Язык и речь виды речевой деятельности традиции русского речевого общения сообщение

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Речевая ситуация и её компоненты.

3. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

4. Функциональные стили речи и их особенности.

5. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений называется речью. Речь — это язык в действии. Речь теснейшим образом связана с личностью человека и особенно — с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности.

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть:

1) Внешней или внутренней. Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.

2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь.

3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).

4) Монологической или диалогической.

Также речь может быть быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной, отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной, естественной или манерной, тихой или громкой, яркой или невыразительной, интеллигентной или вульгарной, грамотной или неграмотной и т. д.

Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Проверим наше знание языка и понимание его внутренних структурных связей, умение логически мыслить.

Упражнение. 30 слов, поочередно записать слово и антоним к нему. Слова и правильные ответы к ним:

1) Злость (доброта)

2) Господин (слуга, раб)

3) Нерасторопность (проворство, ловкость, прыть)

4) Позор (почет, слава, честь)

5) Соперник (партнер, коллега, единомышленник)

6) Черный (белый)

7) Прыгать (стоять)

8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый)

9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля)

10) Гуманность (жестокость, мизантропия)

11) Смех (плач)

12) Атака (оборона, защита)

13) Буря (тишь, покой)

14) Скука (веселье)

15) Беда (радость)

16) Вершина (основание, подошва)

17) Тусклый (яркий)

18) Любить (ненавидеть)

19) Суша (море, вода)

20) Культура (невежество)

21) Женщина (мужчина)

22) Ребенок (старик)

23) Находка (потеря)

24) Надежда (отчаяние)

25) Мороз (жара, зной)

26) Работа (отдых, безделье)

27) Гладкий (шершавый)

28) Взять (отдать)

29) Похвала (брань, ругань, критика)

30) Адажио (аллегро, престо, скерцо).

По речи человека можно определить особенности его мышления. Интересно исследовать это характеристикам внутренней речи.

Речь — специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие.

Речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Чтобы речь была эффективной, следует соблюдать некоторые принципы:

Принцип речевого этикета (говорить со слушателем как с равноправным партнером, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем).

Существуют следующие признаки (компоненты) речевой ситуации:

участники: адресант, адресат, аудитория;

обстоятельства: место, время, другие значимые условия;

канал общения – способ осуществления коммуникации – используется устная или письменная речь, условные знаки и прочее;

код: язык, диалект, стиль;

речевой жанр, например, научный доклад, беседа;

цель - то, что могло бы быть, по мнению участников, результатом речи в данной ситуации;

оценка эффективности речи, например, заинтересовал ли доклад слушателей. (слайд)

Речевая ситуация определяется такими обстоятельствами, которые вынуждают человека нечто сказать – участвовать в речевой деятельности, при этом действовать посредством речи в более или менее строгом соответствии с определяющими ситуацию признаками. Весь сложный комплекс ситуативных признаков можно свести к следующим компонентам: кто – кому - о чём – где – когда – почему - зачем.

Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.

1. Еще в древние времена точность признавалась основным достоинством речи.

Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.

Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи.

Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.

Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную.

Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.

Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:

1) знание предмета речи;

2) знание языка, его системы, возможностей;

3) умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации.

2. Следующее качество речи – логичность.

Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:

1) логичность понятийная;

2) логичность предметная.

Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.

Условие логичности:

2) знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

3. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:

1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;

2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;

3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;

5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.

К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.

Для создания выразительности очень важна интонация

4. Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи.

Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д.

Лексическое богатство проявляется в том случае, если в речи не применяется повторение одних и тех же слов, не несущих специального коммуникативного задания. Это возможно при условии большого активного запаса слов.

5. Другое коммуникативное качество речи – ее уместность .

Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.

Выделяют несколько видов уместности:

1) уместность стилевая;

Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.

Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.

В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разновидности стилей: ЛИСТЫ

• художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).

Характеристика стилей речи

Разговорный стиль служит прежде всего для непосредственного общения с окружающими нас людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи. В нем часто употребляются разговорные слова (молодые вместо молодожены, затеять вместо начать, нынче вместо теперь и т. п.), слова в переносном значении (окно – в значении ‘перерыв’). Слова в разговорном стиле нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку: молодчина, ловкач, безалаберный, приголубить, умничать, развеселый. Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление простых предложений. Широко в нем представлены предложения неполные, поскольку разговорная речь – это чаще всего диалог.

Научный стиль – это стиль научных работ, статей, учебников, лекций, рецензий. В них содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. В области лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием специальной лексики, терминов (склонение, спряжение, теорема, биссектриса, логарифм и др.). Слова употребляются, как правило, в прямых своих значениях, так как научная речь не допускает двусмысленности и должна быть предельно точна.

В лексике этого стиля много слов и фразеологических оборотов общественно-политического характера: прогрессивное человечество, борьба за мир, передовые идеи.

Художественный стиль используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора. Высказывания художественного стиля отличаются образностью, наглядностью, эмоциональностью. К характерным языковым средствам стилям относятся слова с конкретным значением, слова в переносном употреблении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака, предмета или действия, слова со значением сравнения, сопоставления; глаголы совершенно вида с приставкой за-, обозначающие начало действия, переносное употребление форм времени и наклонений (В эту-то Дуняшу и влюбись Аким!), эмоционально-окрашенные предложения: Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце (А. Чехов).

Язык художественной литературы представляет собой наиболее полное выражение общенационального языка. В произведениях художественной литературы художник слова пользуется почти не ограниченной свободой в выборе языковых средств для создания наиболее убедительных, запоминающихся образов, для эстетического воздействия на читателя. Поэтому язык художественной литературы способен включить в себя все богатство литературного и общенародного языка.

Разговорно-бытовой стиль используется для непосредственного повседневного общения в разных сферах деятельности: обиходно-бытовой, неофициально-профессио-нальной и других. Правда, есть одна особенность: в быту разговорный стиль имеет устную и письменную формы, а в профессиональной сфере – только устную. Сравните: разговорные лексические единицы – читалка, препод, шпора и нейтральные – читальный зал, преподаватель, шпаргалка. В письменной речи профессионального содержания разговорная лексика недопустима.

Разговорная речь – речь некодифицированная, ей свойственны неподготовленность, импровизация, конкретность, неофициальность. Разговорно-бытовой стиль не всегда требует строгой логики, последовательности изложения. Но ему присущи образность, эмоциональность выражений, субъективно-оценочный характер, произвольность, простота, даже некоторая фамильярность тона.

В разговорном стиле различаются следующие жанры: дружеская беседа, частный разговор, записка, частное письмо, личный дневник.

Следует отметить еще одну особенность разговорного стиля: для него большое значение имеет знание речевого этикета как в письменной, так и в устной форме. Кроме того, для устной разговорной речи очень важен учет специфики внеязыковых факторов: мимики, жестов, тона, окружающей обстановки. Такова общая характеристика разговорно-бытового стиля.

Речь существует на протяжении тысячелетий. Это часть нашего мышления, ведь человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна.

Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Речь может быть устной и письменной. В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.

Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч. Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.

Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Однако, в зависимости от жанра, они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью. Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.

В общении важно не только умение говорить, но и слушать. Однажды к древнегреческому мыслителю и оратору Сократу в Афины приехал молодой человек, который хотел научиться красиво говорить. Сократ потребовал двойную плату и пояснил, что ему придется обучать не только тому, как говорить, но и тому, как надо молчать и слушать.

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Умение слушать – необходимое условие правильного понимания позиции говорящего, залог успешного проведения переговоров, беседы. В противном случае речь каждого адресуется как бы себе, например, как в рассказе американского писателя О. Генри:

«Мясо с картофелем весело булькало, распространяя соблазнительный аромат.

– Я чуть не утонула в этой ужасной реке, – сказала Сесилия.

– Воды маловато, – сказала Хетти, – в жарком-то есть.

– А как хорошо пахнет!

1. Не принимайте молчание за внимание и не выдавайте молчание за внимание.

2. Будьте физически внимательны, например, повернитесь лицом к оратору. Убедитесь, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

3. Дайте собеседнику время высказаться, старайтесь понять его логику и выводы.

4. Не перебивайте оратора, потом трудно восстановить речь и настроение.

5. Воздерживайтесь от поспешных выводов и оценок.

6. Не будьте чувствительны к эмоциональным словам, не поддавайтесь воздействию эмоций.

7. После высказывания собеседника повторите главные пункты его речи, чтобы правильно понять смысл речи.

Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения. Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы. Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.

Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.

Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятия текста.

Она состоит из нескольких компонентов: участники общения, их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации.

Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения.

Первое требование – наша речь должна быть правильной. Как вы понимаете, что значит речь должна быть правильной? Правильная речь должна соответствовать нормам литературного языка.

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, вроде как, живет в деревне. У нее, прям большие, типа, выразительные серые глаза, красивые, значит, волосы. Бабушка, вроде как все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела: ну, руки у неё прям такие, прям сильные, вообще умелые. Я как бы люблю ее.

Второе требование – хорошая речь должна быть логичной.

Речь должна быть уместной, то есть соответствовать обстановке.

Отец был огорчён и раздосадован. Почему?

Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), - значит ваша речь разнообразна, богата.

Можно ли сказать так?

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Приведите примеры тавтологии. (Осенью идет осенний дождик; автомобилисты гнались на гоночных автомобилях).

Излагать свои мысли точно и выразительно мы с вами учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, емко и образно.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…

- Где же ты учился, Сережа?

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя в 35-й школе.

- Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

- Какие ошибки в речи Сережи вы обнаружили?

Устно: найдите ошибку в речи наших современников. Редактирование.

Вывод. Эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слова.

Речь человека – своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.

Послушайте стих. Э. Мошковской и выпишите слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь:

Жил-был, этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жил, это самое,

Со своею мамою.

Был еще один чудак.

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

В холодильнике и голове многое хранится.

Голова гудит, и не исправный холодильник гудит.

Ток бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека.

А теперь соединим холодильник и голову в одном предложении:

Голова гудит, как старый холодильник;

В голове мысли бегут, как ток в холодильнике;

В голове, как в холодильнике, многое хранится.

‒ Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

‒ Не засоряй речь бессмысленными выражениями.

‒ Будь вежлив в словах и поступках.

‒ Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Не обижай его насмешливым тоном.

‒ Постоянно следи за культурой речи.

‒ Не употребляй без нужды иностранные слова, если их можно заменить русскими.

Почти всегда – 2 балла. В большинстве случаев – 4 балла. Иногда – 6 баллов. Редко – 8 баллов. Почти никогда – 10 баллов.

1. Стараетесь ли вы свернуть беседу, если тема или собеседник неинтересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры собеседника?

3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на грубость или резкость?

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?

5. Перебиваете ли вы собеседника?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон, с оттенком пренебрежения или иронии по отношению к собеседнику?

Лучший слушатель набирает 100 баллов. 62 балла – выше среднего уровня. Средний балл – 55 баллов.


Речь существует на протяжении тысячелетий. Это часть нашего мышления, ведь человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна; ее можно подразделить на четыре вида. Поговорим о них.


Речевая деятельность и ее виды

Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Речь может быть устной (звучащей) и письменной.

В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

  • говорение;
  • слушание;
  • письмо;
  • чтение.

Эти виды приведены ниже в таблице.

Устная речь

Письменная речь

Письменная и устная речь

Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.

Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч.

Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.

Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью.

Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.

Говорение

Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.

Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Ситуации использования говорения:

  • разговор;
  • лекция;
  • выступление на собрании;
  • пересказ текста учеником и т.д.

Слушание

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Слушание используется во многих ситуациях:

  • студенты или школьники слушают преподавателя;
  • друг слушает рассуждения своего друга;
  • люди, пришедшие на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.

Чтение

Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.

Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.

Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

  • ознакомительное;
  • поисковое;
  • изучающее.

В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.

Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.

Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятию текста.

Письмо

Это процесс создания собственного письменного текста.

Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.

Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.

Разговорный стиль:

Научный стиль:

  • диссертация;
  • энциклопедическая статья.

Официально-деловой стиль:

Публицистический стиль:

Стиль художественной литературы:

Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.

Что мы узнали?

Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.


Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Язык, речь, речевая деятельность

Понятие языка и речи

Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка. Таким образом, язык — это модель иерархии: большее включает меньшее как составную часть, меньшее проявляет свои функции в большем. Так, самые низшие единицы языка (фонемы) реализуют себя в единицах следующего, более сложного уровня, т.е. в морфемах и т. д.

Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи информации, национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое главное, коммуникативное, назначение.

Речь — это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Выделяются следующие виды речи: внутренняя и внешняя, которая в свою очередь делится на письменную и устную, монологическую и диалогическую.

Читайте также: