Живопись православного храма сообщение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Живопись в православном храме узнаваема с первого взгляда. Она не похожа на традиционные картины художников, не имеет аналогов и в популярной культуре.

Кажется, это отдельный мир с обратной перспективой и таинственными правилами.

Задача этой статьи — приоткрыть завесу тайны и ответить на распространённые вопросы о храмовой росписи.

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи

Храмовая роспись возникла в христианстве, чтобы донести до неграмотного населения Библейские сюжеты

Храмовая роспись — древний вид искусства. Вряд ли удастся проследить его истоки, ведь возникла она намного раньше христианской традиции. Поэтому сосредоточимся на том, что нам известно наверняка.

Роспись церквей тесно связана с созданием икон, и отчитывать годы её появления можно с творчества первого иконописца — апостола Луки, который, по преданию, написал образ Пресвятой Богородицы.

Святого Христофора на средневековых фресках изображали с головой собаки

Святого Христофора на средневековых фресках изображали с головой собаки

Мастера стали расписывать храмы для того, чтобы сделать Библейские сюжеты доступными широкой публике.

Дело в том, что в средневековье люди в преобладающей массе были безграмотны, так что картинки являлись для них наиболее доступным способом донести информацию.

При этом такого благоговения, как сейчас, перед храмовой живописью не существовало.

Она могла нести ироничный характер, содержать карикатурные сюжеты и узнаваемые для своего времени культурные и фольклорные образы.

Не редки изображения обнажённых тел, гротескных чудовищ, сцен провокационного и непристойного характера.

Это привлекало людей в храмы, но в то же время настенная живопись выполняла главную функцию — образовательную.

На Руси к храмовой живописи изначально относились с благоговением, сейчас ещё формируется современная традиция росписи церквей

На Русь храмовая живопись пришла вместе с христианством, и отношение к ней сразу же сложилось соответствующее — благоговейное.

Иконография и роспись церквей для православного человека — это целая наука, со своими канонами, которые требуется тщательно изучать, а потом кропотливо реализовывать.

Апостол Лука, изобретатель иконописи, как и все евангелисты, изображается на парусах храма

Апостол Лука, изобретатель иконописи, как и все евангелисты, изображается на парусах храма

Сегодняшний православный художник учится своему навыку свыше десяти лет, за которые знакомится с традициями храмовой живописи России и Византии.

Но при этом свой собственный облик православная живопись продолжает формировать, так как она отошла от европейского канона. Так об этом говорит художник Дмитрий Лазарев:

«Что делает художник, расписывающий церковь?

Отражает свое время, опираясь на канон. А канон — это Италия, это Византия.

Передать свое время, опираясь на эту традицию, — основная задача серьезного художника.

Когда есть преемственность поколений, это получается естественно: в эпоху Возрождения итальянцы часто изображали Христа в современных одеждах.


А художник Константин Охотин делится соображениями о возникновении в будущей современной традиции храмовой живописи в православии:


Важная отличительная черта православной живописи — её нереалистичность. Даже если есть прижизненные фотографии святого, на образах он мало похож на себя.

Икона стремится не к реализму и не красоте, а к символизму. Это отдельный жанр живописи. Поэтому изображения на ней часто выглядят плоскими, такова дань традиции, ведь акцент в ней на другом.

На куполе храма Христа Спасителя изображена Троица — это соответствует традиции

На куполе храма Христа Спасителя изображена Троица — это соответствует традиции

Обратная перспектива как бы включает наблюдателя, делает его соучастником событий иконы или фрески. Также это подчёркивает, что на изображении — не обычный мир.

Существует деление храмовой живописи на каноническую (возникла около IV века) и боле позднюю академическую (середина XVIII века), которая выглядит более живой и реалистичной, так как ориентирована на работы художников эпохи Возрождения.

Чётких канонов росписи храмов нет, но есть рекомендации о том, каких святых где изображать по традиции

Нет никаких чётких канонов того, что именно и в каком порядке должно быть изображено на стенах храма. Например, если церковь посвящена какому-то святому, то в росписи вполне могут преобладать сцены из его жития.

Но всё же за годы существования православных церквей сформировались некоторые традиции, которые можно наблюдать во многих храмах.

Во-первых, есть несколько подходов к росписи:

  • евхаристический — центр в алтарной зоне;
  • литургический — изображения соответствуют порядку богослужения, либо календарю праздников;
  • иерархический — смысловой центр в куполе;
  • исторический — изображения расположены в хронологическом порядке от сотворения мира.

Во-вторых, в традициях имеется конкретика:

  • на куполе храма изображают Бога-Отца, Троицу, крест, Святой дух, монограмму Христа, Агнца или самого Спасителя;
  • на сводах пишут события двунадесятых праздников;
  • паруса обычно украшают образами евангелистов;
  • в барабане меж окон располагают образы апостолов и пророков;
  • на столпах пишут образы мучеников и святителей;
  • северную и южную стены украшают изображениями апостолов, святителей, мучеников, преподобных, святых отцов и т.д. Обычно их располагают по значимости;
  • на западной стене изображают сцены Страшного суда;
  • притвор украшают образы эдемского сада и ветхозаветных событий;
  • на стенах принято писать сюжеты из Священного Писания;
  • снаружи храма обычно есть несколько изображений в нишах: святой, в честь которого построен храм, Богородица, Иисус Христос;
  • над входом в храм может быть изображение Спаса Нерукотворного.

Роспись храмов и икон, по канону, могут выполнять только верующие и благочестивые христиане, но на практике это не так

Роспись икон и храмов — это труд, который некоторые православные деятели сравнивают с молитвой. Монахиня Иулиания (Соколова) писала об этом так:


В свете этого очевидно, что человек, который принадлежит к другой вере, либо атеист не может выполнять роспись церкви. Конечно, икона — это не реликвия, но всё же объект почитания, своего рода святыня. Пусть это и художественное произведение. Но в нём присутствуют и иные стороны:

  • догматическая;
  • литургическая;
  • духовная;
  • нравственная.

Соответственно, через икону к молящемуся направляется благодать Божия. Это дверь, которую открывает образ верующего. Чем выше нравственные и духовные качества иконописца, тем большую одухотворённость приобретают его работы.

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя (г. Сочи)

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя (г. Сочи)

Поэтому издревле на роль иконописцев избирали на абы кого, а благочестивых верующих.

Церковные авторы и Стоглавый Собор приводят требования к иконописцам:

  • вести духовную жизнь;
  • иметь благие нравы;
  • отличаться смирением и кротостью;
  • не быть сварливыми;
  • не завидовать;
  • не пить спиртное;
  • не празднословить;
  • хранить душевную и телесную чистоту;
  • не прелюбодействовать;
  • писать образы с особым усердием.

Царям же рекомендовалось жаловать таких мастеров, а святителям беречь их.

Это требования православной Церкви. В католичестве иные традиции. Там, например, росписью мог заняться любой мастер, а его личные качества и религиозные достижения при этом не важны.

Однако стоит отличать традицию от реальности. Художник Константин Охотин говорит:


В мастерских Троице-Сергиевой лавры, Православной Свято-Тихоновсоком гуманитарном университете и пр. учат на иконописцев.

Современные храмы обычно расписывают двумя видами красок: акрилом внутри и силикатом снаружи

В Древней Руси роспись храмов выполняли при помощи водных красок. Для них требовалась сырая поверхность, роль которой выполняла штукатурка. Сама по себе работа такого плана требовала дополнительной обработки для наилучшего результата.

Для этого применяли темперные краски. Темпера требовала связующего материала, которым выступал желток или другие клейкие субстанции.

Процесс росписи храма Христа Спасителя в Калининграде

Процесс росписи храма Христа Спасителя в Калининграде

Сейчас фрески делают, но редко.

Художник Дмитрий Лазарев так рассказывает об этой работе:


В последствие темпера уступила место двум более удобным краскам:

Акриловые краски — используют в качестве растворителя обычную воду и содержат в себе небольшой её процент. Их можно нанести практически на любую поверхность, если та не портится от воды.

При этом на акриле не возникает кракелюра (трещин), как это бывает с более привередливым маслом. Акрил быстро высыхает, так что не нужно делать долгие паузы для высыхания слоёв.

Роспись трапезной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине Пушкинского района Московской области

Роспись трапезной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине Пушкинского района Московской области

Единственный недостаток акриловой краски — то, что она чуть тускнеет после высыхания, так что художникам в идеале нужно приноровиться писать чуть ярче, чем задумано в работе.

Также акриловая краска может давать блеск, а храмовая роспись должна хорошо смотреться с любых ракурсов и расстояний. Но и тут есть решение — специальный матовый лак.

Акриловые краски отлично сохраняются многие годы.

Силикатные краски создают на базе жидкого калиевого стекла. Они также растворяются водой. Их устойчивость к внешним условиям позволяет вести роспись православного храма снаружи, то есть, на фасаде.

Снаружи роспись ограничивается парой икон, её выполняют силикатной краской (храм святителя Спиридона Тримифунтского, г. Кемерово)

Снаружи роспись ограничивается парой икон, её выполняют силикатной краской (храм святителя Спиридона Тримифунтского, г. Кемерово)

Для лучшей сохранности работы, выпиленные силикатной краской, можно покрыть матовым лаком.

И те и другие краски не токсичны.

Что касается иконописи, то в ней обычно используют природные минералы. Пигменты растирают с яичным желтком и винным уксусом. Это техника XII века.

Церковный орнамент — сложный язык символов, он чаще всего иллюстрирует рай

Важный украшение храма — церковный орнамент (православия, католицизма или иных традиций, унаследовавших его от древней христианской Церкви).

Это не просто украшение, а язык символов.

Орнамент церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде

Орнамент церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде

Нельзя со стопроцентной точностью утверждать, что за смысл вкладывали в орнаменты наши предки. В глубокой древности важную роль играли растения, так как они символизировали достаток, благополучие, жизнь.

Со временем значение менялось и приобретало иные сакральные смыслы.

Каждый стебель способен иллюстрировать какую-либо идею. Например, колосок пшеницы — это хлеб, намёк на евхаристию. Виноградная лоза — указание народ Божий, Церковь:

  • крест — символ искупления;
  • густая растительность — райские кущи;
  • птица — душа;
  • монастырь — рай;
  • звёзды имеют множество значений в зависимости от количества лучей;
  • якорь — надежда.

И т.д. Так храм может представлять собой модель обещанной верующему райской жизни.

В православии распространён орнамент полотенец на стенах, он тянется над уровнем пола. Он как бы обрисовывает границы храма и несёт на себе священные изображения.


Система росписи православного храма

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Система росписи православного храма отключены

Православный храм расписывается и читается сверху: верхняя часть символизирует небеса, а нижняя – землю. В плане организации работы так удобнее, чтобы построить леса и постепенно их разбирать. В куполе изображается или Христос Пантократор, или Троица. В барабане – цилиндре, на котором покоится купол, он может быть световым или без окон изображали праотцов. Там же могли изображать и ветхозаветных пророков.

В древности не знали технологий горизонтальных перекрытий пространства. Была система сводов, полукруглых перекрытий. На них изображали композиции главных церковных праздников (Рождество Христово). В алтаре (а он у православного храма трехчастный), как правило, на престоле изображали Богоматерь, а чуть позже – литургические сюжеты.

На стенах фрески располагались ярусами:

  • Верхний ярус – это евангельские события, события земной жизни Христа: рождество Христово, сретение и т.п.
  • Второй ярус – сюжеты о деяниях апостолов.
  • Следующий ярус – особенный, потому что он называется храмовым ярусом, потому что посвящен тому святому или празднику, которому посвящен храм: В церкви Ильи-Пророка – житие Ильи Пророка, в храме Николая-чудотворца – житие Николая-чудотворца.

На западной стене присутствует небольшой по высоте, но важный пояс – храмовая летопись: здесь написано, когда, при каком митрополите был построен храм, кто и когда писал и заказывал фрески, кто храм заказывал. На самой же западной стене изображали композицию Страшного суда.

На столпах (а сводом можно перекрыть только маленькое пространство, он оперился на стену, потом на столп) всегда изображали в рост святых воинов и мучеников (Святой Георгий – воин и мученик).

Очень интересны приходские храмы XVIII века, в которых были большие галереи – они были местами общественных собраний, на них изображали сюжеты Ветхого Завета и иллюстрации западной литературы. Фрески писали на наружных стенах храмов, их писали вокруг входа в храм. Они изображались в закамарах – это своды на наружных стенах храмов, на полукруглых арках, на которых стояли эти своды. Изображались и праздники, и сюжеты поклонения святых Христу. Как понимали, что над входом были фрески? Дело в том, что Фрески Дионисия очень рано закрыли своеобразной кровлей, и они были защищены. В храме Ильи Пророка фрески сохранились фрагментарно, и по остаткам рисунка могли понять сюжет.

В каждом храме решение будет индивидуально, в зависимости от размеров храма и (что важно!) от желаний заказчика: это могли быть князья, прихожане, посадские люди (XVII в) игумены монастырей. Заказчик играл важную роль в составлении иконы.

Технология мозаики

Художники должны были иметь знания по химии, металлургии. Что такое мозаика? Мозаика – это вид монументального изобразительного искусства, в котором изображение создается небольшими по размеру минералами или кусочками окрашенного стекла. Искусство мозаики пришло на Русь из Ромейской империи. Мозаики создавались только в XI-XII веках и только в Киеве. После татаро-монгольского нашествия технология мозаики была забыта. Возродил её М.В. Ломоносов.

Как мозаику создавали?

  • Для мозаичных смальт оштукатуривали подготовить стену.
  • Делали специальный состав из извести (в природном состоянии они опасна для человека): её закладывали в ямы, заливали водой и долго перемешивали лопатами, чтобы получился своеобразный раствор. Так происходит гашение извести. Дальше этот раствор тщательно процеживали, чтобы масса была однородной. И потом этот раствор был пригоден для оштукатуривания стен, но туда нужно было внести связующее. В этом качестве использовали яйца домашних птиц или отвары хлебных зерен. Таким образом, получалась пластичная масса, которую наносили на стену. Раствор наносили в три слоя:

— Известь крупного помола слоем в 2-3 см;

— Известь мелкого помола слоем в 1,5-2 см,

— Известь совсем мелкого помола слоем в 0,5-1 см.

Пока верхний слой не застыл, в него вставляли смальты. Поверхность приготовленной стены никогда ровно не полировали, не отделывали. Мозаики создавали только на криволинейных поверхностях стен. Делали их в куполе, в барабане. С чем это было связано? Дело в том, что мозаика должна отражать свет, а криволинейные поверхности взаимодействуют со светом больше прямолинейных. Мозаики либо прозрачны, либо полупрозрачны.

Из чего изготавливались мозаичные смальты? Что касается полупрозрачных минералов, то тут всё понятно. Но в основном их делали из стекла. Как это происходило? Стекло и в древности, и в наше время делается из песка. Находили кварцевый песок и плавили его, нужно было построить печи – это делал художник. Из печей вынимали песок и резали, а потом окрашивали окислами металла, которые добывали в болотах.

В итоге получали мозаичные смальты самых разных цветов и оттенков. В Софии Киевской использовали смальты 144 оттенков разных цветов.

Технология фрески

Для фрески нужен грунт. Это та же известь, только слой был двухуровневым. У фрески есть особенность, которая отражается в определении.

Фреска – это вид монументального изобразительного искусства, в котором изображение создается красками по сырой штукатурке. Художник в течение дня должен был писать по сырому грунту. Нужно помнить особенность: строились и расписывались храмы в теплое время года и создавались не сразу после строительства, перед этим должно было пройти несколько лет. Это было связано с тем, что любая постройка после создания должна осесть, приспособиться к той почве, на которой стоит. Особенные подвижки почвы идут весной. Если в это время создать фрески, то они потом потрескаются. Иконостас могли создать сразу. Еще одна тонкость: работали в Средневековье полный рабочий день, а рабочий день тогда определялся от восхода до заката.

Нижний слой мог быть создан сразу во всем храме. А верхний создавался по мере создания фресок. То есть штукатуркой покрывался только каждый отдельный участок свода.

Очень важный природный фактор, который должны были учитывать мастера – это степень освещенности того или иного свода или храма. Храм освещается неравномерно – важны удаленность и приближенность изображений от молящихся, и угол, под которым они на изображения смотрят. Художники старались в темных частях храмов применять наиболее яркие цвета или контрастные изображения.

Еще одна тонкость: мастер писал большие фрески в куполе, был близко от этих фресок при работе и не мог посмотреть снизу, как они выглядят.

Икону делали из липы или из кипариса, который тяжелее, но долго сохранял смолистый запах. Икона состоит из нескольких досок разного размера. Доски для икон скрепляли: в специально сделанные выемки врезали поперечные планки – шпонки. Так доски долго не расходились. Часто шпонки делались из дерева другой породы – разные породы деревьев по-разному реагируют на температуру и влажность.

Мастера использовали природные материалы. А дальше начинали создавать изображение, но не с лика, а с наклейки золотого фона – листков золота. В качестве клея шли пивное сусло или чесночный сок. Золото трудно наклеивать, потому брали кисть из шерсти, терли ее о золото, и оно прижималось к кисти. И потом только шло создание изображения. Краски были минеральными или органическими – темперными. Какие краски были минеральными:

  • Самой известной, распространенной и дешевой была охра. Это мелкий материал, имеющий спектр от лимонно-желтого до темно-коричневого. Художники различали разные охры (русская, немецкая и худая – коломенская).
  • Киноварь – дает оттенки красного цвета.

Были краски и органические:

  • Синило – растительная краска. Оно растет в Коломне. Из него делали синюю краску – крутик. Причем, крутик даже экспортировали.
  • Черлень ярко-алого цвета, ее делали из жука – червеца, которого много собирали в определенный сезон и сушили в печи. А потом получался красящий порошок черлень. Черлень тоже экспортировали. Были и импортные, дорогие краски.
  • Редкая краска светло-голубого цвета – лазорь. Она делалась из лазурита и была прозрачной. Лучший лазурит добывался в Афганистане. Он лазурит поставлялся на Русь.
  • Бакан. Краска сиренево-розового цвета, была привозной. Эта краска экзотична, ее делали из коры дерева породы индиго, Индия. Кору через Индийский океан, через Гибралтар, привозили в Венецию. Там делали краску и продавали на Русь. В 1713 Петр I издал указ, чтобы наши производители нашли замену бакану – наладившим производство, давались льготы. В 1716 москвич П. Васильев нашел компонент, который позволял производить краску, сходную бакану. И сразу же последовал указ, чтоб из Венеции бакан не привозить.

Этими красками пишут всё до ликов. Лик писали многослойный, между слоями прокладывали слой охры – каждый последующий слой был светлее. Самый последний слой – мелкие белильные движки, линии, разделки.

Икону средних размеров (50х35 см) писали месяц. Но после написания икону покрывали олифой, чтобы придать краскам блеск и защитить от воздействий. Олифа наносилась рукой. Этот слой оказал влияние на историю изучения ДИ, на сложение принципов реставрации. Икона стоит далеко от света рядом с горящими свечами, от гари поверхность иконы темнеет и в конце становится черной. На протяжении жизни иконы олифа темнеет, но кажется, что потемнела сама икона. И в старину поверх темного писали новое изображение. Но писали уже иначе – олифа темнела за 50-100 лет. Но через какое-то время олифа темнела, ее снова поновляли. И к XVII в. иконы XIII подлинную авторскую живопись не видели. Живопись XVII в. к XIX в. тоже не видели. Все иконы, дошедшие до ХХ в., либо записаны, либо под слоем олифы не видны.

Например, Рублевская троица. В конце XIX в. началась 1-ая реставрация икон, в ХХ веке сложилась научная школа реставрации живописи. В 1903 собрались иконописцы, искусствоведы, историки, с Рублевской троицы был снят оклад, и под ним была черная доска со слоем пыли. Но более поздние слои стали снимать, и под ними увидели прозрачную лазоревую краску. И, подводя итоги ХХ века, люди обозначили открытие ДИ, которые оказало влияние на развитие реставрации.

Живопись в православном храме узнаваема с первого взгляда. Она не похожа на традиционные картины художников, не имеет аналогов и в популярной культуре.

Кажется, это отдельный мир с обратной перспективой и таинственными правилами.

Задача этой статьи — приоткрыть завесу тайны и ответить на распространённые вопросы о храмовой росписи.

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи


Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи

Храмовая роспись возникла в христианстве, чтобы донести до неграмотного населения Библейские сюжеты

Храмовая роспись — древний вид искусства. Вряд ли удастся проследить его истоки, ведь возникла она намного раньше христианской традиции. Поэтому сосредоточимся на том, что нам известно наверняка.

Роспись церквей тесно связана с созданием икон, и отчитывать годы её появления можно с творчества первого иконописца — апостола Луки, который, по преданию, написал образ Пресвятой Богородицы.

Святого Христофора на средневековых фресках изображали с головой собаки


Святого Христофора на средневековых фресках изображали с головой собаки

Мастера стали расписывать храмы для того, чтобы сделать Библейские сюжеты доступными широкой публике.

Дело в том, что в средневековье люди в преобладающей массе были безграмотны, так что картинки являлись для них наиболее доступным способом донести информацию.

При этом такого благоговения, как сейчас, перед храмовой живописью не существовало.

В средневековой Европе не существовало благоговения перед храмовой живописью.

Она могла нести ироничный характер, содержать карикатурные сюжеты и узнаваемые для своего времени культурные и фольклорные образы.

Не редки изображения обнажённых тел, гротескных чудовищ, сцен провокационного и непристойного характера.

Это привлекало людей в храмы, но в то же время настенная живопись выполняла главную функцию — образовательную.

Современные храмы обычно расписывают двумя видами красок: акрилом внутри и силикатом снаружи

В Древней Руси роспись храмов выполняли при помощи водных красок. Для них требовалась сырая поверхность, роль которой выполняла штукатурка. Сама по себе работа такого плана требовала дополнительной обработки для наилучшего результата.

Для этого применяли темперные краски. Темпера требовала связующего материала, которым выступал желток или другие клейкие субстанции.

Процесс росписи храма Христа Спасителя в Калининграде


Процесс росписи храма Христа Спасителя в Калининграде

Сейчас фрески делают, но редко.

Художник Дмитрий Лазарев так рассказывает об этой работе:


В последствие темпера уступила место двум более удобным краскам:

Акриловые краски — используют в качестве растворителя обычную воду и содержат в себе небольшой её процент. Их можно нанести практически на любую поверхность, если та не портится от воды.

При этом на акриле не возникает кракелюра (трещин), как это бывает с более привередливым маслом. Акрил быстро высыхает, так что не нужно делать долгие паузы для высыхания слоёв.

Роспись трапезной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине Пушкинского района Московской области


Роспись трапезной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине Пушкинского района Московской области

Единственный недостаток акриловой краски — то, что она чуть тускнеет после высыхания, так что художникам в идеале нужно приноровиться писать чуть ярче, чем задумано в работе.

Также акриловая краска может давать блеск, а храмовая роспись должна хорошо смотреться с любых ракурсов и расстояний. Но и тут есть решение — специальный матовый лак.

Акриловые краски отлично сохраняются многие годы.

И сегодня свежими выглядят храмы, в живописи на стенах которых применяли акрил.

Силикатные краски создают на базе жидкого калиевого стекла. Они также растворяются водой. Их устойчивость к внешним условиям позволяет вести роспись православного храма снаружи, то есть, на фасаде.

Снаружи роспись ограничивается парой икон, её выполняют силикатной краской (храм святителя Спиридона Тримифунтского, г. Кемерово)


Снаружи роспись ограничивается парой икон, её выполняют силикатной краской (храм святителя Спиридона Тримифунтского, г. Кемерово)

Для лучшей сохранности работы, выпиленные силикатной краской, можно покрыть матовым лаком.

И те и другие краски не токсичны.

Что касается иконописи, то в ней обычно используют природные минералы. Пигменты растирают с яичным желтком и винным уксусом. Это техника XII века.

Из истории церковной резьбы. Античные истоки христианских орнаментов

Традиции церковного искусства подобны течению вод. Малые ручейки собираются в речушки, те сливаются между собой – и вот уже плавно свершает свой путь к морю полноводная красавица-река, с одного берега которой едва видно другой… Сплетаются в ней нити многих потоков, а вода – по сути своей – одна… В современных храмах мы можем увидеть резные иконостасы и утварь, в которых воплотились традиции древней Руси, Византии, других стран – и все эти традиции заквашены духом веры во Христа…

Византия – наследница античного Рима – приняла от него художественные образы и декоративные мотивы и трансформировала их, наполнив христианским смыслом. При этом, стремясь к уходу от языческой чувственности и натуралистичности, мастера Византии находили новые приемы, отвечающие духу веры. Язычники наделяли своих идолов божественными свойствами. Соответственно, создававшие их художники стремились сделать свои произведения максимально живоподобными. Так родились знаменитые эллинские и римские скульптуры – венец античного искусства. Христианское искусство несет принципиально иную мысль: оно создает образ Того, Кто пребывает в Горнем мире.

Резные византийские изображения обычно были плоскостными. Эта традиция передалась и православной Руси. В то же время, художники Византии стремились явить в своих произведениях красоту Горнего мира и величие земной империи – отсюда пышность и причудливость орнаментов, густота декора.



Христианство не отвергало мудрости мира древнего, языческого. Святители первых столетий получали образование в античных академиях, постигая науки эллинских мудрецов. Таковы были святитель Василий Великий, Григорий Богослов, блаженный Августин… Господь вел к принятию истинной веры все человечество. В античных мифах промыслительным образом было много такого, что позднее помогло людям органично принять веру во Христа: страдание Прометея, жертвенная любовь Антигоны, не побоявшейся нарушить запрет правителя и предать земле своего брата, за чем последовало страшное наказание… Классическим стало сопоставление Орфея и Христа. Привлекая своей дивной игрой на флейте зверей и птиц, Орфей становится прообразом Спасителя, слово Которого влечет к себе народы, а сходя в аид за возлюбленной Эвридикой, он прообразует сошествие во ад Спасителя ради освобождения оттуда усопших. Точно также готовил людей к принятию Благой Вести египетский миф об Осирисе – убиваемом, но вновь воскресающем боге. Осирис является воплощением умирающей и вновь оживающей природы, цикличности времен года, — но и в этом мы видим тайну мироздания, где земные явления отражают духовные истины.

Был присущ античному искусству и другой излюбленный христианским искусством мотив – цветок лилии. Он был символом обновления природы, рождения солнца. В христианстве этот же смысл обрел новое звучание: обновление мироздания через тайну Благовещения и Рождества Бога на земле; возрождение мира благодаря чистоте Богоматери, способной вместить в Себя Божество…

С мотивом лилии соседствует пальметта – веероподобный лист пальмы. Родиной этого знака считается Египет. В христианском искусстве пальма является символом духовной победы, которую совершил Подвигоположник – Христос. Следовать Его примеру призваны все христиане – духовные воины, борющиеся со злом внутри себя и нередко поставляемые Провидением на путь противостояния злу внешнему. Недаром с пальмовыми листьями в руках нередко изображают святых мучеников.

Лист аканта – один из основных мотивов классической архитектуры – в греко-римском мире считался символом преодоления испытаний, стойкости, мужества и следующего за ним триумфа. Существовало поверие, что акант вырастает на могиле героя. Неслучайно в христианстве это растение стало одним из символов Страстей Христовых, а также блаженной вечности, даруемой праведникам.



Одна из вариаций формы креста, характерной для византийского искусства – крест криновидный, окончания которого напоминают одновременно лепестки лилии и… человеческие кости. Столь странное сочетание не случайно. Здесь – напоминание о и грехопадении первого человека, принесшем в мир смерть, и о Благовещении, с которого началось искупление и возрождение человечества; память смертная и радость Воскресения в одном символе… Кресты такой формы часто заключают в круг – символ вечности и единства всего существующего. Издревле круг считался также символом гармонии и совершенства мироздания. Криновидный крест в круге – символ Промысла Божия, ведущего мир от смерти и греха к спасению и вечной жизни. В языческой культуре крест в круге воспринимался как образ неба и в то же время – течения времени, неудержимого, подобного вертящемуся колесу. Образ этот еще древнее, чем античное искусство. В христианстве он приобрел противоположное значение, став символом вечного значения Искупительной Жертвы Христа, знаком дарованной нам нетленной жизни. В то же время, этот образ можно трактовать как напоминание о том, что неудержимое течение временной жизни с каждым часом приближает нас к Вечности. Среди древнейших человеческих рисунков встречается образ птицы в гнезде, сидящей на яйцах. Очертания птицы своей формой напоминают крест, а гнездо – круг или квадрат. Этот архетипический образ также находит свое звучание в христианском богословии: Господь Своей заботой не оставляет малейшее из творений, даруя им жизнь и согревая Своей благодатью. Крест, заключенный в квадрат или ромб, изначально воспринимался как символ плодородия. В христианстве этот знак говорит о том, что Божественная благодать освящает землю, все 4 ее конца, а также все благие дела и начинания живущих на ней.

Церковный орнамент — сложный язык символов, он чаще всего иллюстрирует рай

Важный украшение храма — церковный орнамент (православия, католицизма или иных традиций, унаследовавших его от древней христианской Церкви).

Это не просто украшение, а язык символов.

Орнамент церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде


Орнамент церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде

Нельзя со стопроцентной точностью утверждать, что за смысл вкладывали в орнаменты наши предки. В глубокой древности важную роль играли растения, так как они символизировали достаток, благополучие, жизнь.

Со временем значение менялось и приобретало иные сакральные смыслы.

Птица в церковном орнаменте символизирует душу.

Каждый стебель способен иллюстрировать какую-либо идею. Например, колосок пшеницы — это хлеб, намёк на евхаристию. Виноградная лоза — указание народ Божий, Церковь:

  • крест — символ искупления;
  • густая растительность — райские кущи;
  • птица — душа;
  • монастырь — рай;
  • звёзды имеют множество значений в зависимости от количества лучей;
  • якорь — надежда.

И т.д. Так храм может представлять собой модель обещанной верующему райской жизни.

В православии распространён орнамент полотенец на стенах, он тянется над уровнем пола. Он как бы обрисовывает границы храма и несёт на себе священные изображения.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Какую роль играет орнамент в церковном искусстве?

Орнамент — почерк эпохи, в нем наиболее сжато и отчетливо выражается художественный стиль времени. На первый взгляд орнамент выполняет подчиненную роль в художественном произведении. Однако как в ткани музыкального симфонического произведения значимо звучание каждого инструмента, сколь бы малой ни была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм обретает свой смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме книжного листа, шитой пелены, росписи храма. Наиболее ярко орнаментальное творчество проявило себя в храмовой декорации VI века, так называемой юстиниановской эпохи. В это время орнамент был почти равноценен сюжетным изображениям. Сохранившие мозаическую декорацию храмы Равенны особенно наглядно демонстрируют, что орнамент здесь не есть лишь ненавязчивый аккомпанемент. Он активно формирует среду, пространство.

Расположение сюжетных мозаик в этих храмах чрезвычайно структурно, логично, строго согласовано с архитектурными ритмами. Они немногочисленны, но каждая несет в себе изображение, проникнутое богословской символикой, многослойными смыслами, и располагается на главных сводах и стенах, там, где они не только хорошо прочитываются, но отмечают наиболее значимые сакральные зоны.

Обыватель, впервые войдя в храм, как правило, поражается богатству не только убранства, но и росписи. Изображениями святых и религиозными сюжетами украшены практически все внутренние поверхности. Кажется, что главная цель и задача художника заключалась в том, чтобы оформить рисунками каждый сантиметр внутреннего пространства.

Rospis_pritvora

На самом деле в росписи храмов есть стройная и продуманная система. Она зародилась еще много веков назад в Византии. В русские православные храмы эта система пришла несколько видоизмененной, но основные принципы и каноны здесь, как и в иконописи, все же сохранились и действуют по сей день.

Конечно, мастеру не предписывается в обязательном порядке соблюдать каждую букву канонов. Он может реализовать роспись стен храма в соответствии со своим творческим видением и с учетом архитектурных особенностей здания. Однако важно делать это в тандеме с богословом или священнослужителем, дабы не допустить недостоверностей и принципиальных отклонений от системы.

Каждое изображение в храме нельзя рассматривать обособлено – это последовательная божественная история. И начинается она с притвора. Или даже раньше, с входных ворот, на которых изображается образ Богородицы. Рядом с ней, на откосах, располагаются ангелы. Они выполняют роль охранников входа.

Роспись при входе в храм, как правило, включает в себя сюжеты, посвященные земным событиям. Развитие истории происходит по направлению от притвора к алтарю. А если рассматривать изображения снизу по направлению вверх – можно проследить движение от земного к божественному.

Rospis_hramovogo_kupola

Далее рассмотрим нюансы храмовой росписи отдельных частей молельного помещения.

Купол храма

Это – самая высокая точка, а значит, и самая божественная, приближенная к небесам. Здесь изображается Всевышний – как высшая сила и как связующее звено между земным и небесным. Изображать Христа на куполе принято с Евангелием и благословляющей десницей.

Rospis_sten_cerkvi

Под куполом располагается так называемый барабан. Это – место для последователей Иисуса: пророков, апостолов, ангелов. На четыре паруса, поддерживающих купол, наносятся изображения четырех евангелистов, распространявших христианское учение. Они словно бы движутся от центра – Христа, расходясь в четыре стороны – по количеству сторон света.

Особенности росписи алтаря

В отношении украшения жертвенника и диаконника строгих канонов нет – здесь иконописец может проявить собственное творческое видение внутреннего облика храма. В жертвеннике чаще всего можно наблюдать рождественские сюжеты с Богоматерью, в диаконнике – божественные истории с участием архидиаконов и сюжеты из жития Иоанна Предтечи.

Основная часть храмового пространства

Столпы земной церкви – это опоры, символизирующие людские дела. Именно на них утверждается церковь небесная. Поэтому в росписи православного храма в этих зонах всегда присутствуют мученики, принявшие наказание за свой христианский подвиг.

По каноническим понятиям стены центральной части украшают различными сюжетами из Евангелия. При этом восточная и западная стены как бы противопоставляются одна другой по содержанию. Например, на одной из них изображают Страшный суд, а на противоположной – царствие небесное. Кроме того, на восточной стене располагается иконостас – выстроенные в несколько рядов иконы. Они словно бы выделяют алтарную часть из всего помещения.

Правила храмовой росписи говорят о том, что изображения на стенах не могут касаться пола. Между ними и полом остается свободное место, которое заполняется так называемым полотенцем – узорчатой росписью, символизирующей чистоту помыслов, незыблемость христианского учения и вечную жизнь.

Таким образом, если церковь расписана с соблюдением канонов, внимательно изучив изображения в разных частях храма, можно прочитать Священную историю в довольно точной, достоверной, наглядной и красочной логике ее развития.

Жи́вопись – 1) один из основ­ных видов изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства, пред­став­ля­ю­щий собой худо­же­ствен­ные изоб­ра­же­ния пред­ме­тов мира в линиях и крас­ках; 2) про­из­ве­де­ния этого вида искус­ства.

zhivopis v hristianstve - Живопись в христианстве

Чем рели­ги­озно-пра­во­слав­ная живо­пись отли­ча­ется от живо­писи вообще?

Рели­ги­озно-пра­во­слав­ная живо­пись пред­став­ляет собой вид искус­ства, нераз­рывно свя­зан­ный с верой в Бога, Свя­щен­ным Писа­нием и Пре­да­нием Церкви, пра­во­славно-рели­ги­оз­ной жизнью, Таин­ствами, обря­дами, пра­во­слав­ным сим­во­лиз­мом и т.д.

Суще­ство­вала ли живо­пись у древ­них евреев?

Каковы истоки хри­сти­ан­ской живо­писи?

Истоки хри­сти­ан­ской живо­писи сле­дует искать не в иудей­ской, а в греко-рим­ской и еги­пет­ской тра­ди­циях, где изоб­ра­зи­тель­ное и пла­сти­че­ское искус­ство было широко раз­вито. В какой-то мере хри­сти­ан­ская икона явля­ется пре­ем­ни­цей антич­ного погре­баль­ного изоб­ра­же­ния, что под­твер­ждает срав­ни­тель­ный анализ ран­не­хри­сти­ан­ских икон и т. н. фаюм­ских порт­ре­тов – еги­пет­ских погре­баль­ных изоб­ра­же­ний, най­ден­ных архео­ло­гами в Фаюме и других горо­дах Египта.

Можно ли назвать ико­нами настен­ные изоб­ра­же­ния в рим­ских ката­ком­бах?

Данные изоб­ра­же­ния, дати­ру­е­мые пери­о­дом со II по VI век, можно назвать пред­те­чами икон, но не ико­нами в совре­мен­ном смысле этого слова. Между тем, поскольку икона, в бук­валь­ном зна­че­нии слова, осмыс­ли­ва­ется как образ, а эти изоб­ра­же­ния являют либо образы святых лиц, либо образы зна­чи­мых для Церкви собы­тий, ико­нами их назвать можно, условно. Все ката­комб­ные изоб­ра­же­ния можно раз­де­лить на несколько кате­го­рий: 1) сим­волы и сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния; 2) полу­сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния; 3) изоб­ра­же­ния, наве­ян­ные антич­ными обра­зами, пере­осмыс­лен­ными в хри­сти­ан­ском духе; 4) кар­тины на хри­сти­ан­ские сюжеты. Все эти изоб­ра­же­ния имеют нрав­ственно-дидак­ти­че­ский харак­тер и при­званы отра­зить основ­ные истины хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Боль­шин­ство изоб­ра­же­ний выпол­нено в тех­нике фрески, однако встре­ча­ются и моза­ики.

Чем обыч­ная кар­тина, на кото­рой изоб­ра­жен, напри­мер, святой, отли­ча­ется от иконы, где изоб­ра­жен тот же святой?

Как хри­сти­ан­ство отно­сится к свет­ской живо­писи?

Хри­сти­ан­ство поло­жи­тельно отно­сится к свет­ской живо­писи в тех слу­чаях, когда про­из­ве­де­ния живо­писи не содер­жат в себе греха и не подви­гают чело­века на совер­ше­ние оного, но напро­тив, вооду­шев­ляют его на добро.

Читайте также: