Вознаграждение за сообщение о коррупции

Обновлено: 18.05.2024

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1131.

Вводится в действие с 1 января 2016 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1077 "Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией" (САПП Республики Казахстан, 2012 г., № 67, ст. 955).

3. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр
Республики Казахстан
К. Масимов

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 декабря 2015 года № 1131

Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции

Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 04.02.2020 № 32 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции" и определяют порядок поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции.

2. Для лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции, устанавливаются поощрения, осуществляемые в форме единовременного денежного вознаграждения.

По коррупционным правонарушениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг не превышает одной тысячи месячных расчетных показателей (далее – МРП) или отсутствует ущерб, единовременное денежное вознаграждение устанавливается в следующих размерах:

1) по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 МРП;

2) по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;

3) по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 50 МРП;

4) по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;

5) по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП.

По коррупционным правонарушениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба или стоимость представленных льгот или оказанных услуг превышает одну тысячу МРП, единовременное денежное вознаграждение составляет десять процентов от суммы взятки или причиненного ущерба, или представленных льгот, или оказанных услуг, но не более четырех тысяч МРП.

В случаях, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, могут устанавливаться поощрения в виде награждения грамотой или объявления благодарности.

При определении размера поощрения применяется месячный расчетный показатель, действующий на дату вступления в силу актов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

3. Финансирование поощрений производится за счет средств республиканского бюджета.

Глава 2. Условия, основания и порядок поощрения

4. Содействие в противодействии коррупции включает:

2) представление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение;

3) иное содействие, имевшее впоследствии значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения.

5. Поощрение осуществляется в случае, если информация, представленная лицом, соответствовала действительности, либо если иное содействие в противодействии коррупции, оказанное лицом, повлияло на выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционного правонарушения и в отношении виновного лица:

1) вступило в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания;

2) вступил в законную силу обвинительный приговор;

3) утверждено прокурором постановление органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела, вступило в законную силу постановление суда о прекращении уголовного дела на основании пунктов 3), 4), 9), 10), 11) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

6. Если на основании информации лица, сообщившего о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающего содействие в противодействии коррупции, выявлено несколько преступлений:

1) разной степени тяжести, выплата единовременного денежного вознаграждения осуществляется за наиболее тяжкое из них в размере, установленном пунктом 2 настоящих Правил;

2) одинаковой степени тяжести, выплата единовременного денежного вознаграждения осуществляется один раз.

7. Уполномоченный орган по противодействию коррупции (далее – уполномоченный орган) и органы, указанные в пункте 2 статьи 22 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции" (далее – органы, осуществляющие противодействие коррупции), разъясняют лицам, сообщившим о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшим содействие в противодействии коррупции, имеющим право на поощрение, о порядке подачи заявления на поощрение.

8. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшее содействие в противодействии коррупции уполномоченному органу либо органам, осуществляющим противодействие коррупции, после возникновения права на поощрение обращается в орган, которому было оказано содействие, с заявлением о поощрении и прилагает документы, указанные в подпункте 5) пункта 9 настоящих Правил.

9. Орган, осуществляющий противодействие коррупции, в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения лица, указанного в пункте 8 настоящих Правил, направляет в уполномоченный орган следующие документы:

1) ходатайство органа, осуществляющего противодействие коррупции;

3) по административным делам:

копию протокола об административном правонарушении или постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

копию постановления суда о наложении административного взыскания, вступившего в законную силу;

4) по уголовным делам:

копию обвинительного приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о прекращении уголовного дела на основании пунктов 3), 4), 9), 10), 11) и 12) части первой статьи 35 или части первой статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

5) копию документа, удостоверяющего личность, и банковские реквизиты лицевого или иного счета лица для выплаты единовременного денежного вознаграждения.

10. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения документов, указанных в пунктах 8 или 9 настоящих Правил, проверяет полноту и соответствие представленных документов требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

В случаях представления неполного пакета документов, а также несоответствия лица, сообщившего о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшего содействие в противодействии коррупции, и (или) представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для поощрения, требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, уполномоченный орган в срок, указанный в настоящем пункте, дает мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления либо ходатайства органа, осуществляющего противодействие коррупции.

В случае устранения причин отказа в рассмотрении документов, указанных в пунктах 8 или 9 настоящих Правил, заявитель либо орган, осуществляющий противодействие коррупции, обращаются повторно в порядке, установленном настоящими Правилами.

11. Необходимые материалы и представленные документы в соответствии с пунктами 8 или 9 настоящих Правил выносятся на заседание комиссии по рассмотрению материалов на поощрение лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции (далее – Комиссия), образуемой уполномоченным органом, не позднее десяти рабочих дней с момента поступления заявления о поощрении либо ходатайства органа, осуществляющего противодействие коррупции.

12. Комиссия принимает решение о поощрении лица, сообщившего о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающего содействие в противодействии коррупции, либо отказывает в поощрении в случае установления недостоверности представленных документов и (или) данных (сведений), содержащихся в них, не позднее пятнадцати рабочих дней с момента поступления заявления о поощрении либо ходатайства органа, осуществляющего противодействие коррупции.

13. Руководитель уполномоченного органа или его территориального подразделения в течение одного рабочего дня после принятия решения Комиссией о поощрении лица, сообщившего о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающего содействие в противодействии коррупции, издает приказ о поощрении, являющийся основанием для выплаты лицу единовременного денежного вознаграждения.

14. Выплата единовременного денежного вознаграждения производится в течение десяти рабочих дней после внесения изменений в индивидуальные планы финансирования по обязательствам и платежам уполномоченного органа путем перевода на лицевой либо иной счет лица.

15. В случае отказа от единовременного денежного вознаграждения, лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшее содействие в противодействии коррупции, подает в орган, которому было оказано содействие, соответствующее заявление.

В случае, если органом, осуществляющим противодействие коррупции, материалы на поощрение переданы в уполномоченный орган, заявление, указанное в части первой настоящего пункта, подается в уполномоченный орган.

При этом структурные подразделения уполномоченного органа или его территориального подразделения могут ходатайствовать, соответственно, перед руководителем уполномоченного органа или его территориального подразделения о награждении лица грамотой либо объявлении ему благодарности.

Законопроект, направленный на защиту и материальное стимулирование лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, прошел нулевое чтение в Общественной палате РФ.

Директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтрудсоцразвития Дмитрий Баснак представил законопроект общественности. Он пояснил, что новая инициатива предусматривает возможность выплаты вознаграждений из средств государственного бюджета гражданам, сообщившим о коррупционных правонарушениях. Размер вознаграждения составит от 5 до 15% от суммы ущерба, который удалось предотвратить. Максимальный порог вознаграждения предусмотрен в 3 млн рублей.

Возможность выплаты вознаграждений будет касаться не только государственных организаций, но и негосударственных. В таких организациях порядок и размер выплат будут определяться на основании внутреннего локального нормативного акта. Такое вознаграждение может быть установлено за сведения о фактах коррупции в самой организации, направленных на нанесение ей ущерба.

Материал по теме

Минтруда собирается защищать граждан от коррупционеров ~И платить за информацию о взяточниках

Однако, если лицо, обвиненное во взятке сможет доказать в суде, что сообщенные сведения являлись клеветой или заведомо ложными сведениями, информатора обяжут вернуть полученное вознаграждение и лишат мер защиты.

Руководитель экспертно-аналитического центра Общественной палаты РФ Елена Кислова оценила законопроект Минтруда, как недостаточно доработанный.

Однако в целом законопроект получил одобрение у членов Общественной палаты РФ и будет передан после доработки на дальнейшее рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Под коррупцией понимается моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

(Толковый словарь русского языка, под ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. М., 2005).

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Причины возникновения коррупции различны в разные периоды и эпохи, но связь ее с государственным аппаратом неизменна. Сложно сказать, можно ли победить коррупцию полностью. Однако предпринимать меры уголовно-правового, воспитательного, экономического и организационного характера для минимизации этого социального явления необходимо для любого государства, деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Наказание за взятки предусмотрено в статьях 290, 291 УК РФ. Уголовная ответственность наступает как за дачу взятки, так и за ее получение!

Взятка - это деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

В зависимости от того, что дают, взятки делятся на:

- материальная взятка - не ограничивается денежными средствами (в различной валюте), но включает и иные имущественные ценности: ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, меховые изделия, автомобили, бытовую технику, недвижимость и т.п. К материальной форме относятся выгоды и услуги, которые имеют стоимость: лечение, выполнение ремонтно-строительных работ, выделение путевки, оплата развлечений, ремонт автомобиля.

Взятки также можно условно разделить на явные и завуалированные.

Явная взятка - взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Завуалированная взятка - ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться.

В зависимости от времени и желаемого результата взятки бывают:

Взятка-благодарность - получение должностным лицом не предусмотренного законом, заранее не обусловленного вознаграждения за уже совершенное правомерное действие по службе.

Взятка-подкуп - взятка, которая получена до совершения (уклонения от совершения) того или иного действия в интересах взяткодателя.

Взятка-вознаграждение - взятка, полученная после совершения должностным лицом в пользу взяткодателя определенного действия (акта бездействия). Отличие от взятки- благодарности в том, что при взятке-вознаграждении стороны договорились заранее.

Говоря о взятке-благодарности, необходимо отличать ее от подарка. Часто взятка передается в виде подарка должностному лицу на день рождения, юбилей, Новый год и другие праздники. Следует помнить два аспекта:

1. От способа передачи суть взятки не меняется. Взятка никогда не станет подарком. Взятка отличается от подарка целью - она предоставляется за определенные действия чиновника, как незаконные, так и законные, тогда как подарок предоставляется безвозмездно, то есть за него ни в прошлом, ни в будущем должностное лицо ничего не делало и не предполагает, что будет делать.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чиновник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представители власти – лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и НАКАЗАНИЕ

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на длительный срок как за получение взятки (статья 290 УК РФ), так и за дачу взятки (статья 291 УК РФ) и посредничество (статья 291.1 УК РФ).

Уголовная ответственность за получение либо передачу незаконного вознаграждения при КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ предусмотрена статьей 204 УК РФ.

НАКАЗАНИЯ, предусмотренные уголовным законодательством:

- для ВЗЯТОЧНИКОВ: ШТРАФ – до 1 млн. рублей или от 10 до 100 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 15 лет; дополнительный вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 – х лет;

- для ВЗЯТКОДАТЕЛЕЙ: ШТРАФ – до 500 тыс. рублей или от 5 до 90 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет.

дополнительный вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 – х лет;

- для ПОСРЕДНИКОВ: ШТРАФ – от 20 до 90 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет + штраф до 70 – кратной суммы взятки.

ОБЕЩАНИЕ или предложение ПОСРЕДНИЧЕСТВА во взяточничестве – от 15 до 70 – кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; штраф от 25 тыс. до 500 млн. рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом от 10 до 60 кратной суммы взятки.

Лицо, давшее взятку (являющееся посредником во взяточничестве), освобождается от уголовной ответственности, если оно АКТИВНО способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и после совершения преступления ДОБРОВОЛЬНО сообщило о даче взятки правоохранительным органам!

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?

Принять решение согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый: прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

Второй: встать на путь сопротивления коррупционерам – взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления.

Каждый человек свободен в выборе своего решения и как свободная личность не может не осознавать, что зло должно быть наказано.

Второй вариант в большей степени согласуется с нормами морали и права.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

ЕСЛИ ВЫ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ

ВАМ НЕОБХОДИМО

Написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:

- кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, наименование учреждения) вымогает у вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение подкупа;

- какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа);

- за какие конкретно действия (или бездействие) у Вас вымогают взятку или совершается коммерческий подкуп;

- в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания

Все большую актуальность для менеджмента и бенефициаров бизнеса приобретают стандарты добросовестного и этичного поведения, внедряемые в рамках процедур антикоррупционного комплаенса 1 . Связано это с тяжестью санкций, предусмотренных за нарушение антикоррупционного законодательства, и широкой правоприменительной практикой привлечения к ответственности физических и юридических лиц за правонарушения коррупционного характера.

Коррупция в компании может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и разрушению бизнеса. Кроме того, если организация планирует выход на международный рынок, деловая репутация и внедрение программ антикоррупционного комплаенса должны иметь для нее первостепенное значение.

В сентябре этого года Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило новые рекомендации по внедрению в организациях антикоррупционных мер 2 . Предлагаю разобраться, что нового привносит этот документ по сравнению с методическими рекомендациями 2013 г. И зачем вообще организациям бороться с коррупцией.

Что такое коррупция и кто должен ей противодействовать?

Противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.

  • предупреждение коррупции, в том числе ее профилактика;
  • расследование и раскрытие коррупционных правонарушений, т.е. борьба с коррупцией;
  • минимизация и устранение последствий коррупционных правонарушений.

Статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Причем эта обязанность распространяется на все организации – вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, о чем говорится в новых рекомендациях Минтруда.

Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?

В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.


Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

Сумма незаконного вознаграждения Санкция
Меньше или равна 1 млн руб. От 1 млн руб. до трехкратной суммы незаконного вознаграждения
Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб. От 20 млн руб. до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения
Больше 20 млн руб. От 100 млн руб. до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения


К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.

Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп

  • либо исправительные работы до 1 года,
  • либо ограничение свободы до 2 лет,
  • либо лишение свободы до 1 года.
  • либо исправительные работы до 3 лет,
  • либо ограничение свободы до 4 лет,
  • либо лишение свободы до 3 лет.

Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.

Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.

Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.


Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?

Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.

В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.

Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.

Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?

Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования. И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.

Новые документы содержат важные рекомендации:

  • Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
  • Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
  • Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами. Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
  • Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации. Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
  • При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
  • Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
  • Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
  • Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
  • Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
  • В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
  • Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
  • Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
  • В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
  • Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.

За какие ошибки компании привлекают к ответственности?

1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.

Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

После этого директор предприятия направил прокурору, подавшему иск, письмо. В нем он сообщил, что число работников в организации не превышает 15 человек, и у них нет полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Поэтому меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, и должностное лицо, ответственное за профилактику, не назначалось. Директор также попытался оспорить вынесенное решение в суде апелляционной инстанции. Однако суд пришел к выводу, что обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников. Апелляционная жалоба директора была оставлена без удовлетворения 4 .

2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.

Пример. Рассмотрев дело об административном правонарушении, Сыктывкарский городской суд посчитал, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, в том числе утвержден кодекс этики и служебного поведения работников, в котором установлен запрет на взяточничество. И хотя это не смогло предотвратить противоправные действия одного из работников, принятые меры все же привели к формированию негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе. В результате суд вынес решение о прекращении дела 6 .

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

  • Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
  • Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
  • Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
  • Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге. Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
  • Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
  • Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом. Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

4 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу № 33-2947/2015.

5 Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33а-4718/2017.

6 Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2014 г. по делу № 12-1248/2014.

Достаточно часто из СМИ мы слышим о выявлении правоохранительными и надзорными органами фактов коррупции. Она серьёзно затрудняет нормальное функционирование общественных механизмов, создаёт угрозу принципам социальной справедливости, препятствует эффективному развитию экономики. Давно известно, что только совместными усилиями можно побороть какие-либо негативные явления.

Интервью с прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Саха (Якутия) Акимовой Евгенией Васильевной!

1. Насколько в нашей республике распространены коррупционные нарушения?

В 2019 году выявлено 157 преступлений коррупционной направленности, из них 33 – это преступления связанные с дачей и получением взятки.

Несмотря на общее снижение регистрации по фактам взяточничества в 1,5 раза, увеличилось количество выявленных взяток в крупных и особо крупных размерах на 32 %.

Кроме того, органами прокуратуры республики ежегодно выявляется около 2500 иных нарушений в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, в целях устранения которых прокурорами принимается свыше 1000 актов прокурорского реагирования.

2. Какие сферы можно назвать самыми коррупционными на территории нашего региона?

Анализируя практику, можно сказать, что наиболее коррумпированными являются бюджетная сфера, сферы использования государственного и муниципального имущества, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Прокурорами выявляются факты присвоения денежных средств должностными лицами бюджетных организаций.

В сфере госзакупок распространены факты оплаты фактически невыполненных работ.

В 1 квартале 2019 года прокуратурой республики во взаимодействии к МВД РС(Я) и УФАС РС(Я) выявлено преступление о картельном сговоре при осуществлении закупок медицинских препаратов для медицинских учреждений республики.

Факты мелкого взяточничества в большинстве случаев связаны с дачей взятки сотрудникам правоохранительных органов в связи с привлечением виновных лиц к административной ответственности.

3. Как обывателю понять, что сотрудник ГИБДД просит у него взятку?

Если Ваш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД он обязан представиться, т.е. - отчётливо произнести фамилию, имя, отчество, звание и должность, а также показать служебное удостоверение, если Вы попросите. Объяснить причину остановки.

Если Вы признаете, что нарушили правила дорожного движения и нарушение при этом несерьёзное, инспектор ГИБДД может вынести постановление об административном правонарушении и выписать предупреждение или штраф.

Если же нарушение серьёзное или Вы не согласны с решением инспектора, тогда он должен составить протокол об административном правонарушении, который впоследствии будет рассматриваться судом. Если несмотря на это инспектор требует оплатить штраф на месте, то скорее всего, он просит взятку. Требование оплатить штраф на месте в этом случае незаконно.

4. А где ещё граждане могут встретить проявления коррупции и как их распознать?

  • любой сфере жизнедеятельности, где вы получаете какие-то услуги или зависите от решения должностных лиц.

Например, если медицинский работник говорит вам, что за вознаграждение он может организовать вам направление в профильное или более престижное медицинское учреждение, оказать более качественную медицинскую услугу, более качественный уход, более комфортную палату, процедуры без очереди и т.д. - скорее всего, он просит взятку.

Если при сдаче зачёта или экзамена в учебном заведении (т.е. профтехучилище, институте, университете) вы понимаете, что преподаватель завышает требования и намекает на вознаграждение – скорее всего, он просит взятку.

Об указанных фактах не стоит молчать и соглашаться с ними. Гражданам необходимо понимать и помнить, что уголовным законом предусмотрена ответственность, как за получение, так и за дачу взятки. При этом любое должностное лицо любого уровня, предоставляя вам государственные или муниципальные услуги и требуя за это для себя, своих близких или знакомых какое-либо дополнительное вознаграждение или услугу, тем самым нарушает закон – совершает преступление.

5. Обязательно ли взятка подразумевает под собой деньги? Какие бывают виды взятки?

Нет. Предметом взятки могут выступать не только денежные средства, но и иное имущество или услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, предоставление бесплатных услуг и т.п.), когда взяткополучатель освобождается от обязанности их оплатить.

Взяткой будет считаться и факт передачи денег или оказания услуг родственникам и близким должностного лица, который использовал свои служебные полномочия в пользу того, кто дал взятку.

Разновидностью взятки является – подкуп, когда между тем, кто даёт и тем, кто берет взятку, есть предварительная договорённость. Коммерческий подкуп – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Бывает взятка-благодарность, когда взятка передается за уже совершенное должностным лицом действие или бездействие без предварительной договоренности. Поэтому, если вы решили отблагодарить учителя, врача, должностное лицо, выдающее разрешение на строительство и т.д. на сумму свыше 3 тыс. рублей – вы становитесь соучастником преступления.

6. Когда взятка считается полученной?

Взятка считается полученной, когда человек ее принимает в физическом смысле (берет в руки; кладет в карман, сумку, портфель, автомобиль), либо соглашается с ее передачей (положили на стол, перечислили на счет).

Если обусловленная передача взятки не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное будет квалифицироваться как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению.

Когда речь идет о покушении на дачу взятки, то установленная законом мера ответственности применяется не в полном объеме. В подобной ситуации максимальный размер наказания не может превышать 3/4 от того, что устанавливается за доведенное до конца деяние.

7. Какие действия следует предпринять гражданину, если у него просят взятку?

В первую очередь следует знать, что как предложение, так и дача взятки, а также посредничество во взятке - являются преступлениями. Поэтому ни в коем случае не предлагайте сами, не идите на поводу у вымогателя взятки и не содействуйте в передаче взятки.

Если есть возможность запишите разговор на диктофон либо телефон. Выслушайте внимательно требования и поставленные перед Вами условия. Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложите хорошо знакомое Вам место для следующей встречи. После того, как договорились и распрощались, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

8. Возможно ли сообщить в правоохранительные органы о требовании взятки устно?

Заявление о преступлении можно сделать в устном или письменном виде.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается гражданином и сотрудником полиции, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

9. Есть ли ответственность за ложный донос о вымогательстве взятки?

10. Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

По делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации, и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности в связи с активным способствованием раскрытию и (или) расследованию преступления.

Вместе с тем деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе, возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.

11. Почему нашим должностным лицам не стоит совершать такие преступления?

Во-первых, рано или поздно преступление будет раскрыто. Во-вторых, эта категория преступлений с наиболее тяжёлыми санкциями. Например, за получение взятки помимо основного наказания налагается штраф в 20-кратном размере взятки. В третьих - при сумме 25 тыс. руб. – взятка имеет значительный размер, 150 тыс. – уже крупный, а 1 млн. – уже особо крупный. А при таких квалифицирующих признаках – ещё более жёсткие санкции – наказание до 15 лет лишения свободы, штрафы до 70-кратной суммы взятки.

Читайте также: