Университеты россии 19 века сообщение

Обновлено: 16.05.2024

1. Создание системы народного образования. Развитие народного образования после Екатерины II характеризуется, с одной стороны, увеличением количества учебных заведений и усложнением их структуры, а с другой - последовательным уклонением от системы бессословности школы.

В 1802 г. на базе Главного училищного правления было создано Министерство народного просвещения, сразу приступившее к очередной образовательной реформе. В соответствии "с обязанностями и пользами каждого состояния" вводятся четыре рода училищ - приходские, уездные, губернские и университеты. Приходские училища вверялись управлению приходского священника и одного из "почетнейших жителей". В помещичьих же селениях все предоставлялось "просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков".

В приходских училищах обучали детей самым элементарным вещам - "чтению, письму и первым действиям арифметики", а также наставляли "в главных началах закона Божия, в благонравии, в обязанностях к государю, начальству и ближнему". Приходское обучение было одногодичным и продолжалось от окончания полевых работ до их начала в следующем году. Отсюда был возможен переход в уездные училища.

Уездные и губернские училища подлежали контролю со стороны университетов, которые назначали туда своих смотрителей. В уездных училищах преподавались "грамматика языка российского и местного, как-то: польского, немецкого и проч.; сокращенная география и история; первоначальные основания геометрии и естественных наук; также наставления о должностях человека и гражданина, и практические занятия, полезные местной промышленности, и потребностей края". Срок обучения равнялся двум годам и предполагал подготовку к переходу в губернское училище, или гимназию.

Программа гимназий была нацелена на поступление в университет. В них преподавались "изящные науки, языки латинский, французский и немецкий; логика; основание чистой математики, также механики, гидравлики и других частей физики, наиболее в общежитии нужных, сокращенная естественная история; всеобщая география и история, основания политической экономии и коммерции" . Не было забыто и "образование сердца", т. е. закон Божий, а также "укрепление тела" - гимнастика. Обучение в гимназии было четырехгодичным.

Что касается университетов, то они венчали пирамиду учебных округов, на которые была поделена Российская империя. На момент проведения реформы их было шесть - Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Позднее появились и другие учебные округа со своими университетами. Во главе учебного округа находился попечитель, назначавшийся министром народного просвещения.

По университетскому уставу 1804 г. в университетах устанавливался трехлетний срок обучения, и они пользовались автономией в избрании профессорского состава и определении предметов преподавания. В каждом университете учреждались четыре отделения: медицинское, словесных наук, физических и математических наук и нравственных и политических наук .

Студенчество составляло внесословную корпорацию.

2. Реакционные реформы Николая I. Однако продолжалось это недолго: "политические дела", по скромному замечанию одного современника, произвели "остуду к этому предмету" уже "в уме и сердце" Александра! . Его преемник Николай I, устрашенный радикализацией интеллигентского сознания, особенно резко проявившейся в движении декабризма, вообще перестраивает систему народного образования на началах сословности и идеологизма.

В рескрипте от 19 августа 1827 г. на имя министра А. С. Шишкова он высказал пожелание, чтобы "повсюду предметы учения и самые способы преподавания были, по возможности, соображаемы с будущим вероятным предназначением обучающихся, чтобы каждый, вместе с здравыми, для всех общими, понятиями о вере, законах и нравственности, приобретал познания, наиболее для него нужные, могущие служить к улучшению его участи, и не быв ниже своего состояния, также не стремился чрез меру возвыситься над тем, в коем, по обыкновенному течению, ему суждено оставаться".

Одновременно запрещалось принимать во все учебные заведения, находящиеся в ведомстве или под надзором Министерства народного просвещения, в том числе университеты, людей несвободных состояний, т. е. крепостных. медицинского факультета было в числе главных приоритетов Петра I; медицинский факультет был открыт в Петербургском университете только в 1995 г.

С этой целью самой жесткой ревизии подвергались даже программы частных специальных школ для детей "низших сословий". В каком направлении двигалась охранительная мысль, видно из следующего примера. Инспектировавший в 1837 г. школу земледелия и горнозаводских работ

В. Я. Буняковский (кстати сказать, известный математик, академик) в своей докладной записке на имя попечителя Петербургского учебного округа М. А. Дондукова-Корсакова предлагал изъять из программы обучения "воспитанников крепостного состояния" иностранные языки ввиду предположения, что они "по выходе из школы могут почерпнуть в сочинениях, писанных на иностранных языках, понятия или вовсе превратные, или по крайней мере такие, которые дадут их умам ложное направление и, может быть, отклонят некоторых от исполнения обязанностей, возложенных на них тем состоянием, в котором родились".

Далее многоученый инспектор, "сообразив относительную пользу каждого предмета", высказывался также за "отменение общей географии и физики. для уменьшения итога познаний, приобретаемых учащимися крепостного состояния". Даже преподавание русской словесности казалось ему "вредным", и он ратовал за "усиление учеников в русской грамматике" . Таким образом, школьный курс должен был ограничиться исключительно практическими предметами, вроде закона Божия, церковного пения, арифметики, геометрии, алгебры, сельского хозяйства, скотоводства, пробирного искусства, минералогии, бухгалтерии, каллиграфии.

С 1828 г. последовало отстранение университетов от управления гимназиями, а гимназий - от управления уездными училищами. Университеты были лишены автономии и всецело попадали в зависимость от попечителей. Обучение в гимназиях увеличилось до семи лет, включая курс начального образования, так что теперь для поступления в гимназию не требовалось окончания уездного учи- лища; окончание же последнего не давало право поступления в гимназию. В самих гимназиях открывались благородные пансионы, специально готовившие дворянских детей в "студентство".

Сословность образования сочеталась с идеологией триединства православия, самодержавия и народности. Ее сформулировал в своем циркуляре от 21 марта 1833 г. С. С. Уваров, занявший министерское кресло после ухода в отставку А. С. Шишкова. Под народностью образования разумелось придание инородческим школам (например, частным еврейским) общегосударственной направленности, преподавание всюду на русском языке. Православие в просвещении означало господство православной веры над другими конфессиями, возвышение роли закона Божия в школе.

Эту линию продолжил и министр П. А. Ширинский-Шихматов, запретивший в 1850 г. преподавание философии в российских университетах. Общее количество студентов в них ограничивалось до 300 человек. Принимать разрешалось лишь "одних самых отличных по нравственному образованию" . Такое положение сохранялось до 1855 г.

3. Перестройка системы образования. Отмена крепостного права в России (1861) повлекла за собой целый ряд общественных реформ, в том числе и в сфере образования. 18 июня 1863 г. был принят новый университетский устав. Он возвращал университетам прежнюю автономию (впрочем, снова упраздненную уставом 1884 г.). Тогда же возобновляется преподавание философии в университетах. В результате земской реформы 1864 г. земствам (так назывались новые органы местного управления) было разрешено открывать различные учебные заведения низшей категории для детей крестьян, купцов, мещан.

При этом они ведали преимущественно хозяйственными делами, программы же преподавания и методическое руководство принадлежало Министерству народного просвещения. Количество земских школ исчислялось тысячами, и они составляли едва ли не половину всех начальных училищ в стране. Формально окончившие земские школы могли поступать в гимназии, однако установленная правительством непомерно высокая плата за обучение закрывала доступ в них большинству простонародья.

Серьезной перестройке подверглись и гимназии. По высочайше утвержденному уставу от 19 ноября 1864 г. они разделились на классические и реальные. Основное их отличие заключалось в том, что учебный курс классических гимназий содержал латинский и греческий языки, тогда как в реальных гимназиях они овсе не преподавались. Между тем без знания классических языков невозможно было поступить в университеты; поэтому "реалисты" могли идти лишь в высшие специальные учебные заведения, вроде Технологического или Горного институтов. Новый университетский устав 1871 г. оставил все без изменения.

Такое жесткое разделение гимназий на классические и реальные вызвало бурную полемику в обществе. Реальное образование, основанное на изучении точных и естественных наук, стало лозунгом демократической интеллигенции, воспринимавшей классическое образование с "мертвыми языками" как синоним застоя и реакции. Отчасти это подтверждалось и состоянием университетской науки, которая представлялась разночинцам "хламом", не способным дать "ни одного твердого вывода" . Даже вполне либеральный К. Д. Ушинский связывал падение университетской науки в России с "данным нашим гимназиям классическим направлением" . Неудивительно, что русская наука в XIX в. принесла наиболее благотворные плоды прежде всего в области точных наук и естествознания.

4. Женское образование. Несмотря на правительственные утеснения, определенный прогресс в развитии народного образования был налицо. Не осталось в стороне и женское образование. Вплоть до семидесятых годов XIX в. русские женщины не допускались в университеты, и они уезжали за высшим образованием на Запад, преимущественно в Швейцарию, где гнездилась тогда русская революционная эмиграция. Это вызывало беспокойство властей, ибо способствовало распространению радикальных идей в России. Чтобы пресечь тягу женщин за границу, Александр II соглашается открыть женские высшие курсы университетского типа в Москве и Петербурге: первые были созданы в 1872 г. проф. В. И. Герье, вторые - в 1878 г. проф. К. Н. Бестужевым-Рюминым (знаменитые Бестужевские курсы).

Из воспоминаний Л. Ф. Пантелеева известно, что право посещения лекций Петербургский университет предоставил женщинам еще в 1860 г. Защитниками женского равноправия в этом вопросе выступали такие видные профессора, как П. А. Плетнев (ректор университета), К. Д. Кавелин, В. Д. Спасович, М. М. Стасюлевич и др. Одной из первых слушательниц была Наталья Иеронимовна Корсини, дочь известного петербургского архитектора И. Д. Корсини. "Вскоре рядом с ней, - пишет Пантелеев, - мы увидали Антониду Петровну Блюммер, затем Марью Арсеньевну Богданову. М. А. Богданова предпочтительно слушала лекции по естественному факультету.

Потом встречаем в аудиториях Екат. Иер. Корсини (ныне Висковато-ва), Надежду Прокофьевну Суслову, Марью Александровну Бокову (ныне Сеченова). Во втором семестре стало все более и более являться женщин; в числе их была и М. М. Коркунова, впоследствии г-жа Манассеина, известная своими писаниями по всем отраслям. Под конец второго семестра 1860/61 г. сделалось совсем обычным явлением, что на лекциях некоторых профессоров дам бывало чуть ли не столько же, сколько студентов" . Совсем напротив, отмечает Пантелеев, в Московском университете "вопрос о допущении женщин в аудитории большинством всех голосов против двух был решен в отрицательном смысле" . Эти двое были проф. Н. Б. Айке (медик) и проф. Ф. Б. Мюльгаузен (экономист).

5. Самодержавие и наука. Несомненно, русская школа достигла бы больших успехов, не будь она скована тисками "неограниченной жандармократии" . Царизм, словно не замечая метаний и протестов молодежи, упорно насаждал в образовании сословный элитаризм, открывая доступ в университеты только избранной касте.

Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев рьяно доказывал, что народная школа не должна отрывать "ребенка от среды его". "Мы все, - писал он, - препираемся о курсе для народной школы, о курсе обязательном, с коим будто бы соединяется полное развитие. Иной хочет вместить в него энциклопедию знаний под диким названием родин введения, иной настаивает на необходимости поселянину знать физику, химию, сельское хозяйство, медицину; иной требует энциклопедию политических наук и правоведение.

Но мало кто думает, что, отрывая детей от домашнего очага на школьную скамью с такими мудреными целями, мы лишаем родителей и семью рабочей силы, которая необходима для поддержания домашнего хозяйства, а детей развращаем, наводя на них мираж мнимого или фальшивого и отрешенного от жизни знания, подвергая их соблазну мелькающих перед глазами образов суеты и тщеславия" . С целью противодействия "мирским соблазнам" Победоносцев добивается учреждения церковно-приходских школ, которые начинают действовать с 1884 г. Их задачей было воспитание крестьянских детей в духе верноподданничества и православия. Эти школы должны были противостоять земским учебным заведениям.

Даже в начале XX в. царское правительство признавало "самым тривиальным бесплодным оппортунизмом" всякую "аккомодацию к общественному настроению в деле народного просвещения". Оно пыталось по-прежнему "повернуть школу на путь законности", изгоняя "из нее всякую нечисть" и, в первую очередь, оппозиционных профессоров и преподавателей . Политика восторжествовала над наукой, и в конечном счете все было погребено в завалах большевистской революции.

19 век для России был переломным моментом, когда в начале века власть перешла к Александру I после цареубийства Павла I, когда наука и образование стали стремительно развиваться, что требовало больших перемен. Все эти изменения 19 столетия можно поделить на первую и вторую половины.

Россия на пороге 19 века

В наследство молодому императору досталось государство, которое претерпело значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами. Можно отметить несколько важных факторов, которые говорят о величественности страны:

  1. Увеличилась территория за счет присоединения Крыма, Казахстана, Прибалтики, Правобережной Украины и Западной Белоруссии. Вследствие чего и численность населения стала больше, около 40 млн. человек, из них 90% было крестьян. Также увеличилось и городское население, в особенности в Петербурге и Москве, что, конечно же, повлияло на развитие науки в 19 веке в России.
  2. Романовы стали крупными собственниками и имели определенную независимость от других сословий страны.
  3. Бюджет вырос более чем в три раза по сравнению с 18 веком.

наука в 19 веке в России

Однако на момент прихода власти Александра I Россия была страной, где вся модернизация по догоняющему плану происходила за счет собственного народа, а науке, образованию и культуре уделялось очень мало времени.

Развитие науки в первой половине 19 века

Рассказать о развитии науки в первой половине столетия можно по полученным результатам известными учеными на тот период, благодаря которым сегодня можно увидеть такие выдающиеся достижения.

Наука в 19 веке в России – это, прежде всего, математика, физика и химия.

Развитие науки в 19 веке в России

В физике главным направлением изучения в это время являлось электричество, и именно здесь были сделаны открытия. Борис Якоби открыл метод гальванопластики, а потом создал несколько электрических двигателей и телеграфов. А физик Василий Петров смог показать, как можно использовать электричество для освещения и плавки металла, исследовав электрическую дугу и заряд в разреженном газе.

Развивалась в этот период и такая наука, как астрономия, поэтому в 1839 году была открыта Пулковская обсерватория, где трудился астроном Василий Струве, который обнаружил концентрацию звезд в плоскости Млечного Пути.

Школы, гимназии и университеты

В самом начале наука и образование 19 века в России претерпели изменения, и уже в 1803 году был издан указ разделить всю страну на 6 образовательных округов, в каждом из которых должны были построить университет. Однако за 20 лет было открыто всего лишь три высших учебных заведения, в том числе Московский, Казанский и Петербургский университеты. Николай I не поддержал идею образования, и при его правлении не был открыт ни один университет. К тому же он считал, что дети крепостных не должны обучаться наравне со всеми.

наука и образование 19 века в России

Хорошее образование можно было получить, но только дворянам, в лицеях, таких как Царскосельский под Петербургом и Демидовский, который находился в Ярославле.

Лучше дело обстояло с учебными заведениями технического профиля. На начало века был открыт лишь Горный институт, чуть позже появился Лесной институт. Николай I хорошо относился к инженерному и военному образованию, поэтому при нем были открыты технологические заведения в Петербурге и Москве, а также Артиллерийская и Инженерные академии.

Образование для женщин

Хорошей тенденцией считалось продолжение получения образования женщинами, которое было заложено при Екатерине II, чтобы воспитать хороших и добрых жен и матерей. Поэтому были открыты институты во многих городах для девушек дворянского происхождения: Нижний Новгород, Астрахань, Саратов, Иркутск, конечно же, Москва и Петербург.

Гуманитарные знания

Гуманитарные науки 19 века в России, в первой половине, при высоком общественном интересе стали развиваться в истории, и было учреждено Московское общество истории и древностей. Также интерес был проявлен к общей истории и языковедению, в том числе славяноведению, китаеведению, что послужило запуску производства книг и периодической печати.

Издательское дело стало очень популярным, и в 1809 году печаталось 68 журналов различных тематик и 9 газет. Вследствие открытия и развития типографий появилась переводческая деятельность, и граждане стали знакомиться с зарубежной литературой.

Отдельно стоит отметить и русскую литературу, когда страна узнала о Пушкине, Некрасове и Тургеневе. В этот период поднимались такие проблемы, как бедственное положение маленького человека из низов, но в то же время воспевались народные традиции в устной и письменной форме.

Наука, образование (19 век, вторая половина, Россия)

Вторая половина, когда феодализм сменился капитализмом, предполагала более высокий уровень развития не только среди грамотных людей, но и среди обычных рабочих, и просвещение в первую очередь должно было коснуться тех отраслей, которые связаны с обычной жизнью.

наука второй половины 19 века в России

Однако развитие проходило в непростых условиях, когда местами сохранился еще феодализм, были гонения со стороны самодержавия, и русским ученым, писателям и художникам приходилось очень непросто.

Стоит отметить, что революционное движение помогло продвинуться науке далеко вперед, когда Чернышевский, Добролюбов и Герцен боролись за то, что пора освободить людей от крепостного права. Все это подстегнуло ученых совершать великие открытия на благо народа.

Известные ученые

Ярким представителем ученого мира была женщина, Софья Ковалевская, которая не смогла получить должное образование в России и уехала за границу, где получила степень доктора математических наук. Однако она представляла Россию, и ее труды были признаны во всем мире.

Наука в 19 веке в России достигла блестящих успехов и в физике, благодаря таким ученым, как Александр Столетов, который изучал магнетизм и фотоэлектрические явления, а также являлся преподавателем на протяжении тридцати лет, возглавляя кафедру Московского университета.

наука образование 19 век вторая половина Россия

Отдельно стоит отметить русского химика-ученого Дмитрия Менделеева, который открыл периодический закон химических элементов.

Реформы в образовании

После того как в стране появилось много фабрик и заводов, на которые требовались грамотные люди, умеющие писать, читать, разбираться в машинах, потребовались перемены в образовании.

Был проведен ряд реформ, которые помогли создать в церковных школах двухклассные и четырехклассные начальные школы. Также открылись земские начальные школы, где была более обширная программа обучения, и воскресные школы для взрослых, которые изучали грамоту после работы.

история науки России 19 век

Наука второй половины 19 века в России требовала расширения сети обучения в средних и высших заведениях. В городах (Томск, Одесса, Рига, Харьков, Киев) были открыты университеты, технические заведения и несколько сельскохозяйственных академий.

Но царизм тормозил просвещение, и слишком мало было открыто даже начальных школ, поэтому Россия находилась на одном из последних мест по грамотности населения. К концу века грамотное население составляло всего 28%, а среди женщин это было всего лишь 17%.

Школы для женщин

Как было сказано выше, только представительницы дворянского сословия в первой половине века получали хоть какое-то образование, где их обучали языкам, правильным манерам и ведению хозяйства. Наука в 19 веке в России для женщин была чем-то нереальным и непонятным, главным для них было - научиться читать, писать и красиво выражаться.

Начальных и средних школ для простых женщин практически не существовало вплоть до 60-х годов. Учебные заведения стали появляться в 70-х годах, но очень медленно, а поступление в университеты было и вовсе закрыто для женщин любого сословия.

Благодаря общественному движению, было открыто несколько женских гимназий, врачебные курсы, но до революции 20 века женщины находились не в равноправном положении.

Развитие гуманитарных наук 19 века в России

Своеобразной чертой для страны было то, что на фоне безграмотности большей части населения был высокий темп развития науки, где происходили выдающиеся открытия для всего мира в целом.

Главное, что было сделано в гуманитарных науках, так это создание собрания сочинений об истории России с древних времен и до настоящего времени (второй половины 19 века), которая создана академиком Сергеем Соловьевым, в 29-ти томах. Это собрание и на сегодняшний день остается наиболее полным об истории страны.

В этот период появился известный всем толковый словарь Владимира Даля, где было собрано более 200 тысяч слов. Помимо слов, в книгу были включены пословицы и поговорки, а также специальная терминология.

гуманитарные науки 19 века в России

Изучением русской словесности занимался писатель А.Н. Афанасьев, известность получили и работы русского философа, который к тому же изучал древнерусскую литературу и фольклор, академика Буслаева.

Гуманитарная наука в 19 веке в России попала под влияние сложных социалистических процессов, когда была политическая нестабильность, назревала смена власти, а люди искали пути дальнейшего развития страны, что выразилось и в литературе, которая разделилась на три направления: критический реализм, пролетарская литература и модернизм.

Итоги 19 столетия

Для России 19 век был богат событиями, очень разнообразные, неоднородные и противоречивые во всех сферах жизни, начиная с жизни крестьян, которые стали свободными только к концу века, и заканчивая правлением четырех царей, где каждый в чем-то преуспел, а в чем-то был полный провал. Однако наука первой половины 19 века в России, как и второй, характеризуются стремлением ученых достичь небывалых высот, несмотря на все сложности, которые тормозили развитие. На протяжении всего века совершались открытия, благодаря которым сегодня технологии во всех областях находятся на высшем уровне.

Успешное завершение Отечественной войны повлияло на самосознание русского народа. Дворяне и простые солдаты, которые увидели уровень развития европейских государств, стремились осуществить такие же грандиозные преобразования на Родине. Для развития государства требовались грамотные специалисты, поэтому Александр 1 принял решение реформировать сферу образования и науки. В первой половине 19 века началось активное строительство учебных заведений.

Наука и образование в первой половине 19 века

Система образовательных учреждений

Приходские и уездные училища

Приходские училища.

Первой ступенью образования являлись приходские училища. Эти учебные заведения создавались для обучения низших слоёв населения, то есть крепостных. Организации учреждались при церквях в городах и деревнях и содержались только за счёт финансирования местного населения. Неудивительно, что часто заведения находились в плачевном состоянии.

Обучение в приходских училищах велось в течение 1 года. В одном классе одновременно могло находиться от 30 до 70 человек. При этом возраст учеников был разным, от 6 до 14 лет. В приходских училищах преподавали всего 4 дисциплины:

  1. Божий закон.
  2. Чтение.
  3. Письмо.
  4. Правила арифметики.

Уездные училища были второй ступенью образования. В них обучалось свободное городское население: дети ремесленников, торговцев и зажиточных крестьян. В течение 2 лет студенты изучали 15 предметов. По поручению Министерства просвещения в программу были добавлены:

  • география;
  • физика;
  • естествознание.

Уездные училища задумывались как подготовительный этап перед поступлением в гимназию. Заведения финансировались государством, поэтому в них преподавали более образованные наставники, использовались учебники.

Городские гимназии

Городские гимназии

Дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. В этих заведениях готовили будущих сотрудников государственного аппарата, поэтому программа обучения была непростой. Гимназисты закреплялись за учебным заведением на 4 года. Программа образования в учебном заведении состояла из циклов. Информация по дисциплинам отражена в таблице:

В гимназиях была введена должность классного надзирателя, задача которого сводилась к наблюдению за поведением учеников. Все преподаватели делились на младших и старших.

Университеты и лицеи

Университеты считались высшей ступенью образования. Учиться в этом заведении могли только дети дворян и чиновников. К началу правления Александра 1 в Российской империи было всего 3 университета:

Университет в Санкт-Петербурге

  1. Московский.
  2. Дерптский.
  3. Виленский.

Но уже в 1805 г. высшие учебные заведения открылись в Харькове и Казани, а в 1819 г. в Санкт-Петербурге. Университеты были прекрасно оборудованы. В них были просторные классы, богатые библиотеки и лаборатории, но наблюдалась проблема с нехваткой учеников. Провинциальные дворяне настороженно относились к новым учебным заведениям и предпочитали обучать детей на дому.

Активно развивалась система женского образования. В Москве действовал Институт Благородных Девиц, в который принимали девушек из дворянских семей. Несмотря на большое количество учебных дисциплин, акцент был сделан на эстетические предметы, такие как рисование, танцы и музыка.

Система образования при Николае 1 существенно изменилась. Новый правитель ввёл жёсткую сословную политику. Он запретил крепостным учиться в образовательных учреждениях высшего и среднего звена, преемственность заведений была отменена. За образованием дворянских детей новый император следил особенно внимательно. Вольнодумство не допускалось, студентов учили смирению и служению государству.

Развитие науки

Благодаря реформам императора в России, наука в 19 веке начинает активно развиваться. Отечественные учёные сделали ряд важных открытий. Например, И. Лобачевский создаёт неевклидовую геометрию. И. Зинин впервые синтезирует анилин, а братья Черепановы создают паровоз. В начале XIX века был открыт метод гальванопластики и способ использования электрических зарядов для освещения помещений и плавки металлов.

В начале XIX века сделано много географических открытий. Например, Крузенштерн и Лисянский совершают первое кругосветное путешествие. В 1819 г. Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. Были исследованы отдалённые материки и острова.

Университетская идея впервые реализовалась в России в 1725 году в виде учреждённого в Санкт-Петербурге Академического университета. Но первым образцом классической для России университетской формы явился основанный в 1755 году, Императорский Московский университет [1] .

Всего в истории Российской империи существовало двенадцать императорских университетов.

В конце XIX века в России действовало 10 университетов: Московский (с 1755 г.), Дерптский или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Санкт-Петербургский (1819), Александровский в Гельсингфорсе (1827), Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888). Общее число учащихся в 1900 году — 16497 студентов и 1109 вольнослушателей. Наибольшее число студентов приходилось на Московский университет (4407 или 29%), Петербургский (3788 или 22,9%), Киевский (2604 или 15,9%) и Харьковский (1387 или 8,4%).

В течение последних 20 лет XIX века изменения численного состава по университетам имели следующий вид (в скобках % отношение):

Университеты 1880 г. 1885 г. 1890 г. 1894 г.
Московский 1881 (22,9) 3179 (24) 3492 (28) 3761 (27,3)
Санкт-Петербургский 1675 (20,5) 2340 (18,5) 1815 (14) 2673 (19,3)
Св. Владимира 1050 (12,8) 1589 (11,5) 1982 (16) 2453 (17)
Юрьевский 1073 (13,1) 1485 (11,5) 1694 (13) 1491 (11)
Харьковский 655 (8) 1372 (11) 1042 (8,5) 1090 (8)
Варшавский 803 (9,8) 1395 (10,5) 1274 (10,2) 1152 (8,5)
Казанский 794 (8,6) 969 (8,5) 755 (6,5) 816 (5)
Новороссийский 352 (4,8) 610 (4,5) 441 (3,8) 506 (3,5)
Всего: 8193 (100) 12939 (100) 12495 (100) 13944 (100)

По не вошедшим в таблицу университетам число студентов (1894):
В Александровском университете — 965 студентов.
В Томском университете — 387 студентов.

По факультетам студенты распределялись следующим образом (в %) [21] :

Факультеты 1880 г. 1885 г. 1894 г. 1899 г.
Юридический 22,3 30,2 36,9 43,1
Медицинский 46 38 37 28,1
Физико-математический 20 21,2 20,3 22,9
Историко-филологический 11,3 9,8 5,2 3,9
Восточных языков 0,4 0,8 0,6 1,1

В мае 1849 года контингент студентов в каждом университете на всех факультетах (кроме медицинского и богословского) был ограничен до трёхсот человек. [22]

Читайте также: