Трудные случаи употребления родительного падежа сообщение
Обновлено: 07.05.2024
Грамматические нормы - это правильное образование и употребление морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.
Таким образом, грамматические нормы подразделяются на морфологические и синтаксические.
Рассмотрению предлагаются наиболее частые нарушения морфологических норм, встречающиеся в речевой практике.
Группировку их целесообразно привести по частям речи.
При употреблении существительных в речи ошибки возникают прежде всею в категориях рода, числа и падежа.
Категория рода в русском языке достаточно стабильна и легко узнаваема по значению слова (содержательный признак) и по его окончанию (формальный признак).
1. В деловой речи слов мужского роба больше, чем слов женского. Например, в определении традиционных профессий есть случаи существования двух форм рода (учитель - учительница), но есть слова, имеющие только мужской род (врач, геолог). Для подавляющего большинства названий новых профессий, входящих в сферу официально-делового употребления, эквивалента в женском роде не г. брокер, менеджер, дилер и пр.
Да и нужно ли создавать их искусственно?
Речевая практика свидетельствует, что параллельные формы возникают при обозначении лиц в том случае, если данная специальность (профессия, род занятий, должность) в равной мере соотносится и с мужским и с женским трудом: продавец - продавщица, заведующий - заведующая. И есть профессии и должности, как традиционные, так и новые, преимущественно мужские: геолог, директор, брокер. Словообразованиям, существующим в разговорной речи (директорша, бухгалтерша), сопутствует сниженный, иногда пренебрежительный оттенок значения. В деловой речи это недопустимо еще и потому, что возможно разночтение: директорша - это женщина-директор или жена директора! Скорее второе.
Как же употреблять слова мужского рода, если в конкретном случае это понятие соотносится с женщиной! В сочетании и с глаголами прошедшего времени и с прилагательными существительное согласуется по законам сочетания слов мужского рода:
Директор отдал распоряжение.
Брокер Иванова - прекрасный специалист.
- Это положение распространяется и на падежные изменения слова:
Иванова выбрали председателем. Командировать ревизора Иванову.
2. Несклоняемые существительные, как правило, - слова иноязычного происхождения.
Род несклоняемых существительных (знать его важно, чтобы не допустить ошибок в согласовании слов) связан со значением слова. Прежде всего: одушевленный или неодушевленный предмет обозначает данное существительное?
3. Несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, обычно соотносятся со средним родом (вето, кредо), за небольшими исключениями (кофе - муж. р.).
4. Несклоняемые иноязычные слова, обозначающие одушевленные предметы (животных, птиц и т. д.), относятся к мужскому роду: маленький шимпанзе, разноцветный какаду.
5. Слова деловой сферы - название человека по профессии, социальному положению - относятся к мужскому или женскому роду по соотнесенности с реальным полом обозначенного лица: богатый рантье, старая леди.
6. Только к мужскому роду относятся такие несклоняемые существительные названной группы: атташе, буржуа, крупье.
7. К числу несклоняемых существительных женского рода относятся некоторые из принятых обращений: мадам, мисс, миссис, мадемуазель (слова, имеющие традиционные для женского рода окончание - синьора, сударыня - склоняются).
8. Двуродовыми являются слова: визави, протеже, инкогнито. Их согласование предопределяется полом лица, о котором идет речь: девушка - моя визави, пришел ваш протеже (мужчина).
9. Род существительных с основой на мягкий согласный (рояль, бандероль, табель) колеблется между мужским и женским, преобладающая тенденция – вариант мужского рода: черный рояль, подписанный табель.
10. Грамматический род сложно-составных терминов (кафе-столовая, фабрика-поставщик, фирма-партнер) определяется по ведущему слову, чаще по первому, более значимому в данном сочетании: красивая витрина-стенд (витрина, использованная для размещения стенда), большой завод-лаборатория (дополнительная функция завода).
Категория числа имен существительных тоже достаточно сложна, некоторые ее особенности могут провоцировать возникновение речевых ошибок.
Так, большинство существительных, обозначающих предмет, имеет единственное и множественное число:
1. Существуют слова, употребляющиеся только во множественном числе: кавычки, каникулы, сутки, счеты, чернила (названа лексика деловой сферы общения): и слова, употребляющиеся только в единственном числе: крестьянство, молодежь, человечество, профессура. Единственное число в данном случае отражает категорию собирательности.
2. По аналогии возможно употребление в значении множественного числа существительных в единственном числе: студент, клиент, покупатель (покупатель всегда прав).
Категория падежа.
В системе падежей трудности употребления слова соотносятся прежде всего с родительным и предложным падежами.
1. Родительный падеж используется для таких значений слова-предмета:
- при отрицании: нет времени, не хватает подписи;
- при соотношении действующего лица и объекта: постройка дома, решение собрания, составление отчета;
2. Вариантные падежные окончания возникают при употреблении слов мужского рода в первом значении в сочетаниях типа: не показывать вида (у/, нет износа (у), нет отбоя (ю).
Здесь правомерны оба варианта, формы на -у (-ю) убывают: происходит подравнивание под общую модель родительного падежа для слов второго склонения: (нет чего?) дома, здания.
3. При. употреблении слов в третьем значении таких случаев больше:
- у имен существительных с вещественным значением: купить (чего?) сахар(у), сыр(у), чая(ю).
В речевой практике выбор варианта окончания А-Я или У-Ю определяется сочетанием слова: в глагольных сочетаниях предпочтение отдается У-Ю (отрезать сыру, налить чаю); при наличии определения более принято окончание А-Я (стакан горячего чая); то же окончание А-Я - при сочетании с другим существительным (конкретное обозначение количества): тонна сахара, килограмм сыра.
- в устойчивых выражениях закрепился вариант окончания У-Ю: дать маху, сбиться с толку, спору нет.
4. В предложном падеже варианты окончаний также соотносятся с существительными мужского рода: в цехе - в цеху, в лесе - в лесу.
Вариант окончания У-Ю предпочтителен тогда, когда слово употреблено в обстоятельственном значении (возможны вопросы: где? откуда' как?): растет в лесу (но — о лесс), работает в цеху, вышел из дому, держать на весу, находиться в строю.
Употребление форсы У-Ю более характерно для профессиональной речи и имеет оттенок просторечия; форма окончания - Е имеет книжный характер. Сравните: в отпуске — в отпуску, в цехе - в цеху, на грунте - на грунту.
5. Параллельные формы родительного падежа во множественном числе отмечаются у существительных всех родов.
Здесь предписания нормы более строги: пара сапог, но не сапогов (это грубая ошибка).
Это так называемое нулевое окончание, характерное для следующих групп существительных:
- названия парных предметов: (пара) ботинок, валенок, чулок (но- носков);
- названия некоторых национальностей: (много) англичан, армян, башкир, болгар, осетин, румын, терок, цыган (но - киргизов, таджиков и др.);
- некоторые названия единиц измерения, обычно употребляющихся с именами числительными: (несколько) ампер, ватт, грамм и др.; здесь в некоторых случаях возможны два варианта: граммов - грамм, килограммов - килограмм.
6. Для родительного падежа множественного числа некоторых существительных женского рода нормативными являются формы:
- домен, кочерег, сплетен, кровель;
- долей, свечей, пригоршней. (Обратите внимание на разницу в ударении).
Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.
Что такое родительный падеж множественного числа существительных?
Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего?, выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.
Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных: яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.
Образование форм родительного падежа множественного числа
Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.
Склонение | Примеры |
1 склонение | Сосен, тарелок, черешен, земель, мужчин, дедушек |
2 склонение | Слонов, столбов, королей, гениев, блюд, зерен, платьев, устьев, селений, решений |
3 склонение | Метелей, ночей, дочерей |
Разносклоняемые существительные | Путей, детей, времен, знамен |
Существительные, которые имеют только формы мн. числа | Ножниц, каникул, штанов, очков, дрожжей, будней |
Трудные случаи образования форм
При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно выделяя падежное окончание.
Как известно, одной из особенностей русского языка является наличие падежей и склонений. Именно необходимость видоизменять слова, в зависимости от контекста, и делает язык таким сложным для изучения. В этой статье мы подробно разберем все особенности родительного падежа, чтобы с ним не возникало сложностей при сдаче экзаменов и просто при написании писем, документов после окончания школы.
В чем сложности родительного падежа?
Родительный падеж является одним из самых трудных для изучения и применения. Связано это, в первую очередь, с необычными окончаниями, написание которых сильно отличается от их звучания. Слова в такой форме косвенно выражают значение предмета, если идут в паре с существительными, или объективное, субъективное отношение, если это словоформы с глаголами или отглагольными существительными.
Рис. 1. Виды падежей в русском языке Сначала нужно запомнить, что все слова в родительном падеже отвечают на вопросы “Кого?” или “Чего?”.
Важно! Чтобы поставить слово из именительного в родительный падеж, надо перед словом устно поставить слово “нет”.
- Стул - “нет чего?” Стула.
- У меня нет своего самолета.
- В аудитории нетлекторов.
- Никогоне было во дворе дома.
- У нее не будет больше такого же платья.
Поможет предлог
- У Вани много мячиков.
- От его дома можно за 5 минут дойти до речки.
- Без Солнца не было бы жизни на Земле.
- Находясь возле Тани, Миша всегда чувствовал себя немного смущенно.
Контекст и взаимоотношение предметов и действий
- Субъектные.
- Объектные.
- Определяющие предмет.
Окончания
Тема падежей первоначально изучается в 4 классе. И опять же, из-за наличия некоторых нюансов, которые к Основному государственному экзамену (ОГЭ) и Единому государственному экзамену (ЕГЭ) благополучно забываются, на экзамене школьники крайне часто допускают досадные и порой глупые ошибки. Повторив основы этого материала, можно значительно облегчить себе подготовку к важным экзаменам по типу ОГЭ или ЕГЭ.
Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных. Привожу ниже сокращенный перечень словоформ с учетом степени их употребительности и представленности в тестах ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_sluchai_obrazovaniya_form_imen_sushchestvitelnyh.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудные случаи образования форм слова
Одно из заданий ЕГЭ проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных. При работе с таблицами следует обращать внимание не только на окончания, но и на ударение, поскольку именно ударение часто является ошибочным.
Читайте также: