Учитель для одаренных детей сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Презентация на тему: " Учитель для одаренного ребенка : выход из тупика Учитель как главная позиция в школе Неблагоприятная ситуация для одаренного ученика 80 % - конфликт с." — Транскрипт:

1 Учитель для одаренного ребенка : выход из тупика Учитель как главная позиция в школе Неблагоприятная ситуация для одаренного ученика 80 % - конфликт с учителями и даже со школой ) Неблагоприятная ситуация для одаренного учителя

8 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми : принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ; принцип возрастания роли внеурочной деятельности ; принцип индивидуализации и дифференциации обучения ; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя ; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

9 Условия успешной работы с одаренными детьми: 1. Осознание каждым учителем важности и необходимости поддержки этой категории детей. 2. Включение в работу прежде всего учителей, умеющих увлечь, заинтересовать, поддержать. 3. Создание условий для развития одаренности учащихся. 4. Создание системы презентации и фиксирования достижений учащихся.

10 Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами : · учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным ; · учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности ; · учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать ; · учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

12 … более того не редки случаи столкновения детей, проявивших явную одаренность в отдельной конкретной области, с костностью и ограниченностью школы в лице учителей, на предметы которых природа не распространила данную одаренность …

14 В числе способностей и свойств, необходимых для эффективного влияния педагогов, он называет стремление к максимальной гибкости, способность к эмпатии и сензитивности к потребностям учащихся, умение придать личностную окраску преподаванию, установке на создание позитивных подкреплений для самосовершенствования учащихся, владение стилем неформального теплого общения, предпочтение устных контактов письменным, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе. Педагоги с низкой самооценкой для характеристики собственного

15 Методы психокоррекции : интроспекция, идентификация, расширение средств самовыражения, расширение поведенческого репертуара, эмпатическое слушание, социальная рефлексия, моделирование поведения, развитие позитивного восприятия детей, личностный рост, эмоциональное погружение, Я - высказывание в педагогических ситуация, тренинг коммуникативных умений и навыков, тренировка рефлексивности, самодиагностика личностно - профессиональных достоинств и ограничений. 21

16 учитель в процессе своей деятельности активным образом ассимилирует образовательную среду. Причем ассимиляция ( преобразование образовательной среды ) является одним из показателей его личностного и профессионального развития, качества его профессиональной подготовки и деятельности.

17 Биофизические, анатомо - физиологические задатки Сенсорно - перцептивные блоки, характеризующиеся повышенной чувствительностью Интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать нестандартные проблемы Эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание Высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, богатое воображение

18 Доминирующую роль познавательной мотивации Исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы Возможности достижения оригинальных решений Возможности прогнозирования и предвосхищения Способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки А. Матюшкин, опираясь на работы исследователей выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включив в нее :

19 Более интегрально одаренность можно представить через : Доминирование интересов и мотивов Эмоциональную погруженность в деятельность Волю к достижению успеха Общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации Бессознательное, интуитивное решение проблемы ( внелогическое ) Стратегиальность в интеллектуальном поведении ( личностные возможности продуцировать проекты ) Многовариантность решений Быстроту решений, оценок, прогнозов Искусство находить, выбирать ( изобретательность, находчивость

20 По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : 1. разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы ; 2. создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе ; 3. предоставляет учащимся обратную связь ; использует различные стратегии обучения ; 4. уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика ; 5. уважает его ценности ; 6. поощряет творчество и работу воображения ; 7. стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня ; 8. проявляет уважение к индивидуальности ученика.

22 Наибольшее различие состоит в том, как осуществляется обратная связь. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты : они избегают реагировать на каждое выска - зывание. Они внимательно и с интересом выслушивают от ¬ веты, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами коммен ¬ тируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.

23 В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей для одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, пря ¬ мо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обменивают ¬ ся точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.

27 Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где - то проявится. Есть даже поговорки : " Талант всегда пробьется ", " Талант не пропьешь ". Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Учитель для одаренных детей

Учитель для одаренных детей
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Подготовка учителя для одаренных детей.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.
Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом:

  • Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;
  • Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);
  • Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;
  • Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

  • учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
  • учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
  • учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.
Замечают ли учащиеся отличия между прошедшими и не прошедшими специальную подготовку учителями? Да, совершенно однозначно, одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.

Личностные особенности и поведенческие черты учителей для одаренных детей.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей, то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.
Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

  • представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных;
  • представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек;
  • цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

Наибольшее различие состоит в том, как осуществляется обратная связь. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе. Учителя одаренных ведут себя более как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы. Но, не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.
В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей и одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель для одарённых детей

Гречко Зинаида Петровна, МОУ СОШ № 12, тел. 9-919-880-24-81,

e - mail : mousoh 121@ yandex . ru

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели особенно актуальна, когда речь идет об одарённых детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одарённых детей.

Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одарёнными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребёнок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одарённых детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приёмов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одарёнными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одарённых учащихся. Это:

учитель, вводящий ребёнка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлечённости, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребёнком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей, то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.
Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя: представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных; представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделён и отчуждён от них, я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек; цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

Личность учителя, таким образом, является важнейшим фактором в процессе развития одарённых детей. С одарёнными детьми учителю надо уметь не спуститься, а подняться к уровню питомца. Учитель одаренных детей должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания и умения по психологии и педагогике детской одарённости, занимать определенную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере
занятий и к методам обучения.

По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.
Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом:

  • Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;
  • Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);
  • Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;
  • Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе.

Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся:

1. учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

2. учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

3. учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.

Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения.

  • используют методы более подходящие для одаренных;
  • больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.).
  • ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.

Замечают ли учащиеся отличия между прошедшими и не прошедшими специальную подготовку учителями? Да, совершенно однозначно, одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.

Личностные особенности и поведенческие черты учителей для одаренных детей.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей, то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.

Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности.

Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

  • представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных;
  • представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек;
  • цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

1. разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;

2. создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;

3. предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;

4. уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика;

5. уважает его ценности;

6. поощряет творчество и работу воображения;

7. стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

8. проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Все эти характеристики можно разделить на три группы.

Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.

Неизбежно возникает вопрос: "Существует ли такой учитель — "образец образцов" — в природе и можно ли такие качества, умения развить".

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества, по меньшей мере, тремя путями:

  • с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
  • предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
  • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Исследования показывают, что техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и у обычных учителей примерно одинакова.

Заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информацию, устраивают демонстраций и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Наибольшее различие состоит в том, как осуществляется обратная связь.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе.

Учителя одаренных ведут себя более как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы. Но, не оценивают, находя способы показать, что они их принимают.

Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников.

Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.

В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей и одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.

Список используемой литературы:

  • Лейтес Н.С. "Способности и одаренность в детские годы" М., 1984.
  • Под ред. Лейтеса Н.С. "Психология одаренности детей и подростков" М., Academi A, 1996.
  • Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.
  • Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 1991.
  • Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" С.-П., Питер, 1998.
  • Вопросы психологии № 3, 1998. Ягловская Е.К. "Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе".

© 2016, Красноярский краевой институт
повышения квалификации
работников образования.

Читайте также: