и кобылиц, брызгание молоком. Буддизму не удалось полностью ассимилировать этот культ, вследствие того, что фигура Чингисхана в представлениях монголов столь масштабна и значительна, что он никак не может быть просто одним из божеств буддийского пантеона.

Начиная с XVI в. Буддийские ламы ослабили позиции шаманизма.

Глава 3. "Монгольский" вопрос

Из всего сказанного видно, что "монгольский" вопрос еще не поставлен русскими и европейскими учеными во всей его величине и значение монгольской культуры еще не исследовано ими достаточно. Но можно уже теперь считать доказанным, что обычное представление о монгольском завоевании и монгольском влиянии является сильно устаревшим, как результат "эгоцентричности романо-германской культуры". Монгольское завоевание не было нашествием диких орд, и монголы не были ни "дикарями", ни "варварами", иначе они не могли бы одержать победу над народами старых культур двух континентов и создать небывалую в мировой истории империю.

Европейские ученые учат нас, что в войне побеждает более культурный; монголы же в короткий срок без поражения объединили в одном государстве своем 4/5 Азии с Европой. Все культуры имеют свои идеалы, их характеризующие. Так, древнегреческая культура есть культура знания, идеал ее - мудрец. Римская культура есть культура права, идеал ее - гражданин, герой. Идеал христианской культуры Средних веков - святой, аскет. Духовная культура Азии есть культура буддийская, идеал ее - богочеловек (нирвана). Монгольская кочевая культура есть военная культура, идеал ее - царство Вселенной, монголосфера. Современная же культура Запада есть культура материалистическая, и ее идеал - капитал.

Монгольские племена в течение тысячелетий находились в непосредственном соприкосновении с Китайской империей и под влиянием китайской и уйгурской культур. В течение многих веков они входили в состав больших и сильных тюркских держав, и лишь в XII веке, незадолго до своего объединения в одно национальное государство, они стали независимыми. Монголы свою удивительную военную организацию создали сами из глубины веков переданными традициями. На своем родовом быте они создали крепкую государственную организацию, а административную, финансовую и податную системы заимствовали от китайцев. Монголы обладали самой совершенной армией из всех тогда существовавших на земном шаре, самой дисциплинированной и наилучшим образом организованной. Она была прекрасно вооружена и снаряжена, имела постоянные обученные кадры и строгую служебную иерархию. Техника ее стояла на высоте своего века. Сам Чингисхан и его лучшие полководцы Джэбэ-нойон и Субутай-багадур историками по справедливости считаются военными гениями. Можно без преувеличения сказать, что они превосходят европейских великих полководцев - Александра, Юлия Цезаря и Наполеона - как по размерам и числу своих побед и по полному отсутствию в их боевой практике поражений, так и по их достижениям, венцом которых было создание небывалой по величине империи.

монголия шаманизм традиция обычай

Заключение

Цель моего реферата - представить монгольские народы, их обычаи, традиции, верования, также обсудить монгольский вопрос.

Монголы - древние народы, и, несмотря на то, что они сейчас немного отстают от развития мировой цивилизации, всё-таки их стоит уважать и чтить, потому что в своё время, будучи "неразвитыми" кочевыми народами, у которых не было постоянного места жительства и высокоразвитой культуры, они сумели доказать всему миру, чего они стоят. И, борясь против развитых цивилизаций, они завоевали Азию и почти всю Европу.

Также стоит отметить, что у них интересные обычаи и традиции, часть которых сохранились и по сей день.

Список использованной литературы

Подобные документы

Традиции празднования Рождества в России, масленичные и купальские обряды. Свадебные традиции: сватовство, помолвка, девичник, венчание, встреча молодых. Особенности национальной русской кухни. Влияние христианства на обычаи и традиции русского народа.

реферат [4,3 M], добавлен 03.02.2015

Традиции предков – основа интеллекта и нравственности человека. Ритуалы свадебной церемонии как эстетическая основа интеллекта. Начало семейной жизни. Праздники, связанные с рождением и развитием ребенка. Происхождение юрты, казахская национальная одежда.

лекция [108,2 K], добавлен 02.04.2010

Cемейные обычаи и обряды как неотъемлемая часть культуры и быта этноса. Особенности башкирского свадебного обряда: подготовка калыма, приданого, помолвка, сватовство. Рождение ребенка, праздник колыбели. Погребально-поминальные традиции; влияние ислама.

реферат [45,3 K], добавлен 17.12.2010

История Удмуртии. Традиционные занятия удмуртов. Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации. Структура земледельческой общины соседского типа. Жилище, одежда и украшения, повседневная еда, обычаи и обряды крестьян, культура народа.

реферат [32,1 K], добавлен 03.05.2014

Буряты - коренное население Республики Бурятия. Территория расселения. Лингвистическая характеристика, диалекты. Антропологический тип. Этнические группы. Вероисповедание. Традиционная одежда. Семейные традиции и обычаи. Этнологические проблемы.

Монголы стали известны миру как опытные завоеватели и превосходные воины. Кочевой образ жизни для этого народа остается актуальным даже в наши дни. Однако их история, быт, культура настолько богаты, что в рамках одной статьи раскрыть их полноту невозможно. Мы рассмотрим основные моменты становления монгольского народа, важные моменты истории, особенности жизни и традиции.

История


Предки монголов появились еще в незапамятные времена. Археологи относят их появление к раннему палеолиту. Однако становление современного монгольского народа начинается с середины 12 века. Именно тогда в Азии все чаще начинает звучать имя великого завоевателя Чингисхана. Изначально Чингисхан был известен под именем Тэмуджин, а Великим Правителем его нарекли ближе к середине 13 века.
Завоевать обширные территории монголам помогли реформы, проведенные Тэмуджином. Он был не просто прекрасным воином, но и военачальником, издавшим свод законов, регламентировавший призыв в армию. Ему принадлежит и реорганизация войск. Реформы привели к созданию мощной армии, сумевшей покорить Китай, свергнув династию Цзинь. Следом монголы начали покорять Русь.
Монгольские завоевания коснулись не только Руси и Китая. Войска дошли до Европы, вторглись в Иран. Женщин монгольские воины не щадили, мужчины же могли выбирать между гибелью или присягой на верность правителю. В результате свое влияние монгольская армия распространила на территории Персии, современных Кореи и Вьетнама, а также Индии и Палестины. Однако уже к концу 14 столетия разрозненность и борьба ханов привели к упадку монгольской империи. Разрозненность усугублялась, даже несмотря на старания потомков Чингисхана объединить страну.
К 18 веку умирает последний потомок Чингисхана и начинается борьба за правление страной. Китайская династия Цин, воспользовавшаяся моментом, вводит войска для полного уничтожения великого государства.
В истории современной Монголии произошло несколько революций, связанных с появлением СССР. Преимущественно они носили мирный характер.

Жизнь


Современные монголы в основном живут в юртах. Жители столицы обосновались в многоквартирных домах. Многие до сих пор используют в качестве основного транспорта лошадей. В целом страна остается неразвитой, существует незаконная добыча полезных ископаемых, недавно наблюдавшийся рост ВВП резко снизился.
Значительных перспектив к развитию Монголия не имеет. Это связано с большой территорией и низкой плотностью населения. Из 3,5 миллионов в столице проживает примерно половина населения, при этом отсутствие как таковых технологий не позволяет стране занять значимое положение в мировом сообществе.

Традиции

  1. Запрещается ругаться при родителя, показывать злость, бросать косые взгляды.
  2. Сын обязан беречь имя отца.
  3. Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу — это равносильно оскорблению.
  4. Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
  5. Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
  6. Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
  7. Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
  8. Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
  9. Острые предметы и ножи дарить не принято.
  10. Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
  11. Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
  12. Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное — неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
  13. Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
  14. Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.

Жилище


Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:

  • Посещение юрты без спроса;
  • Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
  • Разговор через порог;
  • Посещение юрты с оружием;
  • Бесшумный вход — так могли делать только грабители;
  • Заходить в юрту во время родов;
  • Забирать из юрты молоко или огонь;
  • Громко свистеть — значит, вызывать злых духов.


Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.
Самым популярным блюдом являются позы. Это сытные пельмени, в состав которых входит начинка из баранины. К ним подаются различные специи, которыми можно разнообразить вкус каждого пельменя.
Цуйван — блюдо, аналог которого можно встретить в тайской, китайской, корейской и японских кухнях. Представляет собой жареную лапшу с бараниной.
Специфическим и довольно жирным десертом являются сливки урум. Они готовятся из топленого молока. Вообще, молочные продукты Монголии отличаются повышенной жирностью. Кобылье молоко кумыс и масло из бычьего молока — яркие тому примеры.

Одежда


Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.
Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный — из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник — горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек на замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.
Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный — из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.
Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба — хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный — пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.
Напоследок отметим обувь. Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.

Итак, мы многое узнали о монголах. От прочих народов они отличаются самобытностью и большой значимостью старых обычаев в жизни общества. Сумев покорить обширные территории, начиная от Китая и заканчивая Европой, монголы были сражены междоусобицами и окрепшей китайской армией. Сейчас страна переживает очень сложные времена, а ее экономика только начала зарождаться. Однако прирост населения и активное строительство в столице напрямую указывают на то, что развитие у Монголии все-таки есть.


Юрты и повозки монголов



Лагерь кочевников. Старинный монгольский рисунок


Любопытно распределение обязанностей в монгольской семье. Ведение домашнего хозяйства лежало в основном на женщинах. Они занимались приготовлением повседневной пищи, делали масло и хурут, выделывали шкуры и сбивали войлок из шерсти, шили одежду и обувь. Кроме того, в обязанности женщин входило изготовление юрт (за исключением необходимых плотницких работ); они же ставили юрты на повозки и снимали их, а во время перекочевок правили этими повозками. Но не нужно думать, что мужчины с удовольствием перекладывали всю тяжелую обыденную работу на женщин, а сами занимались только охотой и присмотром за конскими табунами. Мужские обязанности тоже были довольно велики. Мужчины изготавливали самые повозки и основы для юрт, делали всю необходимую сбрую и седла, производили оружие. В их обязанности входили также дойка кобыл и чрезвычайно трудоемкое приготовление кумыса. Дойкой других животных занимались как мужчины, так и женщины. Мальчики часто занимались рыбной ловлей, менее трудной и опасной, нежели охота, а маленькие дети помогали женщинам собирать съедобные корешки, орехи и ягоды. Так что все были при деле, и вряд ли кто-то чувствовал себя ущемленным. Вообще роль женщин у монголов была достаточно велика, они пользовались немалым уважением, а в случае смерти мужа делались главами семей – по крайней мере, до женитьбы старшего сына. Позднее вдовы умерших ханов становились полноправными регентами – иногда на довольно длительный срок. Но это уже больше относится к сфере обычаев, и нам пора перейти к описанию очень непростых племенных, родовых и семейных отношений, которые существовали у монголов в XII веке.



Блюдо из дерева


Сосуд для кумыса из Сарай-Берке

Основных занятий у степных монголов было два: скотоводство и охота

В целом переход древних охотников к разведению домашних животных явился величайшим прогрессом в хозяйственной и культурной жизни человека. Пастбищное животноводство надолго определило весь дальнейший путь развития скотоводов-кочевников, их жизнь, быт и культуру.


Скотоводство на многие столетия вперед стало основной отраслью хозяйства, которая определила различные стороны быта жителей степей и оказала влияние на создание специфичной животноводческой терминологии. Если в языке народов, ведущих оседлый образ жизни, преобладают земледельческие термины, то в монгольском в основном встречаются термины кочевого образа жизни, связанные со скотоводством, переработкой животноводческой продукции, климатическими, географическими условиями степей, жизнью и бытом кочевников. Эта терминология настолько детализирована, практична и лаконична, что выработать ее может только народ, умудренный опытом длительного разведения скота. Скотоводческие народы передавали свои знания из поколения в поколение, пользуясь при этом скупой в выражениях, но точной в ее содержании терминологией.

Так, терминология, применяемая для определения возраста скота по зубам, состоит из более чем 150 выражений, причем, например, для лошади используется 54 (унага, сарва, даага, шүдлэн и т. д.), верблюда–34 (ботго, тором, тайлаг и т. д.), крупного рогатого скота–32 (тугал, бяруу, гунж, дөнж и т. д.), овцы–22 (хурга, төлөг, зусаг и т. д.), козы– 16 (ишиг, сэрх, ухна и т. д.).

Для характеристики видов движения лошадей существует более 30 терминов (удган арилжаа, усан арилжаа, салга жороо, тэмээн жороо, усан тэмээн жороо, нохой цогио, нохой сэгэлгэ); разнообразно определены виды движения верблюдов и крупного рогатого скота.

Имеется особая терминология по способу использования домашних животных (вьючные, верховые и пр.), по уходу за животными, относительно пастбищ, зимовки, весенних, летних и осенних стоянок, периодов нагула, водопоя и пастбищных растений (более тысячи названий) .

Существует несколько сот терминов, которые определяют способы обработки и изготовления продуктов, болезни скота, более 500 терминов – по его таврированию, около 100 – по характеру животных. Органы животных имеют более 400 названий. Есть сотни терминов по народному жилью и его убранству.
Однако следует сказать, что народная терминология монгольских кочевников все еще недостаточно изучена. Это ценное культурное наследие нужно сохранить для будущих поколений, для науки.


До Народной революции не было такого уголка, где бы ни свирепствовали волки. Убить этого зверя всегда считалось делом почетным, так как он самый страшный враг скотоводов. Монголы охотятся на них как в одиночку, так и коллективно. Самые лучшие сезоны для охоты – зима, когда у волков настает период гона и они собираются в стаи, и весна – время расплода. Зимой многие охотники искусно зазывают зверей на выстрел, подражая их вою. При этом если попадается стая из трех или больше волков, то стараются сначала убить или ранить самку, а потом и самцов, которые не покидают ее.


К весне за время спячки они теряют много жира, мех у них становится сухим и утрачивает характерный блеск. Однако с появлением зелени сурки восполняют потерянный вес. В это время и начинается охотничий сезон.

Племена и народы, жизнь которых тесно была связана с реками, например Селенгой и ее притоками, занимались также и рыболовством. В плиточных могилах, расположенных по берегам этой реки, были найдены кости рыб и костяные гарпуны для ловли крупной рыбы.

Семья за столом. Основную пищу монголов составляют мясо домашнего скота и разнообразные молочные продукты. Издавна они применяли свои методы консервирования и хранения пищи, замораживали мясо-молочные продукты в холодное время года,сушили, солили (шууз), коптили, жарили и т. д.



Читайте также: