Укрепление самодержавной власти в россии в 17 веке сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Укрепление самодержавия в России
Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Филарет (1619—1633 гг.) — в миру Федор Никитич Романов — был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. С его возвращением из польского плена после Деулинского перемирия и избрания патриархом, собственно, и начинается процесс возрождения России.
Из учебника "История государственного управления России" (Игнатов В.Г.). Глава 5. Государственное и региональное управление сословной монархии в XVII веке
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Усиление самодержавной власти в XVII веке
После бурных событий "Смутного времени", когда авторитет верхов заметно пошатнулся, государственная власть в России была восстановлена в форме сословно представительной монархии , опиравшейся на Боярскую Думу и земские соборы. Избранный в 1613 г. царем молодой и слабохарактерный Михаил Романов долгое время не играл самостоятельной роли. Государственными делами заправляли его родственники Салтыковы и Черкасские. Затем вернувшийся из плена отец царя патриарх Филарет более десяти лет лично руководил правительством. Вошедший на престол юным, второй Романов - Алексей Михайлович (1645-1676), в начале правления был вынужден делить власть - сначала с боярином Морозовым, а затем некоторое время с патриархом Никоном. Ограничение царской власти в условиях сословно-представительной монархии объяснялось привилегированным положением боярской аристократии, верхушка которой входила в Боярскую думу - высший правительственный орган.
Но к середине XVII в. значение Боярской думы постепенно падало. Члены Думы давали присягу ничего не делать без ведома царя. Царь же мог решать вопросы и без согласия Думы.
Своеобразие русской монархии того периода выражалось в стабильности сословного представительства, особенно сословия горожан - торгово- ремесленной верхушки. Поэтому в эволюции самодержавия России роль земских соборов в XVII в. постепенно падает: крепнущее самодержавие все реже собирает их для решения тех или иных важных вопросов.
Самодержавное государство опиралось на развитый бюрократический аппарат . Центральное управление осуществлялось через приказы (особые органы исполнительной власти). Число их было различно, иногда доходило до 50. Часть приказов подчинялась не государю, а патриарху. В XVII в. значение бюрократических элементов - дьяков, подьячих в приказной системе усиливается.
Наблюдается падение выборного начала в местном самоуправлении. Здесь также проявилась тенденция к централизации. На местах всю полноту власти - военную, судебную, финансовую и т.д. - осуществляли воеводы, назначаемые правительством из дворян. Воеводское управление местами поглотило, а местами подчинило все виды прежней администрации и прежде всего земское управление.
Таким образом , новым моментом в политической области во второй половине XVII в. была эволюция сословно-представительской монархии в сторону абсолютизма.
Новые тенденции заметны в развитии российского войска . Кроме стрелецких полков и дворянского конного ополчения, с 30-х гг. XVII в. начинают создаваться т.н. полки "нового" (или "иноземного") строя, укомплектованные по принципу принудительного набора, обученные и вооруженные по западному. Полки "нового строя" к концу столетия стали играть большую роль в системе организации вооруженных сил русского государства, значение же поместного ополчения резко упало. Одновременно утрачивали прежнее предназначение боевой силы стрельцы. В 1681 г. в России насчитывалось свыше 60 тысяч солдат, около 30 тысяч рейтар, свыше 50 тысяч стрельцов и лишь около 16 тысяч дворян. Кроме того, имелось еще около 30 тысяч конных "служилых инородцев" - татар, мордвы и других.
Вместе с тем, в организации вооруженных сил России к исходу ХVII в. имелись и серьезные недостатки. Прежде всего, они представляли чрезвычайно пеструю картину. Комплектование, вооружение, обучение и снабжение всех этих разрядов войска были разнородными. Отсутствовало единое центральное управление вооруженными силами. Из-за экономической отсталости России армия испытывала большой недостаток в ружьях, мушкетах, пистолетах и боеприпасах. Артиллерия имела много орудий старых образцов, сделанных еще в XV-ХVI веках. Таким образом, существовавшая в конце ХУII века военная система не могла в должной мере обеспечить успешное решение назревших внутренних и внешнеполитических проблем русского государства. Необходима была ее коренная реорганизация.
"Уложением" 1649 г. запрещается новое приобретение земель церковью. Одновременно сокращаются ее многочисленные привилегии. Тем самым ограничивается экономическое могущество церкви. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учреждается Монастырский приказ.
Параллельно с отмиранием сословного представительства растет политическое и идеологическое значение царской власти. Вводится новая государственная печать, в царский титул вводится слово "самодержец". Идеология самодержавия зиждилась на двух положениях: божественном происхождении царской власти и преемственности царей новой династии от династии Рюриковичей.
После бурных событий "Смутного времени", когда авторитет верхов заметно пошатнулся, государственная власть в России была восстановлена в форме сословно представительной монархии, опиравшейся на Боярскую Думу и земские соборы. Избранный в 1613 г. царем молодой и слабохарактерный Михаил Романов долгое время не играл самостоятельной роли. Государственными делами заправляли его родственники Салтыковы и Черкасские. Затем вернувшийся из плена отец царя патриарх Филарет более десяти лет лично руководил правительством. Вошедший на престол юным, второй Романов - Алексей Михайлович (1645-1676), в начале правления был вынужден делить власть - сначала с боярином Морозовым, а затем некоторое время с патриархом Никоном. Ограничение царской власти в условиях сословно-представительной монархии объяснялось привилегированным положением боярской аристократии, верхушка которой входила в Боярскую думу - высший правительственный орган.
Но к середине XVII в. значение Боярской думы постепенно падало. Члены Думы давали присягу ничего не делать без ведома царя. Царь же мог решать вопросы и без согласия Думы.
Своеобразие русской монархии того периода выражалось в стабильности сословного представительства, особенно сословия горожан - торгово- ремесленной верхушки. Поэтому в эволюции самодержавия России роль земских соборов в XVII в. постепенно падает: крепнущее самодержавие все реже собирает их для решения тех или иных важных вопросов.
Самодержавное государство опиралось на развитый бюрократический аппарат. Центральное управление осуществлялось через приказы (особые органы исполнительной власти). Число их было различно, иногда доходило до 50. Часть приказов подчинялась не государю, а патриарху. В XVII в. значение бюрократических элементов - дьяков, подьячих в приказной системе усиливается.
Наблюдается падение выборного начала в местном самоуправлении. Здесь также проявилась тенденция к централизации. На местах всю полноту власти - военную, судебную, финансовую и т.д. - осуществляли воеводы, назначаемые правительством из дворян. Воеводское управление местами поглотило, а местами подчинило все виды прежней администрации и прежде всего земское управление.
Таким образом , новым моментом в политической области во второй половине XVII в. была эволюция сословно-представительской монархии в сторону абсолютизма.
Новые тенденции заметны в развитии российского войска. Кроме стрелецких полков и дворянского конного ополчения, с 30-х гг. XVII в. начинают создаваться т.н. полки "нового" (или "иноземного") строя, укомплектованные по принципу принудительного набора, обученные и вооруженные по западному. Полки "нового строя" к концу столетия стали играть большую роль в системе организации вооруженных сил русского государства, значение же поместного ополчения резко упало. Одновременно утрачивали прежнее предназначение боевой силы стрельцы. В 1681 г. в России насчитывалось свыше 60 тысяч солдат, около 30 тысяч рейтар, свыше 50 тысяч стрельцов и лишь около 16 тысяч дворян. Кроме того, имелось еще около 30 тысяч конных "служилых инородцев" - татар, мордвы и других.
Вместе с тем, в организации вооруженных сил России к исходу ХVII в. имелись и серьезные недостатки. Прежде всего, они представляли чрезвычайно пеструю картину. Комплектование, вооружение, обучение и снабжение всех этих разрядов войска были разнородными. Отсутствовало единое центральное управление вооруженными силами. Из-за экономической отсталости России армия испытывала большой недостаток в ружьях, мушкетах, пистолетах и боеприпасах. Артиллерия имела много орудий старых образцов, сделанных еще в XV-ХVI веках. Таким образом, существовавшая в конце ХУII века военная система не могла в должной мере обеспечить успешное решение назревших внутренних и внешнеполитических проблем русского государства. Необходима была ее коренная реорганизация.
"Уложением" 1649 г. запрещается новое приобретение земель церковью. Одновременно сокращаются ее многочисленные привилегии. Тем самым ограничивается экономическое могущество церкви. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учреждается Монастырский приказ.
Параллельно с отмиранием сословного представительства растет политическое и идеологическое значение царской власти. Вводится новая государственная печать, в царский титул вводится слово "самодержец". Идеология самодержавия зиждилась на двух положениях: божественном происхождении царской власти и преемственности царей новой династии от династии Рюриковичей.
Царь Алексей Михайлович правил Россией с 1645 по 1676 год. Историки единодушны в том, что в это время происходит усиление самодержавной власти. Оно выразилось в том, что замирает деятельность земских соборов. Царь уже не нуждался в поддержке сословий для проведения своей политики. В том, что государь создает приказ тайных дел — орган личного надзора царя за всей системой управления. В это же время растет численность административного аппарата. В армии происходят существенные перемены, на смену дворянского ополчения идут полки иноземного строя, что увеличило возможности царской власти, как во внутренних делах, так и во внешней политике. И так, усиление царской власти несомненно, но характер этой власти, ее сущность, историки оценивают по-разному. Для одних, типологически, российское самодержавие — это разновидность европейского абсолютизма. Для других, напротив, царская власть, как при Иване Грозном, так и при Петре, типологически, ближе к власти турецкого султана, главы Османской империи.
Какова была власть в Османской империи
В Османской империи власть турецкого султана не была стеснена никаким законом. Он посылал неудобному чиновнику шнурок, на котором тот должен был удавиться. Не было и аристократии в европейском смысле слова, то есть вчерашний ремесленник по воли султана становился великим визирем и, наоборот, мог быть низвергнут султаном обратно вниз. Если султан умирал, то следующий претендент на престол, один из многочисленных сыновей от разных жен султана, всходил на престол и в эту же ночь умерщвлял всех своих братьев, оставляет только одного. Его держали в клетке на случай смерти государя.
Он там жил в довольно сносных условиях, но в полной изоляции от внешнего мира. Не трудно заметить, что такие порядки весьма далеки от московских обычаев 17 столетия. Поэтому, надо полагать, что Россия, как христианская страна, была ближе, конечно, к христианской традиции Европы.
Особенности России того периода
Но другое дело, что в России в это время были свои очень существенные особенности. В чем они состояли? В том, что царская власть не была формально в законе ни чем стеснена, то есть не было никакого закона, который хоть как-то ограничивал бы самодержавную власть. И такой характер царской власти нашел косвенное отражение в русских сказках. Нетрудно заметить, что русские сказки живут в 17 веке. Весь строй понятий, одежда царя, его бояр, окружающие их стрельцы, царские помещения, все это взято напрокат в 17 веке, на рисунках Билибина мы хорошо видим, как представляли себе художники царский дворец русских сказок, и действительно, он как бы списан с подлинного дворца Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское.
Важная церковно-государственная церемония
У нас есть возможность внимательно приглядеться к этому через очень важную для средневековой Руси церковно-государственную церемонию, так называемое, шествие на осляти. Это ежегодное шествие отмечает очень важный для христианской церкви — праздник входа господня в Иерусалим. На иконах средневековой Руси мы часто видим изображение этого важного события, и оно отмечалось большим шествием. За неделю до Пасхи, когда с лобного места царь в окружении своего двора шел от лобного места в Кремль к Успенскому собору. Под уздцы царь вел коня, который изображал ту самую ослицу, на которой в Иерусалим въехал Спаситель. А Спасителя изображал патриарх.
Есть картина Вячеслава Шварца, картина 19 века, на которой в деталях изображена эта церемония при царе Алексее Михайловиче. На ней государь, его ведут под руки два боярина, на коне едет патриарх, видимо патриарх Никон, а справа вверху есть стрелец, который знаменем готов дать сигнал. Что же это за сигнал? Иностранцы, которые часто изображали эту церемонию и в своих описаниях, и, даже, в рисунках запечатлели и вот этот очень важный момент. На рисунке Мейерберга 1661 года, это германский посол, бывший в то время в Москве, можно увидеть, как все присутствующие на церемонии падают ниц. Казалось бы, это действо очень похоже на двор восточного деспота.
Но давайте задумаемся, а перед кем упали все присутствующие? Вовсе не перед государем. Они упали перед Спасителем, которого изображает патриарх. А сам государь, как тогда говорили, смиряя высоту свою царскую, пешком ведёт коня в град, в град спасения. Таким образом, вот это очень важная для русского средневековья церемония показывает, что государь вовсе не стремился к неограниченной беззаконной власти. Его власть была властью закона, она следовала божьим законам.
И вот в этом смысле самодержавие не могло считаться восточной деспотией, потому что над государем была высшая правда, которой он должен следовать. Примечательно, что Петр I затем отменит эту церемонию, потому что он не хотел, чтобы у подданных возникала иллюзия, будто бы что-то может быть выше царской власти.
Алексей Михайлович Тишайший
И так, власть Алексея Михайловича определялась не столько его произволом, его желанием, сколько необходимостью следовать божьей правде, божьей воле, которая выше любого государя. И Алексей Михайлович именно так и вел себя и не случайно за ним в исторической литературе закрепилось наименование тишайший. Строго говоря, этот титул был применим еще и к его отцу, Михаилу Федоровичу, его сыну, затем Федору Алексеевичу. Но для нас тишайшим остается, в первую очередь, царь Алексей Михайлович. Слово тишайший в данном случае понималось, как противовес смуте и беспорядку, установлению такого порядка, который предопределен свыше божьей правдой.
События во временя правления Алексея Михайловича
Конечно, время Алексея Михайловича это вовсе не тишина. Мы знаем, что в его царствование случилось два крупных восстания в самой столице — Соляной бунт и 1648 года и Медный бунт 1662 года. Наконец, грозное восстание Степана Разина, когда разинцы вышли на Волгу в 1670 году, потрясло страну до основания и, наконец, раскол русской церкви установил в стране вовсе не тишину, а церковную смуту. И тем не менее, сам государь всем своим поведением, жизнью всего двора, он утверждал вот эту истину о высшей справедливой власти, как власти тихой. И ему отчасти это удалось.
Конечно, Алексей Михайлович действительно не был кротким. Мы помним, как во время Медного бунта он закричал на восставших, велел их рубить. Мы также вспомним и о том, что царь Алексей велел уморить строптивую боярыню Морозову в темнице. Но по отношению к тем подданным, которые были верны присяге, верны государю, царь Алексей Михайлович вел себя иначе. Ему случалось драть за бороду боярина, ответ которого ему не понравился, но уже на следующий день Алексей Михайлович посылал к нему гонца с извинением и с подарком. Или вот еще один замечательный эпизод, описанный в письме самого государя.
Алексей Михайлович боролся с опозданиями придворных на службу и он ввел такой обычай, те придворные, которые не поспевали к установленному времени, им предстояло проходить процедуру: их бросали в пруд, то есть заставляли купаться, а потом Алексей Михайлович звал их к столу, и он заметил, что некоторые ловкие придворные для того, чтобы выслужиться перед государем или снискать такую высокую честь, нарочно не поспевали и проходили вот эту очистительную иордань, как по образу церковного праздника называл свое наказание государь.
И так, сказанное позволяет нам сделать вывод о том, что российское самодержавие 17 столетия было одной из разновидностей европейского абсолютизма.
И в этом смысле последующая европеизация в начале 18 века при Петре Великом, будет в этом смысле закономерным результатом, закономерным следствием всего предшествующего развития страны.
Женитьба царя
Западное влияние в конце царствования Алексея Михайловича проникает в русскую придворную жизнь в связи со вторым браком государя на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Первая супруга Алексея Михайловича Мария Ильинична Милославская скончалась в 1669 году. Многочисленные роды истощили ее организм, она родила 13 детей. Царь Алексей Михайлович очень горевал по своей любимой первой супруге и сочинил в ее честь церковное песнопение.
Однако, к моменту смерти жены ему было всего 40 лет и он задумал жениться снова. Был настоящий выбор невест. Десятки красивых девушек были представлены ко дворцу, но царь, похоже, уже склонялся выбрать вполне определенную невесту. Это была Наталья Кирилловна Нарышкина, которая воспитывалась в доме у ближнего стрелецкого полковника, ближнего к государю, стрелецкого полковника Артамона Сергеевича Матвеева. Однако, многие бояре страшились возвышения Матвеева, и на самом заключительном этапе царских смотрин они сумели доставить во дворец еще одну девушку Авдотью Беляеву.
Она, вероятно, была очень хороша собой, потому что государь стал колебаться, кого выбрать. В этот решающий момент царских смотрин во дворце появились подметные письма. В этих подметных письмах Артамон Матвеев обвинялся в колдовстве, но государь не поверил навету и, в конце концов, склонился в пользу Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Вторая жена царя — Наталья Нарышкина
Наталья Нарышкина провела свое детство вместе с отцом на западной границе. Там Кирилл Нарышкин служил стрелецким головой, и здесь в Смоленские еще были очень сильны польские обычаи. Наталью Кирилловну воспитывали в немного более свободной манере, и это уже сказалось в самом начале ее жизни во дворце. Во время одной из пышных церемоний, когда весь двор, царь с царицей, весь двор выезжали из Кремля, царица позволила себе приоткрыть окно в царской карете, точнее приподнять занавеску, и иностранный посол сумел разглядеть красоту чернявой молодой царицы, которая предстала перед взглядом вся в сверкании драгоценных камней.
За это патриарх, кстати, Наталье Кирилловне сделал строгое внушение. Конечно, сразу же после свадьбы на Наталье Кирилловне Нарышкиной началось возвышение боярина Артамона Матвеева. Он был пожалован думным дворянином, потом окольничим и, наконец, получил боярство, то есть он прошел один за другим думные чины, достигнув самого высшего.
Первый театр при дворе
Артамон Матвеев увлек царя Алексея Михайловича не виданным новшеством. Впервые при русском дворе был устроен придворный театр. Из-за рубежа пригласили обученного к этому делу мастера, который набрал в немецкой, мещанской слободах отроков и взрослых людей и с их помощью устроил спектакль во дворце. Темы спектаклей, сценарии выбирались, конечно, согласно текстам священного писания. У традиционалистов эти придворные действа, придворный театр, вызвал возмущение. Но представьте себе, как может обыкновенная женщина изображать Богородицу. С точки зрения традиционалистов это несомненное кощунство. Но Алексей по благословению своего духовника решился на это невиданное действо.
Между тем, в 1672 году родился и сын у Натальи Кирилловны, царевич Петр. Так у государя появилось потомство от двух браков, что заложило мину замедленного действия под всю последующую придворную историю конца 17 столетия. Она будет отмечена то скрытым, то явным противоборством двух придворных кланов, Милославских и Нарышкиных. Ну а пока же, формально наследником престола был объявлен старший царевич Федор Алексеевич, который через пару лет взойдет на российский престол.
На протяжении всего XVII в. происходил процесс усиления царской власти. Как и в ряде других стран, в России шло становление абсолютизма. Однако причины данного процесса, внешне похожего на подобные явления в других странах, в России были во многом своеобразными. Стремление к всемерному укреплению центральной власти вызвала катастрофа Смутного времени.
Только мощная власть могла гарантировать независимость страны и внутренний порядок в ней, успешное развитие хозяйства.
Признаком становления абсолютизма являлась эволюция роли Земских соборов. Центральная власть по мере своего укрепления стремилась избавиться от необходимости советоваться с сословиями. После возвращения из польского плена отца царя Михаила Романова патриарха Филарета созыв соборов прекратился. Однако смерть патриарха в 1633 г. вынудила его сына вновь пойти на созыв Земских соборов. При Алексее Михайловиче соборы собирались в начале его царствования для принятия решений по важнейшим проблемам (Соборное уложение 1649 г., начало войны за воссоединение с Украиной).
Постепенно Алексей Михайлович добился полной победы принципа личной и абсолютной власти, который был закреплен его сыном, Петром I.
Титул самодержца вначале использовался для выражения внешней независимости от Орды, но затем наполнился иным содержанием, обозначая единовластного правителя.
К концу XVII в. Земские соборы ушли в прошлое. Правда, в 1682 г. вопрос о смене монарха на троне решался на неком подобии собора с участием служилых людей. Однако в целом царская власть приобрела все признаки абсолютизма. В Соборном уложении 1649 г. было законодательно закреплено изменение роли царской власти. Всякое выступление против монарха наказывалось смертной казнью.
Государственный аппарат.
Царь правил страной, опираясь прежде всего на государственный аппарат. Этот аппарат в XVII в. рос и совершенствовался. Основным элементом его была приказная система. По мере появления новых направлений государственной деятельности, роста территории страны создавались новые приказы. Всего было около восьмидесяти приказов, но постоянно действовало около сорока.
Приказная система была довольно запутанной. Не существовало четкого разделения областей деятельности приказов, не было документов, определявших порядок деятельности. Существовали приказы, управлявшие территориями (Сибирский приказ, Приказ Казанского дворца), другие приказы ведали направлениями деятельности государства (Посольский, Разрядный приказы и др.). Признаком усиления власти царя стало создание Алексеем Михайловичем Приказа Тайных дел, который должен был контролировать другие приказы, армию, местные власти. Фактически руководил этим Приказом сам царь.
Интерьер Московского приказа XVII в.
В местном управлении решающая роль принадлежала воеводам, назначаемым царем в города и уезды. Сохранилась прежняя система самоуправления, но теперь она была подчинена воеводам. Воеводское управление характеризовалось многими злоупотреблениями, от чего не спасали самые крутые меры и наказания.
В государственном управлении присутствовали и старые черты. Царь по традиции советовался при принятии всех решений с Боярской думой. Места в Думе занимали на основе системы местничества, т.е. боярами становились благодаря знатности предков. Однако при Алексее Михайловиче в Думе оказались незнатные, но талантливые люди, такие как А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев. Местничество было отменено в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче.
Преобразования в армии. Для абсолютистского государства характерна забота об армии. В XVII в. в России возникла необходимость в создании постоянной армии.
Первые полки нового (иноземного) строя — солдатские, рейтарские и драгунские — появились при Михаиле Федоровиче. Солдаты сражались в пешем строю, рейтары — в конном, а драгуны — как в пешем, так и в конном строю.
Первоначально полки нового строя формировались из наемников-западноевропейцев. Позже в них стали служить и русские люди. Государство обеспечивало солдат, рейтар и драгун вооружением, лошадьми и платило им жалованье.
Однако несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя были каплей в море по сравнению с огромной массой стрельцов, казаков, отрядов служилых людей, к которым во время войны присоединялись отряды татар, башкир, калмыков и др.
Армия постепенно избавлялась от иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.
Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.
В 1652 г. патриархом был избран Никон — выходец из мордовских крестьян, энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя Алексея Михайловича.
В Церкви возник раскол, главой которого стал протопоп Аввакум. Отделившиеся — раскольники-староверы — настолько не переносили своих прежних братьев по вере (никонианцев), что не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.
К расколу примкнула как часть низшего духовенства, протестовавшего против усиления гнета со стороны церковной верхушки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к централизации и его самоуправством.
Пунктами на пути продвижения русских в Сибирь стали крепости из заостренных вверху бревен (остроги) — Енисейск (1619 г.), Красноярск (1628 г.), Братск (1631 г.), Якутск (1632 г.), Иркутск (1661 г.), Селенгинск (1665 г.) и др. После основания служилым человеком Петром Бекетовым Якутска первопроходцы двинулись по двум направлениям. Одни устремились на северо-восток — на реки Яна, Индигирка, Анадырь, Колыма, на Чукотку и Камчатку. Большой вклад в освоение этого края внесли Семен Дежнёв, Михаил Стадухин, Федот Алексеев. В 1648 г. корабль (коч) Дежнёва первым прошел по проливу между Азией и Америкой. Так было сделано одно из величайших географических открытий, оставшееся, правда, тогда малоизвестным.
Другой поток первопроходцев устремился к Охотскому морю и Амуру. В 1639—1640 гг. казаки под предводительством Ивана Москвитина вышли к Тихому океану. Василий Поярков в 1643 г. с отрядом перешел Становой хребет и спустился к Амуру. Летом следующего года экспедиция вышла по нему к Охотскому морю. В 1650 г. Ерофей Хабаров захватил на Амуре несколько городков местных племен, а в 1652 г. отбил нападение отряда маньчжуров, захвативших власть в Китае. В марте 1655 г. преемник Хабарова на Амуре А.Степанов выдержал тяжелый бой с 10-тысячным войском маньчжуров. В 1658 г. маньчжуры разгромили отряд Степанова. Но русские укрепились в верховьях Амура.
За промысловиками и сборщиками ясака шли крестьяне. Знакомство с земледельческими навыками и бытом русских способствовало развитию местных народов. При этом и сами русские переселенцы многому научились у сибирских жителей. Общая численность русского населения Сибири к началу XVIII в. достигла 170 тыс. душ мужского пола.
Благодаря труду крестьян Сибирь уже в конце XVII в. питалась собственным хлебом.
Внешняя политика.
Перед Россией после Смуты стояли задачи возвращения древнерусских земель, выход к морям, продолжение борьбы с Крымским ханством и Турцией.
Особое внимание было уделено укреплению южной границы от нападений крымских татар. Приступили к возведению новых засечных черт и городов. К концу 40-х гг. XVII в. было закончено сооружение грандиозной укрепленной линии от реки Ворскла через Белгород и Воронеж до Тамбова и далее на восток, получившей название Белгородская засечная черта.
В 1637 г. донские казаки взяли турецкую крепость Азов. Однако Россия не решилась начать войну с Турцией, и в 1642 г. казаки ушли.
В 1648 г. в Речи Посполитой вспыхнуло национально-освободительное восстание против польско-католического гнета. Толчком послужило выступление запорожских казаков во главе с гетманом Богданом Хмельницким. В 1648—1649 гг. восставшие одержали крупные победы над польскими войсками. С первых месяцев восстания Хмельницкий обращался за помощью в Москву, предлагая Алексею Михайловичу взять Украину под свою власть. Это означало войну с Речью Посполитой. Просьбы о помощи стали еще более настойчивыми после поражений повстанцев в 1651 г.
В 1653 г. Земский собор в Москве постановил принять в подданство гетмана Б.М.Хмельницкого и Малороссию (так называли Украину). 8 января 1654 г. в Переяславле была собрана рада (совет) казаков, принявшая решение о переходе Малороссии в подданство России. Украина входила в состав России с сохранением значительной автономии.
Война с Речью Посполитой продолжалась до 1667 г., истощив обе стороны. 30 января в деревне Андрусово было заключено перемирие на 13,5 лет. Россия получала Смоленскую землю, Левобережную Украину и Киев.
В 1672 г. Османская империя захватила у Польши часть Украины. В 1676—1677 гг. разгорелись активные боевые действия между Россией и Турцией. Турецко-татарская армия пыталась взять город Чигирин — резиденцию гетманов Украины. Русская армия воеводы Г.Г.Ромодановского отразила наступление турок. В июне 1678 г. огромное турецко-татарское войско вновь осадило Чигирин. Русско-украинские войска разбили турецкий заслон, но подошли к Чигирину слишком поздно. После ожесточенных боев гарнизон оставил развалины крепости, русская армия отступила за Днепр. В 1681 г. в Бахчисарае был заключен договор о перемирии на 20 лет между Россией, Турцией и Крымским ханством.
Вопросы и задания
1. В чем состояли причины укрепления самодержавия в России?
2. Какие изменения в государственном управлении были характерны для России XVII в.? Составьте схему управления страной.
3. Охарактеризуйте реформирование русской армии в XVII в.
4. Какие реформы провел патриарх Никон? К каким последствиям они привели? В чем состояли причины конфликта между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? Как он завершился?
5. Используя Интернет, соберите материал о разногласиях между сторонниками и противниками реформы Никона. Результат исследования оформите в виде сравнительной таблицы.
6. Опишите ход освоения Сибири в XVII в. Покажите на карте направления походов русских землепроходцев.
7. Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в XVII в.? Какие из этих задач удалось решить, а какие нет? Почему?
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.
Читайте также: