В каких видах коллективной деятельности могут принимать участие школьники 5 7 классов сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Методику КТД разработал И.П.Иванов[1]. По этой методике работали коммунарские отряды, оттуда КТД и попали к нам.

КТД могут быть трудовыми, спортивными, познавательными, организаторскими, просто развивающими способности детей.

У И.П.Иванова выделяются 4 этапа КТД:

I. В зависимости от потребностей отряда придумывается КТД по группам (у нас это могут быть звенья). Проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие проекты.

II. На общем сборе выбирается один вариант или создается сводный проект; выбирается совет дела - из представителей каждого первичного коллектива.

III. “Совет дела” разрабатывает избранный вариант в деталях, распределяет поручения между первичными коллективами. Руководит проведением дела.

IV. Проведенное дело обсуждается на общем сборе (удачи, недостатки, предложения на будущее).

Выполнить все этапы довольно сложно, поэтому мы немного отошли от классической схемы КТД, и обычно она сохраняется лишь для руководителей. Но в принципе эта схема хорошо ложиться на звеновую систему и можно постепенно вводить подготовленные детьми дела. Первый этап могут выполнять звенья, второй - весь отряд, третий - работа для вожаков.

Конечно, это не значит, что всю работу “свалили” на детей. Руководителю достается самое сложно - организация. Из опыта известно, что достаточно трудно расшевелить детей - они привыкли получать готовые дела и задания. В помощь для составления КТД мы придумали “шпаргалку”, она приводится ниже.

Зачем нужны КТД?

Другое правило для руководителя “видеть” и помнить незаметных детей. Известно, что есть личности яркие и о них вспомнят не раз после дела, а есть те, о которых всегда забывают. Руководитель должен специально наблюдать за такими детьми и после дела, когда все будут делиться впечатлениями, упомянуть о “потеряшке”, сказать, что понравилось в его работе.

Так как работа проводится в коллективе, то ребята учатся считаться с мнением других. В начале формирования отряда руководитель или старшие разведчики должны помогать находить компромиссы остальным. Если КТД проводится по всем четырем этапам, то у участников вырабатывается такое важное качество, как ответственность за общее дело. Коллектив - это и забота друг о друге. Конечно, важен личный пример руководителя, но нужно и самих детей учить быть внимательными: иногда достаточно подсказать, что кому-то нужна помощь, можно доверительно обратиться к ребенку и попросить вроде как о помощи Вам (скажем, нужно объяснить что-либо новичку, а Вам совершенно некогда), или можно подговорить группу детей приготовить сюрприз другим и т.д. Главное, чтобы тон Вашей просьбы не был назидательным.

Во-вторых, КТД развивают способности детей и учат уважить творчество других. КТД могут быть и познавательными (без новых знаний нет развития), и направленными только на самореализацию.

Важно, что познание - не скучная лекция, а игра, соревнование, когда не нужно заучивать урок наизусть. Новая информация в деле выступает косвенно: скажем “если нам будет нужно для подготовки выступления (литературного, театрального, как команды в викторине, в качестве экскурсовода) мы можем воспользоваться этой литературой”, то есть знания не цель, а средство ее достижения. Самореализация дает возможность попробовать себя в разных ролях. Каждый в чем-то оказывается мастером, кому-то это поможет найти себя. Лучше, если все детские работы будут оформляться и храниться (это нужно для самих детей). Иначе получиться, что их работа никому не нужна.

Как проводить КТД?

Хорошо, если начнется КТД с заставки.

“Заставка” - это создание необходимого настроения. Заставкой может быть небольшая сценка, по-особому оформленное помещение, музыка и т.п. Заставка помогает перейти от одного дела к другому. Задание может быть сформулировано в самой заставке или после нее, но главное, чтобы оно прозвучало четко (можно записать его на карточках и раздать группам). Дальше идет деление на группы, если необходимо. Нужно следить, чтобы группы были примерно равносильными и при каждом деле состав их менялся.

Если дело индивидуальное, нужно обеспечить, чтобы у каждого участника были необходимые материалы. Можно сразу предупредить детей, что демонстрировать результаты своего творчества необязательно, а не делать - нельзя. Если дело коллективное, важную роль играет старший в группе (руководитель или старший разведчик). Нужно каждого участника группы занять (иногда необходимо распределение различных заданий) тем, что ему по силам. Давать высказывать свое мнение всем, если кто-то молчит - “выпадает из дела” - спрашивать его мнение. В зрелищном деле на главные роли выводить младших детей, тех, кто хуже играет (для некоторых дел могут быть исключения), а более опытных актеров на эпизодические роли. Главные роли более образны, эмоциональны, поэтому детям легче их понять и изобразить. Старшие могут и второстепенную роль сделать яркой (старшие, но не новички).

После просмотра/прослушивания результатов творчества, хорошо бы подвести итог дела. Как это сделать - стоит серьезно подумать.

Теперь о делах представленных дальше. Вы увидите много похожих КТД - это не случайно. В идеале большинство КТД проводятся только один раз, при следующем проведении оно будет внешне изменено. Например, “Сожженные пленки” и “Вечер жанров” - это несерьезные постановки. Даже такие измененные дела лучше проводить примерно через полгода. Небольшие дела, занимающие 15-30 минут, можно объединить в игру по станциям. Серьезные постановки, пластику, балет, лучше проводить при свечах, если по сюжету не обязателен яркий свет. В любом деле не принимать халтуру (когда это явно). Например, в деле “Аукцион” не принимать в качестве рисунка картинку типа “точка, точка, запятая”.

Как придумывать КТД?

Предлагаем следующую “шпаргалку”. Воспользовавшись ей вы точно составите КТД “средней яркости”, а если добавите творчества, то может получиться произведение искусства. Интереснее, если вы скомбинируете несколько видов КТД в одном. Все яркие дела - сборные.

Различают несколько видов КТД: организаторские, познавательные, трудовые, художественные, спортивные, экологические, досуговые и др.

Экологические КТД : бал цветов, академия лесных наук, встреча солнца (луны, зари), день леса (реки, луга, озера, рощи и т.п.), день птиц, экологическая тропа, праздник первого снопа, научно-исследовательская экспедиция по родному краю и др.

Спортивные КТД : веселая спартакиада, встречи с мастерами спорта (чемпионами, известными спортсменами), день здоровья, игры на воде, игрища народные, лагерь робинзонов, праздник Мойдодыра, спортбой, туристический поход, шахматно-шашечный турнир и др.

Эстафета – ромашка


Коллективно-творческая деятельность (КТД) – это форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей.

Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу (Иванов Игорь Петрович); это определение может быть также направлено на школьников и учителей. Если говорить кратко, то это мероприятие, где команды придумывают какие-либо номера, песни, танцы, сценки, рисунки и т.п. Это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам.

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов 20 века. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А. С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором в наиболее глубокой форме выражалось бы существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

В педагогической теории и практике коллективное творческое дело (КТД) определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.

Коллективное творческое дело это:

  • Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
  • Оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их педагогов (вожатых), как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение (анализ) совместных действий.
  • Оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений важной задачи. Оно не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество - изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят, это личное творческое начало.

Принципы, признаки и методы коллективной творческой деятельности


Не любое творческое мероприятие, в котором участвует группа детей, может быть коллективно-творческим делом. КТД отличает ряд признаков.

  • Коллективная деятельность (взаимодействие детей, вожатых в процессе всего дела);
  • Творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых);
  • Мотивация (желание достижение цели в процессе дела);
  • Анализ дела (мнение участников – детей, анализ и выводы – для вожатых);
  • Все участники дела должны быть задействованы.

Главные принципы КТД таковы:

  • воспитывать детей в совместной развивающей деятельности, предоставляя им макс. возможную самостоятельность в любой момент, на каждом этапе организации коллективных дел, создавать вместе с ними, а НЕ вместо них;
  • обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Методы подготовки дел

Каждый метод основывается на особом способе формирования групп детей — организаторов отрядного дела и особом способе работы групп.

1) Инициативная группа — временный орган отряда, группа ребят, которые являются инициаторами и организаторами конкретного дела.

  • сами предлагают провести отрядное дело;
  • сами пишут сценарий дела и готовят все необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, подарки победителям и т.д.);
  • сами проводят дело;
  • анализируют дело сами и совместно с отрядом.

2) Творческая группа (творческое объединение) — группа наиболее подготовленных, грамотных в определённом вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу (например, подготовить туристическую тропу лучше всего смогут ребята, увлекающиеся туризмом и разбирающиеся в этих вопросах).

Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело или часть дела. Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом состоит отличие творческой группы от инициативной группы.

3) Совет дела — группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.

В отличие от творческой или инициативной группы, функции совета дела намного обширней и сложней.

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

+

Уборка территории школы ,дежурство на переменки и в столовой , стенгазеты , в моей школе мы вообще классом сняли фильм который я делал , проводить коллективные презентации для младших классов о пдд или о том как вести себя при пожаре обвале или нападении терористов кстати это очень важно на данный момент

Ответ

+

ответ: ну если я правильно понял то в уборке во круг школы, в создании стен газеты, ну и наконец в сборе мукулатуры.

Ответ

+

Уборка территории школы ,дежурство на переменки и в столовой , стенгазеты , в моей школе мы вообще классом сняли фильм который я делал , проводить коллективные презентации для младших классов о пдд или о том как вести себя при пожаре обвале или нападении терористов кстати это очень важно на данный момент

Читайте также: