Возможность выбора и способность выбирать сообщение

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выбор в жизни человека

В каждом нашем дне присутствует выбор. И в каждом дне для нас есть выбор. Выбор, как необходимость и выбор, как возможность. Это неотъемлемая составляющая часть человеческой жизни. Практически каждое, принятое нами, решение, важное и не очень, чего бы оно не касалось, осуществляется через выбор. За свою жизнь мы совершаем множество выборов, абсолютно разного уровня, разного характера и значимости, в различных сферах нашей жизни и на различных её этапах.

Как живописное полотно рождается из маленьких и крупных мазков кисти художника, так и картину своей жизни человек пишет мазками собственных выборов и решений. Выборов повседневных и таких, что впоследствии становятся поворотными моментами жизни.

И, безусловно, это прекрасно, когда выбор есть. Когда мы вольны выбирать поступить нам так или иначе, выбрать тот вариант или этот. Прекрасно, когда человек имеет свободу творчества своей жизни. Нужно лишь помнить о том, что возможность выбора - это дар. И пользоваться им нужно осознанно, решительно и ответственно.

Именно выбор, который осуществляет человек, является важным формирующим фактором в жизни. Обладая движущей и направляющей силой, выбор оказывает основное влияние на её ход. Как известно, далеко не все зависит только от сложившейся ситуации и обстоятельств. Определяющее значение имеет именно то, какова реакция человека, его решения и поступки в данных условиях. Другими словами, значение имеет именно то, каким есть его выбор. Выбор, сделанный нами сегодня, создаёт наше завтра.

Не зависимо от того, совершаем ли мы выбор в какой-либо повседневной и, по сути своей, не значимой ситуации, либо же принимаем важное решение, способное повлиять на нашу дальнейшую жизнь, и в том и в другом случае выбор затрагивает нашу личность, проявляет её. И если выбор совершается нами самостоятельно, осознанно и осмысленно, то он определяет и раскрывает нашу личность в полной мере, обретая характер личностного выбора.

Каждому человеку в определённый момент жизни приходится сталкиваться с необходимостью выбора, имеющего судьбоносное значение. И стоит заметить, чем больше человек привык совершать осознанные, самостоятельные личностные выборы в своей повседневности, тем выше будет его готовность к принятию важных решений, тем сознательнее будет подход к осуществлению выбора в ответственный момент.

Но как часто перед выбором мы останавливаемся в нерешительности. Как часто нам бывает сложно сделать выбор и двигаться дальше. Мы понимаем, что выбирая один вариант, другой мы отвергаем. Выбирая одну возможность, для другой мы закрываем дверь. Нас пугает неизвестность, возможность ошибиться, нам мешает непонимание себя, своих желаний и, порой, даже того, для чего мы этот выбор делаем. Выбор – это решение задачи. А для верного решения, в первую очередь, необходимо понять суть задачи.

Никто не застрахован от ситуаций, в которых, по разным причинам, бывает сложно сделать выбор. И, тем более, не возможно всегда быть уверенным, что твой выбор окажется всегда правильным. Но чем лучше человек знает себя, свои жизненные ценности и приоритеты, чем яснее и чётче его представление о том, чего он хочет в жизни – тем проще и определённее для него становится процесс выбора. Потому что человек, в таком случае, понимает суть поставленной перед ним задачи, осознаёт смысл и цену своего выбора.

Все наши выборы, хоть и совершаются на разных уровнях и в различных сферах, на самом деле, есть частью единого целого. Это единое целое есть суть нашей жизни – наше предназначение. То, что должен и может реализовать только сам человек. И никто другой за него этого сделать не сможет. А это значит, что нужно иметь смелость, желание и стремление жить собственной жизнью, каждый раз делая осознанный личностный выбор, в независимости от его уровня сложности и важности.

Каждый человек индивидуален, каждый имеет своё жизненное предназначение, сокрытое в его личности. И суть важным есть прожить свою жизнь, в полной мере проявляя свою личность и индивидуальность, пройти свой путь, реализовать свое предназначение, каждый день делая свой выбор.

Я предлагаю попробовать ощутить себя хозяином своей жизни. У каждого из вас будет свободный выбор. Для этого у вас на столе по 6 - жетонов, которые вы можете обменять именно на то, что на ваш взгляд необходимо в вашей жизни. Помните, что назад вернуться нельзя, повернуть жизнь вспять невозможно. (СЛАЙДЫ)

(Учащиеся обменивают жетоны на жизненные ценности)

УЧ. Все ли жетоны израсходованы? Почему? Почему не хватило?

Хотели бы вы изменить свое решение? Почему?

Подведем итог, давайте увидим общую картину Вашего выбора. Я предлагаю всем пройти к доске и прикрепить стикеры по группам (образование, любовь и дружба, слава, здоровье, материальные блага).

Если на первом месте образование – Молодцы, так приятно, что наш труд не напрасен. Будем образование - будет престижная работа – материальные блага. Если на первом месте любовь и дружба - это прекрасно, вы находитесь в кругу друзей и любимых. У вас широкая душа - как это много значит, и в горе и в радости у вас есть кто-то, кто будет всегда рядом, придет на помощь. Если на первом месте Материальные блага - вообщем тоже не плохо, но стоит ли тратить жизнь только на это.

УЧ. Это был ваш выбор для себя. ОН есть всегда. ОН рационален (так как мы выбираем для себя). Мы всегда чем- то жертвуем. НО в жизни есть другие ситуации. Когда нужно сделать выбор в пользу другого человека (слайд).

Мальчик, подающий надежды, одаренный ребенок.

ПАРЕНЬ, единственный кормилец многодетной семьи.

Профессор, работающий над внедрением лекарства от рака.

Политик, депутат государственной думы.

Все они тяжелобольные. У меня есть волшебное яблоко исцеления, которое дарует жизнь. Перед вами стоит не легкий выбор – кого вы спасете .

(В результате работы получаются группы). Выбор труден? Смогли бы вы прийти к одному решению? Скажите, выбор рационален?

(Возврат к слайду) Выбор есть, мы жертвуем, но выбор не всегда рационален Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить?

УЧ. Возьмем обыденную ситуацию. Школа. Перемена. Уйти или не уйти с урока? Группа слева приводит доводы – ЗА, справа – ПРОТИВ. (Один из учеников должен выслушать доводы и выбрать ЗА и ли ПРОТИВ).

(Возврат к слайду) Выбор есть, мы жертвуем, выбор рационален? На сколько, актуальна эта тема? Каждый выбирает для себя. Выбираем тоже – как умеем. Ни к кому претензий не имеем. Каждый выбирает для себя! Я желаю Вам легкого выбора, о котором бы Вы не пожалели.

Потому что душа живая, неинертная, действующая, она постоянно должна что-то делать. Такова природа души – Сат, Чит и Ананда – душа исполнена вечности, знаний и блаженства .

Попадая в материальный мир, мы как бы утрачиваем это. Майя – иллюзорная энергия Господа покрывает нас и мы теряем вечность, знания и блаженство. И что мы делаем? Мы начинаем все время к этому стремиться, перед нами возникает выбор.

Люди всегда искали секреты вечной молодости. Всегда уважали тех, кто что-то знает, чтили мудрецов во все времена и века. Все хотели Ананды – блаженства.

В современном варианте нам дают подмены, которые отдаленно напоминают некое блаженство. Сейчас все это заменяют алкоголь, наркотики, секс, информационные технологии, кино, интернет и т.д. И это все раздувается, рекламируется, нам показывают, как лучше наслаждаться, а мы погружаемся в это все глубже и глубже.

Это мешает нам помнить, кто мы на самом деле, о том, что мы - душа , как следствие, мы теряем себя. Но такова природа, мы сами сделали свой выбор в какой-то момент.

Если глубоко капнуть до самого корня, то мы поймем, что выбор у нас небольшой - мы выбираем Бога и все, что с ним связано или не выбираем.

Если человек выбирает Бога, то ему становится интересно узнать о Нем, сделать что-то для Него. Все, что мы делаем, мы делаем для Бога – в этом смысл выбора.

Если же человек все делает для себя , тогда 100% все идет по карме, шансов нет, он все получит, что написано в его карте.

Способность делать выбор – это способность творить. Выбор, проявление инициативы связаны с некоторым риском, поскольку мы выходим из обычного потока деятельности. Но откуда нам знать, если мы не сделаем усилия? То, что вы сейчас собой представляете, – это сумма тех выборов, которые вы делали в течение жизни. Сила выбора – это также сила, или способность управлять тем, кто вы! Каждый сделанный вами выбор – это кирпич в здании вашей жизни. Каждый поступок, слово, каждое решение становится частью вас самих. То, как вы видите мир и как на него реагируете, – это результат прежних решений, прежнего выбора. Иногда нас уговаривают или заставляют сделать какой-то выбор, но в конченом счете, мы сами его делаем.

Всякий раз, когда мы считаем, что у нас нет выбора и что мы бессильны изменить то, что дает жизнь, мы отрицаем одну из наших главных способностей – способность выбирать. Когда вы полностью осознаете свою власть делать выбор, то вас может изумить широта спектра открывающихся перед вами возможностей. У вас появится возможность изменить вашу жизнь и даже изменить самого себя – исключительно за счет выбора! Пользуйтесь этим даром мудро.

Вы выбираете себе ту дорогу, по которой хотите идти. Почему люди, выросшие в сходных обстоятельствах вырастают разными? На этот вопрос прекрасно отвечает стихотворение Э. Уилкокс:

Корабль на юг и корабль на восток

Ветер один направляет.

Парусов поворот, а не ветра поток

Их курс определяет.

Способность выбирать дает человеку власть управлять своими поступками. В выборе подразумевается, что предпринятое действие является наилучшим и что все остальные альтернативы отброшены. Мы не можем сознательно выбирать то, что не является для нас наилучшим. Способность следовать некоему курсу, будет ли он общепризнан или нет, измеряется мужеством. Чем больше мужества, тем выше в нас способность действовать так, чтобы вызывать перемены.

Иногда выбор состоит в воздержании. Воздержание и воля – это основа власти над собой. А власть над собой самая великая и значительная. Разве мы не знаем, что все берет начало на уровне сознания? Мы созданы для того, чтобы быть властителями жизни, а не марионетками. Скромность помогает нам увидеть, что есть воздержание и как оно дает нам возможность планировать жизнь – тогда наша жизнь приобретает более глубокий смысл. Мы понимаем, что у нас есть способность управлять своей жизнью, а начинается она с воздержания.

2.2. Игрушки и как их выбирать

2.2. Игрушки и как их выбирать Использование того или иного предмета в качестве игрового заместителя чего-то другого возможно при условии, если с ним удается производить те же действия, для совершения которых предназначен настоящий предмет. Не обязательно при этом, чтобы

А правильно ли выбирать счастье?

А правильно ли выбирать счастье? Я так понимаю, что люди от страданий и проблем отказываться очень не хотят и поэтому выдвигают очень умные возражения.Всегда два и всегда одни и те же, что говорит, видимо, об их очень творческом интеллектуальном процессе.Первое умное

Учитесь выбирать главное

Учитесь выбирать главное Тот, кто не может понять, что ему необходимо, а что — только пустая трата времени, всегда будет жить в напряжении. День его короток, работы много, и его удел — хроническая спешка во всем. Трудно даже представить, сколько ненужных дел нам навязывает

Зачем выбирать

Зачем выбирать Зарождение – не просто момент возникновения идеи, представления о том, что вы хотите создать. Под этим понятием подразумевается нечто более важное, а именно: проращивание семян, из которых вызреет творение. Проращивать семена такого рода можно только

Что выбирать

Что выбирать Я частенько хожу обедать с одним из моих коллег. На ознакомление с меню у меня обычно уходит секунд 15–20. После этого я уже готов сделать заказ. А вот мой друг берется за изучение списка блюд с ретивостью монаха-иезуита, и официанту приходится по два-три

Как выбирать

Как выбирать Говоря о природе композиторского искусства, маэстро XX века Карлхайнц Штокхаузен заметил: Самое удивительное в сочинении музыки – то, что тебе непрерывно приходится делать выбор: какой величины нарисовать нотную головку, какой длины – штиль ноты, какого

Мы предпочитаем выбирать наверняка

Мы предпочитаем выбирать наверняка Полученные Канеманом и Тверски результаты указывают на то, что при принятии решений люди, судя по всему, используют четкую и последовательную модель рассуждений. В ситуациях, когда предполагаются потери, люди склонны больше идти на

13 Кого выбирать

13 Кого выбирать Среди соискательниц упорно циркулируют сказки о том, что кто-то когда-то кому-то подарил квартиру, машину, колечко. Заметьте, о яхтах и домах они даже сказок не придумывают, поскольку их дорого содержать. Однако в жизни, как и в этом произведении, вы скорее

Глава 2 Как знакомиться, где знакомиться, с кем знакомиться, а с кем не знакомиться. Как ходить на свидания, нужно ли выбирать, как выбирать?

Глава 2 Как знакомиться, где знакомиться, с кем знакомиться, а с кем не знакомиться. Как ходить на свидания, нужно ли выбирать, как выбирать? Мне очень нравится теория родства душ, и хочется верить, что существуют люди, встретившие свои вторые половинки, искавшие друг друга

9.9 Как выбирать женщину

9.9 Как выбирать женщину Если хотите узнать недостатки девушки, похвалите ее перед подругами. Мужской тест Какая вам нужна, а какая нет? Давайте разбираться.Впервую очередь, полностью аналогично элементарным правилам поведения в бизнесе, в целях сбережения времени,

9.9 Как выбирать женщину

9.9 Как выбирать женщину Если хотите узнать недостатки девушки, похвалите ее перед подругами. Мужской тест Какая вам нужна, а какая нет? Давайте разбираться. В первую очередь, полностью аналогично элементарным правилам поведения в бизнесе, в целях сбережения времени,

Швеция: учимся выбирать

Швеция: учимся выбирать С точки зрения японских родителей, решения за детей должны принимать они. В Швеции, наоборот, родители проявляют любовь, предоставляя детям свободу выбора. Но и в той и в другой стране дети едят лучше, чем в Америке.Оптимальное (одно из лучших в мире!)

Выбор человека: возможность выбора и коридор возможностей

Чувство выбора даёт чувство свободы, но и страх ответственности. Понятие выбора в психике человека играет одну из ключевых ролей. Давайте поговорим о свободе выбора и его ограничениях, а также о том, что такое коридор возможностей, и как мы сами его сужаем или расширяем своими решениями!

Важность ощущения возможности выбора и то, как это ощущение влияет на психику человека, сложно переоценить. С этим чувством человек сталкивается на протяжении всей своей жизни ежедневно и по много раз на дню как по вопросам глобального характера, определяющим всю жизнь человека: какую профессию выбрать, куда пойти работать, кого выбрать в спутники жизни, так и по вопросам бытовым и малозначимым: какой соус купить к ужину, какую одежду одеть на праздничное мероприятие, брать ли с собой зонт, когда тучи по небу ходят, но прогноз погоды сообщает, что дождя не будет.

Всегда ли человек свободен в своём выборе, волен ли он выбирать то, что захочет? Об этом мы говорили в других материалах. А сейчас давайте поговорим о том, когда у человека действительно выбор есть, а когда его очень хочется иметь, но его нет.

Проживая свою жизнь, много кто задумывался над тем, каков выбор нам предлагается и от чего это зависит. Ведь выбирать можно только тогда, когда предложен выбор, когда есть возможность его совершить.

Например, стоя на краю пропасти у человека есть выбор куда двигаться. Он может сделать шаг в сторону, шаг назад, может прыгнуть на месте, а может шагнуть в пропасть. Но если он выберет последнее, то дальнейший его выбор будет сильно ограничен. Даже если человек в процессе полёта ко дну пропасти захочет выбрать, чтобы полететь, он этого сделать не сможет. Ему не будет такой выбор предоставлен. Он, конечно, может выбрать либо смириться с неизбежной встречей с дном пропасти, либо стараться хоть что-то предпринять, например, размахивать руками в надежде полететь, но выбора, полететь как птица или не полететь, у него не будет.

Бывало, что люди выживали после падения с большой высоты, но и здесь они не выбирали – это выбрали за них.

Вся жизнь человека состоит из тех ситуаций, когда у нас есть выбор, и тех, когда выбирают за нас – выбирают другие люди, выбирают обстоятельства, судьба, кто угодно, но не мы.

Оттого человек и ценит право выбора, потому что это даёт ему ощущение власти и контроля над собственной жизнью, хоть этот контроль и призрачен, иллюзорен, но человека это устраивает.

И иллюзорен он не только потому, что выбор человека предопределён (мы об этом говорили ранее в иных материалах), но и потому, что сам человек не знает, к чему его приведёт его выбор, улучшит ли или ухудшит его положение и состояние. В этом смысле ситуации с отсутствием выбора и с его наличием не имеют различий – в обоих случаях последствия заранее неизвестны и могут быть как положительными для человека, так и отрицательными.

Когда человек совершает выбор, меняется ситуация и его положение в жизни.

Например, в случае с пропастью, шаг в неё сильно ограничивает возможности человека по дальнейшему выбору, помещая его в узкое пространство вариантов, где он уже мало что может изменить. Шаг в сторону по краю пропасти ничего принципиально не меняет – новое положение такое же по возможным вариантам, как и прошлое. А вот шаг назад от пропасти расширяет возможности человека по выбору, теперь, находясь в новой позиции, если будет необходимо, он может сделать шаг во все четыре стороны без последствий для себя.

Таким образом зачастую дело обстоит в нашей обыденной жизни. Когда наши решения либо сужают коридор будущих возможностей, либо не изменяют его, либо расширяют.

Одним из важных навыков состоит в том, чтобы, организуя свою жизнь, приводить себя в то состояние, в котором потенциальные возможности для выбора расширяются, а не сужаются, когда человек потенциально сможет выбирать из большего числа вариантов, а не из меньшего.

Данное явление имеет огромное значение на длинных дистанциях жизни в стратегической перспективе, но и в локальных ситуациях это порою играет немаловажную роль.

Например, чем более человек разносторонне развит, чем больше у него навыков и знаний, тем больше возможностей выбора направлений для реализации себя в жизни у него будет, тем более он будет свободен – это важный элемент на перспективу всей жизни. Локально, например, это может проявляться в установлении хороших отношений со всеми в коллективе, в котором трудится человек. Чем больше положительных связей с людьми, тем будет больше точек опоры в сложных ситуациях, и больше выбора будет (к примеру, к кому обратиться за помощью) в различных ситуациях.

Давайте перечислим несколько важных составляющих, которые всегда расширяют выбор и дают больше возможностей:

  1. Знания и опыт. Знания, опыт, навыки, способности всегда расширяю возможности для выбора как в тактической, так и стратегической перспективе. Они позволяют не только эффективно решать различные встающие задачи, но и выбирать наиболее эффективный способ решения, в то время как недостаточные знания и навыки лишают либо выбора, решить задачу или нет, поскольку решение в принципе невозможно, а значит и выбора нет, либо ограничивают в способах решения, сводя всё к одному варианту, который доступен человеку с его знаниями и опытом.
  2. Хорошие отношения с людьми. Плохие отношения с человеком – это закрытая дверь, с ним невозможно обменяться информацией и опытом, невозможно найти взаимовыгодное партнёрство или договорённости, невозможно получить помощь и поддержку. Положительные отношения открывают двери для выбора. Имея хорошие отношения с человеком, появляется выбор, например, попросить о помощи или нет, предложить сделку или нет, обменяться информацией в разговоре или нет, а когда отношения плохие, то такого выбора нет. Человек, плохо к нам относящийся, уже сделал этот выбор за нас и на все возможности один ответ – нет.
  3. Финансовые и материальные накопления. Это простая и понятная вещь – чем больше финансов и иных материальных благ, тем больше выбор у человек есть. Тот, кто не имеет машины, не может выбрать поехать на своей машине или общественном транспорте. Тот, у кого нет свободных денег, не может купить то, что хочет, или то, что может быть необходимо в данный момент. Поэтому наличие определённых накоплений и виде денег, и в виде материальных ценностей, также расширяет возможности для выбора, а сокращение материальной базы – сужает.

Иметь право выбора – это хорошо, но уметь расширять свои возможности для выбора намного полезнее. Человек может выбирать и принимать решения, и от его решений напрямую зависит предоставит ли он сам своим выбором себе право выбирать в будущем, и какой это будет выбор, либо лишит себя этой привилегии.

Выстраивая свою жизнь, стоит не только наслаждаться свободой своего выбора, но и целенаправленно работать над тем, чтобы в будущем это право за нами сохранялось, а возможности по выбору расширялись. Это самым позитивным образом сказывается на качестве нашей жизни, нашем счастье и настроении, нашей устойчивости и уверенности в завтрашнем дне. И все эти возможности в руках каждого!

Читайте также: