Железнодорожное сообщение в японии

Обновлено: 01.05.2024

Ни в одной другой стране мира нет настолько развитой сети железных дорог, как в Японии. У любителей посмотреть на красивые поезда (а кто же этого не любит?!) здесь просто глаза разбегутся от разнообразия.

Сегодня я расскажу вам об этих прекрасных поездах, а в конце покажу самый симпатичный во всём мире.

Японский рельсовый транспорт принимает совершенно разные формы. О сверх-скоростных синкансэнах я уже писал - это железнодорожный high-end. (Если помните, здесь их и поездами почти не считают!) Так же был пост о трамвайчиках, которые в Японии больше смахивают на карликовые электрички - они в самом низу этой пирамиды. А теперь давайте поговорим о тех поездах, которые занимают промежуточные уровни.

Лирическое отступление: билеты на рельсовый транспорт продаются в автоматах. Цена зависит от станции назначения, и её надо заранее посмотреть на карте станций, которая запросто может не иметь английского перевода. Если ошибся, при выходе придётся доплачивать в ещё одном автомате. Гораздо легче пользоваться Суйкой. Суйка (или Suica) - это платёжая карточка, которая принимается почти по всей стране.

Ирония в том, что Суйку не надо никуда сувать - она бесконтактная. Её можно приобрести в автоматах на больших станциях, за 500-иенный депозит, который потом могут вернуть в любой железнодорожной кассе. Пополнять её можно в автоматах, за наличные. Я в этой поездке впервые воспользовался Суйкой, и это очень сильно облегчило жизнь - рекоммендую. Правда, по понятным причинам, каждому пассажиру нужна будет своя.

Границы между метро, электричками и поездами у японцев очень размыты. Например в Токио есть метрополитэн (даже два), а есть метро-образные электрички компании JR, которые из местных (типа линии Yamanote) постепенно превращаются в дальноходные. Если помните, я в посте про районы Токио уже показывал эту запутанную сеть:

Компания JR (Japan Railways Group) - главный оператор железных дорог в стране. Она разбита на региональные компании, но во многом разница между ними не ощущается. Все синкансэны принадлежат этой группе компаний. Самое главное, что иностранные туристы могут приобрести JR-Pass, который позволяет ездить на почти всех поездах JR на протяжении одной, двуй или трёх недель.

Помимо JR по всей стране есть небольшие независимые линии железных дорог, ими управляют отдельные компании. Часто пути JR и не-JR проходят очень близко, и маршруты чуть ли не дублируют друг друга. Станции тоже бывают очень близки. Например вот две станции в пригороде Киото (недалеко от святилища Фусими Инари), разделённые стенкой. Слева - станция JR, справа - компании Keihan Railways.

Так как это две отдельные системы, чтоб пересесть с одной на другую, надо купить отдельный билет. (Или отдельно заплатить Суйкой.)

Японцы очень любят форменную одежду. Любой японец на мало-мальски официальной должности будет одет в какую-нибудь парадного вида форму. Железнодорожные работники не исключение - они обязательно в кителях, форменных фуражках и белых перчатках. Они дежурят на платформах, следя за порядком.

В городах их по несколько человек на каждом перроне. В пригородах - парочка на всю станцию.

Метро и метрообразные электрички, обслуживающие большие города днём и вечерами ходят почти пустыми.

В такое время на них легко можно найти сидение и отдохнуть.

А даже если свободного места нету, можно присесть на корточках у дверей. "Не Прислоняться", это не про японское метро.

Поздно вечером можно даже повстречать офисных работников, которые перед тем как поехать домой к жене, пошли с пацанами на рюмочку бутылочку саке.

В час пик в метро всё совсем по другому. Вагоны забиваются как консервные банки, внутри не протолкнуться.

Люди на перроне выстраиваются в аккуратные очереди (на платформе отмечено, куда приедут двери вагонов). Когда приходит поезд, очереди расступаются по бокам, чтоб дать пассажирам выйти. В очереди никто не пытается друг-друга обогнать, все стоят спокойно.

Зато когда начинают заходить, внутри вагона может возникнуть давка из за количества народу (но только в порядке очереди). Бывает, не все пассажиры могут зайти в поезд, некоторые остаются ждать следующего. Благо в час пик, они ходят очень часто, каждые пару минут.

Меня всё время спрашивают, "А ты видел, чтоб полицейские заталкивали народ в поезда?" Во первых, не полиция - просто служащие все в такой форме. Во вторых, почти видел. Не то чтоб прямо заталкивали, но прижимали рюкзак, или пальто, чтоб двери могли закрыться. Но вроде как бывает и действительно заталкивают.

На больших городских станциях все выходы пронумерованы. У некоторых ещё и названия есть. На станциях жёлтые указатели направляют пассажиров к нужному выходу. Почти всегда, рассказывая, как добираться, вам скажут из какого удобней выходить. Не игнорируйте этот совет, обходить станции дело непростое. Один раз мы вышли со знакомым японцем из неправильного выхода, и он, растеряно оглянувшись сказал, что лучше нам доехать куда надо на такси. (Пятиминутная поездка обошлась где-то в $7.)

На линии Yamanote стоят вот такие карты, показывающие, в каком вагоне лучше ехать для каждого выхода со всех станций.

Честно говоря, никогда не понимал, почему в нашем нью-йоркском метро не нумеруют выходы, это ж так удобно, и ничего не стоит!

Междугородние поезда больше напоминают электрички. Сидения здесь расположены рядами перпендикулярно к движению.

Очень часто поезда не разворачивают на конечной, а пускают назад. Они ведь электрические, в каждом вагоне свой двигатель, так что не надо перегонять локомотив в голову состава (локомотива вообще нету). Зато надо сиденья разворачивать, чтоб весь поезд спиной не ехал. В японских поездах некоторые кресла разворачиваются на 180 градусов. А бывают такие, что просто спинка на шарнире перекидывается взад-вперёд через сидение.

Иногда поезда разбивают после определённой станции на две части. Или наоборот добавляют вагонов, чтоб сделать длиннее. В таких случаях кабины машиниста бывают не только в голове и хвосте, но и посередине состава.

Заглянем кстати к машинисту. Разумеется, он тоже в фуражке и перчатках.

Перед ним распечатано расписание маршрута. Пунктуальность японских поездов легендарна. Все знают, что они практически никогда не опаздывают. А если и опаздывают, то об этом сообщается на табло на станции. Задержка в две-три минуты - уже повод оповестить пассажиров, чтоб не переживали.

Проезжая каждую станцию, машинист сверяет время в расписании. Всё должно быть точно.

У каждого машиниста свой хронометр, выданый ему компанией. На панели управления есть специальное гнездо, куда он вставляется. Теперь, если машинист вдруг опоздал, он не может пожаловаться на неисправные часы.

Даже портфель у машинистов особый, выданный компанией JR.

Японская любовь к железным дорогам проявляется ещё и в том, что рядом со станциями часто ставят старые вагоны. Причём это можно и в самом центре Токио, в Шибуе увидеть, и на маленьких станциях в горах:

А иногда и целые паровозы выставляют напоказ. Очень люблю паровозы!

В поездах JR есть так называемые "Green Cars" - зелёные вагоны. Это бизнес-класс. Билеты в них примерно в полтора раза дороже, чем обычные. В таких вагонах шире сидения, но разница в комфорте незначительная. Это вам не в самолёте из эконома в бизнес-класс пересесть. Тут главное преимущество, в том, что ты едешь с другими пассажирами высшего класса. Здесь часто можно встретить богатых бизнесменов, не желающих смешиваться с плебсом.

На перронах стоят вот такие автоматы, которые позволяют держателям нормальных билетов доплатить за Green Car.

Кстати, туристы, покупающие JR Pass тоже могут шикануть, и купить Green JR Pass, он позволяет ездить в этих вагонах бизнес-класса.

Ладно, хватит теории, давайте просто посмотрим на японское железнодорожное разнообразие!

Поезд в стиле ар-деко:

Ещё один, раскрашеный в паровозика Томаса и его друзей! Ясно? Электровоз украшенный мультипликационными паровозиками.

Красивый жёлтый поезд в пригородах Хиросимы:

Вот этот почти синкансэн, но носом не дорос:

Sea Side Liner на южном острове Кюсю:

А у этого - поезд-побратим в Швейцарии:

На особых туристических направлениях иногда пускают уникальные, дизайнерские поезда. На одном таком мне довелось покататься возле горы Фудзи.

Нравятся поезда? Хотите ещё? Тогда вам стоит зайти в этот замечательный пост и комментарии к нему. Спасибо phd_paul_lector , что поделился этой коллекцией!

И, наконец, обещанный мной, самый симпатичный поезд в мире. Вот он - Narita Express, возит пассажиров с разных вокзалов Токио в аэропорт Нарита:

Если кто-то считает, что существует поезд симпатичней чем этот, пусть первый кинет в меня камень покажет мне фотографию в каментах!

Единственный его минус в том, что он постоянно увозит меня, когда пора улетать из Японии!

Вот такие японские железные дороги. Надеюсь вам понравилось.

Настоящие фанаты железных дорог знают, что по Японии путешествовать лучше на поезде. И дело не только в фантастически красивом ландшафте, что виден из окон вагона, но и в самих поездах – они быстрые, комфортные и безопасные. Как же удалось Японии – стране с таким неустойчивым сейсмическим положением создать такую развитую сеть железных дорог? Все получилось не сразу, но результат оправдывал все риски и затраты.

ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ЯПОНИИ

Долгое время железные дороги Японии были далеки от международных стандартов – они были узколинейными (1067 мм). Поезда для них обходились дешевле в производстве и обслуживании, дорогу легче было прокладывать по изгибам местного рельефа. Однако экономия была сомнительной, ведь такие поезда не могли развивать высокую скорость и имели низкую грузоподъемность. Поэтому целесообразность такого решения долго была под вопросом.

В начале XX века нашлось много сторонников перестройки существующих железнодорожных магистралей под международные стандарты. Был разработан специальный проект, и даже выделены деньги на его реализацию. Однако в последний момент было принято решение о расширении сети существующей узколинейной железной дороги. Так железная дорога стала с одной стороны удобнее, точнее доступнее – потому что можно было добраться практически в любой уголок Японии, а с другой стороны – комфорта не прибавилось, что местных жителей совсем не радовало.

Казалось, это уже предел скорости для поездов. Но нет, сейчас разрабатывается проект нового поколения под названием Alfa-X. Он способен будет разгоняться до немыслимых 400 км/ч. Его эксплуатация должна начаться в 2030 году. Многих, кто видел проект, удивляет очень длинная форма носа поезда – 22 метра. Однако такие конструктивные особенности обусловлены местным рельефом. В Японии много железнодорожных туннелей. Когда состав в них заходит, ему приходится преодолевать огромное сопротивление воздуха. Также у поезда три вида тормоза – механический, магнитный и воздушный.

Вы удивитесь, но и это еще не все. Ведутся разработки поезда - маглева, который будет левитировать над трассой, не соприкасаясь с ней. Он будет разгоняться до 505 км за счет уменьшения силы трения. Для его движения необходимо будет создать отдельные линии, однако японцев это не останавливает. Запуск первого такого состава запланирован на 2027 год. И в этом вопросе японцы уступили первенство Китаю, где такой поезд уже есть.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ЯПОНИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Япония является величайшей железнодорожной державой мира, а посему главным транспортом для путешествия по Японии будут железные дороги. Начну с теоретической части.

Общая длина железнодорожных путей в Японии превышает 27 тысяч километров, из которых более 20 тысяч принадлежит главным железнодорожным перевозчикам страны.



В 1987 году погрязшие в долгах государственные Японские железные дороги были "приватизированы" и "реструкторизированы", став "Джапан Райлвейс" или сокращённо "Джей-Ар". Пассажирские перевозки были разделены на 6 региональных компаний, отдельные компании на трёх островах – Хоккайдо, Кюсю и Сикоку.


Главный японский остров Хонсю разделен на три части – Джей-Ар Ист (севернее Токио), Джей-Ар Сентрал (между Токио и Осакой) и Джей-Ар Вест (западнее Осаки). Тем не менее, вся эта система продолжает контролироваться специальным государственным агентством и остаётся единым организмом, во всяком случае, с точки зрения пассажира.

Джей-Аровскую систему дополняют железнодорожные линии частных компаний. Как правило, каждый большой город имеет, по крайней мере одну частную железнодорожную линию, которая обслуживает окрестности и соединяет его с соседними городами. Билеты у частников обычно дешевле, чем у Джей-Ара.
Таких частных компаний в Японии несколько десятков, крупнейшей является оперирующая между Нагоей и Осакой "Кинтецу" с 570 километрам путей.



Привычным зрелищем при поездках в окрестностях японских мегаполисов являются перекинутые через одну реку рядом три железнодорожных моста – линий обычного Джей-Ар, cинкансена и частной компании, или Джей-Ара и двух частных компаний.
Наконец, в Японии есть железнодорожные линии "третьего пути". Это обычно линии в сельских районах, которые Джей-Ар планировал закрыть в рамках оптимизации, но их согласились взять на свой баланс муниципалитеты или местный частный бизнес. Сейчас их около сотни.



По типам японские поезда бывают следующие:
Локалы (у Джей-Ар и "третьего пути" зовутся фуцу, у частников – какуэки-тейша) – обычные поезда, останавливающиеся у каждого столба.


Рапид (кайсоку) у Джей-Ар или экспрессы (кюко) у частников – те же самые поезда, но пропускающие ряд станций. У Джей-Ара есть ещё отдельный тип, спешал рапид (шин-кайсоку) или лайнеры (райнаа), которые пропускает ещё больше остановок. Хотя внешне и внутри эти поезда ничем не отличаются.

Лимитед-экспресс (токкю) представляют уже поезда особого типа, останавливающиеся только на главных станциях. Некоторые выглядят не менее футуристично, чем cинкансены, и как и cинкансены имеют собственные имена - "Харука", "Инаба", "Широсаги" и пр.



Места в них бывают резервируемыми (шитей-секи) и нерезервируемыми (дзю-секи), когда за дополнительную плату можно купить билет с местом. Ряд лимитед экспрессов, вроде наритовского "Скайлайнера" имеет только резервируемые места. Отдельные лимитед экспрессы могут иметь улучшенные места "зелёного класса" (грин-ша) и даже отдельные кабинки вроде купе.



Особняком стоит вымирающий ностальгический класс – ночные поезда Джей-Ар со спальными местами (шиндай ресша). Ныне он представлен поездом "Санрайз", отправляющимся вечером из Токио на запад, и утром в Окаяме делящийся на "Санрайз Сето", идущий на Сикоку в Такамацу, "Санрайз Изумо" – в Изумо.

Железнодорожная система Японии одна из самых загруженных и эффективных в мире. Это поразительно, учитывая, что высокий объем пассажироперевозок и эффективность не всегда идут рука об руку. Эта эффективность достигается иногда неожиданными способами, и железнодорожные компании используют широкий спектр тактик, чтобы все работало безукоризненно. В числе таких трюков не только точность японских поездов, четко соблюдающих расписание. От штрафов за задержки, взимаемых железнодорожными компаниями с родственников самоубийц, до поездов, которые лают как собаки, вот десять удивительных фактов о железнодорожной системе Японии.

10. Железнодорожные компании взимают штраф с родственников тех, кто совершил самоубийство с помощью поезда


Каждый год в Японии самоубийство совершают десятки тысяч человек. Многие из них бросаются под поезд. Эти самоубийства обычно приводят к задержкам на линии. Для железнодорожных компаний задержки стоят денег. В результате за такие задержки платят родственники самоубийц. По понятным причинам, компании не раскрывают свою политику. Но обычно более длительные задержки означают более высокие сборы. По состоянию на 2010 год средний счет составлял шесть миллионов иен. Интересно, что такие самоубийства приводят и к снижению арендной платы. Вдоль линий, где часто случаются подобные самоубийства, дома, как правило, дешевеют.

Каждый раз, когда самоубийство совершается в съемном жилье, беды домовладельца могут усугубляться. Часто домовладельцы с трудом могут скрыть этот факт, потому что японское законодательство требует от них информировать потенциальных арендаторов о предыдущих самоубийствах. Многие арендодатели также взимают плату с семей самоубийц.

9. Сертификат задержки



Фото: Cassiopeia sweet

Несмотря на наличие одной из крупнейших в мире железнодорожных систем пассажирских перевозок, японские поезда на самом деле очень пунктуальны—настолько пунктуальны, что железнодорожные компании приносят извинения и выдают сертификаты задержки, когда их поезда опаздывают, пусть даже совсем немного. Работники станции извиняются за двухминутные задержки и выдают сертификаты задержки, когда поезд опаздывает на пять минут.

Сертификаты задержки необходимы, потому что школы и работодатели не терпят опозданий. Как правило, трудно убедить работодателей и учителей в том, что поезд опоздал (поскольку они редко опаздывают), поэтому железнодорожные компании выдают сертификаты, которые можно представить в качестве доказательства. Железнодорожные компании называют эти сертификаты densha chien shoumeisho (сертификат задержки поезда). Обычно их раздают работники каждой станции, где поезд останавливается. У некоторых железнодорожных компаний есть также цифровые версии сертификатов.

8. Работники железной дороги всегда жестикулируют и выкрикивают

Обычно японские машинисты, кондукторы и работники станций используют жесты и выкрики, когда поезд прибывает или покидает станцию. Привычка кажется странной, потому что они ни с кем не разговаривают. Их действия называются шиса канко (жесты и выкрики) и направлены они на пресечение ошибок и несчастных случаев.

7. Поезда, которые лают, как собаки


В Японии часто на железнодорожные пути выходят олени и лижут пути ради содержащегося в них железа. Эта привычка оказалась фатальной для оленей, которые настолько поглощены лизанием путей, что не обращают внимания на приближающийся поезд. Чтобы уменьшить количество сбитых животных, железнодорожные компании применяли необычные тактики. Сначала по путям размазывали львиные экскременты там, где часто видят олений. Этот план провалился, потому фекалии смывались дождем. Второй план подразумевал использование ультразвуковых волн, которые активизировались только при приближении поезда.

Они также должны использовать обе руки, чтобы обеспечить баланс, и надежно опираться, чтобы пассажиры, пытающиеся попасть в поезд, не захватили их с собой внутрь вагона. Работа толкача – это не способ построить карьеру, поскольку эта работа не на весь день. Толкачи работают только в часы пик.

5. Извинения за преждевременный отъезд поезда


Мы уже упоминали, что японские поезда не могут опаздывать. Как оказалось, им также нельзя прибывать слишком рано. В ноябре 2017 года компания извинилась перед пассажирами после того, как ее поезд на линии Tsukuba Express (которая проходит между Токио и Цукуба) покинул станцию на 20 секунд раньше. Поезд должен был уйти со станции в 9:44:40, но ушел в 9:44:20, потому что один из рабочих забыл проверить расписание. Извинения были необходимы по причине надежности, которой славятся поезда. Двадцати секунд достаточно, чтобы пассажиры, приехавшие в последнюю минуту (а они знают, что поезда всегда прибывают вовремя), сели в поезд в последний момент.

В мае 2018 года другая железнодорожная компания извинилась после того, как ее поезд покинул станцию на 25 секунд раньше времени его отправления 7:12. Кондуктор допустил ошибку, закрыв дверь в 7: 11. Он понял ошибку еще до того, как поезд покинул станцию, но не открыл дверь, потому что не видел пассажиров на платформе. Однако на платформе были пассажиры. Разочарованные пассажиры позвонили в железнодорожную компанию, которая принесла публичные извинения.

4. Когда поезд отходит со станции, с него доносится мелодия

Когда японские поезда отходят от станции, они не гудят. Вместо этого они играют мелодии. Эти мелодии называются hassha merodi (мелодия для отправления поезда). Это могут быть джинглы из популярных аниме, тематические песни из популярных фильмов или песни из старых рекламных объявлений. Мелодии также могут быть написаны композиторами специально. Минору Мукайя (Minoru Mukaiya), один из самых известных композиторов, написал мелодии для более чем 100 железнодорожных станций. Он настолько знаменит, что люди посещают его концерты только для того, чтобы послушать, как он играет эти мелодии.

Железнодорожные компании используют мелодии в качестве психологического воздействия, чтобы заставить пассажиров быстрее попасть в вагон. Пассажиры знают, что, пока музыка играет, двери не закроются. В то же время это заставляет других пассажиров готовиться к прибытию следующего поезда.

3. Здесь есть вагоны только для женщин

Ощупывание – это проблема переполненных японских поездов. У японцев даже есть название для мужчин, которые лапают женщин во время поездок на поезде - чикан, этим словом называется и сам процесс ощупывания. Чтобы сократить число подобных случаев, несколько железнодорожных компаний ввели вагоны только для женщин. Хотя вагоны предназначены для женщин-пассажиров, туда допускаются также мальчики, мужчины с физическими недостатками и мужчины - обслуживающий персонал. Не у всех железнодорожных компаний есть такие вагоны, а те, у которых есть, не всегда эксплуатируют их целый день. Некоторые железнодорожные компании используют их только в выходные дни или часы пик.

В ответ на появление женских вагонов, некоторые мужчины и женщины требуют мужские вагоны. Мужчины говорят, что им нужны такие вагоны, потому что они боятся женщин в смешанных вагонах, которые их ложно обвиняют в приставаниях. Японцы также жалуются, что женщины в смешанных вагонах смотрят на них с подозрением и считают их потенциальными чикан. Мужчины считают, что существование женских вагонов сводит их в разряд каких-то маньяков.

2. Сон в поездах


Вас может удивить, с какой легкостью японцы засыпают в поездах. На самом деле они спят везде, от скамеек в парке до собраний (да, собраний). Для этого состояния у них есть даже специальное название - инемури (присутствующий спящим). Публичный сон для японцев настолько естественен, что будить спящего считается грубостью.

Японцы спят днем, потому что они много и долго работают, и часто не спят ночью. Днем на работе они это компенсируют. Работники, которые спят на работе, считаются более преданными своему делу. Они спят потому, что, по сути, работой довели себя до изнеможения.

1. Для предотвращения самоубийств, на вокзалах горят синие огни



Фото: Damon Coulter

Мы уже упоминали, что в Японии на железнодорожных путях часто происходят самоубийства. Железнодорожные компании пытаются предотвратить самоубийства, устанавливая на станциях синие огни. Впервые такое освещение установили в 2000-х годах после того, как число самоубийств достигло рекордного уровня. Синий цвет выбрали потому, что считали, что он успокаивает и может заставить потенциального самоубийцу передумать. Кажется, это сработало. В 2013 году сообщалось, что, после установки такого освещения число самоубийств, связанных с поездами, снизилось на целых 84 процента.

Однако это неубедительно, потому что освещение вряд ли могло предотвратить самоубийства в течение дня, когда его плохо видно. На некоторых станциях днем освещение даже отключали. Другие исследователи считают, что освещение снизило уровень самоубийств только на 14 процентов. Они также считают, что защитные барьеры на краях платформ предотвращают самоубийства лучше, чем синие огни.

Читайте также: