Южный урал во второй половине 19 века сообщение

Обновлено: 05.07.2024

ЛЕКЦИЯ 7. УРАЛ В XIX ВЕКЕ
План
1. Социально-экономическое развитие.
2. Быт и религия.
3. Просвещение и наука.
4. Архитектура и искусство.

Основная литература
• Коллекционеры и меценаты дореволюционного Урала. Екатеринбург, 1992.
• Общественная и культурная жизнь дореволюционного Урала: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1990.
• Культура и быт дореволюционного Урала. Сб. науч. тр. Свердловск, 1989.
• Шакинко ИМ. Демидовы: Историческое повествование с портретами. Екатеринбург, 2000.
• Шкерин ВА Генерал Глинка. Личность и эпоха. Екатеринбург, 1998. (2-е изд.. 2006).
• Народное образование на Урале в XVIII - начале XX в. Сб. науч. тр. Свердловск 1990.
• Гуськова Т.К. Заводское хозяйство Демидовых в первой половине XIX в. Б.М., 1995.

1. Социально-экономическое развитие
Численность населения Урала возросла с
6 млн 600 тыс. в середине XIX в.
до 9 млн 900 тыс. в конце столетия.
Число горожан возросло с 251 тыс. в 1863 г.
до 522 тыс. в 1897 г.
Структура населения по данным первой Всероссийской переписи 1897 г.:
- 80% крестьяне;
-10% горнозаводское население;
- 3,7% военные;
- 4,2% мещане;
- 0,6% дворяне;
- 0,4% духовенство;
-0,1% купцы

В первой половине XIX в. в административном отношении Урал делился на три губернии:
- Вятскую;
- Оренбургскую;
- Пермскую.

Екатеринбург - центр горнозаводской промышленности.
В 1826 г. в Екатеринбург перевели Горное правление во главе Главного начальника горных заводов хребта
1837- 1856 гг. - Главный начальник Горного правления генерал В.А. Глинка.

Ведущая отрасль уральской промышленности - металлургия.
В 1860 г. Урал давал 70% российского чугуна и 90% меди.
Здесь работали 154 горнозаводских предприятия, из них 24 казенных.
Урал производил:
-1/5 артиллерийских орудий;
- половину снарядов;
-1/3 ружей.

На Урале в первой трети XIX в. получила развитие золотопромышленность
(Миасс, Березовский, Тагил, Невьянск и др. месторождения).
К середине XIX в. Россия вышла на первое место в мире по добыче золота (50% мировой добычи).
На Урале были открыты месторождения платины.

В середине XIX в. появилась новая отрасль промышленности - машиностроение. В 1838 г. открылась Екатеринбургская механическая фабрика.
Развивались отрасли негорнозаводской промышленности:
- винокурение;
- салотопенное производство;
- кожевенное дело;
- текстильное производство;
- фарфоровое и стекольное производства и др.
Полтора века (1725-1876) в Екатеринбурге действовал Монетный двор, чеканивший 90% российской медной монеты.

Урал - крупный торговый центр (20% оборота российских ярмарок). Крупнейшая - Ирбитская ярмарка (вторая в стране).
В 1810 г. в Екатеринбурге был открыт Гостиный двор.
Развитие банковского капитала.
В середине XIX в. коммерческие банки открылись в:
- Екатеринбурге;
- Ирбите;
- Соликамске и др. городах.

Отмена крепостного права вызвала кризис металлургии Урала
Правительственные комиссии в начале 1860-х гг.
Предложения академика Безобразова о приватизации казенных заводов.
1866 г. Александр II утвердил план продажи убыточных заводов.
В 1880-е гг. увеличены таможенные пошлины на ввозимый металл.
В последней трети XIX в. на Урале было построено 18 новых металлургических заводов, в том числе крупные и оснащенные новой техникой - Чусовской и Надеждинский.

Новое в экономике - масштабное железнодорожное строительство.
Построены ж.д. линии:
- Оренбург - Самара (1876);
- Екатеринбург - Пермь (1878);
- Екатеринбург - Тюмень (1888);
- Самара - Златоуст (1892);
- Челябинск - Екатеринбург (1896).

Однако темпы развития Урала во второй половине XIX в. были невысокими.
В 1880 г. Урал давал половину всего российского металла, через 20 лет -менее четверти. Главный конкурент -Юг России

2. Быт и религия Новое в быту населения:
- изменение внешнего облика поселений (улицы и кварталы);
- появление в домах современной мебели;
- домашний быт становился менее замкнутым;
- женщина все больше втягивалась в общественное производство;
- усилилась миграция из деревни в город
- в конце XIX в. появились электричество, телефон, трамвай и т.п.

Роль религии и церкви в обществе сохранялась
высокой.
6 уральских епархий РПЦ делились на благочинные округа и приходы.
Деятельность церкви вышла за рамки богослужения:
- получила распространение благотворительность (богадельни, приюты и т.п.);
- церковь вносила свой вклад в просвещение (церковно-приходские школы, духовные семинарии);
- РПЦ способствовала развитию культуры (при храмах - библиотеки, церковные хоры и т.п.).

Протоирей Пермского кафедрального собора Е.Попов внес большой вклад в нравственное богословие, написал историю Пермской епархии.
Священник Шадринского уезда И. Первушин стал известным математиком и был избран чл.-корр. трех академий - Санкт-Петербургской, Парижской, Неополитанской.

православия находился ислам.
В связи с многонациональным составом населения появились:
- католические костелы;
- протестантские кирхи;
- иудейские синагоги.

Реформа системы образования начала XIX в.:
начальные школы (приходские училища) с годичным сроком обучения;
двухклассные училища;
гимназии в Перми, Вятке, Уфе (5, затем 7 лет обучения).
В 1847 г. создавалась трехступенчатая система учебных заведений горного ведомства:
- 44 школы на казенных горных заводах;
- 6 окружных школ;
Уральское горное училище в Екатеринбурге.

Однако в середине XIX в. на Урале обучением было охвачено 4% детей.
Грамотность взрослого населения составляла в
среднем 3%, горнозаводского населения -9%.
После отмены крепостного права образование стало более демократичным, всесословным.
В конце XIX в. в школе обучалась 1/3 детей.
Грамотность населения составила 20% (1897 г.).
"Дипломы о высшем образовании имели 3,6 тыс. чел., о среднем - 54,5 тыс. (0,6% всего населения).

Продолжалось изучение природных богатств края (А. Гумбольдт, Р. Мурчинсон и др.).
Главные технические достижения:
- построены и стали ходить по Каме пароходы (инж. П.Г. Соболевский, 1816-1817);
- механики Ефим и Мирон Черепановы построили первую паровую машину и первый в России паровоз (Нижний Тагил, 1834).

В целях распространения передовых технических знаний организовано Горное общество (Екатеринбург 1825)
Создаются музеи:
1834 г. музей при Горном обществе;
1880-е гг. краеведческие музеи в Уфе, Миассе и Златоусте;
1890 г. Пермский научно-промышленный музей

1870 - Екатеринбург - Уральское общество любителей естествознания
(УОЛЕ). Основатели - А.А. Миславский,
Н.К. Чупин, О.Е. Клер и др.
При УОЛЕ организован музей (ныне СОКМ).
В 1887 г. по инициативе УОЛЕ в Екатеринбурге была проведена Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка.

4. Архитектура и искусство
Первая половина XIX е. - период расцвета уральской архитектуры (стиль классицизма).
Главные архитекторы при Правлении горных заводов:
И.И. Свиязев (1822 -1832) и МЛ. Малахов (1832 -1842).
По проектам М.П. Малахова были построены десятки промышленных сооружений и гражданских зданий.

Формирование уральской литературы
-Ф.М. Решетников, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Жанр социального романа.
Становление театрального искусства:
- оперный театр в Перми (1870);
- оперный театр в Екатеринбурге (1879)

Спасибо!
Требует повторного внимательного прочтения и осмысления исторического развития нашего края.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Несмотря на наличие горной промышленности на Урале, основную массу его населения, как и страны в целом, составляли не заводские рабочие, а крестьяне.

За первую половину XIX в. население Пермской, Оренбургской и Вятской губерний выросло в 2,5 раза (с 1 296 тыс. до 3 211 тыс. душ мужского пола). Это намного превышало
темпы естественного прироста. Население Урала, как и раньше, увеличивалось за счет миграции (колонизационных процессов, которые наиболее интенсивно проходили в Оренбургской губернии).

В крае преобладали государственные крестьяне. В Вятской губернии они составляли 85 % всего крестьянского населения, в Пермской – 73,6 %, в Оренбургской – 83,5 %, тогда как
помещичьи крестьяне составляли соответственно: 2 %; 23,8 % и 15 %. Численность удельных крестьян была еще меньше.

В целом за указанный период численность крестьян на Урале выросла с 1,1 до 2,4 млн душ мужского пола.

Горнозаводское население не было однородным. Заводские крестьяне жили в деревнях, занимались сельским хозяйством и трудились на вспомогательных работах при заводах. Мастеровые же работали в цехах заводов. В начале XIX в. на Урале числилось 85,8 тыс. душ мастеровых и 252 тыс. душ приписных крестьян.

Численность живших в городах мастеровых и непременных работников выросла за первую половину XIX в. в 4,4 раза. С одной стороны, они не относились к свободным горожанам,
а с другой – играли все более активную роль в хозяйственной жизни городов, конкурируя не только с мещанами, но и с купцами.

Во второй половине XIX в. Российская империя переживала демографический взлет: население страны за 37 лет (с 1860 по 1897 гг.) выросло на 52 млн человек (с 74 до 126 млн), причем главным образом за счет естественного прироста. Сельское население за указанный период выросло в полтора раза, городское – почти удвоилось, тем не менее его удельный вес в общей численности населения страны не поднялся выше 13 %.

Заметное место среди губерний России занимало население четырех уральских губерний: Пермской, Вятской, Уфимской и Оренбургской. Прирост населения за пореформенное
тридцатилетие составил в них около 50 %, то есть несколько меньше, чем в целом по России (68 %). При этом показатели прироста в Оренбургской (74,6 %) и Уфимской (69,5 %) губерниях были гораздо выше, чем в Пермской (42 %) и Вятской (36,5 %). Это объясняется активной колонизацией первых. Однако в целом Урал отличался преобладанием местного населения над пришлым. По данным переписи 1897 г. из 9 821,8 тыс. человек населения Урала 8 752,6 тыс. человек (88 %) были жителями тех же уездов, в которых они родились, переехали в другие уезды своей губернии 431,1 тыс. человек (5 %), приехали на жительство из других губерний 638,1 тыс. человек (7 %).

Реализация положений 19 февраля 1861 г. и аграрных реформ 1863 и 1866 гг. вызвала подвижность крестьянского населения страны. Крестьяне переходили не только из одного сословия в другое, из одного разряда в другой, но и из уезда в уезд, из губернии в губернию, осваивали новые районы. Втягивание крестьянства в рыночные отношения создало подвижность населения другого рода – временный отход на заработки многомиллионных масс, неудержимый рост городов и селений. После отмены крепостного права миграционная активность российского крестьянства непрерывно усиливалась.

Причинами аграрных миграций были не только пережитки традиционного общества, такие как малоземелье, низкое качество крестьянских наделов, но и втягивание крестьянства в рыночные отношения: нехватка заработков на родине, высокие выкупные платежи. Нельзя сбрасывать со счетов и временные факторы, которые либо тормозили, либо ускоряли миграционные процессы: неурожаи (особенно в 1891–1892 гг.), распространение слухов, правительственная политика, поощрявшая или сдерживавшая переселение на окраины.

Миграционная политика правительства в пореформенный период претерпела значительные изменения, особенно в отношении переселений крестьян в Сибирь. Если сразу после отмены крепостного права она носила запретительный характер, то в 1880-е гг. начинается регламентация этих процессов. Это произошло под влиянием массовых самовольных нерегулируемых переселений крестьян и общественного давления. Так, в 1881 г. правительство подготовило проект закона о переселении крестьян. Он был рассчитан на то, чтобы дать выход на окраины некоторой части крестьянства, особенно безземельным и малоземельным. Однако чтобы исключить возможность массового переселения крестьян, увольнение их из общины не должно было превышать половины наличного населения.

Переселялись преимущественно государственные крестьяне, так как они обладали гораздо большей свободой и подвижностью по сравнению с бывшими удельными и помещичьими. Последние в 60–70-е гг. XIX в. были связаны временнообязанным состоянием, а затем вплоть до 1906 г. – выкупными платежами.

Переселенцы устремлялись главным образом на окраины Российской империи: Северный Кавказ, Новороссию, а с середины 80-х гг. XIX в. – в Сибирь и Казахстан. Всего за вторую половину XIX в. – начало ХХ в. переехало около 9 млн крестьян (в 1871–1896 гг. – 3 815 000 человек, в 1897–1913 – 5 228 000 человек).

В основном переселенцами становились среднеобеспеченные крестьянские семьи, так как этому способствовала местная администрация. Как правило, важными для переселенцев были не только экономические условия новой среды, но и культурно-бытовые. Причинами же возвращения назад являлись неблагоприятные экономические и природно-климатические условия, сложности во взаимоотношениях со старожилами и особенно с коренным инородческим населением, а также нехватка средств. Значительные размеры переселение крестьян приобрело во второй половине 80-х гг. XIX в., во время поземельного устройства государственных крестьян. При предъявлении владенных записей можно было довольно легко оформить разрыв с прежним местом жительства, так как желающим предоставлялось право отказаться от принятия земельных наделов по заявлениям в поземельно-устроительные комиссии.

Так, из Пермской губернии преимущественно переселялись государственные крестьяне, главным образом в сибирские губернии (Енисейскую и др.). Всего за 1853–1860 гг. переселилось 4 050 человек (2 055 человек мужского пола и 1 995 женского), то есть в среднем в год 506 человек. Средний годовой перевес переселившихся из губернии над поселившимися в ней составлял 458 человек (то есть 0,02 % от всех жителей губернии в 1860 г.). Таким образом, накануне отмены крепостного права в России миграционные процессы среди крестьянского населения Пермской губернии не играли сколько-нибудь значительной роли. Это означало, что в крае к этому времени закончились активные колонизационные процессы.

Основными направлениями миграции сельского населения Пермской губернии в пореформенный период были соседняя Оренбургская губерния, в которой продолжались колонизационные процессы, Сибирь (Тобольская губерния) и Дальний Восток, где было огромное количество незаселенных земель. Так, 7 апреля 1893 г. Пермское губернское по крестьянским делам присутствие разослало волостным правлениям уездов циркуляр с правилами переселения русских крестьян в Амурскую и Приморскую губернии. Основным условием для переселенцев являлось наличие денежных средств для переселения и водворения на постоянное жительство. Это подтверждает вывод о том, что официально переселялись в основном состоятельные крестьянские семьи, так как они могли рассчитывать только на себя.

В среднем по Уралу в пореформенный период крестьянское население составляло 88,3 %, что превышало средние показатели по России (77,2 %).

В указанный период Урал по-прежнему был заселен слабо. На 1 кв. версту приходилось в среднем 14 человек, тогда как в европейской части России – 22 человека.

По количеству населения впереди уральских губерний шли Вятская и Пермская (по 1/3 всего населения края), а по численности сельского – Вятская, Уфимская и Пермская (97,4 %;
95,9 % и 85,3 % в 1867 г. и 96,8 %, 95,1 % и 94 % в 1897 г.).

Численность городского населения Урала за вторую половину XIX в. увеличилась на 108 %. Темпы прироста городского населения в уральских губерниях были различны. Вятская (прирост составил 79,7 %) и Пермская (76,1 %) губернии значительно отставали от Оренбургской (182,1 %) и Уфимской (117,6 %) по росту численности горожан.

В XIX в. среди крестьянского населения практически отсутствовало сознательное регулирование рождаемости, и она почти исключительно определялась биологическими факторами.

В среднем крестьянка, обладавшая крепким здоровьем, рожала 10–11 раз. Следовательно, территориально-экономические различия в уровне рождаемости были невелики. Смертность же определялась не столько социальными факторами (уровнем благосостояния крестьянских семей, степенью их зажиточности, количеством и качеством принадлежавшей им земли), сколько экзогенными, то есть факторами среды (инфекционными болезнями, болезнями органов дыхания, несчастными случаями, отравлениями, травмами и др.). В XIX в. на Урале наблюдалась высокая смертность населения, особенно среди детей.

На высокую смертность в крае оказывали влияние: низкий уровень развития медицины, плохой уход за детьми, частые эпидемии, антисанитарные и антигигиенические условия, неурожаи и голод.

Так, детская смертность в Пермской губернии во второй половине XIX в. достигала 44,9 % от числа родившихся против 37,7 % в России, 27,3 % в Германии, 23,3 % в Англии и 17,8 % в Норвегии. Таким образом, в России детская смертность в полтора раза превышала смертность детей в странах Западной Европы. В Пермской же губернии умирало в полтора раза больше, чем в среднем по России, и в три-пять раз больше, чем в отдельных странах Западной Европы.

Высокий уровень брачности и психологическая установка на многодетность предполагали высокую рождаемость как в целом по стране, так и на Урале.

Развитие модернизационных процессов в Пермской губернии в пореформенный период было неравномерным, и в силу этого изменение в размещении и составе крестьянского населения не было одинаковым.

Среди сельского населения губернии выделялось горнозаводское, сельскохозяйственное и смешанное (горнозаводское и сельскохозяйственное) население. Основная часть крестьянства размещалась в местах, благоприятных для ведения хозяйства, а также вблизи уездных городов и крупных заводских центров.

Социальная структура населения Урала в конце XIX в. выглядела следующим образом: крестьяне насчитывали 7 902,3 тыс. чел. (80,4 %), горнозаводское население – 1 млн чел. (10,2 %), военные – 366,0 тыс. чел. (3,7 %), дворяне – 55,4 тыс. чел. (0,6 %), духовенство – 36,6 тыс. чел. (0,4 %), купцы – 12,7 тыс. чел. (0,1 %), мещане – 412,8 тыс. чел. (4,2 %), прочие – 36,0 тыс. чел. (0,4 %). Таким образом, производительным трудом было занято большинство населения Урала (91 %). Сельское хозяйство давало средства существования 80,5 % населения, лесные промыслы (в том числе охота и рыболовство) – 1 %, от фабрично-заводской и горнозаводской промышленности имели заработки 9,5 % населения.

Урал был полиэтничным и поликонфессиональным регионом. По данным переписи 1897 г. среди населения Урала русских было 7 013 тыс. человек (71,4 %), башкир – 1 254 тыс.
(12,8 %), татар – 450 тыс. (4,6 %), удмуртов – 407 тыс. (4,1 %), марийцев – 241 тыс. (2,5 %), коми-пермяков – 66 тыс. (0,7 %), украинцев – 47 тыс. (0,4 %), других национальностей –
164,8 тыс. человек.

Природные условия Пермской губернии не создавали препятствий для общения представителей разных народностей, а наоборот, содействовали установлению близких хозяйственных и культурны связей между ними. Ассимиляционные процессы, как правило, более интенсивно проходили среди близко проживающих народов, исповедовавших мусульманство, – башкир и татар Осинского и Красноуфимского уездов.

Основными религиозными конфессиями в крае были православие, ислам и язычество.

Основными критериями национальности, господствовавшими в сознании русского народа, являлись принадлежность к православию и подчиненность православному русскому царю.

Разумеется, отношения между народами не всегда были идиллическими, но в принципе они строились на основе добрососедства и партнерства. Экономическая выгода и христианское миссионерство в российской экспансии были выражены намного слабее, чем в политике стран Западной Европы. В Российской империи нерусские народы жили бок о бок с русскими, контактировали и оказывали взаимное влияние друг на друга.


Урал в XIX веке.

Урал в XIX веке.

В конце XVIII века уральские горные заводы завалили Европу своим железом. Заводы работали на дармовой рабочей силе и на силе воды, которая приводила в движение водобойные машины. К этому времени Англия вырубила все свои леса, а достаточного количества рек и прудов у них не хватало изначально. Английские заводы умирали. В 1784 году инженер Уатт изобрёл паровую машину. И началась научно-техническая революция пара. С паровыми машинами английским заводам стали не нужны ни пруды, ни леса. Машины англичане строили из русского железа. В индустриальной войне русским железом Англия разбила Россию, как сто лет назад Россия в обычной войне разбила Швецию шведским железом.

Плотина и завод в Каменске-Уральском (старое фото)

Британия вступает в битву за рынки. А Урал в XIX веке начинает сдавать позиции.

На Урале водобойные колеса, а британцы делают ставку на паровые машины. В Екатеринбурге мастер Иван Ползунов изобрел свою паровую машину на 20 лет раньше англичанина Джеймса Уатта. Но заводчики Урала не понимают зачем она нужна если руды, леса и воды вдоволь, а труд крепостных не стоит ничего. В пермском крае в поселке Пожва в 1829 году был построен первый русский пароход. На заводе князей Сиволожских. А в мире первый пароход построен в 1817. Уральский был построен позже, но совершенно самостоятельно. Но он здесь оказался совершенно не нужен. Ведь бурлацкая сила совсем бесплатная. С таким отношением к прогрессу не выжить никак. Завод разорился и был закрыт.

Иогансон. На старом уральском заводе

Рынки Европы были утрачены. Надо все переделывать заново. В промышленности как на войне всегда надо наступать, нельзя останавливаться. У уральских заводчиков больше нет денег. Вся прибыль течет в английские карманы. После войны с Наполеоном уральские заводы сдали свои позиции на мировом рынке англичанам потому что уральское железо стало дороже английского. Что делать? Вместо того чтобы проводить реконструкцию - это дорого, решают навести а точнее ужесточить дисциплину. В 1830-х годах вводится военное положение на заводах. И индустриальная аракчеевщина - крепостное право в цехах достигает своего апогея. Горные инженеры превращены в офицеров. Рабочие превращены в солдат. Их и кормят бесплатно как в армии. И даже женятся они по разрешению командира. Власть надеется, что казарменное производство удешевит продукцию и на модернизацию заводов тратиться не придется.

Алапаевский завод 19 век

К середине 19 века водобойные машины окончательно устарели. Но заводчики по прежнему не желают переходить на паровые машины. Им не до заводов. Им интереснее предаваться роскоши и светской жизни в Европе. Анатоль Демидов строит музей Наполеона, затем покупает себе титул итальянского князя Сан-Донато. Это позволяет ему жениться на племяннице французского императора и стать монаршей особой. Владея уральскими заводами 47 лет, Анатоль провел на них в совокупности не более семи дней. Заводы для Демидовых как игральные карты. Продают старые, тянут из бесконечной уральской колоды новые, затем продают и эти. Сливки снимут и только. Один только Нижне-Тагильский завод, как главный козырь остается неприкосновенным, но потом сбросят и его.

Строгановы поступают иначе. В истории их рода главную роль играет граф Павел Александрович. Он объявил часть родовых владений майоратом. Это собственность, которая должна принадлежать роду Строгановых вечно. И никто не сможет ее ни продать, ни разделить ни отдать в приданое. Все члены рода получают лишь процент с прибыли. В майорат входит только самое ценное: два десятка уральских заводов, роскошные дворцы, набитые шедеврами западноевропейской живописи.

С отменой крепостного права в 1861 году все заводы стали убыточными. Демидовы продают свои заводы, Строгановы вынуждены заниматься бизнесом. А без либеральных ценностей для всех, а не только для себя бизнес не завести. Строгановы акционируют свои умирающие заводы. Заводы начинают производить востребованную на внутреннем рынке продукцию. Например, завод в поселке Кын перешел на выпуск сельхозинвентаря - косы, вилы, гвозди, подковы вместо пушек. На потребу местного рынка. И работает еще 40 лет. Конверсия российской оборонки под воздействием шоковой экономической терапии. Начинается капитализм.

Менделеев на Урале

Уралу позарез нужны дороги и паровые машины. Денег на них нет. И в 80-е годы XIX века когда уральские заводы на краю пропасти в России начинается железнодорожный бум. Самая первая железная дорога на Урале построена в 1878 году и связала Пермь с Екатеринбургом. Ее конечно назвали горнозаводской. Через 20 лет после строительства дороги (в 1899 году) по ней едет Дмитрий Менделеев. Правительство послало великого ученого во главе комиссии чтобы ответить на вопрос: в чем неизлечимость Урала. В своем отчете Менделеев пишет про Урал: "Старое здесь не старится. Это диагноз". Остатки крепостнической горнозаводской державы сохраняя себя, загораживают дорогу техническому прогрессу. Тем не менее комиссия во главе с Менделеевым дала рекомендации как влить свежую кровь в уральскую промышленность. Вывод был сделан таков, что причина ее захирения не в оскудении минеральных богатств Урала, а в неорганизованности и рутине заводского дела. Предлагались разные меры, например построить 4 железные дороги чтобы связать угольные месторождения Экибастуза, железорудное месторождение гору Магнитную и рудники Бакала с заводами, выйти на Западно-Сибирскую магистраль. Многие из рекомендаций Менделеева были выполнены только после революции и Урал снова стал промышленным хребтом России.

Прошло 50 лет прежде чем Урал начал переходить на паровые машины после того как они были созданы. Лидерами в России стали заводы юга. Они совсем новые и не испытывают инерции старины. Прогресс - это для бедных. А уральские заводчики слишком богаты, чего им беспокоиться. Иностранные концессии в конце XIX века строят 14 новых заводов. И первый западный завод - Чусовской. На Урале не переводились таланты. Так инженер Николай Славянов первым в мире изобрел универсальную сварку которая намертво соединяет цветные и черные металлы, например медь+чугун или сталь+никель. За свое изобретение в 1893 году на всемирной выставке в Чикаго он получает золотую медальс формулировкой: "За произведенную техническую революцию".

Читайте также: