Земский собор сообщение 7 класс

Обновлено: 17.05.2024

На территориях Древней Руси, еще в период язычество, общепризнанные человеческие права (даже и не писаные) были основаны на принципах, которые в некоторых аспектах были схожи с принципами ранней эллинской демократии.

Верховная власть была закреплена за вече – собранием всех свободных взрослых людей селения, либо племени. В системе общественного управления одновременно находится также и принцип монархии и единоначалия, в котором страну возглавлял наследственный, либо выборный князь, который был утвержден на вечевом собрании и был ему подотчетным.

Изначально, принцип наследственности в кругах высшей княжеской власти не был строго оформлен, несмотря на то, что в процессе выбора князя происходил неизменный учет благородства происхождения, а также подразумевалось доминирование его рода над остальными.

Частично, это стало причиной того, что арабские и византийские писатели в общественном жизнеустройстве славян видели больше демократических факторов, чем монархических.

Именно на таком вече (новгородском) был избран Рюрик – родоначальник первой княжеской династии, который был признан восточными славянами.

Согласно утверждению историков, вечевой строй являлся традиционным средством управления в восточнославянских племенах, местностях и городах, хоть каждой областью на протяжении различных исторических периодов вносились корректировки в его организацию.

Действие вечевых сходов продолжалось до середины XVI века, а отменены были по специальному распоряжению первого русского царя – Ивана IV. Однако даже после этого, в начале XVII века (в период Смутного времени), провинциальное и столичное народное сопротивление также зачастую было провозглашено на вечевых сборах и сходах.

Благодаря сходу на нижегородской рыночной площади, призыв старосты Козьмы Минина в 1611 году о сборе ополчения против польских интервентов имел статус общенародного решения.

История Росси помнит немало таких соборов. Именно в их процессе оттачивалось мастерство принятия решений государственной важности. Соборы также принимали участие в решении гражданских вопросов. Показательным является пример с Владимиром I Святославовичем.

Только благодаря собору киевского духовенства стало возможным убедить князя в том, что такие личные качества, как добродетель, всепрощение и личное благочестие должны проявляться только в отношении личных врагов, а как правитель христиан он должен пресекать распространение злых действий, чтобы сберечь нравы и мир вверенного ему в подчинение народа.

Еще на ранних этапах существования древнерусского государства, соборный принцип использовался в области гражданского самоуправления и сочетался с вечевым строем, который не только способствовал решению текущих вопросов, связанных с военными действиями, международными соглашениями и выборами князя, но также выполнял и законодательную функцию.

Важность соборных функций новгородских народных сходов подтверждается тем фактом, что на протяжении длительного периода именно вече могло избирать в Новгороде архиепископов на должность правящего архиерея.

Земский собор и особенности его первого созыва

Историки в настоящее время спорят между собой в вопросе даты созыва первого в России Земского собора: некоторые считают, что это произошло в период 1547-1549 годов, а некоторые – что в 1550. В целом, политическая и духовная значимость этих новых для России и мировой истории явлений так велика, что скепсис некоторых историков и несущественные разногласия хронологов утрачивают любое значение.

Созыв первого Земского собора стал не менее значимым событием, чем провозглашение Иваном IV в феврале 1547 года Московского княжества Русским царством. С позиции развития российской государственности, этот Собор имел эпохальное значение, так как именно на нем учредили механизм нового государственного устройства.

При анализе событий, которые последовали за Собором, можно сделать вывод о том, что также на нем было рассмотрено большое количество задач в области гражданского строительства. Согласно позиции ряда исследователей, именно на Соборе приняли новую версию Судебника – законодательного свода Русского царства.

Соборные основания имелись также и у опричнины. Дело заключается в том, что некоторые представители русского аристократического слоя только на словах высказали согласие с необходимостью сотрудничества и примирения, по-прежнему надеясь на возможности сохранения собственных интересов.

Такие действия бояр, которые и стали причиной возникновения междоусобиц грозили для Руси гибелью. Однако, получив всенародную поддержку на Соборе, Иван IV начал реализацию собственной государственной политики, в которой он целенаправленно искоренял боярскую оппозицию и формировал основы самодержавного управления.

Таким образом, первым царем не только были отменены порядки вече в новой Руси, но было сделано большее – была предложена новая форма государственного управления, в которой принимало участие народное представительство, и эта форма активно развивалась на протяжении всех последующих лет.

У Земских соборов была определенная специфика: основу всех их решений составляли миротворческие линии, а сами они были созваны с целью пресечения нарастающего политического недовольства (то есть для предупреждения кризисных ситуаций), либо принятия сложных (нестандартных) решений, которые могли влиять на государственное развитие: например, избрание царя, либо утверждение на престоле законного наследника, либо признание включения новых территорий в Русское царство, либо принятие свода законов.

Это стало причиной того, что в период бурного развития Русского государства практически все Земские соборы существенно отличались друг от друга, также у них не наблюдалось единой строгой формы и регламентации.

Особенности организации и состава следующих Земских соборов

Информации о втором Земском соборе, который был проведен в 1566 году имеется во много раз больше. Так, этот собор был создан для того, чтобы разрешить проблемы, связанные с протеканием войны с Польшей. Первая структурная группа состояла из Священного собора, в котором было задействовано 32 священника.

Также, в его составе были епископы (Герман Казанский и Свияжский, Пимен Новгородский и Псковский, Пикандр Ростовский и Ярославский), семь игуменов, семь архимадритов и митрополичий ризничий.

Состав второй группы был следующим: три окольничих, 16 бояр, три казначея, шесть дьяков, хранитель Государевой печати. Третья группа насчитывала 97 дворян первой статьи, четвертая – 99 боярских детей второй статьи, пятая – три помещика торопецких, шестая – шесть помещиков луцких, седьмая – 33 приказных и дьяка, восьмая – 76 человек купцов (гостей).

Всего участие в этом Земском соборе приняло 374 человека, которые в специальной грамоте выразили собственную позицию касательно военных действий против короля Польши, а также уверили царя в безоговорочной поддержке всех его деяний.

В период царствования Ивана IV произошло еще два обращения к Совету всея земли со стороны верховной власти: первый – в 1564 году, во время, когда царь поехал в Александров с целью отречения от престола из-за интриг боярского класса, а второй – накануне Ливонской войны, в 1579 году. Важно, что царь обладал безоговорочной народной поддержкой на протяжении обоих раз.

Сбор следующего Земского собора состоялся в первой половине 1584 года по поводу утверждения сына Ивана Грозного на престоле – Федора Ивановича, который находился у власти в период с 1584 по 1598 годы.

После того, как 17 февраля 1598 года Федор Иванович погиб, Московским Патриархом всея Руси был созван новый Земский собор, на котором утвердили нового российского царя на престол, им стал Борис Годунов.

В результате Собора 1613 года, в качестве царя был избран Михаил Федорович Романов, который стал создателем новой династии.

В период начала правления Михаила Романова, Земские соборы фактически стали органом распорядительной власти, где решающее значение играли представители дворян, а также городского посадского населения. На каждом соборе по указу верховной власти решались важнейшие задачи.

Некоторые народные представители формировали рекомендации по совершенствованию органов выборного представительства. Так, например, в 1634 году стряпчим Иваном Бутурлиным была предложена собственная программа преобразований Земского собора. Общими положениями этих преобразований стало:

  1. Необходимость выборности всех депутатов, включая и людей московских чинов.
  2. Работа Собора должна быть непрерывной.
  3. Сроки полномочий депутатов необходимо ограничивать одним годом, либо, иные сроки должны устанавливаться на усмотрение избирателей.

Преобразования, выдвинутые Бутурлином, естественно реализованы не были, поскольку высшей власти не хотелось иметь под рукой постоянный, и, вместе с тем, такой беспокойный орган.

Земский собор в России, как орган сословного представительства, не смог стать законодательным учреждением. Только изредка на нем были утверждены приговоры, которые имели законную силу только в ситуациях, когда участие в работе соборов принимала Боярская дума, возглавляемая царем.

Работа этого органа была прекращена начиная с 1653 года, когда на Земском соборе было вынесено решение о включении в состав России Киева и Левобережной Украины. Только изредка, для изучения определенных проблем и поиска их разрешения властью созывались выборные из определенного сословия.

Для формирующейся абсолютной монархии органы общенародного управления были не нужны, поскольку основной ее опорой стали армия и бюрократия.

Земский собор 1613 года ознаменовал завершения Смутного времени и должен был внести внести в правление Россией порядок. Напомню, что после сметри Ивана 4 (Грозного) место на престоле было свободным, поскольку царь не оставил после себя наследников. Именно поэтому и произошла Смута, когда и внутренние силы и внешние представители осуществляли бесконечные попытки захвата власти.

Причины созыва Земского собора

После того, как иноземные захватчики были изгнаны не только из Москвы, но и из России, Минин, Пожарский и Трубецкой отправили пригласительные письма во все уделы страны, призывая всех представителей знати явиться на Собор, где будет избран новый царь.

Земский собор 1613 года открылся в январе месяце, и в нем принимали участие:

  • Духовенство
  • Бояре
  • Дворяне
  • Городские старейшины
  • Представители крестьян
  • Казаки

Всего в земском соборе приняло участие 700 человек.

Ход Собора и его решения

Первое решение, которое утвердил Земский Собор – царь должен быть русским. Он не должен никоим образом относиться к ностранцам.

События тех дней нужно рассматирвать с точки хзрения того, что желающих занять место на престоле было огромное количество. Поэтому стали образовываться группировки, которые объядинялись, продвигая своего представителя. Таких группировок было несколько:

Отец Михаила Романова, Филарет, был патриархом в Тушенском дворе и пользовался там большим уважением. Во многом благодаря этому факту Михаила поддержали казаки и духовенство.

Карамзин

Прав на пристол у Романова было не так много. Тем более боьшая претензия к нему была в том, что его отец был в дружественных отношениях с обоими Лжедмитриями. Первый Лжедмитрий сделал Филарета митрополитом и своим ставленником, а второй Лжедмитрий назначил его патриархом и своим ставленником. То есть отце Михаила был в весьма дружественных отношениях с иноземцами, от которых только что избавились по решению Собора 1613 года решили больше на власть не призывать.

Результаты

Михаил Романов после земского собора 1613

Земский собор 1613 года завершился 21 февраля – царем был избран Михаил Романов. Сейчас сложно достоверно говорить обо всех тонкостях событий тех дней, поскольку документов сохранилось не так много. Тем не менее доподлино известно, что Собор окружали спложные интриги. Это неудивительно – слишком высоки были ставки. Решалась участь страны и целых правящих династий.

Особенность и противоречие

Главная особенность Земского Собора 1613 года заключалась в его массовости. В решении будущего страны принимали участие представители всех классов и сословий, за исключением холопов и безродных крестьян. Фактически речь идет о всесословном Соборе, аналогов которому еще в истории России не было.

Вторая особенность заключается в важности решения и в егосложности. Однозначного ответа почему выбрали именно Романова нет. Ведь это была не самая очевидная кандидатура. Весь же Собор был ознаменован большим количеством интриг, попыток подкупа и другими манипуляциями людьми.

Резюмируя, можно сказать,что Земский собор 1613 года имел важное значение для истории России. Он сосредоточил власть в руках русского царя, заложил основу новой династии (Романовы) и избавил страну от постоянных проблем и притязаний на престол со стороны Германцев, Поляков, Шведов и других.

Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора , а в памятниках XVII в. Он называется иногда "советом всея земли". До конца XVI в. Земский собор созывали четыре раза: 1550, 1566, 1584 и 1598 гг.

Земские соборы возникли у нас в одно время и в связи с местными реформами царя Ивана и являются совместными совещаниями Боярской думы, т.е. центрального правительства, с людьми столичных классов, служивших ему ближайшими ответственными органами; такие совещания устраивались для выработки общего постановления по особо важным вопросам государственной жизни и для принятия членами собора ответственного кругового ручательства в исполнении соборного приговора.

Рассмотрим при каких обстоятельствах и в каком составе созывались эти собрания, чтобы понять их характер и значение.

Сказание о соборе 1550 г. Первый собор был созван Иваном IV в пору крайнего правительственного возбуждения царя. Венчание на царство с принятием царского титула, женитьба и вслед за тем страшные московские пожары, народный мятеж, казанские и крымские набеги - все эти треволнения с самого начала 1547 г. поочередно то поднимали, то повергали в уныние его неустойчивый дух. При таком настроении царя созван был собор 1550 г. До нас не дошло деяния или протокола этого собора, но о нем сохранился рассказ о том, как в воскресный день царь вышел с крестами на Красную площадь и после молебна с лобного места произнес речь митрополиту. Это рассказ возбуждает много недоразумений. Прежде всего, как понять выражение "повеле собрати свое государство из городов всякого чину?". Здесь больше намеков, чем слов. Раскрывая эти намеки, можно так перевести эту лапидарную фразу: царь повелел вызвать из областей своего государства представителей всех чинов. Но не видно, были ли это выборные люди и какие именно чины, звания или классы они представляли. Было ли это только первое, публичное заседание собора в обстановке древнерусского народного митинга с крестным ходом и молебном, или вся деятельность собора ограничилась речью царя. Сохранившееся сказание ничего больше не говорит о соборе, а только приводит другую речь, какую сказал царь в тот же день Алексею Адашеву, поручая ему принимать и рассматривать челобитные от бедных и обидчивых. Вероятно, тогда учрежден был Челобитный приказ, т.е. Комиссия прошений, на высочайшее имя приносимых, и Адашев был назначен начальником этого нового приказа. И сама речь царя производит странное впечатление. В ней много темперамента; но она могла быть более последовательной. Читая ее, прежде всего подумаешь, что это был царский призыв всего народа, всех его классов ко взаимному всепрощению и дружной деятельности на общую пользу. Но призвав митрополита быть "любви поборником", царь продолжал резким, бранчивым обличением всего боярства в самовластии и хищничестве и собор, созванный с целью всех помирить, открыл воззванием чуть не к междоусобной войне. Да еще вопрос, есть ли эта речь исторический факт, а не просто чье-нибудь ораторское произведение. Дело в том, что в первую половину царствования Ивана, при митрополите Макарии и при его участии, был продолжен и дополнен большой русско-исторический сборник, Степенная книг, названная так потому, что рассказ в ней расположен по великокняжениям, а великокняжения - по степеням, т.е. поколениям, в генеалогическом порядке. В списке Степенной, писанном еще при Макарии, нет ни царской речи и никакого известия о соборе 1550 г.; но то и другое оказалось в позднем списке Степенной XVII в. И притом, как выяснил профессор Платонов, на особом листе, вклеенном в текст рукописи и писанном другим почерком. Впрочем, каково бы ни было происхождение соборной царской речи, трудно заподозрить самое событие.

С земским собором 1550 г. прямо или косвенно связан был целый ряд законодательных мер, целый план перестройки местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд кормленщиков выборных старост и целовальников и завершался уставными грамотами, отменявшими кормления. Ряд этих грамот, как мы знаем, появляется именно с февраля 1551 г., когда царь докладывал о них Стоглавому собору. Из слов царя можно заключить, что при составлении местных уставных грамот была выработана еще общая, как бы сказать, нормальная уставная грамота, которая, как образцовая, должна была храниться в государственном архиве и которую царь предложил отцам стоглавого собора на рассмотрение вместе с новоисправленным Судебником: она содержала, по-видимому, общие основные положения, применявшиеся в отдельных грамотах к местным условиям. На нее указывают и местные грамоты, предписывая излюбленным судьям "судити и управа чинити по Судебнику и по уставной грамоте, как есмя уложили о суде во всей земле". Из всего сказанного можно заключить, что главным предметом занятий местного управления и суда.

Соборы 1566 и 1598 гг. Так вскрывается связь первого земского собора с устройством местного управления. Но надобно еще видеть отношение земского собора к самим местным обществам: только тогда можно будет достаточно выяснить, как зародилась в московских умах идея соборного представительства. Для этого предстоит рассмотреть состав земских соборов XVI в. Материалы для такого изучения дают соборы 1566 и 1598 гг. Первый был созван во время войны с Польшей за Ливонию, когда правительство хотело знать мнение чинов по вопросу, мириться ли на предложенных польским королем условиях. Второму собору предстояло избрать царя, когда пресеклась царствовавшая дотоле династия Калиты. Сохранились акты или протоколы обоих соборов, приговорный список 1566 г. и утвержденная грамота 1598 г. об избрании Бориса Годунова на царство. В обоих актах помещены поименные перечни членов этих соборов. На первом соборе присутствовало 374 члена, на втором - 512. Во главе обоих соборов становились два высшие правительственные учреждения, церковное и государственное, Освященный собор и Боярская дума; призывались начальники и подчиненных центральных учреждений, московских приказов с их дьяками, а также местные органы центрального управления, городовые воеводы. Все это были правительственные люди, а не представители общества, не земские люди.

Служилые люди на соборах. Из всех классов общества на обоих соборах всего сильнее было представлено служилое сословие: на соборе 1566 г. военно-служилых людей, не считая входивших в состав правительственных учреждений, было почти 55% всего личного состава собрания, на соборе 1598г.- 52%. Представительство этого класса по источнику представительных полномочий было двоякое, должностное и выборное. Эта двойственность объясняется организацией служилого класса, тогдашнего дворянства. В его составе надо различать два слоя: высшие военно-служилые чины образовывали дворянство московское, столичное, низшее - дворянство городовое, провинциальное. В составе земского собора XVI века было много столичных дворян, представлявших уездные дворянские общества по своему должностному положению. Но рядом с ними встречаем довольно незначительное число дворян (около 40 на 267 членов собора) из военно-служилых людей, которых с некоторою вероятностью можно считать выборными соборными депутатами уездных дворянских обществ из их же среды. Это новый элемент в составе собора 1598 г., незаметный на прежнем, но он столь малозначителен, что является как бы местной случайностью или исключением, не нарушавшим основного принципа соборного представительства.

Люди торгово-промышленные. Соборное представительство городского торгово-промышленного класса построено было на одинаковых основаниях с представительством служилых землевладельцев, и в нем эти основания выражены были даже более явственно. На собор 1566 г. было призвано только столичное купечество, притом лишь высших статей, в числе 75 человек. Не видно и невероятно, чтобы это были выборные представители своих статей или вообще каких-либо корпораций: скорее, это вся наличность высшего московского купечества, какую в данную минуту можно было призвать на собор. Но за этим купечеством стоял весь торгово-промышленный мир, как за столичным дворянством стояли уездные дворянские общества. Подобно тому же дворянству, московская купеческая знать набиралась из лучших людей, выделявшихся из рядового торгового люда, столичного и провинциального. И эта торговая знать тоже несла службу, только в другой сфере управления. Нам известно, что такое была верная служба: это целая система финансовых поручений, исполнение которых казна возлагала на земские классы, не имея пригодных для того приказных органов. Таким образом, в соборном акте 1566 г. отразилось фискально-служебное значение столичного купечества.

На собор 1598 г. вызваны были 21 человек гостей, старосты высших сотен и 13 сотских черносотенных обществ. Гости, очевидно, были призваны поголовно, по своему званию, сколько можно было их тогда призвать. Но сотенные старосты и сотские были призваны или посланы на собор по должностному положению; только должности свои они получали по общественному выбору, а не по назначению начальства, как головы дворянских сотен. Так суммарный призыв 1566 г. теперь заменился для купеческих сотен призывом их должностных представителей.

Значение соборов. Земский собор XVI века был не народным представительством, а расширением центрального правительства. Это расширение достигалось тем, что в состав Боярской думы, т.е. государственного совета, в особо важных случаях вводился элемент, по происхождению не правительственный, а общественный, но с правительственным назначением: это были верхи местных обществ, служилых и промышленных, стянутые в столицу. На соборе они не составляли особого собрания или совещания, становившегося или действовавшего отдельно от центрального правительства, а входили прямо в его состав и лишь при подаче мнений образовывали несколько групп, параллельных правительственным, подававших голоса наряду с Освященным собором, боярами и приказными людьми. Земской собор XVI века - это Боярская дума, т.е. правительство с участием людей из высших классов земли или общества.

На деле земский собор XVI века не вышел ни всеземским, ни постоянным, ежегодно созываемым собранием и не взял в свои руки надзора за управлением. Однако он не прошел бесследно ни для законодательства и управления, ни даже для политического самосознания русского общества. Пересмотр Судебника и план земской реформы - дела исполненные, как мы видели, не без участия первого собора. По смерти грозного земский собор даже восполнил пробел в основном законе, точнее, в обычном порядке престолонаследия, т.е. получил учредительное значение. Верховная власть в Московском государстве, как известно, передавалась удельным вотчинным порядком, по завещанию. Но смерть наследника от руки отца в 1581 г. упразднила это завещательное распоряжение, а нового завещания царь не успел составить. Так второй его сын Федор, став старшим, остался без юридического титула, без акта, который давал бы ему право на престол. Этот недостающий акт и создан был земским собором.

Редкие, случайные созывы собора в XVI веке не могли не оставлять после себя и немаловажного народно-психологического впечатления. Только здесь боярско-приказное правительство становилось рядом с людьми из управляемого общества, как со своею политической ровней, чтобы изъявить государю свою мысль; только здесь оно отучалось мыслить себя всевластной кастой, и только здесь дворяне, гости и купцы, собранные в столицу из Новгорода, Смоленска, Ярославля и многих других городов, связываясь общим обязательством "добра хотеть своему государю и его землям", приучались впервые чувствовать себя единым народом в политическом смысле слова: только на соборе Великороссия могла сознать себя цельным государством.


Земский собор представлял собой высшее сословно-представительное учреждение, которое функционировало в России около 135 лет, с середины XVI до конца XVII века. С ним связано становление сословно-представительной. В России она появилась позже Европы. В древней руси ее не было, хотя соборы различных сословий проводились, например, с 1211 года.

Земские соборы XVI века

Определение “земский” в названии означает “общегосударственный”. Первый такой собор созвал Иван IV в 1547 году. Он продолжался всего два дня и вошел в историю как “собор примирения”.


Рис. 1. Земский собор.

Он же одновременно был и церковным собором. Отчет остальных Земских соборов ведут, как правило, с 1549 года. На созванный в том году собор прибыли представители всех сословий, кроме крестьян, которые составляли свыше 90% населения страны. С Земским собором 1549 года связано проведение основных реформ Ивана IV:

  • Военная. Появление стрелецкого войска, ограничение местничества.
  • Законодательная. Новый свод законов – Судебник.
  • Церковная.
  • Земская и губная, то есть местного самоуправления.
  • Налоговая.

В 1566 году Земский собор был созван по вопросу продолжения Ливонской войны. Соборы 1584 и 1598 избирали на трон царей. Сначала сына Ивана IV – Федора, а потом Бориса Годунова.

земский собор 1613

Рис. 2. Земский собор 1613.

Земские соборы XVII века

Поводом к созыву Земского собора 1604 года стал набег хана Казы-Гирея. В 1610 году собор лишил власти царя Василия Шуйского и пригласил на трон польского королевича Владислава. Земский собор 1613 года стал одним из самых известных, так как именно он избрал на трон первого царя новой династии – Михаила Романова. В годы его правления, то есть до 1645 года, соборы созывались достаточно часто и причиной могли быть Смоленская война и осада казаками Азова. В 1649 году собор принял новый свод законов – Соборное Уложение. Оно действовало около 180 лет, до 1832 года. В 1653 собор решал вопрос принятия Запорожского казачества в состав России.

Последний Земский собор был проведен в 1684 году. На нем обсуждался вопрос о “вечном мире” с Речью Посполитой, который был заключен в 1686 году. Это были регентства царевны Софьи при малолетнем Петре I.

земский собор 1649

Рис. 3. Земский собор 1649.

Что мы узнали?

По истории в школьном курсе Земские соборы проходят в 7 и в 10 классах. Этот орган власти играл важную роль во внешней и внутренней политике России на протяжении 135 лет.

Читайте также: