Взаимозависимость в обществе сообщение

Обновлено: 05.07.2024

По мнению Стивена Кови, человек, развивая свои навыки общения и расширяя свои границы, проходит три основных стадии: зависимые отношения, независимые отношения и взаимозависимые отношения. Способность к взаимозависимым отношениям является критерием зрелости и эффективности личности.

Рассмотрим все три стадии:

  • Зависимость. Зависимость означает покорность, необходимость говорить "да" потому, что у меня нет особого выбора. Стивен Кови называет это "ты-парадигмой". "Тыхочешь", "тысказал", поэтому я так делаю, "тыглавный". Но это означает и "тывиноват","это из–за тебя" и т.п. То есть это позиция безответственного, инфантильного человека.
  • Независимость. Независимость означает протест, способность сказать "нет" потому, что я уже достаточно вырос и могу выбирать. Стивен Кови называет это "я-парадигмой". "Я хочу", "Я могу", "Ясказал", "Я сам". "Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам". "Ничто так не прививает отвращения к людям, как командная работа" — это про независимых людей. Это, конечно, более взрослая, зрелая позиция. Раз "Я сам", то отвечаю тоже Я. Но это означает также "Я сам" … Зачем договариваться? Гораздо проще ведь объявить себя независимым. Зачем подстраиваться, мириться, прощать? Гораздо проще жить одному. Герой фильма "Игра" в исполнении Майкла Дугласа, закоренелый холостяк и мизантроп, даже в теннис играл в одиночку. В результате, конечно, пересмотрел свои взгляды на жизнь…
  • Взаимозависимость. Независимость, по сравнению с зависимостью, более зрелая ступень развития человека, но не предел. Следующей ступенью является взаимозависимость, или "мы-парадигма". "Мы вместе", "Мы можем объединиться, договориться", "Мы больше, чем один"."Хочешь идти быстро — иди один. Хочешь идти далеко — иди вместе".

Очень легко спутать взаимозависимость с зависимостью. Критерий прост. Зависимые люди говорят "да" от слабости, от отсутствия выбора. Взаимозависимые люди тоже говорят "да", но от силы. Для таких людей "да" является результатом свободного, осознанного выбора. Такие люди не боятся довериться, положиться на партнёра. Не боятся в какой-то момент показаться слабыми, показать свои истинные чувства. И способны также подставить плечо в случае необходимости.

В зависимых отношениях партнёр для меня — помеха. Я зависим, я слаб, мои ресурсы ограниченны — а он ещё и посягает на них! Он мешает мне развиваться, подавляет меня, стесняет. Он готов в любой момент бросить меня, оставить на произвол судьбы. Я ему не доверяю.

Во взаимозависимых отношениях партнёр для меня — просто партнёр. Не больше, но и не меньше. Я независим, я силён, у меня достаточно ресурсов, но мне хочется с кем-то это разделить. Я независим и объединяюсь с таким же независимым партнёром для преумножения наших возможностей и выхода на качественно другой уровень развития.

Человек, доросший до взаимозависимости, дорос до настоящей любви.

Он способен отдавать, но это не значит, что ему не нужно ничего взамен. Если не нужно — значит, это независимость. Для независимых отношений достаточно одного человека. Там, где есть двое, будет либо зависимость, либо взаимозависимость. Второе, как уже стало понятно, суть более высокий уровень восприятия себя и другого.

В одиночку не построить ни серьёзный бизнес, ни семью. В любом случае понадобятся партнёры, и вопрос будет в том, как мы к ним относимся: как к чему-то, что меня ограничивает, или как к чему-то, что меня поддерживает, развивает, помогает двигаться вперёд?

Взаимозависимость в деловых отношениях

Рассмотрим деловые отношения через призму зависимости-независимости-взаимозависимости на примере отношений руководитель-подчинённый и подчинённый-руководитель.

Отношения "руководитель-сотрудник":

  • Зависимые отношения. Руководитель во всём полагается на волю сотрудников, потакает им. Такому руководителю легко "сесть на шею", но так же легко оказаться виноватым во всех неудачах организации, ведь обвинять во всём зависимый руководитель тоже будет кого угодно, только не себя. Результатом будут вспышки гнева со стороны руководителя, сменяющиеся попытками загладить свою вину ещё более лояльным отношением к сотрудникам. Такая слабая и неустойчивая позиция скоро приведёт организацию к развалу.
  • Независимые отношения. Руководитель придерживается мнения "незаменимых здесь нет". Его девизом также будет "хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам". Не очень понятно иногда, зачем такому руководителю вообще сотрудники. Разве что для того, чтобы демонстрировать свою независимость ("Всё равно вы ничего не понимаете, вот посмотрите, как Я это сделаю").
  • Взаимозависимые отношения. Руководитель понимает, что один он не сможет развивать бизнес, нужны сотрудники. И понимает так же, что он (как первое лицо организации) ответственен за то, как будут себя вести "вторые лица". Такой руководитель направляет организацию, согласует свои интересы и интересы сотрудников, делегирует полномочия и ответственность, опирается на их знания и опыт, способствуя раскрытию общего потенциала на благо организации.

Отношения "сотрудник-руководитель":

  • Зависимые отношения. Сотрудник во всём полагается на мнение руководителя, сам не проявляет ни инициативы, ни ответственности. В случае каких-либо недоразумений винит во всём руководителя. Склонен жаловаться, саботировать работу и искать отговорки.
  • Независимые отношения. Сотрудник "перерос" организацию и руководителя (особенно если руководитель является "зависимым"). Такой сотрудник понимает, что он может дать организации, но готов в любой момент уйти, так как не способен на компромиссы и не любит договариваться.
  • Взаимозависимые отношения. Сотрудник принимает свою долю ответственности в организационном процессе, проявляет инициативу и ответственность, способен договариваться, идти на компромиссы, но и способен, при случае, поставить свои условия.

Взаимозависимость в личных отношениях

Зачем мы вступаем в любовные, а затем и в семейные отношения?

Зависимые люди — из страха одиночества, под давлением обстоятельств. Так было в подавляющем большинстве случаев ещё недавно.

Всего два-три поколения назад создание семьи и рождение детей не было таким уж добровольным и осмысленным делом. Испытываешь влечение — вступай в брак. Хочешь материальной защиты — вступай в брак. Хочешь в доме уют, порядок и горячий обед — вступай в брак. Хочешь родить детей, чтобы общество не ополчилось против тебя — вступай в брак.

До появления всех благ цивилизации, индустрии услуг и государственного регулирования вопросов, мужчины и женщины были зависимы друг от друга как физически, так и морально. То есть общественная мораль диктовала, что в таком-то возрасте необходимо создать семью и родить детей, иначе непорядок. Растить детей в одиночку для женщины было позорно. Вести хозяйство в одиночку как для женщины, так и для мужчины, было немыслимо. Внебрачные сексуальные связи осуждались обществом.

Современное общество со всеми благами цивилизации, индустрией услуг и государственными пособиями сделало мужчин и женщин в большой степени независимыми друг от друга. Зачем мужчине вступать в брак, когда стирает машинка, обед в супермаркете, секс можно получить и без создания семьи? Зачем женщине вступать в брак, если есть службы помощи по дому, можно зарабатывать самой, есть индустрия по уходу за детьми?

Да, мы стали независимы друг от друга. Но отношения почему-то продолжаем создавать. И мотивом для этого служат не только и не столько биологические программы (удовлетворение сексуального влечения, продолжение рода). Потому что тогда сама идея долгосрочных (в идеале, пожизненных) отношений не была бы нам дана. Потому что тогда мы объединялись бы с партнёрами только для секса и зачатия детей, а потом жили бы каждый своей жизнью. Но как-то эта картина не вяжется с понятием счастья.

Независимость не сделала нас счастливее, чем мы были в те времена, когда были зависимы.

Реалии сегодняшней жизни таковы, что зависимые отношения больше не удовлетворяют нас, независимые — тоже. Значит, пришло время учиться создавать взаимозависимые отношения. Отношения, при которых партнёры нужны друг другу не от одиночества и не от безысходности, и уж точно не для того, чтобы решать бытовые или финансовые проблемы. Партнёры нужны друг другу для общения, для совместного духовного и личностного роста, для того, чтобы поддерживать и усиливать друг друга на длительном пути совместной жизни.

С рождения и до самой смерти взаимоотношения являются основой и сутью жизненного опыта человека. Социальные психологи пытаются выявить скрывающиеся за бесконечным разнообразием человеческих отношений общие принципы, которые были бы применимы ко всем взаимоотношениям. Главный признак любого взаимоотношения состоит в том, что двое людей влияют друг на друга или, говоря более техническим языком, они взаимозависимы. Специфические способы взаимовлияния отличаются широким разнообразием. Человек может оказывать нам помощь или мешать, делать нас счастливыми или грустными, сообщать нам свежие сплетни или критиковать наши взгляды, давать нам советы или отчитывать нас. Движение от мимолетного контакта с незнакомым человеком к близким взаимоотношениям, длящимся долгие годы, сопровождается увеличением степени взаимозависимости между двумя индивидами.

Студенты

Насколько легко или трудно двум людям координировать последствия взаимоотношений — зависит от количества имеющихся у них общих интересов и целей. Когда партнеры ценят одни и те вещи и им нравится заниматься теми же самыми делами, у них возникает сравнительно мало проблем в координации (Surrа, Longstreth, 1990). В таких случаях говорят, что они имеют согласующиеся последствия, поскольку последствия их взаимодействий совпадают — то, что хорошо для одного, хорошо и для другого, и то, что плохо для одного, плохо и для другого (Thibaut, Kelley, 1959). В целом партнеры со сходным жизненным опытом и установками испытывают меньше проблем в координации и поэтому могут с большей легкостью устанавливать взаимовыгодные отношения. Когда партнеры имеют разные предпочтения и ценности, они имеют несогласующиеся последствия, в результате чего чаще переживают конфликты интересов и проблемы в координации.

Конечно, даже хорошо подобранные партнеры время от времени переживают конфликты интересов. Когда это случается, партнерам приходится искать компромисс. Рассмотрим в качестве иллюстрации молодую супружескую пару, решающую, как потратить возвращенную им часть суммы подоходного налога. Жена хочет купить новый диван; муж хочет купить новый телевизор. Однако эта пара располагает ограниченным количеством денег и не может позволить себе купить и диван, и телевизор; следовательно, супруги должны скоординировать использование средств и разрешить конфликтную ситуацию. Одно из наиболее простых решений состоит в том, чтобы выбрать альтернативу, приемлемую для обоих партнеров. Например, молодая пара могла бы согласиться потратить деньги на путешествие — поначалу никем не выбранное, однако привлекательное для обоих решение. Другая возможность заключается в установлении порядка очередности приобретений, например покупки дивана в этом году и телевизора в следующем.

Улаживание конфликтов интересов путем переговоров и поисков компромисса в лучшем случае отнимает массу времени, а в худшем случае превращается в источник споров и негативных эмоций. Поэтому со временем партнеры зачастую вырабатывают правила, или социальные нормы, позволяющие им координировать свое поведение. Вероятно, ни одному из супругов не нравится выносить мусор или оплачивать счета, однако они могут согласиться на том, что он будет делать одно, если она будет делать другое. Наличие общих норм снижает необходимость в продолжительных переговорах с целью достижения координированного поведения партнеров.

Социальные роли это набор правил, определяющих, как люди должны себя вести в определенном типе взаимодействий или взаимоотношений. Роли обеспечивают решения некоторых из проблем координации, с которыми могут сталкиваться люди. Во многих типах взаимоотношений культурные правила предписывают определенные координируемые способы поведения. Обычно работник довольно четко понимает, что ему надлежит делать на рабочем месте, наниматель прекрасно представляет себе свои обязанности, и оба осознают, как они должны между собой взаимодействовать. Адвокаты и их секретари не ведут переговоров о том, кто будет составлять юридические документы, а кто будет их печатать, или о том, кто будет отвечать на телефонные звонки, а кто посещать судебные заседания.

Когда индивиды действуют на основе существующих культурных правил, они вовлекаются в процесс выбора роли (Turner, 1962). По мере приобретения жизненного опыта мы знакомимся со множеством социальных ролей, которые управляют нашими взаимодействиями с другими людьми. Мы можем противопоставить этот процесс выбора роли, в котором люди научаются или подчиняются культурным ролям, процессу создания роли, в котором люди вырабатывают свои собственные коллективные нормы социального взаимодействия. Во многих социальных ситуациях люди импровизируют и создают свои собственные решения проблем взаимозависимости. Например, когда двое приятелей решают снять квартиру, им нужно договориться о том, кто, что, когда и как будет делать. На кого ляжет обязанность оплачивать счета? Кто будет контактировать и договариваться с хозяином квартиры? Каковы будут правила в отношении поздних гостей? Многие типы социальных взаимодействий представляют собой смесь из выбора роли и создания роли. Когда социальные ориентиры нечетко определены или находятся в процессе изменения, индивиды получают больше свободы для действий, однако они должны также прикладывать и больше усилий для успешной координации взаимодействий.

Справедливый обмен

Люди испытывают наибольшее удовлетворение, когда воспринимают свои социальные отношения как справедливые. Нам не нравится, когда нас эксплуатируют, обычно нам также не нравится эксплуатировать других. Мы используем различные правила для определения того, являются наши взаимоотношения справедливыми или нет (Clark, Chrisman, 1994).

Дети играют вместе

Научиться делиться с друзьями — это важный шаг в понимании принципов справедливости в социальных отношениях

Третьим правилом является справедливость (equity), или справедливое распределение. Оно опирается на представление о том, что доходы человека должны быть пропорциональны его вкладам (Deutsch, 1985; Hatfield, Traupmann, Spre- cher, Utne & Hay, 1985). Таким образом, мальчик, внесший большую часть денег при покупке пиццы или приложивший больше усилий в ее приготовлении, имеет право на большую порцию. С этой точки зрения справедливость существует тогда, когда два или более человека имеют равное соотношение последствий и вкладов.

Говоря профессиональным языком:

img2-2396

Теория справедливости

Теория справедливости, являющаяся ответвлением теории социального обмена, опирается на четыре основных допущения:

  1. Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать: свои выгоды.
  2. Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения вознаграждений среди всех заинтересованных участников.
  3. Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимоотношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.
  4. Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимоотношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

Исследования подтвердили ряд специфических прогнозов, вытекающих из теории справедливости (Hatfield et al.). В частности, было показано, что когда взаимоотношения оказывались несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако исследования показывают, что получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса.

Существуют также свидетельства того (Hatfield et al.), что люди, замечая нарушения справедливости во взаимоотношениях, пытаются ее восстановить. Они могут добиваться этого двумя способами. Первый подход заключается в восстановлении реальной справедливости. Например, соседка по комнате могла бы признать, что она до сих пор не выполняла свою долю обязанностей по поддержанию в ней порядка, и в качестве компенсации приложить соответствующие дополнительные усилия. Второй подход предполагает использование когнитивных стратегий, которые изменяют восприятие нарушенного баланса, восстанавливая, таким образом, психологическую справедливость. Соседка по комнате могла бы исказить реальное положение вещей и прийти к выводу, что она в действительности выполняла равную долю обязанностей, уклоняясь, таким образом, от необходимости менять свое поведение. Будут ли люди обращаться к восстановлению реальной или психологической справедливости, зависит от соотношения выгод и затрат, которые они связывают с каждой конкретной стратегией. Наконец, при невозможности восстановить справедливость каким-либо из этих двух способов человек может попытаться прекратить взаимоотношения.

Большая часть данных, касающихся исследования феномена справедливости, была получена в ходе проводившихся ранее лабораторных исследований незнакомых людей, которые взаимодействовали в течение непродолжительных периодов времени; более современные исследования сфокусировались на изучении справедливости в близких взаимоотношениях (Sprecher, Schwartz, 1994). Ощущение справедливости влияет на удовлетворенность любовными и супружескими отношениями; недостаточно вознаграждаемые партнеры в целом сообщают о более низкой удовлетворенности. Исследование женатых и совместно проживающих пар показало, что сообщавшие о меньшей справедливости индивиды чувствовали себя менее счастливыми в своих взаимоотношениях, а негативные последствия влияния несправедливости на удовлетворенность сохранялись по прошествии одного года (Van Yperen, Buunk, 1990). Вопросы справедливости могут играть наибольшую роль на начальной стадии взаимоотношений. В ходе лонгитюдного исследования было обнаружено, что справедливость оказывается фактором удовлетворенности в начале добрачных взаимоотношений, но не несколько месяцев спустя. С течением времени индивиды могут приобрести убеждение в добрых намерениях своего партнера и не уделять столь пристального внимания характеру обменов.

Существуют, по-видимому, также индивидуальные различия во влиянии справедливости на удовлетворенность взаимоотношениями. На индивидов, получающих высокие оценки при измерениях общей обеспокоенности справедливостью во взаимоотношениях, несправедливость может оказывать более негативное влияние, чем на других людей. Кроме того, женщины с феминистскими и нетрадиционными аттитюдами к половым ролям могут оказываться особенно чувствительными к проблемам справедливости и поэтому испытывать большую, в сравнении с другими женщинами или мужчинами, неудовлетворенность при наличии, по их мнению, несправедливых взаимоотношений.

Наконец, в исследованиях в целом обнаружилось, что справедливость оказывается менее важной для счастья в близких взаимоотношениях в сравнении с тем абсолютным уровнем вознаграждений, которые получает человек в процессе этих взаимоотношений. Удовлетворенность оказывается наиболее высокой, когда люди полагают, что получают много вознаграждений, независимо от того, воспринимают они распределение вознаграждений совершенно справедливым или нет (Surra, 1990). Если вы думаете, что получаете от взаимоотношений очень много, вы будете ощущать себя счастливым, даже если вам кажется, что вы получаете немного меньше, чем этого заслуживаете. Более того, в наших самых близких взаимоотношениях мы можем выходить за пределы существующих строгих принципов справедливости и социального обмена.

За пределами обмена

Социальный психолог Зик Рубин (Rubin, 1973) выразил распространенное отношение к теории обмена следующим образом.

Может оказаться полезным напомнить, что хотя теория обмена и заимствует терминологию из экономики, подразумеваемые вознаграждения и затраты зачастую являются личными и уникальными: очаровательная улыбка и дележ секретами есть в такой же мере часть теории обмена, как престижные автомобили и дорогие подарки.

Возможно, вы заметили, что вопросы обмена играют более важную роль в одних взаимоотношениях в сравнении с другими. К примеру, вы могли бы легко уступить просьбе вашего коллеги и поменяться рабочими сменами на эту неделю, но, как само собой разумеющееся, вы ожидаете, что он сделает то же самое для вас на следующей неделе. В отличие от этого, вы и ваш лучший друг можете оказать друг другу немало услуг и при необходимости прийти на помощь безо всякой мысли о какой-либо фиксации всего того, что вы отдали и получили взамен.

Дабы учесть эти соображения, Кларк и Миллз (Clark, Mills, 1979) проводят различие между двумя типами отношений: отношениями обмена и общинными отношениями. И в тех и в других функционируют процессы обмена, однако правила, регулирующие взаимное предоставление услуг, значительно различаются. В отношениях обмена (exchangerelationships) люди оказывают услуги, рассчитывая на предоставление в недалеком будущем сопоставимых ответных услуг. Отношения обмена чаще всего возникают с чужими людьми, случайными знакомыми и в деловых отношениях. В отношениях обмена люди не чувствуют какой-то особой ответственности за благополучие другого человека. В отличие от этого в общинных отношениях (communalrelationships) люди чувствуют личную ответственность за потребности другого. Общинные отношения обычно возникают между членами семьи, друзьями и любовными партнерами. В этих взаимоотношениях люди оказывают партнеру услуги, чтобы показать свою заботу о нем и отреагировать на его нужды, не рассчитывая на получение в ближайшем будущем аналогичных ответных услуг.

Кларк и Миллс (Clark, Mills, 1994) разработали программу исследований для выявления различий между этими двумя ориентациями во взаимоотношениях. Вот некоторые из полученных ими результатов: в общинных взаимоотношениях, в сравнении с взаимоотношениями обмена, люди уделяют больше внимания потребностям партнера (Clark, Mills & Powell, 1986). Находящиеся в общинных взаимоотношениях партнеры предпочитают общаться на эмоциональные темы, например делиться радостями и горестями; находящиеся во взаимоотношениях обмена партнеры предпочитают обсуждать неэмоциональные темы, вроде любимого ресторана или садоводства (Clark, Taraban, 1991). Человек воспринимается более альтруистическим, когда предлагает помощь знакомому (слабые общинные взаимоотношения, не предполагающие необходимости близкого участия), а не только близкому другу (сильные общинные взаимоотношения, как правило, предполагающие близкое участие). Сходным образом, человек воспринимается более эгоистичным, если не предлагает помощи близкому другу, а не только знакомому (Mills, Clark & Mehta, 1992).

Шкала включения другого в собственное Я


Для юрлица аффилированными окажутся:

  • физлица, входящие в коллегиальные органы управления им или руководящие единолично (в т. ч. это относится к коллегиальным и единоличным руководителям органов управления финансово-промышленной группы, если юрлицо является участником такой группы);
  • лица (как юридические, так и физические), владеющие больше чем 20%-ной долей в его уставном капитале;
  • юрлица или физлица, образующие общую с ним группу.

Для ИП аффилированность возникает в отношении:

  • юрлиц, в которых он владеет больше чем 20%-ной долей в уставном капитале;
  • юрлиц или физлиц, образующих общую с ним группу.
  • у физлица или юрлица — больше чем 50%-ной доли в уставном капитале организации;
  • у юрлица:
    • единоличного исполнительного органа, представленного как физлиц, так и юрлицом;
    • лиц (физических либо юридических), имеющих право на выдачу указаний, обязательных для исполнения им (включая рекомендации по назначению единоличного или коллегиального исполнительного органа);

    Используется понятие аффилированности в самых различных правовых областях, например, таких как законодательство:

    • о налогах (п. 2 ст. 269 НК РФ);
    • банкротстве;
    • эмиссии ценных бумаг;
    • АО и ООО;
    • труде (в части увольнения руководителей ФГУП);
    • связи.

    Взаимозависимость — понятие, значимое для НК РФ

    Взаимозависимость возникает, когда лица (юридические или физические) имеют возможность самостоятельно или через своих зависимых лиц влиять на:

    • условия заключаемых сделок;
    • результаты заключенных сделок или итоги осуществляемой деятельности.

    Влияние может осуществляться через:

    • участие в уставном капитале;
    • заключенное между лицами соглашение;
    • иные возможности.

    Взаимозависимыми следует считать:

    • юрлицо и юрлиц и физлиц с долей участия в его уставном капитале, превышающей 25%;
    • 2 юрлица, имеющих в каждом из них больше чем 25%-ную долю участия одного и того же лица;
    • юрлицо и юрлиц или физлиц, имеющих возможность назначать его единоличный исполнительный орган или не меньше 50% состава коллегиального органа (в т. ч. через своих взаимозависимых лиц);
    • 2 юрлица, у которых коллегиальный орган управления больше чем на 50% состоит из одних и тех же людей.
    • юрлицо и его единоличный исполнительный орган, а также 2 юрлица, имеющих один и тот же единоличный исполнительный орган;
    • юрлицо и юрлиц или физлиц, которые по цепочке (в каждой последующей организации) имеют долю участия, превышающую 50%;
    • физлиц с отношениями, основанными на подчиненности;
    • физлиц, имеющих супруга (супругу) или близких родственников (в т. ч. на правах усыновления), а также состоящих во взаимоотношениях опекунства.

    В отношении физлица размер доли его участия в юрлице оценивается по совокупности участия не только его самого, но и физлиц, являющихся для него взаимозависимыми (супруги, близкие родственники, а также те, с которыми отношения возникли на условиях усыновления или опекунства).

    Возможно признание взаимозависимыми лиц:

    • добровольно объявляющих себя таковыми;
    • по решению суда, в т. ч. по основаниям, не перечисленным в ст. 105.1 НК РФ.

    Не признаются основанными на зависимости:

    • сделки, совершение которых обусловлено преимущественным положением ее участника (участников) на рынке;
    • участие государства или его субъектов в российских юрлицах.

    Наличие взаимозависимости учитывается в таких вопросах налогового законодательства, как:

    • сделки, подлежащие контролю (ст. 40, 45, гл. 14.2–14.5 НК РФ);
    • обложение НДФЛ доходов от матвыгоды (ст. 212, 217 НК РФ);
    • определение величины имущественного налогового вычета (ст. 220 НК РФ);
    • восстановление амортизационной премии при досрочной (до истечения 5 лет с ввода в эксплуатацию) продаже основного средства (п. 9 ст. 258, подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ);
    • определение величины процентов по долговым обязательствам, учитываемых в расходах при расчете налога на прибыль (ст. 269 НК РФ);
    • применение льготы по налогу в отношении движимого имущества, принятого на учет после 2012 года (п. 25 ст. 381 НК РФ);
    • налогообложение иностранных юрлиц, работающих на территории РФ (ст. 306, 308, 309.1 НК РФ).

    Аффилированные и взаимозависимые лица — отличия

    Даже при беглом взгляде становится очевидным наличие несовпадений в рассматриваемых понятиях, то есть следует признать, что аффилированные лица и взаимозависимые лица - это не одно и то же. Поскольку понятие аффилированности используется более широко, можно считать взаимозависимость ее частным вариантом, применяемым только в одной определенной области. Или, проще говоря, взаимозависимые лица - это аффилированные лица для целей НК РФ.

    Оба понятия весьма схожи и по смыслу, и по описанию ситуаций аффилированности (взаимозависимости). Расхождения имеют место в следующих моментах:

    • минимум участия юрлица или физлица в уставном капитале организации для аффилированности равен 20%, а для взаимозависимости — 25%;
    • критерии для признания взаимозависимости по факту родства шире, чем при аффилированности, поскольку в них дополнительно присутствуют отношения опекунства;
    • для взаимозависимости физлиц существует такой критерий, как отношения подчиненности, отсутствующий у аффилированности;
    • взаимозависимость можно признать добровольно или по решению суда, что не принято для аффилированности.

    Ну и, конечно, существенно разнятся сферы применения рассматриваемых понятий.

    К числу лиц, признаваемых связанными сторонами по отношению к юрлицу, составляющему бухотчетность с применением ПБУ 11/2008, относятся:

    • аффилированные с ним лица (как юридические, так и физические);
    • организации и ИП, ведущие с ним совместную деятельность;
    • негосударственные пенсионные фонды, накапливающие пенсионные средства работников юрлица или другой организации, являющейся связанной стороной для него.

    Применение ПБУ 11/2008 оказывается обязательным при существенном уровне влияния. Однако на этот документ могут не ориентироваться юрлица, использующие упрощенные способы бухучета.

    Итоги

    Аффилированные лица и взаимозависимые лица - это понятия разные, базирующиеся на разных документах и применяемые в разных областях законодательства. При значительном сходстве их смысла между ними есть ряд существенных расхождений.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


    Блок 1. Социальная зависимость. Что это за феномен?

    Социальная зависимость это? Стэнли Милгрэм эксперименты.

    Приступим к приготовлению жаркого! В качестве ингредиентов три предпосылки!

    1.1. Первый тезис:

    Односторонняя социальная зависимость – это иллюзия, порождаемая наивной картиной мира.

    1.2. Второй тезис:

    Между сторонами в переговорах ЕСТЬ взаимная зависимость, но НЕТ односторонней зависимости.

    1.3. Третий тезис:

    Определение.

    – это форма отношений, в которых человек ограничивает собственную свободу выбора, предопределяя направление, характер, содержание своего поведения по причине подчиненности воле другого индивида, правилам организации.

    1.4. Примеры социальной зависимости широко распространены в обществе:

    • Отношения между руководителем и подчинённым.
    • Отношения между ребенком и его родителем.
    • Отношения между офицером ГАИ и водителем на дороге.
    • Отношения между тренером и спортсменом.
    • Отношения между собственником бизнеса и наемным топ-менеджером.
    • Отношения между фитнес-клубом и членом клуба.
    • Отношения между налоговым инспектором и директором юридического лица.
    • Отношения между арендодателем и арендатором и т.д.

    Социальная зависимость как феномен буквально пронизывает все население нашей планеты. Если два человека вступают в межличностные отношения или как представители в межгрупповые отношения, то неизбежно они оказываются в социальной зависимости. Каждый социальный контакт человека в течении всей его жизни подразумевает социальную зависимость.

    Так происходит потому, что ЧЕЛОВЕК – ЭТО РЕСУРС ПОМОЩИ , который помогает другой стороне ПОЛУЧИТЬ/СОХРАНИТЬ доступ к собственному целевому ресурсу. А если ЧЕЛОВЕК – ЭТО НЕ РЕСУРС ПОМОЩИ , то тогда он БЛОКИРУЕТ/НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ оппоненту доступ к цели и является СТРАЖЕМ . Полностью независимый человек по всей видимости живет отшельником вдали от цивилизации.

    С одной стороны, социальная зависимость всегда ограничена конкретными обстоятельствами, контекстом текущих отношений, настоящим распределением социальных ролей. С другой стороны, зависимость в отношениях проступает фоном всей жизни, когда человек чувствует себя таковым постоянно.

    В действительности, зависимость не предполагает полную подчиненность воле другого человека. Зависимость по факту проявляться квантами, всполохами, когда происходит непосредственное столкновение с причинным фактором. Зависимость настолько отличается в своих проявлениях, насколько разными могут быть узоры в калейдоскопе при встряхивании. Это может проявляться даже в одних и тех же отношениях. Происходит это потому, что какой-либо

    Любая социальная зависимость — это совокупность эмоциональных переживаний и смысловых языковых конструкций. В аналогичных отношениях один человек (с первой позиции) будет переживать свое состояние как выраженную социальною зависимость, вплоть до рабского бесправия. Другой (со второй позиции) будет оценивать сложившийся контекст, как формальную взаимную зависимость, не причиняющую больших неудобств. Третий (с позиции внешнего наблюдателя) подобный тип отношений расценивает, как явление, характерное для слабых форм взаимной зависимости.

    — А что мне остается делать? Я вынужден это делать. Меня заставляют это делать. Я всего лишь исполнитель. Я ни в чем не виноват. Это все они. Это их ответственность. Мне сказали, я сделал, с них спрашивайте, это не мой приказ.

    Зависимый перекладывает ответственность на другого человека, от которого он якобы зависит.


    Блок 2. Социальная зависимость. Эксперимент Стэнли Милгрэма.

    Социальная зависимость это? Стэнли Милгрэм эксперименты.

    В 1963 году Стэнли Милгрэм опубликовал первые работы, связанные с изучением исследования зависимого поведения. В эксперименте принимали участие испытуемые , для которых маскировалось задание следующим образом:

    необходимо изучить, как влияет причинение боли человеку на процесс запоминания информации.

    Результаты настолько были невероятными, что впоследствии их повторяли в других местах, в Германии, Италии, Испании, Голландии. Милгрэм повторил эксперимент уже не в Йельском университете, а в Бриджпорте, и результаты повсеместно оказались сопоставимы.

    В 2002 году Томас Бласс (Thomas Blass) опубликовал итоги всех экспериментов Милгрэма, проведенных по всему миру. 61-66% всех испытуемых доходят до конца шкалы вне зависимости от места и времени.

    Данный эксперимент демонстрирует типичный выбор своего поведения человеком, когда он оказывается в ситуации социальной зависимости. Испытуемые зависели от решения экспериментатора в белом халате, поскольку его авторитет и демонстрация 100% ответственности способствовали отказу от собственной свободы выбора. Именно испытуемые поместили сами себя в состояние социальной зависимости, поскольку ни наказания, ни поощрения со стороны экспериментатора не было.

    Блок 3. Социальная зависимость. Жертвы влияют.

    Социальная зависимость это? Стэнли Милгрэм эксперименты.

    В переговорном процессе не существует односторонней зависимости, как ее не существует вообще в природе.

    Все процессе взаимосвязаны между собой напрямую и косвенно. Как в головном мозге каждый нейрон из сотни миллиардов связан напрямую или косвенно с любым другим нейроном, благодаря биллиарду синапсов, так и доступ к ресурсу каждого человека связан с доступом к ресурсу любого другого человека.

    Квантовые частицы оказывают влияние друг на друга. Квантовые частицы делятся на фермионы — частицы с полуцелым спином и бозоны — частицы с нулевым или целым спином. Помимо силового взаимодействия в системах, состоящих из одинаковых частиц, имеет место взаимное влияние их друг на друга, связанное с тождественностью.

    В соотнесении переговорных сторон все выглядит прозаичнее, даже, если один руководитель, а другой подчиненный.

    От террориста зависит время смерти заложника, а от заложника зависит в том числе позиционирование террориста в мире и сопряженный с этим уровень невротизации населения земного шара.

    В случае с маньяком, который удерживает жертву, насилует, пытает, его целевой ресурс в том, чтобы получить массу УДОВОЛЬСТВИЯ (субъективно положительных эмоциональных переживаний), т.е. испытать глубокое внутреннее удовлетворение и наслаждение от причинения и наблюдения страданий жертвы. И чем сильнее страдания у жертвы, тем острее наслаждение у насильника. Если жертва не страдает, то собственно маньяк не получит доступ к своему целевому ресурсу. Когда жертва находиться в бессознательном состоянии, она не интересна маньяку, за редким исключением, если рассматривать крайние патологические особенности. Тем не менее, жертва также способна выбирать, как себя вести с маньяком, чтобы он не получил доступ к своему целевому ресурсу – наслаждению, вплоть до лишения себя жизни. И маньяк в таком случае не получит доступ к целевому ресурсу, а жертва выберет время своей смерти самостоятельно. Очевидно, что в этой связке социально взаимодействующих также налицо взаимозависимость.

    Наверняка будут приводиться контраргументы, что у тех, кто выше в вертикальной социальной иерархии гораздо больше рычагов воздействия на тех, кто ниже. Разумеется, так оно и есть. У маньяка и террориста рычагов воздействия намного больше на жертву, чем наоборот, только это не отрицает самого факта наличия взаимной зависимости. Вопрос не в том, есть ли в природе не взаимная зависимость, а в том, как научиться получать и сохранять доступ к целевым ресурсам, заблокированными СТРАЖАМИ, у которых рычагов воздействия больше на оппонента, а собственная уязвимость меньше.

    Тренинг

    Блок 4. Социальная зависимость. История из жизни.

    На этом сегодня все! Спасибо за Ваш ИНТЕРЕС и ТРУД прочитать мою статью!

    Друзья, ставьте лайки, пусть позитива от Вас будет больше, Вы способны на это! И пишите свои комментарии! Обязательно критикуйте меня, если считаете это правильным, только так мы сможем вместе докопаться до истины!

    Читайте также: