Трудные случаи употребления родительного падежа сообщение

Обновлено: 07.05.2024

Грамматические нормы - это правильное образование и употребление морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.

Таким образом, грамматические нормы подразделяются на морфологические и синтаксические.

Рассмотрению предлагаются наиболее частые нарушения морфологических норм, встречающиеся в речевой практике.

Группировку их целесообразно привести по частям речи.

При употреблении существительных в речи ошибки возникают прежде всею в категориях рода, числа и падежа.

Категория рода в русском языке достаточно стабильна и легко узнаваема по значению слова (содержательный признак) и по его окончанию (формальный признак).

1. В деловой речи слов мужского роба больше, чем слов женского. Например, в определении традиционных профессий есть случаи существования двух форм рода (учитель - учительница), но есть слова, имеющие только мужской род (врач, геолог). Для подавляющего большинства названий новых профессий, входящих в сферу официально-делового употребления, эквивалента в женском роде не г. брокер, менеджер, дилер и пр.

Да и нужно ли создавать их искусственно?

Речевая практика свидетельствует, что параллельные формы возникают при обозначении лиц в том случае, если данная специальность (профессия, род занятий, должность) в равной мере соотносится и с мужским и с женским трудом: продавец - продавщица, заведующий - заведующая. И есть профессии и должности, как традиционные, так и новые, преимущественно мужские: геолог, директор, брокер. Словообразованиям, существующим в разговорной речи (директорша, бухгалтерша), сопутствует сниженный, иногда пренебрежительный оттенок значения. В деловой речи это недопустимо еще и потому, что возможно разночтение: директорша - это женщина-директор или жена директора! Скорее второе.

Как же употреблять слова мужского рода, если в конкретном случае это понятие соотносится с женщиной! В сочетании и с глаголами прошедшего времени и с прилагательными существительное согласуется по законам сочетания слов мужского рода:

Директор отдал распоряжение.

Брокер Иванова - прекрасный специалист.

- Это положение распространяется и на падежные изменения слова:

Иванова выбрали председателем. Командировать ревизора Иванову.

2. Несклоняемые существительные, как правило, - слова иноязычного происхождения.

Род несклоняемых существительных (знать его важно, чтобы не допустить ошибок в согласовании слов) связан со значением слова. Прежде всего: одушевленный или неодушевленный предмет обозначает данное существительное?

3. Несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, обычно соотносятся со средним родом (вето, кредо), за небольшими исключениями (кофе - муж. р.).

4. Несклоняемые иноязычные слова, обозначающие одушевленные предметы (животных, птиц и т. д.), относятся к мужскому роду: маленький шимпанзе, разноцветный какаду.

5. Слова деловой сферы - название человека по профессии, социальному положению - относятся к мужскому или женскому роду по соотнесенности с реальным полом обозначенного лица: богатый рантье, старая леди.

6. Только к мужскому роду относятся такие несклоняемые существительные названной группы: атташе, буржуа, крупье.

7. К числу несклоняемых существительных женского рода относятся некоторые из принятых обращений: мадам, мисс, миссис, мадемуазель (слова, имеющие традиционные для женского рода окончание - синьора, сударыня - склоняются).

8. Двуродовыми являются слова: визави, протеже, инкогнито. Их согласование предопределяется полом лица, о котором идет речь: девушка - моя визави, пришел ваш протеже (мужчина).

9. Род существительных с основой на мягкий согласный (рояль, бандероль, табель) колеблется между мужским и женским, преобладающая тенденция – вариант мужского рода: черный рояль, подписанный табель.

10. Грамматический род сложно-составных терминов (кафе-столовая, фабрика-поставщик, фирма-партнер) определяется по ведущему слову, чаще по первому, более значимому в данном сочетании: красивая витрина-стенд (витрина, использованная для размещения стенда), большой завод-лаборатория (дополнительная функция завода).

Категория числа имен существительных тоже достаточно сложна, некоторые ее особенности могут провоцировать возникновение речевых ошибок.

Так, большинство существительных, обозначающих предмет, имеет единственное и множественное число:

1. Существуют слова, употребляющиеся только во множественном числе: кавычки, каникулы, сутки, счеты, чернила (названа лексика деловой сферы общения): и слова, употребляющиеся только в единственном числе: крестьянство, молодежь, человечество, профессура. Единственное число в данном случае отражает категорию собирательности.

2. По аналогии возможно употребление в значении множественного числа существительных в единственном числе: студент, клиент, покупатель (покупатель всегда прав).

Категория падежа.

В системе падежей трудности употребления слова соотносятся прежде всего с родительным и предложным падежами.

1. Родительный падеж используется для таких значений слова-предмета:

- при отрицании: нет времени, не хватает подписи;

- при соотношении действующего лица и объекта: постройка дома, решение собрания, составление отчета;

2. Вариантные падежные окончания возникают при употреблении слов мужского рода в первом значении в сочетаниях типа: не показывать вида (у/, нет износа (у), нет отбоя (ю).

Здесь правомерны оба варианта, формы на -у (-ю) убывают: происходит подравнивание под общую модель родительного падежа для слов второго склонения: (нет чего?) дома, здания.

3. При. употреблении слов в третьем значении таких случаев больше:

- у имен существительных с вещественным значением: купить (чего?) сахар(у), сыр(у), чая(ю).

В речевой практике выбор варианта окончания А-Я или У-Ю определяется сочетанием слова: в глагольных сочетаниях предпочтение отдается У-Ю (отрезать сыру, налить чаю); при наличии определения более принято окончание А-Я (стакан горячего чая); то же окончание А-Я - при сочетании с другим существительным (конкретное обозначение количества): тонна сахара, килограмм сыра.

- в устойчивых выражениях закрепился вариант окончания У-Ю: дать маху, сбиться с толку, спору нет.

4. В предложном падеже варианты окончаний также соотносятся с существительными мужского рода: в цехе - в цеху, в лесе - в лесу.

Вариант окончания У-Ю предпочтителен тогда, когда слово употреблено в обстоятельственном значении (возможны вопросы: где? откуда' как?): растет в лесу (но — о лесс), работает в цеху, вышел из дому, держать на весу, находиться в строю.

Употребление форсы У-Ю более характерно для профессиональной речи и имеет оттенок просторечия; форма окончания - Е имеет книжный характер. Сравните: в отпуске — в отпуску, в цехе - в цеху, на грунте - на грунту.

5. Параллельные формы родительного падежа во множественном числе отмечаются у существительных всех родов.

Здесь предписания нормы более строги: пара сапог, но не сапогов (это грубая ошибка).

Это так называемое нулевое окончание, характерное для следующих групп существительных:

- названия парных предметов: (пара) ботинок, валенок, чулок (но- носков);

- названия некоторых национальностей: (много) англичан, армян, башкир, болгар, осетин, румын, терок, цыган (но - киргизов, таджиков и др.);

- некоторые названия единиц измерения, обычно употребляющихся с именами числительными: (несколько) ампер, ватт, грамм и др.; здесь в некоторых случаях возможны два варианта: граммов - грамм, килограммов - килограмм.

6. Для родительного падежа множественного числа некоторых существительных женского рода нормативными являются формы:

- домен, кочерег, сплетен, кровель;

- долей, свечей, пригоршней. (Обратите внимание на разницу в ударении).


Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.


Что такое родительный падеж множественного числа существительных?

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего?, выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.

Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных: яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.

Образование форм родительного падежа множественного числа

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

Склонение Примеры
1 склонение Сосен, тарелок, черешен, земель, мужчин, дедушек
2 склонение Слонов, столбов, королей, гениев, блюд, зерен, платьев, устьев, селений, решений
3 склонение Метелей, ночей, дочерей
Разносклоняемые существительные Путей, детей, времен, знамен
Существительные, которые имеют только формы мн. числа Ножниц, каникул, штанов, очков, дрожжей, будней

Трудные случаи образования форм

При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно выделяя падежное окончание.

Как известно, одной из особенностей русского языка является наличие падежей и склонений. Именно необходимость видоизменять слова, в зависимости от контекста, и делает язык таким сложным для изучения. В этой статье мы подробно разберем все особенности родительного падежа, чтобы с ним не возникало сложностей при сдаче экзаменов и просто при написании писем, документов после окончания школы.

В чем сложности родительного падежа?

Родительный падеж является одним из самых трудных для изучения и применения. Связано это, в первую очередь, с необычными окончаниями, написание которых сильно отличается от их звучания. Слова в такой форме косвенно выражают значение предмета, если идут в паре с существительными, или объективное, субъективное отношение, если это словоформы с глаголами или отглагольными существительными.

Рис. 1. Виды падежей в русском языке

Рис. 1. Виды падежей в русском языке Сначала нужно запомнить, что все слова в родительном падеже отвечают на вопросы “Кого?” или “Чего?”.

Важно! Чтобы поставить слово из именительного в родительный падеж, надо перед словом устно поставить слово “нет”.

  • Стул - “нет чего?” Стула.
  • У меня нет своего самолета.
  • В аудитории нетлекторов.
  • Никогоне было во дворе дома.
  • У нее не будет больше такого же платья.

Поможет предлог

  • У Вани много мячиков.
  • От его дома можно за 5 минут дойти до речки.
  • Без Солнца не было бы жизни на Земле.
  • Находясь возле Тани, Миша всегда чувствовал себя немного смущенно.

Контекст и взаимоотношение предметов и действий

  1. Субъектные.
  2. Объектные.
  3. Определяющие предмет.

Рис. 2. Окончания в родительном падеже

Окончания

Тема падежей первоначально изучается в 4 классе. И опять же, из-за наличия некоторых нюансов, которые к Основному государственному экзамену (ОГЭ) и Единому государственному экзамену (ЕГЭ) благополучно забываются, на экзамене школьники крайне часто допускают досадные и порой глупые ошибки. Повторив основы этого материала, можно значительно облегчить себе подготовку к важным экзаменам по типу ОГЭ или ЕГЭ.

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных. Привожу ниже сокращенный перечень словоформ с учетом степени их употребительности и представленности в тестах ЕГЭ.

ВложениеРазмер
trudnye_sluchai_obrazovaniya_form_imen_sushchestvitelnyh.docx 19 КБ

Предварительный просмотр:

Трудные случаи образования форм слова

Одно из заданий ЕГЭ проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных. При работе с таблицами следует обращать внимание не только на окончания, но и на ударение, поскольку именно ударение часто является ошибочным.

Читайте также: