Выделите информацию дающую определение понятию сообщение в электронно информационной системе

Обновлено: 08.07.2024

Федосеева Н.Н., старший преподаватель кафедры ГиМПД Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России.

Документ является тем материальным объектом, который несет в себе информацию, обрабатываемую, создаваемую, переносимую в глобальном информационном пространстве. Формирование современного информационного общества связано с факторами, которые затрагивают сферу обращения документированной информации. Во-первых, изменяются состав и структура ресурсов документированной информации, способов фиксации деятельности людей. Во-вторых, расширяется документальное поле информационного пространства (имеется в виду глобализация всех общественных отношений). В-третьих, документооборот обогащается традициями каждой отдельно взятой страны. Наконец, человек становится участником не только отношений в пределах территории своего государства, но может активно общаться с различными участниками мирового информационного пространства.

В таких условиях необходимо на международном уровне обеспечить организационное взаимодействие государств, скоординировать формы и методы их деятельности посредством документированной информации. Сегодня во всех странах приняты и реализуются концепции и стратегии информационного общества, включающие использование электронного документооборота и электронной подписи, решен вопрос о сочетании электронного и бумажного документа.

Облик документирования кардинально меняет Интернет. По свидетельству экспертов, изучение опыта 22 стран убеждает в необходимости правового регулирования ряда новых явлений. К ним относятся:

  • сочетание бумажного и электронного документов, перевод одной формы в другую путем создания электронных копий бумажных документов, дублирование этих форм при одновременном их хождении в обороте; отказ от бумажной формы и замена ее электронной;
  • подготовка профессионалов в данной сфере правоотношений;
  • разработка новых форм доступа к информации и представление документов через сайты, порталы и терминалы.

Европейской комиссией по вопросам сохранения и доступа цифровых материалов в 2002 г. был подготовлен Доклад Генерального директора по проекту Хартии о сохранении цифрового наследия мира для ЮНЕСКО. Комиссия обращает внимание на то, что правительственные и неправительственные организации, международные, национальные и частные учреждения должны принимать меры к обеспечению того, чтобы на уровне национальной политики отдавался высокий приоритет сохранению цифрового наследия.

По версии DMA (Document Management Alliance), на рынке систем управления документами (DMC - Document Management System) под документом понимается множество различных форм, которые могут быть переведены в цифровую форму. Виртуальный документ представляет собой совокупность информационных объектов, создаваемую в результате взаимодействия с информационной системой (например, Интернетом). Структура электронных документов в DMA стандартизирована, например, ISO 8879, ISO 9613 .

См. подробнее: Головин С.И., Андреев А.Г. Безопасность в киберпространстве, или России необходим Информационный кодекс // Закон и право. 2003. N 8. С. 49 - 54.

В настоящее время в современном международном праве в юридической и технической литературе достаточно широко используется термин "электронный документ". Однако, несмотря на это, данный термин как принятое официальное определение является относительно новым международным понятием и на национальном законодательном уровне легализован недавно. Учитывая национальный законодательный опыт, можно сказать, что нормотворческий процесс в данной сфере проходит бессистемно, не имеет под собой разработки единой концепции регулирования соответствующих общественных отношений, которая бы учитывала международные и национальные реалии, а также детерминировала и обосновывала бы иерархию соответствующих правовых проблем и механизмы их решения.

Конвенция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 1952 г. (вступила в силу 24 августа 1962 г.) "О праве международного опровержения" // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 107.

Таким образом, в международном публичном праве еще в 50-е годы XX в. была предусмотрена возможность передачи документов с помощью электросвязи и предпринимались попытки легализации используемых для этого терминов (иногда чисто технических).

Таким образом, в международном праве применен подход, в соответствии с которым при определении термина "электронный документ" обязательно указание на связь электронного документа с каким-либо носителем информации.

Однако данный подход не единственный, и, следовательно, определения термина "электронный документ" не идентичны. Например, в Российской Федерации ни законодатель, ни современная доктрина до настоящего времени не разработали общепринятого определения электронного документа: в научной литературе имеется свыше 40 таких определений. Их анализ показал, что при всем разнообразии подходов можно выделить три основные группы определений электронного документа:

  1. это машиночитаемый документ на машинном носителе;
  2. это особый тип документа;
  3. это электронная форма документа.

Вместе с тем некоторые исследователи употребляют другие термины для обозначения подобных актов: "машинный документ" (Э. Мурадьян), "цифровой документ" (И.Ю. Богдановская), "документ на машинном носителе" (В. Вехов), "виртуальный документ" (А.А. Васильев, Т.Н. Абдурагимова). Однако приведенные понятия представляются не совсем точными ввиду того, что являются слишком широкими и не содержат указания на форму документа, которая и определяет особенности использования таких документов в гражданском и публичном обороте, а также в других сферах деятельности.

На наш взгляд, более обоснованно употребление термина "электронный документ".

В некоторых зарубежных странах приняты законы об электронном документе, устанавливающие правовые основы их применения в гражданском и публичном обороте, определяющие основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов, например Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 357-З. Статья 1 дает следующее определение: "Электронный документ - информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным настоящим Законом, то есть она должна: создаваться, обрабатываться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств; иметь структуру, установленную настоящим Законом (состоять из двух неотъемлемых частей - общей и особенной. Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа. Информация об адресате относится к общей части. Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей); содержать реквизиты, позволяющие ее идентифицировать; быть представленной в форме, понятной для восприятия человеком".

Можно отметить, что данное определение достаточно развернутое, что позволяет полно раскрыть рассматриваемое понятие, вместе с тем оно весьма спорное.

В Российской Федерации термин "электронный документ" легально был введен в правовой оборот Федеральным законом от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи", где он определяется как "документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме" .

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

В данном случае для характеристики особой формы этого вида документов используется указание на то, что она является электронной, т.е. связанной с электронами или основанной на свойствах электронов. Однако такой подход часто критикуется современными исследователями. Например, П.П. Зайцев отмечает: "Определение электронного документа как информации в электронной форме не указывает на специфичность формы такого вида документов: любой документ, в том числе и обычный документ на бумажном носителе, связан с электронами или основан на их свойствах (бумага состоит из вещества, имеющего молекулярную структуру, при которой в состав атомов данного вещества входят и электроны). На наш взгляд, такое определение является тавтологией" .

Зайцев П.П. Электронный документ как источник доказательств // Законность. 2002. N 4. С. 44.

Действительно, российский законодатель в указанном Законе обратил внимание лишь на форму представления информации данного класса документов, отличающую его от других документов. Данное определение термина "электронный документ" достаточно широкое, и оно далеко не полностью раскрывает понятие, что дает почву для его неоднозначного толкования при решении задач правового регулирования.

Определение изучаемого понятия, предлагаемое в проекте Закона РФ "Об электронной торговле", - информация, формируемая, отправляемая, получаемая или хранимая с помощью электронных средств в связи с совершением сделок в сфере электронной торговли , - более совершенное. Оно практически дублирует определение, данное в Типовом законе ООН, вместе с тем ограничивает круг способов передачи информации только сферой электронной торговли. Действительно, электронная торговля как область существования электронного документа обусловливает его специфическую форму. Однако определение электронного документа как информации, полученной в связи с совершением сделок в сфере электронной торговли, не указывает непосредственно на те признаки, в соответствии с которыми ту или иную информацию можно было бы квалифицировать как электронный документ. Оно лишь указывает на критерии, в соответствии с которыми можно было бы определить перечень этих признаков.

Такой подход едва ли можно признать обоснованным. Большое количество электронных документов создается и существует вне рамок электронной торговли и без цели использования их в процессе электронного документооборота. Примером таких документов могут служить магнитные записи "черных ящиков", домашние видео- и аудиозаписи и т.д. Именно поэтому при указании на форму электронного документа необходимо исходить из того, что он представляет собой запись на носителе информации.

Современные исследователи (А.А. Косовец, П.П. Зайцев и др.) отмечают, что в отношении информации, составляющей содержание электронного документа, всегда должна существовать возможность ее идентификации и аутентификации, то есть должна существовать возможность проверки достоверности документа.

Под аутентификацией электронного документа обычно понимают возможность проверки целостности и неизменности содержания электронного документа. Под идентификацией электронного документа понимают возможность установления того, что он действительно получен от лица, которое, например, обозначено в нем в качестве отправителя.

Интересно, что именно такой подход к определению понятия "электронный документ" нашел отражение и в мировой практике, в частности в США и Великобритании. В Великобритании, например, специально признано, что даже необходимость расшифровки при помощи специальных средств не делает принципиальной разницы между электронным документом и документом на бумажном и ином подобном носителе.

Итак, авторы попытались доказать неоднородность и неоднозначность определений термина "электронный документ" в международной и отечественной научной литературе. На основании изложенного можно предложить понимать под электронным документом вообще любую информацию, записанную на перфокарту, перфоленту, магнитный, оптический, магнитооптический накопитель, карту флэш-памяти и иной подобный носитель, которую можно аутентифицировать и/или идентифицировать.

Т.Э. Кукарникова в кандидатской диссертации "Электронный документ в уголовном процессе и криминалистике" предлагает следующую классификацию:

по форме существования - электронные документы, существующие в компьютерной системе, могут быть классифицированы на материальные и виртуальные;

по источнику происхождения - электронные документы, создаваемые пользователем и самой системой (то есть самой электронной средой);

по содержанию - электронные документы могут быть файлами, содержащими текстовую информацию, графику, анимацию, видеоряд, а также информацию, записанную специальными кодами или обозначениями;

по степени защищенности - открытые/закрытые электронные документы.

Таким образом, до настоящего времени ни национальные законодательства, ни мировое сообщество не выработали общепризнанного определения термина "электронный документ", что создает определенные трудности в правовом регулировании соответствующих отношений.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 26.10.2017 N 25-П.

5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

11.1) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

12) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

13) сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";

(п. 13 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";

(п. 14 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

15) доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет";

(п. 15 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

16) сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

(п. 16 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

17) владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

(п. 17 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

18) провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет";

(п. 18 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

19) единая система идентификации и аутентификации - федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах;

(п. 19 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

20) поисковая система - информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети "Интернет" информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети "Интернет" для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети "Интернет", принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами;

(п. 20 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 264-ФЗ)

21) идентификация - совокупность мероприятий по установлению сведений о лице и их проверке, осуществляемых в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, и сопоставлению данных сведений с уникальным обозначением (уникальными обозначениями) сведений о лице, необходимым для определения такого лица (далее - идентификатор);

(п. 21 введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)

22) аутентификация - совокупность мероприятий по проверке лица на принадлежность ему идентификатора (идентификаторов) посредством сопоставления его (их) со сведениями о лице, которыми располагает лицо, проводящее аутентификацию, и установлению правомерности владения лицом идентификатором (идентификаторами) посредством использования аутентифицирующего (аутентифицирующих) признака (признаков) в рамках процедуры аутентификации, в результате чего лицо считается установленным.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 25-П

5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.1, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

11.1) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

12) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ в пункт 13 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.

13) сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

14) страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

15) доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет";

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

16) сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

17) владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

18) провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет";

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19, вступающим в силу с 1 июля 2013 г.

19) единая система идентификации и аутентификации - федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 264-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

20) поисковая система - информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети "Интернет" информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети "Интернет" для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети "Интернет", принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 21 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 479-ФЗ

21) идентификация - совокупность мероприятий по установлению сведений о лице и их проверке, осуществляемых в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, и сопоставлению данных сведений с уникальным обозначением (уникальными обозначениями) сведений о лице, необходимым для определения такого лица (далее - идентификатор);

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 22 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 479-ФЗ

22) аутентификация - совокупность мероприятий по проверке лица на принадлежность ему идентификатора (идентификаторов) посредством сопоставления его (их) со сведениями о лице, которыми располагает лицо, проводящее аутентификацию, и установлению правомерности владения лицом идентификатором (идентификаторами) посредством использования аутентифицирующего (аутентифицирующих) признака (признаков) в рамках процедуры аутентификации, в результате чего лицо считается установленным.

Что же это за системы? Это специальные программные комплексы, необходимые для решения различных задач, например для построения корпоративных систем электронного документооборота (ЭДО).

Этапы электронного документооборота

Первоначально документ должен быть создан в организации или получен, конечной точкой считает отправка документа корреспонденту и списание его в дело. А вот между этими точками должен пройти целый процесс. И чтобы процесс обработки документов стал автоматизированным, должно пройти несколько этапов:

Применение системы электронного документооборота (ЭДО) дает возможность сократить время, организовать более качественную систему контроля за исполнением документов, а также быть в курсе хода исполнения документов.

Положительные черты электронного документооборота

Процесс согласования документов и их проектов становится проще, и в то же время более упорядоченным. Любой участник электронного документооборота (ЭДО), может работать, вносить предложения и обмениваться вариантами разрабатываемых проектов. Как было сказано ранее, процесс электронного обмена данными сокращает время, затраченное на передачу этих документов только в бумажном виде.

Система электронного обмена данными дает возможность одновременной работы несколькими сотрудниками и включает в себя текущий электронный архив, что позволяет оперативно получить доступ к нужной информации. При такой форме организации хранения снижается риск утери информации и возрастает оперативность работы, в результате экономии времени в процессе поиска того или иного документа. Хранение текстов документов в электронном виде является еще одним положительным моментом, так как предоставляет возможность полнотекстового поиска, а также кардинально новых решений в процессе информационно-справочной работы.

Например, появляется возможность тематических подборок документов по их содержанию.

Также само собой отпадает необходимость создания фондов по работе с архивными документами, так как электронный архив может предоставить информацию в виде электронной копии в любой момент, для нужно всего лишь сделать запрос на поиск этой документации.

С юридической точки зрения понятия электронный обмен данными и электронный документооборот отличаются друг от друга. Основой электронного документооборота являются такие юридические аспекты, как доказательственная сила и процессуальная допустимость, или одним словом легитимность электронных документов. На создание схемы электронного документооборота влияют одновременно несколько факторов, это и совершенствование, улучшение и создание новых информационных технологий, и законодательное сопровождение оборота. Последнее направлено на присвоение документу, созданному и(или) переданному электронным способом, юридического статуса документа.

Традиционный документооборот в бумажном виде

Традиционный документ в бумажном виде считает одной из главных функций удостоверение отдельной информации. В таком документе, в процессе его составления и дальнейшего использования, существуют два фактора. Первый фактор, это некая информация, а второй фактор, непосредственно сам документ, в виде материального объекта, который может быть предъявлен или передан при необходимости. Именно наличие материальности может подтвердить точность информации, содержащейся в определенном документе. Но для проверки и подтверждения истинности информации необходима дополнительная процедура – экспертиза по проверке подлинности документа.

Информация, которая содержится в документе, также может быть разделена на две части. К первой части относится само содержание документа, а ко второй – дополнительная вспомогательная информация, которая подтверждает подлинность или аутентичность документа. Такой информацией можно считать резолюции, печати, исходящие номера.

Информация несет в себе не только данные о содержании и носителе, но и о месте и времени создания документа, и условиях его составления.

Также стоит отметить, что бумажный документ имеет ограниченное количество оригинальных экземпляров, и это количество заранее известно.

В любом договоре обязательно указывается количество экземпляров, например три, которые имеют равнозначную юридическую силу. Дополнительные экземпляры считаются копией и не имеют силы. Такие экземпляры можно с легкостью проверить с помощью проведения необходимой экспертизы. Существуют случаи, в которых должен быть предъявлен только оригинал документа.

Например, продажа акции, которая выпущена в документарной форме, абсолютно не равнозначна продаже копии ее сертификата, даже если эта копия нотариально заверена.

Функции бумажного документа

Можно выделить следующие функции традиционного бумажного документа:

  • документ несет в себе определенную содержательную информацию;
  • документ обязательно регистрирует лицо, являющееся подписантом;
  • документ обязан зафиксировать условия составления;
  • документ, сам по себе является доказательством, в случае судебного разбирательства;
  • документ является основным подтверждением оригинальности информации в нем содержащейся.

Все вышеперечисленные функции также присущи и электронному документу.

Согласно Закона об информации, электронный документ определяется, как документированная информация. Она представлена в электронном виде, которая направлена на восприятие человеком посредством электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и оперативной передачи по информационно-телекоммуникационным каналам, а также обработки в информационных системах.

Юридическая сторона электронного документа

Такие законодательные акты являются связующим звеном между материально-правовым значением электронной подписи и присвоением электронной информации, правового статуса документа или письменного документа, имеющего возможность выступать доказательством в отдельных случаях. Гражданский кодекс РФ и Арбитражно-Процессуальный кодекс РФ одинаково признают электронную подпись аналогом собственноручной подписи, но при этом никогда не считают электронную подпись и собственноручную физическую подпись реального человека в бумажном документе, равноценными. Особое внимание было уделено именно равнозначности правового статуса традиционного бумажного документа и электронного, с применением дополнительных технических и правовых средств.

Читайте также: