Воздушное сообщение республики беларусь

Обновлено: 04.07.2024

Белорусская ССР в составе Советского Союза занимала пятое место по численности населения (10.2 млн. чел.) и шестое — по площади (207,6 тыс. км 2 ), что в целом выводило её на седьмую позицию среди союзных республик по плотности населения (48.9 чел./км 2 ).

По состоянию на конец 1991 года в республике имелись 74 города и 126 посёлков городского типа.

На тот же период времени парк белорусской гражданской авиации был пятым по численности в СССР - 385 ВС (269 самолётов - 5-е место в СССР и 118 вертолётов - третье место). Самолётный парк был представлен 23 Ту-154, 21 Ту-134, 19 Ан-24, 9 Як-40 и 7 Ан-26, а вертолётный - 44 Ка-26 и 74 Ми-2. Также в его составе имелись и 190 Ан-2.

Особенностями белоруской авиации являлись наличие значительного количества Ту-134 (третий по численности парк среди республик СССР) и Ту-154 (пятый по численности парк). По количеству Ка-26 Белорусское УГА занимало 4-е место в СССР, а по Ми-2 - третье.

Интересно отметить, что до 1 января 1990 года в составе Белорусского УГА находился и Калининградский ОАО (380-й ло на Ту-134 и Ан-2), который затем передали во Внуковское ПО.



Аэропорт Минск-1 во времена СССР

Структурно в состав Белорусского УГА по состоянию на конец 1991 года входили десять лётных отрядов (ло):

Номер
лётного отряда

Типы эксплуатируемых ВС

Ан-24, Ан-26, Ту-134

Ан-2, Як-40, Ан-24, Ан-26

* - в составе аэропорта Минск-2.

Кроме указанных выше аэродромов, в ведении Белорус­ского УГА находились основные аэродромы Пинск, Полоцк (Бецкое), Мозырь и Пионерский.

По итогам 1991 года аэропорты Белоруссии обслужили около двух миллионов пассажиров, а воздушные суда Белорусского УГА перевезли около 17.5 тыс. тонн грузов и почты и выполнили АХР на площади около 2.3 млн. гектаров.

Также на территории Беларуси размещались Минское авиационно-техническое училище ГА и 407-й АРЗ ГА (Минск-1), на котором ремонтировал и Ту-134, Як-40 и Як-42.

27 июля 1990 года принята Декларация о государ­ственном суверенитете Белорусской ССР, а 19 сентября следующего года БССР была переименована в Респу­блику Беларусь. 26 декабря 1991 года, уже после подпи­сания Беловежских соглашений о прекращении существо­вания СССР как государства, Беларусь пошла теперь уже собственной дорогой.

С 1993 года Беларусь - член ICA0. В том же году в стране создан Государственный комитет по авиации Республики Беларусь, который в июле 2006 года переименовали в Департамент по авиации Министерства транспорта и комму­никаций Республики Беларусь.

Правопреемницей Белорусского УГА объявили Белорусское объединение гражданской авиации Белавиа (с 5 марта 1996 года - Национальная авиакомпания Белавиа), в составе которой в 1993 году и появились первые самолёты в национальных цветах и с новой регистрацией, т.к. им приходилось выполнять полёты в Западную Европу.

В 1998 году произошло объединение Белавиа с авиакомпанией Минскавиа, а в 2000 году - с Могилёвавиа, в результате чего флот первой из них пополнился Ан-24, Ан-26 и Як-40 и достиг значения в 90 ВС. Правда, состояние большинства из них оставляло желать лучшего.



Ан-24 в аэропорту Витебска

В 2003 году Белавиа получен первый самолёт западного производства – Боинг 737-500, а в феврале 2007 года поставлен первый CPJ-100LR. Также в 2003 году озвучивались планы по закупкам для Белавиа 50-местных бразильских Эмбраер-145, но они так и остались нереализованными.

Все самолёты иностранного производства авиакомпания приобрела на условиях лизинга: если в отношении CPJ-100LR это был финансовый лизинг, по истечении сроков которого самолет переходил в собственность компании, то для Боинг- операционный.

В настоящее время Белавиа является основным авиационным перевозчиком в Беларуси, выполняя полёты как по территории страны, так и по СНГ, в Европу и на Ближний Восток.

Постепенно выводя из эксплуатации советскую авиатехнику, в 2009 году Белавиа взяла в операционный лизинг три Боинг737 и два CPJ-200. Её парк на тот момент был представлен четырьмя Ту-154М, восемью Боинг737 и тремя CRJ-200. В 2010 году прибыли ещё один Боинг737-500 и один CRJ-200LR.



Основным типом самолётов в авиапарке Белавиа являются Боинг737

В октябре 2013 года в составе авиакомпании находились 3 Ту-154М, б Боинг737-300, б Боинг737-500, один Боинг BBJ2 (используется руководством страны, стал первым подобным лайнером на просторах бывшего СССР), один CRJ 100ER, три CRJ 200ER, два Embraer 175, один Bombardier Challenger 850 (VIP), также использующийся руководством страны. Интересно отметить, что некоторое время для перевозки Президента страны использовался и Боинг 7б7 (куплен в мае 2012 года в Туркменистане, в настоящее время находится в лизинге).

По состоянию на июль 2017 года в составе авиакомпании имелось 19 Боинг737 (в т.ч. б - Боинг737-800), 5 CRJ 200 и по два Embraer 175 и Embraer 195 - всего 28 самолётов. В июне 2017 года Белавиа подписала контракт с фирмой-производителем на поставку в 2018 году ещё по одному Embraer 175 и Embraer 195.

Постепенно расширяется и география полётов авиакомпании Белавиа - так, с 12 сентября 2016 года она начала выполнение рейсов в подмосковный Жуковский. Начаты полёты в литовскую Палангу и украинский Львов.

В 2010 году Белавиа перевезла 968 тыс. пассажиров, что на 29% больше, чем в 2009 году. В 2011 году обслужено уже 1.036 млн. пассажиров и 1586 тонн груза, почты и платного багажа. В 2015 году самолётами авиакомпании перевезено чуть более 2 млн. пассажиров, а в 2016-м - уже 2.5 млн.

Что касается других авиакомпаний, то в 2011 году прекратила операционную деятельность АК Гомельавиа, созданная в 1996 году и ранее выполнявшая регулярные и чартерные рейсы. Одним из основных видов деятельности была 15-летняя перевозка белорусских нефтяников-вахтовиков в Западную Сибирь. В парк авиакомпании входили 5 Ан-24, 4 Ту-134 и 3 Ил-76.

В середине 1992 года у Белавиа появился и первый конкурент: им стала негосударственная авиакомпания Белэйр, первоначально специализировавшаяся на чартерных перевозках и располагавшая парком из двух Ил-76, двух Ту-134 и одного Як-40. Один из Илов (EW-76836) 31 декабря 1994 года выкатился при посадке в Сараево и подломал переднюю стойку. Восстанавливать его не стали, поэтому там же и в самом начале 2000-х годов и утилизировали. А сама Белэйр просуществовала до 1999 года.

Со временем количество Ил-76 в её парке уменьшалось, и по состоянию на осень 2013 года их было 8, из которых летало только четыре. Ещё 8 находились на хранении в Национальном аэропорту Минск. Два Ил-76 с разницей всего в две недели потеряли в 2011 году в Сомали из-за огневого воздействия с земли.

По состоянию на июль 2017 года в эксплуатации находилось 4 машины данного типа, кроме того, в настоящее время авиакомпания эксплуатирует и два грузовых Боинг747. Первый из них получен Трансавиасервисом в июне 2015 года.

В составе авиакомпании Гродно, созданной в 2007 году, имеется три Ан-12, по одному Ан-32 и Ан-30, а также 11 Ан-2. Кроме того, согласно своему сайту, авиаперевозчик эксплуатирует и три Ан-24, но какие регистрационные номера имеют эти самолёты и где их эксплуатируют, автору найти так и не удалось- возможно, информация на сайте слегка устарела.

Минская авиакомпания Genex имеет в своём составе два Ан-26, а до этого эксплуатировала L-410 и Ан-2. Рубистар (создана в 2002 году) оперирует двумя Ил-76 и двумя Ан-12. А в минской Регул летают Ан-2. В Дженерал Лайн, созданной в 1998 году, эксплуатировали 3 Ка-26, на которых выполняли АХР. В настоящее время они выведены из парка авиакомпании.

В 2013 году при Оршанском авиаремонтном заводе создана авиакомпания Орша Эйр, в состав которой вошли один Ми-8 и один Ми-2 (в настоящее время здесь летает Як-40). В 2015 году создана авиакомпания Рада, которая выполняет полёты на грузовом Ил-62Гр и одном Ан-26.

Ряд авиакомпаний прекратил свою операционную деятельность:

Типы эксплуатиро-
вавшихся ВС

БелЭйр (Белоруские авиалинии)

Ту-154, Ту-134, Ан-24

Теперь о том, как Беларусь распорядилась доставшимся ей от СССР авиапарком.

Из 23 белорусских Ту-154 один потеряли в аварии 13.10.92 г. во Владивостоке, б списали в 1994-96 гг., еще 3 - в 1997-2001 гг. С 2002 по 2006 год из эксплуатации вывели 7 Ту-154, а в 2007-11 - ещё 4. В 2007 году одну из машин повредили на земле.

В продолжение ещё союзных поставок в 1992 году в Беларуси получили новый Ту-154М, а в 2005 году новую машину поставили с Самарского авиазавода и для правительственного отряда. На октябрь 2013 года в парке Белавиа числилось три самолёта этого типа, к настоящему времени в её составе остался всего один правительственный Ту-154М.

Из 21 Ту-134, доставшихся Беларуси,три машины продали в Россию (в 2002, 2003 и 2004 гг.), одну - на Украину (в 1996 году). В 1992-96 гг. списаны 4 машины данного типа, в 1997-2001 гг. - ещё 5, в 2002-06 и 2007-11 гг. - ещё по 4.

Из девяти Як-40 два продали в Россию (1993 год), в 1997-2001 году списали два самолёта, в 2002-06 гг. - ещё три, а крайний - в 2008 году. Год вывода из эксплуатации ещё одного Як-40 установить не удалось.

Интересно отметить, что в 1994-96 гг. в составе Белавиа в лизинге находился Ил-86 (получил регистрацию EW-86062), принадлежавший Ульяновской ШВЛП. На нём предполагалось начать полёты в США и Китай, но планы так и остались планами.

После 1991 года беларусские авиакомпании получили из болгарской Balcan 1 Ту-154, из ВВС ГДР - 1 Ту-134, а из Чехии -1 Як-40. В России куплены 1 Ту-134,1 Ил-76, 2 Ан-26, 1 Ан-30, в Эстонии - 2 Ту-134.

В настоящий момент гражданской авиацией Беларуси используются следующие аэродромы:

Всего же в Беларуси имеется 67 ВПП, из которых 36 - с твердым покрытием.

Аэропорт Минск-1 первоначально практически полностью перевели на обслуживание бизнес-авиации, с 29 октября 2012 года все регулярные рейсы в нём прекращены и перенесены в Национальный аэропорт Минск. В декабре 2015 года аэропорт Минск-1 закрыли, однако его ВПП и далее будет эксплуатироваться АРЗ.

Остальные аэропорты (Гомель, Брест, Гродно, Могилев и Витебск) для регулярных пассажирских перевозок практически не используются. Исключение составляет летний период, когда Белавиа выполняет регулярные рейсы из Бреста, Витебска, Гродно и Гомеля в Калининград, а также -чартерные рейсы в Болгарию, Египет, Турцию, Черногорию.

В основном, областные аэропорты используются для посадок Ил-76 и Ан-12 различных авиакомпаний, Из них наиболее востребован аэропорт в Гомеле, где за 2016 год обслужено около 1000 ВС.

На протяжении многих лет на круглогодичной основе из Гомеля выполняются чартерные рейсы по перевозке вахтовиков-нефтяников в российские Ноябрьск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Новый Уренгой и Нягань.

Особенностью ГА Беларуси является то, что аэропорты страны включены в структуру государственного предприятия Белаэронавигация.

В 2016 в аэропорту Минск началось строительство новой ВПП длиною 3700 м, которая сможет принимать все типы пассажирских лайнеров, включая А380. Её введение в эксплуатацию намечено на 2018 год.

По итогам 2015 года аэропорт Минск и Минск-1 обслужили 2,78 млн. пассажиров, что было на 7% больше, чем в предыдущем году. Аэропорты Брест, Гомель, Могилев, Витебск и Гродно обслужили в сумме 92 тыс. человек, что на 108% больше, чем в 2014-м. В 2016-м услугами беларусских аэропортов воспользовались уже 3.5 млн. пассажиров, из них 3.42 млн. пришлось на аэропорт Минск (а это на 3,4% больше, чем в 2015 году, и в 5 раз больше, чем в 2006 году).

Стоит отметить, что в 2008 году аэропортом впервые за постсоветский период обслужено более 1 млн. пассажиров.

В том же 2016 году беларусские авиакомпании перевезли 2.5 млн. пассажиров, что на 19% больше, чем в 2015 году. В 2016-м отмечен и рост на 68% (до 48.2 тыс. т) массы перевезенных беларусскими авиакомпаниями грузов и почты. Из этого числа 17.3 тыс. тонн пришлось на внутренние авиаперевозки. Для сравнения, в 2014 году беларусские авиаперевозчики перевезли около 2.0 млн. пассажиров и 40.9 тыс. тонн грузов.

За первые 4 месяца 2017 года аэропорт Минск обслужил 1.03 млн. пассажиров, продемонстрировав рост на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.



Национальный аэропорт Минск

По состоянию на июль 2017 года из аэропорта Минск выполнялись рейсы в 29 стран мира, в т.ч. в 9 постсоветских: Азербайджан, Армения, Грузия (Батуми, Тбилиси), Казахстан (Астана, Караганда, Костанай), Латвия, Литва, Россия (Калининград, Краснодар, Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Сочи), Туркменистан, Узбекистан и Украина (Запорожье, Киев/Борисполь, Киев/Жуляны, Львов, Одесса, Харьков).

Указом Президента Республики Беларусь от 04.04.1995 года № 126 в 1996 году было создано Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения Белаэронавигация. В 2012 году им обслужено более 195 тыс. внутригосударственных и международных полётов. В 2016 году таких было 277,7 тысяч (в 2015 году - 262,4 тыс., в 2014-м - 253,7 тыс.).

Обслуживание воздушного движения осуществляется на площади 207.6 тыс. кв. км, а протяженность воздушных трасс над территорией страны составляет 27630 км.

Кадры для гражданской авиации Беларуси готовит Минский государственный высший авиационный колледж (создан 22.01.1991 года приказом Министра гражданской авиации СССР №18 на базе Минского авиационного технического училища ГА, ведущего свою историю с 1974 года). С 15 апреля 1994 года учебное заведение получило название Минский государственный авиационный колледж, а с 3 мая 1995 года оно передано в подчинению Государственному комитету по авиации Республики Беларусь.

С 1997 года в колледже открыта подготовка авиационных специалистов с высшим образованием. С апреля 2001 его название изменено на Минский государственный высший авиационный колледж.

В конце 2000-го года возникла идея о реорганизации колледжа в Белорусскую государственную академию авиации, однако она воплотилась в жизнь только с 1 апреля 2015 года.

В начале 10-х годов в ВУЗе по 6 специальностям высшего уровня и 6 специальностям среднего уровня училось более 3000 человек. Каждый год на его базе больше 1300 человек проходят курсы повышения квалификации. При этом обучение проходят не только граждане Беларуси, но и иностранцы.

В то же время собственной системы подготовки пилотов в Белоруссии нет: их на основании договора с Россией готовят в Ульяновском высшем лётном училище, не более десяти ежегодно.



Списанные беларусские самолёты

По данным МАК, в период с начала 1992 года по середину 2017 года с ВС (в т.ч. и A0H), носившими беларусскую регистрацию, произошло 34 авиационных происшествия, из них десять катастроф. Из них самым тяжёлым стало происшествие с Ан-26 EW-46465 авиакомпании LionAir, произошедшее 29 сентября 1998 года в Шри-Ланке, когда погибло 55 человек.

Стоит отметить и зависимость беларусской ГА от объёмов доступа на российский авиационный рынок и от поставляемых Россией энергоносителей, в первую очередь, авиационных топлив.

Учитывая размеры страны, в ней никогда не было много авиакомпаний, осуществляющих пассажирские авиаперевозки, со временем вообще осталась только одна - Белавиа. А небольшое количество других авиаперевозчиков предпочитают работать на рынке грузовых перевозок, прежде всего, за пределами страны.

Автор: Сергей Валериевич Дроздов

Конечно, вы без всякой регистрации можете покупать билеты, узнавать расписания, бронировать отели и т.п.

Но после регистрации все это станет удобнее и быстрее.

В любой момент вы сможете

  • распечатать бланк заказа или маршрутной квитанции,
  • заказать звонок оператора и т.п.,
  • посмотреть историю заказов.

Личный кабинет мы сделали совсем недавно. Уже скоро его возможности ощутимо расширятся.

Стоимость

О Белоруссии

Курорты Белоруссии

Туту.ру → Путеводитель → Беларусь → Условия въезда в Белоруссию сейчас (требования из-за коронавируса)

Въезд в Беларусь на поезде и самолете

На данный момент попасть из России в Беларусь без всяких оснований, в том числе с целью туризма, можно только двумя способами — самолетом и поездом. В этом случае для въезда в Беларусь россиянам требуются паспорт и отрицательный тест ПЦР не старше 72 часов или сертификат о вакцинации, завершенной от 1 до 12 месяцев назад. Подтверждать цель поездки документами не нужно. Для остальных способов пересечения границы надо иметь основание для выезда из России.

С 8 февраля 2021 года снова ходят поезда из России в Беларусь. Основания для поездки на поезде не нужны как гражданам России (пункта 15 распоряжения Правительства РФ №763-р), так и гражданам Беларуси (абзац 22 пункта 2 распоряжения Правительства РФ №635-р). Курсируют поезда:

Выезд из России через наземные границы

С марта 2020 года выезд россиян из России через наземные границы ограничен. Пересечь границу на автобусе, машине, пешком могут только определенные категории граждан, при этом нужно подтвердить цель поездки документами. Полный список тех, кому разрешается выехать из России через наземные пункты пропуска, перечислен в распоряжении Правительства РФ №1291-р и распоряжении №2259-р.

Распоряжением №1291-р от 18 мая 2021 года расширен список родственников, к которым можно выезжать за рубеж, разрешено выезжать владельцам заграничной недвижимости, отменено ограничение количества выездов с целью учебы, работы и по ВНЖ.

Основание для выезда из РФ

Подтверждающие документы

Обучение за рубежом

договор об обучении, приглашение от образовательного учреждения, направление на учебу из России

Работа за рубежом

трудовой договор с иностранным работодателем, разрешение на работу в другой стране

Гражданство или ВНЖ другой страны

Недвижимость в другой стране

Член семьи, живущий за границей: родитель, ребенок, супруг(а), усыновитель, усыновленный, опекун, попечитель, родные братья и сестры, бабушка/дедушка, внук

— копия паспорта родственника;
— документы, подтверждающие родство с ним: свидетельство о рождении, свидетельство о браке;
— документ, подтверждающий право родственника на проживание за границей: прописка, свидетельство ВНЖ, иностранное гражданство

Похороны близкого родственника, жившего за границей: супруга, родителя, ребенка, внука, родного брата или сестры, бабушки/дедушки, усыновителя, усыновленного

свидетельство о смерти и документ, подтверждающий родство с умершим родственником

Уход за больным родственником, живущим за границей: родителем, ребенком, супругом, усыновителем, усыновленным, родным братом или сестрой, бабушкой, дедушкой, внуком

— медицинская справка о состоянии здоровья родственника;
— документ, подтверждающий родство с болеющим родственником;
— документ, подтверждающий право родственника проживать за границей.

Лечение за рубежом

документы принимающей медицинской организации, подтверждающие лечение (с указанием сроков лечения), или документы, оформленные Минздравом России

С 19 августа 2021 года распоряжением правительства РФ № 2259-р теперь вместе с гражданами РФ, которые имеют основания для выезда России, указанные в таблице, могут выехать их супруг(а) и несовершеннолетние дети. С собой надо иметь документы, подтверждающие родство. Например, если россиянин едет за рубеж, чтобы ухаживать за матерью, то с ним имеют право поехать его супруга и ребенок.

В законе не прописан подробный список подтверждающих документов. Рекомендуем обращаться за разъяснениями в пограничные управления ФСБ России. Если подтверждающих документов с собой не будет, вас не пропустят через границу.

Автобусные билеты в Беларусь продаются на нашем сайте. Поездка на автобусе осуществляется так: пассажиров довозят до границы, далее они самостоятельно проходят паспортный и таможенный контроль, после этого их забирает другой автобус и везет дальше. Иногда контроль проводится прямо в автобусе. В салоне нужно надеть маску.

Ограничения на въезд в Беларусь

С начала пандемии ограничен въезд в Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства через наземные пункты пропуска (автомобильные, ж/д, речные, сухопутные). В постановлениях Совета министров Беларуси №624, №705, №401 перечислены категории лиц, которых не касаются ограничения:

— россияне, прибывающие в Беларусь на поезде, в том числе прямым поездом из Калининградской области;

— иностранцы, имеющие право на постоянное или временное проживание в Беларуси;

— иностранцы, являющиеся близкими родственниками (супруги, родители, дети, родные братья и сестры, внуки, бабушки и дедушки, усыновители, усыновленные) граждан Беларуси или иностранцев, имеющих разрешение на постоянное проживание на территории Беларуси;

— иностранцы, их супруг (супруга) и другие сопровождающие лица, которые приезжают в РБ по извещению о тяжелой болезни или смерти близкого родственника;

— лица, имеющие документы, подтверждающие право на работу в Беларуси;

— иностранцы, прибывающие для получения образования (в том числе поступления) в образовательных учреждениях Беларуси;

— иностранцы, прибывающие для прохождения вакцинации от COVID-19 в Беларуси;

— граждане РФ, следующие в Россию транзитом через Беларусь;

— лица, прибывающие в Беларусь для получения медицинской помощи, при предъявлении ими документов (копий документов) организации здравоохранения Беларуси (приглашение, договор об оказании медицинской помощи и другое), подтверждающих цель поездки, а также лица, их сопровождающие;

— иностранцы, прибывающие в Беларусь на охотничий тур (подтверждение — договор оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с их участием).

— водители международных рейсов и некоторые другие категории граждан.

Полный список категорий иностранцев, которые могут въехать в Беларусь через наземные пункты пропуска, перечислен в постановлениях Совета министров РБ №№ 705, 401. Имеющим основание необходимо предъявить документы, подтверждающие цель поездки.

Правила пересечения границы опубликованы на сайте Погранкомитета Беларуси.

Требования по самоизоляции и тестам

При въезде в Беларусь

Тест ПЦР не требуется вакцинированным гражданам. Вакцинация должна быть завершена не менее чем за месяц и не ранее 12 месяцев до въезда. Сертификат предоставляется в печатном виде на русском, белорусском или английском языке. Подробнее на сайте Погранкомитета Беларуси.

Также могут не предъявлять тест ПЦР при въезде в Беларусь некоторые категории иностранцев:

— те, кто прибывает по извещению о тяжелой болезни или смерти близкого родственника (необходимы подтверждающие документы), и сопровождающие их лица;

— иностранцы, прибывающие в Беларусь на охотничий тур,

и некоторые другие категории граждан. Все исключения описаны в постановлениях №705 и №401.

Правила транзита

Транзит разрешён. Результат ПЦР-теста не нужен иностранцам, следующим транзитом через Беларусь в срок до 24 часов. Необходимо иметь при себе документы, подтверждающите транзит (билеты в точку назначения). Лица, превысившие 24-часовой срок транзита, пропускаются только при наличии медицинского документа.

Белорусам и иностранцам с правом на постоянное или временное проживание в Беларуси (в том числе россиянам) тест ПЦР и самоизоляция при возвращении в Беларусь из России не требуются.

Не требуется находиться на самоизоляции иностранцам, приезжающим в Беларусь для вакцинации (но тест ПЦР необходим).

Для въезда в Россию

С 6 июля 2021 года вступило в силу Постановление главного санитарного врача России №17, которое отменило для россиян двукратное тестирование по приезде (теперь снова нужно делать один тест), а также необходимость делать тест по приезде для вакцинированных и переболевших COVID-19.

Актуальные требования к прибывающим в Россию гражданам РФ:

  • до возвращения заполнить онлайн-анкету прибывающего в РФ на Госуслугах;
  • по приезде в Россию из любой страны в течение трех календарных дней сделать тест ПЦР (детям тоже), в течение четырех дней после приезда загрузить результаты на Госуслуги. До этого момента соблюдать самоизоляцию.
  • не требуется делать тест ПЦР и находиться на самоизоляции вакцинированным в течение последних 12 месяцев или переболевшим в течение последних 6 месяцев, при этом необходимо загрузить на Госуслуги сертификат о вакцинации или перенесенной болезни в форму Передача результатов тестов и иммунизации от коронавирусной инфекции. Как получить эти документы. Сертификаты о вакцинации, проведенной не в России, не принимаются.

Въезд белорусов в Россию

Для въезда в Россию иностранцам любого возраста, включая белорусов, нужен отрицательный тест ПЦР в печатном виде. Мазок должен быть взят не ранее 48 часов до прибытия в Россию. Сертификат о вакцинации не принимается.

Чтобы въехать в Россию на автобусе, автомобиле, пешком, белорусам нужно иметь основание, которое перечислено в распоряжении правительства РФ № 1291-р и распоряжении № 2259-р. Основание должно быть подтверждено документами. С 19 августа 2021 года распоряжением правительства РФ № 2259-р расширен список иностранцев, которые могут въехать в Россию. Теперь в некоторых случаях вместе с иностранцами, имеющими основание для въезда в РФ, могут въехать их супруг(а) и несовершеннолетние дети. Категории иностранцев, которые могут попасть в Россию.

Если цели поездки, с которой гражданин РБ хочет поехать в Россию, нет в указанных распоряжениях, он не может пересечь границу этим способом. В этом случае, не имея оснований, он может попасть в Россию только на поезде или самолете. Потребуются только паспорт и отрицательный тест ПЦР. Никакие другие подтверждающие цель поездки документы не нужны.

С 17 июля 2021 года постановлением №401 разрешен проезд белорусов и иностранцев с правом на постоянное или временное проживание в Беларуси из РБ в Калининградскую область на поездах без пересадок.

Обратите внимание, что выезд белорусов и иностранцев, имеющих право на временное или постоянное проживание в РБ, из Беларуси через наземные границы (на автобусе, автомобиле, пешком) ограничен. Так, с 4 сентября 2021 года выезжать с целью учебы, работы за рубежом, а также на основании ВНЖ в другой стране можно не чаще одного раза в 3 месяца. Подробнее на сайте Погранкомитета Беларуси.


Белоруссия закрыла часть воздушного пространства над своей территорией. Об этом сообщило в Telegram-канале министерство обороны республики.

24 февраля президент России Владимир Путин объявил о начале военной операции по защите Донбасса. Президент Белоруссии Александр Лукашенко собрал оперативное совещание с военными, на котором призвал Киев пойти на уступки Москве, чтобы не потерпеть поражения и не допустить кровопролития.

Президент Украины Владимир Зеленский объявил о разрыве дипломатических отношений с Россией.

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

принимая во внимание, что Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Конвенции о международной гражданской авиации, открытой для подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года,

желая укреплять и развивать сотрудничество в области воздушного транспорта,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

1. Для целей настоящего Соглашения следующие термины означают:

а) "Конвенция" - Конвенцию о международной гражданской авиации, открытую для подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года, и включает в себя любое приложение к ней и любую поправку к нему, принятые согласно статье 90 этой Конвенции, в той степени, в которой такое приложение и поправка к нему применимы к Договаривающимся Сторонам, и любую поправку к Конвенции, принятую согласно статье 94 Конвенции и вступившую в силу соответственно для Российской Федерации и Республики Беларусь;

б) "авиационные власти" в отношении Российской Федерации Федеральную авиационную службу России или любое лицо либо организацию, уполномоченные осуществлять функции, выполняемые в настоящее время этой Службой, и в отношении Республики Беларусь Государственный комитет по авиации Республики Беларусь или любое юридическое или физическое лицо, уполномоченные осуществлять функции, выполняемые в настоящее время этим Комитетом;

в) "назначенное авиапредприятие" - авиапредприятие, которое было назначено и уполномочено в соответствии со статьей 3 настоящего Соглашения;

г) "территория" в отношении государства - земные поверхности, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, находящиеся под суверенитетом этого государства;

е) "Соглашение" - настоящее Соглашение, включая его приложение и принятые поправки;

ж) "тариф" - цену за перевозку пассажиров, багажа и грузов и условия, согласно которым эти цены применяются, включая цену за агентские и другие дополнительные услуги.

2. Приложение к настоящему Соглашению составляет его неотъемлемую часть.

Статья 2

1. Каждая Договаривающаяся Сторона предоставляет другой Договаривающейся Стороне права, предусмотренные настоящим Соглашением, в целях установления и эксплуатации международных воздушных линий по маршрутам, указанным в приложении к настоящему Соглашению (именуются в дальнейшем - договорные линии и установленные маршруты).

2. Авиапредприятие, назначенное каждой Договаривающейся Стороной, будет пользоваться при эксплуатации договорной линии по установленному маршруту следующими правами:

а) совершать пролет территории государства другой Договаривающейся Стороны без посадки;

б) совершать посадки на территории государства другой Договаривающейся Стороны с некоммерческими целями в пунктах, указанных в приложении к настоящему Соглашению;

в) совершать посадки на территории государства другой Договаривающейся Стороны в пунктах, указанных в приложении к настоящему Соглашению, с целью погрузки и(или) выгрузки пассажиров, багажа, груза и почты.

3. Маршруты полетов воздушных судов по договорным линиям и пункты пролета государственных границ устанавливаются каждой Договаривающейся Стороной на территории своего государства.

4. Ничто в настоящей статье не будет рассматриваться как предоставление права назначенному авиапредприятию одной Договаривающейся Стороны брать на борт пассажиров, багаж, груз и почту для их перевозки между пунктами на территории государства другой Договаривающейся Стороны за вознаграждение или по найму.

5. Все технические и коммерческие вопросы, касающиеся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, багажа, груза и почты на договорных линиях, а также все вопросы, относящиеся к коммерческому сотрудничеству, техническому обслуживанию воздушных судов на земле и к порядку финансовых расчетов, будут решаться по договоренности между назначенными авиапредприятиями Договаривающихся Сторон, При отсутствии договоренности эти вопросы будут передаваться авиационным властям Договаривающихся Сторон для принятия решения.

Статья 3

Назначение и предоставление разрешений

1. Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право назначить авиапредприятие (авиапредприятия) своего государства с целью эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам, уведомив об этом письменно другую Договаривающуюся Сторону.

2. По получении такого уведомления другая Договаривающаяся Сторона в соответствии с положениями пунктов 3 и 4 настоящей статьи предоставит каждому назначенному авиапредприятию соответствующее разрешение на эксплуатацию.

3. Авиационные власти одной Договаривающейся Стороны могут потребовать от авиапредприятия, назначенного другой Договаривающейся Стороной, доказательств того, что оно способно выполнять условия, предписанные законами и правилами, обычно применяемыми при эксплуатации международных воздушных линий в соответствии с положениями Конвенции.

4. Каждая Договаривающаяся Сторона может отказать в предоставлении разрешения на эксплуатацию, указанного в пункте 2 настоящей статьи, или потребовать выполнения таких условий, которые она сочтет необходимыми при использовании прав, упомянутых в статье 2 настоящего Соглашения, в случае, когда указанная Договаривающаяся Сторона не имеет доказательств того, что преимущественное владение и действительный контроль над этим авиапредприятием принадлежат Договаривающейся Стороне, назначившей это авиапредприятие, или гражданам ее государства.

5. Назначенное авиапредприятие, получившее указанное в настоящей статье разрешение, может начать эксплуатацию договорных линий в любое время при условии, что введены в действие тарифы, установленные в соответствии с положениями статьи 6 настоящего Соглашения, а также решены технические и коммерческие вопросы в соответствии с пунктом 5 статьи 2 настоящего Соглашения.

Статья 4

Аннулирование или приостановление действия
разрешения на эксплуатацию

1. Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право аннулировать разрешение на эксплуатацию или временно приостановить пользование указанными в статье 2 настоящего Соглашения правами, предоставленными назначенному авиапредприятию другой Договаривающейся Стороны, или поставить условия, которые она сочтет необходимыми при пользовании этими правами:

а) если она не убеждена, что преимущественное владение или действительный контроль над этим авиапредприятием принадлежат Договаривающейся Стороне, назначившей это авиапредприятие, или гражданам ее государства;

б) в случае если авиапредприятие не соблюдает законы и правила государства Договаривающейся Стороны, предоставившей эти права;

в) в случае если авиапредприятие каким-либо образом не соблюдает условия эксплуатации договорных линий, предписанных настоящим Соглашением и приложением к нему.

2. Если немедленное аннулирование, временное приостановление или требование выполнения условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не являются необходимыми для предупреждения дальнейших нарушений законов и правил, то право, о котором говорится в пункте 1 настоящей статьи, будет использоваться только после консультаций с другой Договаривающейся Стороной. Эти консультации должны состояться в течение тридцати (30) дней с даты запроса об их проведении.

Статья 5

1. Воздушные суда, эксплуатируемые на договорных линиях назначенным авиапредприятием одной Договаривающейся Стороны, а также их табельное имущество, запасы топлива и смазочные материалы, бортовые запасы (включая продукты питания, напитки и табачные изделия), находящиеся на борту таких воздушных судов, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и другими налогами по прибытии на территорию государства другой Договаривающейся Стороны при условии, что это имущество, материалы и запасы остаются на борту воздушного судна до момента отбытия с территории государства этой Договаривающейся Стороны.

2. Также будут освобождаться от обложения такими пошлинами и налогами:

а) бортовые запасы, взятые на территории государства одной Договаривающейся Стороны в пределах лимитов, установленных компетентными органами упомянутой Договаривающейся Стороны, и предназначенные для использования на борту воздушного судна, выполняющего международные полеты назначенного авиапредприятия другой Договаривающейся Стороны;

б) запасные части, ввезенные на территорию государства одной Договаривающейся Стороны для технического обслуживания или ремонта воздушного судна, эксплуатируемого на договорных линиях назначенными авиапредприятиями другой Договаривающейся Стороны;

в) топливо и смазочные материалы, предназначенные для использования воздушным судном, эксплуатируемым на договорных линиях авиапредприятием одной Договаривающейся Стороны, даже если эти запасы будут использоваться в пределах территории государства другой Договаривающейся Стороны, где они взяты на борт;

г) печатные и рекламные материалы авиапредприятия, не имеющие коммерческой стоимости.

Сборы за предоставленное обслуживание, хранение и таможенное оформление взимаются в соответствии с внутренним законодательством государств Договаривающихся Сторон.

3. Материалы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут быть составлены под контроль или наблюдение таможенных властей.

4. Табельное бортовое оборудование, а также материалы и запасы, находящиеся на борту воздушного судна одной Договаривающейся Стороны, могут быть выгружены на территории государства другой Договаривающейся Стороны только с разрешения таможенных властей этой Договаривающейся Стороны. В этом случае они могут быть помещены под наблюдение упомянутых властей до тех пор, пока не будут вывезены обратно или не получат другого назначения в соответствии с таможенными правилами.

Статья 6

1. Тарифы, используемые назначенным авиапредприятием одной Договаривающейся Стороны для перевозки на (или с) территории государства другой Договаривающейся Стороны, устанавливаются на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль, характеристику авиалинии и тарифы других авиапредприятий для установленного маршрута или любой его части.

3. Согласованные таким образом тарифы будут представлены на утверждение авиационным властям.

4. Если назначенные авиапредприятия не смогут прийти к согласию по любому из этих тарифов или авиационные власти одной Договаривающейся Стороны уведомят авиационные власти другой Договаривающейся Стороны о несогласии с любым тарифом, согласованным согласно положениям пункта 2 настоящей статьи, авиационные власти обеих Договаривающихся Сторон предпримут меры, чтобы установить тариф по согласованию между собой.

5. Если такое соглашение не будет достигнуто на основе настоящей статьи, то решения принимаются на основе положений статьи 18 настоящего Соглашения.

6. В соответствии с положениями пункта 3 настоящей статьи ни один тариф не должен вступить в силу, если его не утвердят авиационные власти каждой Договаривающейся Стороны.

7. Тарифы, установленные в соответствии с положениями настоящей статьи, должны оставаться в силе до тех пор, пока не будут установлены новые тарифы.

Статья 7

1. Для регулирования административных, коммерческих и технических вопросов, связанных с эксплуатацией договорных линий, каждая Договаривающаяся Сторона на взаимной основе предоставляет авиапредприятию другой Договаривающейся Стороны, фактически эксплуатирующему договорные линии, право открыть на территории своего государства представительства с административным, коммерческим и техническим персоналом.

2. Административный, коммерческий и технический персонал, указанный в настоящей статье, должен состоять из граждан государств Договаривающихся Сторон,

3. Количество персонала, назначенного каждым авиапредприятием из числа граждан своих государств, будет устанавливаться по согласованию между авиационными властями Договаривающихся Сторон.

4. На представительства назначенных авиапредприятий распространяются законы и правила, действующие на территории государства соответствующей Договаривающейся Стороны.

Статья 8

Применение законов и правил

1. Законы и правила государства одной Договаривающейся Стороны, регулирующие прилет и вылет с его территории воздушных судов, совершающих международные полеты, или регулирующие навигацию этих воздушных судов при прилете, вылете и во время их пребывания в пределах его территории, применяются к воздушным судам назначенного авиапредприятия другой Договаривающейся Стороны.

2. Законы и правила государства одной Договаривающейся Стороны, регулирующие прибытие, пребывание и отправление с его территории экипажей, пассажиров, багажа, груза и почты, и, в частности, формальности, относящиеся к паспортным, таможенным, валютным и санитарным правилам, применяются к экипажам, пассажирам, багажу, грузу и почте воздушных судов авиапредприятия, назначенного другой Договаривающейся Стороной, во время их пребывания в пределах указанной территории.

Статья 9

Признание свидетельств и удостоверений

1. Удостоверения о годности к полетам, квалификационные свидетельства и разрешения, выданные или признанные действительными одной Договаривающейся Стороной, будут признаваться действительными другой Договаривающейся Стороной при выполнении полетов.

2. Однако каждая Договаривающаяся Сторона оставляет за собой право отказать в признании действительности для полетов в пределах территории своего государства квалификационных свидетельств и разрешений, выданных гражданам ее государства другой Договаривающейся Стороной.

Статья 10

1. В соответствии со своими правами и обязательствами, вытекающими из международного права, Договаривающиеся Стороны снова подтверждают, что взятое ими по отношению друг к Другу обязательство защищать безопасность гражданской авиации от актов незаконного вмешательства составляет неотъемлемую часть настоящего Соглашения.

Не ограничивая общую применимость своих прав и обязательств по международному праву, Договаривающиеся Стороны будут действовать в соответствии с положениями Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписанной в Токио 14 сентября 1963 года, Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 года, Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 года, и Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, подписанного в Монреале 24 февраля 1988 года.

Читайте также: