Законы древнего мира сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Законы Хаммурапи — один первых сводов законов человеческой цивилизации, памятник древнего мира и источник знаний о быте, устройстве общества и порядках наших предков.

На реках Вавилонских

Давным-давно, в месте, где реки Евфрат и Тигр ближе всего подходят друг к другу, стоял прекрасный город Вавилон - столица великого Вавилонского царства.

Легендарный город Вавилон, он пережил многочисленные набеги, захваты, перенес неоднократные разрушения, и окончательно опустел во II столетии. Но такова была сила Вавилона, что слава о нем сохранилась до наших дней. Своим величием Вавилон во многом обязан человеку по имени Хаммурапи, который смог превратить город в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.

Я — Хаммурапи, царь совершенный

Люди, даже мало интересующиеся историей, все равно что-то да слышали о Хаммурапи. Хотя даже специалисты знают о нем доподлинно очень мало. Точно известно только, что он - самый успешный из вавилонских царей, который правил страной 43 года.

Справедливость Хаммурапи

“Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха. Великие боги меня призвали, и поэтому я - пастырь-миротворец, скипетр которого прям. Моя благая сень распростерта над моим городом, и я держу на своем лоне людей страны Шумера и Аккада. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью”.

Хаммурапи придавал большое значение хозяйственным делам, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы. Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.

Стела со сводом законов

Законник Хаммурапи включал в себя 282 статьи и был высечен на стеле высотой в 2,25 метра из чёрного диорита. Вес этой стелы составляет целых 4 тонны. Примечательна верхняя часть данного рукотворного творения. Это скульптура, на которой изображены 2 человеческие фигуры.

Одна из них сидит на троне, а другая стоит перед ней. Сидящая фигура изображает собой бога Солнца Шамаша. Его голову венчает сложный головной убор. В правой руке он держит кольцо и жезл, которые символизируют справедливость и правоту. Перед богом стоит Хаммурапи. Его фигура выражает покорность и внимание. Данный барельеф как бы подчёркивает, что законы выражают волю бога, а сам царь является лишь исполнителем высшей божественной власти. Это придаёт особый смысл всему тому, что высечено на каменной стеле ниже.

Стела была установлена на главной площади как напоминание горожанам, что никто не может отговориться незнанием законов. Подобные стелы были и в других частях государства. Сам текст законов распространялся среди подданных на глиняных табличках.

"Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне. для водворения права в стране, для решения тяжб в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил перед изображением меня, царя -законодателя. Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись на памятнике.

Спустя 600 лет во время одного из набегов на Вавилон стела в качестве военного трофея была вывезена в Сузы, где позднее ее обнаружили археологи.

Какие законы ввел Хаммурапи?

Часть лицевой стороны и вся задняя часть стелы состоят из столбцов – законов. Читаются от вершины до ее основания. Столбы состоят из строк.

Согласно законам Хаммурапи, господствующая роль в вавилонской семье отводилась мужу. Он мог распоряжаться своим семейством, а при необходимости продавать детей любому, кто захочет их купить. Жена имела право на развод, но только в том случае, если муж занимался прелюбодеянием, необоснованно обвинял ее в неверности или покидал семью. Все дети наследовали имущество родителей в равных долях, независимо от пола.

В уголовном производстве предусматривалось правило равноправия. Если сын ударил отца, ему отрубали руку, если человек кому-то выколол глаз, ему тоже выкалывали глаз. В целом же Кодекс законов Хаммурапи дает историкам более полное понимание жизни в Древней Месопотамии и выступает важнейшим источником древневосточного права, которого люди придерживались до II столетия нашей эры.

Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя. Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.

Вы также можете задать свой вопрос на любую правовую тему (работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Исторической обусловленностью обладает развитие права стран Древнего Востока. Долгое время право древнего мира было обычным и лишь с совершенствованием социума постепенно становится писаным. Включало в основном случаи из судебной практики того времени, которые накапливались и получались целые своды законов, правил.

В содержании четко прослеживается классовое разделение, но и видна общенациональная направленность. Яркими примерами являются законы Хаммурапи и законы Ману.

Древний Вавилон: Законы Хаммурапи

Еще в самом начале своего восхождения на престол царь составил свод законов и дал право стране. Однако первая редакция не сохранилась, а известные на сегодня правила относятся к завершающему периоду царствования Хаммурапи.

Текст законов был выбит на базальтовом столбе, а во главе изображен царь. Текст разбит на 3 части – введение (перечисляются благие дела царя и говорится о преемственности власти от бога), непосредственно законы, заключение. Состоит из 282 статей.

Право собственности

Приобретает распространение частная собственность. Различаются такие земли по владению:

Первые 2 вида находились под контролем царя и составляли ключевой источник дохода государства. Общинные владения уходили на последний план, поскольку в целом община вымирала. Умирание общины во многом сопряжено с развитием частной собственности на наделы, которые без каких-либо барьеров продавались, сдавались в аренду, переходили преемникам по наследству.

Обязательственное право

В своде есть ряд статей, регламентировавших сдачу наделов в пользование за плату. Оплата составляла 1/3 от урожая. Если же условием сдачи в аренду становилось обязательство по отдаче половины урожая, то владелец участка должен был сам принимать участие в затратах или труду по обработке.

СПРАВКА! Отдавали участок в эксплуатацию на небольшой период – 1-2 года. Исключением выступали неосвоенные наделы.

Закон древнего мира регулировал отношения между хозяином земли и пользователем, если последний не обрабатывал участок, то обязан уплатить владельцу по меркам урожая, выращенного соседями.

Свод регламентирует также наем вещей, животных, помещений, судов и прочее. Есть сведения о мерах наказания в случае потери или безвозвратной гибели вещи.

Семейные отношения

Действительность брачного союза определялась письменным соглашением между отцом невесты и будущим мужем. Девушка переходила под управление супруга. В случае неверности женщине грозило суровое наказание.

Совсем бесправной замужнюю женщину назвать нельзя. Она обладала следующим перечнем прерогатив:

Право на приданое.

На расторжение союза.

Вправе быть преемницей имущества супруга после его кончины.

Отец имел сильное влияние на потомств. Ему разрешалось продавать своих детей, отдавать в качестве обеспечения долга, отрезать язык при сквернословии с родителями. Законом ограничивалась отцовское влияние – он не вправе лишить наследства, если преемник не совершил преступного деяния.

Уголовное право

В законах нет определения преступления и перечня деяний, относящихся к таковым. Из текста выделяются такие разновидности:

Упоминается лишение жизни по неосторожности. Детально расписаны различные членовредительства. Нарушителя в таких случаях ожидала участь потерпевшего, действовал принцип талиона.

законы древнего мира

Различают кражу и грабеж. Наказания довольно жесткие – смертная казнь, отрубание рук, взимание непомерной суммы штрафа.

Древняя Индия: Законы Ману

Повседневная жизнь индийцев была регламентирована этическими сборниками правил поведения – дхармы. Самым известным считается законы Ману. Предписания носили очень религиозный характер.

История права древнего мира не указывает точной даты появления этих правил. Включают 2625 статей.

Четко прослеживается понимание между собственностью и владением. Перечисляется 7 легальных способов возникновения права собственности – наследование, получение в качестве подарка или в результате находки, приобретение, завоевание, возмещение за долги, по исполнению работы, в качестве милостыни.

история права древнего мира

Среди обязательств распространение получили договорные, то есть вытекающие из соглашения. Законом твердо зафиксированы нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не вернул полученный заем в срок, то он обязуется отработать долг.

СПРАВКА! Если в качестве должника выступает лицо, занимающее более высокое происхождение, то ему разрешено отдавать долг постепенно.

В правилах есть упоминания о договорах купли-продажи, дарения, аренды участков.

Брак представлял собой один из видов имущественных сделок – будущий супруг покупал себе жену и она переходила в его собственность. Женщины не способны быть самостоятельными – вначале девочка пребывает под властью отца, после – мужа, а затем – сыновей.

ВНИМАНИЕ! Муж вправе иметь несколько жен, а также подать на развод. Женщине же не разрешалось покинуть семью даже после расторжения союза.

Уголовное право с одной стороны довольно развито – есть понимание рецидива, формы вины, соучастие. Однако все еще имеют место быть пережитки прежних порядков – талион, ордалии как средство доказывания, ответственность общины за совершенное деяние на ее территории, если преступник не найден.

Демократия и право античной Греции

В начале V в. до н.э. Фемистокл, глава демократического движения, заменяет прямые выборы архонтов жеребьевкой. Далее продвижением демократии занимается Эфиальт. Для снижения влияния олигархической партии в ареопаге он инициировал расследование о фактах коррупции против некоторых членов привилегированного органа. Факты были доказаны и народное собрание ликвидировало орган.

Эфиальт ввел новую принципиальную систему отчетов должностных лиц. Перед уходом в отставку чиновника любой гражданин Афин был вправе обратиться на него с жалобой. С именем этого правителя связывают введение обязательства выставлять законы для всеобщего ознакомления.

Далее правление перешло к Периклу, который уже более четко разделил ветви власти, установил денежное вознаграждение за труд судьям и другим госслужащим, провел гражданскую реформу.

государство и право древнего мира

Несмотря на процессы демократизации социум терзали противоречия. Все еще большую его часть составляли несвободные рабы. Полноправные граждане обладали перечнем прав:

свобода и личная независимость от другого человека;

на земельный надел и экономическое содействие в случае материальных трудностей;

участие в делах государства;

почитание и защиту богов;

участие в празднествах.

Также были и обязательства граждан – помощь полису при любой чрезвычайной ситуации, защита от внешних врагов, соблюдение законов, обработка своего надела. За совершенное преступное деяние граждане могли ограничиваться в правах, подвергнуться бесчестью.

Римское право: Законы XII таблиц

Свое название свод получил от того, что текст законов занял 12 таблиц из дерева, которые были выставлены на главной площади Рима для всеобщего обозрения. Основой послужили сформировавшиеся обычаи, что в целом характерно для развития государства и права древнего мира.

международное право древнего мира

Особую нужду в таком кодексе имели плебеи, которых следовало хоть как-то защитить от произвола патрициев. Отличительной чертой свода является высокая степень формализма – невыполнение какой-либо бюрократической процедуры, ее упущение могло привести к проигрышу дела в суде.

Право собственности подразделялось на 2 типа:

Рес манципи – наделы, скот, рабы, сооружения.

Ре снек манципи- остальные вещи.

Семья в Риме патриархальная. Все члены находятся под властью домовладыки, которым может оказаться дед или отец. Есть 3 формы вступления в брак – при соблюдении религиозного обряда (поедание лепешек и произношение клятвы), в результате покупки невесты, новая форма – сине манну (где женщина имеет достаточно привилегий , например, право на развод).

Наказания за преступления были суровыми. В основном применяли смертную казнь или обязательства по уплате огромных штрафов.

Таким образом, древнее право берет свое начало в обычаях и традициях каждой страны. У каждого народа были свои отличительные особенности, что отразилось на памятниках законов.

Законы Хаммурапи

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Законы Хаммурапи

Основные законы

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Законы вавилонского царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи, XVIII в. до н. э.) – первый из дошедших до нас древних кодексов законов. По содержанию он универсален. Деления законов по отраслям еще нет, но отдельные нормы кодекса можно объединить в группы по областям жизни, которые они регулировали.

Статьи 1–5 в основном посвящены суду, 6—126 – праву собственности, договору займа (обратите внимание на их количество), 127–195 – семье и наследованию, 196–214 – преступлениям против личности, 215–282 – имущественным преступлениям, договорам найма.

Законы Древнего Востока отличались крайней жестокостью. В Вавилоне, например, преступникам отрубали руки, уши, пальцы, язык, их сажали на кол, сжигали, закапывали живыми. Применялся основанный на древнем обычае принцип талиона: надлежало, например, повредить глаз тому, кто причинил вред глазу другого; выбивший зуб у соседа должен был расстаться со здоровым зубом и т. д. Если преступление совершалось против лица, стоявшего ниже на социальной лестнице, талион заменялся композицией – денежным вознаграждением за причиненный ущерб.

С уважением относился к законам один из мудрейших людей в истории человечества – Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Он говорил, что легендарный спартанский законодатель Ликург не возвысил бы Спарту над другими государствами, если бы не добился повиновения законам. По мнению философа, наилучшими являются те правители, которым граждане более всего обязаны подчинением законам. То государство, где граждане повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.

Римское право и сегодня изучают в юридических институтах. Источники римского права многочисленны: от Законов XII таблиц (V до н. э.) до Свода гражданского права (Corpus juris civilis), составленного по поручению византийского императора Юстиниана в VI в. н. э. Много ценных сведений о законах Древнего Рима мы находим в сочинениях Плутарха, Тита Ливия, Саллюстия, Тацита, Цицерона, Ульпиана и других римских писателей, историков, юристов.

Римское право наделяло свободных граждан широкими правами: правом частной собственности, правом заключения сделок и договоров, иными имущественными правами. Брак признавался выражением свободной воли граждан. Существовали свобода слова и передвижений, право неприкосновенности личности. Запрещалось применять пытку к свободным римским гражданам. Подсудимый мог свободно выбирать себе защитника. В I в. до н. э. постоянным институтом стал суд присяжных. Приговоренный к смертной казни мог обращаться за защитой к народным трибунам, а в эпоху Империи – к императору.

Dura lex, sed lex (дура леке, сед леке). Закон суров, но это – закон!

Pereat mundus etfiat justitia (переат мундус ет фиат юстициа). Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир.

Salus populi suprema lex (салюс попули супрема леке). Благо народа – высший закон.

Vox populi – vox Dei (вокс попули – вокс деи). Глас народа – глас Божий.

Нормы и принципы римского права

Римское право (публичное и особенно частное) было разработано весьма тщательно. Например, Свод гражданского права устанавливал следующие виды контрактов (сделок, договоров; вернитесь к этому материалу при изучении темы о сделках и договорах):

Знакомство с древними правовыми нормами не только интересно. Оно помогает в решении конкретных проблем, стоящих перед современным российским обществом.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представлял собой Кодекс царя Хаммурапи?

2. Какие законы существовали на Древнем Востоке?

3. Какой характер имели законы Древнего Востока?

4. Чем законы Древней Греции и Рима отличались от законов Древнего Востока?

5. Почему Сократ считал необходимым чтить законы?

6. Какую роль в истории европейского права сыграло римское право?

Французский ученый В. Шейл, который впервые перевел текст законов Хаммурапи, условно разбил их на 282 статьи.

Весьма жестокими были древнеиндийские законы Ману, законы Древнего Китая Шан-шу. Последние подразумевали смертную казнь за двести видов преступлений, клеймение – за тысячу видов.

Латинские правовые термины

Меа culpa (меа кульпа) – моя вина; по моей вине.

Pro et contra (про ет контра) – за и против.

Status in statu (статус ин стату) – государство в государстве.

Status quo (статус кво) – статус-кво, существующее положение.

Ultima ratio (ультима рацио) – последний, решительный довод (часто силовой).

Выдающиеся мыслители и правоведы Античности

Аристотель (384–322 до н. э.) – древнегреческий философ. Развивал идеи разумного управления государством. По его мнению, государство и естественное право неотделимы. Правильные формы государства – монархия, аристократия, полития (умеренная, ограниченная демократия), неправильные– тирания, олигархия, охлократия.

Сократ (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Излагал свое учение устно. Об учении Сократа писали его ученики Ксенофонт и Платон. Был принципиальным сторонником законности, строгого выполнения существующих законов.

Цицерон Марк Туллий (106—43 до н. э.) – римский политический деятель, оратор. Доказывал преимущества республиканского строя. Государство трактовал как согласованное правовое общение, которое воплощает то, что в природе является справедливостью и правом.

Ульпиан (ок. 170–228) – римский юрист, сторонник естественного права. В 426 г. сочинениям Ульпиана была придана обязательная юридическая сила.

Учимся защищать свои права, Информация к размышлению и действию

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Концепция власти в странах Древнего мира

2. Концепция власти в странах Древнего мира Самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному, сложился в цивилизациях Древнего Востока. Он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности

10. Формирование древнего права

10. Формирование древнего права Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Формы государственности в Древнем мире связаны с особенностями исторического развития общества. Но каким бы своеобразием ни отличалось

17. Государства Древнего Междуречья

17. Государства Древнего Междуречья Еще в IV тысячелетии до н. э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом, начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV-начале III тысячелетия до

27. Государства Древнего Китая

27. Государства Древнего Китая История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV–XI вв. до н. э.), период Чжоу (XI–III вв. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) и Чжаньго, «борющихся

Читайте также: