Живое и мертвое в рассказе куприна гамбринус сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ “Гамбринус”, созданный Александром Куприным в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой.

Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, Центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная

игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.

Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек – тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы.

Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат

В рассказе “Гамбринус” чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

Чуть ли не с Публицистической точностью Александр Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: “Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой”. Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью Неореализма Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий.

Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как “Бред” и “Обида”.

Сочный и эмоциональный стиль, в котором выдержан “Гамбринус” делает этот рассказ образцом Литературной экспрессии, а все предметы и события, описанные Куприным, имеют форму законченности и образуют внутреннюю логическую связь между собой.

В свое время Лев Толстой дал замечательную оценку литературному творчеству Куприна. Язык “Гамбринуса” писатель назвал прекрасным, отметив его яркий тон, а М. Горький планировал присвоить автору этого рассказа почетное звание певца революции. Но Куприн после октябрьских событий в России эмигрировал за границу и уже больше никогда не возвращался к Революционной тематике в своих произведениях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока Сравнить образ Сашки-скрипача с романтическими героями русской литературы, выяснив сходство и отличие этих героев. Выяснить идейно-художественное своеобразие рассказа Куприна, его эстетическую направленность. Воспитывать у ребят гуманное отношение ко всем людям независимо от национальной принадлежности.

Портовый город С.Бродский. Корабли Лисса Возвращение скрипача домой

Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство? Автор хочет показать, что все люди похожи, у них одни чувства, проблемы, что независимо от того, еврей ты или русский, англичанин или африканец, есть вещи, которые могут объединить всех, достучаться до души каждого. В этом частично скрыта идея всего произведения.

Что объединяет всех посетителей Гамбринуса? англичане итальянцы молдаване русские рыбаки грузины немцы На первый взгляд невнимательного читателя – это пиво. Но на самом же деле всех посетителей Гамбринуса объединяет песня, танец, веселье, общее дело, общие тревоги и волнения, общая любовь, авторитет Сашки. компания воров малоазиат-ские греки негры

В чём проявляется антитеза в рассказе? К какому из явлений – жизни или мёртвого царства – можно отнести Сашкину музыку, революцию, войну, сам Гамбринус? Почему?

Образ скрипача Сашки Подумайте, зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром. Найдите описание внешности Сашки

Сашка - Гамбринус Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью Гамбринуса? Что они слышат в его музыке?

Русско-японская война 1904-1905г.г. Плен

Похож или не похож Сашка на романтического героя? Да, Сашка – исключительный герой. Его идеал – победа над смертью и убожеством – лежит не за горами и долами, а в его собственной душе, над которой, как и над самой музыкой, не властно ни время, ни человеческое зло.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 432 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.03.2018 4195
  • PPTX 6.5 мбайт
  • 171 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Наталья Терентьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2. Цель урока

1. Сравнить образ Сашки-скрипача с
романтическими героями русской
литературы, выяснив сходство и отличие
этих героев.
2. Выяснить идейно-художественное
своеобразие рассказа Куприна, его
эстетическую направленность.
3. Воспитывать у ребят гуманное
отношение ко всем людям независимо
от национальной принадлежности.

4. Портовый город

С какой целью автор рассказывает так подробно о
посетителях пивной, подчёркивая постоянно их
разную национальность?

6. Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство?

• Автор хочет показать, что все люди
похожи, у них одни чувства, проблемы,
что независимо от того, еврей ты или
русский, англичанин или африканец, есть
вещи, которые могут объединить всех,
достучаться до души каждого.
• В этом частично скрыта идея всего
произведения.

7. Что объединяет всех посетителей Гамбринуса?

русские
рыбаки
итальянцы
грузины
малоазиатские греки
англичане
компания
воров
молдаване
немцы
негры
На первый взгляд невнимательного читателя – это пиво. Но
на самом же деле всех посетителей Гамбринуса объединяет
песня, танец, веселье, общее дело, общие тревоги и
волнения, общая любовь, авторитет Сашки.

8. В чём проявляется антитеза в рассказе?

9. Образ скрипача Сашки

• Найдите описание
внешности Сашки
• Подумайте, зачем писатель
создаёт контраст между
внешностью и внутренним
состоянием героя,
отмеченного волшебным
даром.

10. Сашка - Гамбринус

• Почему вне
зависимости от
национальности и
рода занятий каждый
из бродяг считает
трактирного
музыканта частью
Гамбринуса?
• Что они слышат в его
музыке?

12. Сашка во времена погрома

• Кому принадлежат
последние слова в
рассказе?
• Можно ли считать их
выражением
авторской позиции?
• Как вы понимаете эту
фразу?

14. Финал рассказа

Зачем автор делает в финале рассказа
своего героя калекой?
Становится ли нам жалко Сашку, когда
мы читаем о том, как неловко и
неумело вставляет он в рот свою
свистульку?

15. Похож или не похож Сашка на романтического героя?

• Да, Сашка –
исключительный герой.
• Его идеал – победа над
смертью и убожеством –
лежит не за горами и
долами, а в его
собственной душе, над
которой, как и над самой
музыкой, не властно ни
время, ни человеческое
зло.

16. Домашнее задание

Живое и мертвое в рассказе Куприна

Цель урока Сравнить образ Сашки-скрипача с романтическими героями русской литературы, выяснив сходство и отличие этих героев

Цель урока Сравнить образ Сашки-скрипача с романтическими героями русской литературы, выяснив сходство и отличие этих героев

Сравнить образ Сашки-скрипача с романтическими героями русской литературы, выяснив сходство и отличие этих героев.
Выяснить идейно-художественное своеобразие рассказа Куприна, его эстетическую направленность.
Воспитывать у ребят гуманное отношение ко всем людям независимо от национальной принадлежности.

Гамбринус – король
пивоварения

Название пивной одного из самых больших торговых портов мира

Портовый город С.Бродский. Корабли

Портовый город С.Бродский. Корабли

С.Бродский. Корабли Лисса

Возвращение скрипача
домой

С какой целью автор рассказывает так подробно о посетителях пивной, подчёркивая постоянно их разную национальность?

С какой целью автор рассказывает так подробно о посетителях пивной, подчёркивая постоянно их разную национальность?

С какой целью автор рассказывает так подробно о посетителях пивной, подчёркивая постоянно их разную национальность?

Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство?

Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство?

Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство?

Автор хочет показать, что все люди похожи, у них одни чувства, проблемы, что независимо от того, еврей ты или русский, англичанин или африканец, есть вещи, которые могут объединить всех, достучаться до души каждого.
В этом частично скрыта идея всего произведения.

Что объединяет всех посетителей

Что объединяет всех посетителей

Что объединяет всех посетителей Гамбринуса?

На первый взгляд невнимательного читателя – это пиво. Но на самом же деле всех посетителей Гамбринуса объединяет песня, танец, веселье, общее дело, общие тревоги и волнения, общая любовь, авторитет Сашки.

В чём проявляется антитеза в рассказе?

В чём проявляется антитеза в рассказе?

В чём проявляется антитеза в рассказе?

К какому из явлений – жизни или мёртвого царства – можно отнести Сашкину музыку, революцию, войну, сам Гамбринус? Почему?

Образ скрипача Сашки Подумайте, зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром

Образ скрипача Сашки Подумайте, зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром

Образ скрипача Сашки

Подумайте, зачем писатель создаёт контраст между внешностью и внутренним состоянием героя, отмеченного волшебным даром.

Найдите описание
внешности Сашки

Сашка - Гамбринус Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью

Сашка - Гамбринус Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью

Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью Гамбринуса?
Что они слышат в его музыке?

Русско-японская война 1904-1905г

Русско-японская война 1904-1905г

Русско-японская война 1904-1905г.г.

Какие жизненные испытания пришлось преодолеть Сашке?

Сашка во времена погрома «В дни погромов

Сашка во времена погрома «В дни погромов

Сашка во времена погрома

Б.Кустодиев. Вступление.
1906 год.

Кому принадлежат последние слова в рассказе?

Можно ли считать их
выражением
авторской позиции?
Как вы понимаете эту
фразу?

Финал рассказа Зачем автор делает в финале рассказа своего героя калекой?

Финал рассказа Зачем автор делает в финале рассказа своего героя калекой?

Зачем автор делает в финале рассказа своего героя калекой?

Становится ли нам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?

Похож или не похож Сашка на романтического героя?

Похож или не похож Сашка на романтического героя?

Похож или не похож Сашка на романтического героя?

Да, Сашка – исключительный герой.
Его идеал – победа над смертью и убожеством – лежит не за горами и долами, а в его собственной душе, над которой, как и над самой музыкой, не властно ни время, ни человеческое зло.

Домашнее задание Творческий практикум:

Домашнее задание Творческий практикум:

В мире литературы. 8 кл. :Учеб

В мире литературы. 8 кл. :Учеб

3. В мире литературы. 8 кл. :Учеб.-хрестоматия для учебных
заведений/ Автор А.Г.Кутузов – М.: Дрофа,2001

Читайте также: