В каких странах распространен индуизм сообщение
Обновлено: 17.05.2024
индуизм насчитывает около 1,2 миллиарда приверженцев по всему миру (15% населения мира). Непал (81,3%) и Индия (79,8%) - страны с Индусы являясь большинством своего населения. Вместе с христианство (31,5%) и ислам (23.2%), индуизм является одной из трех основных религий мира по процентному соотношению населения. Индуизм - это третья по величине религия в мире после христианства и ислама. [1]
В настоящее время, Индия и Непал - это две страны с индуистским большинством. Большинство индуистов проживает в странах Азии. Страны с населением более 5000 индуистов и граждан включают (в порядке убывания): Индия, Непал, Бангладеш, Индонезия (особенно в Бали, что на 84% состоит из индуистов), Пакистан, Шри-Ланка, Малайзия, Сингапур, Соединенные Штаты, Мьянма, Таиланд, объединенное Королевство, Канада, Южная Африка, Маврикий, а Карибский бассейн (Вест-Индии).
По всему миру существует значительное количество индуистских анклавов, многие из которых Канада, Австралия и Новая Зеландия. индуизм также практикуетсяИндийский людям нравится Балийский из Бали остров (Индонезия), Тенгер и Осинг из Ява (Индонезия) и Баламон Chams из Вьетнам, Ганские индуисты в Гана, Китайские малайзийцы и Оранг Асли из Малайзия.
Содержание
Индуизм - разнородная религия, состоящая из множества школ мысли. В индуизме нет традиционного церковного строя, нет централизованных религиозных властей, руководящего органа, нет пророков; Индусы могут выбирать между политеистами, монотеистами, пантеистами, монистами, агностиками, гуманистами или атеистами. [2] Оценки индуизма по странам отражают это разнообразие мысли и образа жизни.
Демографические оценки
Демографические оценки Индуистский население по странам было опубликовано исследовательским центром Pew Research Center в 2012 году. [3] а также Госдепартамент США Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2006 г. [4]
По общему количеству индусов больше всего в Индии. В процентах, Непал имеет самый большой процент индуистского населения в мире, за которым следует Индия и Маврикий. [5] По оценкам, в 2010 году за пределами Индии проживало от 60 до 70 миллионов индуистов. [3] Только в двух странах мира в 2010 году большинство населения составляли индуисты - Непал и Индия. [ нужна цитата ] В МаврикийИндусы составляют незначительное большинство населения - 51,9% в 2017 году. Фиджи, Бутан, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго, и Шри-Ланка есть очень большие и влиятельные индуистские меньшинства.
По стране
По регионам
Эти проценты были рассчитаны с использованием вышеуказанных чисел. Первый процент, 4-й столбец, - это процент индуистского населения в регионе (индусы в регионе * 100 / общее население региона). Последний столбец показывает процент индуистов по сравнению с общим индуистским населением мира (индуисты в регионе * 100 / общее индуистское население мира).
(Примечание: Египет, Судан и др. Арабский Магриб страны считаются частью Северная Африка, нет Средний Восток).
Прогнозы
В 2015 г. Pew Research Center прогнозируют, что индуисты будут по-прежнему составлять 15% населения мира до 2050 года. Они прогнозируют, что в следующих десяти странах будет больше всего индуистов в 2050 году: [154]
Система варн служит фундаментом кастовой структуры - сложнейшей сети изолированных социальных ячеек, зависящих от профессии, этноса, традиций, брачных связей. Рождение человека в той или иной касте предопределяет его социальный статус, жизненный путь и принадлежность к той или иной ветви индуизма. Религия практически совпадает с образом жизни человека, а боги служат ему помощниками в успешном совершении ритуалов, сопровождающих индуиста от момента зачатия до костра, на котором по древнему обычаю сжигают тело после смерти, пуская пепел и недогоревшие останки по течению реки.
В такой скреплённой обычаем системе главной религиозной целью человека (не всегда им осознаваемой) является поддержание заведённого порядка вещей, стабильности общества. Опорой этой системы оказывается фигура домохозяина, дхарма которого состоит в исполнении своего долга, состоящего прежде всего в почитании предков, обретении потомства и неукоснительном отправлении ритуалов. Однако индуизм ставит перед человеком и задачу спасения индивидуальной души (джива), которая, согласно учению большинства направлений индуизма, есть мировой дух, Брахман, временно обретший телесное воплощение. После смерти человека джива переходит в новое рождающееся тело в соответствии с законом кармы, по которому деяния человека в одном рождении определяют характер его существования в следующем рождении. Цепь перерождений (сансара) оценивается в индуизме, как правило, негативно, как неудовлетворительное, омрачённое бытие (духкха), поэтому идеалом и конечной целью индуиста должно быть прекращение сансары, выход из колеса перерождений, освобождение (мокша, или мукти), которое осмысляется в разных школах индуизма по-разному: как единение с богом, осознание изначальной тождественности с Брахманом, как достижение высшего блаженства и т. п. Соответственно, и пути к освобождению предлагаются разнообразные, главнейшие из них: карма-марга (путь деяний) - исполнение дхармы, ритуалов, почитание богов и предков, выполнение долга без привязанности к результатам действий; джняна-марга (путь знания) - поиск и понимание истины, осознание единства Атмана (высший индивидуальный принцип, подлинное Я) и Брахмана; бхакти-марга (путь преданности) - любовь к богу, бескорыстное служение ему, упование на его милость. Есть учения, предлагающие и другие способы освобождения, например йога и тантризм, делающие акцент на практике полного подчинения воле человека его тела, эмоций и состояний ума.
Становление индуизма.
Индуизм в основных своих чертах сформировался к середине I тясячелетия нашей эры, впитав в себя многочисленные элементы религий различных народов на территории Индии (смотри Индийцы) и пройдя длительный путь развития, прослеживаемый от религии индской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы в III-II тысячелетиях до нашей эры через ведийскую религию (середина II - середина I тысячелетия до нашей эры) и брахманизм (VII век до нашей эры - IV век до нашей эры).
Описанное в Упанишадах представление о Брахмане как о безличном духовном начале было слишком абстрактным, труднопостижимым и не давало возможности проявления религиозных чувств. Выдвинувшийся на первый план в эпоху брахманизма Праджапати (Повелитель существ) почитался в основном брахманами и понимался ими также довольно абстрактно, как воплощение вселенской жертвы. Такой бог не мог породить полноценного массового культа. Кроме того, усилия брахманов по созданию жёстко структурированной социальной системы и по закреплению в ней своей монополии на истину вызвали в обществе протест, в особенности среди кшатриев. В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии усилилось умственное брожение, появилось множество школ, странствующих проповедников, учителей. Идеалы и концепции брахманов стали подвергаться сомнению, предлагались иные пути постижения истины и освобождения от сансары. Смысл Вед, за которыми в индуизме закрепилось место высшей истины и ценности, постепенно утрачивался, а их авторитет стал отвергаться религиями, возникшими в этот период в кшатрийской среде - буддизмом и джайнизмом; возникло противостояние учений, признающих и не признающих значение Вед (астика-настика).
Формирование основных направлений индуизма.
Другие реформаторы (Махатма Ганди, Ауробиндо Гхош) вели борьбу за уничтожение отживших религиозных и социальных институтов, связывая в то же время религию с идеологией антиколониального протеста и используя принципы индуизма в политической борьбе. После обретения независимости в 1947 году Индия была провозглашена светским государством, однако и в начале XXI века позиции индуизма в ней очень сильны, он остаётся системообразующим элементом культуры, во многом определяя политическую жизнь, юридические нормы, социальную стратификацию, идентичность, менталитет и образ жизни большинства индийцев.
Представления о божестве в индуизме.
Индуизм производит впечатление громадного аморфного комплекса религиозных представлений и культов, распадающегося на множество ветвей, школ, толков, нередко основанных на взаимоисключающих идеях и практиках. Монотеизм и представление о высшем духовном начале, не требующем воплощения в образах или храмах, соседствуют в индуизме с идолопоклонством. В индуизме нет ни одного единого для всех бога; нет основателя религии, но есть сильно развитый культ основоположников отдельных учений и духовных наставников - гуру; нет единого священного писания, но авторитет признаваемых каждым направлением основных текстов и преданий чрезвычайно высок; нет символа веры или общепризнанной доктрины, но все направления индуизма тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, дополняют друг друга, пользуются общими или сходными представлениями и образами. Чужеродные элементы, как правило, не изгонялись из индуизма, а перерабатывались им и усваивались как собственные (например, в результате контакта с буддизмом, исламом или христианством). В индуизме нет ничего подобного привычной Западу церковной организации или иерархии, но есть свои внутренние скрепы, самой мощной из которых является освящаемая им кастовая структура (впрочем, и она отвергается частью индуистов, и значение её не везде и не всегда одинаково). Изменчивость и многоликость индуизма вынуждает некоторых исследователей утверждать, что индуизм - не единая религия, а сочетание отдельных, хотя и близких друг другу религий (шиваизм, вишнуизм, классический брахманизм и т. д.) или видов религии (храмовый, домашний, жреческий; сельский, или народный; племенной индуизм и т. п.). Направления и течения индуизма разделяются, в свою очередь, на множество религиозных групп с индивидуальными характеристиками - сампрадаи (определяющим для каждой общины обычно является наличие гуру-первопроходца). Главным течениями внутри вишнуизма считаются кришнаизм и рамаизм. В шиваизме наиболее известны община пашупатов на севере Индии, община вирашайвов (лингаятов) на юге и северо-западе Индии, тамильский шиваизм (шайва-сиддханта) и кашмирский шиваизм.
Преклонение индуистов перед живой природой получило воплощение в практике ахимсы и в обожествлении животных. С древности известны культы коровы, слона, обезьяны, змей. Почитание коровы особенно характерно для индуистского общества: корова священна как мать, дающая пищу, охрану и благоденствие. Священными считаются и продукты, производимые коровой: молоко, масло, даже моча и навоз, которым приписывают очистительные и лечебные свойства. Убийство коровы - один из самых страшных грехов.
Хотя в мифологии индуизма преобладают мужские персонажи, немалую роль в ней играют и женские фигуры. Некоторые богини неразрывно связаны с глвными богами, образуя с ними семейный союз, но имеют и самостоятельное значение. Женой Вишну стала богиня счастья и удачи Лакшми, или Шри. Брахма взял в жёны Сарасвати, покровительствующую мудрости и учёности. Парвати, или Ума, дочь божественного царя Гималаев и жена Шивы, имеет много обликов, в том числе достаточно устрашающих. В таком виде она носит имена Дурги, Кали и др. и обретает самостоятельный статус великой богини Деви. Этот образ связан с почитанием женского начала, возникшим на основе древнейших культов богини-матери, и является воплощением Шакти, женской энергии, понимаемой как творческая энергия Шивы. Поклонение ей выделяется в качестве отдельного направления индуизма - шактизма, близкого шиваизму и распространённого в Индии повсеместно. В период борьбы за независимость индийское общество наделило образ матери-Индии чертами Кали, уничтожающей врагов, и шактизм стал своеобразной религией патриотов Индии. Близок шактизму тантризм, разработавший особый путь достижения освобождения с помощью ритуальных оргиастических практик единения с богиней - тантры. Несомненна связь этих течений с древними верованиями и культами аборигенных племён.
Религиозная практика
индуиста состоит прежде всего в исполнении пуджи - церемоний, направленных на слияние души с богом, которого принимают как дорогого, знатного гостя. Верующий предлагает божеству цветочные гирлянды, еду, воду для омовения, благовония, читает молитвы перед изображением бога, поклоняется ему и его символам, кормит и касается его, зажигает перед ним огонь и т. д. Пища, которую предлагают богу, поднося к его изображению, частью как бы поглощается им, а частью возвращается адепту в освящённом виде (прасад). Церемония нередко проводится дома, для чего устраиваются маленькие молельные комнаты или алтари. Важную роль в жизни индуиста играют обряды перехода между стадиями жизненного цикла - санскары (наречение имени, начало изучения Вед, свадьба и т. п.), которые проводятся дома, обычно в присутствии приглашённых и с помощью брахмана. Существует и множество других домашних обрядов, совершаемых с целью устранения влияния вредоносных сил и привлечения богов на свою сторону. Среди современных индуистов лишь немногие выполняют все предписания и обряды (только для утренних обрядов нужно не менее трёх часов), в основном это старые брахманы и брахманские вдовы.
Чрезвычайно подробно разработана система правил и запретов относительно пищи. Для членов высших каст, в особенности брахманов, важно, кто участвует в трапезе, где она происходит, кем приготовлена пища и из чего она состоит. Доминирующим видом пищи в индуистском обществе является вегетарианская, хотя в древности, судя по ведийским, эпическим и др. текстам, индийцы употребляли в пищу мясо, даже говядину. По мере того как в индуизме вызревала идея ахимсы, происходил переход к растительной пище; поглощение мяса считается оскверняющим и невозможным для большинства брахманских каст, но по мере понижения кастового статуса пищевые, равно как и другие, запреты становятся менее строгими.
Важными религиозными событиями являются многочисленные праздники, на которые стекаются толпы народа. Праздники связаны с мифологическими сюжетами, чаще всего они посвящены победе светлых божественных сил над тёмными демоническими. Время проведения праздников исчисляется по лунному календарю. Очень популярны Дивали - праздник огней, длящийся 5 дней и знаменующий окончание сезона дождей и начало зимы, весенний трёхдневный кришнаитский праздник Холи (участники которого поливают и посыпают друг друга краской), праздники Понгаль, Дасера, Наваратри, Шиваратри и др. Праздники включают шествия, богослужения, ритуалы, песни и танцы, театрализованные представления. Центральным событием многих праздников является выезд бога на колеснице.
Широчайшее отражение индуизм нашёл в традиционной песенно-инструментальной музыке регионов Индостана, приуроченной к религиозным фестивалям, а также в региональных танцевальных и театральных традициях (классическая танцевальная традиция бхаратнатьям, южноиндийский театр катхакали, североиндийские танцевальные формы одисси, манипури, кучипуди и др.).
Дополнительная литература:
Renou L. Hinduism. N. Y., 1962;
Zimmer H. Myths and symbols in Indian art and civilization. N. Y., 1962;
Индия в древности. М., 1964;
Zaehner R.C. Hinduism. Oxf., 1966;
Moor E. The Hindu pantheon. Varanasi, 1968;
Боги, брахманы, люди. М., 1969;
Joshi L. M. Brahmanism, Вuddhism and Hinduism: An essays on their origins and interactions. Kandy, 1970;
Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы Древней Индии. М., 1975;
Эрман В.Г., Темкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М., 1976;
Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977; она же. Познакомимся с индуизмом. М., 1999;
Creel A.B. Dharma in Hindu ethics. Calcutta, 1977;
Stutley M., Stutley J. Dictionary of Hinduism. L., 1977;
Bhandarkar R.G. Vaisnavism, Saivism, and minor religious systems. N. Y.; L., 1980;
Tahtinen U. Indian traditional values. New Delhi, 1983;
Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983;
Banerjea J.N. The development of Hindu iconography. New Delhi, 1985;
Kinsley D. Hindu goddesses. Berk., 1986;
Biardeau M. Hinduism. The anthropology of a civilization. Oxf., 1989;
Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989;
Sharma D. Hindu belief and practice. L., 1989;
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). 2-е изд. М., 1990;
Bhattacharyya N.N. A glossary of Indian religious terms and concepts. New Delhi, 1990;
Brockington J.L. The sacred thread: a short history of Hinduism. Delhi, 1992;
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993;
Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М., 1994; она же. Индия: беспредельная мудрость. 2-е изд. М., 2005; она же. Индуизм: главная религия Индии. СПб., 2006;
Hardy F. The religious culture of India: power, love and wisdom. Camb.; New Delhi, 1995;
Radhakrishnan S. Religion and society. New Delhi, 1995;
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., 1996;
Chaudhuri N.C. Hinduism: a religion to live by. Delhi; Oxf., 1996;
Chandra S. Encyclopaedia of Hindu gods and goddesses. New Delhi, 1998;
Древо индуизма. М., 1999;
Глушкова И.П. Индийское паломничество. М., 2000; она же. Из индийской корзины. М., 2003;
Томас П. Легенды, мифы и эпос древней Индии. СПб., 2000;
Дюмон Л. Homo hierarchicus. Опыт описания системы каст. СПб., 2001;
Кнотт К. Индуизм. М., 2001;
Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., 2002;
Nath S. Dictionary of Vedanta. New Delhi, 2002.
Иллюстрации:
Странствующий аскет (Непал). Фото. Нач. 21 в. Архив БРЭ;
Садху в сопровождении чхела (ученика). Фото. Нач. 21 в. Архив БРЭ;
Рогатый бог в окружении животных, найденный в Мохенджо-Даро, вероятный прототип Шивы. Национальный музей (Нью-Дели). Архив БРЭ;
Боги на свадьбе Рамы и Ситы. Индра восседаетна белом слоне. Фреска 18 в. из Бунди (штат Раджастхан). Архив БРЭ;
Молодой брахман во время совершения пуджи. Фото. Нач. 21 в. Архив БРЭ;
Статуя Шивы в пещерном храмена о. Элефанта. Три головы олицетворяют функции создателя, хранителяи разрушителя Вселенной. 6–10 вв. Архив БРЭ;
Молитвенное обращениек священным коровам в индуистском храме (Индия). Фото. Нач. 21 в. Архив БРЭ;
Вишну. Эпоха поздней Чолы. 12 в. Южная Индия. Национальный музей (Нью-Дели). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;
Деви. 15 в. Южная Индия. Национальный музей (Нью-Дели). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;
Храм Муктешвара (ок. 950) в городе Бхубанешвар (штат Орисса). Архив БРЭ;
Кульминация Кумбха Мелы. 1992. Омовениев реке Сипра (город Удджайн, штат Мадхья-Прадеш). Архив БРЭ.
Во все времена человеку нужно было верить в то, что он не одинок. Что есть некая незримая сила, обладающая мудростью и справедливостью. Что именно она преподносит ему жизненно важные уроки, защищает от невзгод и помогает взглянуть философски на самые удручающие ситуации.
Религии бывают самыми разными: от тех, что объединяют лишь небольшую группу людей, до тех, что, не имея границ, распространяются по всему миру. Сегодня мы рассмотрим индуизм и дадим краткое, но подробное описание религии.
История происхождения индуизма: кратко о 5 основных периодах становления и развития
Для начала рассмотрим, как развивался индуизм в Индии. Религиоведы разделили этапы становления на пять периодов:
- Период древней цивилизации доли́ны Инда. Одна из трёх ранних цивилизаций Старого Света, наряду с Древним Египтом и Месопотамией, которая существовала ещё в Бронзовом веке с 3300 по 1300 г. до н. э. Отдельные элементы этой неоднородной культуры были позднее интегрированы в индуизм.
- Ведийский период. Его принято разделять на два периода. Сначала был сам Ведийский период (VII тысячелетие до н. э.). Он ознаменовался приходом ариев в Индию и созданием Священных Писаний – Вед. На их основе также был сформирован культ жертвоприношения. Далее последовал период брахманизма – с VI в. до н. э. до X в. н. э. В это время у индусов появилась литература нового качества – Упанишады. Это философские тексты, написанные на санскрите. На их базе формируется новая метафизика.
- Пуранический период – в это время были созданы такие эпосы как Махабхарата и Рамаяна, и множество других преданий и текстов. Также в это время (ок. 500 гг. до н. э. – 500 гг. н.э.) началось становление культов поклонения великим Богам: Вишну, Шиве и Деви. Можно сказать, что это индуизм в классическом его понимании, что сохранился до наших времён.
- Период средневековья – в это время (ок. 500 гг. – 1500 гг.) активно развивается движение Бхакти и происходит становление тантризма. Появляются первые секты и аскетичные ордены. На местных языках пишется новая священная литература.
- Период современности (с 1500 гг. до нашего времени) – начинает развиваться реформаторское движение. Индуизм как религия превращается во влиятельную политическую силу на родине среди индусов, а затем закрепляется на третьем месте как крупнейшая мировая религия.
Несмотря на упрощение ритуалов и культурной практики, индуизм сохраняет прочные позиции и в наши дни. На смену разрушенным религиозным ценностям приходят новые: богоискатели пытаются примерить все противоречия, чтобы индуизм отвечал всем требованиям современной жизни.
Шесть видов индуизма – типология
Индуизм – религия неоднородная и многогранная. Поэтому принято выделять следующие шесть течений индуизма. Кратко рассмотрим каждое из них:
- Дхармический – совокупностью всех норм и правил этого направления является Дхарма. Не относится ни к одной философской школе – имеет собственные моральные ценности.
- Бхакти – это монотеизм. Иногда это направление относят к вишнуизму, при котором характерно поклонение и служение богу Вишну и его воплощениям в смертных существах.
Индуизм как религия не ограничивает верующего в выборе божества, которому он хочет поклоняться. Таким образом, члены одной семьи могут почитать разных богов не конфликтуя.
Четыре направления индуизма
Религия включает в себя четыре основные направления:
Вишнуизм
Это одна из самых крупных религиозных традиций, включающая в себя множество школ. В качестве верховного божества почитается Вишну, а также его воплощения: Кришну, Раму, Нарасимху.
Вишнуизм берёт своё начало ещё во времена древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вишнуизма сконцентрированы на бхакти-йоге, а также воспевании священных имён Бога. Традиционными праздниками вайшнавов считаются Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи. Кришнаизм так-же является ответвлением вишнуизма.
Шиваизм
Получил широкое распространение не только в Индии, но и за её пределами. К примеру, в Непале и на Шри-Ланке весомая часть верующих причисляет себя к шиваитам (так называют последователей шиваизма).
Религия индусов включает в себя множество различных шиваитских школ. Все из них используют в своих служениях что-то из нижеперечисленного:
- Глаз Рудры или Рудракша – это разновидность вечнозелёных деревьев семейства элеокарповых. Его зёрна используются как объект поклонения и материал для изготовления различного рода чёток, оберегов и украшений.
- Лингам (шивалингам)– символизирует Шиву несмотря на то, что в нём нет антропоморфных черт. Представляет собой вертикальный цилиндр с вершиной-полусферой. В большинстве случаев имеет в основании круг или квадрат, изображающий йони (матку). Этот образ символизирует неделимое единство мужского и женского начала.
Шактизм
Приверженцы этого направления поклоняются Богине-матери – Шакти или Деви. В этом контексте она абсолют Божественной формы.
В древние времена шактизм имел сильную склонность к мистическим ритуалам: отдельные секты устраивали ритуальные оргии, целью которых было единение со вселенской силой Шакти путём достижения экстаза.
Шактизм и по сей день тесно переплетается с Тантрой, хоть и не во всех направлениях.
Смартизм
Древняя брахманская традиция, только реформированная. Основной философией является алвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции больше близки к школам Бхаскары и Шричанда. Наиболее значимый религиозный текст – Смрити, что и дало этому направлению такое название.
Смартисты придерживаются мнения, что каждый верующий свободен в выборе божественного объекта поклонения, но большинство выбирают одного из следующих богов: Шиву, Вишну, Деви, Ганешу или Сканду.
Сам Шанкара рекомендовал приверженцам Панчаятана-пуджу: это практика, которая включает в себя поклонение сразу пяти вышеуказанным божествам.
Основы индуизма и его философия
Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.
Все движения индуизма направлены на богослужение ради слияния с ним. Они довольно разнообразны и включают в себя чтение мантр , песнопения, практику йоги, медитации и другие духовные ритуалы.
Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.
Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.
Индуизм в наши дни
Начиная со второй половины XX века, в Индии начал активно развиваться реформированный неоиндуизм. Его приверженцы отрицают кастовую систему и считают, что в индуизм люди должны приходить по воле своей души, вне зависимости от своего происхождения, места рождения и национальности.
Консервативные верующие с этим не согласны – они считают, что настоящим индуистом можно только родиться.
Неоиндуизм становится всё популярнее не только в Индии, но и в других странах: Северной Америке, Европе и даже странах СНГ.
Заключение
Несмотря на то, что Индуизм — это основная религия Индии, жители этой страны лояльно относятся ко всем верованиям и споров на этой почве не возникает. Местные жители уважают друг друга несмотря на все различия, не навязывая своего мнения по тому или иному вопросу.
- Современные вероисповедания Индии
- Предшествующий ведизм
- Информация о брахманизме
- Сведения о джайнизме
- Понятие об индуизме
- Принципы шиваизма
- Роль высшей касты в социуме
- География религий
Современные вероисповедания Индии
Сейчас в Индии распространено несколько религиозных течений.
Местные люди исповедуют такие учения, как:
- Индуизм.
- Христианство.
- Ислам.
- Джайнизм.
- Буддизм.
- Сикхизм.
Четыре из этих течений являются национальными и образовались в самой Индии. Это индуизм, сикхизм, буддизм и джайнизм.
Основная религия страны — индуизм, который исповедуют 80% местного населения, на втором месте располагается ислам — 13% жителей Индии — мусульмане. 2% индийцев — христиане, 1,9% — представители сикхизма, 0,8% — буддисты и 0,4% — носители джайнизма.
В Индии лояльно относятся ко всем вероисповеданиям, межрелигиозных распрей практически не возникает. Местные жители уважают друг друга и не навязывают никому своего мнения по тому или ином вопросу. Это относится и к буддизму. Представителям этого религиозного течения предписано не пропагандировать другим свою веру.
В стране можно встретить изображения Будды или его статуи, однако туристы не встретят шествие буддистов на улице. У представителей индуизма немного другой подход, они с большим рвением стремятся выполнять все религиозные ритуалы и иногда устраивают грандиозные, шумные мероприятия. Например, в 2013 году на известном фестивале Маха Кумбха Мела в Аллахабаде присутствовало около 70 млн человек. На этом торжестве совершают омовения в водах Ганга, считается, что данный ритуал позволяет воссоединиться с Брахманом — священным духом.
Предшествующий ведизм
Основу религии Древней Индии заложили арийские племена во втором тысячелетии до нашей эры. Ученые все еще не могут твердо утверждать, из какого места пришли эти туземцы и куда именно они ушли. Но то, что они повлияли на становление индийской цивилизации — неоспоримый факт. Арии обладали европейской наружностью, у них были голубые глаза и светлые волосы. Их смешивание с темнокожим населением дало начало новым местным племенам.
Вероисповедание ариев состояло из множества аспектов. Они считали, что животные, растения, камни и деревья имеют божественную сущность. Ключевыми обрядами в их вероисповедании были жертвоприношения, в том числе и человеческие. Арии оставили после себя — Веды (тексты, состоящие из священных букв, в четырех частях), в них входили Ригведа, Атхарваведа, Сама-веда и Яджурведа. Позже ведическая мудрость была дополнена брахманами, которые пытались дать объяснение законам мироздания.
В ведизме существовал большой пантеон богов. Арии были кочевниками, условия для жизни им давало скотоводство, поэтому царем богов, стоящим в центре пантеона, считался Индра — повелитель дождя и грозы.
Также в состав пантеона входили и другие ведийские боги, например, Дьяус — бог небес, Агни — бог огня, Митра — бог порядка, Притхиви — богиня плодородия. Более того, арии почитали своих предков и часто обожествляли умерших людей.
Информация о брахманизме
Благодаря брахманизму, в Древней Индии произошло возникновение каст. Основой для их определения послужил миф о Пуруше, который самостоятельно принес себя в жертву для того, чтобы населить земной шар. Эта история дала понимание того, что каждый человек имеет свое место в социуме. Представители каст изначально неравнозначны, ведь все слои общества происходили из различных частей тела Пуруша.
Согласно таблице, выделяют следующую классификацию:
Именно в брахманизме появилось понятие Сансары — колеса вечной жизни. Если человек вел себя грешно, он будет наказан по закону всемирной справедливости. Тогда же появилось учение о реинкарнации и карме, смысл которого заключался в том, что душа бессмертна и по мере развития она воплощается в разные тела. Весь этот путь протекает в попытке достичь духовного совершенства. Однако не все принимали жесткое кастовое разделение, поэтому стали возникать новые, более демократичные направления этого вероисповедания.
Сведения о джайнизме
В основном этого направления придерживались монахи-мудрецы — джаймы, которые жили очень обособленно, предпочитали находиться в одиночестве и принимали различного рода аскезы.
Они не обладали никаким личным имуществом, долгое время не находились в одном и том же месте, не употребляли в пищу мяса и вообще ели максимум два раза в сутки в небольшом количестве.
Джайнисты иногда принимали очень строгие и жесткие аскезы, например, несколько лет не произносили ни слова, голодали длительное время, доводили себя до физического истощения и т. д. Существовало два дхармических направления — одетые в белое и одетые светом. Первые прикрывали свое тело тканью, а вторые всегда находились нагими, поскольку считали, что их окутывает солнечный свет. Далеко не все могли выдерживать жесткие требования этой религии, поэтому джайнизм никогда не был очень популярным.
Понятие об индуизме
Сложно подобрать краткое описание религии индуизма, поскольку это не только вероисповедание, но и целая философия со своими нравственными нормами и правилами. В основу этого течения легли знания, пришедшие из ведизма и брахманизма, более того, понятие о кастах также заложило основу для индуистской религии.
Ключевыми божествами индуизма являются Брахма — главный бог, сотворивший мир, Шива — тот, кто его оберегает, и Вишну — сущность, которая разрушит этот мир, после того как главная его миссия будет выполнена. Конечно же, в любом вероисповедании есть свой женский идеал. В данной религии это богиня Лакшми, которая оберегает семейное счастье, заботится о домашнем очаге и покровительствует пашне и сельскому хозяйству.
Одна из известных идей индуизма — почитание Кришны. Индусская культура похожа на брахманизм, однако в ней не существует таких жестких традиций в плане аскетизма, а также деления по кастам. По этой причине это вероисповедание обрело такое количество почитателей по всем мире.
Принципы шиваизма
Шиваизм можно назвать еще одним направлением индуизма.
Носители этого вероисповедания стремятся поклоняться Шиве — богу-разрушителю, повелителю молнии и дождя. Он способен в одно мгновение убрать с лица земли любой город и наслать на провинившихся людей всевозможные заболевания и беды. В древний период времени Шива считался символом разрушительной природной силы, которая в одно мгновение могла сменить милость на злость.
Хотя Шива считается жестоким богом, он любит и бережет свою семью. Его супруга Парвати — богиня плодородия и покровительница женского начала. Ее храмы постоянно посещают представительницы прекрасного пола, мечтающие иметь детей. Сын Шивы и Парвати — Ганеша — бог богатства финансового благополучия, доблести и славы. Одно из воплощений Парвати — многорукое божество Кали, покровительствующая магии и сексуальности.
Роль высшей касты в социуме
Как уже было отмечено, брахманы — это высшая индийская каста, представители которой пользуются всеобщим уважением. У брахманов нет своего жилья, они обычно живут в храмах, однако могут попросить о приюте любого человека, и никто не может отказать предоставить брахману кров и пищу до того момента, пока он сам не пожелает покинуть этот дом.
Кроме брахманов, существуют маги, способные проводить ритуалы и решать проблемы разного рода. Особую красоту индуизму придают разнообразные праздники. В мероприятиях участвует множество людей, торжество сопровождается распеванием традиционных песнопений и танцами.
В брахманизме есть такая традиция — предавать огню тела умерших людей, а пепел развеивать над рекой Ганг. После этого близкие держат траур в течение 10 дней. Раньше существовал древний обычай сати, который заключался в том, что супруга покойного совершала самосожжение на погребальном костре умершего мужа в знак исключительной преданности. Однако он был распространен не во всех общинах и его давно запретили.
География религий
В Индии исповедуют многие религии. В следующем списке указано, какое вероисповедание наиболее часто встречается в конкретном регионе:
- Ислам распространился в Индии со времен арабских завоеваний. Большинство представителей этой религии живут в Уттар-Прадеше, на Западе Бенгалии, в Керале, в штате Кашмир и Бихаре.
- Некоторые жители исповедуют христианство, изучают Библию и используют иную символику этой религии. Это вероисповедание распространено на Юге Индии. В штате Гоа находится много католических храмов. Данное религиозное течение смогло зародиться благодаря приходу апостола Фомы в 1 веке до нашей эры и средневековой португальской колонизации. Большинство христиан-индийцев — католики, а другие — протестанты.
- Сикхизм распространён в Пенджабе, на северо-западе Индии и Харьяне. Если кратко, то сикхи почитают единого Бога и верят в любовь ко всему сущему. Представители этого течения стараются относиться с добром ко всему и видеть божественную сущность в повседневных вещах.
- Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, рожденный в Индии. Однажды он стал просветленным и превратился в Будду (в кроссвордах редко упоминается его настоящее имя, в сканворд его обычно не вносят). Соответственно, буддизм появился в Индии, однако его последователей больше за пределами Индии, нежели в самой стране. Больше всего буддистов в Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Камбодже и Бутане.
Главная религия Индии — индуизм, она претерпела множество изменений в процессе своего формирования. Сейчас ее исповедуют более 80 процентов населения страны. Однако существуют и другие течения, которые не теряют своей популярности с годами.
Читайте также: