В каких странах распространен индуизм сообщение

Обновлено: 17.05.2024

индуизм насчитывает около 1,2 миллиарда приверженцев по всему миру (15% населения мира). Непал (81,3%) и Индия (79,8%) - страны с Индусы являясь большинством своего населения. Вместе с христианство (31,5%) и ислам (23.2%), индуизм является одной из трех основных религий мира по процентному соотношению населения. Индуизм - это третья по величине религия в мире после христианства и ислама. [1]

В настоящее время, Индия и Непал - это две страны с индуистским большинством. Большинство индуистов проживает в странах Азии. Страны с населением более 5000 индуистов и граждан включают (в порядке убывания): Индия, Непал, Бангладеш, Индонезия (особенно в Бали, что на 84% состоит из индуистов), Пакистан, Шри-Ланка, Малайзия, Сингапур, Соединенные Штаты, Мьянма, Таиланд, объединенное Королевство, Канада, Южная Африка, Маврикий, а Карибский бассейн (Вест-Индии).

По всему миру существует значительное количество индуистских анклавов, многие из которых Канада, Австралия и Новая Зеландия. индуизм также практикуетсяИндийский людям нравится Балийский из Бали остров (Индонезия), Тенгер и Осинг из Ява (Индонезия) и Баламон Chams из Вьетнам, Ганские индуисты в Гана, Китайские малайзийцы и Оранг Асли из Малайзия.

Содержание

Индуизм - разнородная религия, состоящая из множества школ мысли. В индуизме нет традиционного церковного строя, нет централизованных религиозных властей, руководящего органа, нет пророков; Индусы могут выбирать между политеистами, монотеистами, пантеистами, монистами, агностиками, гуманистами или атеистами. [2] Оценки индуизма по странам отражают это разнообразие мысли и образа жизни.

Демографические оценки

Демографические оценки Индуистский население по странам было опубликовано исследовательским центром Pew Research Center в 2012 году. [3] а также Госдепартамент США Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2006 г. [4]

По общему количеству индусов больше всего в Индии. В процентах, Непал имеет самый большой процент индуистского населения в мире, за которым следует Индия и Маврикий. [5] По оценкам, в 2010 году за пределами Индии проживало от 60 до 70 миллионов индуистов. [3] Только в двух странах мира в 2010 году большинство населения составляли индуисты - Непал и Индия. [ нужна цитата ] В МаврикийИндусы составляют незначительное большинство населения - 51,9% в 2017 году. Фиджи, Бутан, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго, и Шри-Ланка есть очень большие и влиятельные индуистские меньшинства.

По стране

По регионам

Эти проценты были рассчитаны с использованием вышеуказанных чисел. Первый процент, 4-й столбец, - это процент индуистского населения в регионе (индусы в регионе * 100 / общее население региона). Последний столбец показывает процент индуистов по сравнению с общим индуистским населением мира (индуисты в регионе * 100 / общее индуистское население мира).

(Примечание: Египет, Судан и др. Арабский Магриб страны считаются частью Северная Африка, нет Средний Восток).

Прогнозы

В 2015 г. Pew Research Center прогнозируют, что индуисты будут по-прежнему составлять 15% населения мира до 2050 года. Они прогнозируют, что в следующих десяти странах будет больше всего индуистов в 2050 году: [154]

Сис­те­ма варн слу­жит фун­да­мен­том кас­то­вой струк­ту­ры - слож­ней­шей се­ти изо­ли­рованных со­ци­аль­ных яче­ек, за­ви­ся­щих от про­фес­сии, эт­но­са, тра­ди­ций, брач­ных свя­зей. Ро­ж­де­ние че­ло­ве­ка в той или иной кас­те пре­до­пре­де­ля­ет его со­ци­аль­ный ста­тус, жиз­нен­ный путь и при­над­леж­ность к той или иной вет­ви индуизма. Ре­ли­гия прак­ти­че­ски сов­па­да­ет с об­ра­зом жиз­ни че­ло­ве­ка, а бо­ги слу­жат ему по­мощ­ни­ка­ми в ус­пеш­ном со­вер­ше­нии ри­туа­лов, со­про­во­ж­даю­щих ин­дуи­ста от мо­мен­та за­ча­тия до ко­ст­ра, на ко­то­ром по древ­не­му обы­чаю сжи­га­ют те­ло по­сле смер­ти, пус­кая пе­пел и не­до­го­рев­шие ос­тан­ки по те­че­нию ре­ки.

В та­кой скре­п­лён­ной обы­ча­ем сис­те­ме главной ре­лигиозной це­лью че­ло­ве­ка (не все­гда им осоз­на­вае­мой) яв­ля­ет­ся под­дер­жа­ние за­ве­дён­но­го по­ряд­ка ве­щей, ста­биль­но­сти об­ще­ст­ва. Опо­рой этой сис­те­мы ока­зы­ва­ет­ся фи­гу­ра до­мо­хо­зяи­на, дхар­ма ко­то­ро­го со­сто­ит в ис­пол­не­нии сво­его дол­га, со­стоя­ще­го пре­ж­де все­го в по­чи­та­нии пред­ков, об­ре­те­нии по­том­ст­ва и не­укос­ни­тель­ном от­прав­ле­нии ри­туа­лов. Од­на­ко индуизм ста­вит пе­ред че­ло­ве­ком и за­да­чу спа­се­ния ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши (джи­ва), ко­то­рая, со­глас­но уче­нию боль­шин­ст­ва на­прав­ле­ний индуизма, есть ми­ро­вой дух, Брах­ман, вре­мен­но об­рет­ший те­лес­ное во­пло­ще­ние. По­сле смер­ти че­ло­ве­ка джи­ва пе­ре­хо­дит в но­вое ро­ж­даю­щее­ся те­ло в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном кар­мы, по ко­то­ро­му дея­ния че­ло­ве­ка в од­ном ро­ж­де­нии оп­ре­де­ля­ют ха­рак­тер его су­ще­ст­во­ва­ния в сле­дую­щем рож­де­нии. Цепь пе­ре­ро­ж­де­ний (сан­са­ра) оце­ни­ва­ет­ся в индуизме, как пра­ви­ло, не­га­тив­но, как не­удов­ле­тво­ри­тель­ное, ом­ра­чён­ное бы­тие (дух­кха), по­это­му идеа­лом и ко­неч­ной це­лью ин­дуи­ста долж­но быть пре­кра­ще­ние сан­са­ры, вы­ход из ко­ле­са пе­ре­ро­ж­де­ний, ос­во­бо­ж­де­ние (мок­ша, или мук­ти), ко­то­рое ос­мыс­ля­ет­ся в раз­ных шко­лах индуизма по-раз­но­му: как еди­не­ние с бо­гом, осо­зна­ние из­на­чаль­ной то­ж­де­ст­вен­но­сти с Брах­ма­ном, как дос­ти­же­ние выс­ше­го бла­жен­ст­ва и т. п. Со­от­вет­ст­вен­но, и пу­ти к ос­во­бо­ж­де­нию пред­ла­га­ют­ся раз­но­об­раз­ные, глав­ней­шие из них: кар­ма-мар­га (путь дея­ний) - ис­пол­не­ние дхар­мы, ри­туа­лов, по­чи­та­ние бо­гов и пред­ков, вы­пол­не­ние дол­га без при­вя­зан­но­сти к ре­зуль­та­там дей­ст­вий; джня­на-мар­га (путь зна­ния) - по­иск и по­ни­ма­ние ис­ти­ны, осоз­на­ние един­ст­ва Ат­ма­на (выс­ший ин­ди­ви­ду­аль­ный прин­цип, под­лин­ное Я) и Брах­ма­на; бхак­ти-мар­га (путь пре­дан­но­сти) - лю­бовь к бо­гу, бес­ко­ры­ст­ное слу­же­ние ему, упо­ва­ние на его ми­лость. Есть уче­ния, пред­ла­гаю­щие и другие спо­со­бы ос­во­бо­ж­де­ния, например йо­га и тан­тризм, де­лаю­щие ак­цент на прак­ти­ке пол­но­го под­чи­не­ния во­ле че­ло­ве­ка его те­ла, эмо­ций и со­стоя­ний ума.

Ста­нов­ле­ние ин­ду­из­ма.

Индуизм в основных сво­их чер­тах сфор­ми­ро­вал­ся к середине I тясячелетия нашей эры, впи­тав в се­бя мно­го­численные эле­мен­ты ре­ли­гий различных на­ро­дов на тер­ри­то­рии Ин­дии (смотри Ин­дий­цы) и прой­дя дли­тель­ный путь раз­ви­тия, про­сле­жи­вае­мый от ре­ли­гии ин­д­ской ци­ви­ли­за­ции Мо­хен­джо-Да­ро и Ха­рап­пы в III-II тысячелетиях до нашей эры че­рез ве­дий­скую ре­ли­гию (середина II - середина I тысячелетия до нашей эры) и брах­ма­низм (VII век до нашей эры - IV век до нашей эры).

Опи­сан­ное в Упа­ни­ша­дах пред­став­ле­ние о Брах­ма­не как о без­лич­ном ду­хов­ном на­ча­ле бы­ло слиш­ком аб­ст­ракт­ным, труд­но­по­сти­жи­мым и не да­ва­ло воз­мож­но­сти про­яв­ле­ния ре­лигиозных чувств. Вы­дви­нув­ший­ся на пер­вый план в эпо­ху брах­ма­низ­ма Прад­жа­па­ти (По­ве­ли­тель су­ществ) по­чи­тал­ся в основном брах­ма­на­ми и по­ни­мал­ся ими так­же до­воль­но аб­ст­ракт­но, как во­пло­ще­ние все­лен­ской жерт­вы. Та­кой бог не мог по­ро­дить пол­но­цен­но­го мас­со­во­го куль­та. Кро­ме то­го, уси­лия брах­ма­нов по соз­да­нию жё­ст­ко струк­ту­ри­ро­ван­ной со­ци­аль­ной сис­те­мы и по за­кре­п­ле­нию в ней сво­ей мо­но­по­лии на ис­ти­ну вы­зва­ли в об­ще­ст­ве про­тест, в осо­бен­но­сти сре­ди кшат­ри­ев. В середине I тысячелетия до нашей эры в Ин­дии уси­ли­лось ум­ст­вен­ное бро­же­ние, по­яви­лось мно­же­ст­во школ, стран­ст­вую­щих про­по­вед­ни­ков, учи­те­лей. Идеа­лы и кон­цеп­ции брах­ма­нов ста­ли под­вер­гать­ся со­мне­нию, пред­ла­га­лись иные пу­ти по­сти­же­ния ис­ти­ны и ос­во­бо­ж­де­ния от сан­са­ры. Смысл Вед, за ко­то­ры­ми в индуизме за­кре­пи­лось ме­сто выс­шей ис­ти­ны и цен­но­сти, по­сте­пен­но ут­ра­чи­вал­ся, а их ав­то­ри­тет стал от­вер­гать­ся ре­ли­гия­ми, воз­ник­ши­ми в этот пе­ри­од в кшат­рий­ской сре­де - буд­диз­мом и джай­низ­мом; воз­ник­ло про­ти­во­стоя­ние уче­ний, при­знаю­щих и не при­знаю­щих зна­че­ние Вед (ас­ти­ка-на­сти­ка).

Фор­ми­ро­ва­ние ос­нов­ных на­прав­ле­ний ин­ду­из­ма.

Другие ре­фор­ма­то­ры (Ма­хат­ма Ган­ди, Ау­ро­бин­до Гхош) ве­ли борь­бу за унич­то­же­ние от­жив­ших ре­лигиозных и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, свя­зы­вая в то же вре­мя ре­ли­гию с идео­ло­ги­ей ан­ти­ко­ло­ни­аль­но­го про­тес­та и ис­поль­зуя прин­ци­пы индуизма в по­ли­тической борь­бе. По­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти в 1947 году Ин­дия бы­ла про­воз­гла­ше­на свет­ским го­су­дар­ст­вом, од­на­ко и в начале XXI века по­зи­ции индуизма в ней очень силь­ны, он ос­та­ёт­ся сис­те­мо­об­ра­зую­щим эле­мен­том куль­ту­ры, во мно­гом оп­ре­де­ляя по­ли­тическую жизнь, юри­дические нор­мы, со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию, иден­тич­ность, мен­та­ли­тет и об­раз жиз­ни боль­шин­ст­ва ин­дий­цев.

Пред­став­ле­ния о бо­же­ст­ве в ин­ду­из­ме.

Индуизм про­из­во­дит впе­чат­ле­ние гро­мад­но­го аморф­но­го ком­плек­са ре­лигиозных пред­став­ле­ний и куль­тов, рас­па­даю­ще­го­ся на мно­же­ст­во вет­вей, школ, тол­ков, не­ред­ко ос­но­ван­ных на взаи­мо­ис­клю­чаю­щих иде­ях и прак­ти­ках. Мо­но­те­изм и пред­став­ле­ние о выс­шем ду­хов­ном на­ча­ле, не тре­бую­щем во­пло­ще­ния в об­ра­зах или хра­мах, со­сед­ст­ву­ют в индуизме с идо­ло­по­клон­ст­вом. В индуизме нет ни од­но­го еди­но­го для всех бо­га; нет ос­но­ва­те­ля ре­ли­гии, но есть силь­но раз­ви­тый культ ос­но­во­по­лож­ни­ков отдельных уче­ний и ду­хов­ных на­став­ни­ков - гу­ру; нет еди­но­го свя­щен­но­го пи­са­ния, но ав­то­ри­тет при­зна­вае­мых ка­ж­дым на­прав­ле­ни­ем основных тек­стов и пре­да­ний чрез­вы­чай­но вы­сок; нет сим­во­ла ве­ры или об­ще­при­знан­ной док­три­ны, но все на­прав­ле­ния индуизма тес­но свя­за­ны ме­ж­ду со­бой, по­сто­ян­но взаи­мо­дей­ст­ву­ют, до­пол­ня­ют друг дру­га, поль­зу­ют­ся об­щи­ми или сход­ны­ми пред­став­ле­ния­ми и об­раз­ами. Чу­же­род­ные эле­мен­ты, как пра­ви­ло, не из­го­ня­лись из индуизма, а пе­ре­ра­ба­ты­ва­лись им и ус­ваи­ва­лись как соб­ст­вен­ные (например, в ре­зуль­та­те кон­так­та с буд­диз­мом, ис­ла­мом или хри­сти­ан­ст­вом). В индуизме нет ни­че­го по­доб­но­го при­выч­ной За­па­ду цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции или ие­рар­хии, но есть свои внутренние скре­пы, са­мой мощ­ной из ко­то­рых яв­ля­ет­ся ос­вя­щае­мая им кас­то­вая струк­ту­ра (впро­чем, и она от­вер­га­ет­ся ча­стью ин­дуи­стов, и зна­че­ние её не вез­де и не все­гда оди­на­ко­во). Из­мен­чи­вость и мно­го­ли­кость индуизма вы­ну­ж­да­ет не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей ут­вер­ждать, что индуизм - не еди­ная ре­ли­гия, а со­че­та­ние от­дель­ных, хо­тя и близ­ких друг дру­гу ре­ли­гий (ши­ва­изм, виш­ну­изм, клас­сический брах­ма­низм и т. д.) или ви­дов ре­ли­гии (хра­мо­вый, до­маш­ний, жре­че­ский; сель­ский, или на­род­ный; пле­мен­ной индуизм и т. п.). На­прав­ле­ния и те­че­ния индуизма раз­де­ля­ют­ся, в свою оче­редь, на мно­же­ст­во ре­лигиозных групп с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми - сам­пра­даи (оп­ре­де­ляю­щим для ка­ж­дой об­щи­ны обыч­но яв­ля­ет­ся на­ли­чие гу­ру-пер­во­про­ход­ца). Главным те­че­ния­ми внут­ри виш­ну­из­ма счи­та­ют­ся криш­на­изм и ра­ма­изм. В ши­ва­из­ме наи­бо­лее из­вест­ны об­щи­на па­шу­па­тов на се­ве­ре Ин­дии, об­щи­на ви­ра­шай­вов (лин­гая­тов) на юге и се­ве­ро-за­па­де Ин­дии, та­миль­ский ши­ва­изм (шай­ва-сидд­хан­та) и каш­мир­ский ши­ва­изм.

Пре­кло­не­ние ин­дуи­стов пе­ред жи­вой при­ро­дой по­лу­чи­ло во­пло­ще­ние в прак­ти­ке ахим­сы и в обо­же­ст­в­ле­нии жи­вот­ных. С древ­но­сти из­вест­ны куль­ты ко­ро­вы, сло­на, обезь­я­ны, змей. По­чи­та­ние ко­ро­вы осо­бен­но ха­рак­тер­но для ин­ду­и­ст­ско­го об­ще­ст­ва: ко­ро­ва свя­щен­на как мать, даю­щая пи­щу, ох­ра­ну и бла­го­денст­вие. Свя­щен­ны­ми счи­та­ют­ся и про­дук­ты, про­из­во­ди­мые ко­ро­вой: мо­ло­ко, мас­ло, да­же мо­ча и на­воз, ко­то­рым при­пи­сы­ва­ют очи­сти­тель­ные и ле­чеб­ные свой­ст­ва. Убий­ст­во ко­ро­вы - один из са­мых страш­ных гре­хов.

Хо­тя в ми­фо­ло­гии индуизма пре­об­ла­да­ют муж­ские пер­со­на­жи, не­ма­лую роль в ней иг­ра­ют и жен­ские фи­гу­ры. Не­ко­то­рые бо­ги­ни не­раз­рыв­но свя­за­ны с глвными бо­га­ми, об­ра­зуя с ни­ми се­мей­ный со­юз, но име­ют и са­мо­сто­ятельное зна­че­ние. Же­ной Виш­ну ста­ла бо­ги­ня сча­стья и уда­чи Лак­шми, или Шри. Брах­ма взял в жёны Са­рас­ва­ти, по­кро­ви­тель­ст­вую­щую муд­ро­сти и учё­но­сти. Пар­ва­ти, или Ума, дочь бо­жест­вен­но­го ца­ря Ги­ма­ла­ев и же­на Ши­вы, име­ет мно­го об­ли­ков, в том числе до­ста­точ­но уст­ра­шаю­щих. В та­ком ви­де она но­сит име­на Дур­ги, Ка­ли и др. и об­ре­та­ет са­мо­сто­ятельный ста­тус ве­ли­кой бо­ги­ни Де­ви. Этот об­раз связан с по­чи­та­ни­ем жен­ско­го на­ча­ла, воз­ник­шим на ос­но­ве древ­ней­ших куль­тов бо­ги­ни-ма­те­ри, и яв­ля­ет­ся во­пло­ще­ни­ем Шак­ти, жен­ской энер­гии, по­ни­мае­мой как творческая энер­гия Ши­вы. По­кло­не­ние ей вы­де­ля­ет­ся в ка­че­ст­ве отдельного на­прав­ле­ния индуизма - шак­тиз­ма, близ­ко­го ши­ва­из­му и рас­про­стра­нён­но­го в Ин­дии по­все­ме­ст­но. В пе­ри­од борь­бы за не­за­ви­си­мость индийское об­ще­ст­во на­де­ли­ло об­раз ма­те­ри-Ин­дии чер­та­ми Ка­ли, унич­то­жаю­щей вра­гов, и шак­тизм стал свое­об­раз­ной ре­ли­ги­ей пат­рио­тов Ин­дии. Бли­зок шак­тиз­му тан­тризм, раз­ра­бо­тав­ший осо­бый путь до­сти­же­ния ос­во­бо­ж­де­ния с по­мо­щью ри­ту­аль­ных ор­гиа­сти­ческих прак­тик еди­не­ния с бо­ги­ней - тан­тры. Не­со­мнен­на связь этих те­че­ний с древ­ни­ми ве­ро­ва­ния­ми и куль­та­ми або­ри­ген­ных пле­мён.

Ре­ли­ги­оз­ная прак­ти­ка

ин­дуи­ста со­сто­ит пре­ж­де все­го в ис­пол­не­нии пу­джи - це­ре­мо­ний, на­прав­лен­ных на слия­ние ду­ши с бо­гом, ко­то­ро­го при­ни­ма­ют как до­ро­го­го, знат­но­го гос­тя. Ве­рую­щий пред­ла­га­ет бо­же­ст­ву цве­точ­ные гир­лян­ды, еду, во­ду для омо­ве­ния, бла­го­во­ния, чи­та­ет мо­лит­вы пе­ред изо­бра­же­ни­ем бо­га, по­кло­ня­ет­ся ему и его сим­во­лам, кор­мит и ка­са­ет­ся его, за­жи­га­ет пе­ред ним огонь и т. д. Пи­ща, ко­то­рую пред­ла­га­ют бо­гу, под­но­ся к его изо­бра­же­нию, ча­стью как бы по­гло­ща­ет­ся им, а ча­стью воз­вра­ща­ет­ся адеп­ту в ос­вя­щён­ном ви­де (пра­сад). Це­ре­мо­ния не­ред­ко про­во­дит­ся до­ма, для че­го уст­раи­ва­ют­ся ма­лень­кие мо­лель­ные ком­на­ты или ал­та­ри. Важ­ную роль в жиз­ни ин­дуи­ста иг­ра­ют об­ря­ды пе­ре­хо­да ме­ж­ду ста­дия­ми жиз­нен­но­го цик­ла - сан­ска­ры (на­ре­че­ние име­ни, на­ча­ло изу­че­ния Вед, свадь­ба и т. п.), ко­то­рые про­во­дят­ся до­ма, обыч­но в при­сут­ст­вии при­гла­шён­ных и с по­мо­щью брах­ма­на. Су­ще­ст­ву­ет и мно­же­ст­во других до­маш­них об­ря­дов, со­вер­шае­мых с це­лью уст­ра­не­ния влия­ния вре­до­нос­ных сил и при­вле­че­ния бо­гов на свою сто­ро­ну. Сре­ди современных ин­дуи­стов лишь не­мно­гие вы­пол­ня­ют все пред­пи­са­ния и об­ря­ды (толь­ко для ут­рен­них об­ря­дов нуж­но не ме­нее трёх ча­сов), в основном это ста­рые брах­ма­ны и брах­ман­ские вдо­вы.

Чрез­вы­чай­но под­роб­но раз­ра­бо­та­на сис­те­ма пра­вил и за­пре­тов от­но­си­тель­но пи­щи. Для чле­нов выс­ших каст, в осо­бен­но­сти брах­ма­нов, важ­но, кто уча­ст­ву­ет в тра­пе­зе, где она про­ис­хо­дит, кем при­го­тов­ле­на пи­ща и из че­го она со­сто­ит. До­ми­ни­рую­щим ви­дом пи­щи в ин­дуи­ст­ском об­ще­ст­ве яв­ля­ет­ся ве­ге­та­ри­ан­ская, хо­тя в древ­но­сти, су­дя по ве­дий­ским, эпическим и др. тек­стам, ин­дий­цы упот­реб­ля­ли в пи­щу мя­со, да­же го­вя­ди­ну. По ме­ре то­го как в индуизме вы­зре­ва­ла идея ахим­сы, про­ис­хо­дил пе­ре­ход к рас­тительной пи­ще; по­гло­ще­ние мя­са счи­та­ет­ся ос­к­вер­няю­щим и не­воз­мож­ным для боль­шин­ст­ва брах­ман­ских каст, но по ме­ре по­ни­же­ния кас­то­во­го ста­ту­са пи­ще­вые, рав­но как и дру­гие, за­пре­ты ста­но­вят­ся ме­нее стро­ги­ми.

Важ­ны­ми ре­лигиозными со­бы­тия­ми яв­ля­ют­ся мно­го­численные празд­ни­ки, на ко­то­рые сте­ка­ют­ся тол­пы на­ро­да. Празд­ни­ки свя­за­ны с ми­фо­ло­гическими сю­же­та­ми, ча­ще все­го они по­свя­ще­ны по­бе­де свет­лых бо­же­ст­вен­ных сил над тём­ны­ми де­мо­ни­че­ски­ми. Вре­мя про­ве­де­ния празд­ни­ков ис­чис­ля­ет­ся по лун­но­му ка­лен­да­рю. Очень по­пу­ляр­ны Ди­ва­ли - празд­ник ог­ней, для­щий­ся 5 дней и зна­ме­ную­щий окон­ча­ние се­зо­на до­ж­дей и на­ча­ло зи­мы, ве­сен­ний трёх­днев­ный криш­на­ит­ский празд­ник Хо­ли (участ­ни­ки ко­то­ро­го по­ли­ва­ют и по­сы­па­ют друг дру­га крас­кой), празд­ни­ки Пон­галь, Да­се­ра, На­ва­рат­ри, Ши­ва­рат­ри и др. Празд­ни­ки вклю­ча­ют ше­ст­вия, бо­го­слу­же­ния, ри­туа­лы, пес­ни и тан­цы, те­ат­ра­ли­зованные пред­став­ле­ния. Центральным со­бы­ти­ем мно­гих празд­ни­ков яв­ля­ет­ся вы­езд бо­га на ко­лес­ни­це.

Ши­ро­чай­шее от­ра­же­ние индуизм на­шёл в тра­диционной пе­сен­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке ре­гио­нов Ин­до­ста­на, при­уро­чен­ной к ре­лигиозным фес­ти­ва­лям, а так­же в ре­гио­наль­ных тан­це­валь­ных и те­ат­раль­ных тра­ди­ци­ях (клас­сическая тан­це­валь­ная тра­ди­ция бха­рат­нать­ям, южноиндийский те­атр кат­ха­ка­ли, североиндийские тан­це­валь­ные фор­мы одис­си, ма­ни­пу­ри, ку­чи­пу­ди и др.).

Дополнительная литература:

Renou L. Hinduism. N. Y., 1962;

Zim­mer H. Myths and symbols in Indian art and civilization. N. Y., 1962;

Ин­дия в древ­но­сти. М., 1964;

Zaehner R.C. Hinduism. Oxf., 1966;

Moor E. The Hindu pantheon. Varanasi, 1968;

Бо­ги, брах­ма­ны, лю­ди. М., 1969;

Joshi L. M. Brahmanism, Вuddhism and Hinduism: An essays on their origins and interactions. Kandy, 1970;

Бон­гард-Ле­вин Г.М., Ге­ра­си­мов А. В. Муд­ре­цы и фи­ло­со­фы Древ­ней Ин­дии. М., 1975;

Эр­ман В.Г., Тем­кин Э.Н. Ми­фы Древ­ней Ин­дии. М., 1976;

Гу­се­ва Н.Р. Ин­ду­изм: Ис­то­рия фор­ми­ро­ва­ния. Куль­то­вая прак­ти­ка. М., 1977; она же. По­зна­ко­мим­ся с ин­ду­из­мом. М., 1999;

Creel A.B. Dharma in Hindu ethics. Calcutta, 1977;

Stutley M., Stutley J. Dictio­nary of Hinduism. L., 1977;

Bhandarkar R.G. Vaisnavism, Saivism, and minor religious sys­tems. N. Y.; L., 1980;

Tahtinen U. Indian tra­ditional values. New Delhi, 1983;

Кос­тю­чен­ко В.С. Клас­си­че­ская ве­дан­та и не­ове­дан­тизм. М., 1983;

Banerjea J.N. The development of Hindu iconography. New Delhi, 1985;

Kin­sley D. Hindu goddesses. Berk., 1986;

Biar­deau M. Hinduism. The anthropology of a ci­vi­lization. Oxf., 1989;

Тка­че­ва А.А. Ин­дуи­ст­ские мис­ти­че­ские ор­га­ни­за­ции и диа­лог куль­тур. М., 1989;

Sharma D. Hindu belief and practice. L., 1989;

Пан­дей Р.Б. Древ­не­ин­дий­ские до­маш­ние об­ря­ды (обы­чаи). 2-е изд. М., 1990;

Bhattacharyya N.N. A glossary of Indian religious terms and concepts. New Delhi, 1990;

Brockington J.L. The sacred thread: a short history of Hinduism. Delhi, 1992;

Бон­гард-Ле­вин Г.М. Древ­не­ин­дий­ская ци­ви­ли­за­ция. М., 1993;

Аль­бе­диль М.Ф. Про­то­ин­дий­ская ци­ви­ли­за­ция: Очер­ки куль­ту­ры. М., 1994; она же. Ин­дия: бес­пре­дель­ная муд­рость. 2-е изд. М., 2005; она же. Ин­ду­изм: глав­ная ре­ли­гия Ин­дии. СПб., 2006;

Hardy F. The re­ligious culture of India: power, love and wis­dom. Camb.; New Delhi, 1995;

Radha­kri­shnan S. Religion and society. New Delhi, 1995;

Ин­ду­изм. Джай­низм. Сик­хизм. Сло­варь. М., 1996;

Chaudhuri N.C. Hinduism: a religion to live by. Delhi; Oxf., 1996;

Chandra S. Encyclo­pae­dia of Hindu gods and goddesses. New Delhi, 1998;

Дре­во ин­ду­из­ма. М., 1999;

Глуш­ко­ва И.П. Ин­дий­ское па­лом­ни­че­ст­во. М., 2000; она же. Из ин­дий­ской кор­зи­ны. М., 2003;

То­мас П. Ле­ген­ды, ми­фы и эпос древ­ней Ин­дии. СПб., 2000;

Дю­мон Л. Homo hierar­chi­cus. Опыт опи­са­ния сис­те­мы каст. СПб., 2001;

Кнотт К. Ин­ду­изм. М., 2001;

Дан­де­кар Р.Н. От вед к ин­ду­из­му. М., 2002;

Nath S. Dictio­nary of Vedanta. New Delhi, 2002.

Иллюстрации:

Стран­ст­вую­щий ас­кет (Не­пал). Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Сад­ху в со­про­во­ж­де­нии чхе­ла (уче­ни­ка). Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Ро­га­тый бог в ок­ру­же­нии жи­вот­ных, най­ден­ный в Мо­хенд­жо-Да­ро, ве­ро­ят­ный про­то­тип Ши­вы. На­цио­наль­ный му­зей (Нью-Де­ли). Архив БРЭ;

Бо­ги на свадь­бе Ра­мы и Си­ты. Ин­д­ра вос­се­да­етна бе­лом сло­не. Фре­ска 18 в. из Бун­ди (штат Рад­жа­ст­хан). Архив БРЭ;

Мо­ло­дой брах­ман во вре­мя со­вер­ше­ния пуд­жи. Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Ста­туя Ши­вы в пе­щер­ном хра­мена о. Эле­фан­та. Три го­ло­вы оли­це­тво­ря­ют функ­ции соз­да­те­ля, хра­ни­те­ляи раз­ру­ши­те­ля Все­лен­ной. 6–10 вв. Архив БРЭ;

Мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ниек свя­щен­ным ко­ро­вам в ин­дуи­ст­ском хра­ме (Ин­дия). Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Виш­ну. Эпо­ха позд­ней Чо­лы. 12 в. Юж­ная Ин­дия. На­цио­наль­ный му­зей (Нью-Де­ли). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;

Де­ви. 15 в. Юж­ная Ин­дия. На­цио­наль­ный му­зей (Нью-Де­ли). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;

Храм Мук­теш­ва­ра (ок. 950) в го­ро­де Бху­ба­неш­вар (штат Орис­са). Архив БРЭ;

Куль­ми­на­ция Кумб­ха Ме­лы. 1992. Омо­ве­ниев ре­ке Сип­ра (го­род Удд­жайн, штат Мад­хья-Пра­деш). Архив БРЭ.

Во все времена человеку нужно было верить в то, что он не одинок. Что есть некая незримая сила, обладающая мудростью и справедливостью. Что именно она преподносит ему жизненно важные уроки, защищает от невзгод и помогает взглянуть философски на самые удручающие ситуации.

Индуизм, кратко о религии

Религии бывают самыми разными: от тех, что объединяют лишь небольшую группу людей, до тех, что, не имея границ, распространяются по всему миру. Сегодня мы рассмотрим индуизм и дадим краткое, но подробное описание религии.

История происхождения индуизма: кратко о 5 основных периодах становления и развития

Для начала рассмотрим, как развивался индуизм в Индии. Религиоведы разделили этапы становления на пять периодов:

  1. Период древней цивилизации доли́ны Инда. Одна из трёх ранних цивилизаций Старого Света, наряду с Древним Египтом и Месопотамией, которая существовала ещё в Бронзовом веке с 3300 по 1300 г. до н. э. Отдельные элементы этой неоднородной культуры были позднее интегрированы в индуизм.

Древние цивилизации инда

  1. Ведийский период. Его принято разделять на два периода. Сначала был сам Ведийский период (VII тысячелетие до н. э.). Он ознаменовался приходом ариев в Индию и созданием Священных Писаний – Вед. На их основе также был сформирован культ жертвоприношения. Далее последовал период брахманизма – с VI в. до н. э. до X в. н. э. В это время у индусов появилась литература нового качества – Упанишады. Это философские тексты, написанные на санскрите. На их базе формируется новая метафизика.

Храм со времен Ведийского периода

  1. Пуранический период – в это время были созданы такие эпосы как Махабхарата и Рамаяна, и множество других преданий и текстов. Также в это время (ок. 500 гг. до н. э. – 500 гг. н.э.) началось становление культов поклонения великим Богам: Вишну, Шиве и Деви. Можно сказать, что это индуизм в классическом его понимании, что сохранился до наших времён.

Боги Индуизма

  1. Период средневековья – в это время (ок. 500 гг. – 1500 гг.) активно развивается движение Бхакти и происходит становление тантризма. Появляются первые секты и аскетичные ордены. На местных языках пишется новая священная литература.

Индия в Средние века

  1. Период современности (с 1500 гг. до нашего времени) – начинает развиваться реформаторское движение. Индуизм как религия превращается во влиятельную политическую силу на родине среди индусов, а затем закрепляется на третьем месте как крупнейшая мировая религия.

Период современности

Несмотря на упрощение ритуалов и культурной практики, индуизм сохраняет прочные позиции и в наши дни. На смену разрушенным религиозным ценностям приходят новые: богоискатели пытаются примерить все противоречия, чтобы индуизм отвечал всем требованиям современной жизни.

Шесть видов индуизма – типология

Индуизм – религия неоднородная и многогранная. Поэтому принято выделять следующие шесть течений индуизма. Кратко рассмотрим каждое из них:

Религиозно-философская школа йоги

  1. Дхармический – совокупностью всех норм и правил этого направления является Дхарма. Не относится ни к одной философской школе – имеет собственные моральные ценности.
  2. Бхакти – это монотеизм. Иногда это направление относят к вишнуизму, при котором характерно поклонение и служение богу Вишну и его воплощениям в смертных существах.

Индуизм как религия не ограничивает верующего в выборе божества, которому он хочет поклоняться. Таким образом, члены одной семьи могут почитать разных богов не конфликтуя.

Четыре направления индуизма

Религия включает в себя четыре основные направления:

Вишнуизм

Это одна из самых крупных религиозных традиций, включающая в себя множество школ. В качестве верховного божества почитается Вишну, а также его воплощения: Кришну, Раму, Нарасимху.

Бог Вишну

Вишнуизм берёт своё начало ещё во времена древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вишнуизма сконцентрированы на бхакти-йоге, а также воспевании священных имён Бога. Традиционными праздниками вайшнавов считаются Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи. Кришнаизм так-же является ответвлением вишнуизма.

Шиваизм

Получил широкое распространение не только в Индии, но и за её пределами. К примеру, в Непале и на Шри-Ланке весомая часть верующих причисляет себя к шиваитам (так называют последователей шиваизма).

Бог Шива

Религия индусов включает в себя множество различных шиваитских школ. Все из них используют в своих служениях что-то из нижеперечисленного:

Яджна

  1. Глаз Рудры или Рудракша – это разновидность вечнозелёных деревьев семейства элеокарповых. Его зёрна используются как объект поклонения и материал для изготовления различного рода чёток, оберегов и украшений.

Четки из Рудракши

  1. Лингам (шивалингам)– символизирует Шиву несмотря на то, что в нём нет антропоморфных черт. Представляет собой вертикальный цилиндр с вершиной-полусферой. В большинстве случаев имеет в основании круг или квадрат, изображающий йони (матку). Этот образ символизирует неделимое единство мужского и женского начала.

Лингам

Шактизм

Приверженцы этого направления поклоняются Богине-матери – Шакти или Деви. В этом контексте она абсолют Божественной формы.

Богиня Шакти

В древние времена шактизм имел сильную склонность к мистическим ритуалам: отдельные секты устраивали ритуальные оргии, целью которых было единение со вселенской силой Шакти путём достижения экстаза.

Шактизм и по сей день тесно переплетается с Тантрой, хоть и не во всех направлениях.

Смартизм

Древняя брахманская традиция, только реформированная. Основной философией является алвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции больше близки к школам Бхаскары и Шричанда. Наиболее значимый религиозный текст – Смрити, что и дало этому направлению такое название.

5 богов смартистов

Смартисты придерживаются мнения, что каждый верующий свободен в выборе божественного объекта поклонения, но большинство выбирают одного из следующих богов: Шиву, Вишну, Деви, Ганешу или Сканду.

Сам Шанкара рекомендовал приверженцам Панчаятана-пуджу: это практика, которая включает в себя поклонение сразу пяти вышеуказанным божествам.

Основы индуизма и его философия

Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.

Атман

Все движения индуизма направлены на богослужение ради слияния с ним. Они довольно разнообразны и включают в себя чтение мантр , песнопения, практику йоги, медитации и другие духовные ритуалы.

Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.

Воспевание богов индуистами

Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.

Индуизм в наши дни

Начиная со второй половины XX века, в Индии начал активно развиваться реформированный неоиндуизм. Его приверженцы отрицают кастовую систему и считают, что в индуизм люди должны приходить по воле своей души, вне зависимости от своего происхождения, места рождения и национальности.

Неоиндуизм против предрассудков

Консервативные верующие с этим не согласны – они считают, что настоящим индуистом можно только родиться.

Неоиндуизм становится всё популярнее не только в Индии, но и в других странах: Северной Америке, Европе и даже странах СНГ.

Заключение

Несмотря на то, что Индуизм — это основная религия Индии, жители этой страны лояльно относятся ко всем верованиям и споров на этой почве не возникает. Местные жители уважают друг друга несмотря на все различия, не навязывая своего мнения по тому или иному вопросу.

  • Современные вероисповедания Индии
  • Предшествующий ведизм
  • Информация о брахманизме
  • Сведения о джайнизме
  • Понятие об индуизме
  • Принципы шиваизма
  • Роль высшей касты в социуме
  • География религий

Религия индии

Современные вероисповедания Индии

Сейчас в Индии распространено несколько религиозных течений.

Местные люди исповедуют такие учения, как:

  1. Индуизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  4. Джайнизм.
  5. Буддизм.
  6. Сикхизм.

Четыре из этих течений являются национальными и образовались в самой Индии. Это индуизм, сикхизм, буддизм и джайнизм.

 индийские божества

Основная религия страны — индуизм, который исповедуют 80% местного населения, на втором месте располагается ислам — 13% жителей Индии — мусульмане. 2% индийцев — христиане, 1,9% — представители сикхизма, 0,8% — буддисты и 0,4% — носители джайнизма.

В Индии лояльно относятся ко всем вероисповеданиям, межрелигиозных распрей практически не возникает. Местные жители уважают друг друга и не навязывают никому своего мнения по тому или ином вопросу. Это относится и к буддизму. Представителям этого религиозного течения предписано не пропагандировать другим свою веру.

В стране можно встретить изображения Будды или его статуи, однако туристы не встретят шествие буддистов на улице. У представителей индуизма немного другой подход, они с большим рвением стремятся выполнять все религиозные ритуалы и иногда устраивают грандиозные, шумные мероприятия. Например, в 2013 году на известном фестивале Маха Кумбха Мела в Аллахабаде присутствовало около 70 млн человек. На этом торжестве совершают омовения в водах Ганга, считается, что данный ритуал позволяет воссоединиться с Брахманом — священным духом.

Предшествующий ведизм

Основу религии Древней Индии заложили арийские племена во втором тысячелетии до нашей эры. Ученые все еще не могут твердо утверждать, из какого места пришли эти туземцы и куда именно они ушли. Но то, что они повлияли на становление индийской цивилизации — неоспоримый факт. Арии обладали европейской наружностью, у них были голубые глаза и светлые волосы. Их смешивание с темнокожим населением дало начало новым местным племенам.

 какая религия в индии

Вероисповедание ариев состояло из множества аспектов. Они считали, что животные, растения, камни и деревья имеют божественную сущность. Ключевыми обрядами в их вероисповедании были жертвоприношения, в том числе и человеческие. Арии оставили после себя — Веды (тексты, состоящие из священных букв, в четырех частях), в них входили Ригведа, Атхарваведа, Сама-веда и Яджурведа. Позже ведическая мудрость была дополнена брахманами, которые пытались дать объяснение законам мироздания.

В ведизме существовал большой пантеон богов. Арии были кочевниками, условия для жизни им давало скотоводство, поэтому царем богов, стоящим в центре пантеона, считался Индра — повелитель дождя и грозы.

Также в состав пантеона входили и другие ведийские боги, например, Дьяус — бог небес, Агни — бог огня, Митра — бог порядка, Притхиви — богиня плодородия. Более того, арии почитали своих предков и часто обожествляли умерших людей.

Информация о брахманизме

Благодаря брахманизму, в Древней Индии произошло возникновение каст. Основой для их определения послужил миф о Пуруше, который самостоятельно принес себя в жертву для того, чтобы населить земной шар. Эта история дала понимание того, что каждый человек имеет свое место в социуме. Представители каст изначально неравнозначны, ведь все слои общества происходили из различных частей тела Пуруша.

Согласно таблице, выделяют следующую классификацию:

Индуизм краткое описание религии

Именно в брахманизме появилось понятие Сансары — колеса вечной жизни. Если человек вел себя грешно, он будет наказан по закону всемирной справедливости. Тогда же появилось учение о реинкарнации и карме, смысл которого заключался в том, что душа бессмертна и по мере развития она воплощается в разные тела. Весь этот путь протекает в попытке достичь духовного совершенства. Однако не все принимали жесткое кастовое разделение, поэтому стали возникать новые, более демократичные направления этого вероисповедания.

Сведения о джайнизме

В основном этого направления придерживались монахи-мудрецы — джаймы, которые жили очень обособленно, предпочитали находиться в одиночестве и принимали различного рода аскезы.

Религия древней индии

Они не обладали никаким личным имуществом, долгое время не находились в одном и том же месте, не употребляли в пищу мяса и вообще ели максимум два раза в сутки в небольшом количестве.

Джайнисты иногда принимали очень строгие и жесткие аскезы, например, несколько лет не произносили ни слова, голодали длительное время, доводили себя до физического истощения и т. д. Существовало два дхармических направления — одетые в белое и одетые светом. Первые прикрывали свое тело тканью, а вторые всегда находились нагими, поскольку считали, что их окутывает солнечный свет. Далеко не все могли выдерживать жесткие требования этой религии, поэтому джайнизм никогда не был очень популярным.

Понятие об индуизме

Сложно подобрать краткое описание религии индуизма, поскольку это не только вероисповедание, но и целая философия со своими нравственными нормами и правилами. В основу этого течения легли знания, пришедшие из ведизма и брахманизма, более того, понятие о кастах также заложило основу для индуистской религии.

Ключевыми божествами индуизма являются Брахма — главный бог, сотворивший мир, Шива — тот, кто его оберегает, и Вишну — сущность, которая разрушит этот мир, после того как главная его миссия будет выполнена. Конечно же, в любом вероисповедании есть свой женский идеал. В данной религии это богиня Лакшми, которая оберегает семейное счастье, заботится о домашнем очаге и покровительствует пашне и сельскому хозяйству.

Одна из известных идей индуизма — почитание Кришны. Индусская культура похожа на брахманизм, однако в ней не существует таких жестких традиций в плане аскетизма, а также деления по кастам. По этой причине это вероисповедание обрело такое количество почитателей по всем мире.

Принципы шиваизма

Шиваизм можно назвать еще одним направлением индуизма.

Индуисты

Носители этого вероисповедания стремятся поклоняться Шиве — богу-разрушителю, повелителю молнии и дождя. Он способен в одно мгновение убрать с лица земли любой город и наслать на провинившихся людей всевозможные заболевания и беды. В древний период времени Шива считался символом разрушительной природной силы, которая в одно мгновение могла сменить милость на злость.

Хотя Шива считается жестоким богом, он любит и бережет свою семью. Его супруга Парвати — богиня плодородия и покровительница женского начала. Ее храмы постоянно посещают представительницы прекрасного пола, мечтающие иметь детей. Сын Шивы и Парвати — Ганеша — бог богатства финансового благополучия, доблести и славы. Одно из воплощений Парвати — многорукое божество Кали, покровительствующая магии и сексуальности.

Роль высшей касты в социуме

Как уже было отмечено, брахманы — это высшая индийская каста, представители которой пользуются всеобщим уважением. У брахманов нет своего жилья, они обычно живут в храмах, однако могут попросить о приюте любого человека, и никто не может отказать предоставить брахману кров и пищу до того момента, пока он сам не пожелает покинуть этот дом.

 вера в индии

Кроме брахманов, существуют маги, способные проводить ритуалы и решать проблемы разного рода. Особую красоту индуизму придают разнообразные праздники. В мероприятиях участвует множество людей, торжество сопровождается распеванием традиционных песнопений и танцами.

В брахманизме есть такая традиция — предавать огню тела умерших людей, а пепел развеивать над рекой Ганг. После этого близкие держат траур в течение 10 дней. Раньше существовал древний обычай сати, который заключался в том, что супруга покойного совершала самосожжение на погребальном костре умершего мужа в знак исключительной преданности. Однако он был распространен не во всех общинах и его давно запретили.

География религий

В Индии исповедуют многие религии. В следующем списке указано, какое вероисповедание наиболее часто встречается в конкретном регионе:

 индуизм кратко

  1. Ислам распространился в Индии со времен арабских завоеваний. Большинство представителей этой религии живут в Уттар-Прадеше, на Западе Бенгалии, в Керале, в штате Кашмир и Бихаре.
  2. Некоторые жители исповедуют христианство, изучают Библию и используют иную символику этой религии. Это вероисповедание распространено на Юге Индии. В штате Гоа находится много католических храмов. Данное религиозное течение смогло зародиться благодаря приходу апостола Фомы в 1 веке до нашей эры и средневековой португальской колонизации. Большинство христиан-индийцев — католики, а другие — протестанты.
  3. Сикхизм распространён в Пенджабе, на северо-западе Индии и Харьяне. Если кратко, то сикхи почитают единого Бога и верят в любовь ко всему сущему. Представители этого течения стараются относиться с добром ко всему и видеть божественную сущность в повседневных вещах.
  4. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, рожденный в Индии. Однажды он стал просветленным и превратился в Будду (в кроссвордах редко упоминается его настоящее имя, в сканворд его обычно не вносят). Соответственно, буддизм появился в Индии, однако его последователей больше за пределами Индии, нежели в самой стране. Больше всего буддистов в Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Камбодже и Бутане.

Главная религия Индии — индуизм, она претерпела множество изменений в процессе своего формирования. Сейчас ее исповедуют более 80 процентов населения страны. Однако существуют и другие течения, которые не теряют своей популярности с годами.

Читайте также: