Зарождение конфуцианства в китае сообщение

Обновлено: 04.07.2024

С конца XIX века раз­ви­тие конфуцианства в Ки­тае так или ина­че свя­за­но с по­пыт­ка­ми ас­си­ми­ля­ции западной идей (Кан Ювэй, Лян Ци­чао) и воз­вра­ще­ни­ем от аб­ст­ракт­ных про­блем сун­ско-мин­ско­го не­окон­фу­ци­ан­ст­ва и цин­ско-хань­ской тек­сто­ло­гии к кон­крет­ной эти­ко-со­ци­аль­ной те­ма­ти­ке пер­во­на­чаль­но­го конфуцианства.

В певой половине XX века, осо­бен­но в про­ти­во­стоя­нии уче­ний Фэн Юла­ня и Сюн Ши­ли, со­че­таю­щих не­о­кон­фу­ци­ан­ские и от­час­ти буд­дий­ские кон­цеп­ции с идея­ми ев­ропейской и индийской фи­ло­со­фии, сло­жи­лась но­вая, чет­вёр­тая (по­сле пер­во­на­чаль­ной, хань­ской и не­о­кон­фу­ци­ан­ской) фор­ма конфуцианства - по­ст­не­о­кон­фу­ци­ан­ст­во, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го (Моу Цзун­сань, Тан Цзю­ньи, Ду Вэй­мин и др.) ус­мат­ри­ва­ют в этическом уни­вер­са­лиз­ме конфуцианства, трак­тую­ще­го лю­бой пласт бы­тия в мо­раль­ном ас­пек­те, иде­аль­ное со­че­та­ние фи­лоской и ре­лигиозной мыс­ли.

Конфуцианство до сих пор пользуется популярностью не только в Китае, но и по всему миру. В этой части узнаем о зарождении этого течения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


Поговорим о том, почему изучение конфуцианства представляет особый интерес👇

🧭 Европейцы в значительной степени смотрят на Восток, не понимая, что это такое. Мы рефлекторно проецируем восточные ценности, социальные институты, обычаи на свои собственные. Западный ориентализм — искусственное изобретение. Европейцы изобрели образ классического, красивого и загадочного Востока. На самом деле Восток и, в частности, Китай загадочен не там, где мы считаем его загадочным.

➡️ Попытаться понять конфуцианство — значит попытаться понять настоящий Восток и настоящий Китай.

🥇 Конфуцианство — это одна из трех величайших социально-религиозных философских доктрин Дальнего Востока, наряду с буддизмом и даосизмом. Для Китая это доктрина номер один. На протяжении всей его истории несмотря на то, что в разные периоды первенство на какое-то время отходило то даосизму, то буддизму, господствовала идеология конфуцианства. Иногда она спорила с остальными двумя, иногда впитывала их в себя и производила синтез.

🌳 Конфуцианство оказалось самой укорененной философской доктриной, ведь это учение для человека о его жизни, это способ практиковать себя и свою жизнь: понимать ритуал, относиться к долгу, судьбе, предназначению определенным образом, доверять сердцу и следовать небу.

🤓 Жу цзя — это школа ученых интеллектуалов, ученых мужей. Ученые мужья — это грамотные и образованные люди, книжники, законники, которые обучались в специальных школах и умели писать иероглифы.

💪🏼 До Конфуция существовал образ интеллектуала как человека никчемного и слабого, скорее ничтожного, чем великого. Но Конфуций сумел не только сам продемонстрировать, но и убедить остальных, что интеллектуалы — это главная сила, на которую опирается государство и общество. Конфуций показал, что в ученом человеке есть огромная сила и величие.

💁🏻‍♂️ Ученость в конфуцианстве представлена не как теория, а как практика жизни. В Древнем Китае знание не было отвлеченным, оно было социально ориентированным. Это знание человеческой природы, своего предназначения — это не похоже на тот образ знания и, соответственно, на тот образ интеллектуала, который сложился в Европе, для которого важнее всего теоретические знания.

Посмотрим, как знание и учение представлены в конфуцианских притчах 👇

Притча о шести заблуждениях

Учитель спросил:
— Ю! Ты слышал о шести достоинствах, переходящих в шесть заблуждений?
— Нет! — ответил Цзылу.
— Сядь! Я скажу тебе. Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к глупости. Когда стремятся проявить свой ум, но не хотят учиться, то это заблуждение ведет к дерзости. Когда стремятся быть правдивыми, но не хотят учиться, то это заблуждение приносит вред. Когда стремятся к прямоте, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к грубости. Когда стремятся быть отважными, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к смуте. Когда стремятся к непреклонности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к безрассудству.

Конфуций, ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.


Жизнь Конфуция окутана тайной. Существует множество легенд, содержание которых трудно проверить, но в отличие от некоторых других наставников Китая, Конфуций является абсолютно реальным персонажем и многие факты о его жизни мы знаем точно, благодаря его трудам и трудам его учеников.

О себе Конфуций не любил рассказывать, а свой жизненный путь сумел описать в нескольких строках👇

📚 Мать Конфуция внушала мальчику, что он должен быть достойным продолжателем рода. Конфуций с раннего детства проявлял усердие в учебе.

🐄 С детства Конфуций много работал, поскольку его семья жила в бедности, он занимался физическим трудом, пас стада.

✍️ В 30 лет Конфуций освоил шесть благородных искусств: научился исполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать, писать и считать.

👨‍🏫 Он стал учителем и прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров, а потом чиновником, отвечающим за скот.

💔 Меж строк некоторых его высказываний можно прочесть, что Конфуций был крайне несчастен с женой.

👋 Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и начал ездить по Китаю вместе с учениками, проповедуя философское учение.

📌 Учение Конфуция очень многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти двух с половиной тысяч лет. Эти правила касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали способ мышления.

🤗 Конфуций не отстранен от мира чувств и эмоций как буддисты, не обладает сверхъестественными способностям, как даосские маги. Не эзотеричен, не чрезмерно поэтичен в своих историях как, например, Лао Цзы, он прост, прагматичен и прямолинеен.

🙌🏻 В его речах любой человек может найти источник как житейски советов, так и духовных откровений. Но за кажущейся простотой скрывается такая глубина традиции, аллюзий и полунамеков, что не всякий китайский знаток сможет уловить эти тонкости.

⚰️ Умер Конфуций в 72 года в 479 году до н.э. Перед смертью он впал в семидневный сон.

Культ Конфуция создавался уже после его смерти — при жизни он не был особо почитаем и ценим.

⛩ На месте рождения Конфуция сначала был воздвигнут небольшой алтарь, через много веков превратившийся в огромный храмовый комплекс. Впервые китайский император совершил на этом месте поклонение Учителю лишь в 195 г оду до н.э., то есть лишь через три века после его ухода из жизни, когда Конфуций стал уже превращаться в легенду.

🌟 Уже после своей смерти Конфуций стал продвигаться по китайской иерархической лестнице. В 37 году н.э. императорским указом Конфуция впервые жалуют посмертными титулами и чинами, по сути, награждают не его, а задабривают духа предка, старясь правильно договориться с ним и перевести в разряд духа-защитника и покровителя.

🙌🏻 В 58 году император Мин-ди, прославившийся своими предпочтениями к конфуцианским трудам, открывает особые школы, где изучались наставления Учителя, а на следующий год приказывает совершать по всей стране жертвоприношения в честь Конфуция — скромный чиновник окончательно превратился в духа предка. Вскоре он объявляется центральным духом государственного культа.

🙏🏻 В 1008 году император Чжэнь-цзун совершает пышный обряд поклонения Конфуцию, а через два года повелевает построить храмы Конфуция во всех городах и округах по всей стране.

🙄 Китайцы очень часто чтят Конфуция по традиции, но не понимают его.

К ученику Конфуция пришли поселяне и стали говорить:

— Ты такой мудрый и так хорошо говоришь, не то, что этот сварливый Конфуций!

На что он ответил:

— Мудрость как стена. Моя стена низкая, и вы видите, что за ней делается, а стена Конфуция высокая, и вам не видно, что за ней делается. Если вы хотите заглянуть за его стену, постройте сначала свою, с которой можно будет смотреть.

Восточная культура привлекает оригинальностью и загадочностью. Страны востока долго развивались изолированно, и на формирование традиций не оказывали влияние внешние факторы. Конфуцианство — это не религия, а морально-этическое учение. Оно пытается найти ответ на вопрос, какое место занимает человек в мире.

Конфуцианство: что это, основные идеи и принципы

Немного истории

Конфуций

Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.

Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность — занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:

Конфуций отдавал предпочтение шести искусствам

  • ритуалы;
  • стрельба из лука;
  • музицирование;
  • управление колесницей;
  • чтение и письмо;
  • счетные навыки.

Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.

В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.

Государство Чжоу

Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.

Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.

Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.

Распространение в Европе

Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.

Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.

Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.

Основные принципы

Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. Главная тема учения — создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.

Покровительство младшим и почтительность к старшим

Еще один принцип древнекитайского философа — покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам. Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.

Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.

Пять постоянств

Пять постоянств конфуцианства

Этические проблемы

Притча

Существует интересная притча, которая позволяет передать всю необычность древнекитайского философа. Как-то один из учеников спросил у него, можно ли прожить, ни разу ни с кем не поссорившись. Конфуций быстро ответил, что да, такая возможность есть. Необходимо проявлять снисходительность к тем, кто выше по социальному статусу и к тем, кто ниже. Даже если человек низко падет, и над ним будут смеяться, нужно уметь прощать. В каждом есть благородные и низкие качества, слабости. Поэтому снисходительность позволит не разочаровываться в окружающих.

В 50 лет приходит осознание себя человеком, появляются цели в жизни. В 60 лет открывается навык читать мысли других людей. В 70 лет открывается понимание Вселенной.

Во многих странах издаются книги, публикуются статьи с кратким изложением идей конфуцианства. В Китае они обязательно изучаются в школе и преподаются как образец поведения добропорядочного человека.

Конфуцианство – это краеугольный камень традиционной китайской культуры , а также полная идеологическая система, созданная Конфуцием на основе традиционной культуры Си ся, Шан и Чжоу.

конфуцианство в Китае

Эта система принципов доминирует в феодальном обществе, которое в сущности существует уже более 2000 лет, и поэтому его влияния на историю, социальную структуру и народ Китая нельзя упускать из виду. Эта система основана на цитатах и афоризмах Конфуция.

Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия

Жизнь Конфуция

Конфуций ока зал наибольшее влияние на формирования идеологии конфуцианства. Помимо того, что он был великим просветителем, мыслителем и неудачным политиком, он прежде всего обладал интеллектом и высокой нравственной культурой. Он исповедовал истину, доброту и совершенство в течение всей своей жизни. Его успехи и его неудачи были следствием его сложившейся личности, которая обладала сильным влиянием на мировоззрения Китая.

Конфуций родился в 551 до н.э. в городе Лу , который в настоящее время известен как Цюйфу, в Провинции Шаньдун. Родители назвали его Конг Цю, где Конг – это фамилия, а Цю – имя. В возрасте 15 лет он решает посвятить себя образованию, несмотря на нелегкую жизнь и раннюю смерть отца. Конфуций стремился к политической карьере, он хотел воплотить свои нравственные идеалы в обществе древнего Китая.

К 30 годам он уже приобрел некоторую известность, но только к 51 году он приобрел власть в стране . Этот период длился всего 4 года, после чего он ушел в отставку, осознав, что с властями невозможно договориться. Он был вынужден покинуть свою страну, и в течение 14 оставался за ее пределами, подвергаясь многим опасностям, угрожавшим его жизни. В возрасте 68 лет ему было дозволено вернуться в родной город, но без каких-либо полномочий.

Жизнь Конфуция завершилась в возрасте 73 лет по причине болезни. Яркая звезда погасла. Его ученики, относившиеся к нему как к родному отцу еще в течение 3-х лет носили ивы к захоронению, а его ученик Zigong оставался на могиле в течение 6 лет, оплакивая своего любимого учителя.

Конфуций тогда и не подозревал, что через какое-то время место его захоронения, станет кладбищем Конфуция, а его идеологическая система – нормой для китайского общества. По сравнению с его неудачной политической карьерой, карьера учителя и философа была яркой и полной достижений.

Многое из учений Конфуция было новаторством для общества того времени, он пропагандировал идею всеобщего просвещения, несмотря на социальный статус учеников и их характеристик. Он первым нарушил традицию феодального общества, когда только аристократия имела честь получать образование.

Передача знаний была только частью его учения; он был живым примером концепции, которую пропагандировал и это оказало сильное влияние на его учеников. Не смотря на то, что он ничего не писал лично, слова его были собраны и записаны для потомков его учениками. Накопленные мудрые изречения дошли до нас как “Лунь Юй” – одна из наиболее важных книг китайской классики.

История Развития Конфуцианства

Конфуцианство получило дальнейшее развитие за счет Мэн-Цзы (372-289 до н.э.) и Сюнь-Цзы . Это произошло в царствование императора Ву во время Династии Хань. С тех пор он стал прославлять учение среди

конфуцианство в китае

В последующие Династии Вэй и Цзинь, конфуцианству пришлось научиться сосуществованию с буддизмом и даосизмом.

В период Суй и Тан Династий, борьба за доминирование между тремя учениями стала накаляться. Во времена правления Династии Сун учение Конфуция вновь приобрело жизнь и отклик в сердцах людей в последующие 700 лет.

Конфуцианство в современном Китае некоторыми принимается как здравая, рациональная идея, принципы которой имеет право существовать. Многие даже предполагают возвращение к ее мудрости, в то время как их оппоненты утверждают, что это приведет к отсталости развития Китая, и по этой причине конфуцианство не должно быть возрождено.

К радости, многие современные ученые посвящают себя изучению конфуцианства и его применению в обществе. Подобные исследования важны, т.к. в культуре древнего Китая отсутствовали какие-либо знаки препинания при письме, что очень затрудняет трактования многих изречений.

Конфуцианство – это не религия, а учение, нравственные и этические предписания для человека, также оно не имеет и духовного лидера, и не способствует вере в Бога или богов. Оно рассматривает человека как социальное существо взаимосвязанное с другими людьми через отношения. Это отношения родителей и детей, мужа и жены и просто наше взаимодействие друг с другом.

Правильное поведение должно достигаться не следствием принуждения, а быть осознанной добродетелью , которая достигается через обучение, наблюдение и практику. Много общего у конфуцианства и социализма, т.к. и то и другое продвигают идеи коллективных интересов и благосостояния общества. Эти идеи отличны от Западного мышления, где каждый человек – это независимая личность и собственные интересы важнее интересов социума в целом.

Сегодня многие китайцы стараются применять эту идеологию в своей жизни. Однако несмотря на нынешнее положение конфуцианства в мире и отношения к нему современного общества, оно является частью мирового культурного наследия и неотъемлемой частью китайской жизни.

Читайте также: