Военная техника советского союза сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Индустриализация в конце 1930-х годов в Советском Союзе шла полным ходом: СССР производил больше военной техники, чем любая другая страна мира. К 22 июня 1941 года Советский Союз имел огромное количество военных автомобилей — 272,6 тысячи штук. Плюс к этому в первые же недели войны из народного хозяйства было мобилизовано еще 160 тысяч машин. Автопарк немецких войск, в свою очередь, насчитывал не более 150 тысяч машин.

Американская военная колонна в рамках ленд-лиза перевозит помощь для СССР по Персидскому коридору (Иран, 1943 год). На фото — седельные тягачи Studebaker US6 в исполнении 6х4

Фото: Library of Congress/Office of War Information photograph collection/Nick Parrino (2017854297)

Военные внедорожники

Джипы британской армии во время боёв за Нормандию

Джип американской армии среди руин Валони в ходе битвы за Шербур, 24 июня 1944 года (после высадки союзников во Франции)

U.S. National Archives / Army Signal Corps Collection

Американская машина стала незаменимым помощником и любимцем советских солдат, а также одним из символов Великой Отечественной. В мировом значении Виллис стал образцом для создания легких, но в то же время выносливых автомобилей.

Свои военные джипы были и в СССР. В январе 1941 года советское правительство, глядя на американские машины, поручило сразу двум предприятиям — ГАЗ и НАТИ — разработку легкого, недорогого, а главное неприхотливого внедорожника. Спустя два месяца на военном полигоне прошли испытания сразу двух автомобилей — ГАЗ-64 и НАТИ-АР.

ГАЗ-64 считается первым серийным советским внедорожником. За два года было изготовлено лишь 672 автомобиля, и войну не пережил ни один из них. Все известные сейчас машины в лучшем случае воссозданы из найденных останков, а в худшем — являются не очень качественными репликами

ГАЗ-64 показал результаты лучше конкурента, но главным было то, что его производство не требовало больших денежных и временных затрат. Многие узлы этого автомобиля уже стояли на выпускаемых заводом моделях — седане ГАЗ-61 и грузовике ГАЗ-ММ. Серийное производство началось незамедлительно, и уже в августе 1941 года с конвейера сошел первый советский внедорожник — ГАЗ-64.

В 1943 году завод разработал новую модель внедорожника — ГАЗ-67 (модернизированный вариант ГАЗ-64). От своего предшественника он отличался более широкой колеей и усиленной подвеской. Также была увеличена мощность двигателя, однако из-за увеличенной ширины внедорожник потерял динамические характеристики, а максимальная скорость снизилась до 88 километров в час.

В первые месяцы войны большое количество автомобилей было уничтожено. Частичная мобилизация машин народного хозяйства временно решила проблему, но фронту и тылу срочно нужны были грузовые автомобили в больших количествах.

Танк, изменивший ход войны


Главная женщина на фронте





Виктор Талалихин совершил первый ночной таран на И-16. Ночью 7 августа 1941 года в районе деревни Кузнечики он встретился с пулеметным огнем Heinkel He 111, и врезался в хвост бомбардировщику. За свой подвиг он получил звание Героя Советского Союза.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК, Василий Малышев/Sputnik

Самый легкий истребитель

Командир эскадрильи

Командир эскадрильи "Нормандия-Неман" майор Жан Луи Тюлян ставит боевую задачу лётчику. Як-3 в Музейном комплексе УГМК.

Сергей Лоскутов/Sputnik; Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

В июне 1945 года на французском аэродроме Ле-Бурже приземлились летчики авиаполка Нормандия-Неман на истребителях Як-3. Это были самые легкие в управлении и маневренные самолеты тоже времени, и французы хотели летать только на них. На Як-3 французские пилоты участвовали в освобождении Литвы в ноябре 1944 и боях в Восточной Пруссии в 1945. В конце войны СССР безвозмездно передал Франции сорок таких самолетов. И сегодня один из них стоит в музее авиации Ле-Бурже.

Призрак в броне

КВ-1.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

Танк, изменивший ход войны

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК, Fdutil (CC BY-SA 3.0)

Коренной перелом в войне наступил после Курской битвы – самого масштабного танкового сражения в истории, в котором участвовали около двух миллионов человек, шести тысяч танков и четырех тысяч самолетов. Две трети советских танков составляли средние Т-34.

Этот катер принимал непосредственное участие в Сталинградской битве осенью 1942. Высаживая раненых у Северного причала, он был затоплен немцами. Сегодня он отреставрирован и стоит в музее военной техники недалеко от Екатеринбурга.

Этот катер принимал непосредственное участие в Сталинградской битве осенью 1942. Высаживая раненых у Северного причала, он был затоплен немцами. Сегодня он отреставрирован и стоит в музее военной техники недалеко от Екатеринбурга.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

Пушка на гусеницах

ИСУ-152.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

Уничтожающий огонь гвардейских минометов в Берлине.

Уничтожающий огонь гвардейских минометов в Берлине.

Главный голливудский танк в СССР

Танк

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК

Из колхоза на фронт

ГАЗ-ММ.

ГАЗ-ММ. "Дорога жизни", 1942.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК, TASS

БП-43 – бронепоезд образца 1943 года. Локомотив находится в центре состава, чтобы толкать вагоны как вперед, так и назад. По обе стороны паровоза стоят артиллерийские платформы с башнями от танка Т-34 и пулеметными гнездами для кругового обстрела. Замыкают поезд платформы ПВО с зенитными пушками.

БП-43 – бронепоезд образца 1943 года. Локомотив находится в центре состава, чтобы толкать вагоны как вперед, так и назад. По обе стороны паровоза стоят артиллерийские платформы с башнями от танка Т-34 и пулеметными гнездами для кругового обстрела. Замыкают поезд платформы ПВО с зенитными пушками.

Николай Ковалевский/Музей военной техники УГМК, Archive photo

Гражданские паровозы и поезда тоже служили на фронте. Без железной дороги была бы невозможной эвакуация двух с половиной тысяч заводов, музеев, театров, причем большая часть - в первые три месяца после начала войны. Только представьте: перевезти целое предприятие со станками, инструментами и лабораториями на две тысячи километров!

Именно такой поезд №746 построили в 1943 году на средства Московского метрополитена. Большая часть экипажа, 58 человек – это сами работники метрополитена. Он принимал участие вместе с таким же бронепоездом № 737 на первом, самом тяжелом этапе Курской битвы. В течение трех дней они прикрывали 20-километровый участок между Белгородом и Прохоровкой, подбив за три дня четыре самолета, шесть танков и нескольких минометных батарей, пока не были выведены из строя у станции Сажное, где до сих пор в стволах деревьев остался металл от снарядов. Тогда экипажу пришлось эвакуироваться, а поезда уничтожить. Эта задержка наступления вражеских войск на целых три дня дала возможность Красной армии подготовиться к решающему танковому сражению на Прохоровском поле.

Выставочный комплекс военной техники СССР под открытым небом в парке 30-летия Победы, города Краснодар.

БМ-13 "Катюша"

Реактивный миномет прозванный "Катюша". Один из символов Победы.

  • Количество реактивных снарядов - 16
  • Длительность залпа - 7-10 сек
  • Максимальная дальность стрельбы - 8,4 км
  • Калибр снаряда - 132 мм
  • Количество произведенных установок - 6800

Т-34-76

Советский средний танк Т-34 - один из главных символов Победы. Самый массовый танк - всего было выпущено 35 330 шт Т-34-76.

Является самым лучшим танком Второй мировой войны. И дело даже не в боевой эффективности. На вооружении разный стран были и более бронированные танки. И более бронированные. Т-34 лучший за счет своих эксплуатационных качеств.

Пока в Германии Тигры и Пантеры производились на высокотехнологичных производственных линиях, Т-34 собирали чуть ли не в полевых условиях. А после боя значительную часть подбитых "тридцать четверок" восстанавливали в течении нескольких суток.

Ну а костер под силовой установкой или кипяток в радиатор для запуска танка зимой - для немецких танкистов было чем-то запредельным.

Читайте также: