Творчество березовского и бортнянского сообщение
Обновлено: 20.05.2024
Восемнадцатый век прославлен многими выдающимися представителями русской музыкальной культуры. К ним относится и Бортнянский Дмитрий Степанович. Это талантливый композитор, обладавший редким обаянием. Дмитрий Бортнянский был одновременно дирижером и певцом. Стал создателем нового вида хорового концерта.
Детство
Дмитрий Бортнянский, биография которого описана в данной статье, родился двадцать восьмого октября 1751 года. Его отец, Стефан Шкурат, был казаком, служил под началом гетмана Разумовского. Еще до женитьбы и рождения сына служивый приехал в город Глухов, там и остался жить. Сменил фамилию на Бортнянского, как называлась его родная деревня. Через некоторое время женился на Толстой Марине Дмитриевне, вдове-казачке. И вскоре у супругов родился сын Дмитрий.
Первые ростки таланта
Когда мальчику было шесть лет, родители заметили у него явный талант. У Дмитрия был красивый чистый голос, отличный слух. Пел мальчик правильно, никогда не фальшивил. Любую мелодию схватывал на лету, для ее запоминания Дмитрию не требовались повторения. Родители, узрев у сына талант, записали его в глуховскую Певческую школу.
Начало музыкального образования
Учеба давалась Дмитрию легко, да и он сам проявлял к музыке большой интерес. Пел мальчик с большим удовольствием, и это было немаловажно, так как для ребят ставилось условие, что постоянная служба находится во главе обучения. Через короткое время учителя начали Дмитрия ставить солистом. Когда юное дарование пошло в школу, мальчик сразу начал обучаться игре на музыкальных инструментах.
Отъезд в Санкт-Петербург
Бортнянского отличал изумительный дискант. Его чистота для хора была очень важна. И Дмитрий высоко ценился преподавателями. В 1758 г. певчие были направлены в Санкт-Петербург, в Капеллу. Марина Дмитриевна перекрестила сына, дала в дорогу узелок с гостинцами и небольшую иконку. Бортнянский Дмитрий уехал из родного города и своих родителей больше никогда не видел.
Судьбоносная встреча с итальянским композитором
В те времена в моде было итальянское направление музыки. При дворе находилось много иностранных маэстро, соответствующей была и техника исполнения произведений. В 1763 г., когда закончился траур по Елизавете, новая императрица взяла на службу венецианского капельмейстера Галуппи Буронелли. Это решение оказало большое влияние на судьбу юного Дмитрия Бортнянского.
Он в то время с удовольствием пел арии в разнообразных операх. Галуппи решил подыскать себе учеников, одним из них стал Дмитрий. Знаменитый капельмейстер подметил и другие таланты подростка. Галуппи обратил внимание, как Дмитрий буквально на лету схватывает даже самые сложные пассажи, мотивы и целые арии, которые наигрывал композитор. Немаловажно было и жадное стремление подростка к познанию нового. В результате Галуппи, когда собрался обратно в Италию, взял с собой и Дмитрия.
Обучение в Италии
Последовали долгие месяцы обучения. Дмитрий научился играть на органе и клавесине, занимался контрапунктом. Юноша стал постоянным посетителем венецианских театров и не пропустил ни одной значимой премьеры. Работы юного музыканта становились все самостоятельнее, профессиональнее. Однако выступать с законченными произведениями Дмитрию было еще рано.
Кратковременная военная служба
Недолго он радовался приятной и безоблачной учебе. В то время шла война, и от участия в ней судьба Дмитрия не уберегла. В Венецию неожиданно приехал граф Орлов и встретился с консулом Маруцием. Между влиятельными людьми состоялась долгая беседа, и рано утром к ним уже был привезен Дмитрий.
Граф предложил ему должность переводчика в русской армии. Через сутки Дмитрий Степанович уже ехал в свите Орлова к союзным повстанцам. Переговоры прошли успешно, и через некоторое время юный музыкант снова вернулся к любимой музыке.
Первые знаменитые оперы
Получение придворных чинов
Сначала Бортнянский стал придворным капельмейстером. В 1784 г. итальянскому маэстро Д. Паизиелло пришлось срочно уехать на родину, в Италию. Заменить его при малом дворе Марии Федоровны было предложено Бортнянскому. Одновременно в его обязанности вменялось заполнить музыкальные пробелы в обучении княжны.
Дмитрий Степанович приготовил альбом пьес для исполнения на клавикорде, фортепьяно и клавесине. Подарок княгине понравился, и в апреле 1785 г. Бортнянский стал официальным обладателем своего первого, хоть и невысокого чина. Дмитрий Степанович получил должность коллежского асессора. В сравнении с армейской службой он приравнивался к чину майора.
Карьера при дворе
На протяжении нескольких десятилетий им написано больше 50 концертов. В каждом из них есть элементы народных песен. Ценители европейской музыки с восхищением отзывались о произведениях Бортнянского. Хоры имели дивные мелодичные оттенки, полнозвучные гармонии и отличались свободным расположением голосов.
На руководящей должности в придворной Капелле
С 1796 г. Дмитрий Степанович управлял придворной капеллой. Служба у певчих была нелегкая, и Бортнянский знал это не понаслышке. Он смог постепенно многое изменить в Капелле. Бортнянский решил создать отдельный оплот певчих, которые исполняют произведения без инструментального сопровождения и избавить новый коллектив от участия в спектаклях.
В результате была создана лучшая школа хорового искусства. Певчие не принимали больше участия в театральных постановках. В 1800 г. Капелла стала независимым музыкальным отделением.
В 1801 г. Дмитрий Степанович был назначен директором. Капелла под его руководством разрасталась и стала очень популярной. Бортнянский Дмитрий в качестве педагога был нарасхват и стал непререкаемым музыкальным авторитетом. Его школа стала считаться первоклассной, он готовил множество профессиональных хористов и капельмейстеров.
Увлечения Бортнянского
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825 гг.) был разносторонним человеком. Современники называли его симпатичным, строгим на службе и снисходительным к людям. Всю свою жизнь Дмитрий Степанович был предан искусству, и не только музыке.
Он участвовал в литературных вечерах, был отличным знатоком изящных искусств и живописи. Коллекционированием полотен Дмитрий Степанович увлекся еще в Италии. Там же находил время для изучения истории европейских искусств. Именно в Италии Бортнянский начал собирать коллекцию картин, которая потом получила высокую оценку ценителей живописи.
Все собранные полотна Дмитрий Степанович привез на родину. Он любил показывать коллекцию своим гостям. Бортнянскому пришлось участвовать и в оформлении дворцов в Гатчине и Павловске. Он был постоянным консультантом в области архитектуры и живописи. Поэтому оформление зданий – отчасти и его заслуга. Бортнянский Дмитрий выбирал и покупал полотна для Павловского дворца.
В 1804 г. композитор был принят в ряды почетных академиков. Начиная с 90-х гг. он погрузился в создание духовной музыки, особенно хоровых концертов. В них он нередко выходил за строгие церковные рамки. В композициях Бортнянского чувствовалось влияние оперы, маршевые и танцевальные ритмы. Медленные части произведений иногда напоминали городские романсы.
Творчество Бортнянского
Творчество Дмитрия Бортнянского невозможно уместить только в одном сборнике. Композитор писал разнообразную музыку. Для придворной Капеллы – духовную, для малого двора – светские композиции. Многие хоровые концерты написаны с явными признаками классического стиля. Произведения в основном 3-х или 4-х частных циклов, не связанных между собой тематически.
К сожалению, до наших дней дошло очень мало произведений этого направления. Большинство из этих музыкальных шедевров одночастные. В инструментальных произведениях многие ценители отмечают, что заметны национальные украинские черты.
Личная жизнь композитора
Супругой Бортнянского Дмитрия Степановича была скромная, спокойная Анна Ивановна. У них родился сын, которого они назвали Александром. Когда он вырос – служил поручиком в гвардии. Со временем Александр женился, и у него родились двое детей – дочь Марья и сын, названный в честь деда.
Внук Бортнянского пошел по стопам своего знаменитого родственника. У мальчика был чудесный голос, и Дмитрий Степанович зачислил внука певчим в Капеллу. Жила семья Бортнянского в большом двухэтажном доме, украшенном дубовой резной дверью. У Дмитрия Степановича был свой рабочий кабинет, в котором он любил в задумчивости проводить время вечерами.
К числу близких людей была причислена и Александра Михайловна, 27-летняя девица. Никто, даже она сама, ничего не знала о своих родителях. Еще малолетнюю Александру приютили Дмитрий Степанович с супругой, и с тех пор девочка стала считаться членом семьи. Бортнянские воспитывали ее как собственную дочь.
Последние годы жизни
Он много работал над полным изданием своих сочинений. В книги он вложил немало собственных средств, но многие так и не увидел. Дмитрий Степанович успел издать лишь часть хоровых концертов, которые были написаны еще в молодости. Полное собрание его сочинений из десяти томов появилось только в 1882 году, под редакцией Чайковского.
Композитор Дмитрий Бортнянский скончался в Петербурге, 27 сентября (10 октября по новому исчислению) в 1825 году. В этот день он вызвал к себе хор Капеллы. Композитор попросил исполнить один из своих концертов, и тихо умер под любимые звуки музыки.
Дмитрий Степанович был похоронен на Васильевском острове, на Смоленском кладбище. На могиле знаменитого русского композитора был установлен обелиск и памятник. Затем последовал акт вандализма, и в 1953 г. захоронение было перенесено в Александро-Невскую лавру, в Пантеон деятелей культуры.
В память о великом русском композиторе именем Бортнянского было названо училище искусств в Сумах, Черниговский камерный хор и улица в Львове. На родине Дмитрия Степановича, в Глухове, установлен памятник, который вылепил скульптор Коломиец И. А. В 90-х гг. украинская артистка Наталья Свириденко создала Трио имени Бортнянского (сопрано, флейта и клавесин).
Наследие великого композитора
После смерти мужа Анна Ивановна отдала в Капеллу на хранение рукописи сочинений и гравированные нотные доски. Однако все чаще исполнялись его хоровые концерты, а светские сочинения в виде инструментальных и оперных произведений оказались постепенно забыты.
О светских сочинениях вновь заговорили еще через 50 лет. К этому времени многие произведения композитора оказались навеки утраченными, так как после 1917 г. архив Капеллы был расформирован по разным хранилищам. Часть сборников Бортнянского так и не была найдена. Исчезли и произведения, посвященные княжне Марии Федоровне.
Слова к гимну написал М. Херасков (годы рождения и смерти: 1733, Переяславль — 1803, Москва) — российский поэт и государственный деятель. Музыку — Дмитрий Бортнянский, земляк Максима Березовского и также — один из основателей русской классической музыки.
Город Глухов
И снова украинский город Глухов — один из древнейших. Славился этот город своими хорами. Глуховские певчие были известны по всей империи, да и по всему миру. Там 26 октября (дата, возможно, нуждается в уточнении) 1751 года родился Дмитрий Степанович Бортнянский. Родовая фамилия была другая, отец музыканта поменял ее, по названию родной деревни.
К тому времени в гетманство вступил граф Разумовский и ввел там к тому же празднества по петербургскому образцу. И первая в тогдашней России музыкально-хоровая школа была создана именно в Глухове, специальным императорским указом, была та школа на государственном обеспечении. В нее и отдали мальчика, который с раннего детства выказал незаурядный талант. С еще одним выпускником — Григорием Сковородой — Бортнянский вряд ли успел познакомиться. А с Максимом Березовским — не мог не пересекаться. Может быть, в Глухове, может, в Санкт-Петербурге, может быть — в Италии.
Дмитрий Бортнянский
Уже в 7-летнем возрасте Д. Бортнянский был принят в Певческую капеллу Санкт-Петербурга (которой впоследствии руководил). Певчие жили на полном довольствии, одновременно работая и учась. Биографы отмечают поразительный случай: однажды во время заутрени Дмитрий заснул. На службе присутствовала императрица Елизавета, которая повелела мальчика не наказывать, а отнести досыпать на ее половину.
В 17 лет его за государственный счет (особая стипендия типа пансиона) отправляют в Италию — получать дальнейшее образование.
Максим Березовский выбрал Болонью — и стал академиком Болонской Академии почти одновременно с Моцартом. Бортнянский выбрал Венецию — и не случайно: это был город его учителя — венецианца Бальтассара Галуппи.
Итальянцы в России
Бортнянский у итальянцев
К. Ковалев-Случевский в книге о Бортнянском из серии ЖЗЛ приводит сведения и о том, что приходилось Д. Бортнянскому выполнять и некоторые дипломатические поручения. Но это за рамками данного текста.
И снова — Санкт-Петербург
В российской столице Бортнянский становится во главе той самой Придворной певческой капеллы, где сам пел мальчиком. Кроме этого, он обучает музыке царских детей — в том числе, будущих императоров. Он продолжает писать музыку — это и духовная музыка, и светская.
Херувимская песнь
В середине 20 века прах Д. Бортнянского был перенесен в Александро-Невскую лавру.
Музыка Дмитрия Бортнянского звучит и сейчас. Уже давно не ставятся оперы на античные сюжеты, не звучит гимн в исполнении кремлевских курантов, а вот духовную музыку и инструментальные концерты можно при желании услышать.
Но все же недостаточно известны имена Березовского и Бортнянского. Постараемся восполнить пробел и послушаем что-нибудь в комментариях (Херувимская песнь номер 7, бывший гимн Российской империи и он же — уже как духовный гимн в Германии).
Слайды и текст этой презентации
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО М.С.БЕРЕЗОВСКОГО И Д .С . БОРТНЯНСКОГО
ВЫПОЛНИЛ ученик МАОУСОШ №12 г Таеанрога
Плыгунов Алексей
ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ БОРТНЯНСКИЙ ( 1751-1825)
Русский композитор - выдающийся мастер хоровой духовной музыки.Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Стараясь возродить лучшие образцы древнего пения, трудился над гармонизацией Знаменного распева.Создатель партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой .
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1786—1795 — Обучение музыке Марии Федоровны, детей Павла, создание цикла сонат для клавесина, Концерта для чембало с оркестром, Квинтета, Концертной симфонии — первого в России симфонического произведения.
1825, 27 сентября (10 октября по н.с.) — кончина в Санкт-Петербурге, позднее — погребение на Смоленском кладбище.
1953 — перенесение праха Бортнянского со Смоленского кладбища в Пантеон деятелей российской культуры в Александро-Невской лавре.
МАКСИМ СОЗОНТОВИЧ БЕРЕЗОВСКИЙ ( 1745- 1777)
Русский композитор - создатель православной духовной музыки
Многие музыкальные академии в Италии избрали его своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика.
Максим Созонтович Березовский окончил Киевскую Духовную Академию, по окончании её был в капелле, где занимался композицией у Цопписа. Так как он отличался особенной одаренностью, то был послан для усовершенствования композиции в Италию. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, у которого занимался и Моцарт. В 1771 году Березовский вернулся в Россию. Здесь судьба его сложилась крайне трагично: Березовский не получил признания и в припадке горячки покончил с собой.
Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем , является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества.
Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.
Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академии. По приезде в Петербург (1758) юноша благодаря своему прекрасному голосу был определен в штат музыкантов наследника престола Петра Федоровича, где стал получать уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у итальянского педагога Нунциани. На рубеже 1750-60-х гг. Березовский уже исполнял ответственные партии в операх Ф. Арайи и В. Манфредини, шедших на придворной сцене, соперничая в мастерстве и виртуозности с лучшими итальянскими певцами. После дворцового переворота 1762 г. Березовский, как и другие артисты из штата Петра III, был переведен Екатериной II в итальянскую труппу. В октябре 1763 г. композитор женился на танцовщице труппы Франциске Ибершер. Выступая с сольными партиями в оперных спектаклях, Березовский пел также и в Придворном хоре, что обусловило интерес композитора к хоровым жанрам. По свидетельству биографа П. Воротникова, его первые духовные концерты ("Приидите и видите", "Вси языцы", "Тебе бога хвалим", "Господь воцарися", "Хвалите господа с небес") показали его исключительное дарование и хорошее знание законов контрапункта и гармонии. В мае 1769 г. Березовский был направлен для совершенствования профессионального мастерства в Италию. В знаменитой Болонской академии, по преданию, он занимался под руководством выдающегося теоретика и педагога падре Мартини.
15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чешским композитором И. Мысливечеком экзамен, Березовский был принят в число членов Академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно он создал свою первую и, вероятно, единственную оперу "Демофонт", успех которой был отмечен в ливорнской газете: "Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским, который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием". Опера "Демофонт" подвела итог "итальянскому" периоду жизни Березовского - 19 октября 1773 г. он покинул Италию.
Вернувшись в Россию в расцвете творческих сил, Березовский не встретил должного отношения к своему таланту при дворе. Судя по архивным документам, композитор так и не был определен на службу, соответствующую званию члена Болонской академии. Сблизившись с Г. Потемкиным, Березовский некоторое время рассчитывал на должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны (кроме Березовского князь собирался также привлечь Дж. Сарти и И. Хандошкина). Но проект Потемкина так и не был осуществлен, и Березовский продолжал работать в капелле в качестве рядового служащего. Безысходность положения, личное одиночество композитора в последние годы привели к тому, что, заболев горячкою в марте 1777 г., Березовский в одном из приступов болезни покончил жизнь самоубийством.
Драматична судьба творческого наследия композитора: большинство произведений, звучавших на протяжении всего XIX в., оставались в рукописях долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале нашего столетия они были безвозвратно утрачены. Из инструментальных произведений Березовского известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор. Утеряна партитура оперы "Демофонт", поставленной в Италии: до наших дней дошли только 4 арии. Среди многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько духовных концертов. Среди них - "Господь воцарися", являющийся наиболее ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и "Не отвержи мене во время старости", ставший кульминацией творчества композитора. Этот концерт по сравнению с другими произведениями последних лет имеет более счастливую судьбу. Благодаря своей популярности он получил широкое распространение и был дважды напечатан в первой половине XIX в. (1818, 1841).
Влияние мелодики, полифонической техники, гармонии и образного строя концерта прослеживается в творчестве младших современников Березовского - Бортнянского, С. Дегтярева, А. Веделя. Будучи истинным шедевром музыкального искусства, концерт "Не отвержи" знаменует собой наступление классического этапа в развитии отечественного хорового творчества.
Даже единичные образцы творчества Березовского позволяют говорить о широте жанровых интересов композитора, об органичном соединении в его музыке национальной мелодики с общеевропейскими приемами и формами развития.
Композиторская музыка в России начала делать свои первые шаги только в XVIII в. Её истоком было народное творчество. Именно в XVIII в. его начали собирать, исследовать и записывать.
В Петербурге и Москве начали ставить оперы. Появились и свои композиторы: Осип Козловский (1757-1831), Михаил Соколовский (1756-?), Михаил Матинский (1750-1820), Даниил Кашин (1769-1841), Дмитрий Бортнянский (1751-1825).
Дмитрий Степанович Бортнянский был не только композитором, но и певцом и дирижёром. Он автор опер, хоров, увертюр, концертов, сонат, маршей, разнообразной инструментальной музыки, а также духовных произведений. Его творческая жизнь сложилась очень счастливо, что редко бывает с истинными талантами.
Происхождение и детство
По отцу, Штефану Шкурату, род Бортнянских восходит к русинам (этнографическая группа украинцев). Казак Штефан Шкурат состоял на службе у гетмана К.Г. Разумовского. Он сам изменил свою фамилию на более благородную по названию села, где родился. Польское село Бортне расположено недалеко от польско-словацкой границы. Так Штефан Шкурат стал Степаном Васильевичем Бортнянским.
Мать – Марина Дмитриевна Бортнянская (по первому мужу Толстая).
Дмитрий Бортнянский родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) 28 октября 1751 г.
Музыкальные способности у него проявились очень рано, удивительно красивым и чистым был его голос (дискант), поэтому уже в 5 лет его отдали в Певческую школу в Глухове, где он 2 года учился вместе с будущим композитором М. Березовским. Здесь маленькие певчие занимались вокалом и игрой на музыкальных инструментах (бандуре, гуслях, скрипке).
Краткая биография
Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)
Личная жизнь
Жена: Анна Ивановна Бортнянская.
Дети: сын Александр – военный. Служил в гвардии в чине поручика.
Внуки: Марья и Дмитрий. Дмитрий имел сильный и красивый голос и ещё в раннем детстве был принят дедом в капеллу певчим.
В семье Бортнянского приютили и воспитали сироту Александру Михайлову.
Дмитрий Бортнянский (рисунок 1841 г.)
Значение деятельности
Он много сделал для развития хорового искусства:
- Отделил хор a capella от оперного.
- Повысил певчим жалования.
- Строил для певчих новые жилые корпуса.
- Хранил и развивал вокальные традиции капеллы.
В начале 1800-х гг. ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы.
Бортнянский – автор духовных произведений. Его духовная музыка сильно изменила церковное пение в России. Он создал новый тип духовного хорового концерта. Новаторство этих концертов в том, что в них он использовал элементы народной музыки и маршевые ритмы, лирические песенные мотивы и танцевальные мелодии.
Памятник Д.С. Бортнянскому в Глухове
Музыка композитора отличается безупречным художественным вкусом, сдержанностью, благородством, классической ясностью, высоким профессионализмом, которого он добился в результате изучения современной европейской музыки.
Творческое наследие Бортнянского поражает жанровым разнообразием: 6 опер, более 100 произведений для хора, множество инструментальных произведений, произведений для клавесина и оркестра, романсов, ораторий.
В XIX в. его музыка была почти забыта, оценивалась порой как слишком слащавая, но в XX в. о ней вспомнили и сейчас она вновь вернулась к слушателям. А его духовная музыка всегда пользовалась популярностью.
- 55 духовных хоровых концертов для четырёхголосного хора.
- 12 духовных концертов.
- 30 хоровых концертов.
- Около 20 переложений церковных песнопений.
Бортнянский одним из первых в России начал писать кантаты, очень сложный музыкальный жанр (вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра).
Он пользовался любовью соотечественников не только как композитор, но и как разносторонне одаренная личность, обладавшая редким обаянием. Был страстным коллекционером, собирал произведения живописи и скульптуры.
Читайте также: