Выразительные средства синтаксиса сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Откуда, умная , бредёшь ты голова? (И. Крылов).
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов… (А.Пушкин)
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)
На серебре, на золоте едал.
Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)
Швед, русский колет, рубит, режет.
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Да, есть слова, что жгут, как пламя . (А.Твардовский)
Фигуры речи
Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
А новое так отрицает старое . Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее ! Вожди моложе . Вот уже старее ! Добрее нравы.
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…
Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Изобразительные возможности лексики
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.
Болван, вертихвостка, вихлять
Экспрессивно-эмоциональная лексика
Разговорная | Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. | Грязнуля, крикун, бородач |
Эмоционально окрашенные слова | Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. |
Изобразительные возможности морфологии
Сколько Плюшкиных развелось!
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я был в гостях у ней . Не минует тебя чаша сия .
Испо льзование междометий, звукоподражательных слов.
Звуковые средства выразительности
С ви щ ет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)
Ш ипенье пенистых бокалов И пун ш а пламень голубой…
Изобразительные возможности синтаксиса
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…
— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)
Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.
Волков бояться – в лес не ходить.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Синтаксические средства выразительности — тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.
Что такое фигуры речи и какие они бывают
Фигуры речи — обороты речи, зафиксированные стилистикой русского языка, усиливающие экспрессивность предложения.
Антитеза — фигура речи, показывающая контраст двух частей высказывания.
- сопоставление понятий, а также образов, которые, так или иначе, контрастируют друг с другом:
«Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих! (Лермонтов М.Ю. Демон)
«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Градация — тип фигуры речи, состоящий из однородных членов предложения, выражает либо постепенное напряжение действия (климакс), либо постепенное снижение эмоциональной выразительности (антиклимакс).
Виды градации:
Функции градации:
Инверсия — фигура речи, характеризующаяся изменением порядка слов в предложении или словосочетании. Цель данной фигуры речи — усилить торжественность, поэтичность момента, сделать акцент на событии или слове.
В русском языке предложения строятся по следующей схеме: сначала идет подлежащее, потом сказуемое, далее второстепенные члены предложения, такие как: определение, дополнение, обстоятельство и т.д.
Виды инверсии:
Функции инверсии:
- Приобретение инверсированным словом стилистической выразительности.
- Приобретение смысловых акцентов в предложении.
- Создание эффекта загадочности или, наоборот, точности высказывания.
«Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе? Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! (Горький Максим. Челкаш)
Виды эллипсиса:
Синтаксическая конструкция с междометием вместо сказуемого.
Цели эллипсиса:
Лирическое усиление художественной выразительности:
Эпифора — фигура речи, характеризующаяся повторением одного элемента в концах фраз.
Функция эпифоры:
- Акцентологическая.
- Служит для передачи уверенности, фиксируется на следствии явления или действия.
Анафора — фигура речи, повторяющая один и тот же элемент в начале каждой фразы.
«Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Функции анафоры:
- Акцентологическая.
- Усиливающая.
- Придает динамичность речи.
Параллелизм — фигура речи, которая характеризуется повтором речевых приемов в синтаксисе предложения. Разные предложения при параллелизме (или части предложения) имеют одинаковую синтаксическую структуру.
Для чего нужен параллелизм?
Подчеркивая сходные или несходные черты, придает тексту/фразе выразительности, обычно в эмоциональном плане.
Широко используются приёмы параллелизма в лирике, прозе, а также в фольклоре (например, в сказках, былинах, частушках, пословицах)
Риторический вопрос — синтаксическая фигура речи, характеризующаяся присутствием вопроса, ответ на который не обязателен. Ответ в таком случае может быть не предусмотрен, очевидным.
Наравне с риторическими вопросами в тексте выполняют те же функции такие синтаксические фигуры речи, как риторическое восклицание и риторическое обращение.
Функции риторического вопроса:
- Усилительная (подчеркивание той или иной фразы, слова, словосочетания).
- Акцентологическая.
Оксюморон — фигура речи, которая придает повествованию особую эмоциональную выразительность антонимичными парами слов.
Для того чтобы сделать речь более красивой и экспрессивной, часто используют различные языковые изобразительные средства. Среди них есть фонетические, лексические, а также синтаксические, о которых и пойдет речь в нашей статье.
Что такое синтаксические средства выразительности
Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий связь между словами внутри словосочетания и предложения. К нему примыкает пунктуация – раздел науки о языке о постановке знаков препинания. Синтаксис изучает такие явления, как интонация и состав предложений, однородные члены и обращения, союзное или бессоюзное соединение частей сложного предложения и так далее. Все перечисленное может не только выполнять свою основную, утилитарную функцию, но и быть средством выразительности.
Средство
Пример
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить. (А. Ахматова)
— Свист не тот! (М. Цветаева)
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен. (А. С. Пушкин)
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу…. (А. Ахматова)
Это было удивительно, потрясающе, грандиозно!
Когда избавит нас Творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов)
Страннику – дорога… (М. Цветаева)
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья… (А. Фет)
Кто из нас не слышал об этом великом человеке?
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой.. (Ф. Тютчев)
Довольно! Нет возможности терпеть дальше произвол и несправедливость!
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат… (А. Ахматова)
Рассмотрим подробнее некоторые из этих средств выразительности.
Анафора
Анафора – это единоначатие. Каждая стихотворная строка или каждое предложение в прозе начинается с одного и того же слова или группы слов. Это очень распространенный прием, который широко используется в литературе, особенно в поэзии.
Примеров использования анафоры очень много. Скажем, в этой детской песенке на стихи поэта Льва Ошанина:
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
В данном примере повторяется группа слов. Кроме анафоры, автор использует синтаксический параллелизм (несколько строк подряд имеют одинаковое синтаксическое строение).
Часто в одном произведении или даже отрывке использовано не одно средство выразительности, а несколько.
Антитеза
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
В каждой паре строк содержится противопоставление. Кроме антитезы, поэт использует анафору в первых трех строках.
Инверсия
Это изменение традиционного, прямого порядка слов. Например, в русском языке как прямой порядок воспринимается такая последовательность: сначала подлежащее, затем сказуемое. Если же этого требует авторский замысел, писатель или поэт могут поменять их местами. Посмотрим на отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
В этом отрывке мы наблюдаем в первых трех строках инверсию (сначала сказуемое, затем подлежащее) и синтаксический параллелизм.
В русском языке свободный порядок слов; но это не значит, что любой порядок слов прямой.
Что мы узнали?
Синтаксис, как и лексика и фонетика, принимает участие в создании художественного образа. Средства выразительности, основанные на синтаксисе: анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация и другие – позволяют прозаику и особенно поэту создать многоплановую и выразительную картину. Как правило, автор использует не один синтаксический прием, а несколько сразу.
К сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес"
-Поиск по дневнику
-Интересы
-Друзья
-Статистика
Слова в тексте художественного произведения живут по своим законам, принципам, соединяясь в словосочетания, предложения, периоды, сложные синтаксические конструкции, устанавливая своеобразные семантические отношения друг с другом и с удаленными лексическими единицами из других текстов. Лексика и морфология поставляют семантический и стилистический материал, а синтаксис выстраивает его в детали, блоки, чтобы выразить законченную мысль. Как постичь красоту, мелодичность и ритм художественного произведения, а также завершенность и целостность художественного высказывания без комплексного анализа языка художественного произведения? Знание о структурных типах синтаксических единиц помогает ответить на вопрос, почему, с какой целью автор употребляет именно такую синтаксическую конструкцию. Знание структурных типов синтаксических единиц поможет понять эстетическую функцию предложения в тексте художественного произведения. Ведь помимо общего синтаксиса существует и поэтический синтаксис, синтаксические фигуры речи.
1. Доколе, счастье, ты венцами
Злодеев будешь украшать?
(М.В.Ломоносов)
Видали ль вы литовские цветные пояса?
Как будто вдоль овса –
Средь маков васильковая струится полоса.
(Саша Черный)
2. Богатство хорошо иметь;
Но должно ль им кому гордиться сметь?
В собольей дурака я шубе видел,
Который всех людей, гордяся, ненавидел.
В ком много гордости, известно то, что тот,
Конечно, скот.
(А.П.Сумароков)
Все эти предложения произносятся с вопросительной интонацией, в конце каждого стоит вопросительный знак. Но различаются эти предложения тем, что в первых авторы спрашивают, чтобы получить ответ на свой вопрос. А во второй час-ти авторы заранее знают ответ. Одни предложения содержат простой вопрос, другие – риторический.
Иль не довольно Витольд на коне
Держал Литву? Навеки ль, в самом деле,
Кольчуги наши приросли к спине,
Ко лбу заклепки шлема прикипели?
……………………………………….
А я что взял за ратный труд? С пеленок
Что принял я? Кольчугу да шелом.
Природный князь, как нищий татарчонок,
Я был вскормлен кобыльим молоком.
………………………………………..
2. Найдите среди примеров риторические фигуры. Прочитайте выразительно.
1) О, смертные, на что вы смертию спешите?
Что прежде времени вы друг друга губите?
Или ко гробу нет кроме войны путей?
Везде вас тянет рок насильством злых когтей!
(М.В.Ломоносов)
2) Орлам случается и ниже кур спускаться:
Но курам никогда до облак не подняться!
(А.И.Крылов)
3) Ну, а красавицы твои?
А женщины твои, Россия?
Какая песня в них взрастила
Самозабвение любви?
О, их любовь не полубыт:
Всегда событье! Вечно мета!
Россия…За одно за это
Тебя нельзя не полюбить.
(Илья Сельвинский)
4) Танцовщик! Ты богат.
Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтенье меньше ног.
1. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин,в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье
Горьких мук.
……………………………………………..
Читайте также: